Приобретая недвижимость, человек получает не только права по ее использованию, но и обязанности, которые следует неукоснительно выполнять.
Земельные участки — тоже недвижимость, они могут являться собственностью или быть оформлены в бессрочное пользование, и в том и в другом случае физические и юридические лица обязаны ежегодно выплачивать налоговые взносы за эксплуатацию земельного фонда в собственных интересах.
Начисляется земельный налог по НК РФ. Субъекты и объекты налогообложения регламентируются главой 31 Налогового кодекса. На региональном уровне размер взносов и порядок их уплаты определяется нормативно-правовыми актами, изданными местными органами самоуправления, но основой для установки собственных правил служит НК РФ.
Понятие земельного налога
Земля является недвижимостью, а все недвижимые объекты облагаются налоговыми обязательствами.
Земельный налог – это взносы, которые обладатели наделов должны вносить в государственный бюджет за право пользоваться землей, предоставленное им одним из разрешенных способов.
Налоговыми ставками облагаются все физические и юридические лица, которые имеют в своей собственности земельные участки, либо пользуются ими на правах бессрочного или постоянного пользования, или получили их в наследство.
Земельный налог насчитывается за календарный год и уплачивается один раз в год. Выставляемая сумма выплат рассчитана за прошедший период с учетом времени владения землей – полный год или только его часть. Уплачивать земельный налог обязаны все налогоплательщики, которые в том или ином виде владеют участками на территории РФ. Это могут быть как граждане, так и иностранцы.
Сумма взносов индивидуальна и зависит от размера надела, его месторасположения и иных важных нюансов. Налоговый кодекс предусматривает максимальные ставки налогообложения, которые на региональном уровне могут быть снижены, но не увеличены.
Законодательная база
Налог на землю вплоть до конца 2004 года устанавливался Законом РФ №1738-1 «О плате за землю» от 1.10.1991 года.
Однако в ноябре 2004 года был принят Федеральный закон №141-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс, а именно добавил в нее главу 31.
В соответствии с новой редакцией ФЗ с 1 января 2005 года в силу вступали новые правила исчисления налога на землю. С этого момента основным законодательным актом в части налогообложения владельца земельных участков стал НК РФ.
В сентябре 2017 года некоторые пункты главы 31 НК РФ были пересмотрены, по причине введения новых норм для исчисления земельных взносов. Основным изменением, которое повлияло на саму суть расчетов, стал иной подход к формированию налоговой базы.
В частности, для исчисления размера взносов с 2018 года за основу берется кадастровая стоимость земли. Она определяется по данным, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, и тем фактам, которыми располагает налоговая инспекция.
ФЗ № 286 предусматривает поэтапный переход на новую систему расчета в течение трех лет с 2018 года до 2020 года включительно.
Налогоплательщики
Субъектами налогообложения, в соответствии со статьей 388 НК РФ, считаются физические лица и организации, которые обладают наделами земли на следующих условиях:
- На правах собственности.
- По договору бессрочного пользования.
- По праву пожизненного наследования.
Не включаются в перечень налогоплательщиков те лица, которые получили землю:
- По праву срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
- На основании договора аренды.
Отдельно в статье выделены налогоплательщики, которые входят в состав паевых инвестиционных фондов. НК определяет, что налог взимается с управляющих компании, но уплачиваться он должен за счет имущества, которое входит в паевой инвестиционный фонд.
Объект налогообложения
Статья 389 главы 31 НК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих налогообложению. Законодательные нормы оговаривают, что ими могут считаться те участки земли, которые находятся в пределах Российской Федерации и на которых распространяется действие предписанной нормы.
Земельные взносы за имеющиеся во владении наделы взимаются в таких случаях:
- Земля является собственностью физического лица или организации.
- Участок документально оформлен в бессрочное пользование.
- Недвижимость получена по наследству на правах пожизненного владения.
В этой же статье прописываются объекты земельной недвижимости, к которым не могут применяться налоговые ставки. К ним относят:
- Земли, которые были изъяты из оборота или ограничены в общем обороте. К таким участкам относят заповедные зоны, памятники археологии, территории на которых располагаются культурные объекты, внесенные в Перечень всемирного наследия.
- Участки, засаженные лесом.
- Наделы, на которых располагаются водные массивы и которые входят в состав водного фонда.
- Земля, которая входит в общее имущество многоквартирных домов.
К объектам налогообложения не относят те земли, что были взяты в аренду или выданы для безвозмездного пользования.
Налоговая база
С 2018 года налоговой базой считается кадастровая стоимость земельных участков, которые признаны объектами налогообложения. Определение кадастровой стоимости отдельного взятого участка производится в соответствии с законодательными нормами РФ.
Размер налога на землю рассчитывается для каждого собственника отдельно, с учетом следующих особенностей:
- Размера земельного надела.
- Месторасположения его.
- Наличия льгот у налогооблагаемого лица.
- Иные важные аспекты.
Каждый земельный участок имеет свою кадастровую стоимость. Узнать ее собственник может, подав запрос в Росреестр или зайдя на официальный сайт государственного реестра, где данную информацию можно получить бесплатно в один клик.
Важно помнить, что размер стоимости определяется в соответствии с установленными нормами, а потому несогласие с выставленной кадастровой ценой должно оспариваться официально.
Для этого налогоплательщик может обратиться в Комиссию по рассмотрению споров или сразу в судебную инстанцию.
Для юридических лиц обязательно сперва подавать обращение в Комиссию, а уже затем при отсутствии удовлетворяющего результата в суд.
Порядок определения
Сумма земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При вычислении размера взноса берется налоговая ставка, которая действует в данном регионе. Она может определяться по федеральному законодательству или регламентироваться местными нормативно-правовыми актами.
Налог на землю рассчитывается за прошедший отчетный период, коим признается календарный год. При определении налоговой базы выделяются следующие особенности:
- При ошибочной оценке кадастровой стоимости производится перерасчет ранее начисленных сумм по каждому налоговому периоду отдельно.
- Если цена земельного участка была пересмотрена в результате вердикта, вынесенного Комиссией или судебной инстанцией, то ее размер изменяется с момента подачи заявления о пересмотре стоимости.
- Изменение стоимости в ином порядке не позволяет изменить установленную кадастровую цену в текущем налоговом периоде, а применяет новые цифры, начиная с 1 января нового отчетного года.
При определении налоговой базы участков, которые располагаются на границе двух и более регионов, расчет производится отдельно по каждому субъекту в долях от общей установленной стоимости по кадастру. То же правило применяется в случаях, когда одним наделом владеют сразу несколько лиц. Сумма взносов определяется в процентном соотношении к размеру долевой собственности.
Налоговый период
Налоговым периодом в общих случаях признается один календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Взносы рассчитываются за 12 месяцев прошедшего года.
Расчет налога на землю производится по окончании календарного года и после получения годовой отчетности и сведений из реестра недвижимости о зарегистрированных правах или отчуждении земельных участков.
Обычно налоговая инспекция суммирует полученные сведения не раньше, чем закончится первый квартал текущего календарного года.
Для некоторых налогоплательщиков не может быть применен весь календарный год для подсчета размеров налоговых взносов.
Связано это бывает с тем, что они приобрели земельный надел в течение отчетного периода или наоборот в данный отрезок времени перестали быть его владельцем.
В таких случаях налоговым периодом считается только то время, в течение которого налогоплательщик был реальным владельцем земли. Расчет суммы взносов производится в процентном соотношении к сроку владения.
Ставка налога
Земельный налог исчисляется по установленным законам ставкам. Существуют показатели, установленные на федеральном уровне, которые могут использоваться местными органами властями без изменения или корректироваться ими по необходимости. Следует учитывать, что изменять принятые ставки можно в сторону уменьшения, а вот увеличивать установленный процентный барьер запрещено.
Итак, налог на землю исчисляется в размере 0,3% от кадастровой стоимости в следующих случаях:
- Участок предназначен для сельскохозяйственных работ. Это могут быть также и земли в пределах населенных пунктов, которые включены в зоны сельхозназначения и используются в соответствии с ним.
- Земля, находящаяся под уже построенными жилыми объектами или предназначенная под будущее строительство жилплощади.
- Наделы для ведения подсобного хозяйства – животноводства, садоводства, огородничества.
- Территория, которая занята под таможенные нужды, а также используется для обороны и безопасности РФ.
Объекты, которые не попали в данный перечень, облагаются по ставке 1,5%.
Предоставление льгот
Все виды налогообложения подразумевают наличие льготных категорий, которые могут быть полностью освобождены от уплаты налога на землю или на них распространяются частичные льготы, позволяющие уменьшить сумму взносов.
Существует два типа льгот:
- Федеральные – распространяющиеся на всех налогоплательщиков.
- Региональные – действующие на определенных территориях.
Под федеральные льготы подпадают следующие группы лиц:
- Герои Советского союза и России, а также кавалеры ордена славы.
- Участники боевых действий, являющиеся ветеранами или получившие инвалидность в связи с увечьями.
- Инвалиды всех групп кроме третьей.
- Инвалиды детства.
- Облученные при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
- Лица, принимавшие участие в испытании ядерного оружия, а также те, кто ликвидировал последствия действий ядерных установок.
- Люди, получившие лучевую болезнь и признанные в связи с этим инвалидами, которые принимали участие в ядерных и космических испытаниях.
Все эти категории могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы. А вот малочисленные народы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири полностью освобождены от налогового бремени в части земельных наделов.
На региональном уровне местные власти зачастую полностью или частично освобождают от уплаты пенсионеров, малообеспеченных лиц и многодетные семьи.
Расчет платежей
Подсчет земельного налога производится налоговыми инспекторами. Но для налогоплательщика не лишним будет понимать, каким образом производится расчет. Для самостоятельного исчисления можно воспользоваться следующей формулой:
- НЗ = КЦ * ПС
- где;
- НЗ – налог на землю,
КЦ – кадастровая цена объекта недвижимости, - ПС – применяемая процентная ставка.
- Если налогоплательщик подпадает под действие льготы в виде частичного уменьшения налоговой базы, то формула выглядит так:
- НЗ = (КЦ – Л) * ПС
- где;
- Л — это сумма льготы, на которую уменьшается налогооблагаемая база.
- Если срок владения земельным наделом меньше календарного года, то применяется следующая формула:
- НЗ = ((КЦ / 12) * М) * ПС
- где;
- 12 – это количество месяцев в году,
М – количество месяцев, на протяжении которых земля находилась в собственности налогоплательщика. Обратите внимание, что дни не учитываются при расчете, а месяц всегда принимается за единицу, независимо от даты оформления земли в пользование или ее отчуждения.
Порядок и срок оплаты
Налоговый кодекс устанавливает, что конечным сроком для оплаты земельного налога является 1 декабря текущего года. Налоговые взносы при этом производятся за прошедший календарный период. В соответствии с установленной датой последним днем оплаты считается 30 ноября. Но в регионах местными властями могут устанавливаться и более ранние сроки для внесения платежей, но не позже 1 декабря.
Налоговая инспекция обязана своевременно рассчитать сумму налоговых сборов и уведомить каждого налогоплательщика о необходимости оплаты.
По закону письменное уведомление должно быть доставлено собственникам земли не позднее, чем за 30 дней до крайней даты выплаты.
На сегодняшний день многие налогоплательщики получают не бумажные, а электронные письма. Но даже отсутствие уведомления не снимает с лица обязанности по внесению налоговых взносов.
Оплата начисленной суммы может производиться любым удобным для налогоплательщиков образом – в кассах банков, через терминалы или посредством внесения различных электронных платежей. Главное, чтобы у собственника осталось подтверждение проведенной операции, а налог был полностью оплачен до крайней даты уплаты.
Декларирование
Оплаченный земельный налог должен отражаться в декларациях. Но это правило распространяется исключительно на организации, которые владеют наделами или взяли их в бессрочное пользование.
Подать декларацию обязано каждое юридическое лицо. Срок сдачи отчета установлен до 1 февраля, по истечении отчетного периода. Декларация подается по месту учета организации в налоговую инспекцию. На сегодняшний день этот документ заполняется в электронном виде и передается в ФНС по специальной программе.
Плательщики земельного налога
]]>]]>
Плательщики земельного налога перечислены в ст. 388 НК РФ, однако весьма сложная схема привязки их к объекту обложения требует детального рассмотрения вопроса. Узнаем, кто должен платить земельный налог, на какие категории плательщиков распространяются льготы и какие условия при этом должны соблюдаться.
Кто платит земельный налог
Законодательно плательщиками земельного налога признаются компании и частные лица, обладающие участками земли на правах:
- собственности (в т.ч. единолично, совместно или в долях);
- бессрочного пользования;
- пожизненного владения при наследовании.
Объектом обложения выступает земля региональных территорий, где принят закон о действии соответствующего налога. Но не на все земли он распространяется. Не подлежат налогообложению:
- земли, полностью или частично изъятые из оборота;
- делянки леса, идущие под лесозаготовку;
- земли под многоэтажными жилыми застройками.
Когда за налогоплательщиками земельного налога признаются права на льготы
Критериями реализации льгот по налогу служат:
- получение участка для строго оговоренных целей;
- его целевое использование;
- соответствующее документальное подтверждение этой деятельности, т.е. прав на реализацию льготы.
В ст. 395 НК РФ представлен список плательщиков, освобожденных от налога по землям, предопределенным для дислокации:
- учреждений ГУФСИН;
- государственных автодорог;
- религиозно-культовых комплексов;
- организаций инвалидов при соблюдении условия численности в штате инвалидов свыше 80%. В компаниях с уставным фондом, сформированным долями предприятий инвалидов, численность сотрудников-инвалидов должна составлять более половины штата персонала с сегментом зарплаты в общем ФОТ свыше 25%. Использовать участок следует для производства и продажи товаров/ услуг. Исключение составляют выпуск минерального сырья, подакцизных товаров или предназначенных для посредников/брокеров;
- предприятий, деятельностью которых является возрождение и популяризация народных и художественных промыслов;
- особых и свободных экономических зон;
- центра инноваций «Сколково».
Имеется еще одна категория тех, кто не платит земельный налог в России. Это частные лица и общины, объединяющие немногочисленные коренные северные народы, использующие земельные участки для сохранения уникальных традиций и промыслов края.
Заметим, что освобождение от уплаты налога в особых и свободных экономических зонах имеет весьма конкретные временные ограничения:
- для судостроительных предприятий – 10 лет со дня регистрации резидента;
- для остальных компаний-резидентов в особой зоне – 5 лет с м-ца установления права на участок;
- для предприятий свободной экономической зоны – 3 года с м-ца возникновения права.
Региональные законодатели вправе устанавливать и другие льготы.
Условия снижения налоговой базы для физических лиц
Имеются группы частных лиц, которые, являясь плательщиками земельного налога, имеют право на льготу, представляющую собой арифметическое уменьшение базы на фиксированную сумму (по аналогии с социальным вычетом по НДФЛ).
Эту норму определяет ст. 391 НК РФ, и на ее основании сумма уменьшения составляет 10 тысяч рублей. А реализовать указанную норму могут следующие налогоплательщики земельного налога:
- Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
- инвалиды: детства; I и II групп; ВОВ или боевых действий;
- ветераны ВОВ/боевых действий;
- ликвидаторы аварий на атомных предприятиях;
- лица, подвергшиеся действию радиации на любых (военных/гражданских) объектах, а также при ядерных испытаниях.
В случае, если величина необлагаемой суммы больше размера налоговой базы, то последняя считается равной 0 (п. 7 ст. 391).
Право на использование этой льготы должно документально подтверждаться. Сроки и условия представления подтверждающих документов диктуют региональные законодатели, однако установленный Налоговым Кодексом период приема документов не может быть определен позже 1 февраля года, наступающего за отчетным.
Действующим законодательством властям региона предоставлено право изменять размер уменьшения, равно как и список плательщиков земельного налога, имеющих право на подобную льготу.
Плательщики земельного налога в 2021 году
По итогам 2017г. собственникам и владельцам земельных участков необходимо уплатить земельный налог в бюджет. Кто же должен платить, а кто освобождается от земельного налога?
Общие положения о земельном налоге
Земельный налог относится к местным налогам. Поэтому Налоговый кодекс РФ устанавливает общие положения уплаты налога на земельные участки. Муниципальные органы могут дополнять некоторые пункты.
Так, на местном уровне устанавливают величину ставок, применяемых на территории данного региона. Однако, размер устанавливаемых ставок не может превышать ставки, обозначенные в ст. 394 НК РФ.
Также на местном уровне устанавливается перечень льгот по налогу и порядок их применения на территории региона.
А муниципальным органам власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и сроки уплаты земельного налога ( статью ⇒ Сроки уплаты земельного налога в 2021 году. Пример расчета. Ответственность за неуплату).
Кто платит земельный налог
Плательщиками налога на землю являются лица, которым принадлежат земельные участки, признаваемые ст. 289 НК РФ объектом налогообложения. А именно:
- Физические лица
- Юридические лица
- Управляющие компании паевого инвестиционного фонда.
Плательщикам должно принадлежать право собственности, пользования или пожизненно наследуемого владения на земельные участки.
Право собственности разрешает использовать земельный участок по своему усмотрению: продавать, дарить, закладывать, сдавать в аренду, строить здания (по согласованию с соответствующими госорганами) и т.д.
Главное не нарушать закон. Если участку присвоено какое-то целевое назначение, то использовать его можно только в рамках этого назначения. Других ограничений у собственника участка нет.
Но есть обязанность по уплате земельного налога.
Владение земельным участком на правах пользования не разрешает владельцу, который не является собственником этого земельного участка, распоряжаться им по своему усмотрению. Но обязывает такого владельца уплачивать земельный налог на данный участок.
Пожизненно наследуемое право владения земельным участком приобретается на участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Это право предполагает, что владелец может не только пользоваться земельным участком, но и передавать его по наследству. Владелец не является собственником в данном случае, но обязан уплачивать земельный налог по этому участку.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом. Это обособленный имущественный комплекс, который состоит из имущественных взносов нескольких лиц-собственников передаваемого в ПИФ имущества. Собственники, передавая имущество в ПИФ, передают и обязательство по уплате имущественного налога. Такое обязательство переходит к управляющей организации.
В случае с ПИФами есть ограничение: земельный участок в качестве имущественного взноса можно передать только в закрытый ПИФ или в биржевой ПИФ. Земельный налог по такому участку будет платить компания, управляющая этим ПИФом.
Кто не платит земельный налог
Не платят земельный налог лица, владеющие земельным участком на правах:
- безвозмездного пользования (включая срочное безвозмездное пользование);
- предоставляемых по договору аренды.
Право безвозмездного пользования может быть предоставлено собственником земельного участка как физическим, так и юридическим лицам. Однако, в отличие от передачи земельного участка в аренду, безвозмездное пользование (в том числе и срочное) предполагает пользование участком только лицом, получившим такое право, в своих интересах или в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Передача земельного участка по договору аренды не запрещает передавать его в пользование (опять же по договору аренды) другим лицам.
В любом случае, пользуясь земельным участком на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, физические и юридические лица земельный налог не платят.
Освобождение от уплаты земельного налога
НК РФ освобождает от уплаты земельного налога (предоставляется льгота в размере 100% исчисленного земельного налога) лиц, владеющих следующими видами земельных участков:
- изъятые из оборота;
- ограниченные в обороте (историко-культурные заповедники, объекты всемирного наследия и т.д.);
- объекты лесного фонда;
- объекты водного фонда;
- объекты общего имущества многоквартирного дома;
- занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- на которых расположены объекты религиозного и благотворительного назначения;
- объекты, используемые российскими общественными организациями инвалидов (среднесписочная численность инвалидов не менее 50%, доля инвалидов в фонде оплаты труда не менее 25%) по уставной деятельности;
- объекты, используемые для производства и реализации товаров народных художественных промыслов;
- используемыми коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- относящиеся к территории особой экономической зоны на протяжении 5 лет с месяца возникновения права собственности на данные земельные участки;
- участки инновационного центра «Сколково»;
- участки на территории особой экономической зоны, занятые объектами для строительства судов, на протяжении 10 лет с месяца возникновения права собственности на такие участки;
- участки, свободной экономической зоны, на протяжении 3 лет с месяца возникновения права собственности на участки;
- участки, занятые уголовно-исполнительной системой РФ.
Так как земельный налог относится к местным налогам, перечень льготных категорий земельных участков, а также лиц, которым предоставляются льготы по уплате земельного налога необходимо уточнить в муниципалитете ( статью ⇒ Кто освобожден от уплаты земельного налога в 2021 году).
Итог: Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, а также управляющие организации ПИФов, где в качестве имущественных взносов есть земельные участки.
Обязанность по уплате земельного налога возникает в момент приобретения права собственности, пользования или права пожизненного наследования земельного участка.
Лица, владеющие некоторыми категориями земельных участков (например, участки, на которых расположены объекты религиозного и благотворительного назначения), освобождаются от уплаты земельного налога.
Земельный налог для чайников
Земельный налог
Уплата земельного налога введена во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).
Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе.
Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в Налогового кодекса РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе.
Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.
Кто платит земельный налог?
Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.
Кто не платит земельный налог?
Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.
Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога.
В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.
Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.
На что начисляется налог?
На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.
На что не начисляется налог?
На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни.
Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.
Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая ставка
Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли.
Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента.
Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.
Например, за земельные участки, предоставленные гражданам для личного подсобного хозяйства, в муниципальных образованиях Самарской области ставка земельного налога составила 0,01 процента от кадастровой стоимости;
К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.
Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно?
Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.
До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.
Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.
Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.
Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.
Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.
Как рассчитать земельный налог?
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли.
Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов.
Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.
Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму 10 000 руб. В список входят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации и инвалиды. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.
Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.
Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав.
Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав.
Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля 2010 года, и продала 20 сентября 2010 года. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).
Где узнать кадастровую стоимость?
В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.
Когда перечислять деньги?
Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 Налогового кодекса РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи.
Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года.
Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.
Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в Налоговом кодексе РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).
Как отчитываться по земельному налогу?
Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.
В муниципальных образованиях, где введены отчетные периоды, налогоплательщики-компании и ИП до конца 2010 года сдавали расчеты по авансовым платежам. Начиная с 2011 года расчеты по авансовым платежам отменяются для всех без исключения налогоплательщиков (обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению годовой декларации остается).
Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.
Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.
До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.
КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ?
Земельный налог для физических лиц рассчитывает налоговая инспекция, которая направляет плательщику налоговое уведомление. В нем указывается сумма налога и данные, на основе которых он был рассчитан, в частности год, за который рассчитан налог; размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка); налоговая ставка; льготы (п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ).
Чтобы проверить правильность расчета земельного налога налоговой инспекцией, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу
Право на федеральную льготу по земельному налогу имеют лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).
О льготах, которые действуют в вашем муниципальном образовании, вы можете узнать в нормативных правовыж актах представительного органа власти муниципального образования. Для получения льготы нужно представить заявление и подтверждающие документы в налоговую инспекцию по вашему выбору (п. 2 ст. 387, п. 10 ст. 396 НК РФ).
Информацию о существующих льготах вы также можете уточнить в налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.
Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база (если вы не освобождены от уплаты налога)
Налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января каждого года. Данные о такой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра (п. 4 ст. 85, п. п. 1, 4 ст. 391 НК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).