Что делать при неподобающем поведении курьера по доставке еды

Сегодня курьерская доставка – это норма жизни. Ее используют как обычные люди, так и частные фирмы. При этом и первые, и вторые хотят, чтобы их заказ был доставлен в целости и сохранности, в точно обозначенный срок. Именно поэтому должностные инструкции курьера так строго регламентируют его работу.

Итак, давайте, разберемся в том, кто же может претендовать на эту должность? Какие именно обязанности он будет выполнять? И что конкретно должно быть указано в должностной инструкции курьера по доставке?

Что делать при неподобающем поведении курьера по доставке еды

Общие сведения о профессии

Главная задача курьера – это доставить посылку из пункта «А» в пункт «Б». Казалось бы, нет ничего проще, но есть ряд нюансов, о которых нельзя забывать. В частности то, что у каждого задания есть определенные условия, которые необходимо соблюдать.

Например, должностные инструкции курьера обязывают его доставить посылку не позднее указанного срока. Зачастую это условие выполнить довольно просто, главное — не лениться и сразу же отправиться в путь. Однако не стоит забывать и о форс-мажорных ситуациях: пробках, поломке транспорта, снегопадах и так далее.

Поэтому нельзя сказать, что курьер – это такая уж простая работа. Здесь также придется сталкиваться с проблемами, которые необходимо будет решать. Следовательно, должностные инструкции курьера должны быть составлены так, чтобы в трудный момент ему было на что сориентироваться.

Что делать при неподобающем поведении курьера по доставке еды

Как правильно составить должностную инструкцию?

В целом перед руководителем курьерской службы стоит довольно-таки простой выбор: составить этот документ самостоятельно или скачать его с интернета. Естественно, первый вариант куда лучше. Ведь таким образом можно создать должностную инструкцию, способную отобразить всю суть данной фирмы.

К тому же никто не запрещает использовать в качестве образца готовый шаблон из сети. Но при этом не стоит забывать о некоторых важных моментах. В частности о том, что все должностные инструкции курьера должны соответствовать тем нормам и законам, что указаны в Трудовом кодексе Российской Федерации.

В остальном руководитель фирмы имеет полную свободу действия. Главное — перед назначением на должность ознакомить человека с его будущими обязанностями.

Что делать при неподобающем поведении курьера по доставке еды

Должностная инструкция курьера: образец

Приведем пример того, как может выглядеть должностная инструкция курьера по доставке.

Общие положения:

  1. На должность курьера могут претендовать лица, достигшие совершеннолетия и имеющие оконченное среднее образование.
  2. Данный сотрудник относится к категории обычных рабочих.
  3. Данный сотрудник подчиняется непосредственно директору фирмы, а также старшему менеджеру по работе с клиентами.
  4. Курьер обязан ознакомиться:
  • с правилами приема и сдачи объекта доставки;
  • с должностной инструкцией;
  • с трудовым распорядком, установленным в организации.

Должностные обязанности

1. В обязанности курьера входит:

  • Исполнение приказов руководства.
  • Доставка различного рода бумаг, посылок, переводов, грузов и так далее.
  • Ведение списка адресов, по которым производилась доставка.
  • Ведение учета расходов, пущенных для достижения поставленного задания.
  • Контроль сохранности груза во время его транспортировки.

2. Курьер обязан выполнять все сроки и правила транспортировки, вплоть до мельчайших указаний заказчика.

3. В том случае, когда курьер не может выполнить одно из требований, он должен сообщить об этом вышестоящему руководству и обсудить с ним приемлемые пути решения проблемы.

4. Курьер должен с уважением относиться ко всем клиентам фирмы, а также делать все возможное, дабы ее репутации не пострадала.

Права

Курьер имеет право:

  1. Вносить собственные предложения, направленные на улучшение его работы.
  2. Интересоваться всеми нововведениями, затрагивающими трудовой распорядок фирмы.
  3. Требовать от руководства соблюдения всех установленных правил, а также тех норм, что предписывает Трудовой кодекс Российской Федерации.

Ответственность

1. За халатное отношение к работе курьер может быть привлечен к административному наказанию или взысканию.

2. За злостные правонарушения, привлекшие к материальным потерям, курьер будет представлен к ответственности, предусмотренной административным, уголовным или гражданским законодательством Российской Федерации.

Что делать при неподобающем поведении курьера по доставке еды

Должностная инструкция курьера-водителя

Способ доставки груза – это очень важный момент, который также следует обозначить в должностной инструкции. Особенно если курьер использует транспорт, предоставленный организацией.

В таком случае в раздел «Должностные обязанности» следует добавить пункты, предписывающие курьеру следить за состоянием автомобиля, а также измерять тот километраж, что он проехал.

Должностная инструкция курьера по доставке документов

Если курьерская фирма работает с деловыми документами и корреспондентской почтой, то должностная инструкция должна учитывать еще два важных пункта.

Во-первых, это время доставки, ведь порой от этого может зависеть успешность заключения контракта.

Во-вторых, полная конфиденциальность. Солидные организации терпеть не могут, когда их данные становятся достоянием общественности.

Как организовать доставку в общепите

  • Две собственные точки — в Долгопрудном и Лобне, Московская область. Две франшизы — в Железнодорожном и Белгороде
    Бюджет на открытие первой точки: 4 300 000 ₽
    Бизнес существует год и четыре месяца
    Выручка в месяц: 1 500 000 ₽
    Прибыль: 200 000 ₽
  • Наёмные сотрудники: 10
  • Что делать при неподобающем поведении курьера по доставке едыКак открыть пиццерию с доставкой

Своя доставка или агрегатор

Доставку в общепите можно организовать двумя способами: через агрегатор или своими силами. В первом случае за доставку отвечает сторонняя компания, ваша задача — просто отдавать заказы её курьерам и платить комиссию.

Если решили запускать свою доставку, то весь процесс на вас: вы сами принимаете заказ, передаете на кухню, сами нанимаете и контролируете курьеров.

Какой вариант выбрать, зависит от того, как часто ваш продукт заказывают с доставкой.

Если гости чаще едят в заведении, а доставку заказывают всего несколько раз в день — выгоднее обратиться к агрегатору. У агрегатора высокая комиссия — до 35%, но он берет её только когда клиент сделал заказ. А если у вас свои курьеры, то придется платить им, даже когда заказов нет. С небольшим оборотом платить агрегатору выгоднее, чем содержать своих курьеров.

Если у вас чаще заказывают с доставкой, а не едят на месте, то стоит запустить свою курьерскую службу. Это, например, касается тех, кто торгует пиццей, суши, пирогами. У них достаточно заказов, чтобы курьеры работали без простоев, поэтому своя доставка обходится дешевле, чем договор с агрегатором.

В «Бизон Пицце» работает только доставка, поэтому мы организовали свою систему. У нас средний чек 917-1200₽, доставка одного заказа стоит 110-120 ₽. То есть delivery cost — процент расходов на службу доставки от всей выручки — составляет 10-12%.

Это намного меньше, чем комиссия агрегатора. Даже если человек оформит минимальный заказ за 399 ₽, что бывает очень редко, мы останемся в плюсе.

У нас большой поток, поэтому расходы на доставку распределяются на все заказы и оказываются ниже, чем с агрегаторами.

Когда выбираете между агрегатором и своей доставкой, стоит учесть не только финансовые риски. Если доставку организует сторонняя компания, то вы не контролируете качество.

А нюансов тут много: курьер неопрятно выглядит, плохо пахнет, хамит, у него нет сдачи или он опоздал, и заказ остыл — из-за этого вы можете потерять клиента.

В агрегаторе вы не выбираете, кто и как доставляет ваш продукт — это еще одна причина работать со своими водителями.

Если работаете с агрегатором, учтите, что он приводит гостей не вам, а себе. Человек устанавливает приложение, допустим, Яндекс.еды, и всё заказывает там — названия ресторанов он даже не запоминает.

Агрегатор балует клиента акциями и спецпредложениями — клиент привязывается и знает бренд Яндекс.еды, а не вашей компании. Если вы решите уйти из агрегатора, клиенты останутся с ними, а не с вами.

Как работает доставка в «Бизон Пицце»

Клиент может оформить заказ двумя способами: через сайт и контакт-центр. В первом случае сам заказ и адрес он вбивает сам, во втором — диктует оператору. Оба ресурса подключены к авторской IT-системе, которая отправляет заказ клиента на кухню. Повторно клиенту не звонят — сразу начинают готовить. Когда пицца готова, менеджер отдает заказ курьеру, а он отвозит клиенту.

Доставка в «Бизон Пицце» работает просто и понятно. Марсель уверен, что чем меньше бизнес-процессов, тем проще в его бизнесе.

Выбор зоны доставки

Если вы решили организовать свою доставку, вычислите территорию, которую сможете охватить. Кажется, что, чем больше территория, тем больше выручка и прибыль. Но это не так. Радиус зависит от двух факторов: специфики продукта и вашего delivery cost. Вот смотрите.

Сначала узнайте, сколько времени ваш продукт остается вкусным. Пиццу важно доставить горячей, поэтому у курьера есть не больше 20 минут. Суши можно везти час или дольше, при этом блюдо не потеряет во вкусе и не испортится. Решите, сколько времени ваш продукт может находиться в дороге — такой максимальный радиус у вашей зоны доставки.

Потом посчитайте, во сколько обходится доставка в этом радиусе. Если выбрать широкую зону, то курьер больше времени потратит на дорогу — будет слишком долго ехать до границы зоны и обратно.

Так уменьшится количество заказов на курьера в час, увеличится delivery cost, уменьшится прибыль.

Вам нужно найти баланс: зона должна быть достаточно широкой, чтобы хватало заказов, но достаточно узкой, чтобы курьеры быстро справлялись с работой.

Зона доставки «Бизон Пиццы» — отдельные улицы до 7 км от цеха. Сейчас у нас среднее количество заказов в час — два на одного курьера, и нам это подходит. Улицы выбирали вручную с учетом данных Яндекс.навигатора и Яндекс.пробок: нам важно, чтобы время в пути занимало не больше 18 минут с учетом пробок. Таким образом, клиент получает заказ меньше, чем за 60 минут, а мы в прибыли.

Если взять слишком большую зону доставки, то клиенты останутся недовольны качеством продукта, а затраты вырастут. Если слишком сузить радиус, то покупатели быстро закончатся. Ищите баланс.

Найм курьеров

Чтобы курьер работал с вами долго и не доставлял хлопот, внимательно отнеситесь к этапу собеседования. У Марселя есть список, по которому он проверяет кандидатов.

Читайте также:  Как пройти полиграф при приеме на работу в мвд успешно?

Список Марселя

  1. Курьер бодрый и выспавшийся, опрятно выглядит, от него не пахнет перегаром или потом.
  2. Его машина аккуратная: чистая, без серьезных внешних повреждений, в салоне нет мусора.
  3. Приехал на собеседование вовремя.
  4. Общается вежливо и без мата.

  5. О прошлых работодателях рассказывает аккуратно: не пытается их очернить или пожаловаться на плохие условия работы.
  6. О причине увольнения отвечает прямо и без уловок. Если курьер мнется — это тревожный знак, могли выгнать за воровство, пьянство или регулярные опоздания.

  7. Внимательно слушает об условиях работы, не просит меньше рабочих часов.
  8. Готов выйти на работу, когда это удобно точке.

Если при найме вас что-то смущает в курьере, скорее всего, работает ваша интуиция и лучше ей довериться.

Стоит один раз потратить время на поиск порядочного человека, чем каждую неделю искать замену. Попробуйте оценивать претендентов по чек-листу и не стесняйтесь отказывать, если есть сомнения в кандидате.

Чек-лист для нового сотрудника

Многие проблемы с курьером можно предотвратить, если в первый рабочий день прописать все правила и особенности работы. Если не зафиксировать важные моменты на старте, может возникнуть конфликт с сотрудником или ещё хуже: клиенты будут недовольны сервисом, и точка потеряет лояльных покупателей.

У Марселя есть чек-лист, который выдают каждому новому курьеру. Вы можете взять его за основу, чтобы создать свой регламент.

Подготовка к смене

  • возьмите с собой навигатор и зарядное устройство для него;
  • залейте полный бак топлива;
  • не опаздывайте: приходите за 10 минут до начала смены;
  • приведите себя в порядок: чистая одежда/униформа, чистые руки, волосы, ногти подстрижены, нет неприятных запахов;
  • получите от менеджера служебный телефон, разменные деньги, сертификат;
  • ожидайте заказ в пиццерии.

Подготовка к заказу

  • ознакомьтесь с деталями заказа до выдачи готовых продуктов;
  • заранее вбейте адрес доставки в навигатор;
  • заранее вбейте номер телефона клиента в свой телефон, чтобы потом было легче набрать клиента;
  • заранее приготовьте сдачу, чтобы быстрее отдать её клиенту в момент оплаты;
  • приготовьте чистую сухую сумку для нового заказа. При необходимости протрите сумку снаружи или внутри чистым продезинфицированным полотенцем;
  • проверьте весь заказ: количество пицц, закусок, десертов, соусов, напитков.

Во время заказа

  • несите термосумку быстро, но аккуратно: держите горизонтально, не переворачивайте;
  • не курите по пути следования к клиенту;
  • позвоните клиенту, поздоровайтесь и представьтесь: «Здравствуйте, это «Бизон Пицца». Нахожусь на вашей лестничной клетке»;
  • отдайте сдачу и чек;
  • не ставьте термосумку на пол;
  • отдайте весь заказ, не забудьте про напитки и соусы;
  • попрощайтесь с клиентом и пожелайте приятного аппетита;
  • будьте всегда дружелюбными: довольный клиент — цель нашей работы;
  • если клиент не отвечает на телефон, звоните ему в течение пяти минут трижды, после чего позвоните менеджеру.

После заказа

  • поставьте термосумку в раскрытом состоянии на полку, чтобы проветрить;
  • выполните поручения менеджера;
  • если вы обнаружили в заказе ошибки: адрес, телефон, имя клиента, заполните эту информацию в соответствующий журнал;
  • не проходите мимо проблем, сообщайте об этом менеджеру.

Порядок оплат и штрафов

Оплата должна быть понятной. В общепите существует много систем оплаты курьеру: плата за заказ и бензин, ставка и плата за километраж или более сложные комбинации. Но такие схемы дают возможность слукавить: километраж можно накрутить, чеки за бензин сохранить с личных поездок.

К тому же, если схема сложная, курьеру трудно понять, сколько он получит за свой труд. Ему проще работать, когда он чётко понимает, от чего зависит его зарплата. В сети «Бизон Пицца» — почасовая оплата и доплата за каждый заказ, а бензин и техобслуживание машины за счёт курьера.

Марсель уверен, что чем проще система оплаты, тем комфортнее и безопаснее чувствует себя курьер.

Оплата должна быть регулярной. В общепите часто задерживают зарплату — в результате может возникнуть ситуация, когда курьер не выйдет на работу, потому что у него нет денег на бензин.

Чтобы этого избежать, Марсель платит сотрудникам каждый день. Это не всегда финансово выгодно точке, зато курьеры у «Бизон Пиццы» всегда с полными баками и исправными машинами.

Доставка работает без сбоев, и клиенты довольны.

Отдельная история со штрафами — в российском общепите они есть всегда. Марсель считает такой подход ошибкой, потому что сотрудники начинают хитрить, чтобы не терять деньги.

Представьте: вы назначили штраф за порчу продуктов, сотрудник случайно уронил голову сыра на пол. Он предпочтет поднять сыр с пола и использовать, чем платить из своей зарплаты.

Но однажды клиент найдет в пицце мусор — устроит скандал, больше к вам не вернется. Репутация стоит дороже, чем штраф.

Еще один частый пример — иногда, если курьер опоздал, клиенту дают сертификат на бесплатный продукт, а курьера за это штрафуют. Чтобы избежать неприятностей, курьер будет прятать сертификаты или доказывать клиенту, что он не опоздал. Клиенту это точно не понравится.

Поэтому в «Бизон Пицце» нет штрафов — эту систему Марсель подсмотрел в Макдональдсе, где за все ошибки сотрудников несет ответственность менеджер. При этом менеджера тоже не оштрафуют, но могут сделать выговор или урезать премию.

Так что штрафы лучше не использовать, но после нескольких выговоров сотрудника придется уволить, иначе качество его работы будет только снижаться.

Человечность и работа с коллективом

В общепите к водителям не всегда относятся хорошо: менеджеры забывают их имена и относятся, как к слугам. Но вежливое и дружественное отношение мотивирует сотрудников работать лучше.

Обязательно здоровайтесь с водителями за руку, запоминайте их имена, поддерживайте неформальные разговоры. Курьерам может быть интересно обсудить расход топлива и технические темы, связанные с машиной, но отталкивайтесь от конкретного человека.

Например, в «Бизон Пицце» работают водителями бывший предприниматель и учитель истории — приятные пожилые люди, которые решили изменить сферу деятельности. Они переживают за работу пиццерии и предупреждают, если кто-то не вышел на смену или случилась неприятность.

Простое дружелюбие может превратить водителей в ваших искренних союзников — обязательно помните об этом.

Коротко

  1. Если у вас несколько заказов в день, пользуйтесь агрегатором. Если у вас часто заказывают еду, организуйте свою доставку.

  2. Выбирайте зону доставки достаточно широкую, чтобы вам хватало заказов, но достаточно узкую, чтобы не увеличивать delivery cost.
  3. Нанимайте сотрудников придирчиво, проверяйте их работу по чек-листу.

  4. Платите по понятной схеме и вовремя. Не штрафуйте.
  5. Помните, как зовут курьеров, не обижайте их.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своём бизнесе, пишите: zhiza@evotor.ru

«Никогда больше не закажу»: что интернет-магазинам делать с проблемой курьерской доставки — Торговля на vc.ru

В 2018 году курьеры доставили 101 млн посылок из российских интернет-магазинов. Путь курьера — самый дорогой и негативный в логистике. Из-за курьеров магазины теряют клиентов. Разбираем, почему так получается и что поможет сделать доставку точнее и вежливее.

Жду курьера (Максим Опилкин, директор по развитию Grotem)

Недавно наш сотрудник предложил коллегам заказать обед в «Яндекс.Еде». Откликнулось пять человек и сразу возникла проблема: трое хотели «чего-нибудь вьетнамского», остальные настаивали на бургерах. Время доставки тоже стало причиной споров: одним надо к 14:00, другим пораньше или попозже.

В итоге разделились на «вьетнамцев» и «американцев» и сделали два параллельных заказа. После доставки порция лапши и один бургер отправились в холодильник, потому что так рано не обедают и потому что собрание. Получается, инициатор доставки завалил задачу: не учёл все запросы-ограничения и не осчастливил коллег.

Эта история частично отвечает на вопрос, почему на курьерскую доставку столько жалоб. Представьте на месте офисного инициатора интернет-магазин. У магазина, допустим, сто покупателей, а не шесть.

Покупатели живут не по одному адресу, а по всему городу. Все хотят доставку «перед работой» или «ближе к семи».

Кого-то не будет дома, у кого-то недостаточно средств на карте, кого-то оскорбит плохое знание курьером русского языка.

Половина покупателей будут звонить каждые десять минут в офис и курьеру и спрашивать логиста: «Где наш чёртов заказ?» Этот ад для логистов в последнее время называют последней милей.

Путь посылки из последнего сортировочного центра до конечного покупателя не только очень сложный. Он ещё и дорогой, ведь курьер или водитель делает индивидуальную работу: у него несколько заказов, на каждый из которых нужно полчаса. Плюс бензин, штрафы за парковку и другие расходы.

Корпорация Honeywell посчитала, что последняя миля занимает 53% логистических затрат. То есть больше, чем контейнерные перевозки, разгрузка, доставка до складов и сортировка вместе взятые

Интернет-магазины понимают, что такое последняя миля, поэтому предпочитают работать с доставкой на аутсорсинге. Большинство магазинов для подстраховки сотрудничают минимум с двумя внешними курьерскими службами вроде СДЭК или «МаксиПост». Если нужна срочная доставка, обращаются к краудсорсинговым сервисам вроде Dostavista или Bringo.

Некоторые крупные курьерские компании в свою очередь тоже привлекают краудсорсинг и небольшие службы, когда не справляются с заказами. Например, перед Новым годом и в «Черную пятницу».

Получается, покупатель платит интернет-магазину, а посылку часто получает из совершенно незнакомых рук. Какая уж тут клиентская ориентированность: для курьерской службы клиент в лучшем случае магазин, в худшем — другая курьерская служба.

Покупатели, недовольные доставкой, естественно, обижаются на интернет-магазин, а не на условную Dostavista. Они не ленятся описывать свой негативный опыт в статьях на vc.ru и оставляют такие отзывы:

Год назад к нам пришла большая дружественная компания, которая заинтересовалась нашей системой оптимизации маршрутов. Компания хотела лучше контролировать 400 курьеров-водителей, доставляющих канцелярские товары, и повысить удовлетворенность клиентов. Мы стали разбираться, чем же именно клиенты не удовлетворены. Попросили начать сбор жалоб и передавать их нам для анализа.

Читайте также:  Полиция остановила на улице без документов. что делать и как себя вести?

Оказалось, всё уже собрано и отсортировано. Компания с 2015 года ведёт статистику: выборочно обзванивает клиентов и спрашивает, всё ли окей. Две трети жалоб стабильно касались последней мили. Если быть точным, в 2018 году их было 67%:

  • 21% — курьер не предупредил, когда приедет;
  • 20% — клиенту не понравилось поведение курьера ;
  • 19% — курьер опоздал или приехал слишком рано ;
  • 7% — курьер не предупредил, что доставку отменили.

Почему компания три года собирает жалобы и ничего не меняет? Просто она работает в b2b: здесь у клиента значительно выше порог чувствительности, чем у физического лица. Если отказаться от поставщика из-за его водителя, придётся объявлять тендер, подключать юристов, заключать новый договор, выторговывать условия. Кому это нужно.

«Наверное, в b2c всё совсем по-другому», — подумали мы. И спросили у пяти дружественных b2c-компаний: «Как у вас дела с жалобами на последнюю милю?» Они единодушно подтвердили статистику: две трети жалоб связаны с последней милей.

Полезные советы курьерам: важная информация для сотрудников курьерской службы

Полезные советы курьерам

Работа курьером – казалось бы, что может быть на рынке труда проще? Нужно взять у отправителя посылку и отвезти ее по указанному адресу, используя любой доступный способ транспортировки. С первого взгляда, кажется, что нет никаких дополнительных нюансов и особенностей. Так могут подумать люди, далекие от профессиональной деятельности курьера.

Реальная картина выглядит несколько иначе – курьер должен быть настоящим специалистом, прекрасно ориентироваться на местности, обладать чувством ответственности за вверенный груз и адекватно оценивать степень опасности, от которой, к сожалению, никто не застрахован. В случае любых неполадок с транспортом, курьер должен мгновенно продумывать альтернативное решение и быстро возвращаться на маршрут.

Иначе говоря, курьер – это специалист, который обязуется оперативно доставить посылку адресату, сохранив её в первоначальном виде.

Важно, что действовать он должен в полном соответствии с требованиями заказчика (к месту доставки, времени), со всем вниманием к особенностям груза. Естественно, чтобы сделать все это, необходимо правильно подготовиться.

Мы постараемся разобраться с основными ключами к успешной карьере в курьерской службе.

Советы начинающим курьерам – вперед и только вперед!

Сегодня огромное количество крупных и не очень предприятий находятся в поиске молодых и активных людей, которые справятся с работой курьера, четко понимая возложенную на них степень ответственности. Курьер, в современном понимании, сильно отличается от простого посыльного прошлого, который возил посылки или записки адресатам, так как первый должен быть специалистом высокого уровня.

Доставить груз и оставить его у дверей или отдать не тому человеку – это немыслимо для современного курьера. В наши дни сотрудник службы доставки обладает узкоспециализированными качествами и некоторыми инструментами, которые помогают, с удивительно высокой скоростью и высочайшей степенью аккуратности, доставить любой груз, целым и невредимым.

Чтобы путь от начинающего курьера до опытного специалиста доставки не занял несколько лет, настоящие профи подготовили несколько советов, которые упростят карьерный рост новичка и позволят ему быстро и полно реализоваться в данной области.

Совет первый – всегда имейте при себе карту города

Карта города (а лучше несколько разных, в любых форматах – электронном или бумажном) — это самый первый и верный помощник, который никогда не подведет.

Даже если вы отлично представляете все переулки в городе, карта не будет лишней.

Не исключено, что где-то идут ремонтные работы, инфраструктура района изменилась, пропали таблички с нумерацией зданий или администрация населенного пункта решила изменить название улиц, проспектов или площадей.

В любом случае, карты помогут сориентироваться, подскажут, в каком направлении двигаться, чтобы доставить посылку максимально оперативно.

Совет второй – научитесь эффективно общаться с окружающими

Коммуникабельность – это главное качество, которым должен обладать профессиональный курьер, который стремится подняться по карьерной лестнице. Умение выстраивать диалог является особенностью разумных людей и именно таким, в идеальном варианте, является курьер.

Ситуации бывают разные, заказчики тоже. Не всегда человек, который отправляет или ожидает посылку, обладает необходимым уровнем адекватности, чтобы нормально общаться, особенно в стрессовых ситуациях.

Задача курьера – сохранять спокойствие в любом случае и грамотно подбирать слова при общении с клиентом, даже если тот чем-то недоволен или выражает негативные эмоции.

Учитесь вежливо работать с возражениями, всегда проявляйте участие, ведите себя сдержанно.

Совет третий – выработайте в себе чувство ответственности

Ответственность – это очень важное и ценное качество, которое отличает профессиональных сотрудников службы доставки.

Опытный курьер всегда ответственно подходит к выполнению поручений, даже не самых важных на первый взгляд.

Настоящий профессионал никогда не забудет средства связи и, в случае возникновения непредвиденной ситуации, всегда поставит в известность координатора или свяжется с клиентом.

Если чувство ответственности отсутствует, его необходимо выработать, натренировать. На самом деле, это не так сложно. Если вы новичок и только приступаете к работе курьера, возьмите себе за правило:

  • Всегда приезжать к адресату на 10 минут раньше (лучше вы подождете заказчика, чем он вас)
  • В случае задержки, даже если опаздываете на 5 минут, заранее позвоните координатору или клиенту (если нет возможности сделать звонок, то отправьте смс или свяжитесь с ними по электронным адресам)
  • При возникновении непредвиденной ситуации, сообщите о ней диспетчеру

Если вы всегда будете следовать этим трем простым правилам, то работа курьером станет не только успешной, но и позволит вам реализовать себя как настоящего профессионала. Как и в любой другой сфере деятельности, здесь можно быстро зарекомендовать себя и получить постоянный поток заказов, который обеспечит достойный заработок.

И последнее, любой профессиональный курьер знает, что перед тем, как приступать к выполнению заказа, необходимо не просто автоматически проложить маршрут, но и мысленно его пройти (можно, используя возможности Гугл-карт или другого приложения). Как правило, этим занимаются диспетчеры или координаторы, но нельзя исключать человеческий фактор.

Не во всех случаях специалисты составляют маршрут правильно и, вполне возможно, если вы предварительно с ним ознакомитесь, то сможете найти более эффективное решение. Чтобы легче было изучать маршрут, необходимо обзавестись несколькими хорошими картами города, где обозначены все объекты инфраструктуры, как уже было упомянуто выше.

Сервисы доставки еды: ошибки, из-за которых вы теряете клиентов | Rusbase

За последние 10 лет россияне привыкли к сервисам доставки еды.  Теперь мы заказываем домой или в офис не только роллы и пиццу, но и привычную домашнюю еду, десерты.

Жители больших городов за эти годы могли заметить, что удобство заказа, качество и скорость доставки выросли. Это произошло и за счет повышения конкуренции, и за счет внедрения новых технологий. Возможно, уже через несколько лет коробки с едой нам будут доставлять беспилотники.

Но пока это время не наступило, автоматизации подвергаются другие процессы. И вот почему. Сегодня все больше рестораторов понимают, что нужно выходить на рынок доставки еды. Главная причина — быстрый рост этого сегмента.

Если рынок традиционного общественного питания сейчас более или менее стабилен (после падения в 2014-2016 годах), то сервисы доставки еды показывают интенсивный рост.

Более того, по данным Delivery Club, средний чек в службе доставки выше, чем в ресторане: в Москве это 1604 рубля, в крупных городах России — около 1240 рублей. Пока что рынок доставки активно растет только в миллионниках и крупных городах, но эксперты полагают, что эта ситуация изменится в течение ближайших полутора-двух лет.

Все организации, работающие в сфере доставки еды, можно разделить на три типа: самостоятельные рестораны, ресторанные сети с колл-центром и компании без залов и официантов. В чем особенность каждого типа и какие типичные ошибки можно выделить?

Что главное для традиционного ресторана? Хорошая кухня, хорошее обслуживание, а с недавних пор — и возможность доставки блюд на дом. Даже в классическом заведении клиенты сегодня нередко просят доставить понравившиеся блюда им домой. Поэтому организация доставки для такого ресторана — необходимое условие и для расширения круга посетителей, и для удержания постоянных клиентов.

Многие рестораны сталкиваются с запросами на доставку и должны быть готовыми на них отвечать. При организации сервиса доставки одиночное заведение работает напрямую с клиентами, отвечая на звонки и обрабатывая заказы.

Первый тип — это отдельные рестораны, то есть не сеть. Хотя бывает, что и в сети каждый ресторан работает сам на себя, без общего колл-центра. И там все просто. Приходит заказ, ресторан обрабатывает его самостоятельно, общаясь с клиентом напрямую. Все нюансы — стоп-лист, увеличение времени доставки и прочее — решает ресторан. В таком случае или подключена АТС, или просто установлен телефон, что актуально для нового ресторана с небольшим количеством заказов.

Людмила Алямовская
Коммерческий директор Tillypad

Число заказов в несетевых ресторанах намного меньше, чем в тех компаниях, которые специализируются на доставке еды. Но и здесь возможны сбои.

  • Неумение планировать пиковые нагрузки.
  • Нехватка курьеров.
  • Неправильная обработка заказов.

Первые две ошибки связаны друг с другом. Если заведение не рассчитывает на большое количество заказов, то в пиковые дни — праздники и выходные — курьеров может не хватить, чтобы обработать даже пять-семь заказов, поступивших одновременно или за короткий срок.

Неправильная обработка заказов может быть обусловлена человеческим фактором: менеджер перепутал улицы, забыл, что нужно добавить в пиццу дополнительную моцареллу, опоздал с передачей заказа на кухню.

Решить эти проблемы поможет система автоматизации Tillypad. Режим «Доставка» удобно использовать в ресторанах, которые работают без колл-центров. В этом режиме сотрудник может принимать заказы от клиентов, контролировать их выполнение, назначать курьеров и проводить с ними расчеты.

При этом риск совершить ошибку и испортить заказ сводится к минимуму. Процесс доставки разбивается на несколько этапов, чтобы заказ не потерялся, не задержался и был приготовлен в соответствии со всеми пожеланиями клиента.

На каждом этапе заказу присваивается статус — «ждет начала приготовления», «начали готовить», «в пути» и так далее. Таким образом Tillypad помогает выполнять его в строгом соответствии с временными лимитами и очередностью.

Читайте также:  Федеральный закон №408 "о следственном комитете рф": изменения в 2019 году

Что происходит после того, как клиент позвонил в ресторан и заказал доставку блюд?

  • Менеджер принимает заказ, и система Tillypad фиксирует его.
  • Зарегистрированный заказ сразу же передается на кухню со статусом «ждет начала приготовления».
  • Повар готовит блюдо и сообщает о его готовности с помощью сканера штрих-кода.
  • Статус заказа меняется, и менеджер с помощью Tillypad назначает курьера для отправки. Система также берет на себя все моменты, связанные расчетами: вместе с заказом курьер получает кассовый чек, пречек заказа с указанным адресом доставки и при необходимости деньги для сдачи.
  • По окончании рабочего дня с каждым курьером происходит индивидуальный расчет на основе данных, внесенных в систему.

При желании каждому этапу — приготовлению блюд, доставке курьером — можно задать временное ограничение, чтобы более строго контролировать время доставки.

В режиме «Доставка» также удобно обрабатывать особые запросы клиентов. Нужно забрать еду из ресторана? Не вопрос. Сделать заказ заранее? Пожалуйста. Также менеджер может добавлять позиции в уже открытый счет, если клиент вспомнил о чем-то и решил сделать дозаказ.

Еще одно неоспоримое превосходство системы Tillypad — автоматическое определение номера звонящего. Как только на подсоединенный к POS-терминалу телефон поступает звонок зарегистрированного в базе клиента, автоматически открывается его личная карточка.

Поэтому оператор может не тратить время на заполнение контактных данных и адреса доставки. В карточке также сохраняется информация о предыдущих заказах, так что менеджер уже в курсе предпочтений клиента и может предложить ему дополнительные позиции.

Сетевые рестораны рассчитаны, как правило, на массового посетителя. Клиенту нравится, что заведения в одном и том же формате со схожей системой обслуживания и понравившейся ему кухней доступны сразу в нескольких районах города. Встречи с друзьями и деловые ужины можно назначать в удобном для всех месте.

Сеть из нескольких заведений по всему городу — это практически готовая база для организации сервиса доставки еды. Для этого вида бизнеса крайне важно наладить хорошо работающую курьерскую сеть, чтобы заказы приходили вовремя и в должном качестве.

Практика показывает, что экспресс-доставка еды — самый сложный сегмент не только в ресторанном бизнесе, но и в логистике. Если сравнивать этот бизнес с почтовой доставкой, то здесь курьер должен доставлять «посылку» (нередко хрупкую) в самые неожиданные точки города за 60-90 минут в любое время суток, независимо от пробок и погоды.

Когда есть колл-центр, то за все вопросы отвечает он. В этом и есть особенность организации доставки для сети ресторанов. Когда происходит какой-то сбой, например, заказ доставлен невовремя, блюдо помялось или остыло, оператор может присвоить карточке клиента бонус на следующий заказ. В дальнейшем, принимая заказ от этого клиента, оператор увидит, что нужно подарить морс или роллы, сделать скидку — неважно. Такие действия со стороны компании демонстрируют заботу о своем клиенте. Так и формируется лояльность. Решения по отмене заказа тоже лежат на колл-центре. Ресторан исключительно готовит еду и отдает ее курьеру.

Людмила Алямовская
Коммерческий директор Tillypad

Доставка из сетевых ресторанов организована по более сложным принципам, чем из отдельного заведения. Оператор колл-центра должен не только принять и оформить заказ, но и решить, из какой точки будет удобнее доставить еду по адресу, как лучше загрузить курьеров, чтобы они обслужили наибольшее количество заказов за один выезд. Какие здесь возможны ошибки:

  • Неумение планировать пиковые нагрузки.
  • Нехватка курьеров.
  • Перегрузка отдельных ресторанов — слишком много заказов.
  • Плохая работа курьеров.

Первые две ошибки типичны и для самостоятельных ресторанов. Последние две более характерны для сетевых проектов.

Например, при распределении заказов из колл-центра по ресторанам, где их будут выполнять, можно столкнуться с перегрузкой конкретной точки. Это случается, если из одного района города одновременно поступает много заказов, а оператор не учитывает текущую загрузку ресторана, работающего на этот район.

Еще одна проблема — недостаточный контроль за работой курьеров. Их может быть много, вручную за всеми не уследить.

И здесь автоматизация от Tillypad может стать решением всех проблем сразу. Для сетевых проектов система предлагает два режима работы: «Call-центр доставки» и «Доставка по заявкам call-центра». Первый предназначен для колл-центра, второй — для ресторанов, где готовят заказы. Но оба режима работают в связке.

Режим «Call-центр доставки» берет на себя все функции, связанные с работой по приему и распределению заказов. Здесь можно подключить мини-АТС, вести клиентскую базу и отслеживать этапы выполнения заказов, чтобы в любой момент предоставлять клиенту актуальную информацию об этапе приготовления его заказа и ориентировать по времени приезда курьера.

В режиме «Доставка по заявкам call-центра» работают рестораны или организации, куда колл-центр отправляет заявки для приготовления и сбора заказов. Ресторан оценивает свои возможности — нет ли риска перегрузить поваров, есть ли все ингредиенты для блюда — и сообщает в колл-центр о готовности выполнить задачу. После этого заказ поступает на кухню.

Когда заказ готов, колл-центр получает сообщение и приступает к выбору курьера и оформлению доставки, как и в случае с самостоятельным рестораном.

Для распределения заказов по конкретным ресторанам в систему выстроен геокодер, границы которого обозначаются заранее: из каких районов в какой ресторан направлять заказ. Поэтому система автоматически подскажет оператору, в какую точку лучше распределить тот или иной заказ. В Tillypad можно посмотреть тепловую карту заказов, чтобы узнать в какой район чаще доставляли еду.

Каждому заказу присваивается статус «приготовлен», «отправлен» и другие, какие-то из них отложенные — все это отображает Tillypad. Это называется «распределенная структура колл-центра». Даже мелочи, на первый взгляд незаметные, создают приятное впечатление. Например, вместо того, чтобы снимать трубку телефона или набирать номер, достаточно один раз нажать на кнопку прямо в программе — и звонок клиенту пойдет. CRM с категоризацией клиента у нас тоже есть. Это очень экономит время.

Людмила Алямовская
Коммерческий директор Tillypad

Пример: Сеть ресторанов «Две палочки»

Сеть ресторанов «Две палочки», представленная в Москве и Санкт-Петербурге, доставляет как пиццу-суши-роллы, так и традиционную домашнюю еду, горячие блюда, десерты и напитки. Компания внедрила у себя систему автоматизации Tillypad.

Мы автоматизировали сеть на системе Tillypad. Это позволяет нам оптимизировать работу со временем, процесс принятия и распределения заказов, что положительно влияет на качество финального продукта для клиента. Некорректное планирование заказов и график работы персонала могут привести к нерентабельности проекта. Это связано с неравномерным расходованием финансовых и человеческих ресурсов. С помощью программы Tillypad можно управлять временем доставки и загрузкой точек: для этого есть все инструменты.
Не стоит забывать про важную составляющую любого сервиса доставки — колл-центр. Его работу и выход операторов на службу также можно и нужно планировать, чтобы клиент не висел на телефонной линии в течение нескольких минут, пытаясь сделать заказ — можно потерять клиента уже здесь. На начальном этапе работы проекта можно лишиться до 10-15% заказов из-за того, что ресторан не успевает обработать и выполнить их. Лучше заранее позаботиться о поощрениях для недовольных клиентов, чтобы снизить этот процент и увеличить лояльность. 

Сеть ресторанов «Две палочки»

Наконец, фабрики-кухни без собственных залов и официантов полностью ориентированы на доставку еды. В этом сегменте клиента нельзя привлечь «модным местом», красивым интерьером или вежливым персоналом. Ставка делается исключительно на качество обработки заказов, оперативность доставки, качество и разнообразие блюд.

Есть третий вариант, когда ресторанов нет вообще. Возьмем обеды на неделю, когда офис заключает договор на доставку готовых бизнес-ланчей для сотрудников. Все обеды разграничены по дням: в понедельник привозят одно, во вторник — другое и так далее. Это исключительно служба доставки, где есть огромное производство. 

Людмила Алямовская
Коммерческий директор Tillypad

Для подобных проектов характерны те же самые ошибки, что допускают первые два типа организаций. Среди специфических ошибок можно отметить следующие:

  • Ошибки в работе с отменой заказов.
  • Отсутствие системы поощрения недовольных клиентов.
  • Отсутствие анализа причин отмены заказов.

Колл-центр может также принимать заказы с крупных агрегаторов — Delivery Club, Яндекс.Еда, ZakaZaka. Все эти действия обрабатывает Tillypad. Потом, конечно, все это можно проанализировать: сколько заказов поступило с сайта, сколько — из приложения, сколько было прямых на телефон, сколько — с Delivery Club… Плюс посмотреть, какое время самое загруженное, чтобы понимать, когда курьеры особенно востребованы. Кстати, мобильное приложение Tillypad Courier позволяет контролировать качество работы курьерской службы.

Людмила Алямовская
Коммерческий директор Tillypad

Сегодня в городах-миллионниках действуют несколько  крупных игроков рынка, плюс свое место ищут традиционные рестораны, которые быстро поняли потенциал этого бизнеса. Соответственно, конкуренция растет. В таких условиях скорость и качество доставки продуктов имеют решающую роль, и автоматизация всех процессов — ключевая необходимость.

  • Материалы по теме:
  • Восемь самых интересных стартапов для кафе и ресторанов в России
  • Кейс: зачем автоматизировать столовую
  • История успеха бара Pinch! — зачем технологии ресторанной сфере
  • Будущее фудтеха: какое направление выбрать предпринимателю, чтобы заработать миллионы
  • «Люди могут терпеть опоздание, но не будут терпеть несоблюдение качества либо некорректное к себе отношение»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *