Энергосервисный контракт по 44-фз: понятие, особенности и пошаговая инструкция заключения, расчет цены

Энергосервисные контракты направлены на внедрение энергосберегающих технологий для экономии заказчиками на оплате энергоресурсов. Дополнительные плюсы контрактов:

  • поставщик модернизирует или меняет оборудование заказчика;
  • заказчик не тратит деньги на мероприятия по внедрению энергоэффективности, а поставщик возвращает себе израсходованные средства за счет экономии энергоресурсов.

После всех мероприятий освобождается часть бюджета заказчика. Она идет на развитие организации или на повышение заработной платы для ее сотрудников. Энергосервисные контракты подписывают отдельно от контрактов на закупку ресурсов (угля, газа, воды и пр.) для их обеспечения.

Готовиться к процедуре без юристов тяжело: закупки регулируются несколькими федеральными законами (44-ФЗ, 261-ФЗ) и подзаконными актами.

Учитывая, что окупаемость контрактов 1-10 лет и сотрудничать придется долго, ошибиться нельзя — лучше несколько раз перепроверить условия и надежность контрагента.

К тому же в энергосервисных контрактах НМЦК рассчитывается не совсем обычно. У неопытных участников этот момент вызывает вопросы.

Расскажем, как заключаются энергосервисные контракты и на какие моменты стоит обратить внимание. Статья полезна заказчикам и поставщикам.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, особенности и пошаговая инструкция заключения, расчет цены

В энергосервисном контракте деньги, затраченные на мероприятия, возвращаются поставщику за счет экономии энергоресурсов. Свои средства заказчик не тратит

Как подготовиться к заключению энергосервисного контракта

Для определения поставщика заказчик может использовать электронный конкурс (в том числе двухэтапный), аукцион или запрос котировок. Когда решится вопрос с форматом процедуры, заказчик готовит закупочную документацию, старается описать будущие мероприятия или требуемые товары подробно. Это не всегда возможно, поэтому допускается прописывать ориентировочные задания для поставщика.

Некоторые заказчики перед закупками проводят энергетическое обследование организации. По его результатам компания-подрядчик выдает паспорт. Его нужно приложить к закупочной документации.

Если обследование не проводилось, заказчик указывает актуальные данные по количеству объектов и их возрасту, оборудованию, приборам учета, количеству персонала и пр.

При желании участники могут запросить посещение организации заказчика и самостоятельно осмотреть объекты, чтобы решить подавать ли заявку. При этом любые траты, которые поставщик несет для подготовки заявки — его убытки.

Так дорога до объектов, проживание сотрудников или иные мероприятия по оценке заказчика последний не оплачивает. Это прописывается в документации, чтобы избежать возможных судебных исков от проигравших участников.

Как рассчитывается НМЦК

НМЦК устанавливается согласно условиям:

  • контракты на год и менее: НМЦК равно произведению фактического объема энергопотребления заказчика за год и стоимости, когда заказчик опубликовал извещение о закупке;
  • контракты на год и более: НМЦК равно произведению фактического объема энергопотребления заказчика за прошедший год, стоимости энергетического ресурса на дату публикации извещения и минимальное количество лет, на которое заключается договор. Так как тарифы на разные ресурсы разные, логично указывать средневзвешенную цену.

Заказчик должен рассчитать НМЦК до того, как поставит энергосервисные закупки в план-график. Обеспечение контракта составляет 5-30 % от НМЦК.

Что должно быть указано в контракте

Помимо типовых данных — сроки оплаты, штрафы, возможности уступки долговых обязательств или права собственности на поставленное оборудование, в Постановлении прописаны требования и рекомендации по специфическим данным:

  • размер экономии ресурса для исполнителя, сроки его достижения;
  • указание, когда обязательство по экономии ресурсов становится исполненным;
  • факторы, влияющие на размер экономии: сезоны в регионе, температура, влажность и пр.
  • список мероприятий для обеспечения экономии со сроками и примерным результатом;
  • если требуется энергоаудит, требование к поставщику состоять в СРО, вносить взносы и иметь минимальное количество квалифицированных сотрудников в штате;
  • материалы и оборудование для работы на объектах заказчика. Все сертифицировано, сертификаты должны предоставляться заказчику по запросу в течение 3 дней;
  • перечень объектов, где будут проводиться работы по повышению энергоэффективности. Заказчик обязуется во время действия контракта соблюдать санитарно-гигиенические и прочие нормы на объектах.

К контракту прилагается акт. В нем прописывают объемы потребления ресурсов до начала сотрудничества. Это нужно, чтобы сравнить показатели после окончания работы с поставщиком с изначальными и рассчитать экономию.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, особенности и пошаговая инструкция заключения, расчет цены

Заказчик доверяет свое оборудование поставщику. Тот может предложить как его модернизацию, так и замену

Как проходит процедура определения победителя

Процедура мало отличается от стандартной.

Для начала заказчик определяется с предметом закупки и способом определения победителя. После рассчитывает НМЦК и ставит торги в план-график. Формирует закупочную документацию и публикует в ЕИС извещение о закупке с пометкой «Энергосервисные торги». Ждет заявок от участников.

После заказчик выбирает победителя, формирует итоговый протокол и публикует в ЕИС. Подписание контракта проходит по стандартной схеме.

После победитель работает на объектах заказчика, тот перечисляет ему экономию по тарифам, актуальным на момент исполнения. Полная оплата контракта происходит в течение 5-30 дней после достижения установленного размера экономии.

Поставщик должен самостоятельно отслеживать показатель и при достижении нужного сообщить заказчику в течение 5 дней. Тот подписывает акт приема-передачи или направляет отказ в принятии работ. В последнем случае заказчик должен устранить недостатки в разумные сроки.

Достигнутая экономия остается у заказчика.

Энергосервисный контракт — один из самых сложных в закупках по 44-ФЗ. Если вы хотите подготовиться быстро и грамотно, звоните или пишите нам — проконсультируем или проведем работу за вас.

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ — Бесплатные юридические консультации

Закон о контрактной системе позволяет заказчикам заключать энергосервисные контракты для повышения энергоэффективности при закупках энергетических ресурсов и продукции естественных монополистов.

Исполнитель по энергосервисному контракту за свой счет принимает меры для повышения энергоэффективности и энергосбережения на объектах заказчика. Оплату по такому контракту заказчик проводит за счет сэкономленных от энергосервиса средств.

Определить исполнителя по такому договору нужно по итогам отдельной процедуры определения поставщика. Она проводится в общем порядке, но есть особенности в части подготовки к процедуре и определения НМЦК.

Энергосервисный договор – соглашение, по которому исполнитель берет на себя обязательства организовать и провести мероприятия, которые позволят заказчику более рационально и экономично использовать потребляемые ресурсы.

Такой договор можно оформить в виде самостоятельного соглашения или в виде договора поставки энергоресурсов, который будет содержать условия энергосервиса (ст. ст. 19, 20 Закона об энергосбережении).

Как составить энергосервисный контракт

Общие требования к содержанию энергосервисного договора установлены Законом об энергосбережении для всех заказчиков. Чтобы соблюсти эти требования, включите в договор следующие обязательные условия (ч. 2 ст. 19 Закона об энергосбережении):

условие о величине энергоэкономии;

условие о сроке действия договора.

Кроме того, включите в договор дополнительные условия. Перечень таких условий открыт, вы можете менять их и дорабатывать на свое усмотрение. К ним относятся (ч. 3 ст. 19 Закона об энергосбережении):

обязанность исполнителя согласовывать режимы использования энергетических ресурсов (температурный режим, уровень освещенности и т.д.);

обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета;

условие об определении цены договора исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.

Особенности заключения энергосервисных договоров (контрактов) в рамках Закона N 44-ФЗ

Энергосервисный договор (контракт) по Закону N 44-ФЗ – всегда отдельный документ: госзаказчику нельзя объединять энергосервис с договорами поставки ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Вы вправе заключить энергосервисный контракт только при закупке определенных ресурсов и услуг. К ним относятся (ч. 1 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

  • услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);
  • услуги по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • поставка электроэнергии, мазута, угля, поставка топлива для выработки энергии.

Источником финансирования энергосервисного контракта являются средства, запланированные на поставку энергоресурсов, но заключить вы его можете, только если в предыдущем году несли расходы на энергоресурсы.

Дело в том, что для расчета НМЦК вам понадобятся сведения о фактических расходах, и, если таковых не было, вы не можете заключить энергосервисный договор (п. 3 ст. 72 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 05.09.

2016 N Д28и-2379).

Заказчикам по Закону N 44-ФЗ при подготовке энергосервисного контракта кроме общих требований к государственному контракту нужно учитывать ряд обязательных положений, установленных ст. 108 Закона N 44-ФЗ, и утвержденных правительством Требований к энергосервисному контракту.

Включите в проект энергосервисного контракта следующие условия:

перечень мероприятий, которые предстоит провести исполнителю контракта. Включайте подробные технические описания и сроки выполнения (п. 1 Требований к энергосервисному контракту);

условия о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика (п. 2 Требований к энергосервисному контракту);

размер экономии энергетического ресурса в целом и доли размера экономии за определенные периоды (п. п. 3, 4 Требований к энергосервисному контракту);

  1. механизм распределения дополнительной экономии между заказчиком и исполнителем (п. 10 Требований к энергосервисному контракту);
  2. начальный и конечный сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения ее долей (от одного месяца до года) (п. 11 Требований к энергосервисному контракту);
  3. сроки оплаты заказчиком долей размера экономии (п. 13 Требований к энергосервисному контракту);
Читайте также:  Самовольная постройка по статье 222 гк рф. последствия для лица, ее осуществляющую

неустойку (штраф, пени) за недостижение исполнителем размера экономии или ее доли (абз. 1 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);

неустойку (штраф, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате контракта (абз. 2 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);

условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, которое будет установлено в ходе исполнения контракта. Используйте Рекомендации Минфина России по этому вопросу (п. 19 Требований к энергосервисному контракту);

условие о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты исполнителем (п. 20 Требований к энергосервисному контракту);

условие о том, что процент экономии, который подлежит оплате исполнителю, не может изменяться. Данное условие устанавливайте только в контрактах, заключаемых по результатам конкурентных процедур определения поставщика (ч. 15 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Дополнительно при подготовке энергосервисного контракта используйте Методические рекомендации, утвержденные Минэкономразвития России.

Как заключить энергосервисный контракт по Закону N 44-ФЗ

Для того чтобы заключить энергосервисный контракт, вам предстоит провести процедуру закупки в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ, с учетом некоторых особенностей в процессе подготовки.

Перед организацией определения поставщика вам предстоит провести подготовительные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении – обязательное энергообследование (п. 7 ст. 2, ст. 16 Закона об энергосбережении).

Результаты обследования, подлежащие включению в энергетический паспорт, помогут вам обосновать экономию, НМЦК и в целом сформировать документацию и проект контракта.

Впоследствии вы можете передать сведения энергетического паспорта исполнителю контракта.

  • Кроме того, убедитесь, что предстоящая закупка запланирована в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в противном случае вам грозит штраф.
  • Выберите способ определения поставщика
  • Для заключения энергосервисного контракта проведите любую из конкурентных процедур.
  • Электронный аукцион

Определите ОКПД2 объекта закупки и сверьтесь с федеральным и региональным аукционными перечнями: если код есть в одном из этих перечней, значит вы обязаны провести именно электронный аукцион. Победителем станет предложивший наиболее выгодную цену.

Конкурс

Если же в предмет закупки не попали работы или услуги из аукционного перечня, проводите конкурс на заключение энергосервисного контракта. Это позволит вам сравнивать участников не только по ценовым, но и по качественным и квалификационным критериям.

Запрос котировок

Эта процедура позволит заключить энергосервисный контракт несколько быстрее, чем торги, однако учитывайте значительные ограничения: НМЦК – до 500 тыс. руб., годовой объем – не больше 10% СГОЗ и не более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

  1. Рассчитайте НМЦК
  2. НМЦК определите с учетом фактических расходов на энергоресурсы за прошлый год.
  3. Рассчитайте по формуле:
  4. Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, особенности и пошаговая инструкция заключения, расчет цены

Даже если срок исполнения меньше одного года, используйте целый год для расчета. Если в рамках одного контракта вам понадобится расчет по нескольким тарифам, определяйте стоимость единицы ресурса как средний показатель стоимости всех ресурсов. Такие особенности определения НМЦК установлены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636.

Помимо НМЦК выберите одно из условий расчетов, которые впоследствии повлияют на содержание заявок участников и цену, по которой будет заключен контракт (ч. 3 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

фиксированный размер экономии заказчика (в денежном выражении) и ее максимальный процент, который может быть уплачен исполнителю;

Пример формулировки условия

  • “Размер экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов должен составить 1 000 000 руб.
  • Оплата исполнителю составит не более 80% экономии”.
  • минимальный размер экономии заказчика и ее фиксированный процент, подлежащий уплате исполнителю;

Пример формулировки условия

  1. “Размер экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов должен составить не менее 1 000 000 руб.
  2. Оплата исполнителю составит 80% экономии”.
  3. минимальный размер экономии заказчика и ее максимальный процент, который будет выплачен исполнителю.
  • Пример формулировки условия
  • “Размер экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов должен составить не менее 1 000 000 руб.
  • Оплата исполнителю составит не более 80% экономии.”

Сформируйте извещение и документацию

Общие требования к содержанию извещения перечислены в ст. 42 Закона N 44-ФЗ, применяйте их при составлении извещения о закупке энергосервиса с учетом особенностей выбранного вами способа определения поставщика.

Вне зависимости от способа определения поставщика укажите в документах:

предельный размер расходов, связанных с исполнением контракта. Данное условие устанавливайте при желании (ч. 5 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

обеспечение исполнения контракта в размере от 5% до 30% от процента экономии, подлежащего оплате исполнителю в соответствии с выбранным условием расчетов (ч. 16 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

порядок предоставления доступа к объектам энергосервиса. Учтите, что обеспечить свободный доступ потенциальных участников закупок к объектам энергосервиса – ваша обязанность (п. 1 Требований к энергосервисному контракту);

указание на то, что затраты на составление заявки на участие в закупке не компенсируются заказчиком (п. 2 Требований к энергосервисному контракту).

Если проводите конкурс или запрос котировок (запрос котировок в электронной форме), включите в документацию или извещение требование о предоставлении участником в составе заявки одного из следующих предложений (ч. 6 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

о цене контракта или проценте экономии, если установили условия расчетов по фиксированному размеру экономии;

о сумме в виде разницы между НМЦК и предложенной экономией в денежном выражении, если установили условия расчетов по минимальной экономии, и фиксированном проценте оплаты. В этом случае участник фактически предлагает заказчику размер экономии, который будет достигнут;

о сумме в виде разницы между НМЦК и предложенной экономией в денежном выражении, уменьшенной на предложенный участником процент экономии в стоимостном выражении, если установили расчеты по минимальной экономии, и максимальном проценте оплаты. В этом случае участник предлагает и размер экономии, и причитающийся ему процент.

Если установили одно из последних двух условий, комиссии предстоит оценивать по критерию не “цена контракта”, а “предложение о сумме”. Рассмотрение и оценка в соответствии с таким критерием осуществляются в общем порядке, предусмотренном для ценовых критериев (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

В документации об электронном аукционе установите, что аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей (ч. 10 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

  1. цена контракта или процент экономии, если установили условия расчетов по фиксированному размеру экономии;
  2. сумма, определяемая как разница между НМЦК и предложенной участником экономией в денежном выражении, если установили условия расчетов по минимальной экономии и фиксированному проценту оплаты;
  3. сумма в виде разницы между НМЦК и предложенной участником экономией в денежном выражении, уменьшенной на предложенный участником процент экономии в стоимостном выражении, если установили расчеты по минимальной экономии и максимальному проценту оплаты.

Победителем аукциона будет признан участник, предложивший меньшую цену контракта, а при проведении аукциона путем снижения последних двух показателей победителем станет участник, предложивший наименьшую сумму (ч. 11 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

 Проведите процедуру и заключите контракт

Проводите процедуру закупки в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ, все необходимые особенности были учтены при подготовке и организации определения исполнителя.

Энергосервисный контракт заключается в общем порядке после включения в проект контракта информации о победителе закупки (ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Цену контракта укажите в зависимости от того, какое установили ранее условие расчетов (ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Пример расчета цены контракта по фиксированному размеру экономии

Вы установили, что экономия по энергосервисному контракту составит 200 000 руб. и процент экономии, который причитается исполнителю, не должен превышать 80%. Участник при проведении процедуры предложил выполнить энергосервис за 60% экономии. Цена контракта составит 120 000 руб. (200 000 x 0,6).

Пример расчета цены контракта по минимальной экономии и фиксированном проценте оплаты

Вы установили минимальную экономию по энергосервисному контракту в 200 000 руб., и 80% от такой экономии причитается исполнителю.

Участник при проведении процедуры предложил экономию в размере 230 000 руб. Цена контракта составит 184 000 руб. (230 000 x 0,8).

Пример расчета цены контракта по минимальной экономии и максимальном проценте оплаты

Вы установили минимальную экономию по энергосервисному контракту в 200 000 руб., и процент экономии, который причитается исполнителю, не должен превышать 80%.

Участник при проведении процедуры предложил экономию в размере 230 000 руб., и за свои услуги запросил 70% от этой экономии. Цена контракта составит 161 000 руб. (230 000 x 0,7).

При заключении контракта включите в него показатели экономии в натуральном выражении: рассчитайте их исходя из размера экономии и стоимости единицы каждого вида сэкономленного энергетического ресурса (ч. 14 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Заключайте контракт, в зависимости от формы определения поставщика, на электронной площадке или путем обмена бумажными документами.

Читайте также:  Как заказать кадастровую выписку онлайн в Росреестре?

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: особенности составления

Положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заключения особых контрактов — энергосервисных. Рассмотрим подробнее, в чем их суть, а также определим их содержание.

В главе седьмой Закона о контрактной системе в сфере закупок определена специфика закупок отдельных видов работ, услуг либо продукции.

Одной из таких закупочных процедур является определение победителя для осуществления работ по повышению энергетической эффективности использования определенных энергетических ресурсов (к примеру, водоснабжение, поставка топлива либо угля). По результатам такого рода торгов заключается энергосервисный контракт.

Требования к такому контракту установлены Правительством РФ, в их числе, например, особенности определения максимальной цены договора или особенности его исполнения. Детально данные условия определены в Постановлении Правительства от 18.08.2010 N 636.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

По своей сути это соглашения по уменьшению заказчиком расходов в рамках энергосбережения или увеличение эффективности потребления такого рода ресурсов.

Зачастую рассматриваемые договоры заключаются на достаточно долгий период.

При его заключении заказчик должен иметь в виду, что необходимо четко сформулировать и указать результат проделанной работы, а также обеспечить со своей стороны исполнение принятых на себя обязательств.

В таких условиях достаточно сложно четко обозначить расходы и эффективность работы исполнителя. Это касается и объема ресурсов, речь о которых идет непосредственно в договоре. Важно правильно установить возможный объем потребления.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, особенности и пошаговая инструкция заключения, расчет цены

В качестве преимуществ можно выделить возможность реализации мероприятий без лишних затрат, а также улучшение потребительских характеристик.

Требования к содержанию

Подобного рода договор в обязательном порядке должен содержать:

  • список мероприятий, направленных на вышеуказанные цели его заключения;
  • условие о невозможности компенсации затрат, которые понес участник при подготовке к участию в торгах;
  • положения о размере экономии энергетических ресурсов (а также о долях такого рода экономии);
  • возможность и механизм распределения возникшей дополнительной экономии;
  • периоды достижения указанных выше «сбережений»;
  • сроки оплаты по контракту;
  • штрафные санкции в случае недостижения исполнителем компенсации;
  • штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком обязательств по договору;
  • механизм перехода права собственности к заказчику на то оборудование, которое было использовано исполнителем;
  • положение о допущении полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

Особенности заключения ЭСК

Помимо указанных выше условий, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяетсяиз особенностей ее формирования, установленных Правительством РФ. Если речь идет о заключении договора на срок до года или год, то стоимость рассчитывается в зависимости от объема энергопотребления за предыдущий период и цены за единицу потребления (на момент размещения извещения).

Если ЭСК заключается на период от одного года и более, то НМЦК определяется исходя из фактически потребленного объема за прошлый период, цены за единицу (на момент объявления торгов) и минимального количества полных лет (срок выполнения договора).

Оплата энергосервисного контракта осуществляетсяв размере предусмотренной в нем экономии энергорасходов заказчика (процент такой экономии). Данная экономия исходит из действующих цен за период исполнения договорных отношений.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче.

Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике.

В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.

постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п.

 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ.

Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения.

Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения.

При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.

Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.

) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.

) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.

2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения. Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса.

Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств.

По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление.

Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.

Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Читайте также:  Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ.

Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ (ст. 108)

В Законе о контрактной системе девяносто одна статья отведена тому как и когда необходимо закупать те или иные товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.

Количество подзаконных актов и других законов-постановлений-распоряжений всех органов власти сосчитать сложно. Казалось бы достаточно, но нет.

Сейчас мы приступаем к рассмотрению седьмой главы Закона и особенностям осуществления отдельных видов закупок.

С 01 января 2010 года государственные и муниципальные учреждения разных уровней были обязаны обеспечивать снижение потребления воды, газа, электричества, топлива. Установлена даже планка снижения — в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактического потребления 2009 года. То есть каждый год расход ресурсов должен был снижаться на три процента.

С начала 2011 года эти требования отнесли ко всем типам учреждений — бюджетным, казенным, автономным. Что делалось на практике заказчиками? Повсеместно были установлены счетчики потребления ресурсов. Во многих случаях, расход и оплата по счётчику, а не по норме, действительно помогли сэкономить бюджетные средства.

Что такое энергосервисный контракт

Это соглашение сторон, направленное на увеличение энергоэффективности. Целью такого соглашения является сокращение эксплуатационных расходов и энергосбережение ресурсов. Как правило, это долгосрочные контракты.

Потому что именно при длительном периоде взаимодействия можно ощутить бОльшую экономию и перенаправить её в нужное русло.

Но минусы таких контрактов не заставят себя долго ждать — очень трудозатратное и, порой, непредсказуемое планирование, сложности при расчёте рисков и эффективности контракта.

Энергосервисный контракт это право заказчика, он заключается отдельно от основных контрактов и распространяется на:

  • поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, относящихся к сфере действия субъектов естественных монополий;
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • оказание услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам и расценкам;
  • поставку электрической энергии, мазута, угля, топлива, используемых для выработки энергии.

Заключить энергосервисный контракт можно только по итогам торговой процедуры — конкурс, аукцион, запрос котировок. При подготовке документации о закупке необходимо указать начальную (максимальную) цену контракта. К расчёту берутся фактические расходы прошлых лет.

ПРИМЕР: за прошедший год фактический объём потребления электрической энергии составил 120 000 кВтч. Стоимость одного Квтч на дату размещения извещения о проведении закупки составляет 7 рублей 50 копеек. Срок исполнения контракта равен шести годам. При расчёте НМЦК получаем следующую формулу: 120 000 * 7,5 * 6. Итого НМЦК равна 5 400 000 рублей 00 копеек.

В том числе при подготовке документации о закупке необходимо указать расходы на поставку энергетических ресурсов с указанием количества и стоимости товаров, работ и услуг, а также одно из следующих условий:

  • фиксированный размер экономии денежных средств заказчика на поставку энергетических ресурсов и максимальный процент экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана цена энергосервисного контракта или процент экономии;
  • фиксированный процент экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов и минимальный процент экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана конкретная сумма, равная разнице между расходами заказчика и предлагаемой участником экономией расходов;
  • минимальный процент экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана сумма, равная разнице между расходами заказчика и экономией уменьшенной на стоимостную величину предложения участника.

При заключении контракта путем конкурса или запроса котировок заказчик обязывает участника закупки включить в свою заявку одно из вышеперечисленных предложений в отношении цены контракта. При закупке путём электронного аукциона торги идут путём снижения одного из указанных показателей.

Нормативная база:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ;

Регламентация прямой закупки

Потенциальные участники государственных закупок могут столкнуться с таким понятием как «прямой контракт». Но здесь стоит обратить внимание, что такая форма заключения сделки применяется не только в контрактной системе, но и в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.

  1. Прямая закупка в ВЭД — это соглашение, заключенное между российским импортером и непосредственным производителем товара, которое регулируется таможенным законодательством.
  2. Прямой договор по 44-ФЗ — это форма заключения контракта, при которой заказчик подписывает договор с единственным поставщиком без проведения конкурсных аукционов. Она применима при мелких объемах закупок.

Основные аспекты таких взаимоотношений регламентирует ст. 93 Федерального закона № 44.

1 июля 2019 года в статью были внесены изменения, которые затронули суммы прямого договора.

Сегодня на законодательном уровне предусмотрено два вида соглашений с лимитами:

  • до 300 тысяч рублей;
  • до 600 тысяч рублей.

К прямой закупке относится и срочная, когда ее необходимо осуществить в максимально сжатые сроки, так как максимальный срок проведения закупки у единственного поставщика составляет не более трех дней.

До 300 000 рублей

Воспользоваться правом и разместить прямой контракт в рамках 44-ФЗ на сумму до 300 000 рублей могут заказчики, которые выполняют определенные условия:

  • общий объем мелких закупок организатора в течение года не превышает 2 млн рублей;
  • совокупный годовой объем прямых закупок составляет не более 10 % от общего значения и не превышает 50 млн рублей;

Действующие ограничения в отношении объемов не включают в себя процедуры, проводимые организаторами с целью обеспечения муниципальных нужд сельской местности.

До 600 000 рублей

Не все заказчики могут претендовать на заключение контракта с единственным поставщиком прямым способом в сумме до 600 000 рублей. Ниже приведен перечень допустимых организаций:

  • учреждения культуры федерального и муниципального значения, направление деятельности которых направлено на сохранение объектов культурного достояния;
  • зоопарки;
  • парки культуры и отдыха;
  • цирки;
  • дома детского творчества;
  • музеи, библиотеки и архивы;
  • организации для содержания детей-сирот;
  • предприятия, связанные с занятиями спортом и физической культурой;
  • научные организации.

При заключении прямых договоров с единственным поставщиком у заказчика нет необходимости обосновывать свой выбор, стоимость и другие важные условия будущего контракта. При этом сведения о таких закупках не размещаются в ЕИС.

Инструкция по заключению

Подписание прямого контракта с единственным поставщиком должно быть произведено в срок от 5 до 30 дней. Процедура заключения достаточно простая и происходит примерно по такой схеме:

  1. Руководство заказчика издает приказ о необходимости проведения закупки прямым способом.
  2. Закупочный или контрактный отдел осуществляет предварительный расчет стоимости с обоснованием НМЦК, а также готовит шаблон будущего договора.
  3. Организатор выбирает поставщика. После чего направляет ему электронным способом всю необходимую документацию о сделке и предложение заключить прямой контракт.
  4. Исполнителю направляется проект договора на согласование.
  5. В случае согласия поставщика, стороны подписывают договор.
  6. Если условия контракта предусматривают наличие обязательного обеспечения, контрагент вносит требуемую сумму в определенные договором сроки.

Прямой контракт в 44-ФЗ значительно упрощает проведение закупочных процедур как для заказчика, так и для поставщика. Но организатору стоит помнить о том, что по окончании отчетного периода ему придется полностью отчитаться и предоставить всю необходимую информацию о прошедших мероприятиях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *