Централизованные закупки по статье 26 Федерального закона № 44-ФЗ: сущность, порядок организации и проведения, плюсы и минусы

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Централизованные закупки по 44-ФЗ

  • Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный  орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.
  • Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.
  • Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:
  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Централизованные закупки по статье 26 Федерального закона № 44-ФЗ: сущность, порядок организации и проведения, плюсы и минусы

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

  1. Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

  2. Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

  3. Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:
  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Централизованные закупки по статье 26 Федерального закона № 44-ФЗ: сущность, порядок организации и проведения, плюсы и минусы

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Особенности централизованных закупок

Централизованные закупки — это вид закупочной деятельности, при котором один орган государственной власти наделяется полномочиями приобретать товары, заказывать работы и услуги, необходимые одновременно нескольким государственным заказчикам с целью дальнейшей их передачи искомым заказчикам.

Проведение закупок в централизованном порядке позволяет существенно снизить стоимость ТРУ, а также снижает нагрузку на самих заказчиков, поскольку обязанность по подготовке и ведению документооборота полностью ложится на уполномоченный орган.

Условно централизация может быть разделена на два вида: базовую и расширенную.

  1. В первом случае уполномоченный орган занимается непосредственно организационной и административной работой, а определение НМЦК, обоснование закупки, определение существенных условий и подписание контракта остаются обязанностью заказчика.
  2. Во втором случае центр может взять на себя все обязанности по проведению тендера вплоть до приёмки ТРУ.

Разделение обязанностей может проводиться и иными способами — суть разделения заключается в том, кто исполняет основные этапы процедуры.

Централизация закупок может проводиться как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Отличие заключается в том, что для 44-ФЗ статьёй 26 определено, что организация, осуществляющая централизацию, и государственные заказчики должны находиться на одном уровне: федеральном, муниципальном и т. д.

Для 223-ФЗ такого ограничения нет. Кроме того в качестве центра могут выступать в том числе и отдельные корпорации.

Решение об осуществлении полномочий заказчика централизованным органом принимается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта, органом местного самоуправления соответственно.

Полномочия заказчика при осуществлении централизованных закупок определяются Президентом или Правительством РФ — для федеральных закупок, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, местной администрацией — для закупок регионального и муниципального уровней.

Порядок организации

Отличие централизованной закупки от децентрализованной заключается в том, что при организации торгов без участия уполномоченного органа заказчик создаёт внутренний уполномоченный комитет по закупкам (или назначает конкурсного управляющего) и участвует в торгах полностью самостоятельно: оформляет документы, связывается с поставщиками, производит экспертизу и приём результатов исполнения контракта и т. д.

В целях централизации уполномоченный орган должен принять решение о создании или предоставлении существующему органу необходимых полномочий, в связи с чем принимается соответствующее решение. В этом же документе излагается ряд обязанностей, которые будет выполнять центр.

Читайте также:  Что должно содержать положение о закупке по 223-фз? порядок утверждения и размещения в еис, типовой образец для ооо

Осуществление централизованной закупки проходит следующие этапы:

  1. Обоснование потребности. В зависимости от вида централизованной закупки, этим может заниматься как центр, так и сам поставщик.
  2. Определение технических характеристик, количества ТРУ, иных существенных условий поставки.
  3. Поиск поставщиков. Этот этап полностью возлагается на уполномоченный орган.
  4. Ранжирование поставщиков от наиболее подходящего к наименее подходящему в зависимости от предлагаемых условий и цены.
  5. Заключение контракта на поставку.
  6. Контроль и учёт поставки ТРУ.

Контроль за результатами может осуществляться как силами заказчика, так и силами уполномоченной организации — в зависимости от того, какими полномочиями был наделён центр.

Плюсы и минусы

Использование централизованных закупок существенно экономит время и силы заказчика на выбор поставщика и организацию торгов. Кроме того, в зависимости от степени централизации, заказчик может быть полностью или частично избавлен от необходимости составления документов и ведения документооборота с поставщиком.

Поскольку уполномоченным органом по централизации может быть выбран только орган, обладающий высокой квалификацией в указанной области, заказчику не придётся беспокоиться за правильность проведения каждого отдельного этапа торгов.

Однако, помимо плюсов есть и минусы — это увеличенный срок процедуры, поиска поставщика и получения заказчиком необходимых ему ТРУ.

В связи с этим возникает необходимость тщательного планирования централизованных закупок для того, чтобы нужды организации были удовлетворены вовремя.

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, и для кого они нужны

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему возникла потребность в централизации закупок
  • Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ
  • Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
  • Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Это способ проведения торгов, предусматривающий определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. Рассмотрим в статье понятие централизованных закупок, их плюсы и минусы.

Почему возникла потребность в централизации закупок

jpg»>

Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе».

Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.

Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:

  1. Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
  2. Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.

Рассмотрим более подробно, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Как уже упоминалось, при данном методе предполагается объединение закупочных процедур по какому-то критерию.

При этом все фактические действия осуществляет один специально уполномоченный орган либо приобретающий наибольший объем покупатель.

В результате уменьшается количество проводимых процедур, а также сокращаются сроки выполнения заключенных договоров.

Централизация проводится по нормам, указанным в ст. 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Там же прописан подробный порядок определения прав и обязанностей для уполномоченных органов, занимающихся осуществлением централизованных закупок.

Несмотря на преимущества централизованного приобретения продукции, государственные закупки в России обычно проводятся децентрализованно. В этом случае покупатель полностью самостоятельно занимается процедурой закупки и активно в ней участвует. Это позволяет заказчику проконтролировать ее соответствие решаемым задачам.

Децентрализация предполагает, что каждый отдельный заказчик осуществляет закупочную деятельность для собственных целей без участия уполномоченных органов. При этом в организации создается закупочный комитет либо назначается конкурсный управляющий.

Тем не менее децентрализованная закупочная деятельность имеет и некоторые минусы. Например, для подрядчиков такие процедуры не слишком привлекательны.

Это связано с тем, что расходы на оформление необходимых документов и участие в торгах иногда почти равны возможной прибыли от контракта.

Подрядчик обязан создать комитет по закупочной деятельности, в который необходимо включить минимум пять человек. При этом не имеет значения общее количество сотрудников организации.

Также такая процедура влечет за собой дополнительные денежные расходы на зарплату персоналу, расширение штата, прохождение сотрудниками обучения в сфере закупочной деятельности.

С тем, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, мы уже разобрались. Теперь рассмотрим причины, по которым лучше закупать товары, работы и услуги централизованно.

Среди достоинств данного способа следующие:

  • Процедура выбора подрядчика становится значительно проще. Это связано с тем, что частично, а иногда и полностью, данные функции передаются уполномоченному органу.
  • Экономятся финансовые средства, полученные из бюджета. Предложенная продавцом цена может быть значительно ниже, чем при децентрализованном методе. Причиной этому является покупка уполномоченным органом большого объема продукции.
  • Заказчик получает максимальную пользу. Закупочная процедура проводится с четким соблюдением всех законодательных норм, поскольку уполномоченный орган представляет специалист высокой квалификации.

Минусами централизованного приобретения товаров, работ или услуг считаются следующие моменты:

  • Закупая что-либо централизованно, заказчик сталкивается с более длительным сроком выполнения договора. Это связано с большими объемами приобретаемых товаров, работ или услуг, чем при обычном тендере. Даже несмотря на существенную экономию, такой вариант иногда не подходит покупателю.
  • Круг возможных поставщиков значительно сужается из-за размера заказа. Конкуренция при этом намного меньше, поскольку для маленьких фирм выполнение подобных договоров попросту невозможно.
  • Процедура централизованного приобретения товаров, работ или услуг во многом схожа с совместными закупками.

В практической деятельности централизованные и децентрализованные закупки достаточно часто реализуются совместно. К примеру, централизованный способ подходит для сложных закупок, которые проводятся в форме аукциона или конкурса. Для простых закупок, таких как запрос котировок и предложений или приобретение товара у одного поставщика, уместна децентрализованная процедура.

Вышеуказанная схема используется некоторыми государственными и муниципальными органами. В частности, администрации Архангельской, Владимирской, Костромской, Калининградской областей применяют смешанную процедуру для приобретения товаров, работ и услуг, требующихся для их непосредственной деятельности.

В некоторых случаях метод проведения закупочной схемы выбирается исходя из договорной цены. Так, в Санкт-Петербурге при цене контракта свыше 50 миллионов рублей процедура проводится централизованно, при меньшей цене заказчик самостоятельно занимается оформлением.

Как видим, закупочная деятельность для государственных и муниципальных заказчиков может осуществляться или централизованно, или децентрализованно. При этом оба эти способа имеют как свои плюсы, так и минусы.

Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ

Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.

Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.

В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.

В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ).

На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик.

Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.

Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью.

Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов.

Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.

Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.

Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ мы подробно рассмотрели в предыдущих разделах. Теперь важно разобраться, как их правильно организовать.

Работа специальной централизованной организации, занимающейся закупочной деятельностью, инициируется подписанием соответствующего договора на региональном или муниципальном уровне. Данный документ определяет особенности деятельности уполномоченного органа, его полномочия и порядок взаимодействия с покупателями.

В договоре также непременно должны быть прописаны обязанности уполномоченного органа. В тексте отражаются следующие моменты:

  1. Процедура выбора поставщика. К примеру, в Калининградской области покупатель имеет право самостоятельного выбора исполнителя при цене контракта менее 500 тыс. рублей.
  2. Порядок формирования закупочного комитета. Уполномоченный орган может привлекать или не привлекать представителей покупателя к участию в работе комитета.
  3. Покупатели, в интересах которых будет работать централизованная организация. К примеру, в некоторых регионах центр может представлять почти всех заказчиков по 44-ФЗ, в других круг покупателей ограничен.
  4. Направления, в которых допускается проведение централизованных закупок. К примеру, медицинские препараты приобретаются согласно общей заявке через Минздрав. ПО отечественного производства также приобретается централизованно. Организацией процедуры занимается Минкомсвязи, а контроль осуществляет казначейство.
Читайте также:  Необходимые документы для регистрации права собственности на квартиру и особенность прохождения процедуры

Заявки участников рассматривает закупочный комитет, который состоит из покупателя и агентства. За этим следует составление и публикация протокола рассмотрения заявок на электронной торговой площадке и начало аукциона или конкурса. После их проведения комитет подводит итоги, а агентство обнародует соответствующий протокол на электронной торговой площадке.

Касательно проведения проверок централизованных закупок в ФЗ-44 информации нет. Однако в ч. 5 ст.

38 указано, что контрактная служба покупателя или контрактный управляющий несет ответственность в пределах своих обязанностей, не переданных в уполномоченный орган.

То есть проверки могут проводиться на общих основаниях, и каждая из сторон отвечает за свой участок работы в пределах собственных компетенций.

Проведение централизованной закупочной процедуры является достаточно сложным процессом. Однако у покупателя нет возможности самостоятельно решать вопрос об участии в данной процедуре, так как это нарушает законодательные нормы.

Итак, иногда централизованные закупки по 44-ФЗ – это хороший вариант при проведении крупных сделок, а также действенный механизм для экономии средств бюджета.

Централизованные закупки по 44-ФЗ: что это такое, когда и кем они проводятся?

В сфере госзаказа встречаются случаи, когда нескольким заказчикам нужно приобрести схожие или аналогичные товары, работы или услуги. Для экономии государственного бюджета и упрощения всего процесса и проводятся централизованные закупки. При этом создается специальный орган, который наделяется необходимыми для этого полномочиями.

В новой статье рассказываем, что это значит, какие виды таких процедур существуют, назовем обязанности заказчиков и уполномоченных органов, приведем конкретные примеры.

Что такое централизованная закупка по 44-ФЗ?

Закупки, которые проводятся не самим заказчиком, а уполномоченной на эти действия организацией, называются централизованными. При этом такая организация наделена правом подводить итоги мероприятия и определять победителя торгов, но сама заказчиком не является.

В сфере госзаказа такие процедуры регламентированы ст.26 44-ФЗ: какие органы могут быть для этого созданы и какими полномочиями наделяются, в каком порядке заказчики должны взаимодействовать с такими органами и т.д. А если для сравнения говорить о корпоративных закупках, то в 223-ФЗ «централизация» никак не прописана, и закон только в общих чертах говорит о проведении данных закупок.

Цель централизованных закупок – объединить несколько процедур по 44-ФЗ в одну масштабную процедуру на основании однотипных характеристик. А полномочия на их проведение возлагаются на стороннюю организацию, созданную государственными, региональными или муниципальными властями. Уровень таких организаций зависит от уровня заказчика.

Какие заказчики могут передать часть полномочий сторонним организациям? Назовем 3 категории заказчиков:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Местные администрации;
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).
  • Зачем нужны централизованные закупки? На это есть несколько причин, которые напрямую зависят от потребностей заказчика:
  • Во-первых, у заказчиков отпадает необходимость придерживаться специфичных и замысловатых схем при проведении закупок, «централизация» проводится в укрупненном и прозрачном виде.
  • Во-вторых, централизованные закупки по аналогичным товарам, например, стройматериалы или продукты питания, зачастую проводятся для нескольких заказчиков, что значительно уменьшает цену поставки и сокращает государственный бюджет, выделенный на мероприятие, ввиду большого количества приобретаемой продукции.
  • В-третьих, данная процедура строго урегулирована законодательством, где прописаны нормы и сроки, а также проводится одним ведомством, в котором представлена команда специалистов с необходимым уровнем компетенции и прошедшая обучение по таким мероприятиям.

Разумеется, как и в любой другой процедуре, здесь есть свои недостатки. Например, чем больше будет объем поставляемых товаров (оказываемых услуг), тем больше времени понадобится на согласование и подготовку документов. Соответственно, и исполнение контракта растянется во времени, а это не интересно ни заказчикам, ни поставщикам.

Некоторые поставщики среднего звена могут справедливо подумать, что из-за такого «увеличенного» объема закупаемых товаров, работ, услуг, они не смогут составить конкуренцию крупным компаниям и не видят смысла участвовать в централизованных закупках. Однако, исходя из сложившейся практики на рынке, можем заверить, что такое, конечно, может быть, но чрезвычайно редко. Поэтому не нужно бояться процедур с пометкой «централизованная».

Виды централизованных закупок

Рассмотрим 2 вида таких процедур, основываясь на нормах контрактного законодательства: базовые (ч.1 ст.26 44-ФЗ) и расширенные (ч.2-3 ст.26 44-ФЗ).

Первая категория предполагает, что главный орган осуществляет административные действия по процедуре, целью которых является определение исполнителя контракта. А обоснование закупки, определение условий контракта, НМЦК и заключение контракта должен выполнять только заказчик. Именно заказчик подписывает контракт с победителем и никто иной.

В качестве примера можно привести Клинское МР Московской области (постановление администрации №2822 от 21 декабря 2015 г.).

Центром (уполномоченной организацией) выступило МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), которое согласовывало с заказчиками планы-графики и выбирало способ определения исполнителя.

Учреждение подготавливало извещение и размещало его в ЕИС, организовывало совещания комиссии, обеспечивало информационную  конфиденциальность и сохранность документации. Все остальные действия выполняли заказчики (покупатели товара).

Такое взаимодействие не особо разгружает по работе контрактную службу заказчика, она работает в полную силу: составляет планирование, готовит закупочную документацию. Кроме этого, заказчик согласовывает некоторые действия с уполномоченной организацией.

Преимуществом данного сотрудничества является то, что центр оказывает поддержку и консультирует заказчика при проведении процедуры. Если в уполномоченном органе работают профессиональные кадры, которые полностью ориентируются в теме, то централизация будет максимально эффективной и продуктивной для заказчика.

Перечислим, какие обязанности выполняет специальный орган:

  • готовит извещение о предстоящем мероприятии и размещает информацию о проведении в ЕИС;
  • формирует состав комиссии по закупке, а также подготавливает все необходимые протоколы и размещает их в ЕИС;
  • размещает сведения о процедуре, проект контракта в ЕИС, чтобы потенциальные кандидаты могли их изучить;
  • обеспечивает информационную сохранность и безопасность;
  • обеспечивает сохранность документации о процедуре на необходимый срок.

Обязанности заказчика:

  • обоснование закупки, формирование НМЦК, выполняет все действия с момента определения исполнителя до подписания контракта с победителем и приемки работ;
  • подготовка плана-графика закупок исходя из собственных потребностей;
  • организовывает проведение общественного обсуждения, если того требует процедура;
  • выбор способа определения поставщика;
  • указывает порядок внесения обеспечительных мер – заявки и исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение документации о мероприятии и передача ответов в центр;
  • публикация в ЕИС отчетов об исполнении контракта;
  • заключение договора с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений, если конкурс или аукцион были признаны несостоявшимися.

Несмотря на то, что базовые центральные закупки никак не облегчают работу заказчика, этот вид остается самым популярным.

Однако допускается распределение функций и в ином ключе (расширенный вариант, в некоторых источниках такой вид процедур называют предметной централизацией). В этом случае уполномоченное учреждение выполняет практически всю работу: от планирования до исполнения контракта, приемки товара, обеспечения оплаты.

Например, нескольким школам или детским садикам нужно закупить методлитературу для преподавательского коллектива. При этом от самих учреждений требуется только сформировать потребность в данном товаре и обосновать проведение процедуры, все остальные действия выполнит центр. Заказчикам останется только подписать договор с выигравшим участником.

Этот вид упрощает работу заказчикам, так как освобождает их от большинства обязанностей.

Как проводятся?

Создаются уполномоченные органы и наделяются соответствующими полномочиями на основании принятого об этом решения. В нем же прописываются функции, которые должен осуществлять центр. На что следует обратить особое внимание:

  1. Выбор исполнителя. Например, в Калининградской области, где уполномоченный орган — это агентство по централизации закупок, заказчики могут самостоятельно выбрать поставщиков вне зависимости от вида закупок, если НМЦК — не более 500 тыс. руб.
  2. Состав закупочной комиссии. Уполномоченный орган сам решает включать в состав комиссии специалистов заказчика или нет.
  3. Для кого будет работать центр. В Саратове государственное учреждение по централизации закупок взяло на себя почти все такие процедуры и помогает заказчикам их реализовать (местные власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушве уполномоченный орган помогает только четырем определенным заказчикам.
  4. Предмет централизованной закупки. Лекарственные препараты приобретаются централизованно через Минздрав на основании сводной заявки-потребности (Приказ Минздрава № 357 от 10 октября 1996 г.). По закупкам программного обеспечения главным органом выступает Минкомсвязи (Постановление Правительства РФ № 658 от 8 июня 2018 г.), а проводит торги Казначейство.

Возникает вопрос: «А кто осуществляет надзор за правильностью проведения централизованных закупок, соблюдением всех норм и требований?». Как ни странно, но в 44-ФЗ нет ответа на этот вопрос. Но в ч.5 ст.

Читайте также:  Можно ли вернуть в магазин телефон взятый в кредит? Порядок действий

38 говорится, что контрактная служба заказчика (контрактный управляющий) несет ответственность за полномочия, которые не были делегированы центральному ведомству.

Следовательно, контроль за данными процедурами должен осуществляться в общем режиме, и исходя из того, что у заказчика и центра разный функционал.

Последние изменения

На официальном ресурсе Нормативных правовых актов (www.regulation.gov.ru) появился проект, который вносит корректировки в Постановление Правительства РФ № 658 от 8 июня 2018 г.

,  посвященное централизованным закупкам программного обеспечения для офисного использования, программного обеспечения для ведения бюджетного учета и программного обеспечения в области информационной конфиденциальности.

Смысл изменений можно свести к тому, что Минцифры не должно выступать в роли уполномоченной организации по централизованным закупкам названного ПО, находящегося под ведомством правительства. Министерство не будет планировать закупки, определять исполнителей, заключать договора, принимать работы. Все эти функции лягут на плечи непосредственно заказчиков.

К проекту прилагается пояснение о необходимости внедрения этих мер. После анализа реализации Постановления № 658 Министерство обнаружило аспекты, которые негативно отразились на исполнении регламента. Это в том числе:

  • не в полной мере реализован сбор нужд федеральных властей в лицензиях антивирусного ПО и ПО для офисов;
  • долгая передача лицензий ПО федеральным властям;
  • нет централизованных механизмов мониторинга даты активации и объема использования лицензий ПО на стороне федеральных властей.

В итоге таких неэффективных действий сроки полезного использования программного обеспечения уменьшились.

Одновременно с этим реализация Постановления № 658 дошла до того, что в кабинетах федеральных органов исполнительной власти массово стало применяться отечественное ПО, поэтому федеральные власти смогли сами приобретать отечественное программное обеспечение.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то, что порядок проведения централизованных закупок четко регламентирован и подробно описан в 44-ФЗ, они имеют как положительные, так и отрицательные моменты.

Из плюсов назовем следующее:

  • заказчик освобождается от ряда обязанностей при проведении процедуры, так как основную часть работы берет на себя уполномоченный орган. Таким образом, и ответственность для заказчика снижается в плане соблюдения сроков размещения всех сведений в ЕИС, если за это отвечает сторонняя организация;
  • заказчик в случае необходимости получает профессиональную поддержку со стороны компетентных специалистов центра, если в ходе проведения мероприятия возникают вопросы и неоднозначные ситуации;
  • при централизованных закупках создается более эффективная атмосфера для понижения цены поставщиками нежели в закупке одного заказчика. Тем самым значительно экономится бюджет заказчика.

Теперь о минусах таких процедур:

  • ввиду масштабности таких процедур исполнение работ или услуг поставщиком может растянуться на длительный срок. Несмотря на определенную выгоду от таких торгов, заказчик будет заинтересован в оперативном выполнении обязательств;
  • если один заказчик нуждается в проведении закупки, то ему нужно будет подождать, пока появятся еще заказчики с аналогичной потребностью, чтобы можно было провести централизованную закупку;
  • некоторым поставщикам не по силам выполнить большой объем работ или большую поставку, поэтому они отказываются от участия в таких торгах, что ведет к снижению конкуренции.

В заключение скажем, что не нужно путать централизованные закупки с совместными. В первом случае для их проведения создается специальный уполномоченный орган, а во втором — полномочиями на организацию процедуры может быть наделен один из заказчиков. В этом их ключевое отличие.

Как провести централизованные закупки? (ст. 26)

Ещё во времена Советского Союза многие вопросы управления, реализации стратегических решений по развитию предприятий решались в «Центре».

Решения этого Центра исполнялись беспрекословно (довольно часто с перегибами на местах), в целом Центр боялись и уважали. И уже тогда многие закупки для нужд отдельных предприятий тоже проводились централизованно.

Это и были предпосылки для статьи 26 в Законе о контрактной системе «Централизованные закупки».

Централизация закупок помогает сэкономить бюджетные средства и снизить нагрузку на Заказчиков любого уровня. Чаще всего на практике встречаются централизованные закупки продуктов питания для детских садов или лекарственных средств для больниц/поликлиник одного муниципального образования.

Централизованные закупки во многом схожи по технологии проведения с совместными закупками, которые мы рассматривали в предыдущей статье / материал можно посмотреть по ссылке. Но есть и свои отличия, безусловно. Разберемся во всём по порядку.

Кто организует централизованную закупку?

Централизованную закупку проводит уполномоченный орган или специализированная организация, которая наделяется некоторыми полномочиями Заказчика. Эта организация может быть создана для проведения закупки или это может быть уже действующий государственный или муниципальный орган, который и возьмёт на себя полномочия по определению Поставщика для соответствующих Заказчиков.

Все Заказчики, участвующие в закупке, должны принадлежать к одному уровню финансирования – федеральный, региональный или муниципальный.

При проведении закупки Заказчики должны делегировать полномочия по определению поставщика уполномоченному органу/специализированной организации (УО/СО). Объем полномочий может различаться:

  1. УО/СО отвечает только за процедуру выбора Подрядчика/Поставщика/Исполнителя. При этом определение НМЦК, условий ГК, подписание ГК выполняют сами Заказчики – ч.1 ст. 26 Закона о контрактной системе;
  2. УО/СО выполняет полномочия по п.1, а также осуществляет планирование закупок, отвечает за заключение и исполнение контракта – ч.2-3 ст. 26 Закона о контрактной системе.

В каждом регионе нашей страны есть Департаменты или Агентства по проведению закупок. Они-то, по сути своей, и являются уполномоченным органом или специализированной организацией.

Сотрудники этих организаций проводят централизованные закупки для государственных и муниципальных Заказчиков на территории, например, одного субъекта Российской Федерации.

Чаще всего это уже упоминаемые нами закупки продуктов питания или лекарственных средств.

Или другой пример. Федеральные ведомства (министерства или управления) проводят закупки для своих подведомственных организаций на территории всей страны.

Как правило, эти закупки имеют цену в несколько десятков миллионов и обеспечивают деятельность десятков и сотен подразделений от востока до запада и с севера до юга нашей Родины.

Например, в федеральных структурах часто так закупается компьютерное оборудование и форменное обмундирование, моторное топливо и запасные части для технически сложных аппаратов.

Как проводится централизованная закупка?

  • Кто бы ни проводил централизованные закупки именно в вашей организации, принцип и последовательность действий для участия в любой структуре примерно следующая.
  • Заказчик, желающий принять участие в централизованной закупке или (кого мы обманываем) Заказчик, обязанный принять участие в централизованной закупке должен сформировать заявку на участие в такой процедуре.
  • Заявка подготавливается на основании Плана закупок и содержит в себе обоснование НМЦК, проект контракта, техническое задание на выполнение работ /оказание услуг/поставку товара.

Далее УО/СО проводит анализ поступивших заявок и формирует документацию о проведении закупки. Проект документации направляется Заказчикам для согласования и подтверждения внесённой информации. После формируется Комиссия по проведению закупки.

Также, как и с обычной закупкой, извещение публикуется в ЕИС, а сама процедура закупки проходит на электронной торговой площадке (в свете последних изменений в Законе о контрактной системе уже нет смысла говорить о бумажных процедурах закупок, поэтому в пример приводится электронная процедура закупки).

Запросы на разъяснение положений документации, подача заявок, проведение торгов, подведение итогов — никакой из этих этапов не отличается по своей процедуре от обычной закупки. Порядок действий тот же, что и у рядового Заказчика, только все эти функции выполняет УО/СО.

Так ли хороша централизация как кажется?

Как и у любых процессов, централизованные закупки имеют ряд плюсов и минусов в своём проведении. Причем, минусов меньше, что, на первый взгляд, странно для специфики государственных закупок. С них и начнём.

К минусам централизованных закупок можно отнести следующие факторы:

  • за счёт количества закупаемых товаров, работ и услуг, а соответственно и количества Заказчиков, увеличивается срок подготовки документации о закупке и исполнения контракта. Особенно этот минус очевиден при освоении остатков лимитов денежных средств и проведении закупок в конце финансового года;
  • объединение однородных/схожих товаров, работ и услуг в одну закупку не всегда является плюсом для Заказчика, так как порой увеличение объема закупаемых ТРУ влечет снижение конкуренции между потенциальными участниками закупки.

Очевидными плюсами централизованных закупок служат следующие факторы:

  • высокая квалификация сотрудников, организующих централизованные закупки. Как правило, эти специалисты имеют самую высокую степень подготовки в области государственного заказа, постоянно обучаются, в курсе всех тонкостей Закона о контрактной системе, порой сами выступают преподавателями на курсах повышения квалификации государственных заказчиков. Так сказать «высшая каста» среди контрактных управляющих и работников закупочных комиссий.
  • за счёт бОльшего объема приобретаемых ТРУ цена контракта ниже, чем средняя на рынке. Опт дешевле розницы, это мы все прекрасно знаем. Но не стоит забывать, что этот плюс может обернуться и в минус, о котором мы писали выше.
  • облегчается работа контролирующих органов. Как бы это парадоксально не выглядело на первый взгляд, но очевидно ж, что одну крупную закупку проверить контролёрам легче, чем пять маленьких.

Удачных вам закупок, коллеги!

Нормативная база:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 08.06.2018г. №658

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *