В 2019 году произошли значительные изменения в пункте Жилищного кодекса РФ, касающегося вывоза твердых коммунальных отходов из частных домовладений.
Если до недавнего времени владелец загородного дома мог самостоятельно утилизировать отходы, отвозя их, к примеру, на полигон или сжигая, то с января этого года вывоз ТКО стал коммунальной услугой, оплачивать которую обязан каждый собственник жилья.
Новые правила вывоза отходов индивидуальных домовладений
Новая коммунальная услуга для владельцев частных домов — вывоз мусора
Обязанности по вывозу и утилизации мусора из частного сектора ложатся на плечи региональных операторов. Оператор – их может быть один или несколько в зависимости от потребностей населения – выбирается на конкурсной основе, а его услуги тарифицируются в соответствии с местным законодательством.
Согласно федеральной программе обращения с ТБО, региональный оператор должен обеспечивать:
- сбор,
- транспортировку,
- обработку,
- сортировку,
- утилизацию,
- обезвреживание,
- захоронение твердых бытовых отходов.
Согласно новым правилам, регламентирующим вывоз мусора из частного дома, все домовладения должны быть оборудованы или иметь доступ к специальным площадкам с контейнерами для сбора мусора. Также необходимо отметить, что согласно закону №89-ФЗ, собственник жилья не вправе уклоняться от оплаты данной коммунальной услуги, даже на основании того, что мусор он утилизирует самостоятельно.
Этот пункт стал настоящим камнем преткновения между владельцами частных домов и жилищно-коммунальными службами, так как многие собственники отказывались платить, предпочитая сортировать и утилизировать ТКО с собственных участков самостоятельно. Однако закон в данном вопросе на стороне ЖКХ, и при неуплате за услугу вывоза ТКО сумма может быть взыскана в судебном порядке.
Правила предусматривают для собственников право выбора схемы вывоза и утилизации ТКО из частного сектора.
Традиционная схема – все отходы относятся собственником к близлежащей площадке сбора мусора и складируются в предусмотренные для этого контейнеры. Данная схема имеет ряд минусов, в числе которых невозможность отслеживать, кто именно заполняет мусорные баки, а также возможность для нерадивых собственников сваливать на контейнерные площадки строительный мусор, не имеющий отношения к ТКО.
Традиционный сбор мусора
Индивидуальная схема сбора мусора
Индивидуальная схема – каждый собственник жилья самостоятельно выставляет возле дома пакеты или бачки с мусором, которые впоследствии забирает специальная машина. Такая схема используется в том случае, если нет места для оборудования специальной площадки или её создание нецелесообразно. Также оставление мусора в пакетах и коробках может привлекать диких животных и птиц.
Обязательно ли заключать договор
С момента заключения соглашения между исполнительным органом субъекта РФ и выбранным на конкурсной основе оператором, осуществляющим операции с ТКО частных и иных землевладений, последний должен разослать собственникам жилья бланки договора на оказание услуг. Однако, даже если они не подписаны, с начала фактического исполнения оператором своих обязанностей, услуга считается оказанной и стоимость ее включается в счет уплаты жилищно-коммунальных услуг.
Если же в конкретном субъекте договор между исполнительным комитетом и оператором не заключен, собственник вправе сам выбрать организацию с лицензией на вывоз ТКО, и заключить с ней договор на оказание этой услуги.
Если региональный оператор не оказывает услугу по вывозу отходов, оказывает ее не в полном объеме или качество услуг не соответствует требованиям законодательства, собственник имеет право обратиться с жалобой в Роскомнадзор и в районные отделы Прокуратуры.
Как заключить договор на вывоз отходов из частного домовладения
Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:
- Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
- Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
- Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
- Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
- Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
- Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
- Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
- Место и время заключения договора.
- Подписи всех сторон.
Образец договора на вывоз ТБО (стр. 1)
Образец договора на вывоз ТБО (стр. 2)
Образец договора на вывоз ТБО (стр. 3)
Согласно новому закону, назначенный на конкурсной основе оператор по вывозу ТКО обязан представить точную схему размещения пунктов сбора мусора в органы местного самоуправления, и доступ к этой схеме с указанием характера и объема мест для складирования с целью ознакомления имеет право любой собственник жилья. Этот пункт создан с целью контроля и недопущения образования стихийных свалок и несанкционированной утилизации отходов.
Какой должна быть плата за вывоз мусора
Сказать точно, сколько будет стоить услуга по вывозу ТКО из частного сектора не представляется возможным:
- в каждом отдельно взятом регионе РФ действуют свои тарифы на услуги ЖКХ,
- тарифы могут изменяться из-за изменения экономической ситуации в регионе и в стране в целом.
Стоимость услуги необходимо уточнять собственнику либо в органах исполнительной власти, либо у организации-оператора. Администрация региона (города, поселка или иного типа поселения) также оставляет за собой право устанавливать схему тарификации услуги: оплата с каждого проживающего, с квадратного метра или с одного домовладения.
Юридические нюансы
Сжигание мусора не освобождает от оплаты
Тарификация и оплата вывоза мусора из частного домовладения, как и любой другой услуги, имеет свои нюансы:
- Отсутствие мусора, а также тот факт, что в доме длительное время никто не проживает и вывезти ничего не нужно, не является поводом для неоплаты оказанной услуги.
- Даже если вы не заключили договор, а услуга по факту была оказана, оплачивать её необходимо согласно местному тарифу.
- Даже если в частном доме никто не прописан, плата взимается с собственника жилья.
- Если услуга была оказана в неполном объеме или ненадлежащем качестве, оплату произвести необходимо, но затем следует обратиться с жалобой в УК для произведения перерасчета.
Сжигание мусора, веток и листьев на участке является нарушением закона о противопожарной безопасности и не избавляет владельца от необходимости оплаты.
Как сократить объемы мусора
К сожалению, нововведения в законодательстве никак не поощряют собственников загородного жилья уменьшать объёмы вывозимого мусора, а также желание сортировать мусор и отвозить его в пункты переработки.
Однако в силах любого сознательного гражданина заботиться об экологии места его проживания, в том числе и путем сокращения потенциального объема бытовых отходов.
Есть несколько способов уменьшить количество производимого мусора:
- Пищевые отходы, правильно отобранные и измельченные, могут быть использованы в качестве корма для животных подсобного хозяйства.
- Сухие листья, трава, пищевые отходы могут быть переработаны в компост и служить удобрением для растений на приусадебном участке.
- Спиленные деревья, измельченные в опилки, могут служить в качестве мульчи и укрывного материала для посадок.
- Возобновляемый мусор – бумага, пластик, металлический лом – принимается во многих субъектах в пунктах вторсырья, в отдельных случаях за сбор и сортировку мусора предусмотрено вознаграждение.
Пищевые отходы и листья могут стать хорошим удобрением
Изменения в жилищном законодательстве РФ относительно вывоза и утилизации мусора из частных домов вступили в силу с января этого года, сделав оплату данного вида услуг обязательной для каждого владельца загородного жилья или участка, что далеко не всеми собственниками воспринимается положительно. Тем не менее, в силах каждого следить за качеством их выполнения. При ненадлежащем исполнении назначенной организации своих обязанностей, собственник имеет право на перерасчет или расторжение договора.
Вам также может понравиться
Закон о мусорной реформе: изменение платы за вывоз отходов
Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора
Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться.
С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.
Неразбериха на контейнерной площадке
Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний.
Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом.
Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.
Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.
Обращение с отходами компаний и ИП
Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.
Суть мусорной реформы
Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации.
Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации.
Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.
Тарифы на вывоз мусора
Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.
Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.
Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.
Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание
Убирать мусор с площадок накопления отходов теперь обязан региональный оператор. А вот обеспечить исправное состояние оборудования – собственник земельного участка, на котором она расположена. То есть площадки многоквартирных домов содержат собственники помещений, а площадки на городских улицах ремонтирует муниципалитет. Содержание и уборка мусоропровода, камеры сбора мусора, по-прежнему обязанность ЖЭКа. Это внутридомовое оборудование и контейнера выкатывают на площадку для загрузки в мусоровоз. А вот место загрузки обязан убрать оператор по вывозу отходов. Для этого, вместе с водителем, в каждом мусоровозе присутствует рабочий. Количество контейнеров на площадке и периодичность вывоза региональный оператор определяет самостоятельно, с учетом санитарных норм. Все площадки должны быть зарегистрированы в единой базе.
Есть решения и в отношении организации раздельного сбора отходов.
Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона
Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
Вывоз бытовых отходов по правилам 2020-2021
|
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.
С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст.
24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.
За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.
Как работает региональный оператор?
Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):
- прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
- транспортировка мусора;
- обработка, обезвреживание и захоронение отходов.
Откуда вывозится мусор?
Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).
Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения. Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора.
Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).
Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ.
Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке.
В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).
Когда вывозится?
Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00.
В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).
Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).
Должны ли вывозиться листья?
Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89).
В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату.
Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.
Должен ли вывозиться строительный мусор?
Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора.
Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку.
Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.
С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89).
Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ.
Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.
Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.
С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).
Как теперь платить?
С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.
Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м3 отходов.
В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м2 жилой площади).
Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля.
Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.
Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Закон о Мусорной реформе с 1 января | Вывоз мусора "по закону" в 2020
С 1 января 2019 года на всей территории России была проведена мусорная реформа. В каждом регионе должен был быть выбран оператор, отвечающий за вывоз мусора, его переработку и утилизацию. Также в каждом регионе страны должен был быть пересмотрен тариф на вывоз мусорных отходов.
О необходимости изменения законодательства
Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.
Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки.
Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране.
Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.
Для таких регионов дана отсрочка. Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора.
Суть закона
Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.
Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.
Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».
Важные моменты Закона
В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы.
Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования.
К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.
Договор
Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».
В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах.
Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.
Уборка свалок
В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.
Мусоропровод
В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.
Содержание контейнеров и площадок
С 1 января 2019 года в каждом регионе будет введен реестр всех контейнерных площадок, расположенных на муниципальных территориях, за этим будут следить местные власти. Также ними нужно будут согласовывать размещение площадок для сбора мусора. А ответственность за содержание таких площадок остается в ведомстве управляющих организаций.
О тарифах и их формировании
Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:
- По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
- Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.
В том случае, если жильцы выбрали вариант по раздельному сбору мусора, то и в тарификации это должно быть прописано.
Для этого дополнительно должны быть обустроены специальные площадки с определенными контейнерами, позволяющими осуществлять раздельный вывоз ТКО. Такой вариант будет более экономным для жильцов, так как расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из общих объемов вывезенного мусора.
Также реформа коснулась жителей сельской местности, но платить они должны только в том случае, если для вывоза мусора созданы все необходимые условия.
То есть установлено необходимое количество контейнеров, отходы вывозятся в соответствии с определенным графиком.
Например, в Томской области для сельских жителей с 1 апреля 2019 года был пересмотрен тариф, который начал действовать с января, так как для многих сельчан он оказался непомерным, и его пришлось регулировать местным властям.
Кому платить
После определения регионального оператора плату за вывоз мусора жильцы также будут вносить в организацию, занимающуюся управлением дома.
В том случае, если жильцы не выбрали для себя форму управления или по каким-то причинам расторгли договор с управляющей или иной компанией, деньги нужно будет отдавать уже непосредственно самому региональному оператору.
В том случае, если это дачный или садовый участок, людям придется платить и за вывоз мусора на этой территории.
Если вы прописаны на даче, то расчет будет производиться согласно определенным нормам. В том случае, если на даче никто не прописан, сумма оплаты будет рассчитываться, исходя из общего объема вывезенного мусора.
Что будет если не платить/не заключать договор
Если жильцы не будут оплачивать квитанции, выставленные им за вывоз мусора, то здесь будет действовать общее правило — накопление пени и образование задолженности.
При неоплате услуги региональный оператор вправе подать в суд на собственников жилья.
При этом все льготы, которые действуют на оплату других коммунальных услуг, будут сохранены в обычном порядке, согласно условиям предоставления льготы.
Принят закон о переходном периоде реализации «мусорной» реформы
Как отмечается в пояснительной записке к закону, в настоящее
время в субъектах РФ — городах федерального значения сейчас сложная ситуация в области
обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В соответствии с № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных
пунктов запрещено.
Таким образом, размещение объектов захоронения отходов на территории субъектов РФ — городов федерального значения невозможно.
В то же время объекты захоронения отходов, расположенные на территории соседних субъектов РФ, зачастую переполнены и подлежат закрытию, а создание новых объектов в таких субъектах РФ затруднено из‑за высокой
плотности населения.
По мнению авторов закона, единственным выходом из сложившейся ситуации является создание современных высокотехнологичных объектов
обращения с отходами. Но на реализацию этой задачи от стадии оформления
подходящих земельных участков до ввода в эксплуатацию потребуется до 3 лет.
Потому
построение долгосрочного прогноза развития отрасли, являющегося определяющим
фактором при расчете стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО
регионального оператора, не представляется возможным.
При этом в соответствии с действующим законодательством обязанность по началу деятельности регионального
оператора по обращению с ТКО и оказания коммунальной услуги по обращению с отходами
наступает не позднее 1 января 2019 года.
- Согласно принятому закону, если выбранный по конкурсу
региональный оператор после 1 января 2019 года по каким‑либо причинам откажется
от исполнения контракта, субъект РФ сможет без проведения конкурсных процедур
на один год выбрать другого оператора на своей или соседней территории или же
возложить обязанности оператора на действующие унитарные предприятия, имеющие
лицензию на обращение с отходами. - Если ни один из перечисленных вариантов не возможен, регион будет вправе временно продолжить работу с мусором в том
формате, который действовал до наступления 2019 года. - Для того чтобы избежать резкого скачка тарифов за вывоз
мусора, где главная составляющая — это транспортные расходы, закон разрешит
регионам по согласованию с Правительством в течение четырех лет использовать
действующие полигоны, но при условии, что они не представляют угрозы для
экологии и здоровья людей.
Представляя закон на пленарном заседании, Председатель Комитета
по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов подчеркнул, что
речь не идет о переносе реформы и тем
более об ее отмене.
«Основные положения реформы обращения с отходами вступают в силу с 1 января, и никто от этого отступать не собирается», — отметил депутат, добавив, что региональные операторы практически во всех регионах
выбраны, а тарифы установлены.
По его словам, принятый закон – это страховка, «причем не для губернаторов, а для граждан, потому
что люди не должны становиться заложниками возможного мусорного коллапса,
который мог бы случиться в нескольких регионах страны, если бы мы с вами не подготовили этот закон».
Заместитель
Председателя Государственной ДумыОльга
Тимофеева рассказала, что «фактически реформа снова «забуксовала».
Государственной
Думе пришлось вводить переходные положения для неготовых к реформе регионов.
Просто потому, что есть риск, что в ряде территорий в январе произойдет
мусорный коллапс: никто не приедет и не вывезет мусорные баки. Все эти поправки – это реакция на сигналы с мест».
Как отмечал член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, «в изначальной редакции он касался только городов
федерального значения, где в полном объеме действие закона переносится на 1 января 2022 года. Закон сложный, но необходимый.
С нашей точки зрения, надо
решать мусорную проблему, но здесь главное вместе с мусором не выбросить и содержание, то есть не вызвать ситуацию коллапса, ситуацию непомерной нагрузки
на граждан.
И поэтому для федеральных городов, у которых это наиболее проблемно,
мы переносим окончательные сроки на 1 января 2020 года.
Ко второму чтению
появились определенные страховые механизмы и для других территорий, чтобы можно
было решать вопрос при отсутствии назначенного оператора и чтобы там тоже не возникла проблема (надеюсь,
что этого не произойдет) в январе следующего года».
Напомним, в Послании Федеральному Собранию Президент РФ
Владимир Путин заявил о необходимости решить проблему свалок в стране.
Закон о вывозе мусора в 2019 году
В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности.
Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети.
В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.
Основные понятия
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
-
– ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.
ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д.
, образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
-
– в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами.
Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.
Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО.
Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так.
Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.
Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года
Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно.
В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.
Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.