Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика: причины, сроки, порядок действий

Отмена аукциона по 44-ФЗ регламентирована ст. 36 закона, а также ч.6 ст. 63. Эта процедура означает полный и окончательный отказ заказчика от определения поставщика.

При отмене поставщик может также обращаться к ст. 401 ГК РФ, которая позволяет отказаться от торгов без последствий вследствие внезапно возникших обстоятельств непреодолимой силы.

Отмена аукциона, имеющего несколько лотов, может быть произведена полностью или частично — в таком случае аннулируется определения поставщика лишь для некоторых позиций закупки.

Причины отмены

Аукцион может быть отменён не только из-за форс-мажора, но и при необходимости заказчика изменить существенные условия контракта, в том случае, если времени на внесение правок в закупочную документацию уже не хватает.

  1. Основной причиной выступает сокращение финансирования заказчика, в результате которого он не способен оплатить заключаемый контракт. Несмотря на то, что причина весомая, она так же, как и другие, требует соблюдения сроков.
  2. Ещё один вариант — исчезновение надобности в поставке тех или иных товаров, проведении работ или оказании услуг — проведение закупки в такой ситуации становится нецелесообразным, что ведёт к неэффективному расходованию бюджетных средств. Это может произойти ввиду разных обстоятельств, например, в результате изменения государственных программ.
  3. Помимо указанных причин, аукцион может быть прекращён по решению ФАС либо суда при наличии нарушений в порядке проведения закупки либо в случае, если сама процедура нарушает закон, а также по результатам общественного обсуждения.

Перечень оснований является открытым — при возможности обосновать необходимость отмены аукциона заказчик может указать любую другую причину.

Сроки

По общему требованию заказчик вправе объявить об отмене в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до окончания приёма заявок.

При возникновении обстоятельств непреодолимой силы не позднее, чем за два дня до окончания приёма заявок, заказчик может указать такие причины в закупочной документации, в связи с чем срок приёма заявок будет продлён ещё на семь дней, что является достаточным периодом для отказа от торгов по общему правилу.

Инструкция

Отказ от проведения аукциона по 44-ФЗ осуществляется в следующем порядке:

  1. Заказчик определяет причину и фиксирует её в документации не позднее, чем за пять дней до окончания приёма заявок.
  2. Формируется приказ об отказе от проведения закупочной процедуры.
  3. Извещение публикуется в ЕИС.
  4. В план-график заказчиком вносятся соответствующие правки с указанием причин отказа от аукциона.

После публикации извещения оператор ЭТП должен направить соответствующее уведомление о прекращении проведения аукциона по указанным заказчиком обстоятельствам всем лицам, подавшим заявки.

Решение о прекращении закупки, формируемое на первом этапе, и приказ об отмене — разные акты заказчика.

Решение фиксирует лишь факт, в то время как приказ содержит полную информацию о заказчике, закупке и причинах её отмены, а также иные значимые сведения.

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика: причины, сроки, порядок действий

Образец решения об отмене ЭА по 44-ФЗ

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика: причины, сроки, порядок действий

Образец приказа об отмене ЭА

Участник, получивший извещение, немедленно получает назад свои средства, внесённые в качестве обеспечения. Оператор ЭТП не вправе удерживать зарезервированные средства участника.

Ответственность

По результатам отказа от проведения закупки заказчик может подлежать гражданской ответственности в том случае, если он нарушил сроки, из-за чего поставщик понес убытки.

Если процедура была произведена с соблюдением сроков, заказчик не несёт ответственности перед поставщиком. Кроме того, после этого он может провести закупку в иной форме.

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Статья актуальна на 7 июля 2020

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика: причины, сроки, порядок действий

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

По соглашению сторон 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

По инициативе заказчика

Условия 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.   
  • Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик: 
  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар, 
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.  

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом.  Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-18, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта. 

Риски 

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95). 

Если контракт расторгает поставщик  

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Риски 

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%.

Поставщик решил расторгнуть контракт  в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором.

Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации  один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

До конца 2020 года заказчики и поставщики могут менять сроки и цену контракта, если исполнять его мешает пандемия. Например, если детский сад не работает и продукты не нужны, то можно не расторгать контракт, а продлить его. 

В судебном порядке 

Условия 

В арбитраж придется обращаться  в этих случаях: 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте. 
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами. 

Мы писали о том, как подавать иски в арбитраж. 

Риски 

Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.   

Чтобы было больше шансов отстоять свои права:  

  • Изучайте условия закупки, технического задания и контракта перед тем, как подать заявку. 
  • Документируйте свои действия, в том числе подводите в электронном письме итоги телефонных переговоров с заказчиком. 
  • Правильно оформляйте и сохраняйте сопроводительные документы на товары.  

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Читайте также:  Оценка земель сельскохозяйственного назначения

Отмена аукциона 44-ФЗ: причины, порядок, последствия

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика
  • Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

Отмена аукциона по 44-ФЗ не является нарушением, если соблюдены сроки и требования к процедуре, которые указаны в данном нормативном акте. Обычно торги отменяют до того, как закончился период приема заявок, но из такого порядка возможны исключения.

Не всегда проведение аукциона происходит согласно установленным нормам. В таких случаях участники имеют право обратиться в ФАС или суд, чтобы отменить результаты торгов. В нашей статье мы расскажем, как правильно отменить аукцион и каких ошибок следует избегать, чтобы не получить проблем с контролирующими органами.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Если заказчик заинтересован приобрести товар или услугу по самой низкой цене, то он проводит электронный аукцион. Но в ходе процедуры иногда могут сложиться условия, по которым ее продолжение оказывается невозможным. Поэтому возникает необходимость отмены аукциона заказчиком по 44-ФЗ.

В вышеуказанном законе предусмотрена такая возможность. При этом заказчик обязан соблюсти порядок самой процедуры и ее сроки.

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ означает, что организованная заказчиком закупка ТРУ прекращается, а всем участникам, приславшим заявки, направляются уведомления о данном факте.

Организатор может отменить любую конкурентную процедуру за исключением запроса предложений. Порядок отмены аукциона предусмотрен в ст. 36 44-ФЗ.

Возможности заказчика прервать процедуру выбора поставщика ограничены в основном временными рамками. Если проводится электронный аукцион, то его отмена возможна не позже 5 дней до даты, которая указана в извещении в качестве последнего дня приема заявок. Для запроса котировок этот срок сокращается до 2 дней.

В ч. 3 ст. 36 ФЗ-44 прописано, что заказчик, решив отменить электронный аукцион, публикует соответствующее решение в Единой информационной системе и направляет извещения всем участникам торгов. Только в этом случае закупка будет считаться отмененной. Дополнительной, но необязательной мерой является размещение объявлений об отмене аукциона по 44-ФЗ в Интернете.

Конечно, могут быть и другие основания, результатом которых становится отмена электронного аукциона. 44-ФЗ не устанавливает никаких жестких требований по данному вопросу, заказчик на свое усмотрение принимает подобные решения.

Напомним, что отменить электронный аукцион по 44-ФЗ можно не позже чем за 5 дней до окончательной даты приема заявок. Хотя надо отметить, что в условиях обстоятельств непреодолимой силы этот срок может быть сокращен.

Перечень подобных обстоятельств также регламентирован законом – он содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ. К таковым, например, можно отнести аварийные и чрезвычайные события, которые люди не имеют возможности предотвратить. Это стихийные бедствия, аварии, вооруженные конфликты, забастовки и т. д.

У заказчика есть еще один выход, помимо форс-мажора, уложиться в срок для отмены аукциона по 44-ФЗ и остаться при этом в правовом поле.

Если до окончания приема заявок остается меньше 5 дней, то можно объявить о необходимости внести корректировки в закупку по уважительной причине и на этом основании перенести на 7 и больше дней дату подачи заявок.

После такого продления появится достаточно времени для отмены процедуры на законном основании.

При необходимости отменить закупку заказчик сначала оформляет решение письменно, а потом издает соответствующий приказ. Оба этих документа должны быть направлены всем заинтересованным лицам, а также опубликованы в свободном доступе.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:

  1. Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
  2. Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
  3. Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
  5. Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.

Для того чтобы разместить информацию об отмене электронного аукциона по 44-ФЗ в Единой информационной системе, нужно выполнить следующие действия:

  1. На сайте ЕИС зайти в личный кабинет и перейти в раздел «Документы закупки».
  2. В блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» нажать на строку «Отменить».
  3. Внести информацию в появившуюся форму.
  4. Загрузить оформленный заранее файл извещения, закончить процедуру нажатием кнопки «Разместить».

Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня.

Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.

Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока.

Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать.

Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.

Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.

Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.

Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.

Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.

Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде.

Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.

Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:

  • Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
  • Заявка участника не была принята без объективной причины.
  • Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.

Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию.

В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц.

Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.

Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.

В ст. 99 закона 44-ФЗ указано, куда может обращаться с жалобой участник закупки. Прежде всего, это региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Если его специалисты выносят решение, с которым участник не согласен, то у него остается право подавать исковое заявление в суд.

По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурентной процедуры потенциальные поставщики могут оспаривать решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявление подается не позже 10-го дня после размещения в ЕИС любого из документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения признанного несостоявшимся аукциона.

Читайте также:  Орфанные заболевания: что это, перечень, повышение налога для богатых как помощь

Если участник усматривает нарушения своих прав в содержании закупочной документации, подавать жалобу он может до даты окончания приема заявок. Если неправомерные действия (бездействие) заказчика по отношению к участнику последовали после указанного числа, то обращаться в контролирующие органы имеют право лишь те субъекты, заявка которых была принята.

Если нарушение правил со стороны заказчика происходит на этапе оценки вторых частей заявок вплоть до заключения контракта, то направлять жалобу участники могут лишь до того момента, пока не будет подписан договор. Если этот срок пропущен, то оспаривать действия заказчика, его должностных лиц, закупочной комиссии либо ее членов, оператора электронной торговой площадки можно только в суде.

Если участник закупки обращался с жалобой в ФАС, но решение его не устроило, что у него есть право отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Исковое заявление должно быть подано на протяжении трех месяцев после вынесения решения ФАС.

При этом нужно указать те же самые основания для отмены решения ФАС, которые были обозначены в заявлении, поданном ранее в антимонопольную службу.

То есть фактически сутью требований, направляемых в суд, является признание неправомочными выводов ФАС по закупке, а не обжалование действий заказчика.

Отмена аукциона 44-ФЗ по решению заказчика — сроки и причины

Электронный аукцион признается самой популярной закупочной процедурой. Он позволяет приобретать необходимые товары и услуги по самой выгодной для заказчика цене. В некоторых случаях у организатора возникает необходимость отменить назначенный аукцион. Действующий 44-ФЗ предусматривает такую возможность, но при этом необходимо соблюдать все правила проведения такой процедуры.

По какой причине заказчик может отказаться от проведения аукциона

Заказчик может законно отказаться от реализации закупки посредствам электронного аукциона при следующих обстоятельствах:

  1. Нехватка финансирования для оплаты товаров или услуг, которые планировалось закупить.
  2. Принятие решения о том, что выбранный способ закупки нецелесообразен. 
  3. Изменение муниципальной или государственной программы, для реализации которой планировалось провести закупку.
  4. Изменение обстановки на рынке, что может спровоцировать закупку товаров низкого качества по завышенной цене.
  5. Форс-мажор. Это понятие устанавливается 401 статьей ГК РФ. Под форс-мажором понимаются чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно предотвратить или избежать.

В таких случаях закупка путем проведения электронного аукциона может быть отменена заказчиком. При этом все поданные заявки аннулируются. Деньги, зарезервированные на счетах участников в качестве обеспечения заявки, возвращаются на их счета.

Регламентированные сроки при отмене закупки

Порядок отмены закупки устанавливается 36 статьей 44-ФЗ. Такое решение может быть принято заказчиком не позднее, чем за пять дней до даты окончания приема предложений потенциальных поставщиков.

 При этом в ЕИС должно быть вывешено официальное постановление об отмене реализации электронного аукциона.  Это должно быть сделано в тот же день, в который решение принято.

 После этого заказчик не вправе просматривать содержимое уже поданных участниками заявок. 

Если заказчик не уложился в установленные сроки, то отмена закупки возможна только при чрезвычайных обстоятельствах. Такое правило установлено частью 2 36 статьи 44-ФЗ. Аукцион считается отмененным с момента размещения в ЕИС документа о его аннулировании.

Оформление отказа от проведения электронного аукциона

Для того чтобы аннулировать проведение электронного аукциона заказчик обязан соблюсти определенную процедуру. Она будет состоять из следующих этапов:

  1. В первую очередь заказчик должен оформить свое решение в письменном виде. В документе прописывается непосредственно факт принятия решения, а также причины, которые легли в основу этого действия.
  2. Заказчик оформляет приказ об отмене электронного аукциона. В нем должны содержаться реквизиты вынесенного решения, прописаны дальнейшие мероприятия, которые вытекают из этого действия.   
  3. Организатор закупки размещает информацию об отказе от проведения закупки в ЕИС. С этого момента аукцион будет считаться отмененным. Заказчик кроме этого обязан уведомить о своих действиях всех участников, которые подали свои предложения. 
  4. Заказчик обязан внести корректировки в свой план-график. При этом информация о причине внесения изменений фиксируется в столбце 14 документа, составленного в соответствии с требованиями приказа Правительства РФ за номером 761/20н от 10.06.2013г. Внесение изменений в план-график должно быть осуществлено в течение следующего рабочего дня с момента принятия решении об аннулировании аукциона.

При нарушении порядка проведения отмены закупочной процедуры на заказчика накладывается штраф в установленном размере. 

Последствия отмены аукциона

После того как оформлено решение об отмене аукциона электронная торговая площадка, на которой планировалось проведение аукциона, рассылает всем участникам соответствующие уведомления.

 Такие сообщения отправляются в личный кабинет на ЭТП, а также на адрес электронной почты, зарегистрированный в системе.  Обязательно указываются причины принятия решения.

Деньги, заблокированные площадкой в качестве обеспечения исполнения заявки, размораживаются и становятся доступными для дальнейшего использования участниками.  

Заказчик не несет никакой ответственности перед потенциальными поставщиками в случае отмены электронного аукциона. Это законодательно закреплено в части 4 статьи 36 44-ФЗ.

Исключением из этого правила становятся лишь случаи, когда участник понес убытки в результате недобросовестного поведения заказчика.

В такой ситуации поставщик может обратиться в суд с просьбой возмещения понесенных убытков. 

Организатор электронного аукциона может беспрепятственно отменить закупку только в том случае, если соблюдаются все регламентированные сроки. В противном случае для принятия такого решения потребуются очень веские основания. Воспрепятствовать действиям заказчика в такой ситуации участник закупки никак не может.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: как и когда его можно отменить | Контур.Закупки

Заказчик объявил аукцион по закону 44-ФЗ, участники подготовили и подали заявки.

Обычно дальше заказчик рассматривает их первые части, после чего проходят торги, и по итогам рассмотрения вторых частей заявок определяется победитель.

Однако иногда до торгов дело не доходит — заказчик отменяет проведение электронного аукциона. Когда это возможно и в каком порядке происходит? Об этом расскажем в сегодняшней статье.

Когда аукцион можно отменить

Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:

  • заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
  • потребность в объекте закупки исчезла;
  • изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
  • выдано соответствующее предписание ФАС;
  • произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
  • отмены требуют результаты общественного обсуждения.

Как известно, все закупки с НМЦК более 1 млрд рублей проходят процедуру общественного обсуждения. Начинается оно с момента размещения плана закупки и заканчивается за 3 дня до того, как может быть отменено определение поставщика. Иногда по итогам общественного обсуждения закупку приходится отменять.

Что значит отмена аукциона

Под отменой аукциона понимается отказ от его дальнейшего проведения. Если заявки уже поданы, то открыты они быть не могут. Если в аукционе выделены отдельные лоты, то отменить процедуру можно в отношении одного или нескольких из них.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Отказ от аукциона заказчик должен закрепить документально, то есть составить решение об отмене закупки. В этот же день оно подлежит размещению в ЕИС. С даты, когда такое решение размещено, закупка признается отмененной. Заказчику нужно внести изменения в план-график, поскольку он изменил свою закупочную деятельность.

Упомянутые правила распространяются не только на электронный аукцион, но и на все виды закупок, кроме запроса предложений. Эта процедура не предусматривает внесения исправлений в извещение и прочие документы, а также отмены закупки.

Сроки отмены

Электронный аукцион, как и конкурс, можно отменить не позже чем за 5 дней до того, как истечет срок подачи заявок. Объявить об отмене запроса котировок можно за 2 дня до окончания этого срока. При этом что касается аукциона в электронной форме, то в течение часа после того, как опубликовано извещение об отмене процедуры торговая площадка возвращает заявки участникам.

Единственный случай, когда электронный аукцион может быть отменен позже указанного выше срока — при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Подразумеваются обстоятельства, предотвратить либо избежать которые было невозможно (статья 401 Гражданского кодекса). Если это произошло, отменить аукцион можно вплоть до подписания контракта.

Процедура отмены

Отмена аукциона проходит в несколько этапов:

  1. Письменное оформление решения об отмене аукциона. А том, что в нем должно содержаться, читайте ниже.
  2. Составление приказа об отмене аукциона. Он должен включать реквизиты решения и мероприятия, которые последуют за отменой.
  3. Публикация информация об отмене аукциона в ЕИС. Когда она размещена, аукцион считается отмененным.
  4. Уведомление участников, подавших заявки. Это обязанность возложена на заказчика.
  5. Изменение плана-графика. Произвести его следует в течение следующего рабочего дня с момента принятия решения об отказе от аукциона. При этом в графе 14 плана-графика нужно указать причину, по которой аукцион отменен.
Читайте также:  Как правильно вести журнал регистрации приказа о приеме на работу?

Решение об отмене аукциона

Когда заказчик решил отменить аукцион, свое решение он должен оформить в виде документа, содержащего следующие данные:

  • наименование заказчика;
  • дату составления;
  • предмет закупки;
  • номер извещения в ЕИС;
  • сведения о лице, ответственном за размещение решения об отмене аукциона и корректировке плана-графика (контрактном управляющем, сотруднике контрактной службы).

Последствия

Итак, электронный аукцион отменен. Что дальше? Прежде всего заказчик отражает это в плане-графике. Если решено сменить способ определения поставщика (когда это возможно), то соответствующие изменения также должны быть внесены в плановый документ.

Что касается поставщиков, то они получают уведомления об отмене процедуры. Кроме того, ЭТП снимает блокировку с денежных средств в сумме обеспечения заявки отмененного аукциона.

У участников иногда возникает вопрос — ответственен ли заказчик за отмену процедуры? Ведь поставщики потратили время на изучение документации и составление заявки.

Ответ однозначный — нет, заказчик никакой ответственности за отказ от аукциона (и иной процедуры, которую можно отменить) не несет. Конечно же, при том условии, что отмена произошла в регламентированный срок.

Исключение составляют случаи, когда поставщик понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика — тогда он может призвать последнего к ответу через суд.

Как отменить электронный аукцион ?

Если нарушите порядок отмены аукциона, ФАС обяжет заказчика провести закупку, а контрактный управляющий заплатит штраф в 30 000 руб. Рассказываю, как отменить аукцион правильно с учетом практики ФАС и судебных споров. Заказчик вправе отменить электронный аукцион.

Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион отменяют:

  • при нехватке средств;
  • из-за ошибок в документации;
  • по итогам общественного обсуждения закупки;
  • по предписанию контрольного органа;
  • по решению суда.

Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАС

Заказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:

  • установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
  • составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
  • прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
  • указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.

Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).

Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?

Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.

Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.
Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.

Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?

Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.

Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?

Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015). Отменить аукцион заказчик может за пять дней до того, как выйдет срок подачи заявок. Например, если заканчиваете принимать заявки 22 мая 2017 года, то отменить закупку можно до 16 мая. Отменить закупку можно и позже сроков, которые указаны в законе, если возникли непреодолимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, санкции и другие обстоятельства, которые не зависят от заказчика (постановление Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14). Совет: как отменить аукцион, если вышел срок

Если пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации.

Сроки, в которые заказчик вправе отменить закупку, указаны в частях 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ. Пример: о нарушении срока отмены закупки

1. В Челябинске заказчик отменил аукцион на ремонт дороги позже установленного срока. Один из участников подал жалобу в УФАС.

Представитель заказчика на заседании комиссии антимонопольной службы пояснил, что отменил закупку из-за аномально большого количества снега зимой 2016–2017 года.

По мнению заказчика, причина относится к обстоятельствам непреодолимой силы, так как контракт нужно заключить до 21 марта и с этого дня подрядчик должен приступить к работам.

Специалисты УФАС решили, что заказчик не вправе отменять закупку позже срока по трем причинам:

  • заказчик не смог доказать, что количество снега аномально большое;
  • заказчик знал, что до апреля в регионе лежит снег, поэтому аукцион мог объявить позже;
  • подрядчик должен отремонтировать дорогу до 25 октября, то есть в теплое время года.

Комиссия УФАС выдала заказчику предписание провести аукцион (решение Челябинского УФАС от 28.03.2017 № 99-ж/2017).

2. Контрактный управляющий университета объявил аукцион на ремонт спортзала. Заявки принимал до 29 марта 2016 года, однако в этот день отменил закупку. Участники аукциона обжаловали решение заказчика в антимонопольной службе.

Представитель заказчика пояснил, что отменил аукцион, так как не включил в техзадание необходимые работы и закупки нет в плане-графике на 2016 год.

Специалисты УФАС признали, что заказчик нарушил части 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ, и выдали предписание провести аукцион.

Заказчик обжаловал решение УФАС в Арбитражном суде. Суд признал решение законным, однако отменил предписание провести аукцион. Судебная коллегия объяснила, что заказчик не может выполнить предписание: закупки нет в плане-графике, а в документации нет работ, которые необходимо сделать (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу № А27-7805/2016). Аукцион отменяйте по правилам статьи 36 Закона № 44-ФЗ, в план-график внесите изменения. Следуйте трем шагам.

Шаг 1. Примите решение отменить электронный аукцион.

Чтобы отменить закупку, составьте приказ, решение или другой нормативный акт. Укажите в документе номер извещения о закупке и причину, по которой отменили аукцион: например, решение ФАС России. Документ составьте в произвольной форме.

Шаг 2. Опубликуйте в ЕИС извещение об отмене поставщика.

Разместите извещение в ЕИС в день, когда решили не проводить аукцион. Войдите в реестр закупок в ЕИС, откройте вкладку «Подача заявок» и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». Выберите, по чьей инициативе отменяете закупку: заказчика, контрольного органа, суда. Отмените закупку полностью или отдельный лот. Подробнее о том, как отменить закупку в ЕИС, смотрите рекомендацию. В момент, когда опубликуете извещение, закупка отменена.
Заказчик обязан уведомить участников об отмене закупки. При аукционе уведомление отправляет оператор электронной площадки, на которой проводили закупку.

Шаг 3. Внесите изменения в план-график.

После отмены закупки необходимо изменить план-график. Изменения вносите в день, когда решили отменить аукцион, или на следующий рабочий день. Внести правки в план-график поможет рекомендация. Пример: об отмене аукциона

Заказчик принимает заявки на электронный аукцион до 1 июня 2017 года. 26 мая он решил отменить закупку. В этот же день опубликовал извещение в ЕИС. План-график изменил 29 числа, так как 27 и 28 мая – нерабочие дни.

Нужно ли ждать 10 дней, чтобы повторно провести отмененную закупку?

Да, нужно. После отмены закупки заказчик вносит изменения в план-график. В поле «Вынесенное решение» ставят отметку «Отмена закупки». Позиция плана-графика будет переведена в статус «Отменена».

После размещения изменений отмененная позиция не будет отображаться в перечне позиций на вкладке «Позиции плана-графика» карточки плана-графика.

Провести повторную закупку на основе отмененной позиции плана-графика технически будет невозможно.

Чтобы провести отмененную закупку повторно, ее снова нужно включить в план-график, как новую закупку. Изменения в план-график внесите за 10 или более дней до того, как опубликуете извещение о закупке в ЕИС. Такой вывод следует из пункта 3 части 13, части 14 статьи 21, части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *