Федеральный закон «о цифровых финансовых активах» №419059-7 в 2019 году: стадия принятия и предмет регулирования

Документ определил понятие «цифровая валюта», запретил ей расплачиваться и рекламировать такую возможность. Рассказываем, как это повлияет на развитие блокчейн-индустрии в стране

Федеральный закон

22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.

Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».

Федеральный закон

Что нужно знать о новом законе

Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг.

Также из документа убрали уголовную и административную ответственность. По словам старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paiser (Russia) LLP, преподавателя Moscow Digital School Дмитрия Кириллова, это не значит, что такие нормы не будут вынесены в отдельный законопроект. На это намекает заключение Правового управления Госдумы.

«По сравнению с майской редакцией законопроект был существенно переработан. Нормы о регулировании цифровой валюты (криптовалюты в привычном понимании) из отдельного закона перенесены в закон о ЦФА», — пояснил эксперт.

Понятие цифровой валюты закреплено в п. 3 ст. 1 законопроекта «О ЦФА». Оно сделано универсальным и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.

«Это положительное изменение, поскольку изначально в ГК РФ, в закон о краудфандинге и в законопроект «О ЦФА» закладывалось российское происхождение криптоактивов, что выводило за рамки правового поля весь массив мировых криптоактивов и делало перспективы российского крипторынка весьма призрачными», — добавил Кириллов.

По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.

«Из текста исключены наиболее одиозные положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист.

Сохраняется необходимость декларирования (теперь оно названо информированием) о владении цифровой валютой и о сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций.

По новой редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя платить ей российским резидентам. В этом есть определенное противоречие, поскольку само понятие криптовалюты в том же документе предполагает ее использование в качестве средства платежа.

В законопроекте сделана отсылка к отдельным законам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России. Не исключено, что эти законы будут содержать иные ограничения для таких операций, предупредил Кириллов.

«В целом новая редакция законопроекта уже не выглядит такой драконовской, как майская, но все еще олицетворяет борьбу Центробанка с денежными суррогатами», — заключил специалист.

Федеральный закон

Проблемы закона «О цифровых финансовых активах»

21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.

В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку.

Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.

Законопроект по-прежнему не предусматривает возможности удаленной идентификации участников сделок, что не предоставит полноценной возможности привлечения инвестиций на рынок.

Однако принятый во втором чтении законопроект может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России, считает эксперт.

Она добавила, что для этого в законодательстве должны отсутствовать нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов, включая криптовалюту.

«В этом смысле положительно оцениваем включение в законопроект понятия цифровой валюты. Сейчас необходим взвешенный подход к формированию закона о цифровой валюте с тем, чтобы принятые нормы обеспечивали баланс интересов государства и бизнеса и предоставляли правовые гарантии участникам для работы с инновационными инструментами», — заключила Гультяева.

Федеральный закон

«Ключевым для индустрии является закон о цифровой валюте»

Срок вступления закона «О ЦФА» в силу обусловлен началом следующего года, 1 января 2021 г. Сейчас в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно документа «О цифровой валюте».

К сентябрю законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению.

В правительстве есть диаметрально противоположные позиции касательно легализации или запрета нового вида активов.

Директор по развитию биржи EXMO Мария Станкевич подчеркнула, что ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения.

Именно к этому документу направлялись правки в Минэкономразвития и Госдуму напрямую.

По словам Станкевич, закон «О ЦФА» представляет скорее глоссарий понятий, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться в законотворчестве.

«Мы надеемся, что новый документ будет более полный и будет содержать большое количество обновлений, которые были ранее направлены в качестве поправок. Но мы считаем, что радоваться еще рано, поскольку, как мы уже упомянули, текущий закон — не что иное, как глоссарий. Впереди нас могут ждать сюрпризы», — предупредила Станкевич.

О том, что власти России должны активнее принимать меры по цифровизации экономики и высокотехнологичных отраслей, чтобы «расширить горизонты развития» и «создать новую структуру нашей экономики», в середине июля 2020 г. заявил президент Владимир Путин. Он призвал правительство решительнее и активнее действовать, чтобы страна была глобально конкурентоспособна.

В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну.

При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты.

В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения ЦФА.

  • — «Государство стреляет себе в ногу». Биткоин против налога на богатство
  • —Власти РФ выделят ₽20 млрд ИT-компаниям. Как это поможет сфере блокчейна
  • — Российский суд отказался признать 55 млн рублей ущерба в биткоине
  • Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Обзор закона «О цифровых финансовых активах» регулирующего криптовалюту в РФ

22 июля депутаты Госдумы в третьем чтении приняли законопроект «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или, проще говоря, «О ЦФА».

Закон вступит в силу 1 января 2021 года в случае утверждения Советом федерации и подписания президентом.

Законопроект ввел понятия цифровых финансовых активов и цифровых валют, признает криптовалюты имуществом и средством платежа, разрешает покупку токенов.

Однако он запрещает использование криптовалют в России для оплаты товаров и услуг, требует регистрацию от криптокомпаний и отводит регулирование цифровых активов Центробанку.

За рамками документа остались вопросы касательно оборота криптовалют физлицами, их налогообложения и майнинга. Криптосообщество считает, что принятый законопроект — это основа для будущих отдельных законов. Гораздо более важным для индустрии является закон «О цифровой валюте», обсуждение которого запланировано на осень.

Как принятие законопроекта отразится на развитии крипто-индустрии и жизни простых держателей крипто-активов?

Основные положения законопроекта

Напомним, что законопроект «О ЦФА» рассматривается в Думе еще с мая 2018 года. За два года текст документа прошел несколько редакций, а его рассмотрение неоднократно переносилось.

Принятый законопроект направлен прежде всего на регулирование цифровых финансовых активов — токенов. О цифровых валютах (децентрализованных криптовалютах) в нем лишь несколько статей, включая определение и основные положения.

Предполагается, что им будет посвящен отдельный законопроект, текст которого утвердят к осенней сессии.

По словам главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, на проработку регулирования криптовалют сейчас просто не хватило времени.

Цифровой финансовый актив (ЦФА) — «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам», выпуск, учет и обращение которых возможны только на блокчейне и которые регулируются Законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Если проще, ЦФА — это токены, закрепляющие за пользователем:

  • Денежные обязательства (в том числе цифровых валют);
  • Эмиссионные ценные бумаги;
  • Осуществление прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • Участие в непубличных акционерных обществах.

ЦФА не являются платежным средством. Но они могут выступать в качестве залога, быть объектом в сделках купли-продажи или обмена на другие ЦФА. С помощью них можно даже выпускать криптодеривативы — «активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам».

Эти активы могут быть только бумагами непубличных компаний. Выпускать обычные акции на блокчейне или конвертировать их в цифровые нельзя. Зато в рамках ЦФА также могут выпускаться обеспеченные токены — стейблкоины.

При рекламе ЦФА необходимо подчеркивать, что вложения в них могут привести к потере всех средств.

Выпускать ЦФА и цифровые валюты могут ИП и юрлица. При этом администраторы информационной системы, выпускающей ЦФА, должны обладать высшим образованием, двухлетним опытом руководства финансовой или IT-компанией или работы на аналогичных должностях.

Криптобиржи разрешены в виде операторов обмена ЦФА. Большая роль в регулировании ЦФА отводится Центробанку. Криптоплатформы, выпускающие ЦФА и проводящие с ними сделки, должны зарегистрироваться в специальном реестре Банка России. После этого они смогут получить статус оператора обмена ЦФА.

В целом требования к операторам обмена ЦФА аналогичны тем, которые предъявляются к участникам традиционного финансового рынка.

Чтобы получить лицензию, необходимо обладать уставным капиталом не менее 50 млн рублей и собственной комплаенс-командой в штате. Важное уточнение — операторы обмена ЦФА смогут торговать лишь активами, выпущенными в российской юрисдикции.

Читайте также:  Категории налогоплательщиков, освобожденные от уплаты земельного налога

Если пользователь захочет купить зарубежный токен, он сможет сделать это только на иностранных платформах.

Покупка ЦФА может быть ограничена Центробанком. Регулятор имеет право выработать критерии для цифровых активов, по которым приобретать их смогут лишь квалифицированные инвесторы, или ввести лимит суммы, которую смогут вложить обычные пользователи.

Цифровая валюта — «совокупность электронных данных (цифрового кода), которые могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации» или других стран и по которому нет обязательств эмитента перед держателями.

В тексте документа нет термина криптовалюты, но по своей сути цифровые валюты — это обычные криптовалюты вроде биткоина или эфира. Они признаются платежным средством, их можно продавать друг другу, майнить, рассматривать в качестве имущества, сбережений и инвестиций. Но при этом к ним не относятся стейблкоины — ведь по ним есть обязанное лицо (эмитент).

Криптовалюты нельзя использовать для оплаты товаров, работ и услуг на территории России, а также рекламировать саму возможность расчетов цифровой валютой.

Запреты касаются не только физлиц, но и российских компаний, подразделений зарубежных организаций и налоговых резидентов России. В законе подчеркивается, что единственным платежным средством в РФ остается рубль.

Получается, что расплачиваться криптовалютой можно только с нерезидентами России.

Криптовалюты — это имущество. Поэтому владение криптовалютами и сделки по ним необходимо задекларировать. В этом случае пользователь сможет претендовать на судебную защиту подобных операций.

Как надо декларировать криптовалюты, в законе пока не уточняется — соответствующие правила будут добавлены в Налоговый кодекс.

Но уже сейчас прописано, что чиновники не могут владеть ЦФА и криптовалютами, эмитированными зарубежными платформами.

В законопроекте не прописана административная и уголовная ответственность за операции с криптовалютами.

 Ранее подобные поправки были раскритикованы криптосообществом, а также Минюстом, Минкомсвязи, Минэкономики.

Однако это не гарантирует того, что подобные нормы не появятся позже в отдельном законопроекте. Все-таки раз запрет есть, то должна быть и ответственность за его нарушение.

Что осталось за рамками принятого законопроекта?

Принятый законопроект — прорывной для России. Самое главное — он признает криптовалюты и прочие цифровые активы легитимными. Это значительный шаг к выводу криптовалют из серой зоны, цифровые активы больше не игнорируются законодательством.

Однако полного вписания криптовалют в российское правовое поле не произошло, и законодателям есть над чем работать. Принятый законопроект станет основой для всех остальных законопроектов по регулированию крипто-индустрии.

За рамками законопроекта остались следующие вопросы:

  • Определение и регулирование майнинга;
  • Правила выпуска и оборота криптовалют в России, обмена цифровых активов на фиатные средства (прежде всего — на рубли);
  • Налогообложение и декларирование криптовалют;
  • Ответственность за нарушение предписаний законопроекта.

В тексте документа есть отсылка к тому, что все эти вопросы будут регулироваться отдельными законопроектами. Вполне вероятно, что они будут содержать гораздо больше запретов и ограничений. Не удивимся, если в них появится и уголовная ответственность за незаконный оборот цифровых валют.

«Текущий законопроект о цифровых активах не содержит ничего, кроме основных положений и определений. Я бы назвала это вводной частью к основному законопроекту.

Мне кажется, что Госдума действует в рамках своей бюрократической логики, по которой ей президентом дано распоряжение принять закон о ЦФА, и она его выполнила так, как сумела», — заметила Мария Станкевич, директор по развитию бизнеса криптовалютной биржи EXMO.

Принятый законопроект — компромисс между полным запретом криптовалют и их полной легализацией. Уголовного преследования за их использование, которое предполагалось предыдущей версией документа, нет. Из текста также пропали положения, позволяющие получать и передавать цифровые активы лишь в наследство, при банкротстве или в исполнительном производстве. Худшие опасения не подтвердились.

«Сторонникам регулирования законопроект показал, что законодатели работают над определением статуса цифровых активов, в то время как бизнес получил свидетельство того, что депутаты готовы обсуждать инициативы и не настаивают на жестких решениях.

При этом закон по-прежнему оставил ситуацию с классическими децентрализованными криптовалютами серой — ни запрета, ни легализации. Для их регулирования предполагается принятие дополнительных актов», — заметил Виктор Аргонов, аналитик брокера EXANTE.

Как принятие закона повлияет на крипто-индустрию в России

Пока ощутимых перемен на российском крипторынке ждать не стоит — законопроект оставляет еще много вопросов.

Больше всего непонимания вызывает запрет на оплату товаров и услуг криптовалютами. Пока по тексту получается, что любое физическое или юридическое лицо, принимающее оплату или расплачивающиеся в криптовалютах, признается нарушителем. Документ ставит огромную массу криптопользователей вне закона, не предлагая никаких альтернатив.

Также неясно, как будет проверяться декларирование и как будет взиматься налог. Мы уже писали о том, как сложно определить налогооблагаемую базу при для криптовалютных активов. Для реализации требований законопроекта понадобится дополнительное регулирование, а также мониторинг транзакций бирж.

Необходимость декларировать криптовалюты выглядит как продолжение борьбы с отмыванием доходов и серых схем оплаты труда, активно проводимое Налоговой под руководством ее бывшего главы Михаила Мишустина. При этом законопроект не дает пользователям никакой мотивации декларировать свои крипто-активы и выходить из тени.

В целом требования к операторам обмена ЦФА аналогичны требованиям, предъявляемым к участникам традиционного финансового рынка. Предполагается, что лицензирование операторов обмена ЦФА приведет к очистке рынка от небольших компаний, которые не готовы работать с регулятором.

Это должно еще сильнее подчеркнуть преимущества регулируемых площадок для пользователей, застраховав их от многих рисков. Однако пока неясно, будут ли биржи и банки, ранее далекие от ЦФА, заинтересованы в них. Многие стартапы просто откажутся от выхода на российский рынок.

Поэтому ждать резкого роста количества операторов обмена ЦФА не стоит.

«Что касается статуса крипто-обменников и бирж, то до детализации условий оборота цифровых валют предприниматели вряд ли рискнут открывать подобный стартап на территории России», — заметил Виктор Аргонов.

Мария Станкевич считает, что даже в нынешнем виде принятый законопроект — это большой шаг вперед.

«После прошлых запретительных редакций законопроекта на международном рынке появился огромный страх связываться с Россией и компаниями, у которых огромный пласт пользователей занимают российские юзеры. Сейчас все выдохнули», — сказала эксперт.

В ожидании закона «о цифровой валюте»

Как уточнялось выше, законопроект «О цифровых валютах» будет рассмотрен Думой в осеннюю сессию. Именно в нем будут подробно прописаны условия и правила оборота криптовалют среди физлиц и бизнеса. Вероятнее всего, законодатели постараются не затягивать с его принятием, чтобы он вступил в силу одновременно с законом «О цифровых активах» в январе 2021 года.

Сложно сказать заранее, каким он будет, но Анатолий Аксаков обещает, что Госдума подойдет к нему творчески. Непредсказуемо также, какие ограничения на оборот криптовалют в итоге впишет Центробанк, который до этого не отличался любовью к цифровым активам. Регулятору ничто не мешает установить лимит на покупку, например, в 50 000 рублей.

Мария Станкевич тоже считает, что именно законопроект «О цифровых валютах» станет ключевым для индустрии. Она полагает, что принятый законопроект — это всего лишь глоссарий для законодателей, а впереди нас могут ждать неприятные сюрпризы. По ее словам, криптобиржи, конечно, хотели бы увидеть в новом законопроекте «О цифровых валютах» порядок обращения и обмена криптовалют в стране.

Виктор Аргонов считает, что статус криптовалют в России по-прежнему не определен.

«В законе должно быть более прозрачно прописано, в каких направлениях Россия уже решила дать крипторынку зеленый свет, а в каких еще ведутся споры.

Ситуацию, когда оборот криптовалют в РФ есть, а открывать бизнес опасно в силу неопределенности законодательства, сложно назвать нормальной.

Стоит отметить, что правительства многих стран активно развивают эту сферу, чтобы помочь экономике в тяжелой посткоронавирусной стадии, но, к сожалению, в России подобные шаги пока не делаются».

Как вы оцениваете принятый законопроект «О цифровых активах»? Это долгожданный шаг вперед или очередное топтание на месте? Поделитесь своим мнением в х ниже!

Дата публикации 24.07.2020
Подписывайтесь на новости криптовалютного рынка в Яндекс Мессенджер.
Поделитесь этим материалом в социальных сетях и оставьте свое мнение в х ниже.

Федеральный закон

Криптовалюта в РоссииРегулирование и законодательство

Федеральный закон (проект) № 419059-7 "О цифровых финансовых активах"

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • Цифровой финансовый актив – имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.
  • Цифровая транзакция – действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.
  • Цифровая запись – информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в реестре цифровых транзакций.
  • Реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей.
  • Распределенный реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.
  • Участники реестра цифровых транзакций – лица, осуществляющие цифровые транзакции в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Валидатор – юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Оператор обмена цифровых финансовых активов – юридическое лицо, совершающее сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3,4,5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»), или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Федеральный закон «Об организованных торгах»).
  • Валидация цифровой записи – юридически значимое действие по подтверждению действительности цифровых записей в реестре цифровых транзакций, осуществляемое в порядке, установленном правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Майнинг – деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. Майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.
  • Криптовалюта – вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Токен – вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций.
  • Смарт-контракт – договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.
  • Цифровой кошелек – программно-техническое средство, которое позволяет хранить информацию о цифровых записях. Цифровой кошелек может обеспечивать доступ к реестру цифровых транзакций.
Читайте также:  Если отменили рейс на самолет - что делать? Ответственность авиакомпании и материальная компенсация

Статья 3. Особенности выпуска токенов

1. В целях настоящего Федерального закона под выпуском токенов понимается последовательность действий, направленная на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям. У токена одного вида может быть только один эмитент.

Максимальная сумма, на которую лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести токены в рамках одного выпуска, устанавливается Банком России.

2. Процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов:

  • опубликование эмитентом токенов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения выпускаемых им токенов (далее – публичная оферта о выпуске токенов), а также иных определенных эмитентом документов, необходимых для выпуска токенов;
  • заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.
  • 3. Публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:
  • сведения об эмитенте и его бенефициарном владельце (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициарного владельца (при наличии), место нахождения и адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициарного владельца (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);
  • цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;
  • дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;
  • порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов;
  • сведения о максимальной сумме, на которую могут приобрести токены лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами;
  • правила ведения реестра цифровых транзакций, включающие, в том числе, порядок валидации цифровых транзакций;
  • информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций;
  • иные сведения, определенные эмитентом.
  • Публичная оферта о выпуске токенов должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуального предпринимателя – эмитента.
  • Если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно, то эмитент обязан передать на хранение экземпляр публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума лицу, осуществляющему депозитарную деятельность.

Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

4. Инвестиционный меморандум должен содержать:

  • сведения об эмитенте: полное и сокращенное наименование, цели создания (при наличии), основные виды деятельности;
  • сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;
  • основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки его реализации, а также информация о рисках, связанных с осуществлением проекта;
  • условия предложения о привлечении инвестиций;
  • права, предоставляемые владельцу токена, и порядок осуществления таких прав;
  • иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.

Инвестиционный меморандум должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуальным предпринимателем – эмитентом, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме.

5.

Инвестиционный меморандум, правила ведения реестра цифровых транзакций, а также иные документы, опубликование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется одновременно с публичной офертой о выпуске токенов, должны быть опубликованы не позднее, чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров, направленных на отчуждение эмитентом токенов их владельцам.

До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.

Статья 4. Особенности обращения цифровых финансовых активов

Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, которые могут совершаться на территории Российской Федерации, а также порядок и условия совершения таких сделок устанавливаются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Цифровые записи, содержащие информацию о таких сделках, должны храниться в цифровых кошельках, открытых сторонам сделки оператором обмена цифровых финансовых активов.

Сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.

Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к защите цифровых кошельков устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О цифровых финансовых активах»

Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» (далее – законопроект) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.10.2017 № Пр-2132 по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 г.

Целями законопроекта является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Для реализации поставленной цели в законопроекте вводятся определения цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закрепляется новый вид договора, заключаемого в электронной форме – смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.

Указанные определения устанавливают, что и криптовалюта, и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/ майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска.

При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Кроме того, законопроект дает определения таких понятий, как цифровая запись и цифровая транзакция, а также закрепляет правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относятся деятельность, направленная на создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).

Законопроектом предусматривается возможность совершения сделок по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. При этом возможность обмена иных цифровых финансовых активов, а также порядок и условия совершения таких сделок будут определяться Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

В целях снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении вышеуказанных сделок и обеспечения соблюдения требований законодательства о противодействии отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие виды деятельности, указанные в статьях 3, 4 и 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

  1. С целью создания условий для хранения и совершения сделок с цифровыми финансовыми активами законопроектом вводится понятие цифровой кошелек.
  2. Особое место в законопроекте занимает статья, которая устанавливает правовые основы для проведения в Российской Федерации процедуры выпуска токенов, которая в настоящее время более известна как ICO (Initial Token Offering).
  3. Указанная статья законопроекта устанавливает последовательность действий, необходимых для осуществления процедуры выпуска токенов, определяет, что выпуск токенов осуществляется на основании публичной оферты, состав сведений которой определяется законопроектом, а также закрепляет необходимость раскрытия дополнительной информации лицом, выпускающим токены.
  4. С целью обеспечения защиты неквалифицированных инвесторов законопроектом предусматривается наделение Банка России полномочием по установлению ограничения в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.
  5. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
  6. Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Читайте также:  Учебный отпуск при получении второго высшего образования

Об официальном отзыве Правительства на законопроект о цифровых финансовых активах

21 апреля 2018 09:00

Законопроектом предусматривается определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в России, а также регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путём размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

Проект
федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах» внесён депутатами
Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом
Совета Федерации Н.А.Журавлевым.

Законопроект направлен на определение статуса цифровых
технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из
обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в
Российской Федерации, а также регулирование публичного привлечения денежных
средств и криптовалют путём размещения токенов по аналогии с регулированием
первичного размещения ценных бумаг.

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен
представленный проект федерального закона.

Статьёй 1 законопроекта предусмотрено, что им
регулируются отношения, возникающие при осуществлении и исполнении обязательств

по смарт-контрактам, однако в законопроекте это не отражено. В связи с этим
Правительство считает необходимым предусмотреть соответствующие положения в
законопроекте.

В статье 2 законопроекта даётся определение
цифровых финансовых активов, одним из которых является криптовалюта. При этом
законопроект не содержит регулирования правоотношений, возникающих в связи с
оборотом криптовалюты, что может повлечь трудности правоприменительной
практики.

В соответствии с указанной статьей законопроекта
майнингом признаётся деятельность, направленная на создание криптовалюты
и (или) валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.

При этом майнинг признаётся предпринимательской деятельностью в случае, если
лицо, которое его осуществляет, в течение трёх месяцев подряд превышает лимиты
энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.

Правительство считает, что деятельность, направленная
на создание криптовалюты, может не быть напрямую связана с формированием
реестра транзакций, а заключаться в предоставлении энергетических, технических
мощностей, в том числе площадей, на которых размещается необходимое для
майнинга оборудование, в связи с чем такая деятельность не может быть отнесена
к майнингу. С учётом изложенного Правительство полагает необходимым уточнить
определение предлагаемого понятия «майнинг».

  • Правительство считает целесообразным расширить
    перечень критериев, на основании которых субъект может быть признан лицом,
    осуществляющим майнинг, поскольку показатель энергопотребления не даёт
    однозначного основания для такого вывода.
  • Учитывая, что законодательством Российской Федерации
    не регламентированы вопросы налогообложения цифровых финансовых активов и
    сделок, совершаемых с ними, Правительство считает необходимым внести
    соответствующе изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и
    сборах.
  • С учётом того, что согласно абзацу второму
    статьи 2 законопроекта цифровой финансовый актив – это имущество в
    электронной форме, Правительство считает необходимым регламентировать вопросы
    бухгалтерского учёта в данной части.

В статье 2 законопроекта закрепляются понятия токена и
криптовалюты, однако из предложенных определений этих понятий не представляется
возможным определить их соотношение между собой. Из положений законопроекта
нельзя установить, каким образом регулируется их первичная эмиссия.

Положения законопроекта, а также пояснительная записка
к нему не содержат обоснования введения ряда ограничений, налагаемых на
резидентов Российской Федерации. Так, с учётом положений статьи 3 законопроекта
резиденты Российской Федерации не могут инвестировать в цифровые финансовые
активы в иностранных юрисдикциях. При этом подобное ограничение представляется
неоправданным.

Одновременно с этим Правительство отмечает, что
согласно положениям статьи 4 законопроекта цифровой кошелёк открывается
оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур
идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию
терроризма».

Таким образом, вводится ограничение для участия
иностранных инвесторов, а также значительно затрудняется возможность участия
российских инвесторов и эмитентов в обороте токенов. Учитывая данное
обстоятельство, Правительство предлагает предусмотреть в законопроекте
возможность проведения оператором обмена цифровыми финансовыми активами упрощённой
идентификации дистанционным способом.

Правительство считает целесообразным дополнительно
урегулировать вопрос, связанный с правом иностранных инвесторов перечислять криптовалюты
на кошелёк эмитента в обмен на токены российского эмитента. Подобная мера
позволит повысить инвестиционную привлекательность российских проектов.

  1. В статье 2 законопроекта указывается, что
    цифровой финансовый актив – это имущество в электронной форме, созданное с
    использованием криптографических средств.
  2. Предложенное законопроектом определение не позволяет
    выделить его из числа других объектов, создаваемых с использованием средств
    криптографической защиты информации, таких как сертификаты усиленной
    квалифицированной электронной подписи, сессионные ключи, вырабатываемые в
    процессе установления соединений при реализации протоколов обмена информацией в
    информационно-телекоммуникационных сетях.
  3. Правительство указывает на целесообразность дать в
    законопроекте оценку статусу цифрового финансового актива как имущества в
    электронной форме с учётом принятого в гражданском праве Российской Федерации
    подхода, относящего аналогичные объекты права к категории имущественных прав.
  4. В абзаце четырнадцатом статьи 2 законопроекта
    слово «обязательств» необходимо заменить словом «обязанностей», поскольку
    договором является соглашение лиц об установлении, изменении или прекращении
    гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского
    кодекса Российской Федерации).

Правительство указывает, что представляется
необходимым предусмотреть обязательный контроль за операциями по обмену
криптовалюты на валюту Российской Федерации или иностранную валюту в сумме,
равной или превышающей 600 тыс.
рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Вместе с тем отсутствие механизма установления
собственников цифровых финансовых активов и лиц, ответственных за
функционирование систем цифровых финансовых активов, не позволит
противодействовать криминализации данной сферы и использованию названных
активов в противоправных целях, а также обеспечить защиту соответствующих прав
собственности.

Также Правительство отмечает, что предлагаемые
законопроектом определения используемых в нём понятий необходимо
скорректировать с технической точки зрения.

Кроме того, необходимо соотнести положения
законопроекта, регулирующие особенности выпуска токенов, с положениями
законопроекта №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую
Гражданского кодекса Российской Федерации», внесённого депутатами
Государственной Думы В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, Д.В.

Сазоновым и
другими, и с положениями законопроекта №419090-7 «Об альтернативных
способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», внесённого депутатами
Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом
Совета Федерации Н.А.

Журавлевым, а также дополнительно проработать положения
законопроекта с учётом нецелесообразности излишнего регулирования
гражданско-правовых отношений.

Правительство Российской Федерации поддерживает
законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с
указанными замечаниями.

Госдума приняла закон о цифровых финансовых активах

МОСКВА, 22 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем чтении закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте. Документ инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Госдума приняла законопроект в первом чтении 22 мая 2018 году, с тех пор он был существенно переработан.

В принятой редакции закона дается определение цифровой валюты. Так, цифровой валютой признается совокупность электронных данных, которые могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации или иностранного государства, а также в качестве инвестиции.

При этом цифровая валюта не может быть использована для оплаты каких-либо товаров и услуг.

Цифровые финансовые активы (ЦФА), согласно закону — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске ЦФА.

Граждане смогут приобрести цифровые финансовые активы (так называемые токены) в кредитных организациях, но только если они были выпущены в рамках российского законодательства, отмечал ранее Анатолий Аксаков.

Если токен был выпущен не в рамках российского законодательства, то его приобрести в российской кредитной организации будет нельзя.

Цифровые активы, выпущенные вне российского права, россияне также смогут приобрести, но только на иностранных площадках, указывал Аксаков.

Организовать выпуск, куплю — продажу, а также учет цифровых активов будет возможно в рамках специальных информационных системах, которые, как и их операторы, должны соответствовать российскому законодательству и быть включены в соответствующий реестр, который будет вести Банк России. При этом у ЦБ будет право определять признаки цифровых активов, которые будут доступны только квалифицированным инвесторам.

Устанавливаются правила выпуска и обращения цифровых финансовых активов.

Выпуск ЦФА осуществляется на основании решения о выпуске таких активов, которое должно содержать обязательные сведения (определяется перечень таких сведений), составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выпускающего ЦФА, отражает вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, должно быть размещено в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения всех обязательств лица, выпустившего ЦФА. Решение о выпуске таких активов может быть адресовано неопределенному кругу лиц (является публичной офертой) либо определенному кругу лиц (обязательно для ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного АО).

Полномочия ЦБ

Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА.

ЦБ сможет устанавливать дополнительные требования к операторам информационных систем, к деятельности операторов обмена ЦФА (включая требования к организации обращения ЦФА, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности).

ЦБ также будет определять, какие ЦФА сможет приобретать только квалифицированный инвестор, а какие — неквалифицированный инвестор в пределах установленной Банком России суммы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *