Руководство пользователя еис: инструкция по работе в единой информационной системе на основании федерального закона №44-фз

С 2020 года для участия в госзакупках необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Рассказываем, что скрывается за этой аббревиатурой и как пройти регистрацию без стрессов

Единая информационная система закупок (ЕИС) — это интернет-портал zakupki.gov.ru, где размещены сведения о государственных закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В ЕИС вы найдете:

  • реестр заключенных контрактов;
  • планы-графики закупок;
  • данные о текущих закупках;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • отчеты заказчиков о проведенных закупках и заключенных договорах;
  • информацию о спорах и жалобах и пр.

ЕИС призвана сделать систему госзакупок понятной и прозрачной для всех участников процесса, тем самым снизить риск коррупции. Учреждения вправе создавать свои сайты для организации закупок, но с условием, что они будут интегрированы с ЕИС. В решении спорных ситуаций регулирующие органы будут опираться на данные Единой информационной системы.

Размещенная на ЕИС информация общедоступна, за исключением сведений, содержащих гостайну.

Кому и зачем нужна регистрация в ЕИС

С 1 января 2020 года регистрация в ЕИС — обязательное требование для участия в госзакупках (Постановление Правительства от 30.12.2018 № 1752). Она позволяет подавать заявки на закупки по 44-ФЗ, для субъектов МСП по 223-ФЗ и на тендеры по капитальному строительству по 615-ПП.

Поставщики, зарегистрировавшиеся в ЕИС, получают аккредитацию на восьми электронных торговых площадках (ЭТП):

  • Обратите внимание: регистрация в ЕИС обеспечивает аккредитацию на ЭТП только в секциях, которые регулирует 44-ФЗ. Для участия в торгах по другим правилам на каждой площадке надо проходить аккредитацию отдельно.

Как зарегистрироваться в ЕИС

Регистрация в ЕИС проходит в четыре этапа. 

Этап 1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги

Чтобы создать подтвержденный аккаунт на Госуслугах, руководитель должен внести личные данные, а затем подтвердить личность. Сделать это можно:

Создать подтвержденные учетные записи на Госуслугах должны все сотрудники, которые будут работать с закупками на восьми ЭТП, и обязательно руководитель. Именно с его аккаунта может быть зарегистрирована организация.

Этап 2. Создать профиль организации или ИП

Зарегистрировать юрлицо или ИП может только руководитель из своего личного кабинета. В созданном профиле на вкладке «Сотрудники» нужно внести информацию о тех, кто будет заниматься непосредственно закупками, определить их права и функциональные роли. При необходимости потом можно будет добавлять или менять ответственных.

После того как будут заполнены все данные о компании, система отправит их на проверку.

В конце статьи есть шпаргалка

Этап 3. Зарегистрировать компанию в ЕИС

Прежде чем начать работу в ЕИС, настройте компьютер. Подробная инструкция и необходимые плагины размещены на сайте госзакупок.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) 44-ФЗ/223-ФЗ

Для реализации закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд № 44-ФЗ, правительство России приняло решение о создании Единой Информационной Системы (ЕИС). Она расположена в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru и введена в эксплуатацию с начала 2016 года. Данная система призвана значительно облегчить процедуры закупки и сделать их более прозрачными.

Официальный сайт ЕИС

Это веб-ресурс, на котором собрана информация и соответствующая документация, касающаяся закупок товаров и услуг для обеспечения потребностей государственных и муниципальных учреждений. Её создание было обусловлено стремлением искоренить коррупцию и облегчить доступ ко всей информации о закупках для граждан России. Точное определение дано в статье 3 44-ФЗ.

Единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

На сегодняшний день ЕИС работает без существенных сбоев, однако реализованы еще не все задуманные функции, например разработчики не открыли доступ к подаче заявок на запросы котировок в электронном виде. Планировалось, что эта функция станет доступна в 2017 году, на данный момент эта дата перенесена на начало 2018 года.

ЕИС открыта не только для поставщиков и заказчиков, но и для всех граждан России. На этой площадке проходят общественные обсуждения закупок особой важности. Доступ ко всей информации полностью бесплатный. Не удастся найти в ЕИС только те сведения, которые содержат государственную тайну.

Требования к ЕИС и концепция ее функционирования была разработана Министерством экономического развития России. Ответственность за обеспечение ее работоспособности возложена на Федеральное казначейство.

По нормам статьи 4 действующего 44-ФЗ государственные организации вправе создавать собственные сайты, на которых публикуется информация о закупках. Сведения на них должны быть интегрированы с ЕИС.

При наличии разночтений истинными считаются данные, размещенные в ЕИС.

Какие сведения содержатся в ЕИС

Основной задачей ЕИС становится обработка, хранение и предоставление всем желающим информации, касающейся приобретения товаров и услуг для обеспечения потребностей государственных учреждений. В ней располагаются следующие сведения:

  1. Планы и план-графики закупок. На заказчика возложена обязанность выкладывать их исключительно в машиночитаемом виде, что позволяет легко находить и обрабатывать информацию. 
  2. Информация об исполнении планов закупок.
  3. Реестр контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  4. Извещения о реализуемых закупках и вся сопутствующая документация.
  5. Реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Перечень типовых контрактов и условий договоров, которые обязаны использовать заказчики.
  7. Реестр банковских гарантий.
  8. Список жалоб, плановых и внеочередных проверок. 
  9. Итоги аудита и мониторинга заказов.
  10. Отчеты заказчиков.
  11. Каталоги товаров и услуг, которые потребуются для обеспечения нужд государственных и муниципальных нужд.
  12. Сведения о среднерыночных ценах на товары и услуги.
  13. Прочие сведения, касающиеся государственных закупок.

Основным отличием единой информационной системы от ранее существовавшего сайта становится полная автоматизация процесса проведения закупки. Все внесенные сведения обрабатываются машинным способом. На основе этих сведений генерируется необходимая отчетность.

 

Основные функции ЕИС и ее взаимодействие с другими структурами

При помощи ЕИС реализуются следующие процедуры:

  1. Формируется и публикуется информация о проводимой закупке. При этом система взаимодействует с другими базами, что облегчает работу заказчика.
  2. Проводится контроль за правильностью и достоверностью всей опубликованной информации.
  3. Осуществляется плавный переход на использование ОКВЭД2 и ОКПД2. 
  4. Облегчается реализация возможностей компаний, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
  5. Обеспечивается доступ контролирующим органам ко всем сведениям.
  6. Реализуется возможность подачи заявок на участие в процедурах в электронном виде.
Читайте также:  Ликвидация и банкротство предприятия: в чем заключается разница? отличия и сравнение

Все документы, публикуемые в ЕИС, подписываются усиленной неквалифицированной ЭП. Для полноценной реализации всех вышеперечисленных функций сайт взаимодействует с другими системами. Это прописано в правилах пользования. 

Обеспечено взаимодействие ЕИС со следующими структурами:

  • Электронный бюджет – система управления финансовыми потоками государственных учреждений.
  • Электронные торговые площадки, обеспечивающие возможность подачи заявок на объявленные закупочные процедуры.
  • Системы для реализации закупок регионального или муниципального уровня.
  • Информационные структуры, находящиеся в пользовании Федеральной антимонопольной службы.
  • Портал государственных программ – информационная система, в которой содержится аналитическая информация.

Благодаря такой продуманной системе взаимодействия информационных структур обеспечивается полная доступность всех сведений. Удается снизить коррупционную составляющую при приобретении дорогостоящего оборудования и прочих товаров или услуг.

Преимущества и недостатки ЕИС

До 2016 для размещения в Интернете информации об осуществляемых закупках действовал ООС (Общероссийский официальный сайт). Он имел точно такой же адрес, что и ЕИС. При этом функционал системы значительно изменился. Среди основных преимуществ обновленной системы можно выделить:

  1. В ЕИС разрешено размещать документы только в машиночитаемом виде. Никаких фотографий и отсканированных образов в ней быть не должно. Благодаря этому существует возможность быстро искать и копировать любую информацию.
  2. Функционал обновленного сайта позволяет легко вносить, корректировать и искать информацию. В системе расположены данные о недобросовестных компаниях, а также последние новости из области государственных закупок. 
  3. Функционал системы позволяет пользователям подписаться на RSS рассылку. Благодаря этому специалисты могут максимально оперативно получать последние сведения о закупках.
  4. На сайте опубликованы обучающие видеоролики, которые помогут новичкам разобраться в основных нюансах работы с системой.    

Конечно же, на сегодняшний день назвать ЕИС идеальной нельзя. В первую очередь это обусловлено тем, что сайт нередко теряет работоспособность. Если это произошло во время размещения важной информации, заказчику рекомендуется делать скриншоты. Они помогут доказать, что срок пропущен по уважительной причине. 

Другим недостатком ЕИС можно назвать отсутствие функционала, предупреждающего об ошибках, приводящих к ограничению конкуренции.

Особенности работы с ЕИС

ЕИС делится на две части: открытую и закрытую. Доступ в открытую зону свободен для всех. Любой желающий может просматривать информацию. Попасть в закрытую часть могут только пользователи, прошедшие процедуру регистрации. 

Создание личного кабинета на сайте требуется только для заказчиков. Им придется заполнить все реквизиты и основные сведения о своей организации. При этом сведения подписываются ЭЦП. 

В закрытой части ЕИС публикуются планы и план-графики закупок, извещения и вся необходимая документация, а также отчеты и прочие сведения. Порядок их размещения регламентируется нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ.

ЕИС – вспомогательный инструмент, который облегчает взаимодействие потенциальных поставщиков и заказчиков. Ее работа регламентируется 44-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ №996 от 30 сентября 2014 года. Правила эксплуатации системы прописаны в постановлении №36 от 23.01.2015 г. При соблюдении всех правил ЕИС поможет поставщикам и госучреждениям находить друг друга.

Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ: что нужно знать

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие и типы заказчиков
  • Права и ответственность заказчика
  • Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика
  • Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ
  • 6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ имеет свои подводные камни. В сфере закупок, согласно действующему законодательству, ключевой фигурой является именно заказчик. Существует несколько разных его типов, на основе которых закон использует различные уровни финансирования.

Любой заказчик наделен конкретными правами и ответственностью. Однако они были слегка изменены в 2020 году в рамках 44-ФЗ. Правки коснулись именно передачи полномочий. Если перед заказчиком стоит такая потребность, то стоит тщательно разобраться в данном вопросе, чтобы не заработать штраф за неверные действия. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Понятие и типы заказчиков

Перечень экономических субъектов в России, которые могут осуществлять закупки за бюджетные средства, приводится в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок».

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, заказчики подразделяются на государственных и муниципальных. Такая классификация установлена статьей 3 закона 44-ФЗ.

 

Но законом предусмотрен еще один тип классификации заказчиков на основании их организационно-правовой формы. Это позволяет более точно определить полномочия различных категорий организаторов закупок.

Каждому типу заказчиков присущи свои характеристики и особенности, позволяющие определить их к конкретной категории.

1. Государственный заказчик

Таковым является юридическое лицо, действующее от имени Российской Федерации или ее субъекта. Государственный заказчик организует закупки, на которые деньги выделяются из федерального и регионального бюджетов.

2. Муниципальный заказчик

Это также организация, имеющая статус юридического лица, которая действует от имени муниципальных властных структур и осуществляет закупки для своих нужд. Источник финансирования в данном случае – муниципальный бюджет.

Читайте также:  Посещение больных в больнице в период карантина и обычное время

3. Бюджетное учреждение

Эта категория экономических агентов, имеющая полномочия осуществлять закупки за бюджетные средства на основании Федерального закона № 44-ФЗ. Причем деньги выделяются в ограниченном количестве из государственных или муниципальных бюджетов в виде субсидий и грантов.

В связи с этим бюджетные учреждения привлекают дополнительное финансирование и при закупках руководствуются нормами Федерального закона № 223-ФЗ. Указанный закон устанавливает порядок проведения закупок для определенных категорий юридических лиц.

4. Унитарное и автономное предприятие

Для данных экономических субъектов закон устанавливает необходимость придерживаться положений 44-ФЗ при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд в следующих случаях:

  • предмет закупки является капитальным вложением в государственную или муниципальную собственность, а сделка финансируется из государственного или муниципального бюджета;
  • закупка финансируется из бюджета соответствующего уровня и реализуется для нужд бюджетного учреждения, которое передает право осуществлять закупки унитарному или автономному предприятию, действующему на основании безвозмездного социального соглашения.

5. Юридическое лицо с государственным инвестированием

Данные организации государственного либо муниципального уровня признаются участниками контрактной системы в том случае, если получили государственные инвестиции либо становятся участниками инвестиционного проекта, целью которого является строительство, техническое перевооружение или реконструкции действующих объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. Еще одно обязательное условие – данные экономические агенты не должны являться властными структурами.

Права и ответственность заказчика

Контрактная система предусматривает, что любой экономический агент, осуществляющий закупку в соответствии с законом 44-ФЗ, наделен определенными полномочиями:

  • составление планов закупок на основании выделенных из бюджета средств и реальных потребностей субъекта;
  • организация конкурентных процедур для выбора исполнителя заказа в целях удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика или реализация закупки неконкурентным способом;
  • заключение контракта с выбранным исполнителем;
  • организация надзорных мероприятий для обеспечения соблюдения требований закона при осуществлении закупок для нужд бюджетных организаций;
  • реализация аудита и внутреннего контроля для обеспечения соблюдения принципов контрактной системы.

Все указанные выше сведения готовятся на основании требований закона и направляются в контролирующие органы, а также размещаются в ЕИС в определенные сроки.

Особо следует подчеркнуть, что вся информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Таким образом реализуется один из принципов контрактной системы – ее открытость и прозрачность. Потенциальные исполнители на основании этих сведений могут составить собственное мнение о заказчике, принимая решение об участии в тендере.

В Федеральном законе о контрактной системе 44-ФЗ установлены также санкции за нарушение его требований. Государственные и муниципальные учреждения, а также должностные лица, не соблюдающие законодательство при проведении закупок, несут ответственность и наказываются в административном и даже уголовном порядке.

Если контролирующие органы выявляют нарушения закона, то заключенный контракт может быть расторгнут, а на виновных накладываются санкции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий для покупателя и государства.

Суммы штрафов за несоблюдение закона установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Помимо этого, могут применяться и иные санкции, такие как, например, дисквалификация на определенный срок.

Размер штрафа определяется тяжестью нарушения, а также статусом субъекта, к которому он применяется.

Должностные лица организатора закупок, виновные в допущенных нарушениях, наказываются штрафами от 3000 руб.

Такое минимальное наказание следует за несвоевременную публикацию информации в Единой информационной системе в нарушение требований закона 44-ФЗ.

Для юридических лиц в этом случае штраф составляет 10 000 руб. – это наименьшая сумма штрафных санкций, предусмотренная кодексом для организаций.

Наибольший размер штрафа, который может быть взыскан с должностного лица, составляет 50 000 руб., а с юридического – 500 000 руб. Подобные санкции применяются при выявлении существенных нарушений законодательства. Таковым, например, считается несоблюдение требований закона при проведении процедуры выбора поставщика.

Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика

В целом в свете законодательства о контрактной системе передача полномочий заказчика по 44-ФЗ является скорее исключительным действием.

В ходе реализации контракта, могут возникнуть обстоятельства, когда права и обязанности заказчика переходят к иному юридическому лицу. В связи с этим на основании статьи 95 закона 44-ФЗ в контракт вносятся изменения путем заключения дополнительного соглашения.

В данном документе должно быть прописано, что все права и обязанности прежнего заказчика по контракту в полном объеме передаются его правопреемнику.

В каких случаях возможна передача полномочий заказчика по 44-ФЗ? Как правило, это реорганизация покупателя или его слияние с другим экономическим субъектом, при этом образуется новое юридическое лицо.

Также необходимость в передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ возникает в том случае, когда закупка проводилась с целью использования имущества (движимого либо недвижимого), права на которое впоследствии передаются другому юридическому лицу.

Федеральный закон 44-ФЗ признает заказчиков одним из основных звеньев контрактной системы, наделяя их широкими полномочиями.

Но одновременно с этим статус заказчика накладывает серьезные обязательства и соответствующую ответственность за несоблюдение требований закона.

За нарушение его положений административная ответственность в виде штрафа предусмотрена как для самого юридического лица, так и для должностных лиц – контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы, по вине которых допущены нелегитимные действия.

Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ

Если вы попробуете найти практические рекомендации, как именно проводить закупки по 44-ФЗ, что по большей части обнаружите некие рассуждения по поводу функционирования контрактной системы и распределения обязанностей при организации закупок, при этом в пример приводятся совершенно нереальные организации, в огромном штате которых есть какие угодно специалисты.

Читайте также:  Заявление на возврат 3-НДФЛ: образец новой формы документа, порядок и правила заполнения

Отдел планирования составит все нужные планы, другие сотрудники обоснуют закупки, еще один отдел займется непосредственно проведением конкурсных процедур.

И вся эта деятельность проходит под бдительным надзором юридической службы, которая контролирует все этапы и документы на предмет соблюдения закона, помогая при необходимости решать проблемы.

Есть и специалисты, которые заключают контракт, а на бухгалтерию возложена функция проводить платежи и следить за исполнением договора. Есть также ответственный за публикацию данных в ЕИС.

То есть целый огромный аппарат, действующий подобно отлаженному механизму, где каждый своевременно выполняет свой участок работы и передает ее следующему отделу. При этом все отлично разбираются не только в своих обязанностях, но и в нормах закона 44-ФЗ непосредственно по своей деятельности, а также четко представляют себе степень ответственности.

Но увы, в реальности вы такого не встретите. Даже на крупных предприятиях, имеющих контрактную службу, работа строится совсем по-другому. А в большинстве случаев, как правило, у заказчика есть должность контрактного управляющего, и чаще всего ее занимает человек, у которого есть, помимо этой, другая работа – он может быть экономистом, юристом или даже завхозом.

Такому специалисту приходится самостоятельно налаживать закупочную деятельность своей организации на основании требований контрактной системы. Надо сказать, что создать эффективный работающий механизм не так просто.

Получается, что контрактный управляющий в одиночку вынужден разбираться с нюансами закона и практической стороной проведения закупок.

Такая ситуация существует в подавляющем большинстве учреждений, участвующих в закупочной деятельности.

В результате контрактному управляющему в сжатые сроки приходится осваивать тонкости самой контрактной системы (что само по себе непросто) плюс разбираться в специфике товаров, работ и услуг, которые предстоит закупать.

Ведь закон требует при проведении закупки составить техническое задание, обоснование, провести конкурсную процедуру, разместить информацию в Единой информационной системе, подписать контракт. А после этого нужно принять результаты, возможно, понадобится экспертиза. И это далеко не полный перечень работ, которыми вынужден заниматься контрактный управляющий.

Фактически специалист оказывается в ситуации, когда он пытается объять необъятное. Для того чтобы закупки проводились эффективно, покупателю необходимо оптимально распределить полномочия и обязанности в своей организации.

6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

  1. Прежде всего проблему должен увидеть и осознать директор учреждения. Ему следует проявить инициативу и распределить между подразделениями своей организации обязанности по проведению закупок.

    Только таким образом можно обеспечить оптимальное взаимодействие отделов и специалистов в рамках закупочной деятельности. Ведь никто из работников, имея определенные обязанности, не захочет добровольно взваливать на себя дополнительные, еще и весьма ответственные.

    Поэтому потребуется волевое решение руководства по передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ разным сотрудникам, а следовательно, нужно убедить директора в необходимости подобных действий.

  2. Ответственность за деятельность в рамках закона 44-ФЗ возлагается в том числе и на организацию-заказчика, поэтому руководитель должен понимать, что не следует все взваливать на одного контрактного управляющего.

    Всему коллективу надо принимать посильное участие в закупочной деятельности, потому что контрактный управляющий не в состоянии обеспечить стопроцентное соблюдение закона, если все остальные полностью устранятся.

  3. Правильно организованная закупочная деятельность начинается с создания локального акта, в котором расписаны функции и передача полномочий заказчика по 44-ФЗ различным отделам и специалистам.

    Соответственно распределяется и ответственность, поэтому при выявлении ошибок и претензий со стороны контрольных органов можно установить виновного, допустившего нарушение на определенном этапе.

  4. Задача контрактного управляющего – аккумулировать и анализировать информацию по закупкам, распределять задачи.

    Именно это специалист лучше всех разбирается в требованиях закона 44-ФЗ, работает в Единой информационной системе, поэтому он должен координировать всю деятельность. От директора требуется наладить взаимодействие между контрактным управляющим и остальными отделами и специалистами, чтобы последние выполняли поручения первого, в срок передавали нужные данные.

  5. Каким бы грамотными ни был контрактный управляющий, охватить все сферы деятельности одному человеку не под силу. Поэтому имеет прямой смысл привлекать других сотрудников по профилю закупки для создания приемочных и экспертных комиссий.

    Это позволит заказчику заручиться профессиональным мнением при приемке ТРУ по контракту, что полностью соответствует как интересам самого покупателя, так и требованиям закона 44-ФЗ.

  6. Реализуя передачу полномочий заказчика по 44-ФЗ структурным подразделениям, необходимо руководствоваться следующим основным принципом: работники привлекаются к закупочной деятельности в той части, которая максимально соответствует их основным обязанностям в организации. То есть нет смысла поручать работу тем специалистам, которые понятия о ней не имеют, а, наоборот, следует задействовать наиболее компетентных сотрудников.

Поскольку у большинства бюджетных учреждений всегда небольшой штат, они не могут позволить себе специальную контрактную службу, ограничиваясь одним управляющим. Но если весь коллектив будет по мере сил и компетенций оказывать ему содействие (что не так сложно), то от этого выиграет вся организация. Есть наглядные примеры эффективного сотрудничества не только внутри одной организации, но и разных ведомств.

Практика многих учреждений говорит о том, что подобный подход позволяет эффективно организовать закупочную деятельность. Следует признать, что на сегодняшний день такое решение является самым целесообразным.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *