Отмена закупки по 223-фз: основания и сроки, оформление протокола или приказа, образец извещения

Оформление приказа

Отмена закупки обычно закрепляется в форме приказа. Данный распорядительный документ имеет письменную форму и включает в себя следующие сведения:

  1. Наименование заказчика.
  2. Дата его подготовки.
  3. Указание на решение отменить закупку.
  4. Реквизиты закупки, ссылка на нее в ЕИС.
  5. Основание, которое легло в основу принятия решения об отмене (например, заказчик аннулировал инвестиционную программу, которая легла в основу закупки). Можно привести ссылку на Положение о закупке, в котором содержится это основание для отмены.
  6. Указание на ответственное за исполнение положений приказа лицо.
  7. Подпись руководителя заказчика и печать.
  8. Подпись ответственного лица, подтверждающего факт ознакомления с приказом.

Подпись руководителя заказчика и печать.

Разместить решение о прекращении приема заявок

Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.

После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия.

В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).

Отмена закупки по 223-ФЗ: основания и сроки, оформление протокола или приказа, образец извещения

Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде изменения, протоколы и т.

Инструкция по отмене закупкок по 223-ФЗ

Отмена торгов по 223 ФЗ — это процедура отказа заказчика от тендера. В законе о закупках отдельными видами юридических лиц для этого прописаны особые правила.

Если учреждению необходим отказ от закупки по 223 ФЗ, то ответственному специалисту надлежит грамотно оформить процедуру.

Можно ли отменить закупку по 223-ФЗ: алгоритм действий для заказчика, оформление протокола отмены закупки

Отказ от закупки по 223-ФЗ состоит в праве заказчика прекратить закупочную процедуру выбора поставщика. При этом заказчик должен придерживаться определенного регламента действий.

  • Правила отмены закупки
  • Алгоритм действий
  • В какие сроки возможна отмена
  • Оформление протокола или приказа
  • Порядок размещения сведений в ЕИС

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Нередко у заказчика возникает необходимость отменить ту или иную закупочную процедуру, и он обладает правом на это.

Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:

Поставьте отметку в зависимости от того, отменяете лоты или нет. Если доступных лотов для отмены нет, система сразу откроет проект изменений извещения.

Измените поля на вкладках извещения согласно предписанию. Заполните поле «Причина внесения изменений» – укажите дату, номер предписания, наименование контрольного органа. Например, напишите так:

В разделе «Документация» прикрепите новую версию документации и проекта договора при необходимости.

Проект изменений отобразится на вкладке «Изменения и разъяснения» в блоке «Проекты изменений извещения». В выпадающем меню нажмите «Разместить».

  • Если выбрали пункт «Проект изменений с отменой лотов», система откроет форму со списком лотов, которые возможно отменить.
  • Выберите лоты, нажмите «Далее», откроется форма ввода сведений отмены лотов.
  • Выберите основание для отмены лотов. Для этого поставьте отметку в одном из полей:
  • «Различные причины отмены лотов»;
  • «Общая причина отмены лотов».

Если основание для отмены лотов общее, укажите его в блоке «Сведения об отмене лотов закупки».

Если для отдельных лотов разные основания – в блоке «Список отменяемых лотов закупки».

  Как вернуть жену после развода — полезные советы психолога

В блоке «Документы» прикрепите файлы. Например, решение об отмене лотов закупки. После того как заполните все необходимые сведения и прикрепите документы, нажмите «Разместить».

Если суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, исполнение предписания приостанавливается до тех пор, пока решение суда вступит в законную силу.

В какие сроки возможна отмена

Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней.

Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону.

Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.

С учетом положений п. 3 ст.

401 Гражданского кодекса для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо его соответствие условиям чрезвычайности (то есть исключительности и нетипичности при обычных условиях) и непредотвратимости (то есть невозможности избежать последствий от него). Таким образом, если наступление обстоятельств каким-то образом зависело от воли сторон, то они не считаются обстоятельствами необратимой силы.

В п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ указывается на то, что если заказчик принял решение об отмене конкурентной закупки с участием СМП, то оператор электронной площадки, на которой она проводится, не передает заказчику поступившие заявки на участие.

Изменение исчезновение потребностей в товарах , работах и услугах.

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт. Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ).

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца ( ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.

Внесение изменений в план закупок по 223-ФЗ

Долгосрочное планирование обязаны вести только некоторые категории заказчиков, например, закупающие инновационную технику или лекарства.

– Извещение об осуществлении конкурентной закупки – Документация об осуществлении конкурентной закупки – Сроки размещения извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки

– Проект договора

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ в 2019 году

Напомним, ранее заказчик в положении о закупке прописывал порядок проведения всего двух видов закупок: конкурса и аукциона. Другие виды он мог вносить в положение на свое усмотрение.

С 1 июля 2018 года, после вступления в силу изменений закона 223-ФЗ в положении о закупках заказчик должен указать уже четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок — и одну неконкурентную — закупку у единственного поставщика.

Для каждого из видов конкурентных закупок законодатель установил минимальные сроки проведения.

Способ закупки Минимальный срок
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Обратите внимание: для аукциона и конкурса сроки сократились и исчисляются теперь в календарных днях.

В вашем положении могут быть предусмотрены бо́льшие сроки, но они точно не могут быть меньше, чем указаны в законе.

Порядок проведения конкурентных закупок

Содержание документации

Содержание извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

Читайте также:  Кадровый резерв — это эффективный способ мотивации сотрудников

Порядок и сроки внесения изменений

В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.  

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

Описание предмета конкурентной закупки

В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.

Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.

Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.

Сроки отмены конкурентной закупки

В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.

Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок

Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.

Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.

Предоставление обеспечения заявок

Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.

Отмена закупки по 223-ФЗ: основания и сроки, оформление протокола или приказа, образец извещения«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

 

Этапы конкурентной закупки

Что считается этапом

В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.

«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.

Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:

  • внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
  • составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.

Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.

Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).

Переторжка

Это сопоставление дополнительных ценовых и неценовых предложений участников о снижении цены договора, добровольное изменение первоначальных предложений без корректировки других условий.

Заказчик должен заранее указать дату и время проведения данного этапа. Тут важно определиться, есть ли реальная потребность в переторжке.

Например, по результатам первоначальных заявок участники снизили цены настолько, что у заказчика нет уверенности, смогут ли они за эти деньги выполнить работу качественно, а тут еще объявлена переторжка, не проводить которую нельзя. Или заявку подал только один участник — с кем тогда будет объявляться переторжка?

«Мне кажется, что это некорректное условие установить срок проведения дополнительных этапов в момент извещения о самой закупке. Лучше было бы, чтобы заказчик мог принять решение о проведении переторжки, когда понятен уровень цен, предложенных участниками в их первоначальных заявках», — делится своим мнением Станислав Грузин.

Процедура с квалификационным отбором

На этом этапе заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика, и закупки с квалификационным отбором могут стать распространенным явлением.

Конкурентные переговоры

Закупки по 223-ФЗ

Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков

Пройти обучение

Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора.

Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации.

После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.

Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.

Протоколы по итогам этапов и закупок

Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:

1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:

  • дата подписания;
  • количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки — дата и время регистрации такой заявки;
  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
  • ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
  • причина, по которой закупка не состоялась;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:

  • дата подписания;
  • количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;

Раньше закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например, присваивать номера.

  • порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;

Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.

  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
  • результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
  • причина, по которой закупка не состоялась;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.

Заключение договора

Финальная процедура практически не изменилась. Законодатели сохранили сроки заключения договора:

  • в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
  • если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
  • если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.

С изменениями закона 223-ФЗ у заказчиков появилось право заключать договоры с несколькими исполнителями. Чтобы использовать такую возможность, надо прописать это условие в положении о закупке и сопутствующей документации.

Напоминаем, что перечисленные требования законодательства касаются порядка проведения конкурентных закупок, обязательных для заказчика, и не касаются закупок для малых и средних предприятий. Об особенностях конкурентных процедур для МСП расскажем в следующем материале.

Обязательные конкурентные закупки по 223-ФЗ в 2019 году.

Как отменить закупку по 223-ФЗ

В деятельности любой организации может возникнуть ситуация, когда ей по тем или иным причинам приходится отменять закупку. В законе 44-ФЗ случаи, условия и порядок того, как отменить закупку, прописаны четко. Вместе с тем, 223-ФЗ дает заказчикам гораздо большую свободу в вопросе того, как отменить закупку, разрешая им формировать правила отмены закупок в Положении о закупках.

Ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

Поставщики, имеющим претензии к закупщикам из-за отмены закупки, таким образом, должны руководствоваться тем, нарушает ли заказчик собственные правила или нет. А заказчикам нужно четко и непротиворечиво такие правила описать в своем Положении о закупках.

Варианты отмены закупок:

  • отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  • отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  • отказ заказчика от заключения договора.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС – это самый простой вариант, достаточно исключить закупку из плана. Есть также точка зрения, что даже в случае неисключения несостоявшейся закупки из плана закон не нарушается.

Читайте также:  Возврат мебели обратно в магазин в течении 14 дней по Закону "О защите прав потребителей"

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС. Заказчики часто прописывают право отказаться от проведения процедуры закупки «в любой момент».

Однако им нужно помнить о том, что существует гражданское законодательство, которое регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов).

Законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса». Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

В случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик обычно предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки.

Оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона – в срок, обозначенный в извещении о закупке.

В извещении можно указать, что отказаться от их проведения процедур заказчик может в любой момент до подведения их итогов.
Отказ заказчика от заключения договора. В положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.

В гражданском законодательстве, вместе с тем, содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения». Оптимальным вариантом для заказчика является установление в своем Положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.

Отмена аукциона по 223-ФЗ

Иногда у заказчика возникает необходимость в отмене конкретной закупки. Такая возможность есть, однако ее следует реализовать без нарушения прав и интересов иных лиц. В случае с неконкурентными закупками нет особых проблем. А вот по поводу аукционов возникает немало вопросов.

Отмена аукциона по Федеральному закону № 223 подразумевает процедуру отказа заказчика от проведения торгов. В тексте законодательного акта содержатся предписания в отношении указанной процедуры.

В июле 2018 года в регламент были внесены корректировки. Теперь каждому заказчику следует самостоятельно указывать схему действий в Положении о закупках.

В целом 223-ФЗ предоставляет заказчикам значительно больше свободы в этом вопросе, если сравнивать с 44-ФЗ.

Общие правила

Федеральный закон № 223 подразумевает наличие у заказчика права отменить любой тип закупки: конкурентную или же неконкурентную. При этом организатору торгов можно отменить предложения по одному либо сразу нескольким пунктам. Главное условие — это нужно сделать до даты завершения приема заявок со стороны участников.

44-ФЗ содержит конкретную информацию о том, когда и как можно отменить закупочную сессию. При этом алгоритм весьма определенный, условия жесткие. В случае с 223-ФЗ все существенно проще. Собственные правила отмены закупочных сессий можно прописать в Положении о закупках.

Какие действия нужно совершить

Специфика процесса отмены аукциона по 223-ФЗ во многом зависит от того, на какой конкретно стадии это следует предпринять. В том случае, когда данные о закупочной сессии внесены лишь в план закупок, достаточно изменить его и разместить обновление в ЕИС.

Другое дело, если извещение о закупке было размещено в ЕИС. Тогда схема действий выглядит более сложной. Алгоритм таков:

  • Заказчик должен принять решение о том, что отменяет закупку. Это нужно оформить должным образом — в форме протокола либо приказа. При этом вне зависимости от причины отказа от проведения торгов, ее требуется обозначить документально. Конкретная форма документа не регламентирована. В то же время есть определенный список сведений, которые нужно отобразить в документе. Главными из них являются дата и основание.
  • Затем требуется опубликовать принятое решение о прекращении приема заявок от участников в ЕИС. Только с этого момента процедура считается отмененной. Поэтому дата принятия решения является ключевой. Относительно нее ведется расчет срока публикации информации в ЕИС.
  • Намерение отменить конкурентную процедуру публикуется в ЕИС в день его принятия. Отменить торги можно и потом, до заключения контракта. Однако сделать это допускается лишь по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, что указано в гражданском законодательстве.

В комплекте с документом, где указана информация об отмене закупки, нужно опубликовать в ЕИС и другую документацию: протоколы, изменения и пр. Сначала их нужно заверить усиленной квалифицированной подписью, которая принадлежит уполномоченному лицу покупателя.

В Федеральном законе № 223 указано, что заказчики должны размещать не менее 18% от общего объема совершаемых закупок у СМП. При этом регламент отмены таких торгов аналогичен общей схеме действий, применимой ко всем закупочным сессиям.

До того, как стали действовать поправки в ФЗ № 223, была возможность отмены закупок уже после принятия заявок от всех участников. Достаточно было оформить это как отказ заключать договор с победителем аукциона. Теперь правила изменились. Заказчику не разрешается отказывать поставщикам в заключении контракта.

Указанные корректировки следовало внести в Положения о закупках всем заказчикам еще до наступления января 2019 года. Пока что законодательно регулируются лишь конкурентные процедуры. Поэтому можно считать легальным отказ от подписания контракта по результатам неконкурентных вариантов закупочных сессий.

Федеральный закон № 223 не уточняет причины, по которым разрешается отменить аукцион. Однако этот момент следует отобразить в тексте Положения заказчика, что регламентировано пунктом 5 части 31 Постановления правительства № 908, опубликованного в 2012 году.

Стандартными причинами, по которым заказчик может отказаться от проведения торгов, считаются:

  • внесение корректировок в финансовые программы заказчика;
  • отсутствие потребности в продукции, оказываемых услугах либо выполняемых работах;
  • необходимость исполнить предписания со стороны контролирующих органов;
  • внесение корректировок в нормы права.

Указание любой причины, не входящей в Положения о закупке, считается неправомерным. В таком случае отмена закупки признается необоснованной, что подразумевает ограничение конкуренции.

Сроки отмены

Есть определенные сроки, в течение которых у заказчика существует опция отмены аукциона. Это считается вполне приемлемым до публикации данных о закупке в ЕИС.

В тексте 223-ФЗ уточнено, что отказаться от проведения торгов разрешено лишь до наступления момента завершения подачи заявок на участие в аукционе. Официально это допускается сделать и в последний день приема заявок.

Однако решение ФАС говорит о том, что такие действия противоречат законодательству.

44-ФЗ устанавливает еще более строгие требования в отношении сроков отмены закупок. В случае с конкурентной процедурой это выглядит так: за 5 дней разрешено отменить аукцион или конкурс, за 2 дня — запрос котировок. Обстоятельства непреодолимой силы здесь не имеют значения. Так что указанный момент в 223-ФЗ не получится засчитать как ущемление прав заказчика.

Поэтому можно однозначно сказать, что разрешено отменить аукцион и в последний день приема заявок. Допускается совершить это действие и после истечения обозначенных сроков.

При этом важно одно: чтобы имели место обстоятельства непреодолимой силы согласно ГК РФ. То есть события должны быть чрезвычайными и непредотвратимыми.

Обязанность доказать непреодолимость обстоятельств, которые стали причиной отмены конкурентной закупки, возлагается на самого заказчика.

Штрафы за несоблюдение протокола

Следует четко соблюдать регламент отмены закупок по 223-ФЗ. В противном случае организатор рискует выплатить штрафы. Ответственность за непубликацию данных об отказе от проведения торгов уточнена в части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Должностному лицу придется заплатить 30–50 тысяч рублей, в то время как для организаций эта сумма уже значительно больше — 100–300 тысяч рублей.

Читайте также:  Где взять и как получить справку об отсутствии коронавируса, как она выглядит и сколько действует

Как исполнить предписание фас при закупке по 223-фз

Как исполнить предписание, зависит от того, что требует ФАС.

Антимонопольный орган может предписать изменить извещение и документацию, отменить протоколы, аннулировать закупку, не учитывать положения документации при рассмотрении заявок. Действуйте по тексту предписания.

Соблюдайте сроки, которые ФАС указала в предписании, иначе заплатите штраф до 500 000 руб. Читайте подробно, кто, как и в какие сроки обязан исполнить предписание антимонопольного органа.

Кто обязан исполнять предписания ФАС

Предписания ФАС обязаны исполнять заказчик, комиссия по закупкам, оператор электронной площадки, а также организатор торгов, например, при совместной закупке. На действия этих субъектов принимает и рассматривает жалобы ФАС согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: субъекты контроля в предписании ФАС

ФАС рассмотрела жалобу участника закупки и выдала предписание заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки.

Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.

Заказчику – назначить новую дату аукциона, а также сообщить оператору электронной площадки о том, что необходимо:

Аукцион оператор будет проводить с минимальной цены в торгах, протокол по которым обязан отменить (решение, предписание ФАС от 08.02.2018 № 17/8284/18).

ФАС направит предписание заказчику или другим субъектам контроля, а также опубликует в ЕИС или на сайте антимонопольного органа. Срок – три рабочих дня с даты, когда примет решение по жалобе. Порядок установлен в части 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Как изменить извещение или документацию по предписанию

Чтобы изменить извещение или документацию, войдите в личный кабинет и найдите нужную закупку. Откройте вкладку «Изменения и разъяснения», нажмите «Внести изменения в извещение и документацию».

Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:

Поставьте отметку в зависимости от того, отменяете лоты или нет. Если доступных лотов для отмены нет, система сразу откроет проект изменений извещения.

Измените поля на вкладках извещения согласно предписанию. Заполните поле «Причина внесения изменений» – укажите дату, номер предписания, наименование контрольного органа. Например, напишите так:

В разделе «Документация» прикрепите новую версию документации и проекта договора при необходимости.

Проект изменений отобразится на вкладке «Изменения и разъяснения» в блоке «Проекты изменений извещения». В выпадающем меню нажмите «Разместить».

  • Если выбрали пункт «Проект изменений с отменой лотов», система откроет форму со списком лотов, которые возможно отменить.
  • Выберите лоты, нажмите «Далее», откроется форма ввода сведений отмены лотов.
  • Выберите основание для отмены лотов. Для этого поставьте отметку в одном из полей:
  • «Различные причины отмены лотов»;
  • «Общая причина отмены лотов».

Если основание для отмены лотов общее, укажите его в блоке «Сведения об отмене лотов закупки».

Если для отдельных лотов разные основания – в блоке «Список отменяемых лотов закупки».

В блоке «Документы» прикрепите файлы. Например, решение об отмене лотов закупки. После того как заполните все необходимые сведения и прикрепите документы, нажмите «Разместить».

Как отменить протокол по предписанию

Чтобы отменить протокол, откройте вкладку «Протоколы» и нажмите кнопку «Отменить протокол».

Система откроет вкладку, на которой необходимо ввести сведения об отмене протокола. В основании отмены укажите предписание антимонопольного органа. Прикрепите документы, например решение об отмене протоколов. Нажмите кнопку «Разместить».

Опубликовать сведения можно также из контекстного меню на вкладке «Протоколы».

Как отменить закупку по предписанию

Чтобы отменить закупку по предписанию ФАС, на вкладке «Изменения и разъяснения» формы просмотра сведений о закупке нажмите кнопку «Сформировать отмену закупки».

Заполните форму отмены закупки.

В поле «Основание принятия решения» напишите название контрольного органа, дату и номер предписания.

Нажмите кнопку «Сохранить» или «Разместить», если хотите сразу опубликовать извещение об отмене закупки. Сведения об отмене закупки смотрите на вкладке «Изменения и разъяснения».

В какие сроки исполнить предписание

Срок, в который необходимо исполнить предписание, ФАС напишет в самом предписании. Кроме того, укажет срок, в который нужно предоставить в антимонопольный орган доказательства, что исполнили предписание. Об этом сказано в пункте 3.159 Административного регламента, который ФАС утвердила приказом от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339).

Сроки, в которые необходимо исполнить предписание и отчитаться об исполнении, могут быть разными.

Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:

Отдельного регламента, чтобы рассматривать жалобы на заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ, у ФАС нет.

Поэтому антимонопольный орган применяет Административный регламент № 339, который регулирует порядок возбуждения и рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

На возможность применять данный регламент указал Минфин в письме от 22.12.2017 № 24-02-06/87601. Вывод подтверждает практика ФАС. Например, решение Новгородского УФАС от 30.08.2018 по делу № А-15/18.

Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд

Когда обжалуете предписание ФАС в суде, изменения в извещение и документацию вносить не нужно. Причина – на время обжалования предписание приостановлено. Однако уточните позицию суда, чтобы не заплатить штраф. Есть две позиции судебных органов по действию предписания при жалобе заказчика.

Первая позиция. Если суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, исполнение предписания приостанавливается до тех пор, пока решение суда вступит в законную силу.

Действие предписания приостанавливается автоматически. Вывод следует из части 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а также из пункта 3.188 Административного регламента № 339.

Позицию подтвердил Арбитражный суд Свердловской области в определении от 17.04.2014 № А60-12516/2014.

Внимание: действие предписания приостанавливается с момента, когда суд принял заявление об обжаловании к производству, а не когда подали заявление. Вывод следует из части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ.

Судья решает, принимать заявление к производству или нет, в течение пяти календарных дней с даты, когда заявление поступило в суд. Допустим, подали заявление 5 октября. Судья примет решение до 11 октября.

Если обязаны исполнить предписание до 11 числа включительно, то можете не успеть выполнить требования ФАС. В этом случае заплатите штраф. Срок в пять календарных дней прописан в части 1 статьи 127 АПК.

На обжалование предписания – три месяца с даты, когда ФАС выдала предписание. Однако трехмесячный срок не означает, что в течение этих месяцев заказчик вправе бездействовать. Пока суд не принял заявление, предписание действует и его необходимо исполнять. Вывод подтверждает судебная практика. О сроках обжалования сказано в части 23 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания

Антимонопольная служба вынесла предписание заказчику. Исполнить требования обязала до 10 августа 2015 года. Заказчик подал жалобу в арбитражный суд. Суд принял заявление к производству 3 сентября 2015 года. ФАС оштрафовала заказчика за то, что тот в срок не исполнил предписание.

Заказчик обжаловал штраф в суде. Однако судья признал штраф законным и пояснил, что право на обжалование нельзя рассматривать как способ уйти от исполнения требований контрольного органа (решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016 № А40-99918/2016).

Такую же позицию высказал Девятый арбитражный апелляционный суд: право на обжалование предписания в течение трех месяцев «не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-23177/2015, А40-187426/2014).

Специалисты региональных управлений ФАС иногда штрафуют за нарушение сроков предписания, даже если заказчик обжаловал предписание в суде. Антимонопольный орган высказывает позицию, что положения статьи 52 применяют только к главе 9 Закона № 135-ФЗ. То есть при нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о закупках.

Арбитражный суд Самарской области считает такую трактовку ошибочной. Суд указал, что положения статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ регламентируют порядок обжалования торгов до момента, когда ФАС принимает решение по жалобе. А обжалование решений и предписаний ФАС проходит согласно статье 52 Закона № 135-ФЗ (постановление от 07.12.

2016 № А55-15798/2016).

На законность приостановки срока действия предписания в порядке статьи 52 Закона № 135-ФЗ также указали Арбитражный суд города Москвы в решении от 24.11.2016 № А40-185044/2015, Арбитражный суд Оренбургской области в определении от 30.11.

2016 № А47-11850/2016, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.06.2017 № 13АП-10457/2017, А42-2314/2017. Позицию поддержала комиссия ФАС по контролю в сфере закупок (решение ФАС от 22.03.2017 № 17/18473/17, 223ФЗ-207/17).

Вторая позиция. Предписание не приостанавливается автоматически, когда суд принял заявление об обжаловании к производству. Это связано с тем, что положения статьи 52 Закона № 135-ФЗ к обжалованию предписания по результатам торгов не применяют. Например, вывод сделал Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (решение от 17.10.2017 № 12-620/2017).

Когда суд считает, что предписание не приостанавливается автоматически, можете подать ходатайство принять обеспечительные меры – приостановить действие ненормативного правового акта ФАС. Если суд удовлетворит ходатайство, то приостановит действие предписания согласно части 3 статьи 199 АПК. Если откажет, исполняйте предписание, чтобы не заплатить штраф.

Как накажут, если не исполнить предписание

Если не исполните предписание или исполните с нарушением срока, ФАС оштрафует. Штраф для должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб., для юридического – от 300 000 до 500 000 руб. Наказание предусмотрено частью 7.2 статьи 19.5 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали на 400 000 руб. за неисполнение предписания

Заказчик объявил открытый конкурс на строительные работы. Рабочую документацию в ЕИС не опубликовал. ФАС проверила закупку и вынесла предписание – полностью указать сведения об объеме работ.

Заказчик внес правки, но рабочую документацию не приложил. На этом основании ФАС посчитала, что заказчик предписание не исполнил, и оштрафовала организацию на 400 000 руб.

Заказчик обжаловал постановление о штрафе в суде, но судья признал наказание законным (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2015 № А40-159691/2015).

Внимание: антимонопольная служба подготовила поправки в КоАП. Право штрафовать заказчиков получат новые должностные лица. Перечень нарушений расширят. Подробнее читайте в материале.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *