Если Вы только начинаете изучать Федеральный закон № 44-ФЗ, то эта краткая инструкция для Вас. В ней описаны ключевые моменты, на которые надо обратить внимание начинающему контрактному управляющему. Статья постоянно обновляется при внесении изменений в 44-ФЗ. Если Вы добавите страницу в закладки, то с вами всегда будет актуальная краткая инструкция по 44-ФЗ.
ВИДЫ ЗАКУПОК:
Запрос котировок (цен) — Статья 72-79, 82.1-82.6НМЦК не превышает 500 тыс.рублей, годовой объем закупок не должен превышать 10% СГОЗ и не должен составлять более чем 100 млн.руб.
Проведение запроса предложений — Статья 83Заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений только в случаях, указанных в статье 83 федерального закона №44-ФЗ.
Совместные конкурсы и аукционы — Статья 25Организатором выступает уполномоченный орган (ст.26) либо один из заказчиков. Закупка осуществляется на основании соглашения.
- Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — Статья 59-71
- Открытый конкурс — Статья 48-55Особенности проведения конкурса с ограниченным участием — Статья 56Особенности проведения двухэтапного конкурса — Статья 57
- Закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя — Статья 93
- Особые закупки, которые отражаются одной строчкой: П.4 ст.93 осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс.руб. Годовой объем закупок не должен превышать 2 млн.руб. или не должен превышать 5% СГОЗ, не должен составлять более 50 млн.руб. П.5 ст.93 закупка учреждением культуры, образовательной организацией, научной организацией, организацией для детей-сирот, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Годовой объем закупок не должен превышать 5 млн.руб. или 50% СГОЗ, и не более 30 млн.руб.
- Коммунальные услуги:П.8 — оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжениюП.29 – заключения контракта по энергоснабжению или купли-продажи электрической энергии.
ПЛАН-ГРАФИК
План-график утверждается и размещается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД / получения объема денежных прав.
ИЗВЕЩЕНИЕ
Размещение в ЕИС извещения осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА
Заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения, направления приглашения принять участие, заключения контракта с ЕП).
Информация о заключении контракта по результатам торгов представлена в статье «44-ФЗ, Шпаргалка по заключению контракта».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ
Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей (установлено ст.
44 Федерального закона 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах».
Обеспечение заявок устанавливается в виде денежных средств или банковской гарантии.
Подтверждение обеспечения: Платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки (копия) либо банковская гарантия.
Размер обеспечения заявки:
- от 0,5 до 1%, если НМЦК до 20 млн.руб;
- от 0,5 до 5%, если НМЦК более 20 млн.руб, кроме участников с преимуществами согласно п.п.28,29;
- от 0,5 до 2%, если НМЦК более 20 млн.руб. и преимущества у участника согласно п.п.28,29.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТА
Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта при проведении процедур закрытым способом (в соответствии со ст.96 Федерального закона №44-ФЗ).
В других случаях заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта на свое усмотрение, за исключением закупок: у единственного поставщика, у казенного учреждения, запрос котировок до 500 тыс.руб., запрос предложений (согласно ст.83, и 83.1).
Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, за исключением:— запрос котировок (НМЦК – не более 500 000 руб.);— запрос предложений — п.п. 2, 7, 9, 10 ч.2 ст.83;— запрос предложений в электронной форме п.п.1,3,4 ч.2 ст.83.1— закупки у ЕП — п.п.
1, 2 (если правовыми актами не предусмотрена обязанность установить требование обеспечения исполнения контракта) ч.1 ст.93;— закупки у ЕП в соотв. с п.п. 4,5,6,7,8,9,10,11, 13,14,15, 17, 20,21,22,23, 26, 28,29,30,31,32,33,34, 40,41,42, 44,45,46, 47,48 (если не предусмотрен аванс), 51,52 ч.1 ст.93;— заключения контракта с гос.
или муниципальным казенным учреждением;— закупки услуги по предоставлению кредита;
— заключения контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
План-график закупок по 44-ФЗ — что это, образец формы
Время чтения: 3 минут(ы)
План-график – один из наиболее важных документов, составляемых при организации закупок для муниципальных и государственных учреждений. О том, что собой представляет план-график закупок по 44-ФЗ, и как правильно его составить, сегодня и пойдет речь.
Что это такое?
План-график закупок организации представляет собой официальный документ, в котором размещен перечень планируемых мероприятий по реализации утвержденного плана закупок. Иными словами, в плане-графике указывается детальная информация о планируемых закупках Заказчика.
Общие требования к данному типу документов определены статьей 21 Закона 44-ФЗ.
- Согласно действующему законодательству, план-график является официальным основанием для осуществления запланированных закупок.
- Важно: Документ формируется Заказчиком в строгом соответствии с актуальном планом закупок и утверждается в десятидневный срок с момента получения им объема соответствующих прав (в денежном эквиваленте) на принятие/исполнение обязательств.
- В соответствии с российским законодательством, с начала текущего года осуществляться могут только те закупки, которые были внесены в план-график.
Отличия плана-графика от плана закупок
Основное отличие двух документов заключается в сроках актуальности данных. К примеру, план-график формируется на один год, в то время как план закупок – на три.
Более того, план-график составляется на основании имеющегося плана закупок и включает в себя более подробную информацию о предстоящих закупках.
https://www.youtube.com/watch?v=UZT2PhxpVDA
Таким образом, поставщики могут заблаговременно спрогнозировать потребности конкретного Заказчика и подготовиться к предстоящим торгам вследствие изучения информации из официального плана и/или плана-графика закупок.
Какие показатели включаются в план график закупки: какая информация должна содержаться
Закон 44-ФЗ гласит, что в данный документ в отношении каждой отдельной закупки должны вноситься следующие данные:
- идентификационный номер/код закупки;
- название и описание объекта с указанием количества/объема, планируемых сроков, стоимости контракта и прочих характеристик закупки;
- дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
- метод выбора поставщика и его обоснование;
- дата начала закупки;
- сведения о сумме предоставляемого обеспечения/исполнения контракта;
- данные о применении критериев цены жизненного цикла объекта закупки во время определения поставщика;
- данные о банковском сопровождении сделки.
В ситуациях, когда установленный период осуществления закупки превышает срок, на который план-график был утвержден, в документ также включаются сведения об общем количестве поставляемого товара, объеме выполняемой работы и сумма, необходимая для оплаты, на весь период исполнения контракта, следующим за годом, на который утвержден план-график.
Кроме того, документ должен содержать приложение обоснования по каждому планируемому объекту закупки.
Где посмотреть план график закупок учреждения?
Информация о графиках закупок Заказчиков размещается в ЕИС — Единой Информационной Системе. Для получения сведений о конкретном Заказчике необходимо перейти по следующей ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/orderplan/quicksearch/search.html.
Форма плана-графика закупок: образец
Форма, порядок составления, утверждения и публикации плана-графика устанавливаются для Заказчиков в зависимости от уровня бюджетного финансирования:
- Правительством РФ для Заказчика федерального уровня;
- высшим исполнительным органом власти субъекта РФ для Заказчиков на уровне субъекта РФ;
- местной администрацией для муниципальных Заказчиков.
Также и местная администрация, и высший исполнительный орган, и Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных сведений, включаемых в план-график.
Форму плана-графика закупок можно скачать здесь https://yadi.sk/i/Y5YRivLw3KmitN и здесь https://yadi.sk/i/V47JS4HY3Kmiv5
Как внести изменения в план график?
Приказ о внесении изменений
Корректировки в документ Заказчик может вносить неограниченное количество раз по мере возникновения такой необходимости. При этом все возможные основания для внесения корректировок предусмотрены на законодательном уровне. Именно поэтому в документе должно быть указание причины, по которой корректировки были внесены.
Согласно Закону 44-ФЗ в план-график могут вноситься изменения не только при корректировке плана закупок, но и при:
- увеличении или уменьшении НМЦК, стоимости контракта;
- изменении сроков исполнения контракта, порядка оплаты или суммы аванса до начала закупки;
- изменении даты начала закупки или метода определения поставщика;
- отмены закупки Заказчиком, предусмотренной планом-графиком;
- реализации решения, принятого по итогам проведенного общественного обсуждения планируемых закупок и не предусматривающего внесения корректировки в план закупок;
- других случаях в соответствии с порядком подготовки, утверждения и ведения документации согласно 44-ФЗ.
Важно: Все изменения должны вноситься в документ не позднее десятидневного срока со дня размещения в Единой Информационной Системе извещения об осуществлении закупки или отправки приглашения для участия в определении поставщика закрытым способом.
С примером приказа о внесении корректировок в план-график можно ознакомиться, скачав документ по ссылке https://yadi.sk/i/zlqHrfwP3KmjaM.
Публикация плана-графика закупок: правила
Согласно действующему законодательству, план-график необходимо сформировать и разместить в ЕИС не позднее календарного месяца после принятия соответствующего решения о бюджете.
При этом, если в текущем году Заказчик не планирует закупать что-либо, то он обязан разместить в ЕИС «нулевой» документ с пометкой, что осуществление закупок не планируется.
В соответствии с 44-ФЗ утвержденный документ и внесенные в него корректировки подлежат публикации в ЕИС в течение трехдневного срока с момента утверждения или изменения документа, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне.
План-график должен размещаться в информационной системе строго в структурированном виде. Иными словами, документ формируется по каждой отдельной позиции плана-графика с помощью функционала ЕИС.
Важно понимать, что план-график закупок – важнейший документ, определяющий не только состав, но и возможность осуществления закупок. Именно поэтому к его составлению необходимо подходить со всей ответственностью и внимательностью.
Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:
План закупок по статье 17 закона № 44-ФЗ: образец документа, процедура разработки, утверждения, публикации и внесения изменений
План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.
Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.
План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.
Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в единой информационной системе (ЕИС) устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:
- порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
- требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях (Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)
План закупок по 223-ФЗ
В обязанности заказчика по 223-ФЗ входит необходимость размещения в ЕИС плана закупок сроком на год (по ч. 2 ст. 4 223-ФЗ).
Правила формирования плана закупки и требования к форме такого плана прописаны в Постановлении Правительства от 2012 года №932. В план включаются сведения о закупке товаров, работ и услуг, в которых испытывает потребность заказчик.
План закупки формируется в соответствии с требованиями к форме плана и его содержанию по данному Постановлению.
Кроме указанного закупочного плана, заказчики размещают в ЕИС план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на сроки 5-7 лет (по ч. 3 ст. 4 223-ФЗ). При отсутствии потребности в закупках данной продукции в ЕИС размещается пустой план (письмо МЭР от 2016 года №Д28и-2046).
Критерии отнесения товаров, работ и услуг с учетом приоритетных направлений развития науки и техники определяются органами исполнительной власти с учетом перечня критических технологий и требований, утвержденных Постановлением Правительства от 2019 года №773 (по ч. 4, 4.2 ст. 4 223-ФЗ).
В ст. 5.1 223-ФЗ предусмотрено, что в отношении некоторых категорий заказчиков проводят мониторинг соответствия и оценки соответствия плана закупки требованиям участия в закупках субъектов малого предпринимательства. Такая проверка направлена на проверку соблюдения лимитов участия малого бизнеса в закупках.
Что не включается в форму плана закупок
На основании ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ контракты по результатам закупок подписываются заказчиком в соответствии с планом, за исключением:
- Ситуаций, когда информация о закупке не должна включаться в закупочный план или может не указываться в нем.
- Случаев, когда потребность в закупке обусловлена аварией, иными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, обстоятельствами непреодолимой силы, для предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Ситуаций, когда необходимо срочное медицинское вмешательство.
В план закупок не должны включаться закупки, сведения о которых составляют государственную тайну; по которым принято решение Правительства о невключении их в закупочный план. В этих случаях размещение сведений о таких закупках в план будет считаться нарушением законодательства. Порядок сведений, которые составляют государственную тайну, приведен в ст. 5 Закона РФ от 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».
Сведения о закупке не попадают в план при условии, что информация с гостайной включена в извещение о закупках, закупочную документацию или в проект договора.
Закупки, которые не образуют гостайну, но по решению Правительства не могут быть размещены в открытом доступе в ЕИС, определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2012 года №591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства РФ…».
Другие категории закупок заказчик может не включать в план, но по своему желанию он вправе их отобразить (например, если ему необходимо отобразить некоторые закупки для увеличения доли СМП в плане закупок на год).
К числу закупок, сведения о которых указываются в плане по усмотрению заказчика, и при этом такие сведения не являются обязательными, относят закупки малого объема. Это закупки товаров, работ и услуг со стоимостью до 100 тыс. р.
Обычно они проводятся в неконкурентном формате у единственного поставщика.
Для некоторых категорий заказчиков к малой закупке относятся те, стоимость которых не превышает 500 тыс. р. Данный лимит применяется при годовой выручке заказчика за отчетный период в размере более 5 млрд р.
Некоторые заказчики не включают в план закупок сведения, которые образуют коммерческую тайну, но такое основание противоречит закону, и заказчик может быть привлечен к ответственности.
Важно понимать, что в 223-ФЗ и Правительственных Постановлениях приведен исчерпывающий перечень оснований, что не должно включаться в план закупки, и такой перечень не подлежит расширительной трактовке заказчиком.
Стоит отметить, что если все планируемые закупки заказчиком входят в число тех, которые он размещать не должен, то это не значит, что с заказчика снимают обязанность по публикации плана закупок в ЕИС в установленные сроки. Заказчик обязан опубликовать так называемый нулевой план закупок, который будет содержать прочерки в соответствующих разделах (на основании Письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-7458).
За непубликацию плана закупок по 223-ФЗ заказчику грозит административная ответственность.
Когда заработают изменения
Особые закупки 44-ФЗ и что к ним относится
При формировании план-графика на будущий год заказчики должны предусмотреть реализацию всех видов закупок, в том числе и особых.
При этом сведения о них должны быть отражены в документе, в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Сотрудникам контрактной службы необходимо понимать, что представляют особые закупки, чем они отличаются от прочих и как их грамотно планировать.
Что включает в себя понятие «особые закупки»
Особыми закупками называется приобретение товаров и услуг у компаний, обладающих определенными ресурсами и уровнем квалификации. При планировании они учитываются отдельно от общей массы заказов. Полный перечень товаров и услуг, которые попадают под категорию особых, приведен в постановлении Правительства № 552 от 5 июня 2015 года. В него входят:
- Работы, услуги и товары, стоимость которых не превосходит 100000 рублей при реализации закупки по требованиям части 1 пункта 4 статьи 93 44-ФЗ;
- Продукция и услуги на общую сумму до 400000 тысяч рублей, приобретаемые по нормам части 1 пункта 5 статьи 93 44-ФЗ;
- Медикаменты, покупка которых проводится по части 2 пункта7 статьи 83 44-ФЗ;
- Услуги по отправке сотрудника организации – заказчика в служебную командировку;
- Услуги по организации фестивалей, концертов и прочих культурно-массовых мероприятий;
- Оказание услуг преподавателя;
- Услуги экскурсовода, предоставляемые физическим лицом;
- Услуги по ремонту и содержанию жилых зданий, которые предоставлены заказчику в безвозмездное использование, тепло-, газо- и водоснабжение, а также охрана и вывоз бытовых отходов при условии, что такие услуги оказываются лицам, эксплуатирующим указанные помещения;
- Работы по сбору и систематизации начальных данных статистики при реализации на территории России статистического наблюдения;
- Услуги по предоставлению права доступа к сведениям, содержащимся в документальных, реферативных, полнотекстовых иностранных базах данных, включенных в список, утвержденный правительством РФ.
Если заказчик планирует в следующем году проводить подобные закупки, то ему необходимо отразить их в план-графике. В противном случае контролирующие органы должны будут наложить на организацию взыскание за нарушение требований законодательства.
Чем особые закупки отличаются от специализированных
Особые закупки необходимо отделять от специализированных. Путаница в этих понятиях часто приводит к неправильному заполнению план-графика. Специализированными считаются заказы, отличающиеся технической или технологической сложностью. В их число входит закупка инновационной и высокотехнологичной продукции.
Перечень продукции и услуг, которые можно отнести к специализированным, представлен в постановлении Правительства России № 99 от 04 февраля 2015 года. В него входят конструирование и производство оборудования для предприятий атомной энергетики, строительство особо опасных объектов, организация питания в медицинских и образовательных учреждениях и так далее.
Отражение особых закупок в план-графике — инструкция
В план-графике информация об особых закупках фиксируется отдельной строкой. Данные заносятся по каждому виду такого приобретения отдельно. План-график размещается в ЕИС. Для этого функционалом сайта предусмотрена отдельная форма. Правильно занести информацию поможет следующая инструкция:
- В открытой форме плана-закупок нажимаете кнопку «Добавить объект закупок»;
- Выберите вкладку «Сведения об особых закупках». В поле «Объект закупки» выберете подходящую позицию. Заполните остальные необходимые сведения;
- Когда внесение всех сведений окончено, нажмите «Завершить».
Сформированная вами запись сразу же отразиться в план-графике. Подобные действия необходимо повторить по каждой группе объекта закупок.
Специализированные и особые закупки по 44-ФЗ: разница между ними
Закупки приобретают статус особых в случае соответствия перечню товаров, работ, услуг, приведённому в ПП №552 от 05.06. 2015 г.
При этом предполагается наличие у поставщиков, подрядчиков и исполнителей высокой квалификации и наличие у них необходимых ресурсов для исполнения госконтракта.
В правительственном перечне особых закупок указываются:
- лекарственные препараты для медучреждений;
- госзакупочные объекты, цена которых при их приобретении у единственного поставщика согласно ч. 1 п. 4 ст. 93 44-ФЗ не превышает 600000 руб.;
- осуществляемые культурными учреждениями закупки, предназначенные для сохранения культурных ценностей;
- оказание преподавательских услуг, в том числе в целях обучения и повышения квалификации персонала;
- закупки услуг, связанных с командировочными мероприятиями;
- оказание экскурсионных услуг;
- работы по ремонту и обслуживанию нежилых помещений;
- проведение работ по систематизации сведений, полученных в ходе статистических наблюдений и переписи населения;
- организация фестивалей, концертов и прочих культурно-массовых мероприятий;
- услуги, дающие право доступа к сведениям, которые содержатся в иностранных базах данных, включённых в список, утверждённый правительством РФ.
При намерении заказчика в следующем году осуществить особые закупки обязательным условием является отражение данного факта в план-графике.
Невыполнение данного условия считается нарушением требований законодательства, что чревато штрафными санкциями со стороны контролирующих органов.
В размещаемом в ЕИС плане-графике информация об особых закупках выделяется отдельной строкой. При этом сведения фиксируются отдельно по каждому виду таких закупок, для чего в системе присутствует специальная форма.
Чтобы корректно ввести в неё необходимые сведения, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- В открывшейся форме закупочного плана следует кликнуть на кнопку «Добавить объект закупок».
- Затем нужно выбрать вкладку «Сведения об особых закупках».
- В находящемся на ней форме необходимо определить нужную позицию согласно правительственному перечню и следовать далее подсказкам системы.
- После этого следует указать год, на который заказчик планирует проведение закупочной процедуры с единственным заказчиком.
- Следующее поле «Код вида расходов» предполагает внесение предложенного справочником значения.
- Далее требуется внести в форму все остальные сведения о закупке в виде идентификационного кода, названия закупочного объекта, объёма бюджетного финансирования.
- После чего следует нажать на кнопку «Завершить».
Если в ходе подготовки к предстоящим особым закупкам обстоятельства изменятся, заказчик имеет право внести поправки в план-график. Но перед этим он обязан оформить соответствующий приказ.
Затем в личном кабинете ЕИС следует в клавише «Статус» выбрать позицию «Внесение изменений», после чего пункты плана-графика становятся доступными для редактирования.
Специализированные закупки
Специализированные закупки характеризуются технической и технологической сложностью с присутствием в них инновационных решений. Как и особые закупки, специализированные требуют от поставщиков высокой квалификации.
Однако при этом они отличаются от особых закупок тем, что параметры технологической сложности у них формируются на каждый заказ индивидуально. Перечень подобных закупок содержится в приложении № 2 ПП №99 от 04.02.2015 г.
В правительственном перечне специализированных закупок, помимо прочего, перечислены:
- разработка и производство оборудования для ядерной энергетики;
- строительство, реконструкция, капремонт уникальных объектов повышенной опасности и транспортных сооружений при НМЦК для удовлетворения госпотребностей свыше 150 млн. руб. и для муниципальных потребностей более 50 млн. руб.;
- услуги общественного питания для образовательных, медицинских учреждений, а также организаций соцобслуживания при НМЦК свыше 500000 руб.;
- работы по определению кадастровой стоимости в ходе государственной оценки;
- проектные работы, научные изыскания, эксперименты.
Для внесения специализированной закупки в план-график в ЕИС следует:
- На вкладке «Общие сведения позиции» выделить пункт «Закупки, которые по причине технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также которые предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования)».
- В появившемся поле «Дополнительная информация» указать основания, дающие право планируемую закупку определять как специализированную.
Поскольку к особым и специализированным закупкам по 44-ФЗ относятся товары, работы, услуги требующие высокой квалификации от их поставщиков, подрядчиков, исполнителей, они специально выделяются законодательно и действуют в рамках правительственного постановления. Чёткое следование этим условиям значительно облегчает заказчикам производить подобные закупки, а поставщикам — соответствовать предъявляемым требованиям.
План-график: типичные ситуации и сложные вопросы | Контур.Закупки
План-график является необходимым документом для закупочной деятельности заказчика. Сроки его принятия, публикации, изменения строго регламентированы, а их нарушение карается санкциями.
Производить закупки, не включенные в план-график, заказчики не могут. И в связи с этим традиционно возникает немало затруднений.
В статье рассмотрим типичные ситуации и вопросы, связанные с планом-графиком, и дадим на них ответы.
Закупка происходит в текущем году, а поставка — в следующем
Довольно распространена на практике ситуация, когда контракт на год заключается не в самом его начале.
Например, услуги отопления приобретаются на период с марта по декабрь 2017 года, а также с января по февраль 2018 года. Как такую закупку отразить в плане графике? Нужно ли в этом случае заключать 2 договора?
При формировании плана-графика важно помнить следующее: отражению в нем подлежат закупки, которые проводятся в плановом периоде. При этом неважно, когда будет происходить исполнение контракта. Поэтому отражать закупку услуг отопления в приведенном примере нужно в плане-графике на 2017 год. Заключать отдельный контракт на период с января по февраль 2018 года не нужно.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Еще одно популярное заблуждение на эту тему — в плане-графике необходимо отражать контракты, платежи по которым будут осуществляться в плановом периоде, тогда как сами эти контракты были заключены, например, годом ранее. На самом деле отражать такие закупки в плане-графике не нужно.
Например, контракт на приобретение услуг по отоплению был заключен в 2016 году, но охватил и несколько месяцев 2017 года. Соответственно, платежи по этому контракту поступают в 2017 году. Так вот, такой контракт следовало отразить лишь в плане-графике на 2016 год.
Договоры, заключенные до применения 44-ФЗ
Действие закона 44-ФЗ не сразу распространилось на всех заказчиков. В частности, унитарные предприятия попали под него лишь с 2017 года. Поэтому ситуации, когда организация работает по договорам, заключенным «до» 44-ФЗ, на практике до сих пор встречаются. Важно помнить, что требования закона, в том числе и отражение закупки в плане-графике, на такие правоотношения не распространяется.
Ситуации из практики. Унитарное предприятие располагается в здании администрации. Помещение ему предоставлено безвозмездно на основании договора, заключенного в 2015 году и действующего до 2025 года. На основе этого же договора предприятие компенсирует администрации затраты на коммунальные услуги. Нужно ли эти расходы отражать в планах-графиках?
Ответ простой — такие платежи в плане-графике никак не отражаются. Договор, в соответствии с которым предприятие компенсирует затраты администрации, был заключен до действия 44-ФЗ. Следовательно, указанные правоотношения этим законом не регулируются.
Если запланированного объема не хватило
Как известно, заранее продумать все невозможно. Поэтому на практике нередко случается, что запланированного объема того или иного товара/услуги недостаточно. Иногда это выясняется после того, как контракт заключен. Можно ли в этом случае после внесения изменения в план-график заключить дополнительное соглашение к действующему контракту?
В соответствии с требованиями 44-ФЗ, менять цену заключенного контракта нельзя. Но из этого правила есть исключения. В частности, если объем поставки по контракту изменился пропорционально, но не более чем на 10%. Поэтому если возникла необходимость приобрести объект сверх запланированного объема, после внесения изменений в план-график нужно объявлять новую закупку.
В связи с этим хочется рассмотреть еще одну ситуацию, которая нередко имеет место при закупке услуг по электроэнергии или водоснабжению.
Заказчик заранее может запланировать лишь примерный их объем и стоимость. Окончательная же сумма затрат зависит от фактически потребленного ресурса и часто получается немного больше. Например, вместо запланированных 200 тыс. рублей исполнитель выставил счет на 205 тыс. рублей. Нужно ли менять план-график? И как вообще это отражать?
На самом деле никаких изменений никуда в такой ситуации вносить не нужно. Цена контракта изменилась пропорционально в пределах 10%-ного увеличения объема поставленного объекта закупки, что не считается нарушением закона 44-ФЗ.
Отражение закупок у единственного поставщика
Как отражать закупки у единственного поставщика в плане-графике? Нужно ли указывать подробности, например, индификационный код закупки?
Ответ на эти вопросы зависит от того, на каком основании производится закупка у единственного поставщика.
Есть ли это пункты 4, 5 26 или 33 части 1 статьи 93 закона, то никаких подробностей указывать не нужно.
Информация отражается в размере годового финансового обеспечения по этому основанию. При этом в плане-графике закупки отражаются в столбце 1, 9 и 13 отдельной строкой.
Если закупка у единственного поставщика производится по иным основаниям, например, закупка у субъектов естественной монополии, то нужно отражать в том числе и идентификационный код закупки.
О публикации плана-графика
Составляя план-график, заказчик зависит от учредителя, поскольку документ должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней после принятия решения о бюджете или плана финансово-хозяйственной деятельности на плановый год. 3 рабочих дня после этого дается на его публикацию.
Зачастую данные о бюджете доводятся до заказчика в последние дни года, а с учетом длинных новогодних каникул крайний срок публикации плана-график приходится уже чуть ли не на конец января. В связи с этим у заказчиков встает вопрос — как быть с январским закупками? Можно ли извещение о закупке разместить до публикации плана-графика?
Нет, делать этого нельзя. Извещение можно размещать в ЕИС только после того, как был опубликован план-график. Если объявлять закупки планируется в самом начале года, то единственный выход — как можно раньше утвердить план-график, не дожидаясь окончательного срока, и сразу же разместить его в ЕИС.
Запись вебинара о планировании закупок:
План — график 2021
Заказчики составляют план — график на 2021 год в ЕИС в виде электронного документа. Первоначальную версию плана — графика заказчики должны утвердить в течение 10 рабочих дней после доведения до них объема прав в денежном выражении или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. В течение года заказчик вправе вносить изменения в план график неограниченное количество раз. Любая версия плана — графика утверждается электронной подписью уполномоченного лица в единой информационной системе.
При подготовке плана-графика на 2021 год заказчик не осуществляет обоснование закупок при планировании. Но обязательно надо учесть новый порядок формирования ИКЗ и детализировать позиции по КБК, КВР в единой информационной системе. ЕИС автоматически посчитает итоговые цифры.
Объем средств в плане — графике не должен превышать объема финансового обеспечения, который довели заказчику. Тогда будет пройден контроль казначейства в соответствии с ч.5 статьи 99 и план — график будет размещен в ЕИС.
План график на 2021 год может заполняться в двух вариантах.
Первый вариант— одна позиция плана соответствует одной закупке. Это детализированные позиции плана. Такой порядок заполнения плана позволит заказчику не запутаться в доведенном денежном финансировании. В конце года заказчик сможет отследить экономию, сформировавшуюся по итогам проведенных закупок.
Второй вариант — это агрегированные позиции по закупкам в плане. Этот вариант заполнения плана-графика более сложный, так как заказчику надо самому все отслеживать: экономию, штрафы, изменение финансирования по итогам проведенных закупок за год.
В каждой агрегированной позиции плана заказчик заводит общую сумму финансирования, а из нее формируете несколько извещений по закупкам, которые будут в течение года в рамках этой суммы.
Разницу с планом графиком по ценам таких закупок, которые заложены в агрегированной позиции, придется отслеживать самостоятельно на основании реестра контрактов в ЕИС.
В плане-графике — 2021 в ЕИС есть раздел для малых закупок — «Особые закупки». В него заказчик вносит общие суммы прямых закупок по пунктам 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика). Кроме того, в этом же разделе указываете отдельными суммами закупки по пункту 7 части 2 статьи 83, по пункту 3 части 2 статьи 83.1.
С 1 апреля 2021 года в плане — графике появится еще одна общая сумма закупок, которую заказчик будет вносить в раздел «Особые закупки». Она будет касаться малых электронных закупок «с полки».
Малую электронную закупку придется вносить в план-график — 2021 самостоятельной позицией с общей суммой в разделе «Особые закупки». Значит, таких позиций с общей суммой будет больше.
Заказчик будет формировать общую позицию по малым электронным закупкам до 3 млн. руб.
По закупкам до 3 млн. руб. заказчик конкретизирует сумму финансовых средств, которую заложит на все малые электронные закупки, и формирует общий ИКЗ. Далее именно из этой общей позиции заказчик будет формировать извещения о каждой малой электронной закупке «с полки». ЕИС автоматически будет присваивать уникальный ИКЗ последовательно по каждой из них.
Заказчик один раз будет вносить в план-график общую сумму малых электронных закупок, а потом из нее создавать извещений столько, сколько нужно, пока будет хватать заложенных средств.
После того, как электронная закупка «с полки» будет осуществлена и прямой контракт будет заключен, необходимо внести сведения о заключенном контракте в реестр контрактов в ЕИС. Сведения о заключении, исполнении или изменении контракта заказчик будет размещать в течение пяти рабочих дней.
Возможность осуществить малую электронную закупку до 3 млн. руб. будет у заказчиков с 1 апреля 2021 года.
В сумме все прямые закупки, и бумажные(до 600 тыс. руб.), и электронные (до 3 млн. руб.), должны составлять выбранные заказчиком лимиты по пункту 4 и 5 части 1 статьи 93.
Когда чаще всего заказчик не проходит контроль по плану графику на 2021 год:
- заказчик неверно сформирован ИКЗ;
- план график не соответствует доведенному финансовому обеспечению;
- заказчик не детализировал КБК по КВР .
Нарушения, которые могут найти контролеры при проверке.
- Заказчик не успел опубликовать план — график в 10-дневный срок. Контроль заказчик пройдет, поскольку ошибок нет. Но в ЕИС все фиксируется, и контролеры обязательно увидят ошибку. Обычно такие нарушения выявляет орган финансового контроля. Он сравнит дату плана ФХД либо бюджетной сметы с первой версией плана — графика и выявит нарушение срока утверждения и публикации. В таком случае заказчику будет грозить штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. руб. в зависимости от количества просроченных дней (ч. 1 и 1.1 ст. 7.30 КоАП).
- План — график подписан квалифицированной электронной подписью лица, который не имеет на это право. Ведь в нормативно-правовом акте (например, приказе) заказчика о контрактной службе должно быть зафиксировано, кто утверждает и подписывает план — график своей электронной подписью. Например, в отсутствие руководителя заказчика его подписал руководитель контрактной службы. Здесь руководитель контрактной службы может получить дисциплинарное взыскание, либо контролер выпишет штраф на руководителя заказчика или руководителя контрактной службы.
23.01.2021г.