Особенности уплаты ндс иностранными компаниями в россии

Особенности уплаты НДС иностранными компаниями в России

Ранее российский НДС, применимый к электронным услугам, оплачивался через механизм налогового агента: российские компании приобретали электронные услуги, часто утаивая НДС из платежей иностранным поставщикам и участвовали (в поставке услуг) в качестве налоговых агентов, уплачивая налог от имени иностранных поставщиков, сообщая как о поступлениях и отчислениях на добавленную стоимость соответственно. Этот НДС мог бы быть заявлен как возмещение (уплаченного налога).

Стоит отметить, что регистрация для Налога на добавленную стоимость обязательна, даже если в России такие сделки по закону освобождены от НДС. Это означает, что все иностранные электронные поставщики услуг получают требование регистрироваться в налоговых органах России.

Электронные услуги включают в себя следующее:

  • Распространение программного обеспечения через интернет,
  • Цифровые рекламные услуги в интернете,
  • Предоставление услуг, связанных с размещением предложений о покупке или продаже любого товара или услуги,
  • Дистанционное хранение цифровых данных,
  • Предоставление хостинга для компаний,
  • Распространение электронных книг и другого цифрового контента (изображений или видео) через Интернет,
  • Поисковые системы
  • И другие цифровые услуги, которые предоставляются через Интернет.

Иностранная компания обязана заполнять и подавать налоговые декларации по НДС каждый квартал. Крайний срок подачи таких налоговых деклараций в налоговые органы — 25 числа следующего месяца в конце каждого квартала: например, налоговые декларации по НДС за 1 квартал (январь, февраль, март) должны быть поданы до 25 апреля. Налоговые декларации должны быть поданы в электронном виде и заверены цифровой подписью юридического лица.

Какая ставка НДС подлежит уплате?

Как правило, российский НДС взимается по ставке 20%. Однако с иностранных поставщиков электронных услуг будет взиматься плата по эффективной ставке (а не общей ставке) в пропорции 20/120 или 16,67% от базовой ставки налога, которая является ценой предоставленных услуг.

Можно ли платить НДС в иностранной валюте и как рассчитать налоговую базу?

К сожалению, это невозможно. Оплата должна быть переведена только в российских рублях. Однако может возникнуть следующий вопрос: как рассчитать налоговую базу и сам налог, если в течение отчетного периода было проведено несколько операций в иностранной валюте (например, в евро).

Ответ таков: налоговая база должна быть конвертирована в российские рубли на основе обменного курса последнего дня того квартала, в котором был получен платеж: например, налоговая база за первый квартал должна быть рассчитана с учетом курс центрального банка на 28 февраля (или 29 февраля в случае высокосного года).

Это означает, что если Компания получила платежи от российского налогового резидента в сумме 100 евро 21 января, 300 евро 24 февраля и еще 100 евро 2 апреля, компания будет указывать 400 евро в качестве базы налогообложения   за 1 квартал (январь, февраль и март) года.

При составлении отчетности компания должна конвертировать 400 евро в российские рубли. Предположим, что курс на 28 февраля составляет 73,25 рубля за 1 евро. Так, налоговая база равна 29 300 российских рублей (400 * 73,25) и компания выплатит 4 884,31 российских рублей (29 300 * 16,67%). Обратите внимание, что в этом случае налоговая декларация должна быть составлена не позднее 25 апреля.

Обязаны ли иностранные компании открывать банковские счета на территории Российской Федерации для целей оплаты налога на добавленную стоимость?

Вообще говоря, такого обязательства нет. Иностранные поставщики электронных услуг могут уплачивать свой налог на добавленную стоимость с банковских счетов, открытых за пределами Российской Федерации, но в российских рублях, конвертируя средства по обменному курсу на соответствующую дату.

Однако иностранная компания может открыть банковский счет в России для приема средств от российских контрагентов, что уменьшит проблемы с валютным контролем.

Однако в случае, если иностранная компания платит больше, чем должна, иностранный продавец может подать заявку на возврат переплаченной суммы, при условии, что такая сумма будет возвращена только на банковский счет, открытый в России.

Каковы штрафы за неуплату российского НДС иностранным поставщикам электронных услуг?

В случае, если иностранный поставщик не регистрируется в России для уплаты налога на добавленную стоимость, Федеральная налоговая служба России может наложить штраф в размере 10% от полученного дохода. Кроме того, если иностранный провайдер не зарегистрируется и не оплатит российский налог на добавленную стоимость на электронные услуги, он может получить штраф в размере 20% от суммы налога.

Юристы L&T International могут поддержать ваш бизнес следующими способами:

Анализ того, могут ли услуги, предлагаемые вашей компанией, рассматриваться как электронные, и должна ли ваша компания быть зарегистрирована по российскому НДС или нет.

Наши юристы также могут помочь вам в:

  • 1) Регистрация иностранных юридических лиц в налоговых органах и дальнейшая поддержка соблюдения НДС,
  • 2) Расчет подлежащих уплате налогов,
  • 3) Подготовка и подача налоговых деклараций,
  • 4) Подготовка платежных поручений для уплаты налогов и штрафов (если таковые имеются),
  • 5) Контакт с налоговыми органами Российской Федерации.
  • Компания L&T International оказывает услуги по налоговому планированию, юридическому сопровождению налогообложения, а также готовы помочь в оценке объема налогов, финансовых платежей, расчетов, платежных поручений, документооборот и многое другое.

Налогообложение роялти при выплате из России

10.11.2013

Известно, что нематериальные активы (авторское право, право на торговую марку и т.д.) — это то, с помощью чего можно зарабатывать. Причём зарабатывать не только используя их напрямую в собственном бизнесе, но и путем возмездной передачи прав на их использование другим лицам.

Возмездный характер такой передачи означает, что пользователь указанных интеллектуальных прав периодически перечисляет правообладателю роялти (от англ. royalty) — лицензионные платежи в качестве вознаграждения за пользование тем или иным объектом интеллектуальной собственности.

Уже стал классическим способ структурирования выплат роялти посредством использования трехзвенной договорной цепочки, состоящей из оффшорной компании — правообладателя, транзитной компании — лицензиата (например, на Кипре или в ином государстве, имеющем Соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения 1998 г.) и российской компании в качестве сублицензиата.

Роялти выплачиваются российской компанией (сублицензиатом) кипрскому лицензиату, затем кипрской компанией — оффшорному владельцу права на товарный знак. Кипрская компания используется как промежуточное звено, поскольку выплаты из России в её пользу освобождаются от налога у источника в силу указанного двустороннего соглашения.

В итоге объект интеллектуальной собственности используется в России, а роялти в конечном счёте аккумулируются в оффшорной зоне. Описанная система организации трансграничных лицензионных выплат нерезидентам весьма популярна и приводится практически во всех материалах, посвященных международному налоговому планированию.

Тем не менее, она содержит ряд нюансов, на которые мы и обратим внимание в настоящей статье.

Помимо российско-кипрского налогового соглашения аналогичные условия освобождения от налога на роялти в России содержатся в договорах об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, Люксембургом, Швейцарией, Данией, Венгрией, Италией и др. Однако, в каждом случае следует иметь в виду особенности национальных налоговых систем, величину ставок и наличие налоговых льгот в конкретном государстве.

Налог у источника выплаты роялти

Доходы от использования в России интеллектуальных прав подлежат согласно статье 309 НК РФ обложению 20-процентным налогом на прибыль. Данный налог подлежит удержанию у источника выплаты доходов, то есть у российской компании.

Вместе с тем, поскольку речь идёт о платежах роялти в пользу компании, находящейся в стране, с которой Россия имеет налоговое соглашение (в нашем примере это Республика Кипр), выплата роялти не будет облагаться в России налогом на прибыль (на основании пункта 1 статьи 12 Соглашения 1998 г. и подп. 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ) и, соответственно, российская фирма как налоговый агент будет освобождена от обязанности удержать налог у источника.

Российская компания освобождается от налога лишь тогда, когда получатель роялти (кипрская компания) предоставит своему российскому контрагенту подтверждение своего постоянного местонахождения на Кипре.

Такое подтверждение (tax residence certificate) должно быть заверено полномочным органом Кипра и содержать указание, что компания является резидентом Кипра в смысле российско-кипрского налогового соглашения.

Кроме того, в нём должен быть указан календарный год, за который подтверждается резидентный статус, соответствующий периоду, за который причитаются роялти. Наконец, на подтверждении должен быть проставлен апостиль (штамп, позволяющий применять документ за границей).

Поскольку данное подтверждение будет предоставлено на иностранном языке, оно должно быть снабжено переводом на русский язык. Сертификат об инкорпорации или о юридическом адресе не может выступать в роли указанного подтверждения.

Роялти, то есть периодические платежи, осуществляемые российской компанией за пользование правами на средства индивидуализации, относятся, согласно подп. 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к «прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Расходы, чтобы считаться таковыми для целей налога на прибыль, должны быть оправданы экономически и подтверждены документально.

Чтобы учесть расходы компании на роялти в составе налоговой базы по налогу на прибыль, торговая марка должна использоваться данной компанией (что является обоснованием необходимости выплаты роялти) в соответствии со статьей 1484 ГК РФ (см.

Читайте также:  Как повлияют новые требования к аптекам на стоимость лекарств

Письмо Минфина России от 4 июня 2012 г.

№ 03-03-10/60), а именно — любым законным способом, в том числе (но не исключительно) путем размещения товарного знака в рекламе, на товарах, при оказании услуг или выполнении работ, на вывесках, в сопроводительной документации, в сети «Интернет», в доменном имени и т.п.

На Кипре доход кипрской компании от лицензионных платежей будет облагаться по ставке 12,5%.

При этом, по правилам, действующим на Кипре с 2012 года, 80% от прибыли, полученной от лицензионных платежей, освобождаются от налога, то есть фактическая налоговая нагрузка (эффективная ставка налогообложения) на Кипрскую компанию по доходам от роялти составит 2,5%.

По мнению некоторых аналитиков, данное нововведение кипрского законодательства может во многом лишить смысла использование оффшорной компании в качестве конечного правообладателя.

НДС при выплате роялти в пользу зарубежной компании

В случаях, когда российская компания приобретает право на использование торговой марки у иностранной компании (в соответствии с сублицензионным договором), Россия признается местом реализации данных услуг на основании подп. 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, а иностранная компания — плательщиком НДС. Если иностранная фирма не состоит на учете в российских налоговых органах, то российская компания будет являться налоговым агентом по НДС.

В этом случае российская организация должна будет исчислить и удержать НДС у иностранного контрагента и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

Уплата НДС производится налоговым агентом одновременно с перечислением роялти иностранной компании (абз. 2 пункта 4 статьи 174 НК РФ). Суммы НДС впоследствии могут приниматься к вычету в порядке пункта 3 статьи 171 НК РФ.

Основаниями для осуществления вычетов являются счета-фактуры, также документы, которые подтверждают фактическую уплату сумм в бюджет.

Реализация на территории России исключительных прав на ноу-хау, изобретения, базы данных, программы для ЭВМ, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, полезные модели, а также прав на использование названных объектов по лицензионному договору не облагается НДС (подп. 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

Регистрация лицензионных (сублицензионных) договоров

Российское законодательство требует не только письменной формы лицензионного договора, но и его государственной регистрации в Роспатенте (ст. 1490 ГК РФ). Договор, заключенный не в письменной форме, а равно незарегистрированный договор, является недействительным.

Только договор, зарегистрированный в установленном порядке в Роспатенте,

Налогообложение иностранных организаций в РФ в 2021 году

Главная > Без рубрики > Налогообложение иностранных организаций в РФ в 2021 году

Иностранные организации в РФ ведут предпринимательскую деятельность через свои представительства или через российские организации. В зависимости от этого будет различаться налогообложение иностранных организаций в РФ. В статье рассмотрим, какие налоги уплачивают иностранные компании в России и как подают отчетность.

Деятельность иностранных компаний в РФ

Для того, чтобы иностранная компания могла осуществлять деятельность в РФ, ей необходимо осуществить регистрацию в виде своего представительства, подразделения или филиала. Особенностью налогового статуса иностранных юрлиц является то, что полномочия РФ по обложению налогами предусматривается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

При рассмотрении вопроса о налогообложении иностранных организаций в РФ, возникает также такое понятие, как постоянные представительства иностранных компаний на территории нашей страны.

Под постоянными представительствами понимают любое обособленное подразделение, которое на постоянной основе осуществляет деятельность в РФ. Другими словами, это может быть и подразделение, и филиал, и представительство.

Выделяют 3 основных признака постоянного представительства (306 НК РФ):

  • наличие обособки или иного постоянного места ведения деятельности в РФ;
  • осуществление в РФ на постоянной основе предпринимательской деятельности иностранной компанией.

Важно! Когда у иностранной организации в РФ нет постоянного представительства, но она осуществляет в России предпринимательскую деятельность, то это происходит через российскую организацию. Последняя в данном случае выступает в роли налогового агента.

Иностранная организация – налоговый агент по налогу на прибыль

Если у иностранной компании в РФ есть постоянное представительство, то она является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате некоторых видов доходов иностранным компаниям, у которых отсутствуют постоянные представительства в РФ.

Налогооблагаемые доходы, получаемые иностранными компаниями без представительств в РФ, приведены в ст. 309 НК РФ. Данный перечень включает в себя:

  • дивиденды, уплачиваемые участнику российской компании;
  • доходы, которые получены при распределении прибыли/имущества российской компании (включая распределения при ликвидации);
  • проценты по любым долгам, в том числе долговые обязательства по гос- и муниципальным эмиссионным ценным бумагам;
  • доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные в результате продажи акций или долей российских компаний, активы которых свыше 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося в РФ;
  • доходы, полученные от реализации российской недвижимости;
  • доходы, полученные от сдачи имущества в аренду или субаренду, использование которого происходит в РФ;
  • доходы, полученные от международных перевозок;
  • штрафы, пени, полученные за нарушение обязательств;
  • иные доходы.

Особенности налогообложения иностранных организаций в РФ

Иностранные представительства в РФ должны уплачивать определенный процент от своего дохода в бюджет нашей страны. При этом налогообложение иностранных компаний в РФ можно разделить на 2 вида:

  1. Налогообложение компаний, имеющих в РФ представительства.
  2. Налогообложение организаций, которые не имеют в РФ представительств, но получают доход иным образом.

Определимся с тем, что понимают под постоянным представительством. Данное понятие рассматривают в качестве филиала организации.

Оно распространяется на все подразделения компании, которые постоянно проводят предпринимательскую деятельность в РФ. В большей части случаев это является предпринимательством, но не всегда.

При этом иные вспомогательные подразделения компании могут иметь совсем иной порядок налогообложения.

Одним из объектов для обложения у таких организаций будет доход, полученный ей при осуществлении своей деятельности в РФ. При этом для расчета налоговой суммы учитывается не доход организации, а разница между ее доходами и расходами. Так, например, происходит налогообложение организаций, занятых торговлей.

Кроме того, налог нужно будет уплачивать с доходов, полученных иностранной компании в результате использования (или обычного владения) имущества.

Конечно, данное имущество должно быть зарегистрировано на данное представительство.

Таким же образом исчисляется налог, как и в предыдущем случае: от суммы полученных доходов отнимается затраты, связанные с получением этого дохода (к примеру, на обслуживание машин, ремонтные работы и др.).

Таким образом, не все иностранные компании уплачивают налоги одинаково. Существуют и такие представительства, которые занимаются исключительно оказанием услуг – вспомогательных и подготовительных. Данные услуги они оказывают на постоянной основе и бесплатно.

Однако, независимо от этого они тоже попадают под налогообложение. Но налог исчисляется не с разницы доходов и расходов, а с затрат на осуществление своей деятельности. То есть, чем меньше компания затратит на свои функции, тем меньше ей придется уплатить.

В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%.

Бухгалтерская отчетность иностранных организаций в РФ

Важно! Иностранные организации, которые зарегистрированы и ведут деятельность в РФ, обязаны вести бухгалтерский учет.

Филиалы и представительства компании самостоятельно выполняют функции юрлица и отражают результаты своей деятельности на счетах бухучета. При этом их обязанностью является формирование учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, обязанностью иностранных организаций в РФ также является составление учетной политики для целей налогового учета.

Иностранные компании, которые являются налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством РФ, должны отчитываться по месту постановки на учет и предоставлять в ФНС отчетность.

Состав отчетности для разных иностранных компаний будет отличаться. Помимо налоговой отчетности, иностранные компании также подают в налоговый орган финансовую отчетность, независимо от показателей своей деятельности и своего налогового статуса.

статью ⇒ НДС НАЛОГОВОГО АГЕНТА: ПРОВОДКИ

Налогообложение иностранных организаций в РФ

Вид налога Порядок уплаты
Налог на прибыль Под прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность.
Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.
НДС Иностранные компании, которые осуществляют реализацию товаров (услуг) через свои представительства в РФ, являются такими же плательщиками налога НДС, как и российские организации. То есть они на общих основаниях уплачивают в бюджет НДС и подают в ФНС налоговую декларацию.
Иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств, также являются плательщиками налога НДС. Но это за них делают налоговые агенты, то есть контрагенты иностранных компаний, состоящие на учете в России.
Налог на имущество
  • Для иностранных компаний с постоянными представительствами в РФ, объектом налогообложения будет являться имущество (движимое, недвижимое), относящееся к ОС.
  • Для компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, в качестве объекта налогообложения будет выступать имущество, принадлежащее на правах собственности и находящееся в РФ.
  • Иностранные компании, уплачивающие налог на имущество, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.
Земельный налог Уплачивают иностранные организации, которые на правах собственности владеют в РФ земельным участком. В качестве объекта налогообложения в данном случае выступает земельный участок. Налог компания рассчитывает самостоятельно и уплачивает в местный бюджет региона, в котором расположен участок. Налоговая декларация подается в налоговый орган в соответствии с местом расположения налогового участка.
Читайте также:  Положена ли доплата к пенсии детям войны?

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Налогообложение НДС прочих услуг, оказываемых иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в связи с оказанием электронных услуг

29.11.2019

Ответ

  • В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются, в частности:
  • организации.
  • Статьей 11 НК РФ определено, что в качестве организаций понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации).
  • Таким образом, иностранные юридические лица признаются налогоплательщиками НДС на территории РФ.
  • В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.
  • Следовательно, операции по реализации услуг на территории РФ подлежат налогообложению НДС.
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
  • Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом настоящей главы.

Пунктом 2 статьи 161 НК РФ установлено, что налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Пунктом 3 статьи 174.

2 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория РФ, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.

Из приведенных норм можно сделать вывод о том, что в случае, когда иностранная организация, не состоящая на учете в налоговом органе, реализует товары, работы, услуги, подлежащие налогообложению НДС на территории РФ, в адрес российской организации, российская организация признается налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующей суммы НДС.

Таким образом, нормы НК РФ связывают возникновение обязанностей налогового агента у российской организации с фактом постановки на учет иностранной организации в налоговом органе.

В Определении Конституционного Суда РФ от 24.11.16 № 2518-О в отношении возникновения обязанностей налогового агента были даны следующие разъяснения:

«В налоговом регулировании иностранные организации рассматриваются как особые субъекты права, поскольку полномочия государства по взиманию с них налогов наряду со специальными положениями российского законодательства о налогах и сборах регулируются также соответствующими международными налоговыми соглашениями с рядом стран, а возможные меры по налоговому контролю и взысканию налоговых платежей ограничены территорией Российской Федерации и компетенцией налоговых органов. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения иностранными организациями налоговой обязанности, который обладает спецификой применительно к конкретному налогу.

При реализации товаров (работ, услуг) местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами — лицами, состоящими на учете в налоговых органах, приобретающими на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц (пункт 1 статьи 161 и пункт 4 статьи 173).

Таким образом, разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией или налоговым агентом — ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в Российской Федерации».

Отметим, что в отношении услуг, оказанных в электронной форме положениями пункта 5 статьи 174.

2 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.

6 статьи 83 НК РФ, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы.

Так, согласно пункту 4.6 статьи 83 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.

2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Министерством финансов РФ.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается указанными в настоящем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг.

Таким образом, у иностранной организации, оказывающей электронные услуги на территории РФ, возникает обязанность встать на учет в налоговом органе в порядке, предусмотренном пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

  1. На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в связи с постановкой на налоговый учет иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, у нее возникает обязанность по самостоятельной оплате НДС в отношении прочих товаров, работ, услуг, реализация которых осуществляется на территории РФ.
  2. При этом хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.
  3. В Пояснительной записке к Проекту закона, предусматривающему введение в действие статьи 174.2 НК РФ, были даны следующие разъяснения:
  4. «Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях совершенствования правил налогообложения операций, совершаемых через сеть «Интернет», по продаже иностранными компаниями российским потребителям прав доступа к базам данных, программного обеспечения, игр, музыкальных произведений, книг, видеопродукции и тому подобное (далее — контент).

В настоящее время на российском рынке складывается ситуация, при которой российским потребителям выгоднее приобретать контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость в этом случае не включает в себя налог на добавленную стоимость. По этой же причине данные услуги российских организаций становятся менее привлекательными.

  • В результате иностранные поставщики поставлены в более выгодное положение по сравнению с российскими компаниями.
  • Следует отметить, что в международной практике правила налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг уже сформированы и базируются на том, что налогообложение электронных услуг производится на территории того государства, в котором проживает потребитель, в соответствии с национальным законодательством.
  • Данный подход обеспечивает равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих контент конечным потребителям, нивелируя налоговые преимущества для иностранных организаций, в том числе расположенных в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях.
  • Такие правила применяются в Европейском Союзе, Южной Корее, Японии.
  • Законопроектом предлагается введение на территории Российской Федерации аналогичного механизма налогообложения электронных услуг.
  • Для реализации указанного механизма законопроектом предлагается внести следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации:
  • установить особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных компаний, реализующих электронные услуги;
  • установить возможность использования личного кабинета налогоплательщика иностранной компанией, реализующей электронные услуги, для представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, иных документов, получения от налогового органа документов (информации);
  • установить особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении иностранных организаций, осуществляющих электронные услуги;
  • установить особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными организациями».
  • Таким образом, возложение обязанностей по уплате НДС со стоимости электронных услуг на иностранные компании было осуществлено, прежде всего, в целях выравнивания стоимости услуг, оказываемых иностранными и российскими компаниями.
  • Для указанных целей был разработан механизм постановки на налоговый учет иностранной компании, механизм уплаты НДС через личный кабинет, механизм зачета такого НДС российской организацией.
Читайте также:  Как получить накопительную часть пенсии пенсионеру или его наследникам?

Порядок уплаты НДС в отношении иных услуг, оказываемых на территории РФ этой же иностранной организацией, нормами НК РФ прямо не установлен. Однако в этом случае можно предположить, что иностранной компании придется руководствоваться общими положениями главы 21 НК РФ.

Возможно, изначально, когда законодатель возлагал обязанности по уплате НДС со стоимости электронных услуг на иностранные организации, предполагалось, что со стоимости иных услуг, оказываемых на территории РФ, НДС уплачивается российской организацией – налоговым агентом.

Однако, учитывая, что возникновение обязанностей налогового агента у российской организации поставлена в зависимость от факта постановки на налоговый учет иностранной организации, в силу прямых норм пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе по основаниям, предусмотренным пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, обязана уплачивать самостоятельно любой НДС, возникающий при реализации товаров, работ, и иных услуг, не относящихся к электронным.

Отметим, что в своих многочисленных письмах фискальные органы высказывают позицию, согласно которой, иностранные организации, состоящие на налоговом учете в связи с оказанием электронных услуг, самостоятельно уплачивают НДС и в отношении прочих услуг, облагаемых НДС на территории РФ.

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.

В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом.

Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо — налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.

Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.

В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.

Российское законодательство также предусматривает уплату налога как самим налогоплательщиком, так и источником выплаты дохода. В силу ст.

24 Налогового кодекса РФ (НК РФ) лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, признаются налоговыми агентами.

Основной обязанностью налогового агента при возникновении объекта обложения является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление соответствующих налогов. Обстоятельства, которые обязывают к выполнению обязанностей налогового агента, довольно многочисленны.

В данной статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогового агента иностранной организации в целях налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговыми агентами иностранных организаций чаще всего выступают российские организации и индивидуальные предприниматели (далее — российские организации).

Но в определенных НК РФ случаях, которые мы рассмотрим ниже, налоговыми агентами также могут выступать и иностранные организации, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации.

Такие иностранные организации в налоговых целях приобретают статус российской организации по НДС или налогу на прибыль организаций.

Они самостоятельно выполняют обязанности налогоплательщика и одновременно обязанности налогового агента по отношению к иностранным организациям, не имеющим статус российской организации.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.

Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:

1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;

2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете. Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС. Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ.

Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст.

147 НК РФ): — товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; — товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения.

Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ).

Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Таблица 1

N п/п Виды работ

Особенности уплаты НДС иностранными компаниями в России

Иностранные компании, ведущие бизнес на территории нашей страны, обязаны действовать в рамках российского правового поля. А это значит, что им необходимо перечислять в наш бюджет определенные платежи, а также надлежащим образом составлять и хранить бухгалтерские документы.

О том, чем рискуют иностранные фирмы, не оформляя отпуска, болезни и командировки по российским правилам, мы рассказывали здесь. В материале ниже мы подробно разбираем особенности уплаты зарубежными компаниями налога на добавленную стоимость.

Плательщики НДС

Напомним, плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ. В случае с иностранными фирмами есть несколько важных моментов:

  1. Если зарубежная компания имеет на территории в России филиалы или представительства, зарегистрированные в установленном порядке, налог перечисляется ими самостоятельно.
  2. При отсутствии филиала или представительства иностранной компании НДС перечисляется налоговым агентом.

Налоговые агенты — организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в российских налоговых органах и приобретающее на территории РФ товары/услуги у иностранного предприятия.

Порядок и сроки уплаты НДС

НДС иностранных организаций на территории РФ уплачивается по месту реализации продукции. Иными словами, если товар отгружается (оказываются услуги, реализуются программные продукты) в России, таковым местом будет считаться РФ.

Уплата НДС иностранными юридическими лицами при отсутствии на территории нашей страны представительства или филиала невозможна, поэтому за них это делают налоговые агенты.

Процедура уплаты НДС налоговым агентом:

  1. Агент принимает товар. Полный расчет производится после перечисления НДС.
  2. Агентом рассчитывается НДС. Если оплата производится с учетом НДС, используется формула: сумма х 20/120. При применении ставки 10% формула выглядит иначе: сумма х 10/110.
  3. Налог перечисляется по реквизитам ФНС по месту нахождения агента с одновременным перечислением «иностранцу» денежных средств.
  4. От лица иностранной компании агент оформляет счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых регистрируется в книге продаж.

Если на территории РФ иностранная компания имеет филиал или представительство, все расчеты и перечисление НДС она производит самостоятельно.

Важно!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *