Действующее законодательство в сфере закупок вне зависимости от того, идет ли речь о закупках, проводимых по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо о закупках в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подразумевает проведение всех закупочных мероприятий двумя основными видами процедур – конкурентными и неконкурентными.
Что такое конкурентные закупки
В соответствии с действующими нормами права под конкурентными закупками понимаются такие процедуры, в ходе которых происходит определение потенциального исполнителя путем выбора из широкого круга исполнителей на основании специально составленных требований к предмету закупок.
Конкурентные закупки проводятся путем открытых и закрытых процедур.
Главным условием любой подобной закупки является своеобразное соревнование между потенциальными исполнителями путем предоставления заказчику наиболее выгодных условий в части стоимости заключаемого контракта, а также в части условий выполнения контракта (данное положение характерно для конкурса и приравненных к нему процедур).
Виды конкурентных процедур
В настоящее время к конкурентным процедурам относятся:
- конкурс. Данный вид процедур проводится чаще всего открытым типом среди широкого круга потенциальных исполнителей или подрядчиков. Проводится такая процедура в несколько этапов, по окончании которых заказчик выбирает наиболее выгодное предложение. Выбор такого предложения происходит на основании ценовых параметров, предоставленных потенциальным исполнителем, а также на основании качественных параметров, которые потенциальный исполнитель вправе предоставить заказчику в рамках проведения всей процедуры (с момента подачи заявки до завершения рассмотрения таких заявок). Все сведения о проведении процедуры открытого типа должны быть размещены в открытом доступе на информационных площадках, а также на сайте самого заказчика с целью оповещения о проводимой закупочной процедуре максимально широкого круга лиц. Если речь идет о закрытой процедуре, то ее отличие будет заключаться только в способе оповещения потенциальных участников путем рассылки приглашений таким участникам от имени закупочного подразделения заказчика;
- аукцион. Указанная процедура проводится с целью определения максимально выгодного предложения по стоимости контракта. При этом в случае если потенциальный исполнитель планирует предоставить заказчику лучшие условия относительно качественных характеристик оказываемых услуг, поставляемых товаров или выполняемых работ, потребуется составить специальное дополнительное соглашение. Такое требование обусловлено особенностями документации о проводимой закупке, в которой содержатся конкретные качественные характеристики предмета закупки;
- запрос котировок. Данная форма закупок проводится чаще всего в тех случаях, когда необходимо определить исполнителя по контракту в максимально короткие сроки (данная процедура из всех конкурентных является самой короткой по длительности своего проведения). Сложившаяся практика показывает, что данная процедура выбирается заказчиками в тех случаях, когда необходимо не только провести закупку в максимально короткие сроки, но и сама стоимость заключаемого контракта является невысокой – по Федеральному закону №44-ФЗ предельная цена контракта, заключаемого по запросу котировок, не может быть выше пятисот тысяч рублей;
- запрос предложений. Данный способ проведения закупочных мероприятий используется, в первую очередь, для того, чтобы определить конкурентное состояние рынка в том или ином секторе, а также для проведения закупки в том случае, если ни одна из проведенных ранее закупочных процедур не состоялась. В случае с запросом предложений, так же, как и в случае с конкурсом, победителем будет признан тот участник, который предложил максимально выгодные условия по исполнению контракта как по цене, так и по качеству выполнения взятых на себя обязательств.
Правила осуществления
Для того чтобы проводимая конкурентная закупка была признана состоявшейся и соответствующей требованиям действующего законодательства, необходимо соблюсти правила ее проведения, а именно:
- сведения о проведении закупочного мероприятия должны быть опубликованы в Единой информационной системе, а также на тех интернет-ресурсах, которые доступны заказчику (ЕИС используется в случае проведения государственных или муниципальных торгов; в федеральном законе №44-ФЗ говорится о том, что заказчик обязан разместить документацию о проводимой закупке на своем сайте для ознакомления с ее условиями тех лиц, которые заинтересованы в участии в таких процедурах);
- размещение извещения и документации о закупочном мероприятии должно быть осуществлено в соответствии с установленными законодательством о закупках сроками. В противном случае потенциальный участник таких закупочных мероприятий имеет право подать жалобу на неправомерные действия заказчика;
- в документации должны содержаться все подробные сведения о предмете закупки, а также об алгоритме подведения итогов и заключения контракта по итогам такого мероприятия;
- в качестве приложения к документации необходимо разместить проект контракта, который будет заполняться по итогам определения поставщика;
- подведение итогов каждого этапа проводимой закупки, а также всей процедуры в целом должно происходить только в соответствии с правилами действующего законодательства и фиксируется в виде специально оформляемых протоколов, в которых расписываются все члены закупочной комиссии заказчика. При этом если у кого-то из членов комиссии есть свое особое мнение насчет итогов конкретного этапа или всей процедуры, оно должно быть оформлено в виде специального приложения к протоколу такого этапа или всей процедуры;
- контракт подписывается в сроки, которые регламентированы для этого процесса в действующем законодательстве. В случае с электронной процедурой данные сроки находятся в диапазоне от десяти до двадцати дней со дня завершения оценки всех предоставленных условий.
Понятие и порядок проведения неконкурентных закупок
Неконкурентная закупка в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок – это такой вид закупок, который проводится заказчиком с одним определенным исполнителем.
Второе название у такой закупки – прямая закупка. Такое наименование возможно использовать по той причине, что заказчик заключает контракт напрямую с конкретным исполнителем, минуя процедуру конкурентного отбора в виде своеобразного соревнования потенциальных исполнителей.
Извещение о закупке у единственного поставщика также должно быть размещено на всех доступных интернет-ресурсах, включая Единую информационную систему. В таком извещении должен быть указан конкретный объект закупки, а также начальная максимальная цена заключаемого контракта (по этой же цене контракт и будет заключен в последующем). При этом проект контракта размещать заказчик не обязан.
Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена только в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ (в данном случае происходит заключение контракта с единственным поставщиком на основании Положения о проведении закупок данным видом юридических лиц).
Правила выбора способа закупки
Выбор закупочной процедуры, в том числе конкурентного или неконкурентного способа, должен осуществляться заказчиком на основании его потребностей и того, сколько времени у него на заключение самого контракта. При выборе между конкурентной или неконкурентной процедурой, а также при определении самого типа процедуры следует опираться:
- на величину начальной максимальной цены контракта, которая была определена для конкретного предмета закупки;
- на сроки, в течение которых должно быть осуществлено подписание контракта;
- на качественные и ценовые характеристики контракта и возможности изменения таких характеристик при осуществлении закупки;
- на требования действующего законодательства в части проведения закупки по определенному предмету с использованием конкретной закупочной процедуры (например, проведение закупок у организаций-монополистов, которые могут быть закуплены только путем неконкурентного мероприятия в виде закупки у единственного поставщика либо приобретение определенных товаров только путем конкурентной закупки);
- на ресурсы заказчика, которые он может направить на проведение конкретного вида закупочного мероприятия.
Только после того, как все указанные вопросы были рассмотрены, заказчик может принять решение о выборе определенной закупочной процедуры в конкурентной или неконкурентной форме. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления
Особенности проведения закупок для государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельных категорий юридических лиц осуществляются по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Законодательство о контрактной системе указывает на обязанность подрядчика закупать товары, работы и услуги через проведение торгов. Такие закупки основаны на принципе экономии бюджетных средств.
Классификация государственных закупок
На основании 44-ФЗ все государственные закупки классифицируются на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных закупках вправе принять участие несколько поставщиков и исполнителей. Они соревнуются между собой за право подписания государственного контракта.
Неконкурентные торги подразумевают, что товары и услуги для удовлетворения государственных и муниципальных нужд приобретаются заказчиком у единственного поставщика или подрядчика.
Типы конкурентных закупок по 44-ФЗ
Законодательно вместо термина «тип закупки» в 44-ФЗ применяется термин «способы закупок» либо термин «способы определения поставщика». Под этими терминами понимается метод выбора исполнителя для реализации госконтракта.
Разновидностями конкурентных закупок в рамках контрактной системы являются:
- Конкурсы.
- Аукционы.
- Запросы котировок.
- Запросы предложений.
Типы конкурентных закупок по 44-ФЗ различают также по форме проведения закупки: на электронные и бумажные. Закупки в бумажной форме проводятся в исключительном случае. Также закупки различают на торговые и неторговые: в торговой форме проводят аукционы и конкурсы (они должны завершаться подписанием контракта). Без проведения торгов проводят запросы котировок и предложений.
Кроме того, выделяют другие способы для типологизации государственных закупок. С точки зрения количества этапов, их разделяют на одноэтапные и многоэтапные. С позиции количества заказчиков различают индивидуальные закупки и совместные.
Правила осуществления
Конкурс – это способ отбора, при котором заявки на участие, помимо ценового предложения, указывают на соответствие участника дополнительным требованиям.
Закупки в виде открытого конкурса проводятся среди всех желающих поставщиков и подрядчиков, сведения о них размещаются в открытом доступе в ЕИС.
После окончания всех этапов закупки заказчик выбирает конкурсное предложение, которое наилучшим образом отвечает требованиям.
При конкурсе заказчиком разрабатывается комплекс критериев для оценки заявки на участие, каждому из которых придается свой удельный вес. К критериям оценки относят цену, потребительские свойства, качественные характеристики, квалификацию участников, сроки исполнения и гарантийные обязательства.
Разновидностями конкурса являются конкурс с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы.
Если сведения о закупке доводятся до ограниченного круга лиц, прошедших предквалификационный отбор, то такой конкурс называется конкурсом с ограниченным участием. Такая форма закупки применяется при заказах технически сложных и инновационных товаров и услуг.
Существуют разновидности конкурса, которые проводятся в несколько этапов. На первом этапе сообщения о закупке размещаются в свободном доступе, и ко всем участникам предъявляют одинаковые требования. Для тех участников, которые смогли пройти во второй этап, предъявляются дополнительные условия, позволяющие определить победителя.
На двухэтапном конкурсе участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе, и побеждает компания, которая смогла предложить наилучшие условия на втором этапе.
Двухэтапные конкурсы обычно проводят при определении поставщика на проведение научных исследований, изысканий и экспериментов, а также для дополнительного уточнения предмета закупки и технического задания.
При закрытом конкурсе предложения об участии перенаправляются ограниченному кругу лиц, которые отвечают требованиям заказчика. Такая форма практикуется при необходимости транспортировки средств госфонда, при поиске водителей, обслуживающего персонала и судебных приставов. С июля 2018 года перечень контрактов, которые допускается подписать по итогам закрытого конкурса, дополнился закупками органами исполнительной власти, реализующими политику в области обороны и управления.
С 2019 года конкурсы проводятся исключительно в электронной форме.
В рамках аукциона заявка на участие оценивается только по ценовому параметру. Тот участник, который смог предложить наиболее низкую цену реализации контракта, становится победителем.
Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. После оценки первой части закупочная комиссия делает вывод относительно допуска участника до торгов или отклонения его кандидатуры.
То есть первая часть заявки не предполагает подачу ценового предложения.
Сами торги при аукционе проводятся на специализированных электронных площадках, которые проходят предварительный отбор на правительственном уровне. Данный способ закупки является достаточно популярным, так как он позволяет оперативно определить поставщика. Но его ограничением является то, что поставщик отбирается только по ценовому параметру.
Стандартной формой аукциона является аукцион с понижением начальной стоимости.
Заказчиком первоначально объявляется начальная цена лота, а участники в дальнейшем понижают цену с учетом «шага аукциона» в размере 5-10% от НМЦК.
На то, чтобы сделать свое предложение, участникам дается 10 минут: если в этот временной период не поступит новых предложений, то торги считаются завершенными.
Аукционы с повышением начальной цены является формой таких торгов, когда в закупке повышается начальная цена. Такие аукционы применяются в рамках исполнительного производства или процедуры банкротства, но в ходе государственных и муниципальных закупок они не практикуются.
При закрытом аукционе заказчиком может устанавливаться определенная плата за участие и предоставление доступа к закупочной документации. Плата за документы указывается заказчиком в приглашении, направленном участникам аукциона. Для проведения закрытых аукционов была утверждена одна электронная площадка – АСТ «ГОЗ».
Закупки в виде запроса котировок проводятся при необходимости закупки нужных товаров и услуг предельно быстро, а у заказчика отсутствуют дополнительные требования к участникам, кроме максимально низкой цены.
Заказчик имеет право провести закупку через запрос котировок, если НМЦК не превышает 500 тыс. р. После истечения срока подачи заявок они передаются котировочной комиссии. Заявки оценивают на соответствие предмету закупки и установленным запросам и свойствам.
Запрос котировок предполагает победу участника, который предложил самую низкую цену. При равных предложениях по цене побеждает участник, внесший свое предложение первым.
С июля 2018 года государственные заказчики могут проводить электронный запрос котировок, а с 2019 года они обязаны их проводить электронно. При этом на запрос котировок не может приходиться более 10% СГОЗ и общая стоимость таких закупок не может превышать 100 млн р.
Закупки в виде запроса предложений представляют собой способ определении поставщика, при котором сведения о закупке передаются неограниченному кругу лиц через размещение данных в ЕИС. В процессе проведения запроса предложений победителем становится тот участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Запрос предложений может применяться для закупок лекарственных средств для пациентов по медицинским показаниям и при признании конкурса несостоявшимся повторно. Электронный запрос предложений проводится при признании аукциона несостоявшимся.
С начала 2019 года вступил в силу 267-ФЗ от 29 июля 2018 года, который расширил перечень оснований для проведения запроса предложений. В число оснований вошли, в частности, проведение закупок жилья для детей-сирот.
Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
Особенностью закупок по 223-ФЗ является то, что он менее строго регламентирует процесс выбора поставщика. Все условия относительно практики закупки в юрлицах по 223-ФЗ заказчики должны предусмотреть в утвержденном Положении о закупке на текущий год.
В рамках 223-ФЗ в качестве конкурентных способов закупки могут также выступать конкурс и аукцион. Но есть в рамках данного закона и специфичные формы закупок.
Запрос цен – это способ отбора, при котором заявки передаются совместно с ценовыми предложениями. Победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену.
Конкурентные переговоры по 223-ФЗ – это способ отбора, в рамках которых организатор ведет переговоры с участниками закупки. Он определяет наиболее квалифицированного поставщика, который смог предложить наилучшие условия реализации контракта. После завершения переговоров с наиболее достойным кандидатом подписывается государственный контракт.
При переторжке допускается повторная подача предложений участниками с улучшенной стоимостью.
В каждой из проводимых закупок по 223-ФЗ заказчик может прописать требование об обязательном предварительном квалификационном отборе участников закупки. Также заказчик вправе проводить закупочные мероприятия в закрытой форме, когда к участию в закупке приглашаются только потенциальные поставщики, выбранные заказчиком.
Все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны быть максимально прозрачными и открытыми. Заказчик должен опубликовать в ЕИС план закупки, извещение о закупке, документацию по закупке и протоколы, которые готовятся в ходе закупки.
В законе предусмотрены ограничения, когда сведения о закупках в ЕИС не размещаются. Это сведения о закупках, которые связаны с государственной тайной или которые включены в перечень Правительственного распоряжения №2027-р.
В чем заключаются особенности
неконкурентные способы закупок не предполагают состязательности предложений участников. закупка у единственного поставщика предполагает подписание контракта напрямую с участником, которого выбрал заказчик по своему усмотрению.
закупка у единственного поставщика может применяться в исключительных случаях, если другие способы определения поставщика использовать невозможно. закупки, не предполагающие конкуренции, по 44-фз допускается производить на сумму до 100 тыс. р. и в пределах годового лимита, который определяется на основании сгоз.
перечень оснований для закупки у единственного поставщика ограничен в ст. 93 44-фз. список условий является закрытым и включает 55 оснований. примерами могут служить закупки услуг в компаниях-монополистах, приобретение лекарств, закупка в целях ликвидации аварий, при признании конкурентной закупки несостоявшейся и пр.
заказчику разрешается не публиковать в еис сведения о закупках до 100 тыс. р.
выбор способа закупки
Предпочтение тому или иному способу отбора поставщика отдается с учетом условий и предпосылок получения тех или иных товаров, работ и услуг.
Так, аукцион применяется, если заказчик может определить поставщика только по принципу цены.
Если товар, работа или услуга входят в «аукционный перечень», утвержденный Распоряжением Правительства № 1447-р, то заказчик обязан использовать электронные аукционы для их закупки.
Если же предмет закупки таков, что заказчику дополнительно нужно учесть квалификационные требования, то он применяет конкурс. Закупка в виде конкурса позволяет оценить заказчика по комплексу критериев, а не только по цене.
При выборе способа закупки по 223-ФЗ заказчику следует руководствоваться минимальными сроками для подачи заявок после размещения сведений о закупке в ЕИС, а также ограничениями по цене контракта. Так, при цене контракта более 30 млн р. минимальные сроки подачи заявок составляют 15 дней для СМП и 7 дней – для остальных участников; если сумма меньше 30 млн р. , то сроки составляют 7 дней. При запросе котировок на подачу заявок отводится 4 дня, а цена не должна превышать 7 млн р. Запрос предложений проводится при условии цены в пределах 15 млн р. и сроков на подачу заявок в 5 дней.
Также с июля 2018 года вступили в силу изменения, которые изменили порядок выбора способа закупок по 223-ФЗ.
Ранее в обязанности заказчика входило обязательное указание в Положении о закупке двух способов приобретения товаров, работ и услуг: конкурс и аукцион, остальные прописывались по усмотрению заказчика.
По новым правилам в минимальный набор процедур по 223-ФЗ входят конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также одна неконкурентная процедура: закупка у единственного поставщика.
Законодательно указано право заказчика прописывать другие способы закупки по своему усмотрению: запросы цен, оферт, конкурентные переговоры и отборы и пр.
Способы отбора поставщика: неконкурентные, конкурентные
Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).
Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.
Закупка у единственного поставщика (источника)
Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.
Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.
Конкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).
Аукцион
Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Лучшая цена зависит от типа аукциона:
- Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
- Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.
Шаг аукциона Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.
Электронный аукцион Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.
Открытый аукцион Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
Конкурс (открытый конкурс)
Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.
Критерии оценки:
- цена,
- потребительские свойства, качество,
- квалификация участника конкурса,
- сроки,
- гарантия.
Порядок проведения:
- Поставщики подают заявки
- Заказчик вскрывает конверты
- Заказчик оценивает заявки по критериям.
Двухэтапный конкурс Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.
Конкурс с ограниченным участием Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.
Запрос предложений
Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.
Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.
Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.
Что такое конкурентная закупка?
С понятием “конкурентная закупка” часто возникает путаница: заказчики, поставщики и контролирующие органы понимают его по-разному.
Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель курсов по закупкам Дмитрий Казанцев объясняет, что оно значит.
У конкурентной закупки разные определения. В коммерческой или гражданско-правовой практике — это процедура, в рамках которой независимые поставщики ведут борьбу за подряд. Весь процесс проходит по формализованным правилам, которые описаны в закупочной документации.
Конкурентная закупка и законы
Словосочетание «конкурентная закупка» есть только в специальном законодательстве, но само явление прописано и в Гражданском кодексе. Отсюда и появляются нестыковки.
Ключевые шаги конкурентной закупки регулируются главой 28 Гражданского кодекса. Потому что публикация закупочной документации, прием и сопоставление заявок, выбор победителя — это юридически значимые действия.
Ограничения при конкурентной закупке закреплены в статье 17 закона «О защите конкуренции». Например, заказчик не имеет права принимать участие в закупке сам или через подставных лиц. Если это произойдет, то контролирующие органы отменят закупку. Заказчик не может устанавливать преференции для какого-нибудь участника. Если есть ограничения, то они действуют для всех поставщиков.
В законе 223-ФЗ есть свои нюансы. Там закупка не будет конкурентной, если заявка подписана простой электронной подписью. Подписывать надо усиленной электронной подписью. Заказчик не имеет права указывать конкретный товарный знак. Если будет написано, что закупается продукция Samsung, то это неконкурентная закупка, а если “Samsung или эквивалент”, то конкурентная.
Цель конкурентной закупки
Главное назначение конкурентной закупки — избавить заказчика от проблем с поиском поставщиков. Если заказчик сам бегает по всем поставщикам, чтобы собрать предложения и выбрать подходящее, то на это уходит много времени и сил.
Для упрощения процесса используют конкурентные закупки. Заказчику не надо совершать много лишних действий. Поставщики сами приходят, чтобы побороться за подряд. То есть изначально появилось экономическое явление, а затем юридические дополнения к нему.
Обязанность заказчика
В госзаказе заказчик всегда обязан проводить конкурентную закупку. Исключения прописаны в статье 93 44-ФЗ, где указаны возможные случая для проведения закупок у единственного поставщика. Это закупки для нужд обороны, закупки по прямому указу Президента, мелкие закупки или закупки по итогам несостоявшегося аукциона.
В закупках по 223-ФЗ в будущем хотят ввести такой же принцип, как в 44-ФЗ. Сегодня заказчик сам решает, какой будет закупка. Но он обязан указать перечень закупок у единственного поставщика в своем положении о закупках. Если он проводит закупку без конкуренции и для этого нет оснований, то поставщик имеет право обжаловать её.
В коммерческих закупках заказчики сами решают будет закупка с конкуренцией или нет.
Неконкурентные закупки
Неконкурентными считаются закупки у единственного поставщика или торги, где победитель заранее известен (фиктивные торги).
В ряде случаев заказчик имеет право проводить закупки у единственного поставщика. В закупках по 223-ФЗ для этого нужны логичные причины. Например, если идет закупка бензина в Москве, то естественно выбрать лучшего из множества поставщиков. Но если идет закупка топлива для предприятия на Крайнем Севере, то подойдет ближайшая колонка.
Самое важное, чтобы заказчик открыто в положении о закупках описал ситуации, когда он покупает товары или услуги у единственного поставщика. Они должны быть экономически или географически обоснованы. Если такого логики нет, то поставщик имеет право подать жалобу в ФАС.
Второй вид неконкурентных закупок встречается в сфере госзаказа, которая регулируется законом 44-ФЗ. Заказчик заранее знает у кого будет закупаться, но закон требует проведение всей процедуры.
Главный признак такой закупки — подряд сможет выполнить один поставщик или производитель. Был случай, когда заказчик поставил условие, что на решетке радиатора автомобиля должны быть четыре сопряженные окружности. Понятно, что речь идет про Audi.
Или идет закупка научного исследования. Все понимают, что такая работа выполняется несколько месяцев, а заказчик ставит срок в две недели. Значит, закупка сделана под определенного поставщика, который уже начал эту работу.
Если есть признаки, что закупка сделана под определенного поставщика, то нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Самое сложное — доказать, что нарушения есть. Для этого поставщику нужно хорошо разбираться в закупочной документации. Потому что бывают случаи, когда поставщики несправедливо обвиняют заказчиков.
Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.
Ключевые понятия закупочной деятельности
Ольга Латышева, директор ITCOM Consult
Когда человек впервые сталкивается с закупками, у него может возникнуть множество вопросов. Что из себя представляет закупочная деятельность, что такое ЕИС, ЭТП и контрактная система, какие виды закупок бывают и т.д.
И для участия в государственных и коммерческих закупках, ему необходимо, в первую очередь, разобраться в том, что из себя представляют тендеры, чем они различаются и как стать их участником.
Во всем этом попробуем разобраться.
Что такое закупка и закупочная деятельность?
Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).
Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».
Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.
Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.
Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры.
Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.
Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства.
Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.
Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Регулируется закупочная деятельность законодательством.
Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.
Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ.
Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).
Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур.
То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д.
Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.
223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия.
Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика.
Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.
ЕИС и ЭТП
Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте.
Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем.
Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.
Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.
2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках.
Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.
Какие формы закупок существуют?
Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком.
Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок.
Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной.
Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.
Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.
Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги.
При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение.
Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.
Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику.
Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета.
Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.
Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений.
Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок.
Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.
Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут.
Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку.
Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.
Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.
Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.
Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.
Предлагаем вам бесплатную консультацию и анализ вашей ниши.