Случается, так, что организации не имеют возможности вовремя исполнять свои обязанности по договору. Согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44 — ФЗ существует ряд мер воздействия на стороны заключивших контракт.
Не важно по какой причине происходит несвоевременное, а возможно и ненадлежащее исполнение контракта.
В контракте обычно прописывается все возможные варианты правомерных взысканий как со стороны по договору, как с заказчика, так и с подрядной организации.
Наш адвокат в сфере закупок, тендеров и торгов, вопросах замены заказчика по 44-ФЗ и иных проблем поможет во всем разобраться: профессионально, выгодно и в срок.
Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ
В случае, когда все же происходят заминки в поставке товара или строительстве того или иного объекта, вторая сторона имеет право требовать следующие компенсации:
- Уплаты неустойки (штрафов и пени) за каждый просроченный день;
- Уплаты понесенных убытков.
Сторона чьи права нарушены, может готовить претензию по госконтракту по 44-ФЗ уже на следующий день после того как пошла просрочка исполнения контракта. В претензии необходимо указать расчет требований и изложить всю суть проблемы.
В случае, если подрядчик или поставщик не исполнит требования, указанные в претензии, текст претензии будет изучаться в суде чтобы проверить имеете ли вы право заявлять те или иные исковые требования.
Только суд сможет решить спор, если вторая сторона считает, что не смогла выполнить условия контракта по причинам не зависящим от нее, поэтому и обеим сторонам потребуется грамотный и квалифицированный юрист.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
Снижение неустойки по 44-ФЗ
Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:
- Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
- Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
- Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
- Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.
Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту. Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной.
Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию. Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной.
Также стоит отметить, что если размер процентов будет явно несоразмерен с суммой, указанной в контракте, в таком случае суд обязан будет уменьшить размер взыскиваемых процентов.
Что считается ненадлежащим исполнением контракта?
Если разобрать на примере закона, что же такое ненадлежащее исполнение контракта, то в этом нам поможет ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в которой идет четкое подразделение ненадлежащего исполнения контракта, которое заключается в следующем:
- Не была осуществлена приемка товара в срок указанный в контракте, подробнее, как принять работы по контракту по ссылке в блоге;
- Заказчиком не была произведена оплата товара или определенного этапа в оговоренный срок;
- Не было осуществлено взаимодействие заказчика с поставщиком или подрядчиком строительных работ в определенный этап исполнения контракта.
В данном деле очень важны сроки, а это значит, что даже если товар был привезен, но не в оговоренные сроки, контракт может считаться не исполненным, более того, заказчик может предъявить убытки, понесенные в связи с несвоевременно доставленным товаром.
Удержание неустойки из оплаты по контракту
Стоит отметить, что законодательством РФ не предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту и тем не менее, такое возможно только в случае, если данный факт описан в контракте.
Бывает также, что сам подрядчик согласен с тем, что не укладывается в оговоренные сроки, в таком случае соглашается с удержанием неустойки из суммы в контракте.
Разумеется, данная сделка должна быть документально подтверждена и подписана с двух сторон, чтобы впоследствии не оказалась виновной уже прямо противоположная сторона.
Взыскание пени по 44-ФЗ
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если сможет доказать, что неисполнение контракта или несвоевременность тех или иных действий была по причинам, не зависящим от организации. Будь теми причинами какие-то природные катастрофы или же наоборот, причина таится в действиях самого заказчика. В любом случае, стороне придется попотеть чтобы доказать отсутствие своей вины. В процедуру доказывания входит сбор необходимых бумаг, допрос свидетелей и сотрудников сторон контракта. Лучше всего поручить данное действие адвокату, который уже не раз сталкивался с подобными процедурами в суде.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в х ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня
Взыскание штрафа по государственному контракту
Данный пункт обязательно должен присутствовать в самом контракте, хотя закон прямо предусматривает такое право заказчика. Вы ведь его уже изучили, когда проводили экспертизу по закону 44-ФЗ своими силами? Или нет? Вопрос заключается лишь в сумме штрафа.
Стоит отметить, что не допускается взыскание штрафа в процентах от суммы контракта, сумма должна быть указана в виде конкретной цифры для взыскания. Суд также может признать положение о штрафе не согласованным, а значит полностью отменить штрафы в отношении стороны.
Читайте про изменение контракта по 44- ФЗ по ссылке. Что еще хочется сказать?
Пишите в х свой вопрос или записывайтесь на консультацию уже сегодня, давайте решать проблему вместе: профессионально, на выгодно согласованных с вами условиях и в срок!!!
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
А.В. Кацайлиди
Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр
Статья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.
Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое. Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.
Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.
Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.
Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.
А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.
- Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.
- С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2017 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.
- Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.
Ответственность заказчика
- Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.
- Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.
- При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.
С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).
Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.
Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.
В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.
Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.
Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.
Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно – «потерять место».
Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.
С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.
Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты
Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).
Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.
Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.
Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.
- Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
- Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.
- Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.
- Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.
Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.
Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.
- Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.
- Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы – пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.
- Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.
- Возможно вам также будут интересны следующие статьи:
- “Что делать если администрация не платит по исполнительному листу“
- “Исполнение решений судов о взыскании с казны“
- “Заказчик не оплатил выполненную работу“
Наказание за нарушение статей по 44-ФЗ
Минфин планирует обновить данные о штрафных санкциях в сфере государственных закупок по проекту кодекса административных правонарушений (КоАП РФ), которые планируется вывести в законодательно-правовой оборот начиная с 1 января 2021 года.
В 2020 году ответственность по 44-ФЗ наступает как для заказчиков, так и для участников закупочных процедур и составляет:
- 10 процентов от номинальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не превышающей 50000 рублей для участников;
- от 1000 рублей для участников имеющих статус СМП или СОНКО, но не превышающей 5000 рублей;
- от 5 процентов от НМЦК, но не превышающих 500000 рублей для организаторов торгов, согласно действующему КоАП РФ.
Новый проект КоАП РФ не будет затрагивать минимальный и максимальный диапазоны штрафных санкций для правонарушителей, он дополнит и изменит многие положения, касающиеся самих видов правонарушений. Для малозначительных нарушений будет предусмотрено предупреждение вместо штрафа.
В целом перечень измененных пунктов, предусматривающих штрафные санкции, выглядит следующим образом:
- нарушение требований, установленных законом 44-ФЗ, во время постановления решения о способе определения победителя аукциона;
- несоблюдение достаточного обеспечения госзакупок в информационном плане;
- штрафы за нарушение порядка проведения закупочной процедуры;
- штрафы, предусмотренные за несоблюдение сроков возврата финансовых средств, а также блокировки операций по гарантийному специальному счету для получения обеспечения контракта;
- нарушение порядка проведения закупочных процедур, публикуемых на электронных торговых площадках (ЭТП);
- несоблюдение норм заключения, а также произвольное изменение государственного контракта;
- нарушение сроков и условий оплаты полученных товаров, услуг и работ;
- несоблюдение норм проведения госзакупок отдельными разновидностями юридических лиц;
- отказ либо уклонение победившего участника от заключения или исполнения контракта по гособоронзаказу (ГОЗ);
- штрафы за несоответствие поставляемых товаров, произведенных работ либо услуг, направленных в интересах государственной обороны;
- штрафы, предусмотренные за перераспределение либо ликвидацию производственных ресурсов, обеспечивающих контракты ГОЗ;
- нарушение целевого использования бюджетных средств, направленных на удовлетворение нужд ГОЗ;
- несоблюдение правил ведения раздельного вида учета в финансовой и хозяйственной деятельностях;
- штрафы, предусмотренные за необоснованное завышение цен при исполнении контрактов ГОЗ;
- нарушение условий госконтракта с ГОЗ, включая недостаточный уровень информирования;
- штрафы для финансовых организаций и банков, проводящих операции, запрещенные в сфере государственного оборонного заказа, а также неисполнение финансовых обязанностей при банковском сопровождении;
- несоблюдение норм публикации данных в системе ЕИС, а также неверное указание цен на типовые товары, как в гражданской, так и в оборонной сферах.
Данные пункты указаны в статье 28 нового проекта КоАП РФ, и будут приняты не ранее 1 января 2021 года. Размеры штрафов в сумме до 500000 рублей и 50000 рублей для заказчиков и должностных лиц соответственно останутся в силе.
Материальная ответственность
Ответственность в рамках исполнения государственных заказов по 44-ФЗ наступает и для организаторов торгов, и для их участников вне зависимости от формы проведения закупочной процедуры.
Различают два вида материальной ответственности, предусмотренные законодательством:
- Штрафы имеют фиксированную сумму установленную законодательством и назначаются за конкретные виды правонарушений во время исполнения контракта.
- Пеня начисляется исключительно по факту просрочки исполняемых контрактных обязательств и составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Для расчета данной неустойки удобнее всего использовать специальный калькулятор.
Что касается штрафов, то есть несколько категорий с соответствующими суммами:
- неисполнение обязательств по госконтракту предусматривает штрафы от 0,1 до 10 процентов в зависимости от суммы его стоимости;
- неисполнение обязательств по госконтракту заключаемому в «минус», если его сумма не превышает НМЦК, предусматривает от 1 до 10 процентов в зависимости от суммы НМЦК;
- если сумма превышает НМЦК, то те же самые проценты рассчитываются от цены контракта (ЦК);
- для участников СМП и СОНКО предусмотрен штраф в размере 1 процента, но не менее 1000 и не более 5000 рублей;
- при выполнении строительно-монтажных и реконструкционных работ и ненадлежащем исполнении контрактных обязательств предусмотрен штраф в 5 процентов от их стоимости;
- в случае если контракт не имеет стоимостного выражения, предусмотрен штраф от 1000 до 100000 рублей в зависимости от его цены;
- если не были привлечены субъекты СНП и СОНКО в требуемом законодательством объеме, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от стоимости такового объема привлечения.
Калькулятор пени
Чтобы выполнить расчет неустойки, нужен калькулятор пени по 44-ФЗ, с помощью которого можно сделать это наиболее быстрым и удобным способом. Например, калькулятор сайта Договор-юрист.ру.
Данный онлайн-калькулятор учитывает все актуальные законодательные поправки и методы начисления пени за просрочку обязательств по выполнению государственных контрактов и опирается на значение ключевой ставки ЦБ РФ.
Для расчета пени необходимо:
- Внести данные о цене контракта и фактической стоимости исполненных обязательств.
- Указать актуальную для вас ключевую ставку Центрального Банка РФ (можно нажать на кнопку «Текущая», чтобы получить текущее значение).
- Обозначить срок выполнения обязательств и количество просроченных дней.
Таблица штрафов
Ниже представлена полная таблица, где указаны все имеющиеся штрафы по 44-ФЗ как для организатора, так и для участника в лице поставщика/подрядчика.
Помимо материальных штрафов могут быть дополнительно применены иные меры, вроде внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков, либо запрет на проведение закупочных процедур. Данными видами санкций занимается федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Все нижеизложенные пункты базируются на статьях текущего КоАП РФ. В столбцах указаны виды правонарушений, регулирующая их статья, и сумма штрафа в рублях.
Штрафы за несанкционированный способ выбора победителя закупочной процедуры
Нарушение требований 44-ФЗ о методе отбора поставщика/подрядчика | Часть 1 статьи 7.29 | 30 000 |
Иной способ определения победителя при реализации аукциона или конкурса с указанными критериями | Часть 2 статьи 7.29 | 50 000 |
Организация конкурсов, не связанных с категориями, предусмотренными в требованиях 44-ФЗ | Часть 2.1 статьи 7.29 | 50 000 |
Нарушение порядка или сроков информирования органов контроля о возможности подписания контракта с единственным поставщиком | Часть 2.1 статьи 7.29 | 50 000 |
Проведение закрытых торгов или указание произвольных условий данной процедуры, не согласованных с контролирующим органом при исполнении гособоронзаказа | Часть 3 статьи 7.29 | от 30 000 до 50 000 |
Нарушение критериев определения цены для единственного поставщика по ходу исполнения гособоронзаказа | Статья 7.29.1 | от 30 000 до 50 000 |
Указание в план-графике позиций, которые не установлены действующими требованиями законодательства РФ, а также позиций с нобоснованной ценой | Часть 1 статьи 7.29.3 | от 30 000 до 50 000 |
Штрафы за несоблюдение установленных норм проведения торговых закупок
Нарушения, связанные с формой обоснования НМЦК | Часть 2 статьи 7.29.3 | 10000 |
Нарушение условий общественного обсуждения или его отсутствие | Часть 3 статьи 7.29.3 | 30000 |
Нарушение сроков утверждения и публикации в ЕИС планов закупок и планов графиков | Часть 4 статьи 7.29.3 | от 5000 до 30 000 |
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для проведения конкурса или аукциона до двух и более двух дней | Части 1 и 1.1 статьи 7.30 | от 5000 до 15000 и от 30000 до 100000 |
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для запроса котировок и предложений, а также закупок у единственного поставщика до одного и более одного дня | Части 1.2 и 1.3 статьи 7.30 | от 3000 до 10000 и от 15000 до 50000 |
Неверное размещение информации о разъеснении положений конкурса или аукциона, а также окончательного решения | Часть 1.4 статьи 7.30 | от 15000 до 50000 |
Нарушения, связанные с отправкой в ЕИС данных о закупке, проводимой ранее чем за 10 дней до внесения в план-график либо не внесенной в него, а также закупки, не устранившей нарушения в полученном предписании | Части 1.5, 1.6 и 1.7 статьи 7.30 | 30000 |
Отклонение заявки, отказ в допуске к аукциону при соответствии участника правиалам, а также вскрытие конвертов раньше срока окончательного приема заявок | Часть 2 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000 |
Нарушение составляения протокола в процессе определения поставщика | Часть 2.1 статьи 7.30 | 10000 |
Неразмещение в ЕИС документов, требуемых по 44-ФЗ | Часть 3 статьи 7.30 | от 50000 до 500000 |
Установка собственных порядков расмотрения заявок, суммы обеспечения, требуемых от участника документов | Часть 4 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000 |
Установка к товарам и услугам требований, не предусмотренных правилами 44-ФЗ | Часть 4.1 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 10000 и не более 50000 |
Утверждение закупочной документации с нарушением требований | Часть 4.2 статьи 7.30 | 3000 |
Отмена заявок в процедуре по основаниям неуказанным 44-ФЗ либо допуск к процедуре несоотвествующих заявок | Часть 6 статьи 7.30 | 5% от НМЦК, но не более 30000 |
Объявление победителя с нарушением правил | Часть 7 статьи 7.30 | 50000 |
Нарушение установленных сроков приема направляемых заявок или определения выигравшего заявления | Часть 8 статьи 7.30 | 30000 |
Нарушение объемов закупок у СНП и СОНКО по истечению календарного года | Часть 11 статьи 7.30 | 50000 |
Нарушение сроков подписания требуемых протоколов при проведении закупочной процедуры до двух и более дней | Часть 13 и 14 статьи 7.30 | от 3000 до 30000 |
Нарушение срока публикации закупочной процедуры уполномоченным заказчиком гособоронзаказа | Часть 15 статьи 7.30 | От 30000 до 50000 |
Штрафы при занесении участника закупок в реестр ФАС
Предоставление заведомо ложных данных на участника в орган ФАС | Часть 1 статьи 7.31 | 50000 |
Уклонение или несвоевременное/неполное предоставление данных о нарушающем закон участнике | Часть 2 статьи 7.31 | 20000 |
Штрафы за превышение срока возврата гарантийного обеспечения
Нарушение до 3х дней | Часть 1 статьи 7.31.1 | от 5000 до 30000 |
Более 3-х дней | Часть 2 статьи 7.31.1 | от 15000 до 90000 |
Иные штрафы
Реализация закупок не соответствующих требованиям энергетической эффективности | от 30000 до 10000 | |
Невыполнение полученного предписания в установленные сроки | от 50000 до 500000 | |
Несвоевременное отправление информации в контролирующие органы, указанные в требованиях к порядку проведения закупочных процедур по 44-ФЗ | Статья 19.7.2 | от 15000 до 100000 |
( 1 оценка, среднее 4 из 5
Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю
Из этой статьи вы узнаете:
- Обязанности сторон по 44-ФЗ
- Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
- О правовом регулировании ответственности сторон по 44-ФЗ
- Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
- Как рассчитать размер штрафа заказчику
- Как рассчитать размер штрафа поставщику
- Как уплатить пени и штрафы
- Можно ли избежать штрафов и пени
Министерством юстиции России обнародован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Планируется, что он вступит в силу с 01.01.2021 г. Отдельная глава 28 в новом КоАП разъясняет, к чему приведет неисполнение условий контракта по 44-ФЗ.
Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Постараемся выяснить, чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ для заказчика и исполнителя, и можно ли избежать штрафных санкций.
Обязанности сторон по 44-ФЗ
Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:
- Приемка всего объема ТРУ либо отдельных этапов в соответствии с условиями соглашения. Сюда же относится осуществление экспертной оценки предоставленных ТРУ или этапов выполнения условий контракта.
- Оплата покупателем оказанных в рамках соглашения услуг либо отдельных частей работы по договору.
- Взаимодействие сторон при внесении изменений в условия договора или расторжения последнего по ст. 95 закона 44-ФЗ. А также применение мер и совершение иных действий при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ исполнителем или заказчиком.
Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.
Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса.
Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:
- Выполнение работ на момент прекращения контракта.
- Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
- Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
- Пропуск установленного для оплаты времени.
Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.
Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ.
Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка.
Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.
Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.
Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст.
93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей.
Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.
Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ
Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:
- закон о госзакупках;
- Постановление Правительства № 1042;
- Административный кодекс;
- ГК РФ.
Штрафы и пени по Закону №44-ФЗ за нарушение госконтрактов — до и начиная с 09.09.2017 г
Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2020 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.
С 1 июля 2020 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2020 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.
Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:
- обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
- обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
- следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.
Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.
Формула расчета штрафов по ФЗ 44
Административная ответственность главного бухгалтера
Размер штрафов на заказчика
Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;
- 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
- 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
- 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — при цене более 100 млн р.
Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:
- 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
- 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
- 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
- 100000 р. – свыше 100 млн р.
Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.
Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.
В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:
- неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
- срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).
Читать так же: Закон о разводе в 2020 году
Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.
Как оспорить наказание
Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.
Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:
- Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
- Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
- Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.
При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.
Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.
Ответственность за нарушение условий контракта
Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.
Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:
- должностных лиц официальных ведомств;
- специализированных компаний;
- лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
- операторов электронных площадок;
- всех участников сделки.
Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.
Штрафы для заказчиков
Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность
- неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
- неправильная форма осуществления тендера;
- несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.
Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.
Нарушения в области планирования закупок
Порядок контроля в сфере планирования организаций, выступающих в роли заказчика, определяется ч. 5 ст. 99 44-ФЗ и регламентируется ПП РФ № 1367 от 12.12.2015.
Надзор за закупочной деятельностью заказчиков ведут ФАС, Минфин, Федеральное казначейство (по регионам — ТОФК), организации внебюджетных фондов. Уполномоченные органы регулярно проводят мониторинг размещенных в Единой информационной системе сведений и осуществляют анализ целесообразности, обоснованности и эффективности проводимых учреждениями процедур госзаказа (ч. 1 ст. 97 44-ФЗ).
Чтобы избежать штрафа за план закупок и за план-график, ответственные лица организации-заказчика должны следить не только за корректностью составления документов планирования, но и за соблюдением регламентированных сроков их размещения. Более того, изменения и дополнения, вносимые в плановую документацию, должны оперативно отражаться и публиковаться в Единой информационной системе.
ВАЖНО!
Если в ПЗ или ПГ включены заказы, несоответствующие целям и требованиям действующего законодательства, ждите штраф до 50 000 рублей.
Плановая документация в обязательном порядке публикуетя в ЕИС в течение 10 рабочих дней с момента согласования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или с момента доведения лимитов.
Штраф за несвоевременное размещение плана закупок или плана-графика (в том числе и за несвоевременно вносимые корректировки) составляет от 5000 до 30 000 рублей. Если документы планирования не были размещены, тогда взыскание возрастет до 50 000 рублей для должностных лиц и до полумиллиона — для юридических лиц.
Если же нарушен порядок размещения этих документов или требования к ним, то должностное лицо ожидают санкции в размере 15 000 рублей, юридическое — 50 000 рублей.
ВАЖНО!
Ответственность заказчика наступает и в случае несвоевременного размещения либо неразмещения сведений о закупках, публикация которых предусмотрена 223 ФЗ. Неопубликованная в ЕИС информация о закупочной деятельности повлечет за собой штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
За нарушение сроков размещения ПЗ по 223 ФЗ оштрафуют на сумму от 2 000 до 5 000, для организаций — от 10 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Штрафы для поставщиков
Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.
В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.
Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.
Материальная ответственность
Ответственность в рамках исполнения государственных заказов по 44-ФЗ наступает и для организаторов торгов, и для их участников вне зависимости от формы проведения закупочной процедуры.
Различают два вида материальной ответственности, предусмотренные законодательством:
Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
- Штрафы имеют фиксированную сумму установленную законодательством и назначаются за конкретные виды правонарушений во время исполнения контракта.
- Пеня начисляется исключительно по факту просрочки исполняемых контрактных обязательств и составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Для расчета данной неустойки удобнее всего использовать специальный калькулятор.
Что касается штрафов, то есть несколько категорий с соответствующими суммами:
- неисполнение обязательств по госконтракту предусматривает штрафы от 0,1 до 10 процентов в зависимости от суммы его стоимости;
- неисполнение обязательств по госконтракту заключаемому в «минус», если его сумма не превышает НМЦК, предусматривает от 1 до 10 процентов в зависимости от суммы НМЦК;
- если сумма превышает НМЦК, то те же самые проценты рассчитываются от цены контракта (ЦК);
- для участников СМП и СОНКО предусмотрен штраф в размере 1 процента, но не менее 1000 и не более 5000 рублей;
- при выполнении строительно-монтажных и реконструкционных работ и ненадлежащем исполнении контрактных обязательств предусмотрен штраф в 5 процентов от их стоимости;
- в случае если контракт не имеет стоимостного выражения, предусмотрен штраф от 1000 до 100000 рублей в зависимости от его цены;
- если не были привлечены субъекты СНП и СОНКО в требуемом законодательством объеме, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от стоимости такового объема привлечения.
Наказание за срыв сроков
На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.
Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).
В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.
Виды неустойки
В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.
- Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
- Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к.
на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка.
Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.
В проект заказчики включают:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.
Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2020 году
- За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции.
- Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий по 44 ФЗ.
- Читать так же: Закон о животном мире
Правовое регулирование
Начисление пени и штрафов регулируется положениями:
- 44-ФЗ;
- Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
- КоАП РФ.
В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:
- Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
- Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).
По Постановлению Правительства №1042 от 2020 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.
Как оплатить штраф по 44 ФЗ
Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.
Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.
Размер пени за просрочку исполнения обязательств, предъявляемых исполнителю
Наконец-то ответственность за просрочку выполнения своих обязательств исполнителей контрактов приравняли к ответственности заказчика. Однако законодатель опять не учел в начисления пени этапы исполнения контрактов (если они предусмотрены), как это сделано при расчете размера штрафов.
Напомним, ранее по правилам 1063-ПП с учетом коэффициентов размер ответственности поставщика мог превышать размер ответственности заказчика за один и тот же срок более чем в 8 раз. И снизить размер начисленных заказчиком пени до 1/300 учетной ставки ЦБ РФ можно было только в судебном порядке. По контрактам, заключенным с 09.09.2017 г.
при расчете пеней для поставщиков нет необходимости применять специальную формулу. Она заменена простым правилом: за каждый просроченный день исполнения обязательств размер пени будет начисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены заключенного контракта (его этапа).
При цена контракта уменьшается на сумму, пропорциональной объему исполненных поставщиком обязательств.
- Таким образом, можно сделать выводы: с одной стороны, правила стали более понятными, а с другой стороны, по-прежнему поставщикам можно и нужно будет обращаться в суд с целью снижения начисленных штрафов и пени — особенно если их размер будет приближаться к цене заключенного контракта.
- Если начисленная Заказчиком неустойка кажется Вам чрезмерной, обращайтесь за консультацией — расскажем, какие варианты есть для ее снижения. «Расчет пени»
- Теги: штрафы, пени, 1042-ПП, 1063-ПП,
- Количество просмотров: 30633