Преференция в госзакупках — это предоставление ценового преимущества участникам, которые предлагают к поставке товар, произведенный в России и некоторых избранных государствах.
Это делают, чтобы поддержать определенные сектора экономики и производства этих стран. Для каких стран предусмотрен льготный режим, какие правила устанавливает приказ МЭР № 155 от 25.03.
2014 и как рассчитывают преференции, рассмотрим в статье.
Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции.
Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.
Условия допуска определяет Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014. Перечень продукции, на которую распространяется действие преференций, включает, в том числе:
- продукты питания;
- бумагу;
- лекарственные средства;
- офисную мебель;
- компьютерное оборудование и прочее.
155 Приказ Минэкономразвития в 2020 году не утратил силу, не отменен и продолжает применяться, хотя полномочия федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы Минфину.
Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014
Скачать
Как применяется
Согласно Приказу МЭР № 155 от 25.03.2014, при закупке из перечня к участию в процедуре определения поставщика допускаются все поданные заявки. Но те из них, которые содержат предложение о поставке отечественного товара или производства стран евразийского союза, получают ценовое преимущество, по сравнению с предлагающими иностранную продукцию.
В зависимости от способа закупки различен и механизм применения преимуществ.
Если проводится конкурс, запрос предложений и запрос котировок, то преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке по критерию «цена контракта». Заявка, которая содержит предложение о поставке продукции, произведенной на территории государств — членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15 % коэффициента. При этом контракт заключается по предложенной участником стоимости.
В примере победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки применяется понижающий коэффициент. Контракт с ним будет заключен по цене 100 рублей.
Если проводится аукцион, преимущества предоставляются в другом порядке. Победитель определяется обычным путем — это будет тот, кто предложил наименьшую стоимость.
Но затем, если победитель аукциона поставляет продукцию иностранного происхождения (за исключением той, которую произвели в государствах — членах ЕАЭС), контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от той, что указана в его предложении.
Если же побеждает участник, который поставляет товары производства России и стран ЕАЭС, цена контракта не снижается.
Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров, потому что он предложил наименьшую стоимость. Но контракт с ним будет заключен по цене 76,5 рубля.
С 01.07.2018 в заявке участники закупок указывают наименование страны происхождения товара, только если закупка подпадает под условия допуска.
Если в закупке установлены преференции и в заявке нет документа, который подтверждает происхождение продукции из стран ЕАЭС, она приравнивается к заявкам, в которых к поставке предлагается иностранная продукция.
Исключения из правил
Приказ МЭР 155 не применяется в следующих случаях:
Как применяется 155 приказ минэкономразвития — Законы
25 марта 2014 года Министерство экономического развития Российской Федерации издало приказ, получивший номер 155. Данный Приказ имел наименование «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Принятие этого приказа было связано со вступлением в силу Федерального закона №44-ФЗ, в котором законодатель отразил свою позицию относительно использования иностранных товаров в случае приобретения их для удовлетворения нужд государственных заказчиков всех уровней подчиненности.
Приказ Минэкономразвития №155, как основной регулирующий нормативный акт о допуске товаров при закупках
В соответствии с условиями данного нормативного акта на заказчиков налагалось требование об установлении ограничений по допуску к поставке товаров иностранного производства за исключением товаров, которые были произведены в странах, относящихся к Евразийскому экономическому сообществу.
В отношении товаров с таким адресным происхождением действуют следующие правила:
- в том случае, если участник закупочной процедуры заявляет о том, что в рамках исполнения обязательств по контракту он готов поставить товар, который был произведен в странах, относящихся к Евразийскому экономическому союзу, и подтверждает страну происхождения с помощью специального документа (например, декларации о происхождении), то ему предоставляются преференции в размере пятнадцати процентов от цены контракта;
- если заказчик выбрал в качестве процедуры для определения потенциального исполнителя по контракту запрос котировок или конкурс, он обязан производить оценку имеющихся предложений с учетом ценового коэффициента. Если в рамках закупки идет речь о поставке товаров иностранного производства (перечень конкретных товаров от некоторых видов продуктов питания до медицинских изделий содержался в Приложении к рассматриваемому Приказу), то ко всем заявкам с предложением о поставке иностранного товара применялся понижающий пятнадцатипроцентный ценовой коэффициент, в то время как для исполнителя, который предлагал поставку товара, произведенного в странах Евразийского экономического союза, такой коэффициент не использовался, и контракт заключался по предложенной им цене. Это означает, что если потенциальный исполнитель предлагает к поставке товар, который происходит из иностранного государства, но не входящего в состав ЕАЭС, то предложенная им цена снижается на пятнадцать процентов для заключения контракта, а предложение о поставке товаров из указанных стран остается без изменений;
- при проведении запроса предложений действует такое же правило с использованием понижающего коэффициента, равного пятнадцати процентам, если речь идет о поставке товаров, чья страна происхождения не входит в Евразийский экономический союз. В то же время, если потенциальный исполнитель по контракту предложил к поставке товары из указанных стран, его цена не снижается, и закупка происходит по цене, заявленной в предложении, но не выше начальной максимальной цены, установленной для такой закупки;
- в том случае, если заказчику поданы заявки с одинаковыми условиями исполнения потенциально заключенного контракта, но с одним из исполнителей такое «выравнивание» возможно только после применения преференций (например, если речь идет о стоимости контракта), то подписываться итоговое соглашение будет именно с таким участником после того, как в его адрес были применены все необходимые преференции;
- если в качестве процедуры, используемой для определения потенциального исполнителя по контракту, рассматривается аукцион, то в отношении подписания самого контракта действует такое правило: в случае, если победитель процедуры предлагает к поставке товары, которые происходят из иностранных государств, но не относятся к Евразийскому экономическому сообществу, предложенная цена будет снижена на пятнадцать процентов; в том же случае, если товар происходит из стран, относящихся к указанному союзу, договор будет подписан по установленной цене, которая предложена потенциальным исполнителем;
- использование положений рассматриваемого Приказа не осуществлялось в случаях, если в рамках одной закупки предметом объявлялись одновременно товары из перечня, являющегося приложением к Приказу, и товары, не входящие в этот перечень; либо в рамках всех предоставленных заявок на участие не содержалось предложений о поставках товаров, происходящих из стран Евразийского экономического союза; либо конкурентная процедура признавалась несостоявшейся на основании положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; либо при рассмотрении условий исполнения контракта планировалась поставка товаров из стран, участвующих в ЕАЭС, более, чем в пятидесяти процентах от стоимости всего контракта, в то время как меньшая половина поставляемого товара происходила из других иностранных государств.
Также данный Приказ указывал на необходимость фиксации в контракте страны происхождения товара в отношении всего поставляемого товара (если это одна страна) либо всех стран, в которых были произведены различные виды товара (если таких стран несколько).
Отмена Приказа №155 и причины такой отмены
19 сентября 2018 года Министерством экономического развития Российской Федерации был издан Приказ №499 «О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России по вопросам допуска товаров, происходящих из иностранных государств…». Данный приказ был издан с целью исключения двойного формирования правовых норм, которые должны были регулировать правила допуска товаров, произведенных в иностранных государствах, для осуществления государственных и муниципальных закупок.
Связана такая попытка отмены с тем, что Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ №126н, который также регулирует правила допуска иностранных товаров при проведении государственных и муниципальных закупок.
На сегодняшний день Приказ Минэкономразвития №155 считается утратившим силу, несмотря на то, что Приказ №499 в силу не вступил. Отмена произошла на основании сложившейся правоприменительной практики.
Изменения в правилах закупок после отмены Приказа №155 и вступления в силу Приказа №126н
26 октября 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован Приказ Министерства финансов Российской Федерации №126н. Такая регистрация стала основанием для признания данного нормативного акта вступающим в силу, несмотря на то, что официальной отмены Приказа Минэкономразвития №155 (как того требует пункт 5 Приказа №126н) не произошло.
Новый Приказ получил наименование «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Что осталось прежним
Как и в рассмотренном выше Приказе Министерства экономического развития, в новом нормативном акте сохранилось требование к заказчику о необходимости снижения заявленной цены на пятнадцать процентов в том случае, если в заявке имеется предложение о поставке товара иностранного происхождения, кроме стран, входящих в состав Евразийского экономического сообщества. При этом не играет роли, о какой именно закупочной процедуре идет речь (конкурс, запрос котировок, запрос предложений или аукцион).
Сохранилось правило, в соответствии с которым в отношении контрактов, которые будут заключаться по итогам аукционов, цена снижается на пятнадцать процентов от предложенной в случае, если к поставке планируются товары, происходящие из иностранных государств, кроме стран-участников Евразийского экономического союза.
Если потенциальный исполнитель предлагает к поставке товары, происходящие из стран, входящих в указанное экономическое содружество, то контракт заключается по той цене, которую предложил такой же исполнитель.
Что поменялось
По сравнению с Приказом №155 Минэкономразвития появились положения о действиях заказчика в случае отклонения заявок на участие, если закупка осуществляется не только в соответствии с Приказом №126н, но и в соответствии с Постановлением Правительства №1289 от 30 ноября 2015 года «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов…». Так, в соответствии с положениями Приказа №126н:
- если были отклонены поданные заявки на основании требований пункта 1 указанного Постановления, заказчик обязан заключить контракт с тем исполнителем, который предлагает поставить товар частично или полностью (в том числе в виде синтеза молекул, относимых к действующему веществу лекарственного препарата), имеющий страной происхождения страну, участвующую в Евразийском экономическом сообществе;
- заявка должна соответствовать требованиям, которые содержатся в документации к проводимой закупке;
- имеет место предложение наименьшей цены контракта по сравнению с другими участниками закупочных процедур.
Кроме того, появились также и другие изменения, а именно:
- если участник закупки в форме аукциона признан уклонившимся от закупочной процедуры, то заказчик заключает контракт со следующим участником, но с учетом правил формирования цены с пятнадцатипроцентным коэффициентом (на основании пункта 1.3 Приказа);
- в заявке должна быть задекларирована страна происхождения товара (в соответствии с требованиями Федерального законодательства);
- не допускается замена поставляемого товара в части страны происхождения, если только речь идет не о замене страны, которая является участницей Евразийского экономического сообщества.
- Использование положений Приказа №126н не происходит в случаях, когда проведенная конкурентная процедура признана несостоявшейся на основании положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; либо все поданные заявки содержат предложения о поставке всех товаров, включенных в специальный перечень, из стран-участниц ЕАЭС; либо хотя бы один товар в таких заявках предложен к поставке из указанных стран.
- При этом заказчику строго запрещено (данное требование сохранилось из Приказа №155) в один лот включать товары, входящие в перечень (речь о приложении к Приказу Минфина №126н) и не входящие в такой перечень.
- (1 5,00
Установлены правила ведения реестра деклараций и порядок применения знака НСА с 1 января 2021 года
В рамках «регуляторной гильотины» приняты новые приказы Минэкономразвития России, касающиеся деятельности участников национальной системы аккредитации (НСА).
Приказ Минэкономразвития России от 31 июля 2020 г.
№ 478 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» (зарегистрирован Минюстом России от 26 октября 2020 г.
, регистрационный № 60584) устанавливает новые правила ведения реестра деклараций о соответствии и предоставления содержащихся в нем сведений.
Ключевое нововведение приказа – переведение предоставления сведений и документов, формирующих материалы дела деклараций в электронный формат. Материалы дела будут обобщены в записи о декларации (формирование «электронного дела по декларации», создание электронного архива). За счет этого механизма будет обеспечена открытость и прослеживаемость процесса декларирования.
Впервые на нормативном уровне закрепляются статусы действия декларации о соответствии в реестре (действует, приостановлен, прекращен, архивный). Кроме этого, предусмотрено применение автоматизированного контроля соответствия включаемых в записи о декларациях сведений требованиям законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
При этом с 1 января 2021 г. признаются утратившими силу нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время порядок ведения соответствующего реестра деклараций. Это приказы Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.
№ 76 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» и от 24 ноября 2014 г.
№ 752 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия».
Приказ Минэкономразвития России от 30 июля 2020 г. № 473 «Об установлении изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, и порядка их применения» (зарегистрирован Минюстом России от 26 октября 2020 г., регистрационный № 60586) устанавливает единый формат изображения знака НСА и регламент его применения.
Приказ подготовлен в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». С 1 января 2021 г. признаются утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 22 мая 2014 г.
№ 283 «Об установлении изображения знака национальной системы аккредитации и порядка применения изображения знака национальной системы аккредитации», а также приказы Минэкономразвития России, вносившие в него изменения.
Вместо отменяемого, новый приказ содержит актуализированные требования.
- Порядок применения устанавливает правила использования знака национальной системы Росаккредитацией, подведомственными Службе федеральными государственными учреждениями и аккредитованными лицами.
- Помимо этого, устанавливаются случаи, в которых знак применяться не может (случаи приостановления и прекращения либо сокращения области аккредитации).
- Приказ соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
- Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.
Приказ 155 Минэкономразвития от 25.03 2014 — как применяется по 44-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития №155 «Об условиях допуска товаров» (далее — Приказ №155), вышедший в свет в 2014 году, касается допуска товаров из иностранных государств и предоставления 15%-х преференций поставщикам, которые предлагают к поставке товары, произведенные на территории одной из стран, входящих в состав Евразийского экономического союза.
Сразу же стоит отметить, что он касается только товаров из списка, приведенного в Приложении к приказу. Также важно учитывать, что механизм его применения отличается для электронных аукционов и «бумажных» закупок — конкурсов, запросов котировок, запросов предложений.
Внимание, нормативно-правовой акт утратил силу, с 5 ноября 2018 г. действует приказ Минфина №126н
В каких случаях не применяется
Пунктом 8 Приказа №155 предусмотрен ряд исключительных случаев, на которые действия приказа не распространяется, даже если речь идет о поставке товаров из определенного Министерством экономического развития перечня.
- В рамках закупки заказчиком определен список товаров для поставки, при этом к перечню «преференционных» из них относится только часть.
- Закупка признается несостоявшейся и контракт заключается с единственным участником подавшим заявку/единственным участником, заявка которого соответствует требованиям документации.
- Все участники предлагают иностранные товары, произведенные за пределами стран-участниц Евразийского экономического союза.
- Победитель электронного аукциона в своей заявке предлагает «смешанный» состав товаров, произведенных на территории иностранных государств и стран-участниц Евразийского экономического союза. При этом доля последних составляет более 50% от общей стоимости.
- Победитель запроса котировок, запроса предложений, конкурса также предлагает в своей заявке товары иностранного происхождения и произведенные на территории Евразийского экономического союза, при этом доля последних составляет менее 50% от общей стоимости.
Касательно последних двух пунктов хочется внести следующее пояснение. Если при подаче заявки на аукцион больше половины или половина предложенных товаров (расчет ведется исходя из стоимости) произведена на территории Евразийского экономического союза, то снижения на 15% цены победителя, по которой будет заключен контракт не предусмотрено.
Для конкурсов/запросов предложений/запросов котировок ситуация противоположная. Для того чтобы получить преференционную льготу при оценке заявки на территории стран-участниц Евразийского экономического союза должно быть произведено более половины или половина (опять же исходя из расчета стоимости) предлагаемого товара.
Механизм применения Приказа №155 МЭР
В случае, если речь идет об электронном аукционе, 15% преференция применяется следующим образом: с поставщиком, предлагающим товары произведенные на территории Евразийского экономического союза, контракт будет заключен по предложенной им цене. Если же победителем станет участник, предложивший товары иностранного производства, то от предложенной им на аукционе цены при заключении контракта будет «скинуто» 15%.
Например, по результатам проведения аукциона победителем была предложена цена 100 000 рублей. Если он имеет право на преференции, то контракт будет заключен именно на эту сумму. Если же прав на преференции нет, то в контракте будет обозначена цена 85 000 рублей.
Что касается конкурсов, запросов котировок и запросов предложений, то преференции на конечную стоимость контракта, заключаемого по их результатам, не влияют — она будет соответствовать предложенной в заявке заказчика (для запроса предложений — в окончательном предложении). А вот при оценке по критериям и определения победителя участники, имеющие право на преференции, могут рассчитывать на 15% льготу — формально будет учитываться цена ниже предложенной и баллы будут начисляться именно исходя из нее.
Какие документы предоставлять поставщикам
Для того чтобы получить право на преференции, участнику аукциона, конкурса запроса предложений или запроса котировок нужно приложить к заявке документы, предусмотренные пунктом 9 Приказа №155. В общем случае это:
- декларация страны происхождения товара (просто обозначение, без подтверждения достоверности информации какими-либо документами);
- указание цены единицы товара (для определения процентного соотношения);
- документ, подтверждающий что участник несет ответственность за достоверность предоставленных сведений, в том числе и о стране-происхождении товара (в произвольной форме).
Сразу же стоит отметить, что этот пункт для заказчиков носит рекомендательный характер, поэтому точный перечень документов нужно уточнять в конкретной документации.
В целом Приказ №155 — важный документ, на который нужно непременно обращать внимание при подаче заявки на поставку товаров. Это поможет избежать неприятных сюрпризов в дальнейшем.
Новые требования к межевому плану
Росреестром разработан проект ведомственного приказа «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»
Федеральным законом от 17 июня 2019 г.
№ 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 16 сентября 2019 года), внесены изменения в том числе в часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уточняющие перечень оснований для определения местоположения границ земельных участков при их уточнении (из перечня оснований для определения местоположения границ земельных участков при их уточнении исключен проект межевания территории), а также в статью 35 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в части изменения оснований выполнения кадастровых работ (основания для выполнения кадастровых работ дополнены трудовым договором кадастрового инженера, являющегося работником юридического лица).
В связи с указанными изменениями положения приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г.
№ 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» не соответствуют части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статье 35 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ.
Отсутствие в форме межевого плана и Требованиях к его подготовке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г.
№ 921, положений, предусматривающих возможность оформления межевого плана на основании трудового договора кадастрового инженера, являющегося работником юридического лица, является препятствием для подготовки межевого плана в результате выполнения кадастровых работ для нужд юридического лица кадастровым инженером, являющимся работником такого юридического лица.
В связи с этим юридическое лицо вынуждено заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ для собственных нужд с кадастровыми инженерами не являющимися его работниками, что в свою очередь влечет дополнительные расходы для такого юридического лица.
Наличие в утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г.
№ 921 требованиях к подготовке межевого плана положений, предусматривающих возможность определения уточненного местоположения границ земельного участка на основании проекта межевании территории противоречит действующему законодательству, что может послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, местоположение границ которого в ходе выполнения кадастровых работ было определено на основании проекта межевания территории.
В этой связи Росреестром разработаны новые требования к межевому плану.
Проект проходит общественное обсуждение. Ознакомиться с текстом указанного проекта можно по ссылке regulation.gov.ru/projects#npa=106303
В целях обобщения и предоставления в Росреестр позиции профессионального сообщества просим в срок до 9 августа 2020 г. направить в наш электронный адрес ki-rf@yandex.ru с пометкой «межевой план» свои замечания и предложения к проекту.