Особые закупки по 44-ФЗ: понятие, отличительные черты, пошаговая инструкция отображения в плане-графике

Особые закупки по 44-ФЗ: понятие, отличительные черты, пошаговая инструкция отображения в плане-графикеЕсли Вы только начинаете изучать Федеральный закон № 44-ФЗ, то эта краткая инструкция для Вас. В ней описаны ключевые моменты, на которые надо обратить внимание начинающему контрактному управляющему. Статья постоянно обновляется при внесении изменений в 44-ФЗ. Если Вы добавите страницу в закладки, то с вами всегда будет актуальная краткая инструкция по 44-ФЗ.

ВИДЫ ЗАКУПОК:

Запрос котировок (цен) — Статья 72-79, 82.1-82.6НМЦК не превышает 500 тыс.рублей, годовой объем закупок не должен превышать 10% СГОЗ и не должен составлять более чем 100 млн.руб.

Проведение запроса предложений — Статья 83Заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений только в случаях, указанных в статье 83 федерального закона №44-ФЗ.

Совместные конкурсы и аукционы — Статья 25Организатором выступает уполномоченный орган (ст.26) либо один из заказчиков. Закупка осуществляется на основании соглашения.

  • Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — Статья 59-71
  • Открытый конкурс — Статья 48-55Особенности проведения конкурса с ограниченным участием — Статья 56Особенности проведения двухэтапного конкурса — Статья 57
  • Закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя — Статья 93
  • Особые закупки, которые отражаются одной строчкой: П.4 ст.93 осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс.руб. Годовой объем закупок не должен превышать 2 млн.руб. или не должен превышать 5% СГОЗ, не должен составлять более 50 млн.руб. П.5 ст.93 закупка учреждением культуры, образовательной организацией, научной организацией, организацией для детей-сирот, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Годовой объем закупок не должен превышать 5 млн.руб. или 50% СГОЗ, и не более 30 млн.руб.
  • Коммунальные услуги:П.8 — оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжениюП.29 – заключения контракта по энергоснабжению или купли-продажи электрической энергии.

ПЛАН-ГРАФИК

План-график утверждается и размещается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД / получения объема денежных прав.

ИЗВЕЩЕНИЕ

Размещение в ЕИС извещения осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения, направления приглашения принять участие, заключения контракта с ЕП).

Информация о заключении контракта по результатам торгов представлена в статье «44-ФЗ, Шпаргалка по заключению контракта».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей (установлено ст.

44  Федерального закона 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах».

Обеспечение заявок устанавливается в виде денежных средств или банковской гарантии. 

Подтверждение обеспечения: Платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки (копия) либо банковская гарантия.

Размер обеспечения заявки:

  • от 0,5 до 1%, если НМЦК до 20 млн.руб;
  • от 0,5 до 5%, если НМЦК более 20 млн.руб, кроме участников с преимуществами согласно п.п.28,29;
  • от 0,5 до 2%, если НМЦК более 20 млн.руб. и преимущества у участника согласно п.п.28,29.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта при проведении процедур закрытым способом (в соответствии  со ст.96 Федерального закона №44-ФЗ).

В других случаях заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта на свое усмотрение, за исключением закупок: у единственного поставщика, у казенного учреждения, запрос котировок до 500 тыс.руб., запрос предложений (согласно ст.83, и 83.1).

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, за исключением:— запрос котировок (НМЦК – не более 500 000 руб.);— запрос предложений — п.п. 2, 7, 9, 10 ч.2 ст.83;— запрос предложений в электронной форме п.п.1,3,4 ч.2 ст.83.1— закупки у ЕП — п.п.

1, 2 (если правовыми актами не предусмотрена обязанность установить требование обеспечения исполнения контракта) ч.1 ст.93;— закупки у ЕП в соотв. с п.п. 4,5,6,7,8,9,10,11, 13,14,15, 17, 20,21,22,23, 26, 28,29,30,31,32,33,34, 40,41,42, 44,45,46, 47,48 (если не предусмотрен аванс), 51,52  ч.1 ст.93;—  заключения контракта с гос.

или муниципальным казенным учреждением;—  закупки услуги по предоставлению кредита;

—  заключения контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

План-график закупок по 44-ФЗ — что это, образец формы

Время чтения: 3 минут(ы)

План-график – один из наиболее важных документов, составляемых при организации закупок для муниципальных и государственных учреждений. О том, что собой представляет план-график закупок по 44-ФЗ, и как правильно его составить, сегодня и пойдет речь.

Особые закупки по 44-ФЗ: понятие, отличительные черты, пошаговая инструкция отображения в плане-графике

Что это такое?

План-график закупок организации представляет собой официальный документ, в котором размещен перечень планируемых мероприятий по реализации утвержденного плана закупок. Иными словами, в плане-графике указывается детальная информация о планируемых закупках Заказчика.

Общие требования к данному типу документов определены статьей 21 Закона 44-ФЗ.

  • Согласно действующему законодательству, план-график является официальным основанием для осуществления запланированных закупок.
  • Важно: Документ формируется Заказчиком в строгом соответствии с актуальном планом закупок и утверждается в десятидневный срок с момента получения им объема соответствующих прав (в денежном эквиваленте) на принятие/исполнение обязательств.
  • В соответствии с российским законодательством, с начала текущего года осуществляться могут только те закупки, которые были внесены в план-график.

Отличия плана-графика от плана закупок

Основное отличие двух документов заключается в сроках актуальности данных. К примеру, план-график формируется на один год, в то время как план закупок – на три.

Более того, план-график составляется на основании имеющегося плана закупок и включает в себя более подробную информацию о предстоящих закупках.

https://www.youtube.com/watch?v=UZT2PhxpVDA

Таким образом, поставщики могут заблаговременно спрогнозировать потребности конкретного Заказчика и подготовиться к предстоящим торгам вследствие изучения информации из официального плана и/или плана-графика закупок.

Какие показатели включаются в план график закупки: какая информация должна содержаться

Закон 44-ФЗ гласит, что в данный документ в отношении каждой отдельной закупки должны вноситься следующие данные:

  • идентификационный номер/код закупки;
  • название и описание объекта с указанием количества/объема, планируемых сроков, стоимости контракта и прочих характеристик закупки;
  • дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
  • метод выбора поставщика и его обоснование;
  • дата начала закупки;
  • сведения о сумме предоставляемого обеспечения/исполнения контракта;
  • данные о применении критериев цены жизненного цикла объекта закупки во время определения поставщика;
  • данные о банковском сопровождении сделки.

В ситуациях, когда установленный период осуществления закупки превышает срок, на который план-график был утвержден, в документ также включаются сведения об общем количестве поставляемого товара, объеме выполняемой работы и сумма, необходимая для оплаты, на весь период исполнения контракта, следующим за годом, на который утвержден план-график.

Кроме того, документ должен содержать приложение обоснования по каждому планируемому объекту закупки.

Где посмотреть план график закупок учреждения?

Информация о графиках закупок Заказчиков размещается в ЕИС — Единой Информационной Системе. Для получения сведений о конкретном Заказчике необходимо перейти по следующей ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/orderplan/quicksearch/search.html.

Форма плана-графика закупок: образец

Форма, порядок составления, утверждения и публикации плана-графика устанавливаются для Заказчиков в зависимости от уровня бюджетного финансирования:

  • Правительством РФ для Заказчика федерального уровня;
  • высшим исполнительным органом власти субъекта РФ для Заказчиков на уровне субъекта РФ;
  • местной администрацией для муниципальных Заказчиков.

Также и местная администрация, и высший исполнительный орган, и Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных сведений, включаемых в план-график.

Форму плана-графика закупок можно скачать здесь https://yadi.sk/i/Y5YRivLw3KmitN и здесь https://yadi.sk/i/V47JS4HY3Kmiv5

Как внести изменения в план график?

Приказ о внесении изменений

Корректировки в документ Заказчик может вносить неограниченное количество раз по мере возникновения такой необходимости. При этом все возможные основания для внесения корректировок предусмотрены на законодательном уровне. Именно поэтому в документе должно быть указание причины, по которой корректировки были внесены.

Согласно Закону 44-ФЗ в план-график могут вноситься изменения не только при корректировке плана закупок, но и при:

  • увеличении или уменьшении НМЦК, стоимости контракта;
  • изменении сроков исполнения контракта, порядка оплаты или суммы аванса до начала закупки;
  • изменении даты начала закупки или метода определения поставщика;
  • отмены закупки Заказчиком, предусмотренной планом-графиком;
  • реализации решения, принятого по итогам проведенного общественного обсуждения планируемых закупок и не предусматривающего внесения корректировки в план закупок;
  • других случаях в соответствии с порядком подготовки, утверждения и ведения документации согласно 44-ФЗ.

Важно: Все изменения должны вноситься в документ не позднее десятидневного срока со дня размещения в Единой Информационной Системе извещения об осуществлении закупки или отправки приглашения для участия в определении поставщика закрытым способом.

Читайте также:  Справка о судимости при приеме на работу — полная информация

С примером приказа о внесении корректировок в план-график можно ознакомиться, скачав документ по ссылке https://yadi.sk/i/zlqHrfwP3KmjaM.

Публикация плана-графика закупок: правила

Согласно действующему законодательству, план-график необходимо сформировать и разместить в ЕИС не позднее календарного месяца после принятия соответствующего решения о бюджете.

При этом, если в текущем году Заказчик не планирует закупать что-либо, то он обязан разместить в ЕИС «нулевой» документ с пометкой, что осуществление закупок не планируется.

В соответствии с 44-ФЗ утвержденный документ и внесенные в него корректировки подлежат публикации в ЕИС в течение трехдневного срока с момента утверждения или изменения документа, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне.

План-график должен размещаться в информационной системе строго в структурированном виде. Иными словами, документ формируется по каждой отдельной позиции плана-графика с помощью функционала ЕИС.

Важно понимать, что план-график закупок – важнейший документ, определяющий не только состав, но и возможность осуществления закупок. Именно поэтому к его составлению необходимо подходить со всей ответственностью и внимательностью.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

План закупок по статье 17 закона № 44-ФЗ: образец документа, процедура разработки, утверждения, публикации и внесения изменений

План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.

Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.

План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.

Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в единой информационной системе (ЕИС) устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:

  • порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
  • требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях (Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)

План закупок по 223-ФЗ

В обязанности заказчика по 223-ФЗ входит необходимость размещения в ЕИС плана закупок сроком на год (по ч. 2 ст. 4 223-ФЗ).

Правила формирования плана закупки и требования к форме такого плана прописаны в Постановлении Правительства от 2012 года №932. В план включаются сведения о закупке товаров, работ и услуг, в которых испытывает потребность заказчик.

План закупки формируется в соответствии с требованиями к форме плана и его содержанию по данному Постановлению.

Кроме указанного закупочного плана, заказчики размещают в ЕИС план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на сроки 5-7 лет (по ч. 3 ст. 4 223-ФЗ). При отсутствии потребности в закупках данной продукции в ЕИС размещается пустой план (письмо МЭР от 2016 года №Д28и-2046).

Критерии отнесения товаров, работ и услуг с учетом приоритетных направлений развития науки и техники определяются органами исполнительной власти с учетом перечня критических технологий и требований, утвержденных Постановлением Правительства от 2019 года №773 (по ч. 4, 4.2 ст. 4 223-ФЗ).

В ст. 5.1 223-ФЗ предусмотрено, что в отношении некоторых категорий заказчиков проводят мониторинг соответствия и оценки соответствия плана закупки требованиям участия в закупках субъектов малого предпринимательства. Такая проверка направлена на проверку соблюдения лимитов участия малого бизнеса в закупках.

Что не включается в форму плана закупок

На основании ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ контракты по результатам закупок подписываются заказчиком в соответствии с планом, за исключением:

  1. Ситуаций, когда информация о закупке не должна включаться в закупочный план или может не указываться в нем.
  2. Случаев, когда потребность в закупке обусловлена аварией, иными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, обстоятельствами непреодолимой силы, для предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
  3. Ситуаций, когда необходимо срочное медицинское вмешательство.

В план закупок не должны включаться закупки, сведения о которых составляют государственную тайну; по которым принято решение Правительства о невключении их в закупочный план. В этих случаях размещение сведений о таких закупках в план будет считаться нарушением законодательства. Порядок сведений, которые составляют государственную тайну, приведен в ст. 5 Закона РФ от 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».

Сведения о закупке не попадают в план при условии, что информация с гостайной включена в извещение о закупках, закупочную документацию или в проект договора.

Закупки, которые не образуют гостайну, но по решению Правительства не могут быть размещены в открытом доступе в ЕИС, определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2012 года №591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства РФ…».

Другие категории закупок заказчик может не включать в план, но по своему желанию он вправе их отобразить (например, если ему необходимо отобразить некоторые закупки для увеличения доли СМП в плане закупок на год).

К числу закупок, сведения о которых указываются в плане по усмотрению заказчика, и при этом такие сведения не являются обязательными, относят закупки малого объема. Это закупки товаров, работ и услуг со стоимостью до 100 тыс. р.

Обычно они проводятся в неконкурентном формате у единственного поставщика.

Для некоторых категорий заказчиков к малой закупке относятся те, стоимость которых не превышает 500 тыс. р. Данный лимит применяется при годовой выручке заказчика за отчетный период в размере более 5 млрд р.

Некоторые заказчики не включают в план закупок сведения, которые образуют коммерческую тайну, но такое основание противоречит закону, и заказчик может быть привлечен к ответственности.

Важно понимать, что в 223-ФЗ и Правительственных Постановлениях приведен исчерпывающий перечень оснований, что не должно включаться в план закупки, и такой перечень не подлежит расширительной трактовке заказчиком.

Стоит отметить, что если все планируемые закупки заказчиком входят в число тех, которые он размещать не должен, то это не значит, что с заказчика снимают обязанность по публикации плана закупок в ЕИС в установленные сроки. Заказчик обязан опубликовать так называемый нулевой план закупок, который будет содержать прочерки в соответствующих разделах (на основании Письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-7458).

За непубликацию плана закупок по 223-ФЗ заказчику грозит административная ответственность.

Когда заработают изменения

Особые закупки 44-ФЗ и что к ним относится

При формировании план-графика на будущий год заказчики должны предусмотреть реализацию всех видов закупок, в том числе и особых.

При этом сведения о них должны быть отражены в документе, в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Сотрудникам контрактной службы необходимо понимать, что представляют особые закупки, чем они отличаются от прочих и как их грамотно планировать.

Что включает в себя понятие «особые закупки»

Особыми закупками называется приобретение товаров и услуг у компаний, обладающих определенными ресурсами и уровнем квалификации. При планировании они учитываются отдельно от общей массы заказов. Полный перечень товаров и услуг, которые попадают под категорию особых, приведен в постановлении Правительства № 552 от 5 июня 2015 года. В него входят:

  1. Работы, услуги и товары, стоимость которых не превосходит 100000 рублей при реализации закупки по требованиям части 1 пункта 4 статьи 93 44-ФЗ;
  2. Продукция и услуги на общую сумму до 400000 тысяч рублей, приобретаемые по нормам части 1 пункта 5 статьи 93 44-ФЗ;
  3. Медикаменты, покупка которых проводится по части 2 пункта7 статьи 83 44-ФЗ;
  4. Услуги по отправке сотрудника организации – заказчика в служебную командировку;
  5. Услуги по организации фестивалей, концертов и прочих культурно-массовых мероприятий;
  6. Оказание услуг преподавателя;
  7. Услуги экскурсовода, предоставляемые физическим лицом;
  8. Услуги по ремонту и содержанию жилых зданий, которые предоставлены заказчику в безвозмездное использование, тепло-, газо- и водоснабжение, а также охрана и вывоз бытовых отходов при условии, что такие услуги оказываются лицам, эксплуатирующим указанные помещения;
  9. Работы по сбору и систематизации начальных данных статистики при реализации на территории России статистического наблюдения;
  10. Услуги по предоставлению права доступа к сведениям, содержащимся в документальных, реферативных, полнотекстовых иностранных базах данных, включенных в список, утвержденный правительством РФ.
Читайте также:  Можно ли отказаться от кредита после подписания договора и как это правильно сделать?

Если заказчик планирует в следующем году проводить подобные закупки, то ему необходимо отразить их в план-графике. В противном случае контролирующие органы должны будут наложить на организацию взыскание за нарушение требований законодательства. 

Чем особые закупки отличаются от специализированных

Особые закупки необходимо отделять от специализированных. Путаница в этих понятиях часто приводит к неправильному заполнению план-графика. Специализированными считаются заказы, отличающиеся технической или технологической сложностью. В их число входит закупка инновационной и высокотехнологичной продукции.  

Перечень продукции и услуг, которые можно отнести к специализированным, представлен в постановлении Правительства России № 99 от 04 февраля 2015 года. В него входят конструирование и производство оборудования для предприятий атомной энергетики, строительство особо опасных объектов, организация питания в медицинских и образовательных учреждениях и так далее.  

Отражение особых закупок в план-графике — инструкция

В план-графике информация об особых закупках фиксируется отдельной строкой. Данные заносятся по каждому виду такого приобретения отдельно. План-график размещается в ЕИС. Для этого функционалом сайта предусмотрена отдельная форма. Правильно занести информацию поможет следующая инструкция: 

  1. В открытой форме плана-закупок нажимаете кнопку «Добавить объект закупок»;
  2. Выберите вкладку «Сведения об особых закупках». В поле «Объект закупки» выберете подходящую позицию. Заполните остальные необходимые сведения;
  3. Когда внесение всех сведений окончено, нажмите «Завершить».

Сформированная вами запись сразу же отразиться в план-графике. Подобные действия необходимо повторить по каждой группе объекта закупок.

Специализированные и особые закупки по 44-ФЗ: разница между ними

Закупки приобретают статус особых в случае соответствия перечню товаров, работ, услуг, приведённому в ПП №552 от 05.06. 2015 г.

При этом предполагается наличие у поставщиков, подрядчиков и исполнителей высокой квалификации и наличие у них необходимых ресурсов для исполнения госконтракта.

В правительственном перечне особых закупок указываются:

  • лекарственные препараты для медучреждений;
  • госзакупочные объекты, цена которых при их приобретении у единственного поставщика согласно ч. 1 п. 4 ст. 93 44-ФЗ не превышает 600000 руб.;
  • осуществляемые культурными учреждениями закупки, предназначенные для сохранения культурных ценностей;
  • оказание преподавательских услуг, в том числе в целях обучения и повышения квалификации персонала;
  • закупки услуг, связанных с командировочными мероприятиями;
  • оказание экскурсионных услуг;
  • работы по ремонту и обслуживанию нежилых помещений;
  • проведение работ по систематизации сведений, полученных в ходе статистических наблюдений и переписи населения;
  • организация фестивалей, концертов и прочих культурно-массовых мероприятий;
  • услуги, дающие право доступа к сведениям, которые содержатся в иностранных базах данных, включённых в список, утверждённый правительством РФ.

При намерении заказчика в следующем году осуществить особые закупки обязательным условием является отражение данного факта в план-графике.

Невыполнение данного условия считается нарушением требований законодательства, что чревато штрафными санкциями со стороны контролирующих органов.

В размещаемом в ЕИС плане-графике информация об особых закупках выделяется отдельной строкой. При этом сведения фиксируются отдельно по каждому виду таких закупок, для чего в системе присутствует специальная форма.

Чтобы корректно ввести в неё необходимые сведения, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. В открывшейся форме закупочного плана следует кликнуть на кнопку «Добавить объект закупок».
  2. Затем нужно выбрать вкладку «Сведения об особых закупках».
  3. В находящемся на ней форме необходимо определить нужную позицию согласно правительственному перечню и следовать далее подсказкам системы.
  4. После этого следует указать год, на который заказчик планирует проведение закупочной процедуры с единственным заказчиком.
  5. Следующее поле «Код вида расходов» предполагает внесение предложенного справочником значения.
  6. Далее требуется внести в форму все остальные сведения о закупке в виде идентификационного кода, названия закупочного объекта, объёма бюджетного финансирования.
  7. После чего следует нажать на кнопку «Завершить».

Если в ходе подготовки к предстоящим особым закупкам обстоятельства изменятся, заказчик имеет право внести поправки в план-график. Но перед этим он обязан оформить соответствующий приказ.

Затем в личном кабинете ЕИС следует в клавише «Статус» выбрать позицию «Внесение изменений», после чего пункты плана-графика становятся доступными для редактирования.

Специализированные закупки

Специализированные закупки характеризуются технической и технологической сложностью с присутствием в них инновационных решений. Как и особые закупки, специализированные требуют от поставщиков высокой квалификации.

Однако при этом они отличаются от особых закупок тем, что параметры технологической сложности у них формируются на каждый заказ индивидуально. Перечень подобных закупок содержится в приложении № 2 ПП №99 от 04.02.2015 г.

В правительственном перечне специализированных закупок, помимо прочего, перечислены:

  • разработка и производство оборудования для ядерной энергетики;
  • строительство, реконструкция, капремонт уникальных объектов повышенной опасности и транспортных сооружений при НМЦК для удовлетворения госпотребностей свыше 150 млн. руб. и для муниципальных потребностей более 50 млн. руб.;
  • услуги общественного питания для образовательных, медицинских учреждений, а также организаций соцобслуживания при НМЦК свыше 500000 руб.;
  • работы по определению кадастровой стоимости в ходе государственной оценки;
  • проектные работы, научные изыскания, эксперименты.

Для внесения специализированной закупки в план-график в ЕИС следует:

  1. На вкладке «Общие сведения позиции» выделить пункт «Закупки, которые по причине технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также которые предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования)».
  2. В появившемся поле «Дополнительная информация» указать основания, дающие право планируемую закупку определять как специализированную.

Поскольку к особым и специализированным закупкам по 44-ФЗ относятся товары, работы, услуги требующие высокой квалификации от их поставщиков, подрядчиков, исполнителей, они специально выделяются законодательно и действуют в рамках правительственного постановления. Чёткое следование этим условиям значительно облегчает заказчикам производить подобные закупки, а поставщикам — соответствовать предъявляемым требованиям.

План-график: типичные ситуации и сложные вопросы | Контур.Закупки

План-график является необходимым документом для закупочной деятельности заказчика. Сроки его принятия, публикации, изменения строго регламентированы, а их нарушение карается санкциями.

Производить закупки, не включенные в план-график, заказчики не могут. И в связи с этим традиционно возникает немало затруднений.

В статье рассмотрим типичные ситуации и вопросы, связанные с планом-графиком, и дадим на них ответы.

Закупка происходит в текущем году, а поставка — в следующем

Довольно распространена на практике ситуация, когда контракт на год заключается не в самом его начале.

Например, услуги отопления приобретаются на период с марта по декабрь 2017 года, а также с января по февраль 2018 года. Как такую закупку отразить в плане графике? Нужно ли в этом случае заключать 2 договора?

При формировании плана-графика важно помнить следующее: отражению в нем подлежат закупки, которые проводятся в плановом периоде. При этом неважно, когда будет происходить исполнение контракта. Поэтому отражать закупку услуг отопления в приведенном примере нужно в плане-графике на 2017 год. Заключать отдельный контракт на период с января по февраль 2018 года не нужно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Еще одно популярное заблуждение на эту тему — в плане-графике необходимо отражать контракты, платежи по которым будут осуществляться в плановом периоде, тогда как сами эти контракты были заключены, например, годом ранее. На самом деле отражать такие закупки в плане-графике не нужно.

Например, контракт на приобретение услуг по отоплению был заключен в 2016 году, но охватил и несколько месяцев 2017 года. Соответственно, платежи по этому контракту поступают в 2017 году. Так вот, такой контракт следовало отразить лишь в плане-графике на 2016 год.

Договоры, заключенные до применения 44-ФЗ

Действие закона 44-ФЗ не сразу распространилось на всех заказчиков. В частности, унитарные предприятия попали под него лишь с 2017 года. Поэтому ситуации, когда организация работает по договорам, заключенным «до» 44-ФЗ, на практике до сих пор встречаются. Важно помнить, что требования закона, в том числе и отражение закупки в плане-графике, на такие правоотношения не распространяется.

Ситуации из практики. Унитарное предприятие располагается в здании администрации. Помещение ему предоставлено безвозмездно на основании договора, заключенного в 2015 году и действующего до 2025 года. На основе этого же договора предприятие компенсирует администрации затраты на коммунальные услуги. Нужно ли эти расходы отражать в планах-графиках?

Читайте также:  Через сколько можно продать квартиру после приватизации?

Ответ простой — такие платежи в плане-графике никак не отражаются. Договор, в соответствии с которым предприятие компенсирует затраты администрации, был заключен до действия 44-ФЗ. Следовательно, указанные правоотношения этим законом не регулируются.

Если запланированного объема не хватило

Как известно, заранее продумать все невозможно. Поэтому на практике нередко случается, что запланированного объема того или иного товара/услуги недостаточно. Иногда это выясняется после того, как контракт заключен. Можно ли в этом случае после внесения изменения в план-график заключить дополнительное соглашение к действующему контракту?

В соответствии с требованиями 44-ФЗ, менять цену заключенного контракта нельзя. Но из этого правила есть исключения. В частности, если объем поставки по контракту изменился пропорционально, но не более чем на 10%. Поэтому если возникла необходимость приобрести объект сверх запланированного объема, после внесения изменений в план-график нужно объявлять новую закупку.

В связи с этим хочется рассмотреть еще одну ситуацию, которая нередко имеет место при закупке услуг по электроэнергии или водоснабжению.

Заказчик заранее может запланировать лишь примерный их объем и стоимость. Окончательная же сумма затрат зависит от фактически потребленного ресурса и часто получается немного больше. Например, вместо запланированных 200 тыс. рублей исполнитель выставил счет на 205 тыс. рублей. Нужно ли менять план-график? И как вообще это отражать?

На самом деле никаких изменений никуда в такой ситуации вносить не нужно. Цена контракта изменилась пропорционально в пределах 10%-ного увеличения объема поставленного объекта закупки, что не считается нарушением закона 44-ФЗ.

Отражение закупок у единственного поставщика

Как отражать закупки у единственного поставщика в плане-графике? Нужно ли указывать подробности, например, индификационный код закупки?

Ответ на эти вопросы зависит от того, на каком основании производится закупка у единственного поставщика.

Есть ли это пункты 4, 5 26 или 33 части 1 статьи 93 закона, то никаких подробностей указывать не нужно.

Информация отражается в размере годового финансового обеспечения по этому основанию. При этом в плане-графике закупки отражаются в столбце 1, 9 и 13 отдельной строкой.

Если закупка у единственного поставщика производится по иным основаниям, например, закупка у субъектов естественной монополии, то нужно отражать в том числе и идентификационный код закупки.

О публикации плана-графика

Составляя план-график, заказчик зависит от учредителя, поскольку документ должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней после принятия решения о бюджете или плана финансово-хозяйственной деятельности на плановый год. 3 рабочих дня после этого дается на его публикацию.

Зачастую данные о бюджете доводятся до заказчика в последние дни года, а с учетом длинных новогодних каникул крайний срок публикации плана-график приходится уже чуть ли не на конец января. В связи с этим у заказчиков встает вопрос — как быть с январским закупками? Можно ли извещение о закупке разместить до публикации плана-графика?

Нет, делать этого нельзя. Извещение можно размещать в ЕИС только после того, как был опубликован план-график. Если объявлять закупки планируется в самом начале года, то единственный выход — как можно раньше утвердить план-график, не дожидаясь окончательного срока, и сразу же разместить его в ЕИС.

Запись вебинара о планировании закупок:

План — график 2021

Заказчики составляют план — график на 2021 год в ЕИС в виде электронного документа. Первоначальную версию плана — графика заказчики должны утвердить в течение 10 рабочих дней после доведения до них объема прав в денежном выражении или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. В течение года заказчик вправе вносить изменения в план график неограниченное количество раз. Любая версия плана — графика утверждается электронной подписью уполномоченного лица в единой информационной системе.

При подготовке плана-графика на 2021 год заказчик не осуществляет обоснование закупок при планировании. Но обязательно надо учесть новый порядок формирования ИКЗ и детализировать позиции по КБК, КВР в единой информационной системе. ЕИС автоматически посчитает итоговые цифры.

Объем средств в плане — графике не должен превышать объема финансового обеспечения, который довели заказчику. Тогда будет пройден контроль казначейства в соответствии с ч.5 статьи 99 и план — график будет размещен в ЕИС.

План график на 2021 год может заполняться в двух вариантах.

Первый вариант— одна позиция плана соответствует одной закупке. Это детализированные позиции плана. Такой порядок заполнения плана позволит заказчику не запутаться в доведенном денежном финансировании. В конце года заказчик сможет отследить экономию, сформировавшуюся по итогам проведенных закупок.

Второй вариант — это агрегированные позиции по закупкам в плане. Этот вариант заполнения плана-графика более сложный, так как заказчику надо самому все отслеживать: экономию, штрафы, изменение финансирования по итогам проведенных закупок за год.

В каждой агрегированной позиции плана заказчик заводит общую сумму финансирования, а из нее формируете несколько извещений по закупкам, которые будут в течение года в рамках этой суммы.

Разницу с планом графиком по ценам таких закупок, которые заложены в агрегированной позиции, придется отслеживать самостоятельно на основании реестра контрактов в ЕИС.

В плане-графике — 2021 в ЕИС есть раздел для малых закупок — «Особые закупки». В него заказчик вносит общие суммы прямых закупок по пунктам 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44  части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика).  Кроме того, в этом же разделе указываете отдельными суммами закупки по пункту 7 части 2 статьи 83, по пункту 3 части 2 статьи 83.1.

С 1 апреля 2021 года в плане — графике появится еще одна общая сумма закупок, которую заказчик будет вносить в раздел «Особые закупки». Она будет касаться малых электронных закупок «с полки».

Малую электронную закупку придется вносить в план-график — 2021 самостоятельной позицией с общей суммой в разделе «Особые закупки». Значит, таких позиций с общей суммой будет больше.

Заказчик будет формировать общую позицию по малым электронным закупкам до 3 млн. руб.

По закупкам до 3 млн. руб. заказчик конкретизирует сумму финансовых средств, которую заложит на все малые электронные закупки, и формирует общий ИКЗ. Далее именно из этой общей позиции заказчик будет формировать извещения о каждой малой электронной закупке «с полки». ЕИС автоматически будет присваивать уникальный ИКЗ последовательно по каждой из них.

Заказчик  один раз будет вносить в план-график общую сумму малых электронных закупок, а потом из нее создавать извещений столько, сколько нужно, пока будет хватать заложенных средств.

После того, как электронная закупка «с полки» будет осуществлена и прямой контракт будет заключен, необходимо внести сведения о заключенном контракте в реестр контрактов в ЕИС. Сведения о заключении, исполнении или изменении контракта заказчик будет размещать в течение пяти рабочих дней.

Возможность осуществить малую электронную закупку до 3 млн. руб. будет у заказчиков с 1 апреля 2021 года.

В сумме все прямые закупки, и бумажные(до 600 тыс. руб.), и электронные (до 3 млн. руб.), должны составлять выбранные заказчиком лимиты по пункту 4 и 5 части 1 статьи 93.

Когда чаще всего заказчик не проходит контроль по плану графику на 2021 год:

  • заказчик неверно сформирован ИКЗ;
  • план график не соответствует доведенному финансовому обеспечению;
  • заказчик не детализировал КБК по КВР .

Нарушения, которые могут найти контролеры при проверке.

  • Заказчик не успел опубликовать план — график в 10-дневный срок. Контроль заказчик пройдет, поскольку ошибок нет.  Но в ЕИС все фиксируется, и контролеры обязательно увидят ошибку. Обычно такие нарушения выявляет орган финансового контроля. Он сравнит дату плана ФХД либо бюджетной сметы с первой версией плана — графика и выявит нарушение срока утверждения и публикации. В таком случае заказчику будет грозить штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. руб. в зависимости от количества просроченных дней (ч. 1 и 1.1 ст. 7.30 КоАП).
  • План — график подписан квалифицированной электронной подписью лица, который не имеет на это право. Ведь в нормативно-правовом акте (например, приказе) заказчика о контрактной службе должно быть зафиксировано, кто утверждает и подписывает план — график своей электронной подписью. Например, в отсутствие руководителя заказчика его подписал руководитель контрактной службы. Здесь руководитель контрактной службы может получить  дисциплинарное взыскание, либо контролер выпишет штраф на руководителя заказчика или руководителя контрактной службы.

23.01.2021г.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *