Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

01.09.2020

Примерное время чтения: 9 мин.

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

Одно из последствий пандемии — увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа.

И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту.

А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь. 

Ситуация

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.

Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке. Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.

2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Основные понятия

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем. Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями. В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства. С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят. По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа. С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).

Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ). Денежные средства, поступившие на отдельный счет, могут быть:

  • перечислены только исполнителям (субподрядчикам исполнителей), входящим в кооперацию, в рамках исполнения заключенных между ними договоров;
  • списаны при осуществлении операций, прямо указанных в ст. 8.3 Закона о ГОЗ. 

В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Звенья кооперации

Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию. В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями. Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья. С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений. С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым. Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета. С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна. Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина.

Использование юрлицом отдельного счета

Если проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета. В соответствии с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк договор. Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта (далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1, подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ). Такой режим предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2 п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели, прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4). В свободное распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта (п. 2 ст. 8.3). Отметим, что банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (подп. 2 п. 2 ст. 8.2). Таким образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем, что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м. Этот факт означает, что такое юрлицо должно:

  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
  • соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.
Читайте также:  День увольнения выпадает на выходной день — как правильно попрощаться с работником

На практике же нередко юрлицо поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги лицу, входящему в кооперацию (то есть заключившему договор с головным исполнителем или исполнителем, расчеты по которому осуществляются с использованием отдельного счета), и фактически товары поставляются для целей исполнения госконтракта. Но юрлицо-поставщик об этом достоверно не знает, поскольку в договоре между ним и его покупателем отсутствует ИГК и нет упоминаний о госконтракте и гособоронзаказе, а расчеты по такому договору проходят в обычном режиме без использования отдельных счетов. В таком случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств: заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием отдельных счетов.

Итак, с учетом практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким договорам с использованием отдельных счетов.

Источник: Конкуренция и право, № 4

Возврат к списку

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

Валентина Орлова стала лидером индивидуального рейтинга Chambers Global 2021 в о…

Валентина Орлова получила признание в рейтинге World Trademark Review – 1000 за …

Победы «Пепеляев Групп» – 2020

«Пепеляев Групп» и компания nlogic заключили соглашение о сотрудничестве в облас…

Представляем глобальный обзор по недвижимости от ICLG

Юристы «Пепеляев Групп» окажут юридическую поддержку клиенту в связи с созданием…

Елена Крестьянцева стала спикером экспертной дискуссии по вопросам экологической…

В «Пепеляев Групп» состоялось заседание «Налогового фармклуба»

Привлечение субподрядчика/соисполнителя к исполнению контракта по 44-ФЗ

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.

Задать вопрос

Субподрядчик/соисполнитель (СИ) – организация, привлеченная поставщиком/подрядчиком/исполнителем (ППИ) для частичного или полного исполнения контракта по 44-ФЗ.

Привлекать субподрядчика/соисполнителя невозможно постоянно: есть ограничения по объему работ, а то и прямые запреты на участие в контракте третьих лиц. Обо всех случаях расскажем в статье.

Когда поставщик/подрядчик/исполнитель может привлечь субподрядчиков/соисполнителей

При возмездном оказании услуг исполнитель должен выполнять контракт самостоятельно, если иное не указано в контракте. Обратная ситуация в подрядных контрактах: поставщик/подрядчик может привлекать субподрядчика, когда контракт прямо не запрещает делать этого.

Если заказчик проводит закупку среди всех участников и победителем становится ППИ не из числа предприятий СМП и СОНКО, то заказчик вправе установить требование об их обязательном привлечении.

Он прописывает требование в документации о закупке и дополнительно может указать:

  • объем работ для СИ;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщика/подрядчика/исполнителя за неисполнение требования.

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю запрещено привлекать субподрядчиков/соисполнителей

44-ФЗ не регулирует вопрос о привлечении субподрядчиков/соисполнителей и взаимодействии с ними прямо, поэтому между заказчиками и участниками возникают споры.

Бывает, заказчик без объяснения причин накладывает вето на привлечение субподрядчиков/соисполнителей. Наша практика показывает: представители ФАС чаще встают на сторону участника, если речь не идет о запрете на привлечение к работам из перечня Постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. В перечне 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

В перечне N 570 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю нужно согласовывать субподрядчиков/соисполнителей с заказчико

Поставщик/подрядчик/исполнитель не обязан отчитываться о привлеченных субподрядчиках/соисполнителях, если цена контракта не превышает:

  • 100 000 000 руб для закупок по обеспечению муниципальных нужд и нужд субъектов РФ;
  • 1 000 000 000 руб для закупок по обеспечению федеральных нужд.

В противном случае ППИ должен направить заказчику информацию о субподрядчиках/соисполнителях, с которыми заключен договор на сумму более чем 10% от цены контракта. Обязанность согласовывать субподрядчиков/соисполнителей прописывается в контракте.

Другие условия, при которых их обязательно согласовывать:

Примерный алгоритм по согласованию:

  1. После подписания контракта ППИ отправляет заказчику документы. В них указывает причину привлечения субподрядчиков/соисполнителей, данные по сумме контракта.
  2. Заказчик принимает документы, рассматривает.
  3. Если привлечение субподрядчиков/соисполнителей не нарушает условия контракта, заказчик запрашивает их перечень, контакты, реквизиты, объемы работ. ППИ готовит запрошенные документы и подает на согласование.
  4. В некоторых случаях заказчик утверждает персонал для проекта. Это справедливо, когда для исполнения работ или услуг требуется конкретный человек: дизайнер, автор, архитектор, композитор и прочие.

Если у вас остались вопросы – звоните в ГК «Ценный Контракт» по телефону 8 (495) 651-06-21. Поможем разобраться или подготовить правовое заключение для контролирующих органов.

Заказать услугу

Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.

В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.
Читайте также:  Постановление правительства рф №861: изменения на 2019 год, порядок подачи заявки, документы, сроки рассмотрения

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Имеет ли право исполнитель привлекать соисполнителей (субподрядчиков) для выполнения госконтракта, заключенного по закону № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст.

780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл.

37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей).

Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае.

Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст.

706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно.

Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Максим Золотых, Надежда Верхова,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году: в каких случаях требуется и что это такое?

В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу.

Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2020 г.

определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

  • КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
  • КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
  • Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
  • Основная задача центров специализаций – открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
  • Задача платежных центров – взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.

Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.

Читайте также:  Реализация квартиры, когда продавец состоит в законном браке

Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.

Новые правила казначейского сопровождения на 2021 г.

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Казначейское сопровождение контракта

Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство? Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов. Что контролирует казначейство?

Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.

Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?

Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.

В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:

  • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
  • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
  • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:

  • в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
  • в закупках с банковским сопровождением;
  • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке.

Подробнее об этом мы писали в статье.

Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта.

Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах.

По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми. 

В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:

  • Указать соисполнителей по договору.
  • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
  • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
  • Вести раздельный финансовый учет.
  • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
  • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

  1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
  2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.

  3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет. 
  4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.

  5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.

Открытие счета

Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица.

Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи.

Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.

Оплата по контракту

Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым. 

Нельзя перечислять целевые средства:

  • в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
  • на депозиты;
  • на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.

Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет.

Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ.

Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.

Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.

Что контролирует казначейство

Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:

  • соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
  • соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
  • факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
  • соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
  • стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.

Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.

Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.

Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.

Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.

На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.

Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.

В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *