Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и сроки

Процедура регистрации и закрытия любой фирмы должна осуществляться строго по правилам. В рамках данной статьи рассмотрим, каким образом осуществляется принудительная ликвидация юридического лица.

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и сроки

Что говорит закон

Ежегодно в ЕГРЮЛ регистрируются тысячи новых организаций. Прекращают свою деятельность еще большее их количество. Только за период 2017 года из перечня реестра было исключено почти 500 тыс.

компаний. Причины и мотивы у каждой организации свои. Существенное их количество подверглось принудительной ликвидации. Основные этапы данной процедуры изложены в ФЗ № 127 о банкротстве.

Можно сказать, что принудительная ликвидация используется государством в качестве карательной функции. Она имеет место, если структуры, осуществляющие контроль за деятельностью юрлиц, выявят в ней существенные нарушения закона. Принудительная ликвидация невозможна без судебного иска, подаваемого заинтересованным лицом. И проводится по решению Арбитражного суда.

Кроме вышеозначенного закона при ликвидации организации опираются на ст. 61 ГК РФ, в которой четко изложен порядок проведения процедуры и функции лиц – участников.

Возможные причины

В Гражданском Кодексе обозначены основные причины, по которым юрлицо может быть подвергнуто ликвидации. К таковым относится:

  • Окончание временного периода, на который организация изначально создавалась;
  • Цели и задачи, для которых структура регистрировалась, полностью выполнены и достигнуты;
  • Деятельность фирмы перестала приносить доход своим учредителям (или членам);
  • Среди руководителей структуры наметились противоречия, которые невозможно разрешить в рамках существования организации и пр.

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и срокиЛишение права специальной деятельности, как вид наказания в административном праве РФ

Эти причины относятся к добровольной ликвидации, но становятся толчком к процессам, которые приводят уже к ликвидации принудительной. ГК РФ определяет причины и для данной процедуры:

  • В ходе проверки выясняется факт, что при регистрации юрлица был нарушен закон;
  • У организации отсутствует основная первичная документация, например, Устав;
  • Фирма осуществляет деятельность без получения обязательной лицензии и сертификатов;
  • Следственные или проверяющие органы установили, что структура занимается противозаконной деятельностью и пр.

Кто может инициировать

Принятие решения о ликвидации осуществляется на основании искового заявления. Круг лиц, которые могут стать инициатором ограничен:

  • Кредиторы, перед которыми у юрлица образовалась существенная задолженность. Это может быть и физическое лицо, и организация;
  • ЦБ РФ в случае, если выяснится, что организация оказывала банковские услуги, не имея на это соответствующей лицензии;
  • Антимонопольный орган, который, если в ходе проверки будет установлен тот факт, что юрлицо в своей деятельности использовало приемы недобросовестной конкуренции с целью выживания с рынка иных фирм;
  • Большинство исков по ликвидации инициируются налоговым органом. Причин у такого явления может быть множество. Все чаще налоговики подают иски, если обнаруживается недостоверность юридического адреса, предоставленного в ЕГРЮЛ или при фиксации чистых активов, размер которых не поднимается выше минимального в течение двух лет;
  • Регистрирующие органы при выявлении противоречий в первичной документации организации, отсутствии полной уплаты по уставному капиталу и пр.;
  • Прокуратура при условии, что возникает необходимость защиты от действий организации интересов государства, физических и юридических лиц.

Процедура проведения

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и срокиЧитайте: Штрафы при банкротстве и ликвидации

У большинства сложился стереотип, что если организацию принудительно закрывают, значит, она – банкрот. Но так бывает не всегда. При обнаружении грубых нарушений, которые сложно исправить, структуру тоже закроют. Правда, как показывает практика, при ликвидации находится сразу несколько причин.

Выясним поэтапно, как проходит закрытие:

  • Арбитражный суд выносит решение о ликвидации фирмы;
  • Создается ликвидационная комиссия или назначается ответственное лицо;
  • Сведения о решении публикуются в специализированном «Вестнике». С этого момента у кредиторов имеется два месяца на подачу претензии в адрес юрлица;
  • Устанавливается перечень возможных кредиторов, которым рассылают письменные уведомления о ликвидации;
  • Рассчитывается дебиторская задолженность;
  • По прошествии двух месяцев составляют промежуточный баланс с указанием всех активов и пассивов организации;
  • Осуществляют выплаты всем кредиторам. В первую очередь – государственным структурам и негосударственным фондам. Если предприятие – предположительный банкрот, то возбуждается дело о признании юрлица банкротом;
  • Выплаты учредителям в соответствии с внесенными ими долями из средств, которые остались после погашения всех задолженностей перед кредиторами и расчетов с персоналом фирмы;
  • Составление окончательного баланса;
  • Баланс и прочие документы передают в налоговую службу с целью уведомления ЕГРЮЛ для исключения из перечня юридических лиц;
  • Учредители организации получают свидетельство о ликвидации организации.

Как предотвратить ликвидацию

Последствия правонарушений для организации могут быть самые печальные. Избежать участи ликвидации возможно, хотя бы, не совершая их. Однако, если так случилось, то каждому юридическому лицу предоставляется шанс, чтобы все исправить.

Если контролирующий орган выявил нарушения в ходе проверки, то исковое заявление в суд подается не сразу. У организации есть минимум месяц на устранение недостатков.

Чтобы вопрос о закрытии фирмы не встал перед ее владельцами, необходимо:

  • Вовремя составлять и подавать финансовую отчетность в налоговые органы;
  • Отслеживать внутренний документооборот;
  • Не участвовать в противоправных сделках;
  • Следить за наличием лицензии и сертификатов на товары и оказание услуг;
  • Отслеживать изменения законодательства, касающиеся деятельности организации;
  • Вовремя сверять имеющиеся активы и пассивы компании, не допуская увеличения долгов по сравнению с имуществом юрлица.

Ликвидация организации – процедура долгая. Минимальный срок для нее – это полгода. Но может затянуться и на несколько лет, особенно при наличии большого количества кредиторов.

Поделиться ссылкой:

Ликвидация юридических лиц: порядок, основания и инструкция

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и сроки

Нередко владельцу компании или членам общества приходится ставить вопрос о ликвидации деятельности. Причинами такого поведения могут стать многие факторы. О них, видах ликвидации, документальном обеспечении процедуры и порядке ее проведения и пойдет речь в данной статье.

Понятие ликвидации юридического лица

Создание и ликвидация предприятия являются основными юридическими процедурами любой компании. Первое означает, что она только начала свое функционирование, второе – что закончила.

Ликвидация юридического лица – это порядок действия, ориентированный на прекращение его функционирования. При этом полномочия к другим лицам не переходят. И в этом заключается основополагающий контрастный признак ликвидации, ставящий его в противоположный ряд в сравнении с другими формами реорганизации.

Важно! Каждая резолюция о ликвидации юридического лица обязательно должно быть зафиксировано в ЕГРЮЛ.

Основания ликвидации юридического лица

Для закрытия юридического лица должны быть веские мотивы, которые влияют на постановление учредителей. Причем необязательно это будет процесс ликвидации юридического лица. Возможно использовать и альтернативные ликвидации методы, которые не связаны с полным прекращением деятельности, а влекут за собой какие-то изменения.

Возможны следующие случаи, которые побуждают участников компании задуматься о ее ликвидации:

  1. Представители компании по истечении времени имеют полное право на смену деятельности. Вот только данная процедура должны быть произведена с учетом законодательно установленного регламента по модификации уставных документов.

  2. Предусматривает не смену самой деятельности, а трансформацию формы юридического лица, желающей работать в ином ключе.

  3. ООО как форма юридического лица популярна тем, что его можно продать. Т. е. если собственник видит, что не может больше «тянуть бизнес» или желает заняться совершенно другой деятельностью, он может просто продать свое детище.

  4. Связана со сменой всей системы бизнеса, на что могут оказать влияние многие факторы как внутренние, так и внешние.

  5. Одной из самых прописных причин ликвидации юридического лица является неспособность его владельца выплатить все долги кредиторам. В этом случае процесс ликвидации будет включать в себя еще и процедуру по декларированию компании банкротом.

  6. Принять решение о ликвидации юридического лица могут и судебные органы. Поспособствовать этому могут нарушения в ходе осуществления деятельности Конституции РФ или несоответствие работы фирмы целям, отраженным в уставе.

Надо знать! Банкротство считается лучшим способом ликвидации юридического лица. Это законная процедура позволит избежать как выплат по долговым обязательствам, так и долгих судебных тяжб.

Факторы, побудившие владельца компании постулировать о ликвидации, могут быть не только внешними. Важную роль играет и внутренняя обстановка в коллективе. Если члены команды не могут функционировать друг с другом, что в итоге приводит не к процветанию компании, а к ее упадку, то стоит задуматься о прекращении деятельности.

Способы ликвидации юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано на добровольных началах и в принудительном порядке. Подробная инструкция по ликвидации ООО в 2020 году приведена в отдельной статье.

Читайте также:  Как рассчитать количество дней отпуска при увольнении?

Добровольное прекращение деятельности исходит от учредителей компании. А его причинами могут быть:

  • нерентабельность бизнеса;
  • достижение целей создания фирмы;
  • истечение срока деятельности юридического лица;
  • нереальность продажи бизнеса и прочее.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению судебных или уполномоченных государственных структур.

Известны также две формы ликвидации юридического лица:

  1. Классическая
  2. Альтернативная

Порядок прекращения функционирования по классической форме

Данная форма предполагает закрытие юридического лица без снижения рисков в случае проверки со стороны налоговой службы. Она приемлема для тех компаний, которые могут исполнить все свои обязательства и погасить имеющиеся долги. Итог – прекращение деятельности без штрафных санкций и ненужных процедур.

Классическая ликвидация предписывает следующий порядок ликвидации юридического лица:

  1. Оно может быть сделано как одним лицом, в случае, если он является единственным представителем компании, так и собранием учредителей. Во втором случае необходим подписанный всеми участниками протокол.

    Решение должно быть принято только после тщательной оценки внутренних и внешних причин, побудивших к нему, а также прогноза возможного развития событий.

  2. Комиссия наделяется всей компетенцией, необходимой для осуществления процедуры ликвидации компании.

  3. Данный этап ликвидации предприятия связан с предоставлением в ИФНС соответствующего заявления и отражения информации о том, что фирма пребывает в стадии ликвидации в ЕГРЮЛ.

  4. Это необходимо, чтобы о намерениях компании узнала общественность, особенно организации – должники. Источником публикации обычно является издание «Вестник государственной регистрации».

  5. Сделать это нужно в персонифицированном и обязательном порядке. Цель – дать возможность кредиторам выставить свои требования к ликвидируемой компании.

  6. В случае неясностей или подозрений налоговая служба может осуществить выездную проверку, поэтому следует привести в порядок все отчетные и финансовые документы.

  7. Каждый сотрудник должен получить личное уведомление не позднее, чем за два месяца до предстоящей ликвидации. Также необходимо передать данные по каждому лицу в центр занятости.

  8. Он составляется только после истечения сроков требований кредиторов, т. е. через два месяца после публикации сведений о предстоящем закрытии фирмы.

  9. При этом нужно соблюдать следующую очередность:

    • лица, перед которыми компания несет ответственность за причиненный моральный или материальный вред;
    • персонал;
    • бюджет и внебюджетные фонды;
    • прочие долги.
  10. Данный этап начинается только после выплаты всех долгов. Также он предусматривает дележ оставшихся активов между учредителями исходя из их доли в уставном капитале.

  11. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и получения свидетельства о регистрации.

Альтернативная форма ликвидации юридического лица

Альтернативная форма связана с задействованием таких приемов, как:

  • замена генерального директора;
  • изменения в учредительном составе;
  • реорганизация путем присоединения или слияния и так далее.

В этом случае ликвидация юридического лица влечет за собой ситуацию, при которой фирма как бы продолжает иметь место и не является закрытой в прямом смысле.

Что нужно сделать после прекращения деятельности: порядок действий

После сообщения о ликвидации юридического лица и получения соответствующей бумаги необходимо предпринять следующие шаги:

  • закрыть банковский счет;
  • уничтожить печатный штемпель;
  • сдать весь документооборот в архив.

Только после этого можно забыть о ранее осуществляющем свою деятельность обществе.

Порядок ликвидации юридического лица сложный и кропотливый. Прежде чем резолюция о прекращении деятельности вступит в силу, нужно взвесить все «за» и «против» и оценить возможные отголоски от ликвидации. Может, лучшим решением станет альтернативные способы ликвидации или признание юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица: виды, порядок, основания и последствия

Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и сроки

Юридическое лицо – это компания, деятельность которой официально подтверждена в регистрационных органах. Его отличительной особенностью должно быть владение обособленным имуществом, за которое оно несет ответственность. В связи с различными проблемами (например, убыточность бизнеса) может быть принято решение прекратить деятельность компании. Для этого законодательство РФ подробно разработало специальную процедуру – ликвидация юридического лица. Данный процесс разделяется на несколько видов, каждый из которых отличается между собой основанием и порядком прекращения деятельности.

Что такое процедура ликвидации юрлица?

Прекращение деятельности юридического лица – это лишение его всех прав и обязанностей в результате ликвидации. Отличительной особенностью процесса является то, что права и обязанности не могут переходить к другим участникам компании, которая ликвидируется.

Тем не менее, законодательство оставляет возможность сингулярного наследования. Например, после прекращения деятельности юридического лица его права могут переходить к кредиторам в качестве погашения задолженности.

Более того, в случае наличия нескольких участников ООО, после удовлетворения требований заимодателей в полном объеме, они могут получить так называемое остаточное имущество ликвидируемого юридического лица.

Порядок прекращения деятельности юридического лица – достаточно сложный процесс по сравнению с той же регистрацией ООО, поэтому эта процедура не обходится без разработки четкого плана действий, основанием для которых служит законодательство РФ.

Цель разработки алгоритма заключается в минимизации всех возможных рисков и последствий после ликвидации юридического лица.

Многие владельцы компаний не осведомлены обо всех тонкостях процедуры, поэтому перед ее началом следует ознакомиться с видами и этапами прекращения деятельности организаций.

Разновидности процедуры прекращения деятельности ЮЛ

Для запуска процедуры ликвидации юридического лица может быть несколько оснований. Условно ее принято делить в зависимости от оснований на добровольную и принудительную.

Стоит отметить, что виды ликвидации юридического лица отличаются конкретным перечнем оснований и субъектов, которые могут подать соответствующий иск, поэтому особенности двух видов прекращения деятельности компании будут подробно рассмотрены по отдельности ниже. 

Самостоятельная инициация завершения деятельности компании

Как уже упоминалось выше, целью ликвидации юридического лица является его полное лишение прав и обязанностей. Поднять вопрос о самостоятельной инициации завершения деятельности организации можно на таких основаниях:

  • временной период, на который была создана компания, подошел к концу;
  • цель, для которой формировалось общество, была выполнена в полной мере;
  • признание функционирования компании, общества или организации неправомерным в связи с допущенными ошибками или намеренным нарушением закона во время их регистрации.

Добровольная инициация процедуры осуществляется без вмешательства в процесс третьих лиц. То есть ликвидация предприятия происходит без вынесения судебного решения, а по взаимному соглашению между создателями и кредитными организациями.

В зависимости от порядка формирования уставного капитала, различаются и основания для принятия такого решения. Так, для:

Правовые основы в деятельности организации

 Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам.

Правопреемство в данном случае является универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации.

Реорганизацию юридического лица допустимо рассматривать как разновидность одновременно двух процедур: с одной стороны, реорганизация является одной из возможных форм создания нового юридического лица; с другой стороны, в результате реорганизации прекращает свою деятельность (ликвидируется) уже существующее (существующие) юридическое лицо (лица).

Действующее гражданское законодательство допускает реорганизацию юридического лица в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В результате слияния из двух или более юридических лиц образуется одно вновь созданное. В результате присоединения одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу; деятельность присоединяемых юридических лиц прекращается.

При разделении юридическое лицо «расщепляется» на два или более новых юридических лица; деятельность реорганизуемого юридического лица прекращается. Выделение предполагает создание одного или нескольких юридических лиц за счет их выделения из состава реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.

Преобразование характеризуется сменой организационно-правовой формы юридического лица (допустимые формы преобразования юридических лиц определяются ГК и другими федеральными законами).

Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа — передаточного акта (ст. 59 ГК).

Содержанием указанного документа является указание на вид и сущность обязательств в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого юридического лица, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК).

Читайте также:  Призыв в армию в 2021 году: сроки службы, возраст, право на досрочное увольнение

Следует учитывать, что правопреемство при реорганизации юридического лица в виде слияния или присоединения осуществляется автоматически, при этом составление передаточного акта (а также его содержание) не является обязательным условием, подтверждающим факт правопреемства.

В случае спора в качестве доказательств могут быть представлены выписки из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица и документы реорганизованных (прекративших деятельность) юридических лиц, определяющие соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство (п.

26 Постановления Пленума ВС РФ N 25).

Допускаются следующие виды реорганизации:

1) реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК). Например, разделение юридического лица может сопровождаться преобразованием одного из вновь создаваемых субъектов в новую организационно-правовую форму. Указанные процедуры реорганизации могут производиться как поэтапно, так и одномоментно;

2) участие в процедуре реорганизации нескольких (более двух) юридических лиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму (смешанная реорганизация).

Подобного рода реорганизация возможна, если ГК или иной специальный закон допускает преобразование юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК).

Например, слияние акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и полного товарищества возможно при условии приобретения вновь образованным юридическим лицом одной из указанных организационно-правовых форм (п. 1 ст. 68 ГК).

  • Смешанная реорганизация и реорганизация, сочетающая различные формы, могут использоваться одновременно.
  • Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:
  • 1) уведомление регистрирующего органа о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;
  • 2) публикация реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
  • 3) письменное уведомление всех известных кредиторов.

Указанные процедуры направлены на обеспечение прав кредиторов, которые вправе требовать от реорганизуемого юридического лица (первоначального должника) досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Подобные требования могут предъявляться исключительно в судебном порядке.

Однако к реорганизации юридического лица в форме преобразования не применяется правило ГК о досрочном (по требованию кредиторов) исполнении обязательств, возникших до начала процедуры реорганизации. В то же время сохраняется обязанность юридического лица уведомить налоговый орган о начале реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о преобразовании.

  1. В целях защиты кредиторов закон также устанавливает правило о солидарной ответственности следующих субъектов:
  2. — органов управления реорганизованных юридических лиц и самого реорганизованного юридического лица (если кредитор не получает досрочное исполнение или возмещение убытков);
  3. — реорганизованного юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц (если передаточный акт не позволяет установить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства реорганизованных юридических лиц распределены неравномерно, что существенно нарушает интересы кредитора).

Основания принудительной ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации

А.А. Саргсян

ОСНОВАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматриваются основания принудительного применения процедуры ликвидации. Сделана попытка теоретического разделения таких оснований на общие и специальные в зависимости от их особенностей и условий применения. Кроме того, в статье выдвигаются принципы принудительного применения процедуры ликвидации.

Ключевые слова: юридическое лицо, принудительная ликвидация, основания принудительной ликвидации, принципы принудительного применения процедуры ликвидации, ликвидация юридических лиц.

Общие положения, касающиеся применения процедуры ликвидации юридических лиц, содержатся в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) (ст. 61-64.1 ГК РФ)1. Как следует из положений п. 1ст.

61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Из положений п. 2 и 3 ст.

61 ГК РФ следует, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, или по решению суда.

В юридической литературе авторы чаще всего придерживаются позиции, исходя из которой ликвидация может быть добровольной или принудительной2. Существенным отличием принудительной ликвидации от добровольной ликвидации является способ принятия решения о применении процедуры ликвидации.

В то же время решением суда на соответствующий орган юридического лица, уполномоченный принять решение о ликвидации юридического лица, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ). В соответствии с п. 5 ст.

61 ГК РФ неисполнение решения суда о принудительном применении процедуры ликвидации является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества

© Саргсян А.А., 2016

юридического лица. В соответствии с положениями п. 5 ст.

62 ГК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации дает право заинтересованному лицу или уполномоченному государственному органу обратиться в суд с требованием о назначении арбитражного управляющего для осуществления ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица может привести к необходимости повторного обращения в суд с требованием о назначении арбитражного управляющего для осуществления ликвидации. Основанием же для такого обращения может послужить неисполнение (ненадлежащее исполнение) предыдущего решения суда о ликвидации юридического лица, в котором обязанности по осуществлению ликвидации возлагались на учредителей юридического лица.

В п. 3 ст. 61 ГК РФ законодателем предусмотрены основания применения процедуры ликвидации, там же указаны лица, которым предоставлено право на обращение в суд с иском о принудительном применении процедуры ликвидации.

Анализ оснований применения процедуры ликвидации позволяет заметить их общие и отличительные черты, поскольку одни основания могут быть применены в отношении всех без исключения юридических лиц, в то время как другие только в отношении некоторых, отвечающих специальным условиям.

В этой связи можно выделить общие и специальные основания принудительного применения процедуры ликвидации.

Если по общим основаниям принудительная ликвидация может быть применена в отношении юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, то по специальным основаниям принудительная ликвидация может быть применена в отношении субъектов отдельных организационно-правовых форм или субъектов, обладающих специальной правоспособностью.

Одним из общих оснований для применения принудительной ликвидации можно назвать недействительность регистрации или грубые и неустранимые нарушения, допущенные при государственной регистрации юридического лица. Так, подпунктом 1 п. 3 ст.

61 ГК РФ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о принудительной ликвидации в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. В то же время п. 2 ст.

25 Федерального закона от 8 августа 2001 г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей»3 за регистрирующим органом закреплено право на обращение в суд с требованием о принудительной ликвидации юридических лиц в связи с грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, допущенных при их создании, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений за-

конов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В качестве еще одного общего основания можно назвать основание, содержащееся в подпункте 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Так, основанием для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации является осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г.

№ 14-П, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. При решении вопроса о применении принудительной ликвидации по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица4. Из п. 3 Информационного письма ВАС № 84 также следует, что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены5.

Читайте также:  Особенности назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим

Еще одним общим основанием применения процедуры ликвидации по решению суда является закрепленное в подпункте 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ положение, из содержания которого следует, что учредитель (участник) юридического лица может обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации.

Данное положение применимо в тех случаях, когда достижение целей, ради которых было создано юридическое лицо, не представляется возможным, в том числе в случае, когда осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Если по иным основаниям законодатель закрепил возможность обращения в суд с требованием о принудительной ликвидации за государственными органами или органами местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требования (подпункты 1-4 п. 3 ст.

61 ГК РФ), то по настоящему основанию такое право предоставлено учредителям (участникам) юридического лица. Можно предположить, что при обращении в суд с требованием о принудительной ликвидации по рассматриваемому основанию истцу необходимо будет доказать невозможность применения добровольной ликвидации.

Обстоятельства, препятствующие принятию такого решения, могут быть разнообразными. Например, когда учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченными принять решение о ликвида-

ции, не принято соответствующее решение, а также в связи с потерей контроля над деятельностью юридического лица или же в связи с ненадлежащим исполнением ликвидационной комиссией своих обязанностей.

Кроме невозможности добровольного применения процедуры ликвидации истцу необходимо также доказать наличие фактических обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения процедуры ликвидации.

Истцу необходимо также убедить суд в нецелесообразности продолжения деятельности юридического лица, доказать невозможность осуществления деятельности по независящим от юридического лица обстоятельствам.

Кроме того, применение процедуры ликвидации в судебном порядке целесообразно в том случае, когда бездействие в вопросе обращения в суд с соответствующим иском о применении процедуры ликвидации может послужить причиной наступления последствий негативного характера, в том числе для истца.

Определенный интерес представляет основание принудительной ликвидации, предусмотренное подпунктом 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

В частности, указанной нормой в качестве основания для обращения в суд с требованием о ликвидации рассматривается систематическое осуществление общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций. Формальная оценка условий применения ликвидации по указанному выше основанию позволит отнести данное основание к числу специальных. Однако, как известно, основной целью любой коммерческой организации является извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). В то же время законодатель в отношении коммерческих юридических лиц в соответствующих законах закрепил требование о минимальном размере уставного (складочного) капитала.

Например, когда стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять решение об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимость чистых активов общества, либо принять решение о ликвидации общества (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — ФЗ № 14))6. Аналогичные положения уже об акционерных обществах содержатся в п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ № 208)7.

На наш взгляд, в указанных выше требованиях законодатель попытался закрепить минимальные показатели имущественного характера, отсутствие которых позволяет говорить о том, что коммерческое

юридическое лицо не способно преследователь цели, ради которых оно создано. Необходимо также отметить позицию Конституционного Суда, изложенную в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г.

№ 14-П, из которой следует, что убыточная деятельность, а равно деятельность, в результате которой акционерное общество не способно выполнять свои обязательства перед акционерами и третьими лицами, а также налоговые обязанности и реально нести имущественную ответственность в случае их невыполнения, не соответствует его предназначению как коммерческой организации, преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли. Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о целесообразности рассмотрения в качестве общего основания принудительной ликвидации ситуации, при которой достижение целей не представляется возможным или юридическое лицо преследует цели, отличные от указанных в уставе. Принятие решения судом о применении процедуры ликвидации скорее является исключительным инструментом воздействия. Такой вывод можно сделать из анализа обстоятельств дел, мотивировочной и резолютивной частей судебных актов8.

В качестве специального основания принудительной ликвидации следует рассматривать основание, предусмотренное подпунктом 2 п. 3 ст.

61 ГК РФ, которое предполагает применение процедуры ликвидации в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией. Необходимо отметить, что фактические обстоятельства, которые могу послужить основанием применения процедуры ликвидации, должны быть предусмотрены специальными законами. В то же время необходимо отметить, что аннулирование лицензии не является безусловным основанием для принудительной ликвидации, если это прямо не предусмотрено законом (как в случае с кредитными организациями или инвестиционными фондами)9.

  • На наш взгляд, целесообразно говорить о принципах или об условиях принудительного применения процедуры ликвидации. В качестве таковых можно назвать следующие:
  • — пропорциональность, что предполагает соразмерность ликвидации как меры юридической ответственности по отношению к нарушениям, которые должны иметь грубый характер;
  • — безальтернативность, поскольку другими мерами воздействия невозможно пресечь допущенные нарушения или другие методы исчерпаны, а необходимый результат не достигнут;
  • — неустранимость, что предполагает отсутствие возможности устранения обстоятельств, послуживших основанием применения процедуры ликвидации, а равно отсутствие воли на устранение таких обстоятельств;
  • — негативность, под которой подразумевается наличие негативных последствий, вытекающих из фактических обстоятельств, послуживших основанием принудительной ликвидации, либо неминуемое наступление негативных последствий для третьих лиц в случае неприменения процедуры ликвидации.

В то же время необходимо учитывать, что если обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица является единственно возможной мерой ответственности для юридического лица, поскольку все остальные способы привлечения к ответственности и пресечения правонарушения не дали должного результата, то ликвидация юридического лица становится, на наш взгляд, необходимой мерой воздействия. Однако необходимо также соблюдать баланс интересов и, когда это возможно, позволять юридическим лицам принимать меры по восстановлению нарушенных прав, устранению имеющихся нарушений, совершению действий, способных предотвратить принудительное применение института ликвидации.

  1. Примечания
  2. 1
  3. 2

Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» // Российская газета. 1994. 8 дек. Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 253-254.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 авг.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г.

№ 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б.

Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация»» // Российская газета. 2003. 29 июля. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 10.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 29 дек.

  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *