Положение цб рф №579-п: изменения на 2019 год в работе с бухгалтерскими счетами в кредитных организациях

Положение ЦБ РФ №579-П: изменения на 2019 год в работе с бухгалтерскими счетами в кредитных организациях

Сегодня 15.02.2021 года. Высшая банковская школа ПрофБанкинг работает каждый день с 2006 года!

Положение Банка России № 579-П с 1 января 2021 года действует в редакции с изменениями, внесенными в него Указаниями № 5460-У и 5547-У. Обновленный План счетов банков можно посмотреть у нас на сайте. Что изменилось в 579-П?

Во-первых, переименован счет 10621, теперь он называется «Вклады в имущество общества» (раньше назывался «Вклады в имущество общества с ограниченной ответственностью»).

Во-вторых, добавлен новый счет № 40102 «Единый казначейский счет», что напрямую связано с изменениями Бюджетного кодекса РФ и переходом на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

О новых правилах заполнения платежек в бюджет можно узнать из нашего информационного материала, опубликованного в ноябре 2020 года.

Федеральное казначейство теперь будет с использованием единого казначейского счета обеспечивать расчеты публично-правовых образований и юрлиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в ЦБ РФ и кредитных организациях.

Единый казначейский счет представляет собой аналог корсчета, аналитический учет по которому ведется в разрезе казначейских счетов; более того, Федеральному казначейству присвоен БИК, равно как и его территориальным органам.

В этой связи, напомним, изменились все реквизиты для перечисления налогов и взносов. С 1 января по 30 апреля 2021 года Казначейством России установлен переходный период, когда будут одновременно функционировать оба счета: как старый, так и новый. С 1 мая 2021 года будут действовать только вновь открытые казначейские счета.

В-третьих, прекратили своё существование синтетические счета второго порядка 47801, 47802 и 47803, касающиеся прав требования по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, а вместо них добавлена целая группа счетов с одинаковым названием «Приобретенные права требования по договорам на предоставление (размещение) денежных средств», а именно:

  • в третий раздел – счета 32030, 32130, 32230 и 32330, предназначенные для учета приобретенных прав требования к кредитным организациям и банкам-нерезидентам;
  • в четвертый раздел – счета 44211, 44311, 44411, 44511, 44611, 44711, 44811, 44911, 45011, 45111, 45211, 45211, 45311, 45411, 45511, 45611 и 45711.

Помимо этого, к счёту 478 «Вложения в приобретенные права требования» добавлены 19 новых счетов второго порядка с 47817 по 47835, касающиеся вложений в права требования, приобретенных по договорам финансирования под уступку денежного требования, с детализацией по различным типам юридических и физических лиц.

Пойми банковский бухучет РАЗ и НАВСЕГДАс помощью уникального курса «Основы бухгалтерского учета в банке»!

В-четвертых, регулятор изменил наименования счетов 47401 – 47404, теперь они звучат так:

47401 «Расчеты по приобретенным правам требования, форфейтинговым операциям»
47402 «Расчеты по приобретенным правам требования, форфейтинговым операциям»
47403 «Расчеты с биржами»
47404 «Расчеты с биржами»
  • В-пятых, План счетов дополнен пассивным счётом 61016 «Резервы под обесценение запасов».
  • В ближайшее время в нашей Банковской библиотеке Положение ЦБ РФ № 579-П будет изложено в последней редакции.

Положение ЦБ РФ №579-П: изменения на 2019 год в работе с бухгалтерскими счетами в кредитных организациях

Интернет-магазин для Вас и Вашего бизнеса!

Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации. Задачи учета и учетная политика

В настоящее время основные вопросы бухгалтерского учета в банках (кредитных организациях) регулирует Положение Банка России № 579-П от 27 февраля 2017 года «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», зарегистрированное Министерством юстиции России 20 марта 2017 года № 46021.

Это Положение устанавливает единые правовые и методологические основы построения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О Центральном банке (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с этим Положением, основными задачами бухгалтерского учета, применительно к кредитным организациям, являются:

  • формирование достоверной, детальной и содержательной информации о всех видах хозяйственной деятельности кредитной организации, ее имущественном положении. Данная информация необходима, прежде всего, внутренним пользователям, к которым относятся – руководители банка, а также его собственники (учредители), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – крупным клиентам банка, держателям его векселей и облигаций, другим кредиторам, потенциальным клиентам, а также государственным контролирующим органам, в том числе налоговым;
  • выявление внутренних финансовых резервов кредитной организации для обеспечения полноценной устойчивости, минимизации всех видов возникающих рисков, а также точного и полного соблюдения обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Банком России;
  • ведение достоверного бухгалтерского учета всех совершаемых финансовых и банковских операций, движения всех требований и обязательств кредитной организации, находящихся в ней денежных и иных ценностей, порядка использования кредитной организацией всех видом материальных и финансовых ресурсов, с целью предотвращения недостач, хищений, неправомерного использования любых видов ценностей;
  • обеспечивать полный внутренний контроль за движением всех видов материальных и финансовых ценностей, правомерности всех совершаемых кредитной организацией операций;
  • обеспечивать принятие эффективных управленческих решений руководством кредитной организации на основании данных бухгалтерского учета.

1.2. Учетная политика в кредитных организациях

Каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основанную на Положении № 579-П и иных нормативных документов Банка России.

Формируют учетную политику непосредственно главный бухгалтер кредитной организации и его заместители.

Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат следующие элементы учетной политики:

  • рабочий План счетов бухгалтерского кредитной организации, который основан на основании Плана счетов, утвержденного Положением № 579-П. В свой План счетов кредитная организация будет включать только те счета, которые будут использоваться ею в своей деятельности;
  • унифицированные формы всех первичных учетных документов, которые работники кредитной организации будут использовать при осуществлении своей деятельности, кроме типовых форм, установленных нормативными документами Банка России;
  • порядок документооборота, технология обработки всей учетной информации, в том числе передачи информации и всех видов расчетов с обособленными структурными подразделениями кредитной организации – филиалами, дополнительными офисами и т.д.;
  • порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов банковских операций, если это не противоречит действующему законодательству и нормативным документам Банка России;
  • порядок оценки всех видов имущества и обязательств, а также порядок проведения инвентаризации всех активов и обязательств кредитной организации;
  • выбранный способ начисления износа (амортизации) объектов основных средств, нематериальных активов, лимиты принятие объектов к учету в составе основных средств и нематериальных активов, порядок списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Порядок изменения стоимости объектов основных средств в результате переоценки, ремонта, строительства и реконструкции;
  • если по отдельным бухгалтерским операциям существуют допустимые законом (федеральным стандартом) разные способы учета, то необходимо выбрать самостоятельно один из них и отразить в учетной политики кредитной организации;
  • порядок организации и осуществления внутрибанковского контроля;
  • порядок проведения внутреннего аудита в кредитной организации;
  • все другие мероприятия, которые необходимы для организации бухгалтерского учета в кредитной организации.

При формировании учетной политики кредитной организации, должно предполагаться, что:

  • активы и обязательства кредитной организации существуют и учитываются обособленно от каких-либо иных активов и обязательств, а именно собственников кредитной организации, либо других организаций;
  • кредитная организация будет осуществлять свою деятельность непрерывно в будущем, с учетом выполнения всех своих долгосрочных обязательств;
  • ранее принятая учетная политика должна осуществляться последовательно, обеспечивая сопоставимость одного учетного периода с другим. Серьезные изменения в учетной политике могут быть обусловлены только изменением законодательства РФ;
  • факты совершения банковских операций, а также любого движения имущества и обязательств кредитной организации, должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
Читайте также:  Особенности ипотеки для пенсионеров и обзор популярных ипотечных программ

В виде схемы учетную политику кредитной организации можно представить следующим образом:

Учетная политика кредитной организации должна обеспечивать:

  • полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете и отчетности всех совершаемых кредитной организацией банковских операций, а также всего движения ее имущества и всех обязательств;
  • приоритет содержания над формой, то есть операции и факты хозяйственной деятельности кредитной организации отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с их экономической сущностью, а не юридической формой;
  • данные (остатки) по счетам аналитического учета, должны соответствовать данным (остаткам) по счетам синтетического учета;
  • требование рациональности к ведению бухгалтерского учета, то есть обеспечить минимум затрат на обеспечение учетного процесса, исходя из величины и объема совершаемых кредитной организацией операций.

Сформированная и утвержденная руководителем учетная политика кредитной организации подлежит оформлению ее распорядительными документами – распоряжениями, приказами и стандартами. Основные положения учетной политики, а также порядок учета отдельных операций, доводятся до бухгалтерских и иных работников кредитной организации, а также подлежат отражению в их должностных инструкциях.

Принятая учетная политики начинает действовать в кредитной организации, а также во всех ее обособленных подразделениях (филиалах, дополнительных офисах) с 1 января календарного года.

Кредитная организация обязана раскрывать основные положения учетной политики, а также применяемые способы бухгалтерского учета, которые позволяют достоверно оценить ее финансовое положение заинтересованными пользователями.

1.3. Общие требования к организации работы бухгалтерской службы кредитной организации

Федеральный закон РФ № 402 от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» предусматривает ответственность руководителя кредитной организации за организацию бухгалтерского учета в ней, а также за соответствие финансовых операций действующему законодательству РФ. Главный бухгалтер кредитной организации несет ответственность:

  • за полное ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ;
  • за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ.

Главный бухгалтер обязан обеспечить полное и качественное соответствие всех совершаемых банковских операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России, а также контроль за имуществом банка и выполнением всех договорных обязательств кредитной организации.

Все бухгалтерские работники кредитной организации, в части своих должностных обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подчиняются главному бухгалтеру.

В категорию бухгалтерских работников также входят все работники, которые заняты приемом, оформлением и контролем кассовых и расчетных документов, а также те работники, которые непосредственно отражают банковские и иные операции по счетам бухгалтерского учета.

В кредитной организации создается бухгалтерский департамент (управление), который подразделяется на специализированные отделы, а также объединения бухгалтерских работников в специализированные операционные бригады.

Помимо этого, бухгалтерским работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которые имею право – единолично оформлять и подписывать документы по набору операций, которые они имеют право совершать.

Такие права не могут предоставляться по тем банковским операциям, которые подлежат дополнительному контролю. Распределение счетов между бухгалтерскими работниками осуществляет главный бухгалтер, либо его заместители. Также главный бухгалтер разрабатывает Положения об отделах, которые входят в состав учетно-операционного аппарата кредитной организации.

Кредитная организация обязана устанавливать продолжительность операционного дня – в течение которого все совершенные за день банковские операции будут отражены в бухгалтерском учете кредитной организации, а также время составления баланса по балансовым и внебалансовым счетам. Также устанавливается рабочее время операционных работников, что бы они могли успеть отразить в бухгалтерском учете все совершенные за операционное время банковские операции.

Бухгалтерский учет всех банковских операций кредитной организации, а также всех видов имущества и обязательств ведется в рублях.

Средства, обязательства и имущество, выраженные в иностранной валюте, также учитываются в рублевом эквиваленте по действующему курсу ЦБ РФ на определенную дату.

Имущество других юридических лиц, которое по каким-то причинам находится в кредитной организации, учитывается обособленно.

Бухгалтерский учет и отчетность ведется кредитной организацией непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица и до момента ее ликвидации.

Бухгалтерский учет ведется на счета бухгалтерского учета в соответствии рабочим Планом счетов кредитной организации, методом двойной записи на взаимосвязанных счетах.

Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета.

Все совершаемые кредитной организацией финансовые и хозяйственные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Затраты капитального характера должны учитываться отдельно.

Имеет смысл представить, как выглядит схема бухгалтерского учета в кредитной организации при двойной записи на активном и пассивном счете. Двойная запись – отражение одной и той же операции на счетах дважды, по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Схема учета средств на активном счете

Активный счетДебет счетаКредит счета
Сальдо начальное (СН) – Означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на начало отчетного периода
Оборот по дебету (ОД) – Поступление (зачисление) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на счет за операционный период Оборот по кредиту (ОК) – Списание (выбытие) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) со счета за операционный период
  • Сальдо конечное (СК) –
  • означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на конец отчетного периода
  • СК=СН+ОД-ОК
Пассивный счетДебет счетаКредит счета
Сальдо начальное (СН) – Означает размер задолженности (обязательств) на начало отчетного периода
Оборот по дебету (ОД) – Списание суммы задолженности (обязательств) за операционный период Оборот по кредиту (ОК) – Сумма увеличения задолженности (обязательств) за операционный период
  1. Сальдо конечное (СК) –
  2. Означает размер задолженности (обязательств) на конец отчетного периода
  3. СК=СН+ОК-ОД

Благодаря точному соблюдению в кредитной организации Правил бухгалтерского учета должно обеспечиваться:

  • четкое и быстрое обслуживание клиентов кредитной организации;
  • своевременное и точное отражение всех совершаемых кредитной организацией операций в бухгалтерском учете и отчетности;
  • сокращение затрат труда и повышение производительности труда на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • предупреждение возникновения рисков недостач, хищений, неправомерного использования денежных средств и других видов финансовых рисков;
  • надлежащие оформление всей используемой в кредитной организации документации.

В самом общем виде можно рассмотреть, в виде нижеследующей схемы, основные требования к ведению бухгалтерского учета, которые предъявляются со стороны собственников (акционеров) и менеджмента кредитной организации, а также регулирующих и контролирующих органов в лице ЦБ РФ и Федеральной налоговой службы:

1.4 Требования к ведению бухгалтерского учета

Также в виде следующей схемы можно представить организацию бухгалтерского учета в кредитной организации:

Банк России ответил на вопросы по особенностям ведения бухучета НкМФО

3.

Учет целевого финансирования.

Согласно п. 2.1.2.4. Приказа №67 Минэкономразвития:

«Микрофинансовая организация должна обеспечивать ведение раздельного учета, в том числе бухгалтерского (финансового), денежных средств целевого финансирования, предоставленного из бюджетов всех уровней».

На каких счетах должны быть учтены:

— субсидии из федерального и областного (краевого, городского и т.д.) бюджетов в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Данная субсидия используется для предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства;

-единовременный взнос учредителей Фонда, внесенный до 2018г. (средства используются для предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства);

— прибыль некоммерческой МФО, полученная до 2017г. (Ранее прибыль учитывалась на счете 86, так как организация является некоммерческой организацией в форме Фонда.)

В качестве примера, приводим следующее:

В связи с обязанностью ведения раздельного учета средств целевого финансирования некоммерческая микрофинансовая организация ввела в рабочий план счетов по РСБУ два субсчета для счета 51 «Расчетные счета»:

Читайте также:  Куда можно жаловаться на МФО? Образец претензии и порядок ее подачи в Роспотребнадзор, прокуратуру, Центробанк, ФАС

Субсчет 51.01 «Бюджетные средства» предназначен для учета денежных средств полученных при учреждении Фонда субсидий на формирование имущества.

Субсчет 51.02 «Средства Фонда микрофинансирования» — для учета денежных средств фонда, полученных в результате деятельности.

В бухгалтерском учете по субсчету 51.01 отражаются только выдачи и возврат микрозаймов. Таким образом, средства субсидий расходуются исключительно на цели, заявленные при создании Фонда. В учете существует контрольная сумма – ежедневно сумма остатка по счету 58.03 «Займы выданные» и остатка по субсчету 51.01 «Бюджетные средства» должна быть равна сумме полученных субсидий.

По субсчету 51.02 учитываются поступления процентов, пени, прочих доходов, а также расходы Фонда в соответствии с утвержденной сметой. Все расходы Фонда производятся только за счет полученных доходов, не затрагивая средств изначально полученных субсидий.

При переходе на Единый план счетов Фонд собирался сохранить ту же схему раздельного учета, то есть создать лицевые счета в разрезе расчетных счетов в банках и субсчетов:

Счет, субсчет, субконто в плане счетов по РСБУ Счет второго порядка / лицевой счет в Едином плане счетов
51, Расчетные счета 20501
51.01, Бюджетные средства
СБЕРБАНК РОССИИ (Расчетный 95) 20501810001100000095
СБЕРБАНК РОССИИ (Расчетный 97) 20501810001100000097
БАНК ВТБ (ПАО) (Расчетный) 20501810002100000029
ВТБ 24 (Расчетный) 20501810003100002432
51.02, Средства Фонда микрофинансирования
СБЕРБАНК РОССИИ (Расчетный 95) 20501810001200000095
СБЕРБАНК РОССИИ (Расчетный 97) 20501810001200000097
БАНК ВТБ (ПАО) (Расчетный) 20501810002200000029
ВТБ 24 (Расчетный) 20501810003200002432

На 12 позиции в номере лицевого счета указан признак бюджетных средств – единица или признак средств фонда – двойка. Остаток по счету второго порядка 20501 корректен, сумма остатков по субсчетам банковских счетов также корректна.

Такой способ учета позволяет в любой момент продемонстрировать любому проверяющему органу (Контрольно-счетной палате, Росфиннадзору и т.д.) раздельный учет целевых средств.

Представитель разработчика программы для МФО утверждает, что такая разбивка сумм по лицевым счетам невозможна и запрещена Банком России, без ссылок на конкретный регламентирующий документ.

Можно ли использовать данную систему контроля и раздельного учета целевых средств, или все же разработчик прав и нужно находить другие способы раздельного учета? Какие?

Разъяснение на официальном сайте по применению Положения Банка России № 612-П, Положения Банка России № 493-П от 18.12.2018 (вопрос № 1)

  • В случае если бюджетные средства поступают в МФО от учредителя, при определении того, являются ли такие поступления взносом в капитал МФО, необходимо оценить вероятность и возможные основания для возврата полученных средств.
  • Безвозвратное поступление денежных средств от учредителя МФО, выступающего в качестве собственника, классифицируется как взнос в капитал и отражается МФО бухгалтерскими записями:
  • Дебет счета № 20501 «Расчетные счета в кредитных организациях»
  • Кредит счета № 60320 «Расчеты с акционерами, участниками, пайщиками»;
  • Дебет счета № 60320 «Расчеты с акционерами, участниками, пайщиками»
  • Кредит счета № 11001 «Целевое финансирование некоммерческих организаций».
  • Поступление денежных средств от учредителя МФО и от иных лиц при существовании обязанности МФО их вернуть приводит к признанию обязательства и отражается МФО бухгалтерской записью:
  • Дебет счета № 20501 «Расчетные счета в кредитных организациях»
  • Кредит счета № 60320 «Расчеты с акционерами, участниками, пайщиками» или счета № 47422 «Обязательства по прочим финансовым операциям», или счета по учету привлеченных средств, в зависимости от условий соглашения о финансировании.
  • Безвозвратное поступление денежных средств от лиц, не являющихся учредителями МФО, признается доходом и отражается МФО бухгалтерской записью:
  • Дебет счета № 20501 «Расчетные счета в кредитных организациях»
  • Кредит счета № 71801 «Доходы, связанные с операциями по обеспечению деятельности» (по символу отчета о финансовых результатах (далее – ОФР) 54402 «доходы от безвозмездно полученного имущества»).
  • Порядок бухгалтерских записей при отражении МФО операций по выдаче денежных средств по договорам займа и операций по погашению (возврату) выданных займов установлен Положением Банка России № 493-П и главой 4 Положения Банка России № 612-П.
  • Само по себе предоставление займа на возвратной основе не приводит в дату выдачи займа к расходованию средств целевого финансирования, поэтому бухгалтерская запись в корреспонденции со счетом № 11001 «Целевое финансирование некоммерческих организаций» не осуществляется при отсутствии признанных расходов, связанных с займом.

Разъяснение на официальном сайте по применению Положения Банка России № 612-П, Положения Банка России № 493-П от 18.12.2018 (вопрос № 3)

  1. В соответствии с пунктом 12 МСФО (IAS) 20 государственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, для компенсации которых предназначались данные субсидии.
  2. МФО отражает следующими бухгалтерскими записями:
  3. получение целевых средств из бюджета (не от учредителей) для финансирования затрат:
  4. Дебет счета № 20501 «Расчетные счета в кредитных организациях»
  5. Кредит счета № 60322 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  6. расходы, на финансирование которых выделены целевые средства:
  7. Дебет счета № 71802 «Расходы, связанные с обеспечением деятельности», лицевой счет по учету расходов, для компенсации которых получены целевые средства
  8. Кредит соответствующих счетов расчетов;
  9. признание в составе доходов целевых средств на протяжении периодов, в которых признаются расходы, для компенсации которых предназначались данные целевые средства:
  10. Дебет счета № 60322 «Расчеты с прочими кредиторами»
  11. Кредит счета № 71801 «Доходы, связанные с операциями по обеспечению деятельности» по символу ОФР 54407 «другие доходы, относимые к прочим, в том числе носящие разовый, случайный характер».

МФО на 01.01.2018 должна была перенести остатки счета 86 «Целевое финансирование» на:

  • счет 11001 «Целевое финансирование некоммерческих организаций» в случае безвозвратного поступления денежных средств от учредителя МФО, выступающего в качестве собственника, классифицируемых как взнос в капитал;
  • счет № 10801 «Нераспределенная прибыль» (либо на счет № 10901 «Непокрытый убыток») в случае безвозвратного поступления денежных средств от лиц, не являющихся учредителями МФО, признаваемых доходом.
  • Учитывая вышеизложенное, отражение в учете целевых средств, полученных из бюджета, денежных средств, поступивших от учредителей МФО, на отдельных лицевых счетах, открытых на счете 20501 «Расчетные счета в кредитных организациях», противоречит требованиям Положения Банка России № 486-П[3].

В налоговую о счёте мосэнерго 40702… | жкх: открытая трибуна

Уважаемая налоговая!

Аннотация. Прошу разобраться с использованием номера счёта 40702810738360027199, вместо требуемого по закону ФЗ 103, 40821.

  • Считаю, что Мосэнергосбыт уводит средства плательщиков в оффшоры, финансирует международную террористическую деятельность и занимается отмыванием денежных средств ФЗ 115, уходит от оплаты налогов в особо крупном размере.
  • Считаю, что НЕ использование счёта 40821…, требуемого по ФЗ 103, нарушает мои имущественные права и интересы.
  • В Федеральную налоговую службу
  •       Ввиду ответа, полученного из Минстроя,

     «Деятельность платежных агентов регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ).

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей, осуществляют налоговые органы Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 103-ФЗ, абз. 4 пункта 1 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).»

Читайте также:  Права родителей в школе по новому закону об образовании

прошу разобраться с номером счёта, организации Мосэнергосбыт.

      Прошу выяснить, почему номер счёта не соответствует требованию законодательства РФ об использовании специального банковского счёта 40821… для зачисления средств, полученных от физических лиц в пользу поставщика товаров или услуг в рамках исполнения агентского договора. Законодательство предусматривает запрет на использование для этого других счетов, использование же самого счета носит ограниченный характер (Статья 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ). Этот счёт введён с целью:

  1. — предотвращения нецелевого использования денежных средств от действий недобросовестного агента по не перечислению оплаты поставщику;
  2. — контролю за оборотом собираемых платежей и их использованием;
  3. — защиты интересов поставщика – у агента нет возможности распорядиться средствами по своему усмотрению;
  4. — упрощение учета дохода юрлиц и ИП в части выделения из всего объема получаемых ими денежных средств.

      ФЗ 103 Статья 8. П.4.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 …… денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

      Мосэнергосбыт по г. Москва. ИНН 7736520080, ОГРН 1057746557329

Блокировки счетов от ЦБ: поправки в положении №375 о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём — Финансы на vc.ru

ЦБ РФ вот-вот выпустит в свет детально обновленную новую версию положения №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Изменений внесено много, но вот их суть: именно в этом документе содержится перечень признаков сомнительных (необычных) банковских операций. Сомнительных — по мнению банкиров, конечно же.

Проект Положения выложен на сайте ЦБ РФ.

В РБК о нем написали, что «регулятор совместно с Росфинмониторингом целый год(!) разрабатывал эти признаки, чтобы «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций… ».

Предыдущая, первая версия документа проработала (и пока еще работает) с 2012 года без существенных изменений. По всему видно, что постарались сотрудники ЦБ и, как нам представляется, «жить скоро станет лучше, жить станет веселей!».

Напомним, что Положение действует в рамках Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Если Ваша компания, Вы как ИП или просто как физлицо совершите платеж, который сотрудники банка квалифицируют как сомнительную (необычную) банковскую операцию из этого Положения – Вы рискуете получить блокировку счета и всех ваших денежных средств на нем.

О том, как ревностно банкиры исполняли закон №115-ФЗ в течение прошедших 8 лет, написано уже достаточно, блокировки счетов были массовыми, и сталкивались с такими блокировками многие вполне законопослушные бизнесы и лица.

Теперь список признаков сомнительных (необычных) операций обновлен и в целом расширен. Признаков – порядка 100 штук (см. проект документа по ссылке выше). Заострим ваше внимание лишь на некоторых, показавшихся нам наиболее интересными:

· Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам.

· Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента).

· Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников кредитной организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

· Снятие клиентом в наличной форме денежных средств, полученных в форме субсидии.

· Снятие клиентом — юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и клиентом — индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов).

· Операция по снятию клиентом – физическим лицом денежных средств в наличной форме с банковского счета (депозита, вклада), ранее поступивших от юридического лица или индивидуального предпринимателя за исключением экономически обоснованных операций (перечисления заработной платы и приравненных к ней платежей, расчетов лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (нотариусы, адвокаты), дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий и иных социальных выплат, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов).

· Иные признаки и подозрения, свидетельствующие о возможном осуществлении…

Если перевести эти пункты на простой язык, получается примерно следующее:

· Предполагается, что клиент банка вообще не должен заботиться о конфиденциальности своих коммерческих сведений, ведь теперь любое беспокойство может быть названо «излишним» и использовано против клиента.

· Если Вас в банке медленно обслуживают: застрял платеж и Вы звоните в техподдержку для решения проблемы, или Вы банально стоите в очереди в кассу или к операционисту – не вздумайте жаловаться! Вас могут посчитать «необоснованно спешащим».

· Проявляйте настойчивость в проведении даже не очень нужной Вам операции, если банк запросил по ней документы. Даже если платеж возможно сделать не через этот банк или вообще без банка – не бросайте начатое. Не отменяйте операцию, а собирайте кипу документов, носите в банк и доказывайте, доказывайте…

· Кто получает субсидии – не забудьте! Подходить к банкоматам Вам теперь весьма нежелательно.

· Снимать свои деньги (причем как юридическому лицу, так и ИП и просто физлицу) со своего расчетного счета наличными просто так, например потому что в стране очередной кризис и вы не очень доверяете банку – теперь очень подозрительно! Изюминка в том, что это распространено теперь, в том числе и на ИП и простых граждан. Иными словами, если предприниматель снимает с р/счета ИП наличными свою прибыль, с которой им уже уплачены налоги – это очень подозрительно. Прибыль, видимо, надлежит оставлять в банке, либо тратить ее безналично так, чтобы банк и связанные с ним «бигдаты» все видели. А если деньги просто так снимает со своего счета простой человек – это теперь (в свете новых изменений) очень вероятно может быть или террорист или преступник и его операции и деньги надо срочно заблокировать!

· Если Вы изучили весь список и соблюдаете все правила, чтоб не оказаться в числе «сомнительных», — рано спать спокойно. Обслуживающий Вас банк имеет право любую Вашу операцию посчитать сомнительной и необычной, воспользовавшись замечательным пунктом Положения «Иные признаки и подозрения…».

Само качество подготовки этого нормативного документа тоже не на самом высоком уровне, кое-где пропущены целые слова.

Интересно, они поправят это к моменту проставления подписи Набиуллиной или в спешке не будут обращать внимания на такие мелочи?

Самое интересное в этой ситуации – как теперь быть малому бизнесу и простым гражданам?

Наверное как и всегда — Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья 🙂 Улыбаемся и машем!!!

Кстати, пока документ не подписан и не вступил в силу, идет как бы его обсуждение. Здесь на сайте ЦБ указаны e-mail-ы его разработчиков, которым можно направлять свою критику и комментарии. А вдруг одумаются?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *