Федеральный закон №408 «о следственном комитете рф»: изменения в 2019 году

9%

Федеральный закон №408 Пираты XXX века

Долгожданная новая книга из популярного цикла о русских космических диверсантах.

Империя вновь наносит сокрушительный ответный удар! Звездные Горностаи, ветераны российского диверсионного спецназа Песец, Лось и Рысь, по личной просьбе своего императора снова оказываются на острие атаки.   Теперь им противостоят беспощадные расисты из звездного скопления Кабестан, обращающие в рабство людей с…

Издательство: АСТ Дата выхода: январь 2019

10%

Федеральный закон №408 Дачный участок с нуля. С чего начать?

Эта книга — практическое подробное руководство по планировке посадок на участке с нуля, где кроме дома и стоянки для машин будут мощеные дорожки, площадки для отдыха, водоем и теплицы.

Автор поэтапно рассматривает освоение всех дачных уголков, с учетом любых мелочей: от размера участка до его почвенных и ландшафтных особенностей.

Благодаря выигрышным вариантам планировки ваши цветы и другие…

Издательство: Эксмо Дата выхода: февраль 2018

Федеральный закон №408 Грамматика норвежского языка

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного филолога, крупнейшего специалиста по скандинавским языкам и общему языкознанию М.И.

Стеблин-Каменского (1903—1981), посвященная грамматике норвежского языка.

  В настоящей книге под норвежским языком подразумевается риксмол — одна из двух взаимодействующих между собой форм литературного языка, которые различаются в основном фонетическим…

Издательство: URSS Дата выхода: август 2018

12%

Федеральный закон №408 Кот по имени Боб

«Кот по имени Боб» — написанная специально для детей Джеймсом Боуэном версия мирового бестселлера «Уличный кот по имени Боб». Книга про дружбу кота и музыканта основана на реальных событиях.

Общий тираж составил более 3 миллионов экземпляров, книга переведена на 30 языков мира.

    Эта трогательная и жизнеутверждающая история рассказывает о том, как рыжий кот оказался на улице, как скитался и встретил,…

Издательство: АСТ Дата выхода: август 2017

Принят закон о едином Следственном комитете

Федеральный закон №408

  • Госдума приняла в третьем, окончательном чтении президентский закон о создании Следственного комитета РФ.
  • Законодательная инициатива президента направлена на разграничение функций прокурорского надзора и предварительного следствия и создание самостоятельного госоргана — Следственного комитета РФ (СК), сообщает «Интерфакс».
  • Определяется, что СК является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с законодательством РФ.
  • Закон «О Следственном комитете РФ» принят в пакете с двумя другими, которые вносят изменения в ряд законодательных актов и федеральных конституционных законов в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия.

Согласно закону, президент РФ руководит деятельностью СК, утверждает положение о нем, устанавливает его штатную численность. В нем определены задачи СК, принципы и организация деятельности, порядок прохождения службы, правовое положение, материальное и соцобеспечение работников, особенности организации военных следственных органов, а также финансовое и материально-техническое обеспечение.

  1. Главой СК РФ является его председатель, который назначается на должность и освобождается от нее президентом РФ.
  2. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
  3. Кроме того, прокуроры наделяются правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователей о приостановлении или прекращении уголовных дел, а также об отказе в возбуждении уголовных дел.

Установлено право сотрудников СК РФ беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами госвласти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам. Сотрудники СК РФ могут это делать при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством РФ, и в целях проверки находящихся у них в производстве сообщений о преступлениях или расследования уголовных дел.

  • Они могут требовать от руководителей и других должностных лиц данных учреждений и организаций предоставить необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения.
  • Предусматривается также, что сотрудники СК РФ вправе входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление.
  • Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществления других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

Устанавливается право руководителя и других должностных лиц СК присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ. Закрепляется право на постоянное ношение и хранение работниками СК боевого ручного стрелкового оружия, предназначенного для личной защиты, и спецсредств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ.

Оговаривается, что сотрудники СК в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений.

Предельный возраст пребывания на службе в СК РФ — 65 лет. Он может быть продлен до достижения сотрудником 70 лет по решению руководителя следственного органа.

  1. Одним из оснований увольнения сотрудника со службы в СК является отказ от представления сведений или представление заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
  2. При назначении на должность сотрудник СК принимает присягу, в которой торжественно клянется, в частности «дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции Следственного комитета РФ».
  3. Все три закона вступают в силу с 15 января 2011 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок. 

Как уже писали «Актуальные комментарии», идея объединения следствия в одном ведомстве обсуждалась не один год. Одним  из ее сторонников является председатель СКП Александр Бастрыкин. Так, в  интервью «Российской газете» он отмечал, что с создание единого следственного органа значительно повысит управляемость следствия по всей стране.

«Будут преодолены межведомственные барьеры, неизбежно возникающие при альтернативной подследственности. Сократится сокрытие преступлений и мы получим отчетливую картину криминогенной обстановки в стране, — сказал Бастрыкин.

— При этом удастся избежать обвинительного уклона, нередко свойственного следователям в зависимости от принадлежности ведомств, в которых они сейчас работают».

23 сентября на  совещании по вопросам правоохранительной  деятельности президент России Дмитрий Медведев объявил, что на базе СКП будет создан СК.

Он пояснил, что органы следствия других ведомств, в том числе МВД, пока останутся самостоятельными. Однако президент не исключил, что в дальнейшем могут быть приняты другие решения.

«Главное — не нарушить существующий баланс», — уточнил глава государства.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, 7 сентября СКП России отметил три года со дня своего образования. За это время сотрудники Комитета расследовали около 600 тысяч дел по наиболее тяжким видам преступлений — убийствам, изнасилованиям, должностным преступлениям. Около половины расследовавшихся дел были направлены в суд.

Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека, член Общественной Палаты РФ:

Безусловно, нам нужна сильная следственная структура. Разговоры о ней ведутся ещё с 70-х годов. Это было, в принципе, в планах реформирования правоохранительной структуры.

Но тем не менее в тот период не удалось осуществить. Многие правоведы и эксперты в последние годы снова настойчиво повторяли эту идею.

Действительно, у нас очень много проблем по качеству следствия, по его независимости, его компетентности.

У нас, как у правозащитников, очень много жалоб на органы следствия.

Это заказные процессы по устранению неугодных конкурентов в бизнесе, это бездоказательные, тенденциозные мероприятия следственных органов, это люди, которых прячут в следственные изоляторы и выбивают из них жесточайшими способами признательные показания, тем самым, зачёркивая им дальнейшую перспективу, калечат морально и нравственно.

При следственном комитете должен работать очень серьёзный общественный совет, состоящий из правозащитников, правоведов, специалистов, экспертов.Только профессионалы, люди, которые смогут ставить перед руководством следственного комитета острые вопросы…

Кроме того, я думаю, должны быть развиты системы связи с гражданами.

Читайте также:  Порядок и сроки рассмотрения кассационной жалобы по гражданскому делу

То есть любой гражданин, который считает, что его права нарушены, что необоснованно возбуждено дело, недозволенные приёмы расследования, нарушение его прав и свобод… Должны быть созданы «горячие линии».

Любой гражданин может обратиться к руководству либо на федеральном уровне, либо на региональном и пожаловаться на ущемление его прав и свобод.

Во всех нормативных актах, документах, законе о следственном комитете должна быть прописана очень жёсткая ответственность представителей следственных органов за злоупотребление своим положение, за участие в коррупционных схемах. В случае подтверждения жалоб граждан, эти люди должны проститься со своими погонами.

Федеральный закон №408

Следствие без надзора. вступил в силу закон о следственном комитете рф

2011-01-25T12:00:00+04:00

В минувшую пятницу вступил в силу закон о Следственном комитете России. Теперь это ведомство отделено от прокуратуры и подчиняется напрямую президенту. Некоторым аналитикам новое ведомство напомнило «русскую версию ФБР». Другие склонны опасаться, что без должного контроля ведомство выродится в современную версию опричнины. А что реалдьно изменится в работе комитета?

Надзор отдельно от следствия

Пока МВД лишь только приступает к самым болезненным стадиям реформы, пока милиционеры гадают, пойдет ли руководство на кардинальный «ребрендинг» ведомства, прокуратура уже практически закончила преобразования. Причем, без особого шума и громких дебатов.

Три года назад, в сентябре 2007 года вместо одной прокуратуры заработало как бы две: «обычная» прокуратура и следственный комитет при ней.

Как оказалось, идея разделения прокуратуры на надзорную и следственную половины была спущена с самого верха – а именно от прокурора Юрия Чайки.

Еще заступая на должность генпрокурора, он обозначил намерение придать следственным органам больше полномочий и независимости.

Следственным комитетом (СК) при прокуратуре было поручено расследование самых значимых и резонансных дел: преступления, совершенные чиновниками, военнослужащими, милиционерами, а также посягательства в отношении них. Плюс, расследование тяжких и особо тяжких преступлений: в том числе убийств, изнасилований, терроризма, массовых беспорядков.

Как рассказал на состоявшейся 14 сентября 2010 года пресс-конференции руководитель астраханского следственного управления Сергей Бобров, за три года ведомство расследовало 383 уголовных дела о преступлениях только лишь коррупционной направленности.

Причем под следствие попали в том числе два областных министра, 12 депутатов и 12 глав муниципалитетов, 180 сотрудников УВД.

На старте самостоятельности

И вот теперь, после трехлетнего «пробного» периода, произошло окончательное разделение прокуратуры и СК. В минувшую пятницу 15 января глава государства подписал закон «О Следственном комитете РФ». Ведомство избавилось от приставки «при прокуратуре РФ» и перешло в непосредственное подчинение президента.

Что же еще изменится в деятельности комитета?

Кое-кто из аналитиков, комментируя новый закон, сетует на чрезмерные полномочия, приписанные СК. Дело в том, что, в отличие от нашумевшего закона «О полиции», создание закона о следственном комитете проходило без широкой огласки. Более того, писали проект как раз комитетчики.

Депутат ГД РФ Александр Гуров – силовик со стажем – сказал:

— Когда проект поступил в Госдуму, я прочитал его, и он мне в целом понравился, но там присутствовали такие перлы ― хоть святых выноси. Там даже не было ссылки, что СК действует на основе Конституции. То есть, работаем, ребята, как Бог на душу положит.

Там не было определено и место в системе органов правоохранительных. И это еще не самое страшное.

В одном из положений, которые определяют права и обязанности сотрудников СК, говорилось, что следователь, предъявив личное удостоверение, может зайти в любое здание и помещение, вне зависимости от формы собственности, и истребовать любые документы.

Это что такое? Он приходит в банк, в милицию, берет самые секретные документы. Что называется, да хоть с похмелья встанет, пару стаканов опрокинет ― и вперед? К счастью, к моменту третьего чтения большинство этих казусов было вычищено.

Новые опричники или «русское ФБР»?

Впрочем, многие комментаторы продолжают упрекать новый закон в предоставлении излишней самостоятельности следователям. Так, упомянутая депутатом Гуровым формулировка про право доступа в любые помещения к финальной версии хоть и претерпела изменения – но не такие серьезные, как хотелось бы.

Так, для того, чтобы проникнуть во владения граждан представители СК должны иметь основания полагать, что там совершается преступление. А вот в государственные и муниципальные службы и иные предприятия и организации следователи могут входить без особых проблем. Так что описанная Гуровым опасность, например, для банков остается реальной.

Некоторые из критиков нового закона вспоминают о том, что в истории России уже были до крайности самостоятельные (читай, «бесконтрольные») ведомства, такие как НКВД или, например, опричники Ивана Грозного.

Мы, конечно, надеемся, что до вывешивания на служебные авто собачьих голов дело не дойдет.

И тем не менее, есть в прямой подчиненности СК президенту что-то от сакраментального опричного «Слово и дело государево!».

Впрочем, для новой формы СК есть и другое – более лестное сравнение, изобретенное журналистами одного из про-властных изданий: «ФБР по-русски». Сходство с ведомством Э. Гувера действительно имеется. Американское бюро расследований также начиналось в 1933-1935 годах с раскрытия громких дел того времени (в частности, с дела грабителя банков Джона Диллинджера).

К тому же, поначалу следователи ФБР, как работники умственного труда, не имели права носить огнестрельное оружие (производить аресты плагалось иным ведомствам). Потом право ношения оружия у них появилось. То же самое мы наблюдаем сейчас и в случае «ФБР по-русски»…

А что Астрахань?

Хотя закон действует уже почти неделю, особых перемен в работе астраханского управления СК не замечено. Пресс-конференций по поводу смены статуса не проводилось, официальных объявлений не делалось. Даже сайт ведомства пока носит старое название – «при прокуратуре» и связан с веб-страницей коллег (теперь уже бывших) прямой ссылкой.

Такая нерасторопность в «разводе» свидетельствует о хороших отношениях, которые сложились между руководителем прокуратуры Олегом Дупаком и руководителем СУ СК Сергеем Бобровым. Для сравнения, в некоторых регионах, где руководители прокуратуры и следствия, так сказать, не сошлись характерами, разделение ведомств проходит не так гладко и тихо.

Впрочем, главных изменений следует ожидать не в форме, а в содержании. К примеру, с 1 января к ведению СК относятся налоговые преступления. Предпринимательская общественность уже сейчас начала на всякий случай перепроверять свою отчетность перед фискальными органами.

Владимир Путин предложил сделать Следственный комитет субъектом судебно-экспертной деятельности

12 марта Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект № 663034-7 о поправках в Законы о государственной судебно-экспертной деятельности и о Следственном комитете РФ.

В пояснительной записке к поправкам отмечено, что на СК РФ возлагаются не только полномочия по организации и производству ряда судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, но и функции по обеспечению их законности.

Законопроект уточняет виды судебных экспертиз, производство и организация которых будут входить в полномочия вышеуказанного ведомства.

Среди них: молекулярно-генетическая, компьютерно-техническая, видеотехническая, информационно-аналитическая, строительно-техническая, фоноскопическая, лингвистическая, финансово-аналитическая, психофизиологическая (с использованием полиграфа), почерковедческая, дактилоскопическая, баллистическая, портретная, трасологическая, физико-химическая, пожарно-техническая, экологическая, медико-криминалистическая, экспертиза холодного оружия и технико-криминалистическая экспертиза документов.

Поправки в Закон о государственной судебно-экспертной деятельности, в частности, уточняют соответствующую правовую базу, понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.

Директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин полагает, что законопроект является основанием для официального признания СК РФ как субъекта судебно-экспертной деятельности. «При образовании в 2011 г.

Следственный комитет РФ планировался как самостоятельный орган по расследованию самых сложных уголовных дел, который имел своей основной задачей оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, – отметил он.

– А судебная экспертиза для ее нужд назначалась в другие государственные судебно-экспертные учреждения и организации (СЭУ Минюста России, ЭКЦ МВД России и т. д.), а также в негосударственные судебно-экспертные организации и экспертам, имеющим специальные знания в науке, искусстве, технике иле ремесле».

По словам Павла Милюхина, тогда в СК РФ были и свои эксперты, но экспертная служба ведомства была крайне малочисленна и состояла преимущественно из экспертов-бухгалтеров, полиграфологов и компьютерно-технических экспертов, которые в основном работали в рамках проводимых проверок сообщений о преступлениях: «В данном случае осуществлялся принцип независимости: следователь ведет дело, эксперт проводит судебную экспертизу. Но такой подход не всегда оправдывал основную цель правоохранительного органа, поскольку следователям приходилось уделять много времени на поиск экспертов, проверку их квалификации, а в государственных судебно-экспертных учреждениях, кроме того, они сталкивались с большими сроками производства экспертиз».

Поправки, по мнению эксперта, позволят отнести СК РФ к федеральным госорганам, в которых могут создаваться государственные судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения.

Читайте также:  Федеральный закон №126 "о связи": изменения в 2019 году, обязанности операторов, использование радиочастотного спектра

«Уже на первом этапе планируется закрыть потребность данного ведомства в судебных экспертизах по криминалистическим и другим востребованным видам экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ», – отметил Павел Милюхин.

Он также предположил, что сроки расследования тяжких и особо тяжких преступлений должны сократиться при условии объективности и научной обоснованности проводимых судебных экспертиз, а также соответствующего надзора за этим новым видом деятельности.

Старший специалист ООО СиЭсАй Груп Олег Безик считает, что вопрос о статусе экспертных подразделений СК РФ назрел давно: «До сих пор нет четкого понимания, каким образом на них распространяется действие Закона о государственной судебно-экспертной деятельности». Согласно текущей редакции Закона о Следственном комитете РФ, последний не уполномочен осуществлять нормативно-правовое регулирование судебно-экспертной деятельности своих подразделений, хотя сотрудники указанного ведомства проводят экспертизы.

«Подразумевается, что предлагаемые изменения призваны решить эту проблему, сделав экспертно-криминалистические подразделения СК РФ полноценными государственными судебно-экспертными органами, – полагает Олег Безик.

– После их принятия судебно-экспертная деятельность в Следственном комитете будет регламентироваться не только Законом о государственной судебно-экспертной деятельности и процессуальным законодательством, но еще и Законом о СК РФ и его внутренними нормативно-правовыми актами».

Адвокат Тольяттинской коллегии адвокатов № 100 «Правовой Центр» Алексей Моторин, наоборот, считает, что комментируемый законопроект не содержит в себе хоть каких-либо значимых положений, которые могли бы повлиять на совершенствование судебно-экспертной деятельности в России. «Предлагаемые изменения призваны “закамуфлировать” предполагаемые изменения Закона о СК РФ, фактически направленные на расширение его полномочий за счет создания в данной правоохранительной структуре экспертно-криминалистических подразделений», – полагает он.

По мнению эксперта, принятие поправок создаст систему фактического контроля за назначением и производством судебных экспертиз по уголовно-правовым составам, расследование которых находится в ведении СК РФ, что неизбежно нарушит основополагающий принцип “независимости” судебного эксперта, в том числе от органа или лица, назначившего судебную экспертизу.

«В большей степени это относится к финансово-экономическим экспертизам в рамках уголовных дел по налоговым и экономическим преступлениям, и составам “экстремисткой направленности”, – отметил адвокат.

– Целесообразность создания экспертных подразделений в СК РФ тем более вызывает сомнение, учитывая наличие широкой системы действующих экспертно-криминалистических подразделений в других ведомствах, таких как МВД, Минюст, Минздрав, ФСБ».

При этом Алексей Моторин заметил, что в настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений нуждается в широком реформировании, результатом которого должно явиться их максимальное дистанционирование от судебно-следственных органов, например путем создания некой самостоятельной судебно-экспертной службы либо объединения экспертных подразделений различных ведомств на базе Минюста. «Принятие же данных поправок лишь отдалит такое необходимое реформирование и, возможно, приведет к увеличению числа уголовных дел, основанных на необъективных заключениях эксперта», – резюмировал адвокат.

Следственный комитет РФ

После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII — начала XIX веков происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.

С 1723 по 1860 годы расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы — Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. Именно с этим периодом связывают зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

В 1860 году было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением судебной модели организации следственного аппарата в России.

После Октябрьской революции институт судебных следователей упразднили. В 1918 году был образован единый следственный отдел ВЧК. С 1922 года судебная модель постепенно начала заменяться административной.

В 1927 году в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры.

Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 года постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР».

3 сентября 1928 года данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР».

Таким образом, в конце 1930-х годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 года, бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 года органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. Постановлением СНК СССР от 5 ноября 1936 года в прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года в Министерстве охраны общественного порядка (позже переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение.

При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

К 1990 году в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры — всего 9,1%.

В апреле 1990 года на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 года проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении.

Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

В 2007 году были приняты федеральные законы «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием, а следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

  • На этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся первым заместителем Генерального прокурора РФ, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.
  • Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 ФЗ председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

Председатель Следственного комитета ежегодно представляет президенту доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

  1. Основными задачами Следственного комитета являются:
  2. — оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным «законодательством» Российской Федерации;
  3. — обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  4. — осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  5. — организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  6. — осуществление в пределах своих полномочий международного «сотрудничества» в сфере уголовного судопроизводства;
  7. — разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения «законодательства» Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  8. — совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  9. — определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Читайте также:  Уведомление о заключении трудового договора — образец и правила составления

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Служба в Следственном комитете и правовое положение сотрудников Следственного комитета

Служба в Следственном комитете и правовое положение сотрудников Следственного комитета регламентируется гл. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ».

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой.Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законом О Следственном комитете РФ.

Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам РФ, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Требования, предъявляемые к гражданам РФ, принимаемым на службу в Следственный комитет

  • Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане РФ (далее — граждане), имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
  • На должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
  • На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего замещаемой должности.
  • Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:
  1. признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
  3. отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;
  4. имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в Следственный комитет или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения, данным в порядке, определенном Правительством РФ;
  5. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. вышел из гражданства РФ;
  7. имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  8. представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;
  9. не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
  10. не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Граждане, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по целевому направлению Следственного комитета за счет средств федерального бюджета, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *