Федеральный закон №126 «о связи»: изменения в 2019 году, обязанности операторов, использование радиочастотного спектра

В век информационных технологий сложно представить нашу жизнь без связи. Одним из важнейших правовых актов, регулирующих эти сферу, является федеральный закон «О связи» (ФЗ №126). Расскажем, какую роль он играет и как регулирует предоставление коммуникационных услуг.

Суть закона

Правовой акт принят в 2003 году, с этого времени он регулирует отношения, связанные с вводом в действие и использованием коммуникационных сооружений и сетей радиочастотного спектра, оказанием услуг почтовой и электросвязи.

Пять основных целей закона:

  • создать условия для развития современных технологий;
  • защищать интересы пользователей коммуникационных услуг;
  • обеспечить честную конкуренцию на рынке;
  • контролировать радиочастотные ресурсы;
  • помогать работе органов правопорядка, обороны и безопасности.

Он действует и за пределами страны, если операторы работают на территориях, подведомственных РФ. Отношения, которые не входят в сферу действия ФЗ №126, регулируются другими правовыми актами.

Сфера связи регулируется комплексно. Законодательство в этой области состоит из Конституции, международных договоров, постановлений Правительства, распоряжений президента. Применяются нормы международного соглашения, если ФЗ «О связи» устанавливает иные правила.

Кто владеет коммуникационными средствами

  • Объекты связи могут находиться в федеральном, региональном, муниципальном, частном владении или принадлежать юридическим лицам.
  • Изменение формы владения разрешено, если оно не ухудшит качество услуг и права пользователей.
  • Структура и состав объектов утверждаются в процессе планирования развития населенных пунктов. Выделяют следующие виды объектов связи:
  • линейно-кабельные сооружения;
  • помещения для размещения коммуникационных средств;
  • мощности для стабильной работы системы.

Госорганы обязаны содействовать созданию новых объектов для коммуникационных организаций. Агенты заключают соглашения с владельцем инфраструктур, где определяется порядок ее использования. За неисполнение контракта предусмотрена ответственность. Так, если объект становится непригодным для эксплуатации, то контракт расторгается через суд.

Какие возможности дает закон

Правовой акт регулирует порядок заключения договора с операторами. Абоненты должны предоставить свои реальные паспортные данные, а оператор обязан эту информацию проверить. Сейчас интернетом пользуется почти каждый, и зачастую пользователи недовольны качеством услуг. Правительство утверждает правила взаимодействия пользователей и операторов:

  • права и обязанности сторон;
  • расчеты по договору;
  • порядок направления претензий;
  • ответственность сторон.

Многие абоненты безумно устали от бесконечных рассылок. ФЗ №126 защищает их права: отправка сообщений допускается только при наличии их одобрения. При возникновении разногласий оператору придется доказывать, что пользователь услуги действительно согласился на рассылку. Если одобрения не было, действия оператора признаются незаконными.

Шесть основных прав абонентов:

  • получение качественной связи, соответствующей требованиям лицензий и технических регламентов;
  • сохранение мобильного номера в случае перехода к другому оператору в том же регионе;
  • информирование о порядке обслуживания сторонними лицами в случае их подключения оператором;
  • свободный доступ инвалидов к почтовым отделения и салонам связи;
  • бесплатное получение информационного обслуживания;
  • бесплатный просмотр основных телевизионных и радиоканалов.

Оператор связи не вправе самовольно изменять список транслируемых каналов. Любые перемены обязательно согласовываются с вещателем.

Федеральный закон №126

Изменения в законе

Коммуникационные технологии развиваются стремительно, и правовое регулирование должно за ними успевать. Поэтому в ФЗ №126 неоднократно вносились коррективы. Статья 12 была дополнена важным пунктом. Правительство должно следить за подготовкой и эксплуатацией ресурсов единой электросвязи РФ, от которых зависит работа критически важных объектов.

Контроль над использованием коммуникационных сетей усилился. Операторов обязали прекратить оказание услуг в случае получения запроса оперативно-розыскных структур или контролирующих органов. Запрос поступает в ситуациях расхождения информации, указанной абонентом с паспортными данными или для предотвращения преступлений в сфере связи (п. 1 ст. 46 ФЗ №126).

Закон касается вещателей, провайдеров, операторов мобильной связи и агентов. Он играет важную роль в жизни общества: защищает интересы абонентов и создает условия для безопасного пользования коммуникационными средствами.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Новации в законодательстве о связи

Корсаков Д.М., эксперт журнала

Федеральный закон №126

В силу Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126‑ФЗ) в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. Следует отметить, что с момента принятия закона существенно изменились как уровень проникновения услуг связи, так и технологии их оказания.

За данный период в рамках совершенствования системы универсального обслуживания пересматривался перечень универсальных услуг связи и механизмы обеспечения их оказания. Поэтому в конце августа в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 777820‑7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

В статье расскажем о том, какие поправки планируется внести.

О необходимости внесения изменений в федеральный закон № 126‑фз

В пояснительной записке к проекту закона законодатели особо отметили, что в настоящее время при общем совершенствовании системы универсального обслуживания в более чем 25 тыс.

населенных пунктах численностью от 100 до 250 человек современные услуги связи остаются недоступными.

Поэтому одной из главных целей законопроекта является создание дополнительных условий для оказания современных услуг связи и развития российской инфраструктуры связи на всей территории РФ, защита интересов населения малонаселенных пунктов.

  • Для оказания услуг связи в таких пунктах законопроектом введены положения об обеспечении оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к этой сети.
  • Кроме того, в перечень универсальных услуг связи входят услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа для оказания услуг связи в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа, а также не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи.
  • Законопроект также предусматривает:
  • возможность оснащения устанавливаемых в рамках оказания универсальных услуг связи таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
  • запрет оператору универсального обслуживания отказываться от заключения с другим оператором связи договора присоединения сетей связи. Эта мера необходима для закрепления гарантии недискриминационного доступа операторов связи и пользователей к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг, и будет способствовать развитию сетей связи «малых» операторов.
  1. Одновременно из Федерального закона № 126‑ФЗ исключат положения об оказании в составе универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа, которые не обеспечивают современного уровня телекоммуникационных сервисов и не востребованы у пользователей.
  2. К сведению
  3. Законопроект подготовлен во исполнение мероприятия федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Основные поправки законопроекта

В новой редакции изложены пп. 28.3 и 28.4 ст. 2 Федерального закона № 126‑ФЗ.

Положение Старая редакция Новая редакция
Средство коллективного доступа Оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него Оконечное (пользовательское) оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи без использования пользовательского оборудования абонента
Точка доступа Средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонента Средство связи или их совокупность, предназначенные для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента

Согласно новой редакции п. 1 ст. 57 Федерального закона № 126‑ФЗ к универсальным услугам связи, гарантируемым государством, относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа;
  • услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.

Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи определяет (новая редакция абз. 1 п. 2 ст. 57 Федерального закона № 126‑ФЗ):

  • порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов;
  • порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи;
  • порядок оказания услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи;
  • порядок регулирования тарифов на оказание услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием указанной инфраструктуры связи и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи.

При этом должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Время, в течение которого пользователь услугами связи достигает средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи без использования транспортного средства, не должно превышать один час.
  2. В каждом поселении должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. Проектом дополнительно предусмотрено, что по согласованию с Россвязью, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления должно быть установлено средство коллективного доступа с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
  3. В поселениях с населением не менее 500 человек должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету без использования пользовательского оборудования абонента. В проекте уточняется, что установление не менее одной точки доступа предусмотрено для населенных пунктов от 100 до 500 человек.
  4. В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должно быть установлено не менее одной точки доступа. В новой редакции указано, что в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.
  5. Точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее 10 Мбит/с.
Читайте также:  Как взять землю в аренду — порядок оформления документов

В соответствии с перечисленными принципами Роскомнадзор также определяет:

  • перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;
  • перечень населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе те, которые должны быть оборудованы средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

Операторы универсального обслуживания перечислены в ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ. В эту статью также внесены поправки.

К сведению

Универсальные услуги связи оказывает оператор универсального обслуживания, который назначается в соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ.

  • Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории РФ возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем 2/3 субъектов РФ.
  • К сведению
  • Правительство вправе по представлению Роскомнадзора назначить оператором универсального обслуживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на этой территории, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на этой территории.
  • Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности.

Россвязь по согласованию с Роскомнадзором заключает с данным оператором договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее трех лет. Стороны договора по согласованию с Роскомнадзором уточняют его условия при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Существенные условия договора приведены в ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ.

Существенные условия, которые должны быть прописаны в договоре об оказании универсальных услуг связи

Перечень населенных пунктов, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких пунктах
Размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание этих услуг и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг в течение срока действия договора
Порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания
Сроки начала оказания универсальных услуг связи, в том числе на территориях, на которых оператору универсального обслуживания необходимо провести организационно-технические мероприятия в целях оказания таких услуг
Требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания этих услуг
Иные условия в соответствии с законодательством РФ
  1. К сведению
  2. Отметим, что оператор универсального обслуживания не вправе отказаться от заключения договора о присоединении сетей электросвязи с использованием точки доступа, за исключением случаев, когда присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи РФ.
  3. При предоставлении услуг по присоединению и пропуску трафика посредством инфраструктуры связи, используемой для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры для оказания универсальных услуг надлежащего качества.
  4. До внесения поправок оператор универсального обслуживания мог самостоятельно определять условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств и сооружений для оказания универсальных услуг надлежащего качества. 
  5. Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Новые правила идентификации сотовых абонентов антиконституционны и принесут операторам многомиллиардные убытки

22.01.2021, Пт, 10:15, Мск , Надежда Исаева

Фонд «Сколково» предупредил, что сотовые операторы могут потерять десятки миллиардов рублей из-за последних изменений в Законе «О связи». Они требуют от граждан для дистанционной покупки SIM-карт участия в Единой биометрической системе, созданной «Ростелекомом». А пользователи корпоративных SIM-карт должны будут иметь учетные записи в ЕСИА, что можно рассматривать как нарушение положений Конституции.

В распоряжении CNews оказалось письмо директора департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Сергея Израйлита, направленное гендиректору АНО «Цифровая экономика» Евгению Ковниру, замминистра цифрового развития Олегу Иванову и замминистра экономического развития Владиславу Федулову.

Фонд «Сколково» является центром компетенций по нормативному регулированию национальной программы «Цифровая экономика». Письмо посвящено критике принятых в конце прошлого года изменений в Закон «О связи», касающихся дистанционного заключения договора на оказание услуг связи и удаленного подтверждения данных абонентов сотовых операторов.

Как в России пытались узаконить дистанционную продажу SIM-карт

Впервые возможность удаленного заключения договора на оказание телекоммуникационных услуг появилась в Законе «О связи» в 2017 г. Для этого необходима была усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) или простая электронная подпись, ключ для которой был выдан при личном присутствии.

Простой электронной подписью считается любой тип идентификации, об использовании которого договорились стороны.

Примером простой подписи является базовая учетная запись для доступа к ЕСИА («Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг»).

По мнению Фонда «Сколково», сотовые операторы могут потерять десятки миллиардов рублей из-за изменений в Законе «О связи»

Подтвержденная учетная запись в ЕСИА может считаться примером простой электронной подписи, выданной при личном присутствии. ЕСИА, вместе с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), является частью инфраструктуры электронного правительства. Функционирование данной инфраструктуры обеспечивает «Ростелеком».

Усиленной подписью называется подпись, выданная удостоверяющим центром. Усиленной квалифицированной подписью называется подпись, выданная аккредитованным удостоверяющим центром. УКЭП признается аналогом собственноручной подписи.

Проблемы запуска eSIM в России

Возможность дистанционной продажи SIM-карт не использовалась активно до начала пандемии короновируса в 2020 г., когда сотовые операторы стали экспериментировать с такого рода продажами. Абонентам предлагалось идентифицироваться через мобильное приложение, введя туда скан паспорта и сделав селфи, либо через ЕСИА.

В то же время актуальность дистанционной продажи SIM-карт возрастает с появлением виртуальных SIM-карт – eSIM. В прошлом году российские сотовые операторы начали продавать такого рода SIM-карты, но, как правило, для их получения необходимо придти в офис. В то же время с технологической точки зрения профиль eSIM можно загружать в телефон полностью дистанционно.

Кроме того, согласно внесенным в 2017 г. изменениям в Закон «О связи», операторы связи должны проводить процедуру подтверждения соответствия данных о своих абонентах из числа физических лиц и пользователях номеров, закрепленных за корпоративными клиентами. Это можно осуществлять путем личной явки либо дистанционно с помощью УКЭП, ЕСИА, ЕПГУ или государственные информационные системы.

Новые требования к дистанционной продаже SIM-карт: нужна биометрия

Принятые в конце 2020 г.

поправки в Закон «О связи» усиливают требования к дистанционным продажам SIM-карт: для этого, согласно первой редакции законопроекта, необходим УКЭП или простая электронная подпись, полученная при личной явки за оказанием государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Но при использовании простой электронной подписи граждане теперь должны будут пройти идентификацию через Единую биометрическую систему (ЕБС), оператором которой также является «Ростелеком».

В окончательную версию закона был добавлен пункт о том, что дистанционное заключение договора об оказании услуг связи будет возможно также при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат которой выдан в инфраструктуре, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. При этом взаимодействие гражданина с указанной инфраструктурой должно осуществляться с использованием прошедших процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Такого рода ключи будут выдаваться владельцам подтвержденных учетных записей в ЕСИА. То есть возможность дистанционно продавать SIM-карты обладателям подтвержденных аккаунтов в ЕСИА сохранилась. В то же время закон все равно оговаривает, что для дистанционной продажи eSIM можно будет использовать только УКЭП или простую электронную подпись в привязке к ЕБС.

Проверка подлинности данных корпоративных абонентов через ЕСИА

Корпоративные абоненты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) должны внести в ЕСИА данные о физических лицах, которые будут конечными пользователи выделенных данным абонентов сотовых номеров.

Оператор связи, до начала оказания услуг, через ЕСИА и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) должен будет проверить достоверность указанных данных.

Читайте также:  Образец приказа об увольнении и нюансы его оформления

Со своей стороны, физические лица – пользователи услуг – через ЕПГУ должны будут подтвердить достоверность сведений о них.

Роскомнадзор создаст информационную систему мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте.

Данная система будет взаимодействовать с ЕСИА, за ее функционирование будет отвечать подведомственная Роскомнадзору радиочастотная служба.

Операторы должны будут предоставить Роскомнадзору доступ к сведениям о своих абонентах, используемом ими оборудовании, о способах подтверждения сведений об абонентах и результатах проверок достоверности данных сведений.

Возможность дистанционной блокировки украденных телефонов

Абоненты – физические лица, имея учетную запись на ЕСИА, смогут вносить сведения об имеющихся у них сотовых номерах и уникальных IMEI-номерах их телефонных аппаратов. В случае потери телефона абонент может потребовать от оператора заблокировать данный аппарат по его IMEI-номеру.

Возможна ли настоящая персонализация общения на рынке B2B?

Бизнес Федеральный закон №126

Новый закон вступает в силу с июня 2021 г. Корпоративные абоненты, заключившиеся договора на оказание услуг связи до вступления в силу данного закона, должны будут внести в ЕСИА данные о конечных пользователях своих сотовых номеров до 30 ноября 2021 г. Операторы связи начнут проверку соответствующих сведений с 1 декабря 2021 г.

Для изменения тарифного плана гражданам необходимо будет сдать биометрию

В своем письме Сергей Израйлит предупреждает, что новый закон ограничивает существующие возможности по дистанционному заключению абонентских договоров, отменяя ранее предусмотренный способ заключения договора с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личном визите. В том числе невозможно будет использование подтвержденных учетных записей в ЕСИА, число которых составляет 65 млн.

Предлагаемая альтернатива — в виде использования ЕБС – не пользуется высоким спросом: в Единой биометрической системе было зарегистрировано лишь порядка 150 тыс человек. Кроме того, операторам связи потребуется понести расходы на интеграцию с ЕБС.

«Предлагаемые законопроектом механизмы дистанционной идентификации негативно скажутся на доступности услуг связи для населения, в том числе в условиях пандемии, а также на дальнейшем развитии отрасли связи, в том числе на конкурентных условиях, поскольку оператором ЕБС является единственный оператор связи («Ростелеком» — прим. CNews)», — говорится в письме.

Невозможно будет осуществлять и дистанционную продажу eSIM, так как в приложениях операторов сотовой связи не реализован функционал с поддержкой ЕСИА и ЕБС, а его доработка потребует времени и расходов, в том числе и из федерального бюджета.

«Сама идея ставить развитие технологии eSIm в зависимость от исключительно государственных систем ЕСИА и ЕБС является нецелесообразной, так как противоречит принципам технологически нейтрального регулирования и ведет к созданию необоснованных преимуществ одного способа заключения договора по сравнению с иными способами», — отмечает Израйлит.

Кроме того, абоненты не смогут изменять уже существующие договора (изменение тарифных планов, подключение услуг и т.д.) путем конклюдентных действий (через мобильное приложение, путем отправки SMS и т.д.). Для этого нужны будут УКЭП или ЕСИА с ЕБС.

Неконституционное требование заставлять граждан получать ЕСИА

Не нравится Израйлиту и идея проверять достоверность сведений о пользователях услуг сотовой связи, подключенных через корпоративных абонентов, через ЕПГУ и ЕСИА.

Получается, что юридическое лицо, имеющее договор на оказание услуг сотовой связи, и его сотрудники, желающие пользоваться такими услугами, должны иметь подтвержденные учетные записи в ЕСИА, которые, к тому же, должны быть связаны между собой.

Данное требование является неконституционным, полагает Израйлит, так получение учетной записи в ЕСИА является правом, а не обязанностью граждан, и данная учетная запись предназначена для получения государственных и муниципальных услуг. Функционал ЕСИА и ЕПГУ также предназначен для оказания государственных и муниципальных услуг, а не для регулирования отношений в коммерческой сфере по оказанию услуг связи.

Кроме того, не учитывается вопрос иностранных граждан, которые работают в России и не могут зарегистрироваться на ЕСИА. Также указанная норма негативно повлияет на развитие устройств интернета вещей.

«Вводимые законопроектом ограничения окажут непоправимое влияние на рынок услуг связи в корпоративном сегменте и простимулируют практику незаконной продажи SIM-карт в публичных местах, поскольку в отсутствие доступных способов получения услуг связи в установленном порядке у недобросовестных дилеров сохранится стимул для дальнейшей разработки схем распространения «серых» SIM-карт», — предупреждает Израйлит.

Наконец, Сергей Израйлит раскритиковал и пункт о создании Роскомнадзором информационной системы мониторинги проверки операторами связи данных об абонентах.

«Данная система обеспечит доступ всех заинтересованных лиц, включая магистрального оператора связи, занимающего существенное положение на рынке («Ростелеком», — прим.

CNews) к широкому кругу данных, что, кроме создания существенных рисков информационной безопасности и утечек информации, приведет к нарушению принципов и условий конкуренции», — говорится в письме.

Сергей Израйлит оценивает, что расходы и потери от реализации требований закона составят 10 млрд руб в год на одного крупного сотового оператора.

Сюда входят потеря выручки от невозможности использования собственных систем идентификации и ЕСИА для заключения договоров, потеря выручки от корпоративных клиентов и устройств интернета вещей, затраты на интеграцию с системой мониторинга Роскомнадзора.

Почему «Ростелеком» поддерживает новый закон

«Принятые изменения — это шаг в правильном направлении, вместе с принятыми нормами, которые позволяют использовать коммерческие биометрические системы для идентификации абонентов, — полагает директор Института исследования интернета Карен Казарян. — Вместе с тем, остается вопрос легализации eSim, который, собственно, и является основной причиной, для чего операторам нужна дистанционная продажа SIM-карт».

В «Ростелекоме», со своей стороны, поддержали новый закон.

«Внесенные изменения позволят перейти на безопасное удаленное взаимодействие при заключении договоров на оказание услуг связи и снять существующие регуляторные барьеры в части дистанционного взаимодействия, в том числе дистанционной идентификации, что особенно важно в условиях распространения коронавирусной инфекции, — заявили в компании. — Механизм удаленной идентификации с использованием Единой биометрической системы и ЕСИА отвечает высоким требованиям информационной безопасности, позволяет достоверно идентифицировать личность (точность свыше 99,99%) и минимизировать риск мошенничества. Использование других биометрических систем, безопасность которых не подтверждена, может привести к снижению уровня безопасности и росту числа мошенничества с использованием SIM-карт».

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О связи

Принят Государственной Думой                               18 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации                                    25 июня 2003 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.03.2006 № 32-ФЗ, от 26.07.2006 № 132-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 29.12.2006 № 245-ФЗ, от 09.02.2007 № 14-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 18.07.2009 № 188-ФЗ, от 14.02.2010 № 10-ФЗ, от 05.04.2010 № 41-ФЗ, от 29.06.2010 № 124-ФЗ, от 27.07.2010 № 221-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от 23.02.2011 № 18-ФЗ, от 14.06.2011 № 142-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 193-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 28.07.2012 № 139-ФЗ, от 25.12.2012 № 253-ФЗ, от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 02.07.2013 № 158-ФЗ, от 23.07.2013 № 229-ФЗ, от 21.10.2013 № 281-ФЗ, от 02.11.2013 № 304-ФЗ, от 25.11.2013 № 314-ФЗ, от 02.12.2013 № 338-ФЗ, от 02.12.2013 № 346-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 03.02.2014 № 9-ФЗ, от 02.04.2014 № 60-ФЗ, от 05.05.2014 № 97-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 21.07.2014 № 228-ФЗ, от 21.07.2014 № 272-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 257-ФЗ, от 13.07.2015 № 263-ФЗ, от 02.03.2016 № 42-ФЗ, от 02.03.2016 № 44-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 01.05.2016 № 122-ФЗ, от 23.06.2016 № 204-ФЗ, от 03.07.2016 № 280-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 17.04.2017 № 75-ФЗ, от 07.06.2017 № 110-ФЗ, от 26.07.2017 № 193-ФЗ, от 29.07.2017 № 245-ФЗ, от 05.12.2017 № 386-ФЗ, от 18.04.2018 № 70-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 11.12.2018 № 465-ФЗ, от 27.12.2018 № 527-ФЗ, от 27.12.2018 № 529-ФЗ, от 01.05.2019 № 90-ФЗ, от 06.06.2019 № 131-ФЗ, от 01.03.2020 № 42-ФЗ, от 07.04.2020 № 109-ФЗ, от 07.04.2020 № 110-ФЗ, от 15.10.2020 № 338-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

  • Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
  • ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
  • Целями настоящего Федерального закона являются:
  • создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;

содействие внедрению перспективных технологий; (В редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

  1. защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;
  2. обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;
  3. создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;
  4. обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;

создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. (В редакции Федерального закона от 08.12.2011 № 424-ФЗ)

  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
  • 1) абонент — пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

11) база данных перенесенных абонентских номеров — информационная система, содержащая сведения об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении новых договоров об оказании услуг связи с другими операторами подвижной радиотелефонной связи, и об указанных операторах связи, заключивших такие договоры; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 253-ФЗ)

12) владелец сети связи специального назначения — осуществляющие управление сетью связи специального назначения, в том числе через соответствующие центры управления, и владеющие ею на праве оперативного управления федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющее отдельные полномочия указанного федерального органа; (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.03.2016 № 44-ФЗ)

2) выделение полосы радиочастот — разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

3) высокочастотные устройства — оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи;

31) договор о многосубъектном использовании радиочастотного спектра — соглашение между двумя и более пользователями радиочастотным спектром, в соответствии с которым осуществляется совместное использование радиочастотного спектра в установленном настоящим Федеральным законом порядке; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.06.2016 № 204-ФЗ)

Читайте также:  Составление искового заявления об ограничении родительских прав отца или матери

32) идентификационный модуль — электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и с помощью которого осуществляется идентификация абонента, и (или) пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи; (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 245-ФЗ)

4) использование радиочастотного спектра — обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей;

5) конверсия радиочастотного спектра — экономические, организационные и технические мероприятия, направленные на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 228-ФЗ)

6) линейно-кабельные сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; (В редакции Федерального закона от 29.06.2010 № 124-ФЗ)

7) линии связи — линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;

71) международно-правовая защита присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов — правовые, технические, организационные и научно-исследовательские мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения международного признания присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств различных радиослужб Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.10.2013 № 281-ФЗ)

  1. 8) монтированная емкость — величина, характеризующая технологические возможности оператора связи по оказанию на определенной территории Российской Федерации услуг электросвязи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика и измеряемая техническими возможностями оборудования, введенного в сеть оператора связи;
  2. 9) нумерация — цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов;
  3. 10) пользовательское оборудование (оконечное оборудование) — технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей;
  4. 11) оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, — оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика;
  5. 12) оператор связи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
  6. 13) оператор универсального обслуживания — оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи;

131) оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов — оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 221-ФЗ)

14) организация связи — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности;

141) особо опасные, технически сложные сооружения связи — сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров; (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.06.2010 № 124-ФЗ)

15) пользователь радиочастотным спектром — лицо, которому выделена полоса радиочастот и (или) присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал; (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 204-ФЗ)

  • 16) пользователь услугами связи — лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи;
  • 17) присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала — разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования;
  • 18) радиопомеха — воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии воздействия такой энергии;
  • 19) радиочастота — частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра;

20) радиочастотный спектр — упорядоченная совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 228-ФЗ)

21) радиоэлектронные средства — технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование;

22) распределение полос радиочастот — определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования;

221) рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи — автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи; (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 272-ФЗ)

  1. 23) ресурс нумерации — совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи;
  2. 24) сеть связи — технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;
  3. 25) современный функциональный эквивалент сети связи — минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объем услуг, оказываемых в сети связи;

26) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 14.02.2010 № 10-ФЗ)

27) сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; (В редакции Федерального закона от 29.06.2010 № 124-ФЗ)

28) средства связи — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями; (В редакции Федерального закона от 07.11.2011 № 303-ФЗ)

281) телеканал, радиоканал — сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 221-ФЗ)

282) трансляция телеканалов и (или) радиоканалов — прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 221-ФЗ)

283) средство коллективного доступа — средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи без использования пользовательского оборудования абонента; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.02.2014 № 9-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.04.2020 № 110-ФЗ)

284) точка доступа — средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи с использованием пользовательского оборудования абонента; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.02.2014 № 9-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.04.2020 № 110-ФЗ)

285) точка обмена трафиком — совокупность технических и программных средств и (или) сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; (Подпункт введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ) 

  • 29) трафик — нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи;
  • 30) универсальные услуги связи — услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания;
  • 31) управление сетью связи — совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования сети связи, в том числе регулирование трафика;
  • 32) услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

33) услуга присоединения — деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи, владельцев сетей связи специального назначения в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи; (В редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 44-ФЗ)

34) услуга по пропуску трафика — деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи;

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *