Виды комиссий по осуществлению закупок по 44-ФЗ: состав, функции, порядок работы, образцы положения и заключения

Комиссия по осуществлению закупок — это коллегиальный орган, минимальное количество участников в котором варьирует от 3 до 5. Еще на стадии подготовки к проведению закупки конкурентным способом определяются эксперты, способные выбрать исполнителей и подрядчиков госконтрактов.

За исключением случаев, когда договор заключается с единственным поставщиком, заказчик обязан формировать комиссию из подготовленных специалистов, который будет определять, кто выполнит контракт (окажет услуги, поставит товары).

Максимальное число членов единой комиссии заказчика и возможный состав законом не регламентированы, но слишком большой ее делать не стоит. Ведь при отсутствии на заседании половины ее членов оставшиеся эксперты работать не смогут. Это прямо запрещено п.

8 ст. 39 закона 44-ФЗ.

Формирование группы специалистов: с чего начать

Решение о создании комиссии принимается заказчиком. Ее состав и правила работы должны быть известны до проведения закупки, а точнее, до даты размещения извещения о ней. Для этого заказчику надо:

  • определить вид создаваемой комиссии (конкурсная, аукционная, котировочная, приемочная);
  • утвердить ее состав и председателя;
  • определить порядок работы.

Разберем каждый этап.

Шаг 1. Определить вид

Закон позволяет создать единую комиссию, которая сможет выбрать исполнителя контракта без привязки к способу проведения закупки.

В то же время заказчик вправе формировать конкурсную, аукционную, котировочную, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений — в зависимости от того, какой способ определения исполнителя будет использован. Срок действия комиссии также определяет заказчик.

Чаще всего организации проводят закупки, не отличающиеся особой спецификой. Поэтому целесообразнее формировать группу, которая сможет работать на всех тендерах.

В контрактной системе есть такое понятие, как приемочная комиссия заказчика. Комиссия по закупкам по 44-ФЗ бывает нужна для проверки качества исполнения договоров, анализа соответствия продукции, оговоренной договором, и ее приемки. Но на стадии отбора исполнителя в ней нет необходимости.

Подчеркнем, что приемочная комиссия – не обязанность, а право заказчика по 44-ФЗ. В федеральном законе только сказано, что товар принимается (экспертиза результатов осуществляется) собственными силами заказчика. Будет ли он для этого создавать отдельную приемочную комиссию или ограничится мнением разбирающихся в предмете закупки сотрудников – конкретного правила не предусмотрено.

Шаг 2. Решить вопрос о составе

44-ФЗ введено несколько требований к экспертам. Так, в единой и приемочной комиссии минимальное количество членов — 5 человек. При формировании конкурсной, аукционной и котировочной — заказчику следует отобрать не менее 3 специалистов.

Согласно ст. 39 закона о госзаказах, в состав комиссии, в том числе приемочной, должны входить лица, имеющие определенный уровень подготовки в этой сфере, а также обладающие особыми знаниями об объекте закупки. Сколько специально подготовленных специалистов должно быть, не указано, но желательно, чтобы их было не менее 50%.

Место работы эксперта роли не играет: это может быть сотрудник любой другой незаинтересованной в результатах закупки организации. В то же время заказчику запрещено привлекать граждан, которые:

  • организовывают/проводят закупки;
  • лично заинтересованы или могут повлиять на результаты определения исполнителя контракта;
  • наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов;
  • соответствуют иным критериям, перечисленным в ч. 6 ст. 39 закона.

Если будет установлено, что комиссия сформирована некорректно, неподходящих лиц придется заменить на тех специалистов, которые соответствуют установленным требованиям.

Шаг 3. Утвердить необходимые документы

Чтобы комиссия функционировала на законных основаниях, надо выпустить приказ о ее создании. В нем следует прописать все важные вопросы относительно состава и правил работы экспертов.

Виды комиссий по осуществлению закупок по 44-ФЗ: состав, функции, порядок работы, образцы положения и заключения

Приказ о формировании комиссии нужен обязательно в письменной форме, а его содержание заказчик определяет самостоятельно с учетом действующих норм.

Положение о комиссии — документ необязательный. Но тогда все вопросы, связанные с функционированием группы специалистов, должны быть раскрыты в приказе. Речь идет о:

  • процедуре уведомления о месте, дате и времени проведения заседания;
  • регламенте проведения заседаний комиссии;

Комиссия по осуществлению закупок по статье 39 44-ФЗ

Если заказчик планирует провести закупочную процедуру не с единственным поставщиком, а на конкурентной основе, то законом 44-ФЗ ему предписывается предварительно создать комиссию по осуществлению закупок. Её деятельность регламентируется ст. 39 44-ФЗ.

Перед ней ставится основная задача, заключающаяся в создании условий для соблюдения законодательных требований касательно определения поставщика, подрядчика, исполнителя в ходе закупочных процедур.

Этому коллегиальном органу вменяется в обязанность отказывать желающим участвовать в закупках, если их заявки не отвечают требованиям закона и заказчика или не имеют обеспечения.

Кто входит в состав

Закон предусматривает создание заказчиком таких видов комиссий:

  • конкурсных;
  • аукционных;
  • котировочных;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единых, которые объединяют функции всех вышеупомянутых комиссий.

При этом регламентируется минимальное число членов коллегиального органа:

  • в конкурсной, аукционной или единой комиссии — 5 человек;
  • в котировочной, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — 3 человека.

Допускаются особенности формирования конкурсной комиссии в ходе закупочных процедур, ориентированных на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления за счёт средств пенсионных накоплений на базе ФЗ №111от 24.07.2002.

Также при проведении конкурсов, в ходе которых подписываются контракты на создание литературных, кинематографических или произведений из других сфер искусства в состав конкурсных коллегиальных органов предписывается включение минимум 50% представителей творческих профессий от общего числа их членов.

Ч. 5 ст. 39 44-ФЗ устанавливает, что у входящих в закупочную комиссию специалистов желательна профессиональная переподготовка, а также наличие специальных знаний по отношению к закупочным объектам.

При этом закон не регламентирует процентный состав таких специалистов в коллегиальном органе, а ограничивается термином «преимущественно».

Зато гораздо более категорично законодательство очерчивает круг лиц, которым противопоказано участие в закупочных комиссиях. Среди них значатся:

  • физлица, привлечённые в виде экспертов для осуществления экспертной оценки конкурсной документации и заявочных документов;
  • физлица, имеющие личную заинтересованность в итогах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • подавшие заявки на участие в конкурсных процедурах или состоящие в штате направивших заявки компаний физлица;
  • физлица, находящиеся под влиянием участников закупок;
  • пребывающие в браке или близком родстве с руководителем закупочного участника физлица;
  • должностные лица, представляющие контрольный орган, действующий в закупочной сфере.

Если в составе коллегиального органа обнаружатся подобные лица, они подлежат немедленной замене.

Замену состава данного органа закон разрешает производить только заказчику, который принял решение о его создании.

Закон также регламентирует функционирование самой комиссии. Например, её решения будут правомочны лишь при участии в её работе не менее 50% от общего количества её членов. При этом они должны быть своевременно проинформированы председателем о месте и времени проведения очередного заседания.

Принимать решения заочно или делегировать свои полномочия сторонним лицам членам коллегиального органа запрещено.

Нарушение вышеозначенных требований влечёт за собой возможность обжалования со стороны любого участника торговой процедуры.

Порядок формирования

Создание комиссии по осуществлению закупок должно обязательно предварять собственно конкурентную процедуру.

При этом законом заказчику предоставлено право формирования данного органа исходя из собственных нужд.

Он может создать разные комиссии отдельно для каждой торговой процедуры, а может сформировать единый орган для всех своих процедур.

Алгоритм формирования комиссии по осуществлению закупок таков:

  1. Издание заказчиком приказа о создании коллегиального органа с указанием его состава, порядка работы, назначением председателя и его заместителя. Оформленный в произвольной форме документ визируется руководителем и становится доступным не позже даты, когда было опубликовано извещение о проведении закупочной процедуры.
  2. Утверждение положения о создаваемом органе, которое также выпускается не позднее даты публикации извещения. В положении перечисляются обязанности комиссии, в которые входят:
  • регистрация и анализ заявок участников закупок;
  • определение победителей;
  • принятие решений об отклонении заявок; оформление протоколов по каждому закупочному этапу.

Виды комиссий по осуществлению закупок по 44-ФЗ: состав, функции, порядок работы, образцы положения и заключения

Примерный бланк приказа о создании единой закупочной комиссии

Во время работы в составе комиссии её участникам запрещается:

  • общаться с потенциальными поставщиками;
  • нарушать целостность заявочных конвертов до установленного срока их открытия;
  • выдвигать в адрес поставщиков требования, не совместимые с нормами законодательства.

Статья 39 44-ФЗ и ст. 107 44-ФЗ возлагают на каждого члена закупочного коллегиального органа личную административную ответственность за допущенные нарушения контрактного законодательства.

Эта ответственность может быть:

  • дисциплинарной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Дополнительные усилия, которые заказчику приходится прилагать при создании комиссии по осуществлению закупок, полностью оправдывают себя после завершения конкурентной закупочной процедуры, итоги которой благодаря этому органу признаются правомочными.

Комиссия по осуществлению закупок по 44-ФЗ: состав, функции, образцы положения, приказа о создании, акта приемки

Постоянно проводимые трансформации Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» происходят под влиянием необходимости сократить коррупционность в проводимых госзакупках.

Однако один из применяемых механизмов до настоящего времени сохранился с 2013 года, то есть с момента, когда указанный федеральный нормативный акт был принят.

Речь идет о комиссиях по закупкам, которые должны быть созданы в штате каждого государственного или муниципального заказчика и приравненного к ним юридического лица, получающего государственное финансирование на удовлетворение своих нужд и проводящего закупочные мероприятия по Федеральному закону «О контрактной системе».

Читайте также:  Неофициальный и официальный: что считать гражданским браком?

Существующие виды комиссий по закупкам заказчиков в соответствии со статьей 39 Федерального закона №44-ФЗ

Требование о необходимости создания вышеуказанной комиссии или системы комиссий содержится в статье 39 указанного Федерального закона. Главной целью создания таких комиссий является проведение предусмотренных планом-графиком закупочных мероприятий, а также определение результатов таких закупок.

  • Кроме того, на заказчика возложена обязанность в соответствии с положениями статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» создать также и экспертную комиссию, которая будет осуществлять принятие результатов исполнения контракта или договора, по которому происходило удовлетворение тех или иных нужд такого заказчика.
  • Таким образом, говоря о закупочных комиссиях, нельзя ограничиваться только теми объединениями сотрудников внутри организации-заказчика, целью функционирования которых является определение потенциального исполнителя по тому или иному контракту – в эту группу входят также и приемочные и экспертные комиссии.
  • Если рассматривать то, какие именно, кроме приемочной и экспертной комиссий, существуют коллегиальные органы в закупочной деятельности заказчика, то следует выделить следующие:
  • единая комиссия;
  • конкурсная комиссия;
  • аукционная комиссия;
  • котировочная комиссия;
  • комиссия, работающая по запросам предложений.

Такие комиссии, за исключением Единой, ведут определенную процедуру, для целей осуществления которой они были созданы, от момента принятия заявки на участие от возможных исполнителей по контрактам и договорам до подведения итогов проведенной закупки либо до признания ее несостоявшейся.

При этом такие комиссии не только оценивают поданные заявки на предмет соответствия их требованиям документации о закупке и действующих нормативных актов федерального и регионального значения о функционировании закупочной системы, но также и должны проверять легитимность деятельности конкретного участника, в том числе легитимность его попыток принять участие в определенных видах закупок (например, объявленных среди субъектов малого предпринимательства).

В соответствии с требованиями положений статьи 39 Федерального закона «О контрактной системе» государственный или муниципальный заказчик или юридическое лицо, обладающее статусом приравненного к таким заказчикам, обязаны создать все необходимые закупочные комиссии до начала своей деятельности.

Например, при формировании штата вновь создаваемого юридического лица необходимо до момента составления первого плана-графика сформировать перечень комиссий, указав не только основной их состав, но и подготовив перечень заменяющих членов, чтобы избежать невозможности функционирования такой комиссии ввиду отсутствия кого-то из сотрудников. Кроме того, до момента начала функционирования закупочных и экспертных комиссий организации необходимо принять целый ряд специальных нормативных актов внутреннего действия, которые будут регламентировать всю деятельность таких коллегиальных органов, а также определить перечень полномочий всех членов комиссии и возможные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей (либо в регламентирующих документах подготовить ссылки на те федеральные и региональные нормативные акты, которые будут использованы для определения штрафных санкций за нарушение действующих норм закупочного законодательства).

В том случае, если по каким-либо причинам у заказчика нет возможности сформировать несколько комиссий в зависимости от проводимых по типам закупочных процедур, он имеет право сформировать Единую комиссию, деятельность которой также должна быть регламентирована внутренними нормативными актами.

Правила осуществления деятельности комиссий по закупкам

Если же говорить о том, каким именно образом функционируют все существующие у заказчика закупочные комиссии, в том числе Единая комиссия, то выглядит это следующим образом:

Комиссия для проведения конкурсных процедур Комиссия для проведения аукционных процедур Комиссия для проведения запросов котировок Комиссия для проведения запросов предложений Единая закупочная комиссия заказчика
Состав комиссии
Состав комиссии по осуществлению различных видов закупок, в том числе Единой комиссии, формируется заказчиком только на основании требований статьи 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» и должен отвечать следующим требованиям:

  • численность комиссии должна превышать пять членов;
  • в состав должны быть включены сотрудники, которые имеют специальное образование либо занимают профильные должности по осуществляемым закупкам в части понимания требований к объявляемым предметам закупок;
  • если в рамках осуществления закупочной деятельности заказчика нередкими являются закупки, предметом которых выступают различные результаты интеллектуальной деятельности, то не менее пятидесяти процентов членов комиссии должны иметь принадлежность к такой сфере интеллектуальной деятельности, в области которой происходит закупка;
  • кроме того, у членов закупочной комиссии не должно быть личной заинтересованности в допуске к проводимым процедурам конкретной организации либо в отказе в таком допуске.

Если говорить о том, каким образом происходит назначение всех членов комиссий, то тут имеет место специальное решение руководителя организации-заказчика. На основании такого решения происходит формирование приказа, указывающего на персональный состав комиссии (то есть в тексте приказа должны быть поименованы все сотрудники, которые входят в основной и резервный составы комиссии, а также указаны должности, которые они занимают в соответствии со штатным расписанием). В этом же приказе происходит утверждение тех регламентирующих документов, которыми должна руководствоваться создаваемая комиссия. На каждый вид комиссий создается свой приказ, отражающий состав только конкретного коллегиального органа заказчика. Председателем закупочной комиссии может быть либо руководитель самого государственного или муниципального заказчика, либо специально назначенное должностное лицо, на которого возложены обязанности по обеспечению руководства таким коллегиальным органом. При этом нельзя допустить того, чтобы контрактный управляющий или руководитель контрактной службы занимали должность руководителя закупочной комиссии.

Комиссия по осуществлению закупок — Бесплатные юридические консультации

Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом, который создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее – поставщик), если закупки осуществляются конкурентными способами.

Для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – Закон N 44-ФЗ).

Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Срок: создать комиссию и определить порядок ее работы необходимо до начала проведения закупки, т.е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Определение вида комиссии по осуществлению закупок

Виды комиссий по осуществлению закупок, которые могут быть созданы заказчиками, определены в ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. Исходя из указанной нормы, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика.

Заказчик может формировать следующие комиссии (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ):

  • 1) конкурсная комиссия – для проведения конкурсов (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием (конкурса с ограниченным участием в электронной форме), двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), в том числе в электронной форме;
  • 2) аукционная комиссия – для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, закрытого аукциона в электронной форме;
  • 3) котировочная комиссия – для проведения запроса котировок и запроса котировок в электронной форме;
  • 4) комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в том числе в электронной форме) и окончательных предложений – для проведения запроса предложений и запроса предложений в электронной форме;
  • 5) единая комиссия – для проведения закупок независимо от способа определения поставщика.

Рекомендация. Если закупки заказчика не отличаются спецификой и не требуется участия в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

В то же время, когда осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.

Формирование состава комиссии по осуществлению закупок

Перед принятием решения о создании комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить, кто будет входить в ее состав.

Законом установлен ряд требований и ограничений, которые следует учитывать при формировании комиссии.

  1. Требования к числу членов комиссии.

Закон ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено.

Таблица. Требования к минимальному числу членов комиссии по осуществлению закупок

Комиссия Число членов Норма
Единая комиссия Не менее пяти человек Часть 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ
Конкурсная комиссия
Аукционная комиссия
Котировочная комиссия Не менее трех человек Часть 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ
Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений

Внимание! Включение в состав комиссии значительного числа лиц может вызвать трудности с организацией ее работы. Если на заседании отсутствует более половины членов комиссии, выполнять свои функции она не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Требования к профессиональному составу комиссии.

Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Ограничения на включение в состав комиссии.

Законом N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39):

  1. 1) эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;
  2. 2) лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;
  3. 3) лица, подавшие заявки на участие в закупке;
  4. 4) лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;
  5. 5) лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;
  6. 6) лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;
  7. 7) должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления в составе комиссии лиц, на привлечение которых установлен запрет, они подлежат замене (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Отличается ли порядок формирования аукционной комиссии по Закону N 44-ФЗ от общего порядка формирования закупочной комиссии?

Ответ: Порядок формирования аукционной комиссии в рамках применения Закона N 44-ФЗ не отличается от общего порядка формирования комиссии по осуществлению закупок.

Обоснование: Статьей 39 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено каких-то особенностей ее формирования. Подробнее см. разд. 1 и 2 настоящего Путеводителя.

СИТУАЦИЯ: Заказчики проводят совместный конкурс (аукцион). В каком порядке формируется комиссия по осуществлению закупок?

Ответ: По общему правилу в состав комиссии включаются представители заказчиков – сторон соглашения.

Число представителей от каждого заказчика определяется пропорционально объему его закупок в общем объеме совместных закупок. Состав комиссии утверждается заказчиком – организатором совместных торгов.

В то же время заказчики могут установить в соглашении иной порядок формирования комиссии.

Обоснование: Такие правила установлены п. 9 ч. 2, ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ.

СИТУАЦИЯ: Заказчик проводит конкурс на создание произведений литературы и искусства (исполнение, прокат или показ национального фильма). Обязан ли он включать в состав комиссии по осуществлению закупок лиц творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства?

Ответ: Да, обязан. При этом число таких лиц должно составлять не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Обоснование: Данное требование прямо установлено ч. 4 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок

Необходимость принятия решения о создании комиссии по осуществлению закупок следует из ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. На практике такое решение оформляется приказом.

  • Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
  • Целесообразно указать:
  • 1) вид комиссии по осуществлению закупки (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);
  • 2) фамилию, имя, отчество, должность председателя комиссии;
  • 3) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии;
  • 4) порядок работы комиссии.

Рекомендация. Порядок работы комиссии целесообразно установить в отдельном документе (положении), на который можно сослаться при составлении приказа.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки, при проведении которой должна работать созданная комиссия (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Положение о комиссии по осуществлению закупок

При принятии решения о создании комиссии должен быть определен порядок ее работы (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). При этом следует исходить из требований, предусмотренных ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

На практике порядок работы комиссии устанавливается заказчиком в отдельном документе – положении о комиссии по осуществлению закупок. Вместе с тем наличие этого документа не является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ.

При отсутствии положения порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее создании.

  1. При составлении положения целесообразно руководствоваться приведенными ниже рекомендациями.
  2. Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
  3. Целесообразно указать:
  4. 1) порядок и сроки уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания.
  5. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания. В связи с этим необходимо отразить в положении о комиссии условия, при которых уведомление членов комиссии о предстоящем заседании будет считаться надлежащим;

Комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ

Рассмотрение и сопоставление заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, может проводиться только специальной комиссией, которую обязан созвать заказчик. Только по результатам ее работы выносится решение о выборе победителя или допуске заявки до торгов.

Что такое комиссия по осуществлению закупок

Закупочная комиссия представляет собой группу людей, которые принимают участие в сопоставлении заявок на участие в закупочных процедурах. Ее деятельность регламентируется статьей 39 44-ФЗ.

Решение о ее созыве должно быть принято заказчиком до начала самой процедуры. При этом оформляется решение о создании комиссии.

В нем прописывается ее состав, а также особенности функционирования, выбирается председатель.

В назначенный день проводится заседание комиссии. Все ее члены должны быть заранее оповещены о дате и месте сбора. Требуется их личное присутствие. Проводить заседание посредством конференц-связи или в заочной форме не разрешается. Членам  комиссии запрещено делегировать полномочия иному лицу. 

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола. Участник закупки имеет право обжаловать деятельность комиссии в порядке, регламентированном статьей 105 44-ФЗ.

Виды комиссий

В зависимости от типа закупочных процедур могут организовываться различные виды комиссии:

  1. Конкурсная. В ее обязанности входит распечатывание конвертов с заявками, сопоставление и оценка предложений участников, выбор победителя.  
  2. Аукционная. Членами такой комиссии проводится оценка поданных заявок и выбор участников, которые допускаются до участия в аукционе. 
  3. Котировочная. Ее задачей становится сопоставление заявок на предмет их соответствия требованиям, определение лучшего предложения.
  4. Комиссия для оценки заявок на участие в запросе предложений.
  5. Единая. Объединяет в себе обязанности всех возможных комиссии. Создание такой комиссии считается целесообразным для закупок, не имеющих специфических особенностей. 

В ходе работы все комиссии оформляют свои решения в виде протоколов. Когда закупка проводится у единственного поставщика, комиссию созывать не нужно.

Кто должен входить в состав комиссии?

Согласно статье 39 44-ФЗ в состав аукционной, конкурсной и единой комиссии должно входить не менее пяти человек. В состав комиссии других типов может входить три и более членов. 

Особые требования предъявляются к членам комиссии. Преимущество отдается лицам, имеющим профессиональную подготовку в сфере госзакупок. Кроме того в состав должны входить люди, обладающие специальными знаниями в области предмета закупки.

Когда объектом закупки становится создание литературного или художественного произведения, а также иной результат интеллектуальной деятельности, то в комиссии должны присутствовать люди творческих профессий, принадлежащих соответствующей сфере искусства.

Их должно быть не менее половины от всего количества участников. 

Законом определяется круг лиц, которые не допускаются до работы в комиссии:

  1. Физические лица, привлекаемые к закупке в качестве экспертов.   
  2. Лица, заинтересованные в выборе конкретного поставщика.
  3. Лица, являющиеся сотрудниками организации, подавшей заявку на участие в процедуре. 
  4. Те, на кого способны оказывать влияние потенциальные поставщики.
  5. Люди, являющиеся родственниками руководителей организаций потенциальных поставщиков.  
  6. Представители контролирующего органа. 

Если вышеперечисленные лица обнаруживаются в составе комиссии, заказчик обязан в кратчайшие сроки заменить их на людей, не заинтересованных в результатах закупки. Комиссия может приступить к работе только, если на заседании присутствует более 50% членов. Такой порядок устанавливается частью 8 статьи 39 44-ФЗ.   

Как создается комиссия?

Перед началом закупочной процедуры заказчик обязан принять решение о формировании комиссии. Документально оно оформляется соответствующим приказом. Он издается в произвольной форме. Как правило, в документе прописываются сведения:

1.Разновидность формируемой комиссии.

2.Данные всех членов с указанием их должностей. 

За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены комиссии несут ответственность за некачественное выполнение обязанностей, а также за нарушение регламентированных сроков. Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве.  

При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание

Комиссия по осуществлению закупок играет ключевую роль при проведении любых процедур. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС в установленном законом порядке.

Конкурсная комиссия по 44-ФЗ: состав, документы, алгоритм создания

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем нужно создавать конкурсную комиссию по 44-ФЗ
  • Обязанности конкурсной комиссии по 44-ФЗ
  • Какие документы необходимы для создания конкурсной комиссии по 44-ФЗ
  • Алгоритм создания конкурсной комиссии по 44-ФЗ
  • Кто должен входить в состав конкурсной комиссии по 44-ФЗ
  • Нюансы работы конкурсной комиссии по 44-ФЗ

Конкурсная комиссия по 44-ФЗ создается для утверждения закупочных процедур, а именно для контроля заявок и состава участников. Заказчик имеет право создать отдельную комиссию для каждой закупочной процедуры (конкурса, аукциона, запроса котировок и т. д.) либо единую комиссию, имеющую право работать со всеми видами закупок.

Для создания конкурсной комиссии необходимо составить приказ, написать положение, определиться с составом контролирующего органа. О том, как это сделать правильно, читайте в нашем материале.

Зачем нужно создавать конкурсную комиссию по 44-ФЗ

Часть 1 ст. 39 закона 44-ФЗ требует, чтобы поставщики выбирались при помощи специальной закупочной комиссии.

Данное правило не распространяется только на случаи, когда работа ведется с единственным контрагентом. То есть цель создания такой комиссии – это определение исполнителя по результатам торгов, проводимых конкурентным способом.

Если организатор тендера отказался от конкурентных способов проведения торгов, то в конкурсной комиссии по 44-ФЗ просто нет необходимости.

Однако не стоит путать комиссию и контрактную службу. Первая не занимается организацией всей процедуры, в зону ее ответственности входит рассмотрение заявок. Также ее специалисты не обязаны быть сотрудниками контрактной службы – основным требованием к ним является наличие компетенций, необходимых для грамотного выбора поставщика.

Если торги не характеризуются какой-либо спецификой, то наиболее рациональным решением считается формирование единого коллегиального органа. Для закупки специфического товара, работа с которым сопряжена со специальными знаниями, создается комиссия для конкретной процедуры. Также в нее включаются эксперты из конкретной сферы.

Обязанности конкурсной комиссии по 44-ФЗ

Конкурсная комиссия по 44-ФЗ:

  • Проверяет участников закупки на соответствие предъявляемым к ним требованиям, которые зафиксированы законодательством РФ и постановлениями о закупках.
  • Отстраняет претендентов от участия в торгах в ситуациях, прописанных законодательством РФ, постановлением РФ либо иной закупочной документацией.
  • Не содействует заказчику, уполномоченной службе, специализированному учреждению при осуществлении плановых и внеплановых проверок. Последние позволяют контролировать, насколько точно комиссия выполняет нормы законодательства РФ и других нормативно правовых документов.
  • Отказывается от проведения переговоров с участниками госзакупки до ее начала либо в процессе самой процедуры. Исключение составляют лишь случаи, зафиксированные законодательством и постановлениями РФ.
  • Фиксирует объяснения положений документов и заявок на участие в процедуре, представленные претендентами.
  • Реализует закупки с опорой на действующее законодательство РФ, постановления и другие акты, относящиеся к данной сфере.

Какие документы необходимы для создания конкурсной комиссии по 44-ФЗ

В федеральном законе 44 отсутствуют конкретные нормы относительно документации для создания конкурсной комиссии. Поэтому рекомендуется издать приказ с указанием такой информации, как:

  • вид комиссии;
  • Ф. И. О. и должность председателя;
  • Ф. И. О. и должности участников;
  • порядок работы.

При оформлении последнего пункта нередко используют положение о конкурсной комиссии по 44-ФЗ, на которое можно ссылаться в Приказе. При этом фиксируются следующие данные:

  • сроки, способы отправки уведомлений о заседании членам группы;
  • запрет на проведение заочных заседаний;
  • минимальная явка на заседание 50 % от общего числа членов;
  • запрет на передачу полномочий участниками;
  • регламент проведения заседаний;
  • права и обязанности председателя и членов;
  • ответственность;
  • порядок и сроки ротации членов.

Все документы подписываются уполномоченным представителем заказчика и утверждаются до начала торгов.

Замена одного или нескольких участников комиссии сопровождается оформлением и подписанием приказа. В данном документе прописываются имена исключенных и принятых членов.

Алгоритм создания конкурсной комиссии по 44-ФЗ

В первую очередь, заказчик принимает решение о создании комиссии. Ее состав и правила работы необходимо установить до начала торгов, а именно до дня публикации извещения о запланированной закупке. Для этого необходимо:

  • выбрать, какая именно комиссия будет использоваться: конкурсная, аукционная, котировочная или приемочная;
  • утвердить состав, председателя;
  • определить порядок работы.

Остановимся более подробно на каждом этапе.

Шаг 1. Определение вида комиссии.

По закону, заказчик может сформировать единый коллегиальный орган, который определит поставщика без привязки к способу проведения закупки либо организатор торгов имеет право выбрать аукционную, котировочную, конкурсную комиссию по 44-ФЗ, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений. В таком случае важно учитывать способ определения исполнителя. Продолжительность работы комиссии тоже устанавливает заказчик.

В большинстве случаев проводятся закупки без особой специфики, поэтому предпочтение отдают созданию группы, которая будет работать на всех тендерах.

В контрактной системе существует понятие «приемочная комиссия заказчика». Данная группа занимается проверкой качества выполнения работ по контрактам, соответствия продукции положениям договора, приемкой ТРУ. Но она никак не задействуется во время отбора поставщиков.

Нужно понимать, что закон не обязывает создавать приемочную комиссию, а дает такое право. Закон 44-ФЗ фиксирует, что товар принимается собственными силами заказчика. Последний может сформировать для приемки отдельную группу либо проконсультироваться у своих сотрудников, разбирающихся в данной разновидности ТРУ.

Шаг 2. Решение вопроса о составе комиссии.

Закон 44-ФЗ устанавливает ряд требований, предъявляемых к членам комиссии. Начнем с того, что в ее состав должно входить не меньше пяти человек.

Статься 39 обозначенного выше закона гласит: в любой комиссии, даже в приемочной, должны быть люди, обладающие определенным уровнем подготовки в сфере закупок. Кроме того, они должны иметь особые знания о предмете торгов.

Не учитывается место работы специалиста – на эту роль может быть приглашен сотрудник другой организации. Главное условие – последняя не должна быть заинтересована в итогах тендера.

Если при формировании конкурсной или иной комиссии нарушены изложенные в законе 44-ФЗ правила, неподходящие члены должны быть заменены на других специалистов, отвечающих нормам закона.

Шаг 3. Утверждение необходимых документов.

Работа комиссии может считаться законной только при условии, что существует приказ о ее создании. Он обязательно составляется в письменном виде, тогда как содержание зависит от пожеланий заказчика. В данном документе прописываются все важные вопросы, касающиеся состава и принципов работы специалистов.

Положение является основным документом, устанавливающим принципы работы закупочной комиссии. В нем прописываются обязанности коллегиального органа, которые состоят из регистрации, обработки заявок потенциальных исполнителей, выявление победителя, отклонение заявок с нарушениями, подготовка протоколов по всем этапам работы.

Кто должен входить в состав конкурсной комиссии по 44-ФЗ

Статья. 39 закона 44-ФЗ устанавливает, что в комиссию входят:

  • не менее пяти человек, если речь идет о конкурсной, аукционной, единой комиссии;
  • не менее трех человек для котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений.

Также существуют требования, касающиеся профессиональной подготовки членов данной группы. Часть 5 ст.

39 закона 44-ФЗ фиксирует, что в состав коллегиального органа должны входить преимущественно сотрудники, имеющие специальное образование либо квалификацию в сфере закупок.

Данный федеральный закон не предъявляет точных требований к числу членов комиссии с профессиональными знаниями в сфере закупок либо знаниями об объекте закупок. Поэтому рекомендуется включать в данную группу не менее 50 % узких специалистов.

Подчеркнем, что участникам группы необязательно иметь образование в сфере закупок. Им достаточно обладать профессиональными знаниями о предмете закупки.

Организатор торгов имеет право приглашать экспертов и экспертные организации для оценки поданных заявок. Однако они не могут становиться членами конкурсной и любой другой комиссии по 44-ФЗ.

Помимо этого, в данной группе не могут находиться:

  • физические лица, выступавшие в роли экспертов при проверке конкурсной документации, заявок на участие в тендере, проводимой в рамках предварительного отбора оценки соответствия поставщиков дополнительно выдвигаемым требованиям;
  • физические лица, имеющие личные интересы, связанные с результатами конкурса;
  • физические лица, чьи заявки были поданы на торги, а также лица, состоявшие в штате организаций-участниц тендера;
  • физические лица, на которых могут повлиять участники закупки, акционеры последних, члены органов управления, кредиторы;
  • физические лица, являющиеся супругами руководителей участников закупки либо их близкими родственниками (родителями, детьми, дедушками, бабушками, внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки);
  • должностные лица контрольного органа, проводящие проверки в сфере закупок.

Все указанные люди не должны быть членами комиссии, так как потенциально могут обладать прямой или косвенной заинтересованностью в результатах торгов. Если выяснится, что они попали в данную рабочую группу, организатор торгов обязан в кратчайшие сроки заменить их другими физическими лицами.

Последние также не могут быть лично заинтересованы в итогах тендера или находиться под влиянием потенциальных исполнителей работ.

Замена также должна последовать при невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей, вызванных смертью, проблемами со здоровьем, длительным отсутствием, иными факторами.

Принять решение о включении нового специалиста в состав группы взамен другого может только сформировавший ее заказчик. Любые другие лица и органы не имеют права на такую замену.

Нюансы работы конкурсной комиссии по 44-ФЗ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *