Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедуры

Юридические лица наравне с физическими принимают участие в Гражданском обороте согласно ст. 2 Гражданского кодекса Федерации.

Они обладают некоторыми специфическими признаками, которые отличают их от других организаций, созданных в сферах промышленности, производства и предпринимательства.

К отличительной черте относится специальный, определенный гражданским законом регламент по образованию юридического лица и прекращение его деятельности.

Разберемся в понятии

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедуры

Расформирование юридического лица, созданного на коммерческой основе, является принудительной ликвидацией, которое реализовывается путем судебного разбирательства с вынесением решения арбитражного суда. Процедура регулируется по положениям ст. 7 Федерального закона, рассматривающего вопросы банкротства.

Принудительная ликвидация юрлица, то есть прекращение его хозяйственной деятельности относиться к виду карательной меры, которая применяется в случаях правонарушения действующего законодательства.

Всякая санкция отвечает критерию баланса частных и публичных интересов, поэтому своевременно пресекаются любые правонарушения, не ограничивая свободу экономической деятельности юридического лица.

При этом проблемы, которые возникают от применения нормативов ГК по его принудительному закрытию, становятся автоматически актуальными и вызывают живой интерес.

Знание основ права института принудительной ликвидации юрлица помогает вовремя обнаружить и аннулировать его пробелы, которые препятствуют участникам гражданского оборота при осуществлении своих прав для удовлетворения законных интересов.

Процедура по ликвидации юридического лица в принудительном порядке осуществляется способом конкурсного производства и только по решению, который выносит арбитражный суд по иску заинтересованных организаций.

Закон об экономической несостоятельности обозначил конкурсное производство как процедуру банкротства, которое должно максимально удовлетворить требования и претензии по оплате долгов и исполнению обязательств юридическим лицом, выставленные кредиторами.

Причём саму ликвидацию можно оспорить, если вовремя предпринять меры.

Закон

Ликвидация юридического лица по принуждению должна осуществляться согласно указаниям, предусмотренным в статье 61 Гражданского кодекса, положениям Федеральных законов, в которых закреплен четкий порядок по проведению процедуры.

Несоблюдение юрлицом требований, указанным в других нормативных актах может считаться основанием только по решению суда, если он будет квалифицировать соответствующие действия или бездействия как многократное или грубое нарушение действующего законодательства и нормативных актов.

Кроме кодекса вопросы, касающиеся принудительного закрытия, также рассмотрены в Конституции РФ, где статья 55 разъясняет ограничения, отмеченные в Федеральном законе.

Она предусматривает защиту основ системы социальных, экономических и политических взаимоотношений, предусмотренных правами, которые установлены и охраняются конституцией и ее актами по правам, обеспечивает обороноспособность страны и безопасность государства.

Последствия для учредителей

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедуры

Если арбитражный суд вынесет решение о ликвидации юридического лица в обязательном порядке, то обязательства, касающиеся проведения процедуры поручаются учредителям.

Но бывают случаи, когда учредители находятся в отлучке или воздерживаются от исполнения решения суда, то суд определяет ликвидатора, осуществляющего согласно положениям, принятым пленумом ВС и ВАС РФ, проведенным в 1996 году.

В действующем законодательстве не предусмотрена ответственность, возлагаемая на учредителей за неисполнение решения арбитражного суда по проведению мероприятий, завершающих производственную и экономическую деятельность юридического лица.

В организациях, где закон не ввел для учредителей ответственность по ее обязательствам, они теряют средства, внесенные в качестве уставного капитала.

При этом их личное имущество сохраняется, даже если не хватит средств, чтобы погасить долги бюджету и кредиторам.

Если закон и устав юридического лица установил для учредителей субсидиарную ответственность, то они расплачиваются по задолженностям средствами, вырученными за продажу личного имущества при недостаточности средств у юрлица для производства выплат долгов кредиторам.

Смотрите видео о процедуре с имуществом при ликвидации

Инициаторы

Иск о ликвидации юридического лица согласно указаниям Гражданского кодекса имеет право предъявить государственный орган либо администрация местного самоуправления, обладающие правом по действующему законодательству.

Если юридическое лицо при осуществлении своей хозяйственной деятельности допускает какие-либо нарушения в отношении лиц, с которыми оно связано обязательствами, то у него могут появиться неприятности, связанные с привлечением к его ликвидации по принуждению.

В таких ситуациях инициаторами процедуры могут выступить:

  • органы регистрации при неполной оплате уставного капитала, несогласованности учредительной документации юрлица и заявленных условий деятельности;
  • прокуратура при возникновении определенной обстановки, когда необходимо защитить права граждан, интересы государства, общества от противозаконных действий, совершаемых юридическим лицом;
  • налоговая служба при грубом нарушении юрлицом действующего законодательства по обязательному налогообложению;
  • антимонопольный орган при осуществлении экономической деятельности юрлица, которая ориентирована на ограничение конкуренции, введена монополия на рынке продукции;
  • центральный банк Российской Федерации при выполнении банковских операций юридическим лицом, не обладая соответствующей лицензией;
  • государственный орган, осуществляющий контроль над деятельностью негосударственного пенсионного фонда, если юрлицо не имеет лицензию, но выполняет свою деятельность;
  • всякое заинтересованное или частное лицо, которому юрлицо задолжало крупную сумму денег, достаточную для подачи иска.

Как показывает практика, чаще всего налоговым органом возбуждается процедура, которая приводит к ликвидации юридического лица.

Закрытое по принуждению юрлицо не всегда является несостоятельным, то есть банкротом.

В некоторых случаях его ликвидируют при осуществлении деятельности, расценивающийся противозаконной, проведение регистрации с грубыми, не подлежащими исправлениям ошибками без применения условий банкротства.

Одновременно юрлицо может быть признано банкротом действиями, которые инициированы налоговой службой либо лицами, которые заинтересованы в его закрытии, также его владельцами.

При осуществлении принудительной ликвидации налоговая служба тщательно проверяет экономическую деятельность, чтобы выявить ошибки и нарушения в отчетных документах, ведомости баланса доходов и расходных ордерах.

Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедуры

Всякое юридическое лицо в отношение, которого применяется судебное разбирательство в арбитраже, должно иметь достаточно веские причины, обуславливающие начало процедуры ликвидации в принудительном порядке.

Такими основаниями являются:

  • юридическое лицо было создано с несоблюдением закона, были допущены правонарушения, которые нельзя устранить,
  • не представлены в орган регистрации требуемые сведения о юрлице в полном объеме;
  • хозяйственная деятельность подлежит лицензированию, но осуществляется без него, то есть, своевременно не получена должное разрешение согласно указаниям Федерального закона «О лицензии отдельных видов деятельности», принятого в августе 2001 и имеющего регистрационный номер 128-ФЗ;
  • производится деятельность, которая запрещена законом, приводящая к негативным последствиям, связанным с ограничением прав и свобод граждан Федерации, наносящим ущерб окружающей среде на территории страны, предусмотренных Конституцией РФ;
  • деятельность осуществляется с частыми правонарушениями закона, нормативных и правовых актов;
  • систематически несвоевременно сдаются отчеты, отражающие финансово-хозяйственную деятельность, налоговая декларация, информация об исчислении и уплате налогов;
  • если не используются контрольно-кассовые машины в ходе производственной деятельности, как того требует Федеральный закон.

Но рассматривая иск, поданный каким-либо органом о принятии решения по ликвидации, арбитражный суд обязан поначалу установить наличие нарушений, затем дать оценку обнаруженным фактам. Впоследствии анализа сложившейся ситуации производится ликвидация по решению арбитражного суда, которое опротестовать практически невозможно.

Порядок проведения

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедуры

В процедуру вынужденной ликвидации юридического лица входит совокупность организованных действий, регламентированных статьей 63 Гражданского кодекса, которые проводятся по определенному узаконенному порядку. Ликвидационная комиссия, назначенная арбитражным судом, осуществляет их поэтапно.

К этапам относятся:

  • производится публикация сведений по принятому судом решению о закрытии юрлица, порядке ее осуществления, двухмесячном сроке, отведенном для приема претензий кредиторов со дня выхода печатных изданий, СМИ, журнала «Вестник государственной регистрации» согласно указаниям ст. 63 ГК;
  • составляет списки кредиторов, которые подлежит известить, послав письменное сообщение;
  • устанавливает наличие дебиторской задолженности;
  • завершив прием заявлений с требованиями кредиторов, составляет промежуточный баланс хозяйственной деятельности, содержанием которого являются сведения об имуществе юрлица, перечень заявлений с претензиями, вынесенные решения по ним;
  • по результатам вышеуказанного баланса соразмерно величине стоимости имущества проводить обыкновенную процедуру ликвидации, осуществляя выплаты кредиторам, либо возбуждает дело о банкротстве юрилица;
  • окончательно баланс по ликвидации составляется после осуществления всех выплат по долгам, он не подлежит изменению;
  • решается вопрос об имуществе, которое распределяется между учредителями соразмерно внесенным долям;
  • извещает орган регистрации об окончании процедуры и передает всю документацию по процедуре для исключения юридического лица из ведомости ЕГРЮЛ.

Завершение процедуры удостоверяется записью в ведомости органа регистрации и свидетельство, выданное учредителям юрлица.

Как избежать?

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедуры

В каждом конкретном случае причина, которая становится поводом для подачи иска инициаторами о ликвидации по принуждению, является основополагающей при рассмотрении данного вопроса. Следовательно, устранив причину можно избежать судебного разбирательства по прекращению экономической деятельности юридического лица в принудительном порядке по иску уполномоченных органов, недовольных результатами осуществляемых действий.

Чтобы избежать принудительной ликвидации необходимо:

  • своевременно подавать отчетность в соответствующие органы;
  • не допускать правонарушений;
  • исполнять указания нормативных актов, действующих законов, кодекса по Гражданскому праву, Конституции;
  • не осуществлять деятельность, запрещенную законодательством;
  • оформить грамотно документы;
  • получить лицензию, если она необходима по требованиям закона на ведение предпринимательской деятельности;
  • обладать достаточным для предпринимательства активами и имуществом.
Читайте также:  Постоянная или временная регистрация через портал Госуслуги

В ходе предпринимательской деятельности юрлицо должно следить за поправками, которые постоянно вводятся в те или иные виды нормативных актов, законов и Гражданский кодекс, чтобы вовремя исправлять отклонения, способные привести его к ликвидации. Предприятию в целом и его руководству в частности необходимо стремиться к выполнению идей, заложенных в бизнес и соблюдать законность в своих действиях.

Принудительная ликвидация ООО: порядок процедуры, особенности преведения, основания, последствия для учредителей, что делать если инициатор налоговая

ООО считается наиболее популярным видом юридического лица. Данная компания может создаваться одним учредителем или несколькими участниками. Допускается работать фирме с применением упрощенных налоговых режимов.

Компания отвечает по своим обязательствам исключительно вложенными средствами учредителей, поэтому если она не может уплачивать долги, то начинается принудительная ликвидация ООО, инициаторами которой выступают обычно разные государственные учреждения или кредиторы.

Понятие и применение принудительной ликвидации

Принудительная ликвидация ООО представлена процессом, при котором производится закрытие фирмы сторонними лицами или организациями, причем он осуществляется даже в случае, если сами учредители против этой процедуры.

Применяется он по разным основаниям:

  • выявляется разными проверяющими органами, что компания во время работы нарушает законодательство;
  • осуществляется специфическая деятельность без использования лицензии, которая обязательна для выбранной сферы работы;
  • фирма конкурирует с аналогичными предприятиями, пользуясь мерами, запрещенными законодательством;
  • налоговые или иные органы выявляют, что на протяжении длительного время компания не осуществляет деятельность.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедурыПочему принудительно ликвидируют ООО? mypresentation.ru

Важно! Факт отсутствия работы ООО достаточно просто определяется за счет изучения передвижения средств на расчетном счете организации, поэтому если в течение 14 месяцев не производятся по этому счету какие-либо операции, то это становится основанием для начала процесса принудительной ликвидации.

Этапы процедуры

Принудительная ликвидация производится последовательными действиями, которые заключаются:

  1. Первоначально заинтересованное лицо, компания или государственная организация обращается в суд с заявлением, где указывается о необходимости начала принудительной ликвидации определенного ООО.
  2. Перед подачей данного заявления должны быть собраны все документы, являющиеся доказательством, на основании которого производится ликвидация.
  3. Судья проверяет представленные документы. Если действительно выявляется нарушение, которое становится основанием для закрытия фирмы, начинается процедура упразднения ООО.
  4. Формируется ликвидационная комиссия, которая наделяется определенными функциями. К ним относится оформление бухучета ООО, проведение аудита по деятельности закрываемой компании, приемка требований от кредиторов фирмы, составление промежуточного баланса, закрытие всех счетов ООО.
  5. Как только ликвидационная комиссия осуществит все необходимые функции, принудительно закрывается компания.

Для грамотного проведения процесса непременно должен подготавливаться определенный пакет документов. В него входит документация:

  • решение уполномоченных органов о необходимости ликвидации ООО;
  • доказательства, указывающие на наличие оснований для проведения принудительного упразднения фирмы;
  • правильно составленное исковое заявление;
  • промежуточный баланс, после формирования которого, в конце делается окончательный баланс.
  • Как проводится принудительная ликвидация ООО, смотрите видео:
  • Таким образом, принудительная ликвидация считается достаточно специфической и может проводиться только конкретными уполномоченными органами.

Кто и на каких условиях начинает принудительную ликвидацию ООО

Некоторые государственные органы могут начинать данный процесс. К ним относится:

  • регистрирующие органы, если обнаруживается неполная уплата фирмой уставного капитала, а также выявляется, что в учредительной документации ООО имеется информация, несоответствующая законодательству;
  • прокуратура, если обращается в нее заинтересованное лицо, причем данная организация действует, если имеется вероятность, что работа ООО наносит вред гражданам или стране в целом;
  • налоговая инспекция, если по результатам проверки выявляются серьезные нарушения законодательства;
  • антимонопольная служба, причем она начинает работу, если определяется, что деятельность ООО приводит к ограничению конкуренции в регионе;
  • ЦБ, если выполняются фирмой различные банковские операции без наличия соответствующей лицензии;
  • другие государственные органы, осуществляющие контроль над деятельностью НПФ, если у ООО нет необходимой лицензии;
  • другие частные или юридические лица, выступающие кредиторами ООО.

Важно! Для проведения данного процесса непременно требуется, чтобы были нарушения со стороны компании, а также доказательства этих нарушений.

Последствия принудительной ликвидации ООО

Важно! Имущество учредителей никаким образом не может использоваться для погашения долгов компании.

Преимущества и недостатки процесса

Принудительная ликвидация обладает как плюсами, так и минусами.

Плюсы Минусы
Не требуется бухгалтеру компании подготавливать отчетность за прошлые налоговые периоды Процесс считается затянутым
Нередко штрафы уменьшаются даже в два раза, если они назначаются за отсутствие сданной отчетности Если учредители не хотят проведения процесса, то им придется обращаться к адвокатам и долго судиться с уполномоченными органами
Кредиторы, не получившие свои деньги после ликвидации фирмы, могут предъявлять претензии учредителям

Важно! Во многих ситуациях владельцы такой компании остаются в прибыли, если фирма на протяжении некоторого времени не приносит выгоду.

Какие документы нужны для ликвидации, расскажет это видео:

Законодательное регулирование

Весь процесс принудительной ликвидации основывается на разных законодательных актах:

  • ст. 125, 126 АПК – правила подачи искового заявления;
  • ФЗ 127 – осуществление процедуры банкротства;
  • 2 раздел АПК – рассмотрение дела;
  • Приказ ФСН от 25.01.2012 – правила написания заявления в налоговые или регистрирующие органы;
  • ст. 61-64 ГК – правила проведения ликвидации.

АПК РФ, Статья 126. Документы, прилагаемые к исковому заявлению

1. К исковому заявлению прилагаются:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;
8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;
9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.
2. Документы, прилагаемые к исковому заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Что делать учредителям, если они не желают ликвидировать фирму

Учредители практически никак не могут повлиять на данный процесс. Они могут только обратиться в суд для обжалования данного вопроса. Дополнительно рекомендуется им тщательно следить за всеми действиями ликвидационной комиссии, так как при обнаружении нарушений с ее стороны имеется возможность прекратить процесс.

Какие действия выполняются во время принудительной ликвидации

Непременно данный процесс сопровождается реализацией действий:

  • уведомляют кредиторы о ликвидации организации;
  • каждый учредитель фирмы получает соответствующее уведомление;
  • используется имущество ООО для покрытия всех долгов;
  • формируется ликвидационный баланс;
  • в налоговую службу передается заявление о закрытии фирмы.

Важно! Если после этого процесса остается имущество у компании, то оно делится между учредителями.

Особенности упразднения, если инициатором выступает налоговая служба

Данный процесс предполагать исключение фирмы из ЕГРЮЛ. Производится он на основаниях:

  • за год фирма не отправила в налоговую инспекцию какую-либо отчетность;
  • на расчетном счете за год не выполнялись какие-либо операции.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом: основания и последствия процедурыЭтапы принудительной ликвидации. saldovka.com

Весь процесс ликвидации делится на этапы:

  • фирма получает от инспекции уведомление, что счета не используются длительное время или в налоговые органы не представлена отчетность;
  • формируется постановление о начале ликвидации фирмы;
  • новость публикуется в СМИ, причем должна иметься информация о сроках процесса и о его порядке;
  • после улаживания всех дел с кредиторами, устраняется компания из ЕГРЮЛ.

Важно! Допускается приостановление ликвидации, если не улаживаются дела с кредиторами.

Сколько длится процедура

Таким образом, принудительная ликвидация является специфическим процессом, инициатором которого выступают сторонние государственные органы, фирмы или частные лица. Для его совершения требуются соответствующие основания, а также он проводится в правильной последовательности действий.

Читайте также:  Как перевести жилое помещение в нежилое?

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Восстанавливаем юридическое лицо, которое было ликвидировано

Внимание

В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут! Добрый день, мне нужна ваша помощь. Мне нужно создать юридическое лицо и открыть общество с ограниченной ответственностью проще говоря ООО.

Оспаривание ликвидации юридического лица В федеральных законах «О несостоятельности (банкротстве)», опубликованном 26 октября 2002 года № 127-Ф3 и главы VII «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-Ф3, разъясняется порядок действий, с помощью которых прерывается на предприятии деятельность.

В соответствии с законом любое предприятие может быть ликвидировано.

Как восстановить предпринимательскую деятельность после исключения из ЕГРЮЛ?

В настоящее время все более актуальным вопросом в практике является исключение юридических лиц из единого реестра. Налоговый орган признает юридическое лицо бездействующим по следующим признакам: по банковским счетам юридического лица отсутствуют операции в течение последних 12 месяцев; юридическое лицо не представляло отчетность в ИФНС в течение последних 12 месяцев.

документа территориального налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательство м о налогах и сборах, Для самого юридического

Восстановление ликвидированного юридического лица

Важно

  Аванс по 44-ФЗ — банковская гарантия, возврат и оформление

К ним принадлежат следующие пункты:

  1. В процессе закрытия компании были нарушены нормы закона или какого-либо другого нормативного акта, не соблюден порядок ликвидации предприятия.
  2. Были нарушены законные интересы и права кредитора, связанные с его деятельностью.

Из этих норм вытекает, что решение по ликвидации компании вполне реально оспорить, если найти для этого законные основания.

Оспаривание ликвидации юридического лица Инициаторами судебных разбирательств в большинстве случаев выступают организации, их контрагенты, кредиторы, физические лица, представляющие учредителей или участников.

Реже оспаривать те или иные произведенные регистрационным органом записи пытаются налоговые инспекции или территориальные органы Пенсионного фонда.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ: Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций. Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Рекомендуем прочесть: Изменения в административном кодексе с 2020 года

Исключение организаций из егрюл. можно ли воскресить компанию, которой уже нет?

Рассматривая материально-правовые основания процесса, в первую очередь нужно обратить внимание на то, когда именно можно начинать оспаривание правомерности ликвидации. Это можно сделать на протяжении трех месяцев, начиная с момента, когда кредиторы узнали о закрытии компании, а значит, о том, что их права были нарушены.

Но когда именно произошел этот момент – точно определить невозможно, поскольку на протяжении двух месяцев ликвидатор должен опубликовать решение о закрытии предприятия в «Вестнике государственной регистрации». Также ликвидационной комиссии необходимо найти всех кредиторов предприятия и письменно сообщить им о закрытии предприятия.

Инфо

То есть кредитор узнает о ликвидации организации уже постфактум, когда ничего нельзя изменить. А с учетом того, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вступило в силу, вложиться в трехмесячный срок его оспаривания чрезвычайно затруднительно.

Можно ли восстановить организацию после исключения из егрюл

  • Что делать, если налоговая инспекция признала компанию недействующей и исключила из ЕГРЮЛ?
  • Как восстановить правоспособность недействующего юридического лица?
  • Правовые последствия при исключении недействующей компании из ЕГРЮЛ.

За первое полугодие 2020 года из ЕГРЮЛ были исключены более 230 тысяч недействующий компаний (сведения взяты с официального сайта nalog.ru).

При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юр лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати в которых публикуются данные о гос.

регистрации юр. лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Если в указанный срок не поступило никаких заявлений от заинтересованных лиц, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.

Восстановление юридического лица

Нередко подобные ситуации становятся актуальными, когда участниками было создано юридическое лицо и оставлено до лучших времен, при этом деятельность не велась, равно как и не сдавалась отчётность, ведь такие люди думают, что если нет движений денежных средств по банковскому счёту, то можно ничего не сдавать. Да и с ликвидацией такие люди не торопятся и таким образом проходят годы. Важно Кратко говоря, возвратить собственность после ликвидации юр. лица будет практически невыполнимой задачей. Нет никакой возможности доказать, что сделки по отчуждению не являются действительными. Невозможно потребовать у нового владельца вернуть имущество. Также это имущество не может быть рассмотрено как незаконное обогащение, следовательно, нельзя требовать его возвращения. Стало быть, даже если юр.

  Прекращение договора вследствие невозможности исполнения

Упрощённый порядок ликвидации ООО налоговой и его последствия

Принудительная ликвидация налоговой ООО может проходить в упрощённом порядке и заключаться в исключении из ЕГРЮЛ без решения суда. Такие последствия возможны, если учредители компании на протяжении года не вели финансово-хозяйственной деятельности и не сдавали отчётность в ФНС, а на счетах ООО отсутствует движение средств. Налоговая действует по следующей схеме:

  • Осуществляется выборка компаний, длительное время не предоставляющих налоговую отчётность;
  • Делается запрос в банки, в которых у этих предприятий открыты расчётные счета;
  • Выбирают ООО, на счетах которых на протяжении года не было движения средств;
  • Налоговая публикует в средствах массовой информации сведения о принудительной ликвидации ООО за три дня до исключения фирмы из ЕГРЮЛ;
  • Если руководство организации не опротестовывает это решение в суде, то компанию принудительно ликвидируют.

Однако если заинтересованные лица, в частности учредители или кредиторы, подадут заявление в суд, то процесса исключения из реестра по упрощённой схеме будет прекращен. Когда заявление подаётся от заимодавцев, желающих вернуть свои деньги, а у ООО нет средств для погашения обязательств, инициируют процедуру банкротства.

Внимание! Если налоговая планирует исключить фирму из ЕГРЮЛ, но выявляет у неё задолженности по налогам, то она обязана подать заявление, выступая в качестве кредитора, прекращая процедуру административной принудительной ликвидации.

Можно ли восстановить деятельность фирмы после ликвидации

Если нет – потребуется обновить учредительные документы и пройти все этапы восстановления. Вопрос: Можно ли восстановить фирму, если являюсь ее учредителем, но не имею оригиналов документов?Ответ: В налоговую подается заявление на получение копий документов, и начинается процедура восстановления.

Восстановление ликвидированного юридического лица Внимание Проанализировав судебную практику по этому вопросу, можно убедиться, что мнения судей разнятся, да и вообще, единой практики, которая используется сегодня – не существует.

Перечень вопросов, которые будут рассмотрены в данной статье, такие: «Как можно восстановить?», «Кто имеет право восстановить юридическое лицо?» и «Что будет после восстановления?».

Если фирму вычеркнули из ЕГРЮЛ: обзор мнений, комментарии экспертов

Актуальный обзор судебной практики по вопросу исключения компании из ЕГРЮЛ можно почитать в публикации «Пара доводов за восстановление исключенного из ЕГРЮЛ лица как недействующего».

Занимаясь мониторингом статей по этой теме, я наткнулась на материал в газете «Учет. Налоги. Право». В нем приводятся слова юристов МИФНС №46: Но о таком счастье, как устная разборка с сотрудником инспекции, мечтать в наше время практически бесполезно. Во-первых, у инспекторов нет на это времени. Во-вторых, нет и желания. Все же иногда попробовать стоит.

Если же вернуть не получается, то идите проторенной дорожкой в арбитражный суд. В судебном порядке налоговиков обяжут восстановить вычеркнутую из реестра фирму обратно.

Рекомендуем прочесть: Программа переселения из казахстана в ростовскую область

Но и в судебном порядке решить этот вопрос в свою пользу в 100%

Читайте также:  Кто имеет право на межевание земельного участка бесплатно?

Восстановление юридического лица

Восстановление регистрационных документов Для получения дубликата свидетельства взамен утерянного необходимо подать в регистрирующий орган: 1) запрос, составленный в произвольной форме и содержащий запрашиваемые сведения; 2) документ, подтверждающий оплату.

Под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства 1. Восстановление срока исковой давности В юридической науке существует термин «исковая давность».

Под этим словосочетанием подразумевается срок, до истечения которого у физического или лица есть возможность защитить свои права.

Как изменить сведения в ЕГРЮЛ

Чтобы изменить данные реестра, нужно заполнить и отправить в налоговую бланк по форме Р14001. Сделать это можно прямо на сайте ФНС. С помощью этой формы меняют следующие данные:

  • выход учредителя из состава руководства;
  • изменение информации о директоре, учредителях (новые паспортные данные, например);
  • смена директора;
  • смена собственника доли предприятия (продажа, дарение, наследование доли);
  • изменение адреса;
  • исправление ошибок в ЕГРЮЛ;
  • изменение кодов ОКВЭД.

В случае, когда кроме изменений в реестре компании нужно менять уставные документы, заполняется бланк по форме Р13001.

Оспаривание ликвидации юридического лица

После этого новоиспеченный директор получает полномочия для осуществления дальнейших действий.

  • Готовится необходимый пакет документов, которые передаются в ФНС. В частности, потребуется три бумаги:
  • Заявление (форма 14001) о том, что в информацию об ООО, указанную в ЕГРЮЛ, необходимо внести правки. Это обязательный шаг при назначении нового руководителя общества.
  • Уведомление (форма 15001) о прекращении процедуры закрытия компании.
  • Протокол собрания участников. Если в ООО только один собственник, достаточно его решения.

На подготовку необходимого пакета бумаг дается до трех суток. Перед передачей документов в ФНС стоит их внимательно перепроверить на факт наличия ошибок.

  1. Предъявление бумаг в налоговую службу.

Глава 4. Порядок принудительной ликвидации

  • Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.
  • Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).
  • Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:
  • · Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
  • · Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • · Осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • · Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • · Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган. Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения .

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации. Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.

2000 № 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

Принудительная ликвидация организации –

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.

Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право.

К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).

Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность.

Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.

2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа.

То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).

Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *