Большая часть земельных ресурсов Российской Федерации, не занятых лесом, относится к категории сельскохозяйственных. Далеко не всякая деятельность возможна на них — только допускаемая законодательством. Об этом рассказывается в данной статье, тема которой — земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования.
Что такое категория земель?
Категория земель и вид разрешенного использования — два понятия, ограничивающие сферу возможной деятельности на данном участке. Первое более обширно.
Земельный кодекс делит территорию на категории:
- закрепленные за населенными пунктами;
- сельскохозяйственные;
- промзоны;
- лесной фонд;
- водный фонд;
- принадлежащие Вооруженным силам РФ и ФСБ;
- особо охраняемые;
- фонд запаса.
За каждой категорией законодательно закреплены требования к пользованию и охране, прописаны меры для поддержания присущих землям качеств.
Как узнать по кадастровому номеру?
На официальном сайте Росреестра имеется карта с указанием информации о каждом участке. Найдя его по кадастровому номеру, пользователь узнает его категорию и тип права собственности владельца. Также можно направить запрос в кадастровый орган. В полученной кадастровой выписке также будет сообщено целевое назначение надела с указанным в запросе номером и прочие сведения.
Вид разрешенного использования: что означает?
Если, к примеру, часть территории из промышленной категории выделена в пользование юрлицу с формулировкой «ВРИ — строительство металлургического комбината», то организация на нем предприятия по переработке нефтепродуктов будет нарушением, хотя оно тоже относится к промышленности.
Подобным образом зонируются и сельхоз земли.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Какие бывают ВРИ?
ВРИ для каждой земельной категории прописаны в Едином классификаторе от 2015-го года. Каждому виду деятельности присвоен цифровой код.
Всего в классификаторе 12 разделов:
- сельскохозяйственная деятельность;
- возведение жилых зданий;
- объекты капитального строительства общего пользования;
- коммерческая деятельность;
- рекреационные ВРИ (отдых, восстановление здоровья);
- производство;
- транспортные перевозки – людей и грузов;
- оборона и безопасность;
- охрана и изучение природы;
- деятельность по развитию и эксплуатации лесного хозяйства;
- эксплуатация и обслуживание водоемов;
- общее пользование территорией.
Код начинается с номера раздела, затем через точку следует порядковый номер ВРИ.
К примеру, в разделе «Строительство жилых зданий» прописаны ВРИ:
- ИЖС (код 2.1);
- ведение ЛПХ (код 2.2);
- блокированная жилая застройка (код 2.3);
- мобильные жилые строения (код 2.4);
- многоквартирные дома: малой этажности (код 2.1.1), средней этажности (код 2.5), многоэтажки и высотки (код 2.6);
- обслуживание жилых объектов (код 2.7);
- сооружение гаражей (код 2.7.1).
Каждый ВРИ подробно разъясняется, к примеру, в разделе о деятельности с кодом 2.2 (личное подсобное хозяйство) приведен следующий перечень:
- производство сельхозпродукции;
- содержание сельскохозяйственных животных;
- возведение дома для постоянного проживания высотой до 3 этажей без разделения на квартиры;
- строительство гаража, хозяйственных построек, прочих вспомогательных объектов.
Также все ВРИ делятся на три разновидности: основные, условно разрешенные, вспомогательные.
Основные
Это ВРИ, закрепленные за данным участком в базе Росреестра и отраженные в документах на него. На ведение такой деятельности собственнику не нужно получать разрешение у местных властей.
Любые ВРИ, закрепленные за участком до введения действующего классификатора, остаются в силе (ФЗ №171, ст. 34, ч. 11). Власти могут поменять их только по инициативе собственника, при этом новый ВРИ выбирается уже из классификатора.
Условно разрешенные
Местные градостроительные нормы могут предусматривать дополнительные ВРИ для конкретных участков. Они называются условно разрешенными. На ведение такой деятельности собственник обязан получить разрешение в администрации.
Процедура состоит в следующем:
- заявку рассматривает комиссия по землепользованию и застройке;
- организуются публичные слушания.
При положительном заключении комиссии данная деятельность получает статус ВРИ и приписывается данному участку в Государственном кадастре недвижимости.
К примеру, для участка, выделенного в жилой зоне под строительство объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли, в качестве условно разрешенных ВРИ можно согласовать возведение таких строений:
- жилые дома большей этажности, чем предусмотрено основным ВРИ;
- спортзалы, бассейны;
- больницы и станции «скорой помощи»;
- административные и офисные здания.
Также можно добиться разрешения на возведение гаражных комплексов и автостоянок.
Вспомогательные
Вспомогательные ВРИ считаются допустимыми лишь при реализации основных или условно разрешенных. Например, на участке ведется выращивание сельскохозпродукции в промышленных масштабах, и собственник строит гараж для сельскохозяйственных машин.
Строительство гаража в этом примере — вспомогательный ВРИ. Просто возвести гараж, не занимаясь выращиванием сельхозкультур или иным основным условно разрешенным ВРИ, нельзя — это будет нарушением.
Другие вспомогательные ВРИ: строительство объектов инфраструктуры (дороги и пр.), спортивных и детских площадок, прокладка инженерных коммуникаций и пр.
Что можно делать на землях сельхозназначения?
Земли сельскохозяйственной категории по-другому называют землями сельхозназначения. То есть это территории, не относящиеся к населенным пунктам, лесному фонду и другим категориям. Землевладельцев волнует вопрос относительно участков для сельскохозяйственного производства что можно делать на них?
Для категории земель сельхозназначения единым классификатором предусмотрены такие ВРИ:
- выращивание сельхозпродукции (коды 1.1-1.6);
- животноводство, птицеводство, выращивание и заготовка кормов (коды 1.7-1.11);
- организация рыбхоза, бортничество (коды 1.12 и 1.13);
- научно-исследовательская деятельность в аграрной сфере (код 1.14);
- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15);
- ведение личного подсобного хозяйства или ЛПХ (1.16);
- организация питомников (код 1.17). В них выращиваются рассада и растения на семена;
- обеспечение деятельности сельскохозяйственного предприятия (код 1.18). Строительство уже упомянутого гаража для сельхозмашин относится к этому разделу;
- садоводство и огородничество (коды 13.1-13.3).
Земельный кодекс разделяет земли сельхозназначения на следующие группы:
- пашни, пастбища, сенокосы: наиболее ценные, т.н. с/х угодья, находятся под особой охраной государства;
- предоставленные для ведения ЛПХ, занятые многолетними насаждениями, коммуникациями, внутренними дорогами (11 ВРИ);
- с низкой плодородностью (не подходят для пашни), но пригодные для выращивания некоторых культур;
- занятые сельскохозяйственными постройками (17 ВРИ);
- занятые лесными массивами;
- занятые водоемами.
Использование земель сельхозназначения под индивидуальное строительство возможно только при следующих ВРИ:
- садоводство и огородничество. Разрешают построить садовый дом, предназначенный для сезонного проживания;
- крестьянское (фермерское) хозяйство. Разрешено строительство жилого дома для постоянного проживания на том основании, что для обслуживания фермы человек должен постоянно на ней находиться.
В прочих ситуациях ради возведения дома приходится менять присвоенный вид использования на «индивидуальное жилищное строительство».
Глава 14 Земельного кодекса, в частности ст. 77 раскрывает понятие «земли сельскохозяйственного назначения».
Что можно делать на земельных участках сельскохозяйственного использования?
Можно ли изменить ВРИ?
ВРИ наиболее ценных земель — сельхозугодий — меняют при переходе их из категории сельскохозяйственных в какую-нибудь иную. Например, после расширения границ населенного пункта эта территория вошла в его состав. Для прочих видов сельхозземель ВРИ допускается менять без изменения категории.
Порядок изменения
Желая изменить целевое назначение надела, его владелец обращается в местную администрацию с соответствующим заявлением.
Приводятся данные:
- кадастровый номер надела;
- текущая и желаемая категории;
- основание для изменения целевого назначения.
Возможность перевода подтверждается госэкоэкспертизой. Заявление рассматривается в течение 2 месяцев. Положительное либо отрицательное решение оформляется в виде акта, в течение 2 недель направляемого заявителю. Документы на участок не переоформляют.
С целью изменения ВРИ участка, действуют в такой последовательности:
- подают заявление в местную администрацию с указанием кадастрового номера участка, желаемого целевого предназначения и обоснования изменения;
- органы власти организуют публичные слушания по данному вопросу. Участники — жители района и правообладатели соседних участков (в т.ч. арендаторы). Протокол обсуждения публикуется на сайте и в печатном органе местной администрации;
- учитывая мнение участников слушаний, специальная комиссия выносит решение об изменении ВРИ либо об отказе;
- в случае положительного решения, новый ВРИ регистрируется в кадастровой палате. Сюда подается заявление, к которому прилагаются свидетельство о праве собственности либо выписки: из ЕГРН и Правил землепользования и застройки (ПЗиЗ);
- кадастровая палата выдает заявителю кадастровый паспорт с прописанным в нем новым ВРИ.
В случае отказа заявитель может обжаловать решение администрации в суде.
Пользоваться землей допускается только в рамках ее категории и целевого предназначения. Оба эти параметра можно изменить в порядке, предусмотренном законом. Чаще всего их меняют, чтобы получить возможность построить на сельхоз территории жилье.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52
Земли сельскохозяйственного назначения
|
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Вся земля, находящаяся на территории нашего государства, имеет разный статус, обозначенный в законодательстве РФ.
Для определения особенностей использования и оборота в отдельную категорию выделены земли сельскохозяйственного назначения. Такой подход обеспечивает сохранение природных богатств и способствует развитию земледелия.
Ведь от состояния почвы зависит продовольственное обеспечение всего государства, а на земле в России трудится более четверти населения.
В данной статье мы подробно рассмотрим вопрос о таких территориях, а также расскажем о правилах их использования.
Вопросы, касающиеся сельскохозяйственных земель, регламентируются несколькими нормативными актами:
Действует множество нормативных актов, которые обеспечивают контроль со стороны государства за стратегически важными угодьями, любые сделки, проведенные с их нарушением, признаются ничтожными.
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
Таковыми являются территории, отвечающие двум требованиям:
- они должны находиться за границами населенных пунктов;
- на них должны вестись сельхозработы, или они должны быть предназначены для использования в земледелии.
Земельные участки на территориях сельскохозяйственного назначения разрешается использовать только в определенных целях, связанных с сельскохозяйственной деятельностью:
- организовывать производства;
- сажать лес для защиты угодий;
- заниматься научно-исследовательской и учебной деятельностью;
- заниматься рыболовством;
- создавать частные садовые участки.
Обратите внимание!
Арендовать сельскохозяйственные земли, использовать их в коммерческих целях имеют право только организации и частные предприниматели, имеющие соответствующий правовой статус и занимающиеся определенными видами деятельности.
Состав земель сельскохозяйственного назначения
Он определяется исходя из объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Ими могут быть:
- угодья, которые предназначены непосредственно для производства сельхозпродукции;
- территории, занятые дорогами и коммуникациями, представляющие собой инфраструктуру фермерских и других хозяйств;
- лесные посадки, призванные защищать участки от негативного влияния окружающей среды;
- водные объекты, различные постройки, если они необходимы для производства, первоначальной переработки или обеспечения хранения продукции сельскохозяйственного назначения.
Земли, используемые для садоводства и огородничества, но находящиеся в пределах населенного пункта, сельскохозяйственными не считаются
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
Для осуществления этой процедуры следует обратиться с письменным ходатайством в орган государственной власти или местного самоуправления. Куда именно следует подать заявление, определяется исходя из принадлежности рассматриваемого участка.
Если территория находится в собственности государства, то вопрос рассматривает Правительство РФ, когда участок принадлежит субъекту РФ, муниципальному образованию или частнику, необходимо решение органа, представляющего исполнительную власть на уровне субъекта РФ.
Перевод сельскохозяйственных земель в иные категории возможен в исключительных случаях. Таковыми являются:
- консервация территорий в силу различных причин антропогенного и природного происхождения;
- организация особых охраняемых природных, исторических, культурных и других зон специального назначения;
- пересмотр границ населенного пункта;
- возведение объектов промышленности на участках, кадастровая оценка которых не выше среднего показателя по городу (району);
- перевод территорий, непригодных для ведения сельского хозяйства, в земли лесного, водного или запасного фонда.
Обратите внимание!
При прохождении процедуры перевода земли в другую категорию, обязательна ее государственная экспертиза. Если будет установлена исключительная полезность данной территории для сельского хозяйства, изменить ее назначение не разрешат.
Особенности оценки земель сельскохозяйственного назначения
Любая земля имеет две стоимости:
- кадастровую, которая применяется при расчете налога, аренды и других обязательных платежей;
- рыночную, она необходима для совершения сделок купли-продажи, аренды и залога.
Особенность кадастровой оценки сельскохозяйственной земли заключается в том, что она подразделяется на группы. Они отличаются назначением участков и формированием рентного дохода. Для каждой из этих групп рассчитываются свои удельные показатели. Стоимость определяется на двух уровнях: субъектов РФ и территориальных административных образований.
Кадастровую оценку сельхозземель нельзя применять при продаже или частной аренде таких участков
Для этих целей нужна рыночная стоимость территории. Ее определяют исходя из ряда факторов, применяемых при сделках с землями любых других категорий. Также учитывается полезность участка с точки зрения возможности ведения на нем сельского хозяйства.
Земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, выделяются государством в специальную категорию, поскольку имеют важное стратегическое значение для страны. Оборот и использование таких участков регламентируются ЗК РФ и другими федеральными законами России.
Использовать подобные угодья разрешается только в определенных целях. Их перевод в другие категории возможен в исключительных случаях. Кадастровая оценка таких участков производится исходя из их принадлежности к конкретной группе. Стоимость реализации устанавливается исходя из конъюнктуры рынка.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, правовой режим
Определение 1
Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные специально для нужд и целей сельского хозяйства.
Категория земель сельхозназначения включает в себя 2 субкатегории, каждая из которых имеет собственный дифференцированный правовой режим:
- сельскохозяйственные угодья (сюда относится пашня, сенокос, пастбище, залежи, земельные участки с многолетними насаждениями такие, как сады, виноградники и пр.). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат тщательной охране (причем можно говорить о конкретных отличиях в правовом режиме, к примеру, пашни и сенокосы или пастбища и виноградники). Если сельхозугодия относятся к разряду мелиорированных, в таком случае на правообладателей данных участков земли накладываются дополнительные обязанности;
- несельскохозяйственные угодья (сюда относят земли, на которых располагаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от влияния отрицательных (вредных) климатических, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производственных нужд, хранения и первичной переработки сельхозпродукции).
Правовой режим сельскохозяйственных земель
Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима.
Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения.
Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении.
Вывод 1
Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.
Зоны сельскохозяйственного использования
В составе зон сельхоз использования могут находиться:
- зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
- зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.
В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:
- консервация земель;
- создание особо защищаемых природных территорий;
- установление либо изменение границ населенных пунктов;
- размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
- включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
- строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.
Опиши задание
Замечание 1
Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.
Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:
- «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
- сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);
- особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).
Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую).
На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.
Замечание 2
Изначально этот фонд формировался согласно статье 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990-го г.
, посвященного земельной реформе, в соответствии с чем местная администрация должна создавать особый земельный фонд для дальнейшего перераспределения и наделения земельными участками граждан с целью организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества или животноводства. Сюда входили земли, которые использовались не по целевому назначению, неэффективно использовались, а также выбывшие из оборота либо переквалифицированные в менее ценные угодья.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Вводного закона с даты введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения включены все земли, которые находились на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (30 октября 2001-й г.
) в образованных (согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991-го г. касаемо неотложных мер по реализации земельной реформы в РСФСР) фондах перераспределения земель.
На сегодняшний день фонд перераспределения земель образуется за счет земельных участков сельхозназначения, которые поступают в данный фонд после приобретения Россией, субъектом Российской Федерации либо административно-территориальным образованием права собственности на участок земли по основаниям, определенным федеральными законами, кроме случаев приобретения права собственности на участок земли, изъятый для муниципальных или гос. потребностей (пункт 2 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона касаемо оборота земель земельные участки, которые находятся в фонде перераспределения земель, можно передавать гражданам и юр. лицам в аренду, а также предоставлять им в собственность на возмездной либо безвозмездной основе, когда это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Замечание 3
Надо отметить ряд общих и особенных обязанностей правообладателей земельных участков, которые обуславливаются функцией земель сельхозназначения в качестве средства производства в с/х.
К общим обязанностям относят применение земельных участков согласно целевому назначению этой категории земель и разрешенными использованием методами, которые не должны причинять ущерб природному объекту (земле), в частности, приводить к деградации, загрязнениям, захламлениям земель, отравлениям, порче и прочим отрицательным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона касаемо оборота земель).
В число особенных обязанностей правообладателей участков земли, следующих из экологического законодательства, входит обеспечение плодородия земель сельхозназначения, требование в области мелиорации земель, требование в области применения пестицидов и агрохимикатов (статья 42, 43, 49 Закона, посвященного охране окружающей среды).
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Земли сельхозназначения
Цены на услуги юриста по земельным вопросам
Земли сельскохозяйственного назначения предназначены для выращивания культур в целях обеспечения жизни людей. Что такое сельскохозяйственные земли и как их можно купить у государства? Давайте разбираться.
Использование земельных участков порождает земельные правоотношения между собственниками и государством.
Земля сельхозназначения: виды разрешенного использования
Сельскохозяйственные земли – это расположенные за чертой городских и сельских поселений наделы, основное предназначение которых заключается в выращивании с/х культур и обеспечении сельскохозяйственных нужд. (ст. 14 Земельного кодекса РФ).
Государство определило виды разрешенного использования таких земель. Здесь выделяются следующие направления деятельности человека:
- Использование на нужды сельского хозяйства;
- Обустройство пашен, сенокосов, пастбищ, растительных насаждений, садов, виноградников и прочих культур;
- Ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ);
- Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
- Ведение индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – территории, предназначенные для возведения жилых и нежилых построек, а также земли для производства сельхоз культур (овощей, бахчи, виноградников и др.);
- Ведение садоводства – посадка и уход за фруктовыми деревьями и кустарниками в целях обеспечения личных нужд граждан;
- Ведение животноводческой деятельности (разведение скота и птиц);
- Создание условий для выпаса скота и заготовки сена;
- Ведение огородничества;
- Формирование охотничьих угодий близь лесных насаждений;
- Создание пасек и производство мёда;
- Обустройство растительности защитного назначения;
- Проведение лабораторных и научных работ с целью изучения сельскохозяйственного типа производства;
- Разведение рыболовства;
- Прочая деятельность человека.
Виды разрешенного использования закрепляются в ст. 14 ЗК РФ и входят в область охраны со стороны государства. Территории подлежат сельскохозяйственному производству и не могут использоваться вне целевого принципа.
01
Консультация юриста по земельным вопросам бесплатно, жми
Задать вопрос юристу 02
Бесплатная горячая линия(Москва и регионы РФ)
8 800 350 14 85 03
Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут
Цены на услуги юриста по земельным вопросам
Земли сельскохозяйственного назначения: участки для садоводства
Садоводческие земли являются одним из наиболее используемых типов земельной собственности. Территории можно купить не только физическим, но и юридическим лицам. При желании собственник имеет право купить надел у государства после аренды.
Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения под садоводство:
- Выращивание овощей, декоративных сортов культур, продуктов для питомников;
- Разведение грибных участков (мицелий) с целью их дальнейшего сбора и переработки;
- Выращивание фруктовых деревьев и кустарников;
- Посадка и уход за ореховыми насаждениями;
- Разведение виноградников, плодоносных и ягодных кустарников;
- Выращивание семян для дальнейшего повышения урожайности садов;
- Выращивание фруктов для разрешенного производства напитков;
- Обустройство участков с пряностями.
Земельные участки для садоводства можно использовать и для огородничества, однако в таком случае потребуется соблюсти целевой принцип эксплуатации земель государства. После аренды земли для садоводства гражданин может купить право собственности и стать полновластным хозяином территории.
Что можно делать на земельных участках сельскохозяйственного назначения?
По аналогии с промышленными, рекреационными или водными, земли сельскохозяйственного назначения обладают правовым режимом. Виды разрешенного использования связаны с определением зон территорий. В нашем случае – это удаленность от городской черты и целевое использование для с/х производства.
Закон устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения разделены на следующие группы:
- Первая категория земель: пастбища, угодья и сенокосы – вид разрешенного использования основан на эксплуатации участков под ЛПХ.
- Вторая категория земель: угодья – эксплуатируются для производства винограда, фруктов, овощей и культур.
- Третья категория земель: определены под сельскохозяйственные постройки (амбары, сараи, молотильни, коровники, загоны и др.).
- Четвертая категория земель: водные объекты для производства рыбных промыслов.
- Пятая категория земель: леса – можно использовать для развития охотничьих угодий.
- Шестая категория земель: непригодные для выращивания сельскохозяйственных культур (болота, могильники).
Следует отметить, что все виды разрешенного использования могут иметь ограничения. Такое положение выражается в условной эксплуатации земельных участков.
Как можно купить землю сельхозназначения у государства?
Правовые отношения с сельскохозяйственной землей – это установленные государством сделки, изменяющие право собственности на участки в ходе аренды или купли-продажи наделов.
Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности муниципальных и федеральных органов власти. Купить такие земли можно лишь при заключении договора с владельцем земли. В ходе продажи собственник составляет письменное извещение о реализации земли физическому или юридическому лицу.
В свою очередь перед тем как купить участок, заинтересованное лицо направляет ходатайство в адрес муниципального органа. При составлении договора можно воспользоваться услугами земельного юриста.
Специалист определит виды разрешенного использования и поможет выбрать наиболее привлекательную форму собственности для ЛПХ или ИЖС.
Если земля предоставляется в аренду, то срок составляет до 49 лет с правом дальнейшего выкупа. При этом купить сельхоз участок можно в любое время, но не ранее периода, который указан в договоре между собственником и арендатором угодья.
Внимание! При заключении аренды следует указать вид разрешенного использования. В дальнейшем такую землю можно купить по кадастровой стоимости.
Полезная информация по земельным вопросам
Земли сельскохозяйственного назначения
Особенный правовой режим имеют земли сельскохозяйственного назначения. Земельный кодекс РФ посвящает этой категории земельных участков главу XIV, которая так и называется – земли сельскохозяйственного назначения.
Категорию и вид разрешенного использования участка можно узнать с помощью публичной кадастровой карты. И, разумеется, в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, с помощью запроса через МФЦ.
Про особенности таких земель мы расскажем ниже.
Что такое земли сельскохозяйственного назначения, в чем их особенности
Статья 77 ЗК РФ закрепляет, что к такой категории земель относятся земли:
- расположенные вне населенных пунктов
- и предназначенные для нужд сельского хозяйства. Они могут быть непосредственно предоставлены физическим и юридическим лицам для удовлетворения таких нужд, как ведение сельского хозяйства. Либо предназначены для таких целей.
Есть еще такое понятие как сельскохозяйственное угодье. Это сенокосы, пастбища, пашни, а также земли, занятые зелеными насаждениями. То есть это земельный участок в составе земель сельхозназначения комплексного использования. Угодью имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особенность такой категории земли – в роли, которую она играет в экономике страны. Создавая земли сельскохозяйственного назначения государство стимулирует общество на использование их в соответствующих целях.
И именно целевое назначение земель определяет их правовое регулирование и особенности оборота (продажи, покупки, обмена и т.п.). В России действует отдельный закон от 24.07.2002 г.
№ 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
Владение землей и ее использование
Закон ограничивает возможность иметь в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также для юридических лиц, в которых доля “иностранного участия” составляет более 50 %.
То есть доля учредителей – иностранцев в уставном капитале организации. Такие лица могут владеть землей сельхозназначения исключительно по праву аренды. Исключения из этого правила устанавливает закон от 01.05.2016 г.
№ 119-ФЗ (Дальневосточный федеральный округ при условии участия в государственной программе переселения).
Использование земли имеет особенности – целевое назначение. Статья 78 ЗК РФ закрепляет, что допускается использование земли:
- для ведения сельскохозяйственного производства,
- в целях создания мелиоративных защитных лесных насаждений
- для научно-исследовательских, учебных целях (подготовка образовательных кадров и т.п.)
- в и иных связанных с сельскохозяйственным производством целях
- гражданами для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства
- общинами коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Севера, Сибири – для сохранения и развития традиционного образа жизни, промыслов и хозяйственной деятельности
- аквакультура (рыбоводство).
Особенности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения
Статья 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения закрепила ряд принципов оборота, а значит и распоряжения, земельными участками. Помимо обязательного сохранения целевого назначения закон устанавливает преимущественное право региона (муниципалитета) на покупку земельного участка из земель сельхозназначения при его продаже. За исключением продажи с публичных торгов.
Продавец обязан уведомить высший исполнительный орган власти субъекта РФ о предстоящей продаже земельного участка. Обратите внимание! Закон субъекта РФ преимущественное право покупки может закрепить за муниципалитетом.
В уведомление продавец включает существенные условия договора, включая стоимость земельного участка. Когда в течение 30 дней с даты получения ответ продавец не получил или получил отказ от покупки, в течение года сделка купли-продажи может состояться. Но по цене не ниже, чем продавец указал в уведомлении.
В противном случае следка будет ничтожной (о признании сделки недействительной).
Не все участки подпадают под такую особенность. Нет преимущественного права региона/муниципалитета при обороте земель сельхозназначения для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также те, на которых расположены объекты недвижимости.
В аренду сдать можно только участок,ж прошедший государственный кадастровый учет (с присвоением кадастрового номера). Причем в этому случае закон закрепляет право преимущественной аренды, в отличие от многих других категорий земель.
Перевод из земли сельхозназначения в иную категорию
Еще один закон – от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ – регулирует порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. И нужно сказать, что перевод именно из сельхозназначения особенно затруднителен. Вместе с тем ст. 7 этого Закона устанавливает возможность это сделать, но только в исключительных случаях:
- консервация земли
- изменение (установление) черты населенного пункта
- создание особо охраняемой природной территории
- строительство автодорог, трубопроводом и др. подобных объектов – только при наличии проекта рекультивации
- непригодность для сельского хозяйства и включение в связи с этим в земли лесного или водного фонда, земли запаса и др.
Статья 6 Закона, Земельный и Гражданский кодексы устанавливают порядок принудительного изъятия земли сельскохозяйственного назначения при нарушении целевого использования или неиспользования в сельхоз.целях такой земли.