Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

Права ребенка и декларация принципов о правах ребенка служат ориентиром в регулировании вопросов, затрагивающих интересы детей. Принимаемые ими нормативные акты должны соответствовать содержанию и духу декларации. Сам документ используют в школьном обучении, чтобы прививать детям понимание прав и обязанностей.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

Причины появления и структура документа

Возникновение декларации не было случайным. В результате массовых войн и других катаклизмов миллионы детей остались без заботы со стороны родителей или государства. Кроме того, на момент появления декларации продолжали существовать разные ограничения организационного и законодательного характера.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

Декларация стала одним из документов, служащим мерилом и руководством для действий государств-участниц ООН. Со временем стали приниматься другие документы, подробнее раскрывающие содержание текста декларации. Она же при этом не теряет своего значения.

Документ состоит из преамбулы и 10 выделенных разделов, названных принципами.

Принципы не имеют названий, но о чем идет в них речь, становится ясно непосредственно при прочтении текста. Кратко сформулированный текст позволил выработать общую позицию, которая бы не при этом не противоречила особенностям культуры разных стран, и одновременно опиралась на общечеловеческие ценности.

Содержание преамбулы

В ней отражаются цели принятия декларации:

  • достижение прогресса;
  • улучшение условий жизни людей вне зависимости от их происхождения, национальности, расы пола;
  • необходимость дополнительной защиты детей в силу их незрелости.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

В преамбуле идет ссылка на ранее принятую в 1924 году конвенцию в Женеве, упоминаются уставы и ООН и других организаций, занимающихся решением проблем детей.

Авторы отметили желание обеспечить детям полноценное детство, дать им самое лучшее, на что только способно человечество.

В тексте говорится о базовых правах человека, из которых вытекают и права малышей и несовершеннолетних.

В этом положении явно выражено стремление подчеркнуть равенство прав детей и взрослых людей, т. к. ранее в обществе бытовало обратное мнение и взрослым отдавалось предпочтение.

Документ нельзя назвать простой формальностью, его изучают юристы, он активно применяется в законотворческой и судебной практике.

Обсуждается тема декларации прав ребенка в 4 классе с презентацией. Так дети начинают понимать принципы устройства общества.

Запрет дискриминации и защита личности

Согласно первому принципу, все дети без исключения попадают под действие декларации. Недопустимо ограничивать её действие в отношении какой-либо группы. Дается четкое описание способов дискриминации:

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

  • расовая принадлежность;
  • цвет кожи;
  • половая принадлежность;
  • языковая и национальная принадлежность;
  • религиозные или политические убеждения;
  • имущественное положение;
  • рождение и происхождение;
  • иные обстоятельства, связанные с ребенком или его семьей.

Второй принцип обязывает государства обеспечивать нормальные условия для полноценного физического и эмоционального развития маленьких граждан. Предполагается создание условий для сохранения свободы и достоинства ребенка.

Государства обязаны при издании законов, затрагивающих детей, в первую очередь учитывать их интересы. Последнее обязательство пронизывает все десять принципов декларации, хотя непосредственно включено во второй принцип.

Имя, гражданство и социальное обеспечение

Нельзя лишить ребенка права на гражданство, имя и социальное обеспечение. Дети должны обладать именем с учетом местных обычаев и законов.

Например, дети автоматически наследуют гражданство родителей, приобретают его по месту рождения.

Человек признается гражданином страны нахождения с момента рождения, если установить родителей, родственников или государство происхождения невозможно. Некоторые из этих правил действуют и в России.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

В четвертом принципе авторы сконцентрировались на условиях социального обеспечения, под которым понимаются:

  • организация дородового и послеродового ухода для ребенка и его матери;
  • обеспечение питанием и медицинским уходом;
  • обеспечение жилищем и развлечениями.

Развлечения признаны неотъемлемой потребностью несовершеннолетних, т. к. помогают им познавать окружающий мир и развиваться как личностям.

На государственном уровне могут приниматься стандарты социального обеспечения, касающиеся именно несовершеннолетних.

Помощь детям с ограничениями

В 10 принципах декларации указывается на необходимость уделить особое внимание тем из них, кто имеет ограничения с физической, психической и социальной точки зрения. В первых двух случаях подразумевается состояние инвалидности. В случае с социальной неполноценностью имеется в виду неприспособленность к жизни среди людей, не связанная напрямую с психическими или физическими проблемами.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

Спустя десятилетия в других документах ООН и международных договорах уделяется больше внимания именно инвалидности. Например, принята специальная конвенция о правах инвалидов. Государствами принимаются законы о статусе инвалидов, в том числе и тех, которым не исполнилось еще 18 лет. Это показывает, что декларация принималась с расчетом на перспективу.

Если при изучении декларации использовать ссылку на другие документы, принятые ООН, то имеет смысл оформить все в форме презентации, отразив пройденные этапы развития.

Право на семью

Декларация призывает сохранять семьи и оказывать им поддержку. Дети имеют право расти в атмосфере любви и понимания. Предполагается гарантированный минимум материальной обеспеченности, отдается приоритет воспитанию родителями, в первую очередь матерью, впрочем, возможны исключения (согласно конвенции 1989 года, в частности, при разводе или раздельном проживании родителей).

Среди дополнительных обязанностей государств-участников отмечается представление помощи детям путем:

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

  • материального обеспечения несовершеннолетним, лишенным источников дохода и родителей;
  • устройства в новую семью, если до этого несовершеннолетний остался без опеки родителей;
  • предоставления материальной помощи многодетным семьям.

Государства вправе предусматривать дополнительные меры, исходя из собственных возможностей. В докладе на уроке права в 4 классе могут обратить внимание на то, какие именно меры оказания помощи многодетным семьям принимают в России.

Право на образование

Государства обязаны предоставить возможность бесплатного обучения (обычно задача возлагается на среднюю школу и учреждения профессионального обучения). Предполагается обеспечение хотя бы начального образования. Цели такого образования:

  • культурное развитие;
  • раскрытие способности формировать собственные суждения;
  • прививание понимания необходимости стать впоследствии полезным членом общества.

Ответственность за образование возлагается в первую очередь на родителей. Государство же обязано создать условия для её исполнения. Неотъемлемым авторы декларации посчитали право на игры и развлечения, являющиеся одновременно и частью процесса обучения.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

Маленьким детям разъясняют ценность образования и формы его получения с помощью рисунков или схем, которые упрощают подачу материала и его подачу.

Приоритет в защите и условия воспитания

Восьмой и девятый принципы в форме коротенького сообщения обязывают страны-участницы определять защиту детей в качестве одного из приоритетов. Недопустимы жестокое и небрежное отношение с несовершеннолетними, а также их эксплуатация. За эти вещи современными Уголовными кодексами предусматривается серьезная ответственность.

Одно из достижений 10 принципов декларации прав ребенка — признание понимания вредности детского труда. Человек может быть принят на работу не ранее достижения минимального возраста. Современными государствами устанавливается правило о минимальном возрасте приема на работу, а также дополнительные гарантии (регулярные медицинские осмотры, запрет на привлечение к тяжелому труду и т. д. ).

Десятый принцип декларации запрещает создание условий, которые бы поощряли проявление дискриминации. Должны воспитываться стремление к мирному сосуществованию с людьми других наций, иного социального статуса и т. д.

Урок права ребенка в 4 классе

Даже взрослым не всегда легко дается понимание юридических документов. Малышам тем более, поэтому материал преподносится в игровой форме, с изложением основных идей, заложенных в декларации. Используются таблицы и красочные картинки. Урок предлагается разбить на несколько условных частей.

  • вначале проводится ознакомление с кратким содержанием декларации (краткое, тезисное изложение сути принципов);
  • желание людей с древности определить права и обязанности каждого, понять разницу между плохими и хорошими поступками как одна из причин появления декларации;

С помощью ситуаций из ранее прочитанных детьми книг можно рассмотреть практическое применение положений декларации. Например:

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

  • нарушение неприкосновенности частной жизни в «Дюймовочке»;
  • нарушение неприкосновенности жилища и покушение на жизнь в «Трех поросятах»;
  • нарушение запрета на эксплуатацию и права на получение вознаграждения за труд в «Золушке».

Учитель может предложить высказать детям мнение с учетом пройденного материала, какие поступки хорошие, а какие нет. Для закрепления материала могут использоваться тесты с близкими малышам примерами.

Еще один способ провести урок — предложить подготовить детям небольшие доклады или проекты по пунктам декларации.

Из практической пользы концентрация на важность умения:

  • выслушивать людей;
  • признавать собственную неправоту перед другими;
  • уважать чужую свободу, мнение, даже при несогласии с ним.

В заключение учитель говорит о необходимости помнить не только о своих правах.

Читайте также:  Грамотное оформление договора купли-продажи земельного участка

Права и обязанности ребенка, содержание документов: Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

  • В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
  • В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию.
  • Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
  • В ней были провозглашены десять важнейших  социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3.Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Принцип 4.Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5.Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6.Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Принцип 8.Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9.Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Конвенцию о правах ребенка — это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция — это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка — это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Основные положения Конвенции.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Государства – участники 

— принимают необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отвращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст.19,п.1);

— признают право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31,п.1);

— признают право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1);

— ст.37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут….унижающим его достоинство видам обращения или наказания.

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27, п.2).

  1. Конституцией РФ устанавливаются следующие обязанности ребенка:
  2. 1. В качестве основной конституционной обязанности в РФ ребенка автором рассматривается обязанность соблюдать Конституцию и законы
  3. 2. Обязанность ребенка получить основное общее образование
  4. 3. Обязанности несовершеннолетнего, связанные с предстоящим несением воинской повинности:
  5. — обязанность по первоначальной постановке на воинский учет;
  6. — обязанность по прохождению медицинского освидетельствования;
  7. — иные обязанности, связанные с воинским учетом, предусмотренные действующим законодательством в данной сфере;
  8. —    обязанность по прохождению обязательной подготовки к военной службе.
  9. 4. Иные конституционные обязанности ребенка:
  10. — обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры,
  11. — обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
  12. —  обязанности платить установленные налоги и сборы (в случае, если несовершеннолетний работает).

Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

  • Скачать в формате pdf
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
  • (20 ноября 1959 года)
  • Преамбула
  • Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  • принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
  • принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
  • принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
  • принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
  • Генеральная Ассамблея
  • провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
  • Принцип 1
Читайте также:  Какие потребуются документы для получения земельного участка для многодетной семьи?

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

  1. Принцип 3
  2. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  3. Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

  • Принцип 5
  • Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  • Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

  1. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
  2. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  3. Принцип 8
  4. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь.
  5. Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Декларация прав ребенка. конвенция о правах ребенка

Изучение данных документов целесообразно провести в форме беседы, комментируя наиболее важные статьи Декларации и Конвенции. Следует поставить вопрос: «Почему после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа — Конвенции?».

Совместно с классом учитель находит разницу в этих документах и делает вывод о различиях не только в содержании документов, но и в их форме (Конвенция и Декларация).

Следует пояснить учащимся, что международное право регулируется документами разного типа, в том декларациями и конвенциями.

Декларация (от латинского слова aedara-т1а — провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (от латинского слова — договор, соглашение) — соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, а затем ратифицировали).

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире.

Этим актом международное сообщество подчеркнуло, что действие прав человека распространяется на одну из наиболее уязвимых групп общества — детей.

Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка.

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX в. деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

До образования ООН (1945 г.) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г., была в основном посвящена этим проблемам.

В 1945 г., вскоре после своего создания, ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 г. ООН учреждает Детский Фонд ЮНИСЕФ, в котором видит механизм международной помощи детям.

Проблемы защиты прав ребенка отражены в принятых ООН в 1966г. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной посыл ее 10 социальных и правовых принципов: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

Однако отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм.

В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Она содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Конвенция не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государств, принявших ее.

Конвенция имеет универсальный характер, т. к. устанавливает общие для всех стран нормы с учетом различных культурных, социальных, экономических и политических реалий отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Читайте также:  Примеры сервитутов на земельный участок

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав.

Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных: способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания,, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция — документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. «Наилучшие интересы ребенка» — понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

Конвенция — документ высочайшего педагогического значения.

Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам.

Они должны быть основой педагогики, воспитания и устранения авторитарного стиля общения взрослых и детей. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отно­шения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в законодательство, но и, прежде всего в наше сознание.

Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями.

В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок-

  • Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически — об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:
  • — о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
  • — о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
  • — о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
  • — о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
  • — о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности — конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т. д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка.

С каждым годом объем его дееспособности (способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности м исполнять их) увеличивается.

И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам, и ребенок становится совершеннолетним.

Итак, что же ребенок вправе делать и какую может нести ответственность, если ему исполнилось…

  1. С рождения
  2. Родившись, ребенок имеет право:
  3. -на гражданство;
  4. -на имя, отчество и фамилию;
  5. — жить и воспитываться в семье; знать своих родителей;
  6. -на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;
  7. -на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
  8. — на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  9. — выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, за­трагивающего его интересы;
  10. -иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

  • 1,5 года
  • Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.
  • 3 года
  • Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.
  • 6 лет
  • Шестилетний гражданин:
  • вправе посещать школу;
  • вправе самостоятельно заключать:
  • -мелкие бытовые сделки,
  • -сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • -сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
  • 8 лет
  • Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.
  • 10 лет
  • Десятилетний гражданин:
  • — имеет право на принятие во внимание своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • — дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
  • — дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей:
  • — выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • — вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
  • 11 лет

Одиннадцатилетний гражданин может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т. п.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного систематического нарушения правил общественного поведения.

  1. 14 лет
  2. Четырнадцатилетний гражданин:
  3. — дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  4. — может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  5. — вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
  6. — вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  7. — осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  8. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

— имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав. Имеет право на получение паспорта.

  • Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность),
  • Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
  • Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.
  • Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
  • Может обучаться вождению мотоцикла.
  • Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
  • Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

  1. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
  2. Может быть исключен из школы за нарушения.
  3. 15 лет
  4. Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя — 24 часа, другие трудовые льготы).
  5. 16 лет
  6. Шестнадцатилетний гражданин:
  7. самоуправления при наличии уважительных причин;
  8. — несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства) вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
  9. — имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов);
  10. — может быть членом кооператива, акционерного общества.
  11. — имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
  12. — имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;

может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного порядке. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

  • 17 лет
  • Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
  • 18 лет
  • Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
  • ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *