Современные информационные технологии в образовании, их плюсы и минусы

Учащиеся — это цифровые уроженцы. Они выросли с технологиями. Технологии вплетены в их жизни. Но технологии в образовании — это не просто использование цифровых устройств – это то, что облегчает взаимодействие между учителем и учеником, что повышает результативность, а значит и качество учебного процесса.

Желание учиться и трудиться у подрастающего поколения находятся на рекордно низком уровне, а педагоги конкурируют с бесчисленными развлечениями в телефонах, планшетах и ноутбуках.

Технологии могут рассматриваться в качестве виновника многих проблем образования, а могут использоваться для улучшения взаимодействия и повышения эффективности.

Цифровое образование создает новые возможности для обучения. Появляются возможности для персонализированного обучения, возникают новые модели сотрудничества, становится шире спектр инновационных и привлекательных для учащихся стратегий обучения. Но кроме очевидных плюсов современных технологий в образовании, есть и минусы — «подводные камни», с которыми сталкиваются педагоги при внедрении.

ПЛЮСЫ:

Технологии позволяют больше экспериментировать с педагогикой и получать мгновенную обратную связь.

Современные технологии позволяют детям стать более активными участниками образовательного процесса, а педагогам создавать новые подходы, методы, модели обучения и воспитания. Например, педагог может провести онлайн-опрос на любом этапе лекции для выяснения уровня усвоения изучаемого материала.

Процесс обучения становится динамичнее с использованием цифровых учебников, когда ученик может воспользоваться ссылками на соответствующие материалы или ресурсы. Дети могут искать ответы на заданные вопросы, формировать свою позицию, а потом отстаивать ее.

Использование технологичных инструментов для организации проектной деятельности позволяет добиться значительных изменений в результатах обучения.

У педагогов появляется возможность реализовать новые модели организации учебного процесса, например, «перевёрнутый класс». В этой образовательной технологии XXI в.

педагог сначала предоставляет учащимся возможность самостоятельно изучить новый материал дома, а потом на уроке организует практическое закрепление этого материала.

Технологии помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс.

Онлайн-опрос и другие цифровые инструменты помогают вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе застенчивых, не уверенных в своих силах, обычно не проявляющих инициативу.

Онлайн-системы позволяют регулярно получать обратную связь, в том числе и отзывы учащихся о доступности учебных материалов и заданий.

Анализ данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого ребенка и вовремя оказывать помощь, определять области, где учащиеся могут соревноваться, а значит легко скорректировать работу каждого ученика или работу в группе.

Например, технологии могут значительно повысить эффективность использования такого активного метода обучения как викторина. В начале урока педагог может провести викторину с использованием технических устройств и быстро оценить стартовый уровень учащихся, потратив на получение достоверной информации и ее анализ всего несколько минут.

Далее педагог может внести коррективы в организацию учебного процесса объективно понимая куда стоит направить свои усилия и как организовать работу учащихся. Проведение той же викторины по окончанию занятия снова позволит с минимальными временными затратами получить обратную связь, а ученикам оценить результаты и успешность обучения.

Существует множество ресурсов для организации продуктивной учебной деятельности учащихся.

В приложениях мобильных платформ и электронных учебниках нет недостатка в инструментах, которые значительно меняют организацию учебной деятельности.

Некоторые технические устройства используют различные виды стимулирования и помогают усвоению информации в процессе изучения, применяют конкурентные сценарии для распределения баллов и наград, чтобы сделать учебный процесс более увлекательным и привлекательным. Важным условием использования таких технических устройств является достижение целей обучения.

Некоторые мобильные платформы и электронные учебники включают ролевые игры, в которых учащимся предоставляется возможность привести факты и свои аргументы в пользу, например, исторических деятелей или научных понятий.

Кроме того, игровые технологии способствуют внедрению в учебный процесс здоровой конкуренции.

Современное автоматизированные обучающие системы могут значительно помочь в организации продуктивной учебной деятельности и реально оценить достижения каждого учащегося.

Технологии помогут педагогу автоматизировать или упросить выполнение ряда утомительных обязанностей.

Автоматизация может упростить выполнение и сократить время на такие рутинные, но трудоемкие задачи, как, например, отслеживание посещаемости и результативности учебной деятельности учащихся. Современные технологические средства упрощают систематизацию и подборку индивидуальных заданий для учащихся, помогают отследить активность их участия в обсуждении и пр.

Возможность современных технологических средств визуализировать сложный для восприятия и понимания учебный материал сокращает затраты сил и времени педагога на объяснение.

Например, технология дополненной реальности, позволяет учащимся из атомов создать молекулы сложного химического соединения в виртуальной среде при помощи собственных рук.

За счет эффекта присутствия, создаваемого путем воздействия на органы чувств человека, технология позволяет более эффективно продемонстрировать процесс создания молекулы или вещества, нежели презентация на экране или картинка на бумаге.

Технологии обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками.

Ценность учебного процесса повышается, если информация в учебниках или учебных пособиях может быстро обновляться и дополняться, в том числе силами самих учащихся.

Современные технологии расширяют возможности коммуникации и создают более продуктивную среду обучения.

Учащиеся, объединяясь в группы в сети Интернет, могут обмениваться информацией, работать вместе над групповыми проектами и взаимодействовать с педагогом.

Так, бесплатный ресурс Сообщества-Scratch позволяет эффективно использовать не только медийные возможности (работа с музыкой, графикой и т.п.), но и возможности совместной работы над заданиями, сетевого взаимодействия, самоорганизации и других системных эффектов.

Работа учащихся в группе позволяет заполнить разрыв между классической и цифровой культурой за счет того, что учреждения культуры (библиотеки, музеи, центры современного искусства) предоставляют исходные материалы (тексты, иллюстрации, музыкальные записи) для дальнейшего применения их детьми в создании игр, мультфильмов и цифровых историй.

Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности.

Обладать цифровой грамотностью — это больше, чем наличие «отдельных технологических навыков». Сегодня речь идет о глубоком понимании цифровой среды, которая обеспечивает интуитивную адаптацию к новым контекстам и совместному созданию контента с другими учащимися.

Создание презентаций, обучение поиску надежных источников в сети Интернет, поддержка надлежащего онлайн-этикета и т.п. это жизненные навыки, которые учащиеся могут получить в учебном процессе, а они пригодятся каждому ребенку в течение всей жизни.

Цифровая грамотность может помочь образовательным организациям не только повысить качество обучения, но и позволит результатам обучения всегда оставаться актуальными.

МИНУСЫ:

Технологии могут отвлекать от учебного процесса.

Исследования показали, что смартфоны и гаджеты все-таки отвлекают детей от учебного процесса. Но задача педагога сделать учебный процесс интересным и если ученики отвлекаются, то это проблема педагога, а не технологий и устройств.

Сегодня актуальной задачей является формирование культуры и уважения для всех участников учебного процесса.

Ограничивая применение гаджетов все же определите конкретные задания, проекты, время и грамотно реализуйте возможности технологий в классе.

Технологии могут отрицательно повлиять на развитие коммуникативных навыков учащихся и социальное взаимодействие.

Многие педагоги не любят гаджеты поскольку снижается способность учащихся к реальному живому общению.

Однако, если создать задания, которые позволят использовать технологические инструменты, устные презентации и групповое сотрудничество, то дети будут активно взаимодействовать друг с другом.

Технология — это инструмент, который может значительно повысить качество учебного процесса, но не самоцель. Современный учитель должен уметь грамотно его использовать, держать под контролем и знать преимущества.

Технологии могут провоцировать на обман и уклонение от выполнения заданий.

Учащиеся всегда находили способы увильнуть от выполнения заданий, а цифровые технологии позволят это делать еще проще — от копирования и использования чужой работы до покупки готового реферата или презентации в сети Интернет.

Педагог всегда может структурировать задания и контрольные работы таким образом, чтобы свести риски к минимуму. Например, если контрольное мероприятие сделать открытым, т.е.

дать возможность использовать технологии для поиска фактологической информации, а главный акцент сместить на решение проблемы с ее использованием, то педагог не только сможет проверить понимание учащимися изученного материала, но и навыки работы с информацией.

Целый ряд программных продуктов позволяет подбирать для каждого учащегося индивидуальные задания, что невольно направляет его внимание на работу, а не на поиск решения в чужой тетради или в сети Интернет.

Учащиеся не имеют равного доступа к технологическим ресурсам.

Читайте также:  Уведомление о прекращении срочного трудового договора — образец

Не все учащиеся могут позволить себе планшет, ноутбук, смартфон или даже постоянный доступ в Интернет. Им можно предложить задания, которые позволят работать в группе и обмениваться ресурсами, а также рекомендовать использование библиотек или других организаций, где они могут получить доступ к технологиям.

Не делайте технологию ни фокусом учебного процесса, ни препятствием. Включите технологии в целостную образовательную систему.

Качество источников в сети Интернет оставляет желать лучшего.

Интернет — это благо и проклятие. Вашим ученикам пригодится умение отличать качественные источники информации от ненадежных. В образовательных организациях можно создавать перечень электронных образовательных ресурсов, информации с которых учащиеся могут доверять, использовать, копировать и адаптировать.

Педагоги могут пользоваться образовательными ресурсами, которые находятся в свободном доступе. Обычно такие ресурсы классифицированы по разделам в соответствии с основными дисциплинами общего образования или направлениями дополнительного образования. Они содержат учебный и справочный материал. Использовать эти ресурсы могут и учащиеся.

Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в разделах ресурса, помогут педагогам подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам — выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ.

ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ

Понятно, что преимущества перевешивают минусы, но ключ к внедрению технологий в образовании всегда будет определяться отношениями учитель — ученик, потому что именно там происходит образование.

Технологии могут быть очень эффективным инструментом, но это всего лишь инструмент.

Технологии не предназначены для замены педагога, скорее, идея заключается в создании такой среды обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса с «театра одного актера» на сотрудничество и продуктивную учебную деятельность.

Сегодня мы находимся на первом этапе внедрения технологий в образование. Процесс внедрения может кого-то расстраивать, раздражать, отнимать много сил и времени, но в конечном итоге технологии могут «открыть двери» для нового опыта, открытий, способов обучения и сотрудничества учащихся и педагогов.

Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech.

Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологи

«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных  технологий в образовании.»

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech.

Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о  позитивных  и негативным последствиям.

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения.

Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества.

В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.

ИКТ – что это такое?

            Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ – звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?

Информационные технологии или просто IT – словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники.

К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества.

С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности.

В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, «… основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC.

В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ.

Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

 В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий – электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online.

При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени.

Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

            Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала.

Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний – книги .

Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet.

Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик  сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося

            Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:

Читайте также:  Как выглядит ситуационный план земельного участка?

— ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);

— ряд психолого-педагогических проблем ( неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);

— снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся  не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей .Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;

  • — недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.
  • А также, «минусами» применения ИКТ являются:
  • – возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
  • – исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
  • множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
  • -технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
  • – технология самообразования для учащихся не разработана;
  • – невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;
  • – нет единой информационно–методической службы для учащихся, их родителей и учителей.

И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них.

Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.

При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, – за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).

Основные выводы

Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.

А также,  средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения.

Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям.

В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя , который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; — в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Статья на тему "Положительные и отрицательные стороны информатизации в образовании"

Помелова А.И.,

  • студент бакалавриата
  • Шуйского филиала
  • Ивановский государственный университет,
  • Pomelovaann00@mail.ru
  • Положительные и отрицательные стороны информатизации в образовании

Аннотация. В статье представлен обзор научных работ по определению информационных технологий в образовании, внедрения инструментов информатизации в учебный процесс и положительных и отрицательных сторон информатизации в образовании.

Ключевые слова: образование, информационные технологии, инструменты ИКТ, методы, школа.

Pomelova A.I.,

  1. student,
  2. Shui branch of Ivanovo State University,
  3. Pomelovaann00@mail.ru
  4. Positive and negative aspects of informatization in education

Annotation. The article provides an overview of scientific work on the definition of information technology in education, the introduction of informatization tools in the educational process and the positive and negative aspects of informatization in education.

Keywords: education, information technology, ICT tools, methods, school.

В современном мире мы получаем большое количество информации. В связи с этим человек не может обойтись без помощи информационных технологий. Наша жизнь все больше заполняется компьютерами и, следовательно, информационными технологиями [5].

Современное образование — это гибкая информационная технология, поэтому компьютер рассматривается как один из инструментов для осуществления образовательного процесса.

Оснащение школ компьютерами, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяет совершенно по-новому оформить учебный процесс и сделать его более интересным, увлекательным и разнообразным.

Это способствует внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс школы [6]. Компьютер можно и нужно использовать на всех этапах обучения: подготовка к занятиям, на всех этапах его проведения, закрепление и контроль знаний.

Использование новых информационных и мультимедийных технологий повышает качество образовательного процесса, а также эффективно влияет на познавательную деятельность учащихся. Многие авторы считают, что компьютер является эффективным способом улучшения обучения [1], [3].

В связи с использованием большого количества компьютеров и мультимедийных устройств в воспитании детей возникает вопрос о том, как информационные и коммуникационные технологии влияют на образовательную деятельность учащихся [1]. Прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо выяснить, что такое ИКТ и какие ресурсы он использует для образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих создание информации, ее обработку и обмен информацией (передача, распространение, распространение) [4].

Информационные технологии — это метод и метод получения, преобразования, отправки, хранения и использования информации [4].

Кроме того, информационные технологии включают в себя программное и аппаратное обеспечение, а также устройства, работающие на основе микропроцессорных и компьютерных технологий, а также современные средства обмена информацией и системы, обеспечивающие операции сбора, производства, хранения, хранения и обработки. и передача информации [4].

В настоящее время используются различные средства информационных и коммуникационных технологий. Основным средством ИКТ в любой системе образования является персональный компьютер. Компьютер — это универсальное устройство для обработки информации.

Его возможности определяются программным обеспечением, установленным на нем, а именно для общего использования и связанным с аппаратным обеспечением, источниками информации, виртуальными проектировщиками, симуляторами, инструментами тестирования, полными учебными модулями, управление информацией.

В современных системах образования широко используются универсальные офисные приложения и инструменты ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т. Д. [1].

Благодаря появлению компьютерных сетей и других подобных инструментов ИКТ, образование приобрело способность быстро получать информацию из любой точки мира. Через глобальный Интернет вы можете мгновенно получить доступ к мировым информационным ресурсам, а также к популярным инструментам ИКТ, которые включают электронную почту, списки рассылки, группы новостей, чаты.

С помощью сетевых инструментов ИКТ мы получаем доступ к образовательной, методической и научной информации, моделируем исследовательскую деятельность и проводим виртуальные учебные курсы в режиме реального времени.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций:

  • образовательную (формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению);
  • развивающую (ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности);
  • воспитательную (определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром).

Используя инструменты ИКТ, учителя должны рассмотреть два возможных направления внедрения инструментов информатизации в учебный процесс:

  1. Первое связано с тем, что инструменты ИКТ включены в образовательный процесс как средство «поддержки» в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования.

    В этом случае инструменты ИКТ служат средством интенсификации учебного процесса, индивидуализации инструкций и частичной автоматизации рутинной работы учителей с учетом, измерением и оценкой знаний учащихся.

  2. Внедрение инструментов ИКТ по ​​второму направлению приводит к изменению содержания общеобразовательных школ, изменению методов и форм организации образовательного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании информационного контента в отдельных школьных дисциплинах. , Знания, навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности студента.

Читайте также:  Права работника при увольнении по сокращению штатов

Может показаться, что использование инструментов ИКТ всегда оправдано во всех сферах образовательной деятельности. Конечно, это так во многих случаях. В то же время компьютеризация образования имеет много негативных аспектов. Положительные и отрицательные факторы компьютеризации общего среднего образования должны быть известны и учтены в практической работе каждого учителя.

Положительные аспекты использования инструментов ИКТ в системе школьного обучения обогащают педагогическую и организационную деятельность в средней школе следующими значительными возможностями [2]:

  • Методы и технологии для обучения образовательного контента были усовершенствованы. Система образования становится более гибкой, благодаря автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающей среде ускорилась. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования [2].
  • Эффективность и адекватность механизмов управления системой образования растет. Наличие своевременной и надежной информации, а также компьютерных инструментов для ее обработки и анализа позволяет вам принимать более обоснованные решения, когда это необходимо. Мониторинг отклонений от целевых показателей находится в центре внимания этих процессов. Автоматически обрабатывая и анализируя итоговую успеваемость, администрация школы может, например, быстро реагировать на проблемы в учебном процессе [2].
  • Развиваются творческие способности учителей и учеников, их знания, навыки и самообразование. Сформированная информационная культура в корне открывает перед людьми новые возможности для самореализации. Временные, психологические и другие нагрузки снижаются за счет автоматизации рутинных операций, четкой идентификации точек приложения усилий [2].
  • Благодаря внедрению информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и разнообразным, а значит, и более эффективным. Владение компьютером, умение искать нужную информацию в интернете повышает мотивацию к обучению, его эффективность [2].
  • Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие преподавателей, учащихся и родителей. Современные средства коммуникации помогают трансформировать передачу знаний в совместную образовательную деятельность, объединять позиции преподавателей и студентов и активировать их творческий потенциал [2].
  • Информатизация образования поддерживает интеграционные тенденции познания законов мира, расширяет возможности для развития личности ребенка. Информационная среда повышает уровень активности и реактивности студента, развивает способность к альтернативному мышлению. Развивается способность разрабатывать стратегию для поиска решений как образовательных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности [2].

Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизацию следует считать перспективным направлением для всей системы образования.

Использование современных инструментов ИКТ во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, включая ряд негативных психолого-педагогических факторов, а также к негативному влиянию инструментов ИКТ на физиологическое состояние и здоровье младшего школьника [2].

  • Широкое использование информационных технологий приводит к более тесным социальным контактам, сокращению практики взаимодействия и социального общения и развитию индивидуализма. В некотором смысле, эти процессы объективны и не могут быть устранены в принципе. Можно говорить о системе компенсационных мер, которая может существенно сгладить негативные тенденции [2].
  • Во все времена наибольшую трудность представлял переход от стандартных операций с учебной информацией к самостоятельным практическим действиям по ее применению. На психологическом языке это проблема перехода от мысли к действию. Непрерывное взаимодействие с компьютером может еще больше усложнить этот переход. Человек привык работать с знаковыми системами, а логика практической деятельности совершенно иная. Это менее верно для тех, чья будущая профессиональная деятельность будет почти полностью связана с информационными технологиями. Но в информационном обществе пока не так много профессий [2].
  • Определенные трудности и негативные аспекты возникают в результате использования современных поисковых и навигационных систем. В основном это связано со свободой, от которой не так просто отказаться. Нелинейная структура найденной информации подвергает студента искушению следовать предложенным ссылкам. При неправильном использовании это может стать серьезным отвлечением от основного представления учебного материала. Вторая причина — информационная перегрузка, «информационный шум» или «информационный мусор», который сопровождает почти каждый запрос в Интернете [2].
  • Развитие мультимедийных систем привело к обилию информационных продуктов, «наполненных» различными видами информации. Среди детей, которые научились вставлять графику, звук, анимацию и видео в презентацию, даже слайд, на котором есть только текст, считается неприличным. Есть две проблемы. Во-первых, кратковременная человеческая память имеет очень ограниченные возможности. Среднестатистический человек способен уверенно оперировать одновременно только семью различными мыслимыми категориями или объектами. Поэтому, когда ученику одновременно показывают текст, яркий за кулисами, он сразу показывает эффекты анимации и несколько фотографий, не очень хороших. Он отделен от некоторых типов информации для отслеживания других, а важная образовательная информация отсутствует. Во-вторых, люди отличаются тем, как они видят информацию. В зависимости от того, какое полушарие головного мозга ведет человек, он лучше воспринимает образы или логику представления. Когда оба смешаны в одном слайде, каждый страдает [3].
  • Компьютер все еще очень далек от человеческого интеллекта. Поэтому образовательный диалог между учеником и компьютером очень ограничен в своей логике. В этом диалоге невозможно обсудить проблему олимпиады по геометрии. В результате, сложно организованный учебный материал начинает делиться на мелкие фрагменты. Компьютерные тесты являются наиболее очевидным проявлением этой тенденции. Понятно, что в тестах как таковых нет ничего плохого. Во многих случаях их использование педагогически оправдано и необходимо. Но такой подход к абсурду может привести к жалобам со стороны сегодняшних ректоров крупных университетов. С одной стороны, внешность нынешних выпускников, с другой — сложность оперативного выявления глубоких исследовательских навыков. И мы должны признать, что информационные технологии часто способствуют этому абсурду [2].
  • Общение с компьютером ограничивает живое общение между учителями и учениками, учениками между собой и поэтому ограничено в образовательном процессе. В результате студент долго молчит, работая на компьютере. Это особенно верно для дистанционных учеников. Объективизация тела человеческой мысли — речи — отключена, обездвижена несколькими годами обучения. Студент не получает достаточной практики общения, обучения и формулирования мыслей на профессиональном языке [2].
  • Наконец, мы не должны забывать, что чрезмерное использование информационных технологий влияет на здоровье. И особенно о здоровье детей, чьи чувствительные организмы действительно этого хотят, но вы не должны проводить восемь часов в день за компьютером [2].

Проявлением негативного влияния ИКТ на личность студента является негативное девиантное поведение. «Девиантное поведение — это поведение человека или группы, которое не соответствует общепринятым стандартам, что нарушает эти правила».

Под отрицательным отклоняющимся поведением в области информационных технологий мы подразумеваем преднамеренное или неосознанное использование ИКТ для проверки определенных воздействий, которые направлены на причинение морального, физического или экономического ущерба организациям или отдельным лицам [3].

Поведение отрицательных отклонений школьников в области ИКТ впоследствии влияет на неконтролируемость их действий, а не на ответственность за их действия. Проявления негативного девиантного поведения могут быть результатом пренебрежения, моральной незрелости, безразличия и отсутствия любознательности [3].

  • Таким образом, рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, позволяет нам понять, что информационно-коммуникационные технологии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на учащихся младших школьников.
  • ………………………………………………………….
  • Литература.
  1. Зверева Ю.С. Информатизация образования // Молодой ученый. – 2016. — №6.3. – С. 23-26. Режим просмотра: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 20.12.2019).

  2. Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // Научная статья. – 2009. — №11. – С. 61-65.

  3. Мельникова Е.Н., Калашников Л.В. Плюсы и минусы информатизации образования в России // Тезисы доклада на конференции. – 2016. – С. 57-61.

  4. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. — Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  5. Лонский, И.И. Информатизация и эволюция общества// Перспективы Науки и Образования. — 2015. — № 2 (14). – С. 29-35.

  6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368с.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *