Фз №127 о банкротстве с последними изменениями в 2019 году: компенсационный фонд, погашение требований участников строительства

ФЗ №127 о банкротстве с последними изменениями в 2019 году: компенсационный фонд, погашение требований участников строительства

Добро пожаловать на сайт Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям и другие тематические материалы и документы. находятся сразу после текста статей.

  • Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, через систему поиска информации или навигационную цепочку.
  • Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).
  • Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.
  • Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это – его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность – физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е.

обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров.

Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

Текст ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»

Налоговый кодекс (НК РФ) 2019Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2019

Полезные документы и материалы

Источник: http://ZakonOBankrotstveRF.ru/

Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году: что не учли законодатели? – БФ

ФЗ №127 о банкротстве с последними изменениями в 2019 году: компенсационный фонд, погашение требований участников строительства

В Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году был внесен ряд изменений и поправок, благодаря которым банкротство стало еще доступнее для простых людей. Не секрет, что за 2 года действия закона граждане не спешили с признанием несостоятельности, несмотря на многотысячные, а порой и миллионные долги перед банками.

Людей отпугивала, прежде всего, стоимость и сложности процедуры банкротства физ. лиц – это основные недоработки закона, которые проявили себя уже на практике.

Сейчас в № 127-ФЗ от 1 октября 2015 года многое изменилось, и законодатели не планируют останавливаться на достигнутом! Итак, что будет в законодательстве в самом ближайшем времени? Какие изменения актуальны на данный момент?

Как работает законодательство о банкротстве?

Российские законодатели решили не отставать от развитых стран Запада, и в 2015 году в силу вступили новые положения Закона о несостоятельности (банкротстве) в части личного банкротства граждан.

Такая практика давно существует в цивилизованных странах – если человек попал в затруднительную финансовую ситуацию, и не имеет возможности своевременно рассчитаться с кредиторами, он имеет право признать себя банкротом, в результате чего суд списывает безнадежные долги.

Итак, ФЗ о банкротстве граждан вступил в силу 2 года назад. Положения закона предусматривают, что банкротом может стать каждый гражданин – физлицо, у которого образовался долг в размере от 500 тысяч рублей и просрочки (даже по одному из кредитов) сроком от 3-х месяцев.

Законодательство также предусматривает возможность подать заявление, если должник предвидит скорое наступление банкротства. Ярким примером такой ситуации является потеря работы или продолжительная болезнь, в связи с чем образовалось затруднительное финансовое положение. Так, в суде должник должен доказать, что в скором времени ему нечем будет расплачиваться с банками.

Соответственно, банкротство можно признать, даже если долг гораздо меньше установленной планки 500 тысяч рублей.

Банкротом можно стать только через суд. На банкротство может подать каждая заинтересованная сторона:

  • сам должник;
  • кредиторы (банки, МФО, ФНС).

Также заинтересованная сторона оплачивает все судебные расходы. Подавая документы, потребуется оплатить:

  • вознаграждение для финансового управляющего, которое составит 25 тысяч рублей;
  • госпошлину, которая составит 300 рублей.

Далее назначается дата проведения судебного заседания, где суд решает, какую процедуру будет проходить должник. Всего при банкротстве физических лиц законом от 2015 года предусмотрено 2 процедуры: реструктуризация долгов и реализация имущества. Если первая процедура практически не назначается (она вводится только в 20% случаев), то реализация пользуется куда большей популярностью.

Она заключается в реализации имущества, принадлежащего должнику в счет погашения требований кредиторов. Осуществляется оценка имущества, затем – его продажа. Если остаются свободные средства – они возвращаются банкроту. Если останется долг – он будет списан.

Банкротство физических лиц доступно для каждого – включая тех граждан, у которых нет имущества. Не обязательно иметь автомобиль, квартиру и земельные участки, чтобы вас признали банкротом – достаточно законных оснований, предусмотренных федеральным законом!

Полную версию закона о банкротстве физических лиц (Закон № 127-ФЗ в редакции от 15.10.2015) вы можете скачать бесплатно на нашем сайте.

Для успешного завершения банкротства большое значение имеет выбор правильного финуправляющего. Именно он осуществляет все судебные мероприятия – в его полномочиях:

  • проводить собрания кредиторов,
  • подавать ходатайства и заявления в суд,
  • проверять имущество должника,
  • контролировать поступления и расходы на счетах должника,
  • проводить опись имущества,
  • организовывать торги по продаже имущества должника.

Это лицо, которое отчитывается перед судом за всю проделанную работу. Как показывает практика, от правильного выбора финуправляющего зависит, насколько долго будет длиться суд, и ряд других факторов.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

Федеральный Закон о банкротстве физических лиц: действующая редакция с изменениями на 2019 год

За прошедшие 2 года к закону о банкротстве физ. лиц был принят ряд правок и дополнений, которые вносились с целью упростить порядок личного банкротства.

Например, одной из проблем являлась завышенная цена процедуры. При банкротстве стоимость сопутствующих расходов может быть довольно большой, что объясняло нежелание должников обращаться в суд.

Рассмотрев этот вопрос, законодатели приняли поправку – с января 2017 года размеры госпошлины, которая обязательно оплачивается при подаче документов, значительно упал.

Обязательный платеж при подаче документов снизился с 6 тысяч до трехсот рублей.

Также законодатели приняли ряд других поправок в Закон о банкротстве физических лиц – в частности, были повышены размеры вознаграждения для финуправляющих, с 10 до 25 тыс. рублей за одну процедуру.

Несмотря на это, комментарии на специализированных форумах и новостные сводки свидетельствуют, что управляющих все равно не устраивает такой размер оплаты – объем работ слишком большой, к тому же, последние изменения в законодательство значительно ужесточили требования к арбитражным управляющим и повысили уровень их ответственности.

Закон о несостоятельности (банкротстве): какие изменения планируются в ближайшем времени?

Более года ведутся разговоры об «упрощенной версии» закона о банкротстве граждан. Что это такое? В действительности упрощенная система предусматривает ряд преимуществ для должников, и в частности – значительное сокращение всех расходов. Но текст закона устанавливает и ряд требований для лиц, которые желают получить статус банкротов в упрощенном порядке:

  • по количеству кредиторов: до 10-ти;
  • по размерам долга: от 50-ти тысяч до 700 тысяч рублей;
  • по другим критериям: должник не должен менять место проживания за последние 4 месяца и отчуждать имущество на протяжении последних 3-х лет на сумму больше 200 тысяч рублей.
  1. Интересно, что изначально размер максимальной суммы долга составлял 900 тысяч, однако в новой редакции сумму снизили до 700 тысяч рублей.
  2. Суть проекта заключается в снижении расходов и уменьшении сроков, отведенных на процедуру.
  3. Сейчас основная доля расходов при банкротстве приходится на оплату вознаграждения для финуправляющего, но упрощенный порядок предусматривает, что судебные мероприятия будут осуществляться без его участия.

По срокам сейчас банкротство занимает в среднем до 8 месяцев, в новом формате оно будет осуществляться до 4 месяцев.

Эксперты не рекомендуют ждать принятия упрощенного банкротства граждан. В лучшем случае он будет принят в середине 2019 года, а действовать начнет еще позже. И при наличии растущих процентов по долгам ожидание является нецелесообразным – вы попросту потеряете время, а проценты и неустойки будут расти в геометрической прогрессии.

Читайте также:  Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика

особенность законопроекта заключается в том, что подать на банкротство в упрощенном порядке смогут только лица, имеющие статус безупречных заемщиков. Как работает данное определение?

  1. Должник, который брал кредиты соизмеримо своим доходам, и фактически не связывал себя долговыми обязательствами с МФО.
  2. Должник, который перестал рассчитываться с долгами из-за наступления затруднительного положения: потеря работы, потеря близкого человека-кормильца и так далее.
  3. Должник, который не отчуждал имущество за год-два до процедуры.

Судебная практика свидетельствует, что таких должников мало, в основном люди попадают в долговую кабалу из-за множества кредитов, отдавая большую часть дохода банкирам. Это, собственно, и вынуждает подать на банкротство – услуга помогает спасти положение и полностью оправдать себя перед кредиторами.

При банкротстве физических лиц, в 2019 году, закон позволяет избавиться от долгов вне зависимости, есть имущество или нет.

Право стать банкротом имеет каждый гражданин, который полностью соответствует основаниям, представленным в ч. 2 ст. 213.3 № 127-ФЗ (читать полную версию закона вы можете здесь).

Не стоит откладывать банкротство на потом – исковые претензии из банков и частые звонки от коллекторов могут значительно подпортить нервы.

Помните, банкротство – это не конец жизни, а всего лишь цивилизованный способ разрешения проблемы.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

по теме. Соловьев: закон о банкротстве физических лиц

(6 5,00

Банкротство застройщика при долевом строительстве — что делать в 2019 году?

ФЗ №127 о банкротстве с последними изменениями в 2019 году: компенсационный фонд, погашение требований участников строительства

Граждане России, в рамках нашего Законодательства, должны понимать главное: участие в долевом строительстве – это еще не покупка жилья. Даже если дольщик подписал все необходимые документы и внес оплату по договору, то это далеко не гарантия того, что он зарегистрирует право собственности по истечению того срока, который указан в договоре.

По факту, банкротство компании застройщика для дольщиков — это как банкротство продавца недвижимости для покупателя. Какие права имеют дольщики при признании застройщика банкротом? Как не впасть в отчаяние? Каким образом российское законодательство уберегает потребителей от потерь? Все эти вопросы разберем в данной статье, посвященной банкротству компании – застройщика.

Нормативно – правовая база, регулирующая споры по банкротству застройщика

  1. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 года) «О несостоятельности (банкротстве)». Дополнения и изменения в данном Законе вступили в силу с 1 января 2019 года.

    Конкретно банкротству застройщиков посвящен параграф №7 (под одноименным названием).

  2. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ (ред.

    от 25 декабря 2018 года) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В статье 23 пункте 2 данного закона регламентированы все права граждан — участников долевого строительства.

«В законопроект были включены положения, направленные на усиление защиты прав граждан», — отметил председатель профильного думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Николай Николаев.

  • Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 года) «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дополнения и изменения данного Закона вступили в силу с 1 января 2019 года.
  • Частные Определения Верховного Суда по конкретным делам и положениям.

Проблема банкротства строительных компаний

К сожалению, банкротство застройщиков далеко не редкий факт. К несостоятельности компании могут привести следующие факторы:

  • Изначально не грамотно составленный бизнес план;
  • Резкие изменения на валютном рынке;
  • Форс-мажорные обстоятельства;
  • Рост цен на строительные материалы и подрядные работы, и иные обстоятельства.

В 2015 году началось, можно сказать, массовое банкротство строительных компаний и подрядчиков. Эксперты уверены, что виной тому послужила девальвация рубля, что, тем самым поспособствовав резкому падению спроса россиян на недвижимость, в целом, а тем более, на новостройки.

Снижение реальных доходов, высокая инфляция и удорожание ипотечных кредитов – совокупность причин, повлиявших на кризис в сфере долевого строительства.

Таким образом, в 2015 году банкротами были признаны более 2,5 тысяч российских компаний – застройщиков. Все они были ликвидированы. Количество банкротов в сфере жилищного строительства не уменьшается, и по сей день.

К тому же, по прогнозам Рейтингового агентства строительного комплекса, данная негативная тенденция сохранится и в 2019 году.

К слову, по данным интернет – портала Россия Сегодня (Иносми.Ру), по итогам 2018 года, закрылись или обанкротились 1200 строительных компаний, а это 20% от их общего числа в России. Из оставшихся компаний, почти 30% работают в убыток, большая часть из которых уже находится на пороге банкротства.

Экскурс в историю

Изначально, до 2011 года практика применения Закона о банкротстве была такова: даже если покупатель строящейся недвижимости осуществил предоплату, в случае банкротства застройщика, он практически оставался «в невесомости» дела.

Условно считалось, что дольщик, как покупатель жилья, фактически еще не имеет собственности, и он выступает с позиции обычного, рядового конкурсного кредитора. И, даже то, что дольщики заключили официальный договор, имеющий юридическую силу, при этом, заплатив определенную сумму денежных средств, никак не выделяло их из общей массы кредиторов.

Но с начала 2012 года, после массовых недовольств и забастовок «обманутых» дольщиков, произошел кардинальный прорыв: тогда дольщиком впервые было дано право предъявлять требования в реестр требований о передачи жилых помещений.

Интересный факт! Если дольщик заключил со строительной компанией договор купли-продажи жилья и уже полностью за него заплатил, а после чего, застройщик обанкротился, то ни Президиум Верховного Суда, ни коллегия по экономическим спорам не могут точно констатировать право дольщика на регистрацию перехода права собственности!

«РосБизнесКонсалтинг» объясняет, что даже в 2018 году ситуация обстояла следующим образом: если застройщик обанкротился, право на недвижимость имели только покупатели квартир. А вот требования по нежилому фонду попадали только в четвертую очередь кредиторов.

При этом, удовлетворяются такие требования, как денежные – по остаточному принципу.

Заместитель министра строительства и ЖКХ Никита Стасишин, в то время, сообщил, что: «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в данный момент формирует позицию о внесении изменений в законодательство в целях правового урегулирования данного вопроса».

Ввиду громких дел обанкротившихся строительных компаний в 2015-2018 годах, было принято решение, и, согласно документальным разработкам, в 2019 году, если нежилое помещение не превышает 7 кв.

м, то инвестор сможет рассчитывать не на денежную компенсацию, а на саму площадь в достроенном доме. Кстати, при этом приоритет требований дольщиков повышается до третьей очереди.

Какие еще права приобретают дольщики в 2019 году?

Изменения в системе долевого строительства, а так же в делах по банкротству строительных компаний в 2019 году

11 декабря 2018 года Президент России, Владимир Владимирович Путин, дал поручения Правительству усилить контроль над застройщиками многоквартирных жилых домов и разработать комплекс мер в сфере жилищного строительства, в том числе создать специализированный банк. Ответственным за исполнение поручения назначен премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

Также президент поручил обеспечить ускоренное рассмотрение в судах дел о банкротстве застройщиков. К завершению первого квартала 2019 года Правительству РФ так же необходимо будет разработать ускоренный порядок передачи проблемного объекта для достройки другому застройщику. Срок исполнения всех поручений назначен до 15 апреля 2019 года.

Ввиду изменений в Федеральном Законе №214-ФЗ, с 1 июля 2019 года, прошлая система долевого строительства в России «уйдет в историю». Фактически, долевое строительство прекратит свое существование. Ведь данная отрасль обязана будет перейти на полное проектное финансирование.

Главной целью создания инициатив Правительства явилось минимизация рисков и защита покупателя строящегося жилья в будущем. Теперь, по сути, средства дольщиков будут заменяться кредитными средствами строительных компаний (проектное финансирование).

Все дольщики застройщиков – банкротов делятся на 3 категории:

  1. Дольщики, которые внесли предоплату (оформив договор долевого строительства), но, жилье которых, не было достроено;
  2. Дольщики, имеющие договор долевого участия, жилье которых было достроено на момент банкротства компании;
  3. Дольщики, оплатившие 100% стоимость строящегося жилья (или уже достроенного).

Если передаточный акт на недвижимость был подписан сторонами до принятия застройщика банкротом, то, в 2019 году дольщик должен написать заявление в арбитражный суд о признании права собственности на объект недвижимости, прописанный в акте.

Данное заявление должно быть рассмотрено в соответствии со статьей № 201.8 «Правила рассмотрения требований в отношении недвижимого имущества в деле о банкротстве застройщика» и статьей № 201.11 «Погашение требований участников строительства путем передачи им жилых помещений, машино — мест и нежилых помещений» Федерального Закона №127 – ФЗ от 26 октября 2002 года.

Внимание! Форма и содержание такого искового заявления должны строго отвечать требованиям статей № 125 «Форма и содержание искового заявления» и № 126 «Документы, прилагаемые к исковому заявлению» Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018).

Если процесс по банкротству застройщика уже начался, и объект на тот момент уже был завершен (достроен), то, в таком случае, дольщик в 2019 году имеет полное право предъявить требование о передаче ему в собственность объекта недвижимости в судебном порядке. А так же, имеет право требовать включения объекта недвижимости в реестр требований кредиторов (в соответствии со статьями № 201.1, пунктом 2, № 201.4, № 201.6 и №201.7 Федерального Закона № 127- ФЗ).

При ситуации, если застройщик, будучи на этапе конкурсного производства, откажется исполнять договорные обязательства, то дольщик в 2019 году имеет право обратиться в суд требованием денежной компенсации (в соответствии со статьями № 201.1 «Общие положения» и № 201.5 «Особенности установления денежных требований участников строительства» Федерального Закона № 127-ФЗ).

Кроме прочих нововведений, в 2019 году будет создан Единый Реестр всех застройщиков. Данный реестр будет отражать характеристику каждой компании-застройщика, что существенно облегчит выбор потенциального клиента.

Эскроу-счета как гарантия безопасности дольщиков

25 декабря 2018 года Президентом России был подписан, и сразу же опубликован на официальном портале правовой информации, документ, отражающий поправки в Закон о долевом строительстве.

Согласно поправкам, с 1 июля 2019 года все российские компании-застройщики будут обязаны перейти на иную систему долевого строительства жилой недвижимости.

А именно, с применением эскроу-счетов.

По расчетам Правительства, уже до конца 2020 года доля договоров долевого участия по новой схеме должна составить более 95% (то есть, должен быть осуществлен практически полный переход).

Что такое эскроу-счета? Это специализированные счета в банке, которые будут служить при кредитовании девелоперов в рамках проектного финансирования строительства жилой недвижимости. Фактически, такой счет – это инструмент защиты интересов субъектов сделки.

К справке, Девелопер — это предприниматель, занимающийся созданием новых объектов недвижимости.

При реализации сделки через эскроу — счета, деньги покупателей будущей недвижимости не будут отдаваться напрямую застройщику, а будут переводиться на специализированные счета.

Интересная особенность! На эскроу — счете деньги замораживаются до того времени, пока застройщик не передаст покупателю уже готовую квартиру. Проще говоря, девелопер не сможет использовать средства дольщиков до окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

В 2019 году компании — застройщики должны открыть банковский счет на каждое разрешение на строительство, строго в уполномоченном банке. Теперь будет действовать правило: 1 разрешение на строительство – 1 счет – 1 застройщик.

Согласно новым поправкам к Закону, денежные средства дольщиков на эскроу-счете будут страховаться, подобно депозитам, в Ассоциации страхования вкладов на сумму до 10 миллионов рублей.

Важно! В случае банкротства строительной компании средства покупателей вернутся дольщикам!

«Нормы, которые обязывают застройщиков использовать эскроу-счета при строительстве, призваны защитить граждан от обмана», — заявил заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам строительства и регионального развития Виталий Леонтьевич Мутко. При этом, добавив, что «вместе с этим их введение будет означать «определенный рост» цен».

Мнения независимых экспертов об изменениях в Федеральном Законе № 214-ФЗ

Все ли российские компании – застройщики готовы к грядущим переменам? Конечно, нет.

Ситуация на рынке долевого строительства в 2019 году поменяется в корне, и «на плаву» останутся лишь самые крепкие компании. Надежными застройщиками будут признаны те компании, уставный капитал которых будет составлять минимум 4% от стоимости будущих объектов.

Виталий Леонтьевич Мутко, в ходе интервью телеканалу «Россия 24», спрогнозировал рост цен на недвижимость при переходе на проектное финансирование застройщиков минимум 8%. А вот, по словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, стоимость жилья, после перехода на эскроу-счета, в Подмосковье может подняться до 15%.

Управляющий партнер риэлтерской и консалтинговой компании «Метриум», Мария Литинецкая, уверена, что «Не все застройщики до конца готовы к предстоящим поправкам». Руководитель консалтинговой и брокерской компании «ТОП Идея», Олег Ступеньков, поддерживает: «Те жилые комплексы, которые уже получили разрешение на строительство или даже начали продажи, такие издержки не учитывали».

Финансовые аналитики уверены, что такой резкий переход на эскроу-счета для всех застройщиков создаст существенные риски для рынка недвижимости. Ведь проектное финансирование — это существенные дополнительные затраты для строительных компаний любого масштаба.

Изменения в законе 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 был изменен. Особенностью этих поправок является то, что в отличие от всех предыдущих, они серьезно повлияли на процесс банкротства физических и юридических лиц.

Общие изменения в законе 127-ФЗ в отношении юридических лиц

Первое изменение, которое следует отметить – ограничение срока, в течение которого имущество должника должно быть инвентаризовано. Напомним, что это относится к компетенции конкурсного управляющего. По новым правилам процедура должна быть проведена не позднее 3-х месяцев со дня начала конкурсного производства.

Однако отступление от этой нормы все же допускается – конкурсный управляющий может подать ходатайство с просьбой продлить срок, и если причины будут уважительными, то судья удовлетворит его.

До 21 декабря срок инвентаризации имущества должника не был ограничен, из-за чего процесс банкротства был очень долгим. Инициаторы поправок надеются, что четкие временные рамки этой процедуры помогут решить проблему.

Второе изменение, которое заслуживает нашего внимания – уточнение порядка исполнения обязательств перед кредиторами в виде предоставления отступного, если имущество не было реализовано. Оно допускается в следующих случаях:

  • нет неисполненных обязательств по текущим платежам;
  • отсутствуют требования кредиторов первой и второй очереди.

До внесения поправок у кредиторов было немало трудностей с принятием отступного. Дело в том, что требования кредиторов 1 и 2 очередей являются приоритетными перед требованиями кредиторов 3 очереди и часто остаются незатронутыми при наличии у должника неликвидного имущества.

Теперь все вопросы, связанные с отступным, решаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В их обязанности входит и оценка имущества должника. Его стоимость не может быть менее 50% от стоимости, по которой оно продается на торгах.

Но эта поправка, несмотря на положительный характер, породила несколько проблем. Например, если обязательства перед кредиторами могут быть исполнены только в денежной форме, то соглашение об отступном будет достигнуто только при внесении на специальный счет в банке суммы, пропорциональной размеру требований кредиторов. Как будет определяться эта пропорция, пока не ясно.

Изменения в законе 127 ФЗ, затрагивающие финансовые организации

Изменения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» затронули и финансовые организации. Было конкретизировано время для признания сделок недействительными.

Оно будет отсчитываться не только со дня назначения ЦБ РФ временной администрации, но и со дня арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом.

Выбор даты будет зависеть от того, какое из этих событий наступило раньше.

Помимо этого был изменен процесс банкротства страховых организаций. Отныне наблюдения в этих делах не будет, а полномочия конкурсного управляющего переданы государственной корпорации под названием «Агентство по страхованию вкладов».

Изменения в отношении физических лиц в законе 127-ФЗ

Последняя версия ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) разрешает должникам-физическим лицам иметь банковский счет на сумму до 50 тыс. рублей и распоряжаться им без согласия арбитражного управляющего. Сумма может быть увеличена. Для этого нужно подать ходатайство.

Деньги, находящиеся на других банковских счетах, должник-физическое лицо может использовать только получения согласия арбитражного управляющего в письменной форме. Этот вопрос, как и срок инвентаризации имущества должника-юридического лица, до внесения поправок не был урегулирован.

Нельзя не отметить и то, что измененный ФЗ «О несостоятельности (банкротстве») обязал арбитражного управляющего сообщать всем без исключения кредиторам (которые ему, конечно же, известны) о признании физического лица банкротом в срок до 15 дней со дня вынесения арбитражным судом соответствующего решения.

Самые последние изменения

Не обошлось без изменения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и в 2019 году. Так, был снижен размер госпошлины за подачу заявления о признании банкротом физическим лицом с 6 тыс. до 300 рублей.

Сделано это было для того, чтобы банкротство стало более доступным.

До внесения поправки размеры госпошлины за подачу заявления о признании банкротом физическим лицом и юридическим лицом были одинаковыми, что несправедливо по отношению к обычным людям.

Планируемые изменения

Также для доступности банкротства населению планируется:

  1. Исключить арбитражного управляющего. Многие граждане не могут позволить себе стать банкротом из-за высокой стоимости услуг арбитражного управляющего – 25 тыс. рублей и 7% от размера требований кредиторов.
  2. Оканчивать процесс по инициативе должника-физического лица или кредитора путем подачи заявления в ФССП РФ. Сейчас сотрудники этого государственного органа могут только приостановить исполнительное производство, но не завершить его.
  3. Передать оформление документов арбитражному управляющему. Пока часть этой работы выполняют сотрудники других государственных органов.
  4. Наделить ФССП РФ правом контролировать деятельность арбитражного управляющего по инициативе должника-физического лица или кредитора.
  5. Отменить обязательную публикацию факта банкротства в издании «Коммерсант», стоимость которой достигает 15 тыс. рублей.

«Семейное банкротство»

Еще один законопроект, который может быть принят, предполагает подачу заявления о банкротстве должника-физического лица сразу от мужа и жены. Целями этой поправки являются:

  • сокращение времени и расходов – как государственных, так и самого должника-физического лица;
  • уменьшение количества дел о банкротстве.

Помимо права на общее заявление муж и жена будут оплачивать госпошлину только один раз. Ее размер, как уже отмечалось ранее, был изменен с 6 тыс. до 300 рублей. Будут устранены и другие дублирующиеся действия и расходы.

«Упрощенка»

В планах ввести упрощенный процесс банкротства физических лиц. Предполагается, что он будет гораздо быстрее, так как в нем не будет участвовать арбитражный управляющий и будет только реструктуризация долгов с полным исключением этапа продажи имущества.

«Упрощенка» станет актуальной для тех должников-физических лиц, которые не имеют ликвидного имущества для продажи.

Плюсы и минусы изменения законодательства о банкротстве

Перечисленные выше поправки имеют как положительную окраску, так и отрицательную. К их плюсам можно отнести:

  • отсутствие у должностных лиц права на арест имущества;
  • отсутствие у должностных лиц права на регистрационные действия, что приведет к ослаблению контроля над имуществом;
  • должнику-физическому лицу не будут отправлять исполнительный лист по официальному месту работу, а если он уже отправлен, то его отзовут;
  • на должников по кредитам невозможно будет завести уголовное дело.

Что касается минусов этих поправок, то он, пожалуй, один, но весомый – за работой арбитражного управляющего будут меньше следить, что может стать причиной нанесения серьезного ущерба должнику.

Реформе банкротства придется доказать свою состоятельность

О серьезных изменениях процедур банкротства в рамках нового законопроекта заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. В Госдуму проект официально еще не поступил, но его концепцию профильный комитет поддерживает.

«Тема банкротства обсуждалась на этой неделе президентом на встрече с правительством. Потом подробные разъяснения дал Андрей Рэмович Белоусов.

Продолжается и будет ускорена работа по соответствующему законопроекту», — сказал «Эксперту Online» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В итоге изменений юрлица будут проходить процедуры банкротства примерно по той же схеме, по которой банкротятся простые граждане, серьезные перемены затронут институт арбитражных управляющих.

Говоря о необходимости реформы института банкротства как таковой, ряд экспертов оценивает законопроект критически.

По их мнению, призванный сохранять жизнеспособные предприятия, новый документ может не справиться с этой задачей, а то и ухудшить условия ее решения.

Три главных новшества

Андрей Белоусов 10 февраля в интервью телеканалу «Россия 24» после совещания президента Владимира Путина с членами правительства РФ, на котором обсуждалась тема совершенствования института банкротства, назвал основные новеллы готовящегося законопроекта.  «Во-первых, это оптимизация самих процедур банкротства. У нас вместо пяти теперь будет две процедуры. Причём, акцент будет делаться не на ликвидацию предприятий, а на реабилитацию. То есть, на процедуру погашения долгов», — сказал Белоусов.

Согласно проекту закона, вместо действующих ныне процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления останутся только две: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация).

По словам первого вице-премьера, в России должен появиться совершенно новый механизм отбора арбитражных управляющих.

«Если сейчас в основном их назначает кредитор, и они, как правило, защищают интересы кредиторов (и, при этом, не несут никакой ответственности за свою деятельность), то теперь это будет процедура отбора арбитражных управляющих по объективным критериям, которые будут формироваться в рамках специально созданной балльной оценки», — отметил Андрей Белоусов.

Третья новелла, по его словам, касается существенного повышения роли саморегулируемых организаций, членами которых являются арбитражные управляющие. «Эти организации сейчас фактически никакой ответственности за арбитражных управляющих не несут.

Теперь они будут отвечать не только деньгами, но и по результатам деятельности самих этих арбитражных управляющих.

Вводятся дополнительные требования, повышенные требования, к использованию компенсационных фондов этих саморегулируемых организаций», — подчеркнул он.

В качестве причин необходимости скорого принятия законодательных поправок указывается также то, что кредиторы в рамках дел о несостоятельности в 2020 году не получили около 3 трлн рублей, которые им причитались, а так называемые квазирейдеры эксплуатируют пробелы в законодательстве. 

Документом предусмотрены глобальные изменения процедур банкротства, усиление ответственности арбитражных управляющих и независимости их отбора, процедуры торгов по реализации имущества и другие.

Реформа-то созрела

Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. 

Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат. 

[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться. 

Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом».

 «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета.

Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной.

«Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации.

Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер. 

Дела давно минувших лет

Законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — напомнил накануне Андрей Белоусов.

Управляющий партнер «Зиневич и партнеры» Игорь Зиневич полагает, что реформа института арбитражных управляющих, представляет собой, по сути, «передел рынка, в котором теперь будут царить новые правила игры». Специалист пояснил, что от арбитражных управляющих зависит очень многое в исходе процедуры банкротства. 

К примеру, во власти АУ сделать заключение о преднамеренном банкротстве должника. Или даже о его фиктивном банкротстве. А уже это «проекция к уголовно наказуемому деянию», указал Игорь Зиневич. В свою очередь кредиторы используют аналитическое заключение АУ в качестве доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении ответственных лиц.  

Проще говоря, арбитражный управляющий всегда зависим от конкретного лица. При этом реформа предполагает по сути огосударствление данного института. «Конечно, независимого АУ встретить в России можно, но намного реже», — заметил Зиневич. 

Затянувшаяся революция

Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич. 

Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство).

«Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство).

«То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич. 

Реструктуризация долгов у граждан предполагает, что должник может договариваться с кредиторами о рассрочке исполнения обязательств, скажем, на три года по плану реструктуризации. И в течение трёх лет выполнять такой план.

Если же кому-то за три года это не удается, то следующей процедурой является реализация имущества.

И уже вот эта вторая процедура, уточняет Игорь Зиневич, совпадает с процедурой банкротства юрлиц, которая называется конкурсное производство.  

«Не может быть». Поддержан  

Ранее РСПП направил на имя начальника Государственно-правового управления Президента РФ Ларисы Брычевой своё заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (есть в распоряжении «Эксперт Online»). 

«Законопроект в текущей редакции не может быть поддержан и требует существенной доработки с учетом следующего», — говорится в заключении РСПП. Из 22 пунктов можно выделить наиболее важные моменты, которые касаются института арбитражных управляющих (АУ), а также СРО (Саморегулируемых организаций), от которых они действуют.   

По мнению РСПП, новшества законопроекта, подготовленного Минэкономики, «не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Многие замечания экспертной группы РСПП затрагивают  нововведения, которые касаются СРО и арбитражных управляющих (АУ). К примеру, сокращение минимального числа членов саморегулируемых организаций со 100 до 10 (или 20) человек, в зависимости от типа, фактически превратит этот институт в управляющие компании, которые будут действовать исключительно в интересах своих участников.

В документе также сказано и о «лишении статуса арбитражного управляющего на два года для арбитражных управляющих, состоявших в саморегулируемой организации в течение года до ее исключения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций». Это «представляется необоснованным и ущемляющим права арбитражных управляющих».

Помимо этого, Союз промышленников и предпринимателей не устроило и исключение из законопроекта нормы о максимальном размере выплаты из компенсационного фонда СРО на возмещение убытков. Кроме того — порядок выбора арбитражного управляющего при помощи баллов.

А также — возможность выполнения функций АУ организациями, созданными рядом госкорпораций. Как следует из письма РСПП на имя помощника Президента РФ, «в соответствии со статьей 168.

1 Закона о банкротстве в редакции Законопроекта полномочия арбитражного управляющего стратегических организаций могут также осуществляться учреждениями, созданными ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», опорным банком для оборонно-промышленного комплекса».

В организации, объединяющей представителей крупнейшего частного бизнеса, не согласны с трактовкой статуса госкорпораций, по сути, наделяющей их преимуществом в вопросах банкротства.  

По поводу критики новелл со стороны РСПП, депутат Николаев отметил, что «это входит в прямую обязанность представлять бизнес в органах власти и в обществе».

«Но все их опасения почему-то связаны с реформированием института арбитражных управляющих.

Однако всем уже давно понятно, что данный институт себя уже давно изжил, потому как единого сообщества арбитражных управляющих не существует», — отметил законотворец. 

Вынужденное нововведение?

Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.

  • С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры.  
  • С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов. 
  • «Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.

Обратная сторона реформы

Негативные последствия принятия законопроекта могут негативно сказаться на защищённости бизнеса, уверен доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнулин.

Тут возникает два момента. 

Первый. Сокращение процедур оздоровления существенно снижает вероятность выживания организации, попавшей под данную процедуру.

Нарушается баланс между частным интересом кредиторов и интересом самой организации, деловая активность которой прекратится, следовательно, нарушается интерес ее поставщиков, потребителей, которые потеряют своего контрагента, нарушается интерес работников, которые потеряют при ликвидации организации свои рабочие места.

Второй. Сокращение минимальной планки членов СРО может привести к созданию «карманных», аффилированных СРО, используемых как инструмент для недобросовестной конкуренции, а также рейдерских захватов через процедуру банкротства.

  1. Кроме того, по словам эксперта РУДН, нарушается публичный интерес государства, которое при увеличении доли ликвидированных в ходе банкротства предприятий недополучит налоговые поступления в бюджеты.
  2. «Таким образом, данные предложения более выгодны кредиторам, так как упростят и сократят процедуры, предшествующие распродаже активов предприятий», — считает аналитик.
  3. В общем и целом, все новеллы, связанные с отказом от лимита ответственности СРО и случайной выборкой АУ, на первый взгляд кажутся позитивными, но есть сомнения в их эффективной реализации на практике, беспокоятся опытные юристы.

Если размер взыскания превысит компенсационный фонд СРО, то остаётся без ответа вопрос, из какого источника он будет выплачен. Случайность выборки АУ также может стать полем для злоупотреблений, указывают судебные специалисты.

Уже известно и о ряде других претензий, которые, вместе с перечисленными в письме РСПП, высказываются в предпринимательском сообществе.

Это касается, например, сохранение и даже расширения применимости нынешних норм о субсидиарной ответственности в руководстве проходящих через банкротства компаний, побуждающих тех же АУ вводить в действие механизм такой ответственности вместо нормализации работы предприятия, и других аспектов.

По оценкам со стороны бизнеса, законопроект сохраняет и усиливает систему предпочтений интересов крупных кредиторов, включая те же госкорпорации, а также фискальных интересов, перед задачами сохранения работоспособных компаний, оказавшихся в трудном положении по причинам изменения конъюнктуры, хорошо известных трудностей доступа к финансированию, а также, в последнее время, из-за пандемии.

Законопроекту, не прошедшему еще и «нулевого чтения», предстоит, очевидно, стать предметом активной дискуссии, поскольку он затрагивает интересы всего отечественного бизнеса и способен стать либо очередным препятствием, либо подмогой его развитию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *