- Как осуществляется надзор и зачем?
- Закон о банкротстве
- Предупреждение банкротства
- Признаки несостоятельности кредитной организации
- Финансовое оздоровление кредитной организации
- Самостоятельное финансовое оздоровление
- Замена администрации и реорганизация
Кредиты все больше становятся неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Бытовая техника, электроника, автомобили и даже элитное жилье оформляются в кредит. Впрочем, на рынке работает немало как надежных кредитных организаций, так и не самых надежных фирм, осуществляющих деятельность буквально на гране банкротства. Согласно закону, Центральный банк РФ обязан следить за деятельностью кредитных организаций, выявляя таковые, которые находятся на гране банкротства. Соответствующие фирмы получают поддержку или ликвидируются согласно закону о банкротстве кредитных организаций.
Вам также может быть интересно:
- Преднамеренное или фиктивное банкротство, основные признаки и наказание
- Как узнать о банкротстве предприятия?
- Покупка дебиторской задолжености на торгах по банкротству
Как осуществляется надзор и зачем?
В России существует, прежде всего, закон о «Центральном банке РФ». Этот закон регулирует деятельность основной финансовой структуры государства.
Согласно этому закону, ЦБ должен выполнять ряд специфических обязанностей, в том числе направленных на укрепление банковской системы. По сути, этот закон, требующий следить за стабильностью банковской системы.
Он обязует Центробанк следить и за кредитными организациями, которые находятся на гране банкротства, так как неплатежеспособные организации подрывают общее состояние рынка.
Центральный банк следит за деятельностью финансовых структур через систему нормативов и показателей.
Если показатели деятельности одного из банков существенно отклонились от нормативов, такая организация может быть признана ненадежной и неплатежеспособной и к ней будут применены некоторые ограничения.
Позволять рискованной организации выдавать кредиты нельзя, так как она не гарантирует выполнение своих обязательств. Одним словом, прежде всего на кредитных рынок оказывает влияние закон о «Центральном банке РФ», а не фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций.
Что же делает Центральный банк, если кредитная организация нарушила нормативы? В первую очередь закон предусматривает штраф в размере 1% от уставного капитала.
Казалось бы, 1% это должно быть немного, но если учесть сумму уставного капитала, которая зачастую составляет достаточно крупную цифру, то штраф оказывается весьма существенным. Во-вторых, Центробанк может принять меры в отношении кредитной организации для оздоровления ее активов вплоть до реорганизации.
Также для кредитной организации закон предусматривает возможность снижения нормативов на непродолжительный срок, например на период до 6 месяцев.
Если стандартные меры не помогают кредитной организации восстановить стабильность, закон о «Центральном банке РФ» позволяет регулятору запретить для финансовой организации проведение отдельных банковских операций. В крайнем случае может быть инициирована частичная или полная замена администрации финансового учреждения.
Закон о банкротстве
Впрочем, если никакие действия регулятора и привели к стабилизации работы финансового учреждения, то остается только один выход – ликвидация структуры по причине несостоятельности.
Банкротство банка происходит в рамках фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций.
Правда, данный закон не столько предусматривает процесс непосредственного банкротства, сколько предлагает меры, способные все же избежать процесса признания финансового учреждения несостоятельным.
Прежде всего, фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций дает определение понятию банкротства банка. Финансовая структура признается несостоятельной в том случае, если не способна выполнять свои обязательства перед кредиторами.
Закон определяет четкие критерии понятия невыполнения кредитной организацией своих обязанностей. Так, считается, что если банк в течение 14 дней после наступления крайней даты выполнения обязанностей согласно договору не способен все же их выполнить, то это уже может быть первым признаком будущей несостоятельности.
В итоге у кредитной организации может отзываться лицензия на выполнение работы.
Изменения в ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)»
Предупреждение банкротства
Существующий фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций направлен как на специфику проведения процедуры банкротства, так и предусматривает ряд мер по предотвращению банкротства. Так,
закон в первую очередь может предложить процедуру оздоровления финансовой структуры, ведь получив поддержку, банк, не исключено, сможет справиться со сложившимися трудностями и избежать банкротства.
Второе, что предлагает фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций, это смена руководства финансовой структуры – кредитная организация может частично поменять администрацию или полностью получить новое руководство. Независимые, компетентные специалисты должны сделать все, чтобы сохранить равновесие организации на рынке и избежать ее несостоятельности.
Ну и третье, что предлагает закон, это реорганизация банка.
Бывает, что даже помощь со стороны регулятора в виде финансовой поддержки и смены администрации не приводит к существенному улучшению ситуации, в этом случае вполне очевидно, что проблема может заключаться в изначально неправильно организованной работе финансовой структуры. Проводится реорганизация работы банка и данный этап считается последним перед окончательной процедурой банкротства.
Признаки несостоятельности кредитной организации
Закон о банкротстве банков определяет четкие признаки, при обнаружении которых регулятор начинает поддержку финансовой структуры для избегания банкротства. Просто так начать реорганизацию банка нельзя, даже частичная смена администрации может происходить лишь в случае конкретных признаков, указывающих на риск банкротства. Такими признаками могут быть:
- Прежде всего, конечно, признаком несостоятельности считается невыполнение обязательств перед кредиторами. Правда, регулятор не спешит инициировать процедуру банкротства, если финансовая организация один или два раза не вовремя выполнила свои обязательства. Речь идет о регулярных нарушениях на протяжении последних шести месяцев. Если банк постоянно нарушает сроки или вообще не выполняет обязательства, то закон позволяет применять в отношении структуры предусмотренные меры. Что касается обязательств перед кредиторами, то они считаются невыполненными, если с момента окончания соответствующего срока прошло 14 дней, однако по обязательным платежам такой срок составляет всего 3 дня.
- Второе – отсутствие денежных средств или их недостаток для уплаты обязательных платежей. Фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций предусматривает начало процедуры банкротства уже через 3 дня после просрочки.
- Резкое снижение суммы доступных финансовых средств. Даже если банк исполняет все свои обязательства перед кредиторами, однако доступная сумма средств на счетах падает до минимальных отметок, фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций рассматривает это как нарушение нормативов. Обычно если сумма доступных на счетах средств падает на 20% в течение 12 месяцев – это уже повод для начала процесса по избеганию банкротства, капитал надежных банков так резко не меняется.
- Нарушение ликвидности, установленной Центральным банком, тоже может говорить о надвигающемся банкротстве. Фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций предусматривает меры уже при снижении ликвидности на 10% за один месяц. Это позволяет максимально оперативно реагировать на состояние финансовой организации.
- Резкое сокращение капитала. Если сумма собственных средств на счетах кредитной организации падает в течение месяца ниже отметки уставного капитала, то это, согласно фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций, также становится поводом для мер по избеганию банкротства. Правда, этот пункт касается лишь финансовых организаций, работающих на рынке более двух лет, для молодых банков меры не применяются.
Финансовое оздоровление кредитной организации
Согласно фз о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций, первая мера по предупреждению банкротства кредитной организации – это финансовое оздоровление.
Происходит оздоровление банка очень просто: он получает прямую финансовую поддержку.
Впрочем, финансовая поддержка оказывается не только банкам, но и в некоторых случаях клиентам или их учредителям, если это способно улучшить положение организации на рынке.
Способы поддержки финансовой структуры могут быть разными, это:
- Размещение определенной суммы средств на депозитном счету банка. Деньги банк должен вернуть в течение шести месяцев вместе с начисленными процентами. Что касается размера процентов, то он должен соответствовать текущей ключевой ставке, установленной Центральным банком РФ.
- Предоставление банковских гарантий по кредитам. Иногда оказывается вполне эффективным средством не прямая финансовая поддержка, а финансовое поручительство, государство выступает гарантом возвращения кредитов и выполнения обязанностей перед кредиторами и это стабилизирует ситуацию.
- Отсрочка по платежам. Еще одна вполне эффективная, и при этом простая мера. Банк получает официальную отсрочку и не штрафуется при невыполнении кредитных обязательств в рамках ранее установленных сроков.
- Направление прибыли на погашения долгов. В этом случае финансовое оздоровление кредитной организации происходит практически целиком за счет внутренних процессов банка. Доход структуры запрещают распределять привычным образом и направляют на погашение задолженностей и другие цели, необходимые для предотвращения банкротства.
- Крайними мерами считаются прямые взносы в уставной капитал организации, а также прощение долга. Однако эти меры применяются далеко не во всех случаях при избегании банкротства.
Самостоятельное финансовое оздоровление
Бывает, что меры по избеганию банкротства, планируемые к осуществлению или осуществляющиеся, отменяются по причине самостоятельного улучшения финансовой стабильности организации.
Признаками стабилизации считается в первую очередь улучшение качества кредитного портфеля – например, это происходит при замене неликвидных активов ликвидными.
Далее оздоровление возможно благодаря четкому разделению всех активов в рамках структуры срочности – в соответствии со сроками обязательств.
Иногда работа кредитной организации налаживается благодаря непосредственному сокращению расходов, особенно эффективным может быть такой вариант в случае наличия небольших просрочек.
Ну и, конечно, Центральный банк констатирует улучшение финансового здоровья кредитной организации в том случае, если она увеличивает свой капитал. Тоесть увеличивает размер собственных средств, доступных на счетах.
Например, банк реализовал активы, которые не влияют на выполнение собственных обязательств и тем самым стабилизировал свою работу и сделал банкротство невозможным.
Замена администрации и реорганизация
Последние две меры, которые предусмотрены законом в отношении кредитных организаций, близких к банкротству, это смена администрации и реорганизация. Что касается первого, то замена администрации в целом может произойти во многих случаях – обычно поводом служит нарушение сроков выполнения обязательств перед кредиторами.
Просрочка в семь дней обычно уже становится поводом для начала процесса замены администрации. Также вопрос о смене администрации может быть поднят, если текущее руководство допускает снижение собственного капитала компании более чем на 30% в течение года, так как это напрямую нарушает установленные Центробанком РФ нормативы.
Что же касается реорганизации, то она чаще всего проводится путем слияния нескольких фирм или присоединения проблемной организации к стабильной. Если не одна из мер не способна остановить процесс банкротства, то признание кредитной организации несостоятельной уже становится необратимым.
Что же, как видите, процесс банкротства кредитных организаций довольно длинный и ему предшествуют четкие меры, направленные на стабилизацию ситуации в компании. Прежде всего, Центральный банк осуществляет надзор за банками и следит за выполнение ими нормативов.
Если нормативы нарушены, наступает время для действий в рамках закона о банкротстве и несостоятельности кредитных организаций. Этот закон не столько предусматривает непосредственное банкротство, сколько определяет меры по недопущению банкротства кредитной организацией.
Такие меры могут быть совершенно разными – прежде всего Центральный банк пытается оздоровить финансовое положение организации, разместив на его депозитном счету определенную сумму средств. Вторая серьезная мера – это предоставление определенных банковских гарантий по кредитным обязательствам.
Также банк может дать организации отсрочку по платежам или направить прибыль фирмы на погашение долгов. Остальные меры по стабилизации кредитной организации заключаются в смене администрации фирмы или ее реорганизации.
Только в случае неэффективности всех этих мер кредитная организация может начать непосредственную процедуру банкротства и быть признана несостоятельной.
Что можно сделать прямо сейчас:
- Оцените свою степень платежеспособности и примите все меры, для предотвращения банкротства
- Просмотрите видео в данной статье, чтобы быть осведомленным об изменениях в законодательстве
- Обратитесь с ходатайством о введении финансового оздоровления
Статья 42 закона №127-ФЗ "О несостоятельности и банкротстве": сроки принятия заявления, вынесение определения, обеспечительные меры
Порядок принятия заявления
Процедура принятия заявления включает следующие шаги:
- Заявитель собирает документы и подает заявление о банкротстве в арбитражный суд.
- Проверяется достаточность прилагаемых документов и корректность текста заявления.
- Выносится определение о принятии заявления.
- Принимаются и проверяются заявления от других лиц о банкротстве указанного лица.
- Проверяется обоснованность первоначального заявления.
- Назначается кандидатура арбитражного управляющего.
- Вводится процедура наблюдения.
- Суд запрашивает недостающие документы у заявителя.
Заявление, составленное некорректно или поданное с неполным пакетом документов, возвращается заявителю до вынесения определения за исключением случаев, когда суд обязан принять заявление – тогда документы истребуются до начала судебного разбирательства по делу. К таким документам относятся:
- документы, подтверждающие наличие обязательств у должника (например, кредитные договоры);
- справки о наличии просрочек по платежам;
- выписки из ЕГРЮЛ о статусе фирмы должника;
- список кредиторов с указанием контактных данных и требуемых сумм;
- протокол собрания работников фирмы должника, на котором выбран представитель работников для представления их интересов в суде;
- справка о стоимости собственности должника по оценке;
- бухгалтерская отчетность за последний период.
Если заявление не обязательно к принятию, суд может истребовать позже только недостающую бухгалтерскую отчетность фирмы должника, остальные бумаги нужно подавать сразу.
Обоснованность первоначально поданного заявления проверяется в период от 15 до 30 дней после вынесения судом определения, а заявления о банкротстве должника от других лиц проверяются в первые 15 дней после вынесения определения. При этом лица, заявившие о банкротстве после принятия первого заявления, учитываются судом как вступившие в дело.
При проверке обоснованности заявления суд оценивает достоверность указанных данных, фактическую платежеспособность должника исходя из его доходов и финансовых операций за последний год.
Как и куда подать заявление о банкротстве гражданина
Банкротство относится к юридической процедуре. Поэтому подача заявления о начале процесса происходит в Арбитражный суд по месту регистрации или фактического проживания должника.
Предусмотрены следующие способы подачи документов:
- Личное посещение. Заявитель сдает документы в секретариат Арбитражного суда.
- Через законного представителя должника.
- Почтовым отправлением. Заказным письмом с обязательной описью вложений.
- Через официальный сервис ассоциации Арбитражных судов Российской Федерации.
Справка: Способ подачи заявления о признании банкротства выбирается должником самостоятельно.
Определение о принятии заявления
Суд выносит определение о принятии заявления о банкротстве в течение 5 дней после его подачи, если в отношении заявленного лица допустимо возбудить дело о банкротстве в соответствии с 127-ФЗ. Фактически определение является документом, инициирующим разбирательство по делу о банкротстве.
В определении суда указываются:
- ФИО и контактные данные заявителя;
- наименование суда;
- реквизиты должника – номера ИНН, ЕГРЮЛ, адрес и дата регистрации;
- ФИО кандидата в управляющие должника или название некоммерческой организации, из числа членов которой будет выбран управляющий;
- дата следующего заседания;
- рекомендации к заявителю и другим сторонам дела;
- дата и подпись судьи.
Образец определения суда можно посмотреть здесь.
В рекомендациях судья обычно указывает, какие документы, квитанции и справки нужно подготовить заявителю к следующему заседанию.
В конце текста приводится суть определения – принять заявление, назначить предварительное заседание или заседание для разбора дела по существу.
В делах о банкротстве суд назначает предварительное заседание, на котором рассматривается обоснованность заявления и назначается арбитражный управляющий.
Согласно п. 4 ст. 42, арбитражный суд должен направить определение следующим лицам:
- заявителю;
- должнику;
- контрольным органам;
- некоммерческой организации арбитражных управляющих;
- регистрирующему органу (налоговой службе).
В регистрирующий юридические лица орган определение пересылается в электронном виде.
Если предприятие должника имеет право осуществлять деятельность, связанную с гостайной, то определение о принятии заявления направляется также в региональный орган ФСБ, при этом в определении указываются дополнительные требования к кандидату на должность управляющего фирмой должника на период наблюдения.
Порядок оформления и подачи должником заявления о признании должника – юридического лица банкротом
В зависимости от того, кто обращается с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) – сам должник или, например, кто-либо из кредиторов – будет различна специфика оформления и подачи такого заявления.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве)):
- сам должник;
- конкурсный кредитор;
- уполномоченные органы;
- работник, бывший работник должника (с требованиями о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда).
При этом для должника подача заявления о признании себя банкротом может быть как правом, так и обязанностью.
Согласно норме ст. 8 Закона о банкротстве должник вправе подать в арбитражный суд такое заявление в случае, если он, исходя из основных показателей своей хозяйственной деятельности, предвидит банкротство. Делая такой вывод, он должен руководствоваться обстоятельствами, с очевидностью свидетельствующими о скорой невозможности исполнения в установленный срок:
- денежных обязательств,
- и (или) требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,
- и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
Должник (в лице своего руководителя) обязан в течение одного месяца обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом при возникновении одного из следующих обстоятельств (ст. 9 Закона о банкротстве):
- удовлетворение требований одного (или нескольких) кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств (или обязанностей по уплате обязательных и (или) иных платежей) в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
- имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, по смыслу абз. 6 п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве обязанность руководителя обратиться с заявлением должника возникает в момент, когда находящийся в сходных обстоятельствах добросовестный и разумный менеджер в рамках стандартной управленческой практики должен был узнать о действительном возникновении признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества должника.
Руководителю организации-должника важно учитывать, что и реализуя свое право на подачу заявления о признании организации банкротом, и выполняя соответствующую обязанность, он должен правильно оценивать последствия своих действий.
Так, в случае если заявление о банкротстве подано должником в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве.
В свою очередь, нарушение обязанности по подаче заявления должника о банкротстве в арбитражный суд может повлечь субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам должника (ст. 61.12, п. 2 ст. 61.13 Закона о банкротстве).
При этом собственник имущества должника – унитарного предприятия обязан принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, а лица, имеющие право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника, либо иные контролирующие должника лица обязаны потребовать проведения досрочного заседания органа управления должника, уполномоченного на принятие решения о ликвидации должника, для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, которое должно быть проведено не позднее десяти календарных дней со дня представления требования о его созыве (п. 3.1 ст. 9 Закона о банкротстве).
Если же решение о подаче должником в арбитражный суд заявления о признании себя банкротом принято, такое заявление надлежит правильно оформить.
Заявление подается в письменной форме, подписывается руководителем должника или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом.
Заявление должника может быть подписано представителем должника в случае, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя (п. 1 ст. 37 Закона о банкротстве).
В то же время согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 44 Постановления от 22.06.
2012 N 35, при поступлении в дело о банкротстве процессуального документа, подписанного лицом, не имеющим полномочий на ведение дела о банкротстве, лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение такого дела, вправе в любое время одобрить ранее совершенные неуполномоченным лицом процессуальные действия. В заявлении согласно п. 2 ст. 37 Закона о банкротстве обязательно следует указать наименование арбитражного суда, сумму требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником, раскрыть причины возникновения задолженности и обосновать невозможность ее удовлетворения; при наличии таковой указать задолженность по обязательным платежам и по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, выплате компенсации сверх возмещения вреда, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумму вознаграждения авторов результатов интеллектуальной деятельности. Описывая кредиторскую задолженность организации, следует указать находящиеся на рассмотрении судов иски кредиторов, возбужденные исполнительные производства.
Обязательно в заявлении следует указать сведения об имеющемся у должника имуществе, регистрационные данные должника, номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций, форму допуска к государственной тайне руководителя должника (при наличии), а также перечень прилагаемых документов.
При подаче заявления о признании себя банкротом должник также должен соблюсти ряд обязательных условий: направить копии заявления конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника – унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления. В случае если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель работников должника, копии заявления должника направляются указанным лицам (п. 4 ст. 37 Закона о банкротстве).
Должник также не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве).
Доказательства отправки заявления и опубликования уведомления, наряду с документами, подтверждающими изложенные в заявлении обстоятельства, списком кредиторов и должников заявителя, бухгалтерским балансом на последнюю отчетную дату, документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, должны быть приложены к заявлению в виде подлинников или надлежащим образом заверенных копий.
Кто принимает участие в судебных спорах о банкротстве?
Правом на участие в споре о несостоятельности наделен ограниченный круг лиц. В соответствии со статьей 34 Закона о банкротстве (127-ФЗ) участниками судебного процесса являются:
- должник (организация, предприниматель или гражданин без регистрации в качестве ИП);
- кредиторы, обладающие правом требования к должнику, возникшим до обращения в судебный орган с заявлением о несостоятельности;
- арбитражный управляющий;
- налоговая служба;
- Росреестр;
- органы местного самоуправления.
В арбитражном процессе могут участвовать представитель собственника имущества должника, представитель работников, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, кредиторы по текущим платежам и иные лица, указанные в статье 35 Закона № 127-ФЗ.
Что нужно учитывать при добровольном банкротстве
При добровольном начале производства в первую очередь требуется уведомить о ликвидации налоговую службу. Должник направляет в инспекцию информацию о составе ликвидационной комиссии, в роли которых чаще всего выступают учредители предприятия.
Одновременно с этим публикуется решение о банкротстве и уведомляются кредиторы. Завершается процедура составлением ликвидационного баланса, который также подается в налоговую инспекцию.
Спустя 5 дней ликвидатору выдается свидетельство о прекращении деятельности организации.
Последствия признания должника банкротом
После процедуры рассмотрения поданного заявления о ликвидации судебный орган на основании действующего законодательства выносит одно из следующих решений:
- Признает должника банкротом. Одновременно с этим суд определяет дату открытия конкурсного производства по делу.
- Уведомляет об отсутствии признаков банкротства и отказывает.
- Определяет мероприятия по финансовому оздоровлению должника.
- Назначает внешнего управляющего.
В 2020 году процедура банкротства по-прежнему регламентируется ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» и проводится в индивидуальном порядке.
Что еще входит в пакет документов
Заявление – это далеко не все, что необходимо для запуска процедуры банкротства. Кроме него сюда включаются:
- учредительные бумаги фирмы;
- свидетельства о регистрации юр. лица и постановке на налоговый учет;
- банковские выписки;
- письменные подтверждения о наличии долгов;
- бухгалтерская и налоговая отчетность.
Помимо этого, могут потребоваться и другие бумаги – это нужно уточнять уже непосредственно при подготовке пакета документов.
Важно иметь в виду, что если заявление будет подано не по всей форме или будет отсутствовать какая-либо документация, иск останется без движения вплоть до исправления ситуации.
Кроме того, в некоторых случаях пренебрежение к требованиям законодательства по процедуре банкротства может привести к наложению штрафа на руководство фирмы и само предприятие.
Заявление о банкротстве
что происходит после подачи заявления на банкротство
Что происходит после того, как банкрот или кредиторы подали заявление о банкротстве ?
После того, как в арбитражный суд поступило заявление о признании гражданина – должника банкротом, судья изучает этот документ, вместе с приложенными к нему приложениями.
Необходимый перечень документов, который должен быть приложен к заявлению, содержится в АПК РФ и п.3 статьи 213.4 закона о банкротстве.
Указанный перечень документов, прилагается только в том случае если гражданин – должник инициирует банкротство в отношении себя. Содержание заявления должно соответствовать статье 37 закона о банкротстве.
Какое определение может вынести суд по заявлению физического лица о банкротстве ?
Изучая заявление о признании физлица банкротом, вместе с пакетом приложенных к нему документами, судьей арбитражного суда выносит одно из трех вариантов определений:
Вариант 1.Определение о принятии заявления о признании гражданина должника банкротом (статья 42 Закона о банкротстве).
Выносится, в случае, если все документы соответствуют АПК и ст. 213.4 (127 ФЗ «О Банкротстве») (если заявление подается самим банкротом на себя) или статье 213.5 (Если инициатором банкротства физического лица выступает его кредитор или уполномоченный орган (например – налоговая инспекция)
Судья арбитражного суда, куда были поданы документы, в определении указывает:
- наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть выбран финансовый управляющий (арбитражный управляющий);
- дату рассмотрения обоснованности поданного заявления о признании гражданина банкротом (статья 43 «Закона о банкротстве»).
Вариант 2.Определение об отказе в принятии поданного заявления.
Судья арбитражного суда, может вынести определение и об отказе в принятии заявления о признании физического лица банкротом, если установит что:
- Задолженность банкрота составляет менее 500 (пятьсот тысяч) рублей (исключение пункт 2 статьи 213.4. Закона о банкротстве);
- в отношении данного физического лица, арбитражным судом уже возбуждено производство по делу о банкротстве и введена одна из процедур применяемая при банкротстве.
Можно ли подать на банкротство при долге меньше 500 тысяч ? Евгений Ковалевуправляющий партнер Однако 127 ФЗ «О банкротстве» (пункт 2.статьи 213.4) позволяет гражданину, имеющему долги и менее 500 тысяч рублей, признать себя банкротом, с подачей соответствующего заявления.
Такое решение человека возможно при условии, что физическое лицо – должник отвечает признакам неплатежеспособности и/или недостаточности имущества.
Такая позиция согласуется с Законом о банкротстве и судебной практикой, приведем некоторые примеры которой:
- (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»);
- постановление ФАС Западно – сибирского округа от 26 сентября 2017 г. По делу № А03-2736/2017.
Вариант 3.Судьей выносится определение об оставлении без движения и возвращение заявления (статья 44 127 ФЗ «О банкротстве»).
Такое определение, может быть вынесено при условии, если при подаче заявления, гражданином были приложены не все документы перечисленные в пункте 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве.
В определении об оставлении заявления без движения указывается срок, в течение которого человек обязан устранить недостатки, указанные в нем, и предоставить недостающие документы в Арбитражный суд.
Если же причины, обстоятельства и недостатки, послужившие оставлению заявления без рассмотрения, должником устранены не были, тогда поданное этим гражданином – должником заявление о признании себя банкротом, вместе с приложенными к нему документами направляются ему назад, по указанному адресу.
При этом физическое лицо, желающее обанкротиться, не лишается права повторно обратиться в Арбитражный суд о признании себя банкротом.
В силу нестабильности современной экономики ни одно из предприятий не может быть полностью застраховано от процедуры банкротства, то есть неспособности вовремя платить по денежным обязательствам. Статус неплатежеспособности организаций определяется Арбитражным судом, если обнаружены все признаки несостоятельности банкротства.
Признаки несостоятельности компании
Неприятное слово «банкрот» имеет древнегреческие корни и дословно переводится как «сломанная скамья». «Банк» — это скамейки, которые стояли везде, где ростовщики проводили свои финансовые сделки. Если ее ломали, это означало полное денежное фиаско, откуда и произошло само понятие.
Согласно Федеральному закону РФ №127 понятие и признаки несостоятельности банкротства определены для всех юр лиц.
- Сумма долговых обязательств юридического лица превышает сумму в 300 тысяч рублей. В совокупном размере задолженности учитываются как просроченные обязательные платежи в бюджет, так и долги по кредитным обязательствам и другим заключенным договорам.
- Период невыплаты долгов перед кредиторами и государством дольше 3 месяцев.
Инициировать процесс о признании должника банкротом может как само руководство компании, так и представители государственных органов (налоговая инспекция, прокуратура, Фонд социального страхования и так далее), а также кредиторы, не получающие выплат.
Неформальные признаки неплатежеспособности предприятия
Кроме формального понятия и признаков процедуры несостоятельности банкротства, описанных в статьях 2 и 3 ФЗ, существуют и неформальные признаки определения неспособности должника вести дальнейшую предпринимательскую деятельность в надлежащем объеме.
- Финансовый. Заключается в выявлении резких скачков размеров ликвидных активов, роста дебиторской задолженности предприятия одновременно с дефицитом платежей за реализованный продукт. Наблюдается рост задолженности перед работниками по зарплате, существенное падение прибыли.
- Документарный. Отражается в документации компании — нарушаются сроки её предоставления, ухудшается качество финансовых отчетов.
- Управленческий. Здесь главную роль играет человеческий фактор — один из руководителей компании концентрирует все управление на себе, либо рассеивает полномочия между большой группой лиц, снижая уровень ответственности. Также может иметь место нарушение основных принципов ценообразования как в сторону снижения, так и повышения стоимости продукции.
Стороны, участвующие в определении неплатежеспособности должника
В процедуре признания несостоятельности банкротства и определения признаков такового согласно принятому законодательству участвует несколько заинтересованных сторон.
- Неплатежеспособная компания-субъект хозяйствования.
- Арбитражный суд — орган законодательной власти, регулирующий отношения в сфере предпринимательства и экономики.
- Исполнительный орган должника — наделенный руководящими полномочиями представитель компании, отвечающий за управление.
- Конкурсный кредитор — организация, выдвигающая требования кредиторов, обязательства перед которыми имеет должник. Практически всегда в роли конкурсного кредитора выступают предприятия, перед которым юр лицо имеет самую большую задолженность.
- Кредиторы — компании, требующие удовлетворить требования по взысканию долгов.
- Независимый управляющий. Эту кандидатуру назначает суд, и наделяет полномочиями в зависимости от определенной стадии процедуры.
Этапы процедуры банкротства юридического лица
Как гласит закон о банкротстве, процесс определения понятия несостоятельности банкротства и установления признаков проходит в несколько этапов.
- Наблюдение. После подачи одной из сторон заявления о признании должника банкротом, проводится мониторинг и анализ текущего состояния дел компании-должника. После изучения данных временный управляющий публикует отчет об активах предприятия, принимает претензии кредиторов, после составляет реестр требований. На данной стадии обеспечиваются условия неприкосновенности активов компании, а управление с существенными ограничениями сохраняется за руководством. Изучение ведется в течение семи месяцев, после чего управляющий передает арбитражу полный отчет. Руководствуясь статьями ФЗ, на основании полученных данных судья принимает решение о производстве либо о прекращении процедуры.
- Финансовое оздоровление или санация. В случае если на первом этапе обнаружен потенциал юр лица для восстановления платежеспособности, предпринимается комплекс мер по оздоровлению субъекта. Решение о санации принимает собрание кредиторов, во время которого разрабатывается схема погашения задолженности. На данной стадии действует ряд запретов:
- взыскание долгов по постановлениям, принятым в досудебный период;
- выплата процентов по акциям и дивидендам;
- проведение операций, связанных с обязательствами.
Также снимают арест со счетов должника и приостанавливают начисление штрафных санкций на долговые обязательства. Санация длится до двух лет.
- Внешнее управление. Проводится по итогам финансового оздоровления. Если реанимация предприятия признана невозможной, субъект передаётся под временное управление. На этот период судом назначается управляющий эксперт, который может предпринять следующие меры в отношении юр лица:
- ликвидация убыточных направлений деятельности должника;
- смена направления бизнеса;
- продажа имущества должника;
- взыскание дебиторской задолженности;
- обращение к третьим лицам для получения займов;
- выпуск дополнительного количества акций компании;
- инвентаризация активов для обнаружения скрытых резервов предприятия;
- сокращение количества персонала;
- увеличение/резкое сокращение объема выпускаемой продукции;
Этот этап занимает 18 месяцев и в особых случаях может быть продлен до двух лет.
- Если внешнее руководство не дало нужных результатов, начинается четвертый, завершающий этап — конкурсное производство. На этой стадии осуществляется продажа активов предприятия с молотка для выполнения обязанностей по уплате долгов. Судом назначается конкурсный управляющий, в обязанности которого входит проведение инвентаризации для оценки имеющихся активов, определение конкурсной массы, составление перечня требований заемщиков.
Действия после признания юрлица банкротом
По завершении конкурсного производства предприятия долговые обязательства перед кредиторами считаются полностью удовлетворенными, а суд принимает решение о ликвидации юр лица, о чем делается соответствующая запись в Едином реестре.
На любой стадии процедуры банкротства ФЗ допускает возможность заключения мирового соглашения. Инициатива может исходить как от самого субъекта-должника, так и от одного либо нескольких его заемщиков. Мировое соглашение заключается только при согласии всех заинтересованных лиц.
В процессе его составления обговаривается строгая схема исполнения долговых обязательств, формат и порядок расчетов с учетом процентов по задолженности.
После подписания соглашения процесс объявления несостоятельности приостанавливается, но может быть возобновлен, при несоблюдении условий со стороны задолжавшей компании.
Признание банкротом физического лица
Процесс признания несостоятельности может быть проведен не только в отношении юридического лица, но и в отношении простых граждан. Каковы признаки несостоятельности (банкротства) физлиц, можно узнать, заглянув в статью 8 Федерального закона.
- Наличие у физического лица задолженности не менее полумиллиона рублей в общей совокупности перед всеми кредиторами, бюджетными организациями и внебюджетными фондами.
- Отсутствие платежей по обязательствам более 90 дней.
- Недостаточность собственности должника, способной покрыть долги перед заемщиками и государством.
- Невозможность выплат денежных обязательств в ближайшее время.
Определяющие признаки банкротства, внесенные в ФЗ о несостоятельности гражданина, также рассматривает Арбитражный суд. Право подать заявление может как сам субъект, так и другие заинтересованные стороны — банк, налоговая, прокуратура и так далее. Подтверждением признаков банкротства являются соответствующие документы:
- выписки из банков об отсутствии платежей по кредитам сроком более трех месяцев;
- справка о заработной плате, подтверждающая недостаточность её размеров для погашения долгов;
- выписка из госреестра собственности, подтверждающая наличие или отсутствие принадлежащего должнику имущества;
- справка о состоянии здоровья, свидетельствующая о нетрудоспособности гражданина;
- документ об утрате имущества, вследствие форс-мажорной ситуации.
В процессе рассмотрения дела о несостоятельности физического лица судом назначается управляющий, который следит за сохранностью имущества должника, я выясняет, не является ли процедура банкротства фиктивной, чтобы банально уйти от необходимости выплачивать кредиты.
Банкротство — это крайний шаг, пойти на который можно, только предварительно использовав все доступные методы для сохранения платежеспособности. Однако, если такой шаг неизбежен, нужно соблюсти все тонкости процедуры и выйти из ситуации с наименьшими потерями, хотя и не без последствий.