Порядок ликвидации юридического лица: добровольно, принудительно и при банкротстве

Добавлено в закладки: 0

Ликвидацией юридического лица называют прекращение его существования без возможности передачи другим лицам связанных с ним прав и обязанностей. Процесс регулируется ГК РФ, ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также иными особыми законами.

О видах прекращения

Порядок ликвидации юридического лица: добровольно, принудительно и при банкротстве

  • добровольная;
  • принудительная.

Добровольная ликвидация осуществляется по постановлению учредителей или участников, либо имеющего на то полномочия подразделения предприятия. Обычно такое завершение деятельности может быть связано с окончанием срока, на который организация была создана, достижением преследуемой при ее создании цели или банкротством.

Для обоснования принудительной ликвидации требуется соответствующее судебное постановление. Основаниями для принятия таких мер могут являться:

  • ведение незаконных видов деятельности или же деятельности без надлежащего разрешения;
  • грубое, неустранимое нарушение законодательства в процессе создания организации или в иных случаях;
  • юридическое подтверждение состояния банкротства;
  • наличие в работе общественных или религиозных организаций действий систематического характера, противоречащих уставным целям.

Любой орган местного самоуправления или другой, обладающий необходимыми правами государственный орган, может предоставить в судебные инстанции требование о ликвидации, опираясь на вышеперечисленные принципы. Кроме общих, существуют также и индивидуальные основания.

Смешанным случаем вышеперечисленных способов является судебное признание регистрации фирмы недействительной, так как дальнейшее прекращение ее деятельности должно происходить по решению участников или уполномоченных органов. Такая ликвидация не является добровольной.

Общий порядок ликвидации юридического лица

Порядок ликвидации юридического лица: добровольно, принудительно и при банкротстве

В течение 3 дней с момента, как было решено прекратить деятельность фирмы, учредители обязаны представить в Инспекцию федеральной налоговой службы уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также само решение. После рассмотрения уведомления единый реестр юридических лиц должен быть дополнен записью о том, что данное предприятие пребывает в процессе прекращения своей деятельности. В отношении такой организации запрещается проводить следующие виды государственной регистрации:

  • предприятий, возникших при ее реорганизации;
  • изменений в учредительных документах;
  • юридических лиц, для которых она является учредителем.

Далее, учредителями утверждается состав ликвидационной комиссии, либо определяется ликвидатор или конкурсный управляющий.

О предпринятых шагах необходимо сообщить ИФНС в форме уведомления о формировании комиссии, назначении ликвидатора, а также подтверждающего этот факт документа.

С момента согласования состава комиссии с регистрирующим органом, она получает все права на управление делами организации, в том числе и на представление ее интересов в суде.

Сообщение в СМИ

Дальнейшая деятельность уполномоченной комиссии направлена на обнародование в прессе (журнал «Вестник государственной регистрации») извещения о ликвидации, которое должно включать информацию о фирме:

  • наименование;
  • дату принятия решения о прекращении деятельности;
  • ИНН;
  • ЕГРЮЛ;
  • контактные данные;
  • сведения о порядке и сроках предъявления претензий для кредиторов.

Законом предусматривается, что период оглашения требований должен быть больше 2 месяцев со дня публикации. Чтобы узаконить право ликвидационной комиссии распоряжаться деньгами, необходимо переоформить банковские документы с образцами подписи тех ее членов, которые ответственны за ведение бухгалтерского учета.

Составление плана

Порядок ликвидации юридического лица: добровольно, принудительно и при банкротстве

  • проведение инвентаризации;
  • подготовка информации о финансовом состоянии юридического лица на момент ликвидации;
  • сверка налоговых платежей всех уровней, а также расчетов с внебюджетными фондами;
  • анализ дебиторской задолженности, поиск путей снижения ее объемов;
  • изучение кредиторской задолженности и составление плана расчетов по ней;
  • подготовка плана продаж имущества;
  • подготовка списков работников на увольнение;
  • вывод ликвидируемой организации из списка участников других юридических лиц, если такие существуют, а также прекращение их деятельности, в случае, когда данная фирма является единственным учредителем;
  • закрытие банковских счетов;
  • оформление документации для исключения юридического лица из государственного реестра;
  • сдача в архив всей учетной документации по кадровому составу, а также протоколов общих собраний.

По завершении периода, отведенного кредиторам для предъявления требований, комиссией должен быть разработан промежуточный ликвидационный баланс, содержащий информацию о составе имущества предприятия, списке претензий кредиторов и итогах их рассмотрения. Если, прекращающая свою деятельность организация, не в состоянии самостоятельно расплатиться со своими долгами, ликвидационной комиссии следует обратиться в судебные органы для объявления ее банкротом.

Промежуточный баланс должен быть утвержден учредителями фирмы, а в некоторых законодательно установленных ситуациях еще и соответствующими государственными органами. Обязательно предоставление уведомления о составлении данного документа в ИФНС.

Расчет с кредиторами

Когда ликвидационный баланс утвержден во всех инстанциях, в соответствии с его содержанием, комиссия должна организовать проведение расчетов по обязательствам фирмы в порядке очередности кредиторов:

  • удовлетворение претензий лиц, в отношении которых организация несет ответственность, связанную с нанесением вреда жизни и здоровью;
  • оплата труда персонала и выплата выходных пособий;
  • погашение задолженности по обязательствам, обеспеченным под залог имущества;
  • долги по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • расчеты с прочими кредиторами.

Согласно ст. 64 ГК РФ выплаты следует начинать с первого же дня после утверждения. Кредиторы 5 очереди являются исключением, поскольку выплачивать им денежные средства можно лишь по прошествии месяца со дня вступления в силу промежуточного баланса.

В случае ликвидации банка или другой кредитной организации первыми в очереди на погашение будут требования физических лиц — кредиторов, а также производящих страхование вкладов организаций и банка России.

Создание ликвидационного баланса

Порядок ликвидации юридического лица: добровольно, принудительно и при банкротстве

Ликвидационная комиссия должна заниматься организацией реализации имущества предприятия в форме аукциона согласно ФЗ №119-ФЗ, в случае, когда имеющихся денежных средств на балансе не хватает, чтобы расплатиться по обязательствам полностью. Принято считать погашенными следующие требования кредиторов:

  • которые не удалось удовлетворить в полном объеме ввиду недостаточности имущества;
  • не заявленные, поскольку кредитор не подавал иск на их возмещение;
  • удовлетворение которых не произошло по решению судебных органов.

После окончания расчетов по обязательствам ликвидируемого юридического лица, комиссией создается ликвидационный баланс, который должен пройти ту же процедуру утверждения, что и промежуточный.

Этот документ должен отражать свершившийся факт погашения обязательств организации путем распределения его имущества между кредиторами.

Ликвидационный баланс должен включать те же основные позиции, что и промежуточный.

Если после осуществления всех этапов ликвидации на балансе остается не распроданное имущество, его необходимо передать тем учредителям юридического лица, которые в соответствии с законом имеют на это право.

По завершении процесса по прекращению деятельности, не раньше, чем через 2 месяца со дня размещения объявления о его начале, в ИФНС должно быть предоставлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс, квитанция об оплате государственной пошлины.

При появлении в едином государственном реестре юридических лиц соответствующей записи, можно сказать, что данная организация прекратила своё существование, а процедура ее ликвидации — завершена.

Ликвидация юридического лица

10 сентября 2014 в 13:36

Порядок ликвидации юридического лица: добровольно, принудительно и при банкротстве

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением.

Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.

Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.

  • И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.
  • Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.
  • Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов.

Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.

Читайте также:  Где взять и как получить справку об отсутствии коронавируса, как она выглядит и сколько действует

Ликвидация — вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.). В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.

В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.

В частности, ст.

9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.

Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Ликвидация муниципальных и государственных учреждений

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления.

Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона.

Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Принудительная ликвидация предприятия

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.

В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд. Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать.

Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.

Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации.

Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства. Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.

Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности. Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

Причины ликвидации: почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

Причины добровольной ликвидации

1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;

2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.;

3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;

4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

Причины принудительной ликвидации

1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;

2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;

3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

Кто осуществляет ликвидацию юридических лиц

При ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.

Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора. При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

  1. Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.

  2. С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».

  3. Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.
  4. Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

  • Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.
  • Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.
  • Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).

К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).

При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.

Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

Как правильно провести ликвидацию своими силами в 2020 году

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.

Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.

Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам. При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого.

В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды.

Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

А что будет с бизнесом после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство.

Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.

Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.

Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Олег Кратько,арбитражный управляющий

Если Вам нужна квалифицированная юридическая помощь: Услуги юриста по ликвидация ООО

Ликвидация юридического лица

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Ликвидация юридического лица

Процедура ликвидации представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам.

Содержание

Процедура ликвидации юридического лица представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам. Ликвидируемая фирма удаляется из единого государственного реестра, всех внебюджетных и бюджетных фондов, а также из налоговой базы данных.

  • Решение о ликвидации юридического лица принимают члены ликвидационной комиссии, в состав которой могут входить учредители закрываемого предприятия, либо лица, предоставленные судебным органом.
  • Инициатива о закрытии кампании может исходить как от самих учредителей фирмы, так и от посторонних лиц, которые имеют на то обоснованные причины.
  • Порядок ликвидации, а также сроки проведения процедуры устанавливаются либо руководителями ликвидационной комиссии, либо судебным органом.
  • Исходя из оснований для принятия решения о безвозвратном упразднении предприятия, принято разделять ликвидацию юридического лица на 2 основные формы:
  • принудительную ликвидацию предприятия;
  • добровольное упразднение компании.
Читайте также:  Выплаты при увольнении по собственному желанию

Ликвидация юридического лица без последствий

Помощь специалистов с 20 летним опытом

Особенности принудительной ликвидации юридического лица

Принудительное прекращение – более сложная форма упразднения юридического лица. Необходимость в ней возникает, если в ходе предпринимательской деятельности компании были нарушены уставы российского законодательства, а правовые особенности компании противоречат законному предпринимательству.

В большинстве случаев, такая ликвидация компании может быть вызвана следующими основаниями:

  • налоговые декларации и финансовые отчеты не были предоставлены в соответствующие инстанции своевременно;
  • наличие противоречий в официальных документах и действительности (например, фирма располагалась не по тому адресу, который был указан в едином государственном реестре или вела несанкционированный вид предпринимательской деятельности.

При этом стоит отметить, что принудительное прекращение юридического лица может быть возможно только в том случае, если суд установил, что выявленные в ходе работы фирмы нарушения не могут быть исправлены и устранены.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется в следующие этапы:

  • Формирование состава ликвидационной комиссии, которая получает возможность единоличного управления упраздняемой фирмой.
  • Удовлетворение интересов кредиторов, распределение движимого или недвижимого имущества фирмы (если таковое имеется). В том случае, если компания не имеет возможности рассчитаться с долгами собственными средствами, ликвидатор имеет право продать имущество, которое поступит в счет уплаты задолженности.
  • Уведомление о ликвидации юридического лица всех инстанций (налоговая, пенсионный фонд и т.д.).
  • Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
  • Сбор всех документов, необходимых для полного и безвозвратного упразднения компании.
  • Представление интересов юридического лица на всех судебных заседаниях.

Принудительная ликвидация в отличие от добровольной обычно занимаете не более месяца, в других случаях сроки могут быть увеличены вдвое или втрое.

По окончании всех процедур руководитель упраздненной фирмы получает документ, который подтверждает, что его компания была ликвидирована по конкретным причинам.

Особенности добровольного закрытия юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица в большинстве случаев имеет два основания:

  • руководитель и члены акционерного общества приняли о решении о том, что их деятельность нерентабельна, невыгодна;
  • цель, поставленная руководителями компании перед ее открытием достигнута и дальнейшая работа фирмы не имеет смысла.

Уведомление о ликвидации юридического лица налоговой службы является основанием для создания комиссии, которая возьмет на себя обязательство ведения процедуры упразднения.

Добровольное и безвозвратное закрытие компании возможно только при следящих обстоятельствах:

  • предпринимательская деятельность фирмы не противоречит российскому законодательству;
  • упраздняемая компания не имеет долгов ни перед кредитором, ни в налоговом органе;
  • все сделки закрываемой фирмы завершены, партнеры и учредители не имеют возражений против ликвидации предприятия.

Главное отличие добровольного упразднения компании от принудительного заключается в том, что в первом случае может быть изменен руководящий состав и фирма может продолжить свое существование под другим названием или в иной сфере предпринимательской деятельности.

Отличие ликвидации от реорганизации

Ликвидация компании не подразумевает передачу ее прав другому владельцу, все документы фирмы упраздняются, и она закрывается безвозвратно.

Реорганизация юридического лица имеет несколько иные правовые особенности.

Реорганизация фирмы не предусматривает ее полное закрытие, фирма может получить второй шанс на существование с учетом следующих обстоятельств:

  • Слияние. Две небольших фирмы объединяются в одну большую, при полном закрытии первой и второй при условии их объединения.
  • Присоединение. Фактически, присоединение представляет собой первый этап слияния, однако, при присоединении две фирмы могут и не объединятся, даже если ведут одинаковую предпринимательскую деятельность. Прибыль делится с учетом качества работы каждый из них.
  • Разделение. Ситуация, когда компания решает стать небольшой сетью фирм и рассосредоточиться в пределах города, региона, страны.
  • Выделение. Успешная фирма создает дочернюю компанию, права которой находятся у руководителей обеих фирм.

Порядок ликвидации юридического лица

Процедура упразднения юридического лица членами ликвидационной комиссии осуществляется в следующие этапы:

  • Решение о безвозвратном закрытии той или иной компании должно быть незамедлительно обнародовано в органах печати.
  • Далее, комиссия уполномочена создать промежуточный баланс упраздняемой компании, которая включается в себя состав имущество фирмы, наличие задолженностей и незавершенных сделок и так далее.
  • В том случае, если финансов, которые находятся на балансе, фирме не будет достаточно для того, чтобы удовлетворить интересы кредиторов и налоговой службы, то ликвидационная комиссия имеет право продать имущество компании.
  • Компания не может быть упразднена до тех пор, пока финансовые интересы всех финансовых учреждений и кредиторов не будут удовлетворены в полной мере. Погашение задолженностей перед кредиторами – наиболее сложный и продолжительный этап процедуры закрытия фирмы.
  • Непосредственно после того, как все задолженности будут погашены, ликвидатор должен составить итоговый баланс фирмы. Если в распоряжении копании остаются какие-либо средства и имущество, то они будут в распределены между акционерами фирмы.
  • По окончании всех указанных выше процедур ликвидационная комиссия составляет документ, который выдается бывшему руководителю закрытой фирмы. Он содержит в себе все аспекты проведенной процедуры.

Очередность удовлетворения интересов кредиторов при ликвидации компании

Главный этап процедуры упразднения компании – удовлетворение интересов кредиторов. Это происходит в следующем порядке:

  • выплаты лицам, которые так или иначе взаимодействовали с закрываемой фирмой и понесли от нее какие-либо убытки;
  • выплаты работникам, которые заключали с закрываемой компанией трудовой договор;
  • выплаты во внебюджетные и бюджетные фонды;
  • выплаты кредиторам, финансовым организациям.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Господа, ликвидируется кредитный кооператив ст.61-64 ГК. Имеется 150 взыскателей КПК с разными суммами. Судебные приставы ПО ЧАСТЯМ перечисляют ликвидационной комиссии деньги, изымаемые у заемщиков.

Денег, которые перечисляют приставы на счет ликвидационной комиссии, не хватает для погашения сразу всех долгов перед 150 взыскателями-кредиторами. Можно ли применить в данном случае ст.64 п.

3 и распределять деньги пропорционально сумме каждого взыскателя? Что является критерием нехватки денег? По промежуточному ликвидационному балансу денег должно хватить, судя по поданным цифрам в налоговую, а сразу закрыть все долги перед кредиторами-взыскателями кооператив не может, так как не хватает на всех денег после частичного перечисления на счет кооператива со стороны судебных приставов. Спасибо.

Михаил13.08.2019 18:32

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru  По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html 

Дубровина Светлана Борисовна14.08.2019 16:20

Задать дополнительный вопрос

Господа, ликвидируется кредитный кооператив ст.61-64 ГК. Имеется 150 взыскателей КПК с разными суммами. Судебные приставы ПО ЧАСТЯМ перечисляют ликвидационной комиссии деньги, изымаемые у заемщиков.

Денег, которые перечисляют приставы на счет ликвидационной комиссии, не хватает для погашения сразу всех долгов перед 150 взыскателями-кредиторами. Можно ли применить в данном случае ст.64 п.

3 и распределять деньги пропорционально сумме каждого взыскателя? Что является критерием нехватки денег? По промежуточному ликвидационному балансу денег должно хватить, судя по поданным цифрам в налоговую, а сразу закрыть все долги перед кредиторами-взыскателями кооператив не может, так как не хватает на всех денег после частичного перечисления на счет кооператива со стороны судебных приставов. Спасибо.

Михаил13.08.2019 18:32

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru  По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html 

Дубровина Светлана Борисовна14.08.2019 16:14

Задать дополнительный вопрос

Гражданское право

Прекращение юридического лица при банкротстве

Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов.

В такой ситуации речь должна идти о равномерном и справедливом распределении имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые при этом как бы «конкурируют» друг с другом, в том числе в рамках определенных групп (очередей).

Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством («конкурсным процессом»). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).

В современных правопорядках правила о несостоятельности применяются как к юридическим, так и к физическим лицам, причем не обязательно осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому институт банкротства не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций.

Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены юридические лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами в соответствии с п. 1 ст.

65 ГК могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы и фонды.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве). Основную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

Вместе с тем институт банкротства не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки).

Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой обычно предшествует применение иных, предупредительных мер.

К их числу относится досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве).

Она может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица — должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами.

Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Традиционной мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 120 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом.

Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новации) их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами.

Мировое соглашение может быть признано недействительным при наличии предусмотренных законом оснований, а при неисполнении должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов — расторгнуто по решению арбитражного суда (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В последнем случае кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику не в первоначальном объеме, а в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником (если есть основания полагать, что ее платежеспособность может быть восстановлена) (ст.

68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий — отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст.

70 Закона о банкротстве).

Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием кредиторов на срок не более года.

План может предусматривать перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий.

С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 Закона о банкротстве).

Цель этих мер очевидна — сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов.

Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов.

Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись.

Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов.

Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к «ликвидационным процедурам», влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года.

С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности.

Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются).

Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника.

В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок — «период подозрительности».

Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы).

В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота.

Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц.

Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов.

После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица — должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством.

Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника; при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства и т.д.

До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компаний и некоторых других видов юридических лиц.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *