Федеральный закон №2395-1 «о недрах» с последними изменениями на 2019 год: добыча подземных вод для нужд снт и онт

Изменения в порядке получения лицензий на добычу подземных вод

Изменения в законе «О недрах» от 01 января 2015 г.
Функции распорядителя недр для участков с объемом добычи подземных вод менее 500 м³/час переданы с федерального уровня на уровень субъектов РФ.
Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.


Какие требования для скважин с объемом добычи менее 100 м³/сут остались в силе?

С 01.01.2015 г. вступили в силу изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.).

В соответствие с новой редакцией ст. 2.

3 закона «О недрах», участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, отнесены к участкам недр местного значения.

В соответствие с п. 7 ст. 4 закона «О недрах», предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что функции распорядителя недр для участков с объемом добычи пресных подземных вод мене 500 м³/сут переданы с федерального уровня на областной и теперь за выдачу лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр для водоснабжения или с целью добычи подземных вод должны быть ответственны органы природопользования областного уровня. Так, например, в субъекте РФ Республика Татарстан, это – Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

Указанные изменения могут повлечь за собой неприятные последствия для недропользователей, которые планировали в 2015 г. оформить лицензию на пользование недрами для целей водоснабжения, хотели проводить работы по геологическому изучению участка недр, а также для тех, у кого истекает срок действия ранее выданных лицензий на пользование недрами.

Дело в том, что областные структуры, на которые возложены функции распорядителя недр, не имеют действующих Административных регламентов на проведение таких процедур, как выдача или переоформление лицензий на пользование недрами для целей водоснабжения, проведения экспертизы запасов подземных вод, проведения экспертизы технических проектов разработки месторождений подземных вод. Соответственно, государственные организации областного уровня не готовы выполнять указанные функции, поскольку не имеют для этого нормативно-правовой базы.

Опыт наших работ с областными структурами показывает, что разработка новых Административных регламентов с последующей регистрацией в Минюсте занимает от полугода до года.

Соответственно, с высокой долей вероятности можно дать прогноз, что раньше середины или даже конца 2015 года никакие действия по выдаче лицензий на воду, реализации экспертизы проектов или отчетов с оценкой запасов подземных вод в рамках требований, изложенных в условиях пользования недрами к ранее выданным лицензиям, выполняться не будут. Получить лицензию, переоформить лицензию, выполнить условия пользования недрами к лицензии – будет невозможно.

Аналогичная ситуация, например, наблюдалась в прошлом году с проектами разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых после передачи на областной уровень месторождений строематериалов. В некоторых регионах, в течение 9 месяцев экспертиза таких проектов – не проводилась. На все обращения недропользователи получали отказ.

Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.

Федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. внесены изменения в части первую и вторую статьи 29 закона «О недрах», регулирующую процедуру подсчета запасов полезных ископаемых, в том числе, пресных подземных вод.

Части первая и вторая статьи 29 закона «О недрах» в новой редакции звучат следующим образом:
«В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.»

Также, федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. отменено требование о разработке и утверждении проектов разработки месторождений для участков недр с объемом добычи подземных вод менее 100 м³/сут.

Часть 2 статьи 23 закона «О недрах» в новой редакции звучит следующим образом:
«Разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.»

Таким образом, требования об обязательном проведении процедуры оценки запасов подземных вод для одиночных водозаборов признано избыточным. По логике, региональные государственные органы, ответственные за природопользование, теперь должны выдавать лицензии на пользование недрами для целей добычи подземных вод без проведения работ по подсчету запасов подземных вод.

  • Однако, в виду отсутствия действующих Административных регламентов, на сегодняшний день не ясно, каким образом будет происходить процедура выдачи лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод и какие требования будут выдвигаться к комплекту исходных документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии.
  • В создавшейся ситуации, накопленный опыт позволяет специалистам Научно-производственной группы «Тектоника» дать обоснованные рекомендации по проведению работ по легализации водозаборных скважин в переходный период.
  • Какие требования к водозаборным скважинам с объемом добычи до 100 м³/сут остались в силе?
  • Отмена обязательной оценки запасов подземных вод – это, безусловно, серьезное послабление для водопользователей, эксплуатирующих скважины для водоснабжения небольших предприятий и организаций, баз отдыха, детских лагерей.
  • Ранее, процедура геологического изучения недр с оценкой запасов подземных вод занимала по продолжительности не менее 1,5 лет и приводила к существенному удорожанию работ по оформлению лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.
  • Отмена оценки запасов подземных вод позволит существенно снизить стоимость легализации водозаборных скважин.
  • Однако, несмотря на то, что значительная часть требований исключена из процедуры легализации скважин водопользования, а другая часть, ввиду временно отсутствия нормативно-правовой базы, остается под вопросом, существует целый ряд позиций, которые совершенно точно не будут отменены и должны быть реализованы при эксплуатации подземного водозабора.
  • Прежде всего, это требования касательно режима эксплуатации подземного водозабора и проведения объектного мониторинга.
  • Мониторинг подземных вод в обязательном порядке включает в себя проведение режимных наблюдений за объемом добычи подземных вод, положением уровня подземных вод в водозаборных скважинах и регулярный отбор проб для выполнения бактериологического, химического и радиологического исследования воды.
  • Для выполнения режимных наблюдений каждая водозаборная скважина должна иметь соответствующее техническое оснащение:
    — на всех эксплуатационных и резервных скважинах на устье должен быть установлен расходомер;
    — все имеющиеся скважины должны быть обеспечены пьезометрическими трубками для измерения положения уровня подземных вод в скважине;
  • — на устье каждой скважины должен быть оборудован кран для отбора проб воды.
  • На водозаборе назначается ответственное лицо, в должностные обязанности которого входит ведение журналов учета количества добытой воды, журнала измерения положения уровней и журнала отбора проб, а также возлагается ответственность за контроль технического состояния скважины.

Все формы журналов режимных наблюдений, которые необходимо вести на скважине, приведены в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.).

Результаты режимных наблюдений сдаются в виде отчетности распорядителю недр, а также в региональное бассейное водное управление.

На основании показания счетчиков производится выплата водного налога.

Читайте также:  Что лучше — увольнение по сокращению или по соглашению сторон

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"

Принят Государственной Думой 12 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.

834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 33, ст. 3429; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, 3420; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 21, ст. 2527; 2011, N 30, ст.

4590; N 49, ст. 7042; 2012, N 53, ст. 7648; 2013, N 19, ст. 2312; N 30, ст. 4060, 4061; N 52, ст. 6961, 6973; 2014, N 30, ст. 4262; 2015, N 1, ст. 11,12; N 27, ст. 3996; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4212; 2017, N 31, ст. 4737, 4766; 2019, N 31, ст. 4431; N 44, ст.

6176; Российская газета, 2019, 4 декабря) следующие изменения:

  • 1) в пункте 3 части первой статьи 23 слова «технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «технического водоснабжения», слова «целей хозяйственно-бытового» заменить словами «целей питьевого водоснабжения или технического»;
  • 2) пункт 5 части первой статьи 3 изложить в следующей редакции:
  • «5) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, за исключением участков недр местного значения, а также за исключением запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки;»;
  • 3) в статье 4:
  • а) пункт 5 изложить в следующей редакции:
  • «5) участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;»;
  • б) в пункте 141 после слов «полезных ископаемых» дополнить словами «и подземных вод», слова «, экономической и экологической» исключить, дополнить словами «, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки»;
  • 4) в статье 101:
  • а) в абзаце четвертом пункта 3 слова «для добычи» заменить словами «для разведки и добычи», слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения», слова «и их добычи» заменить словами «, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии»;
  • б) в пункте 6:
  • в абзаце седьмом слова «для добычи» заменить словами «для разведки и добычи», слова «и их добычи» заменить словами «, их разведки и добычи»;
  • в абзаце девятом слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;
  • 5) в части восьмой статьи 16 слова «для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи» заменить словами «для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии»;
  • 6) в части первой статьи 18 слова «подземных вод, для добычи» заменить словами «подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи», слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;
  • 7) в статье 192:
  • а) в части первой слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;
  • б) в части второй слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;
  • в) в части третьей слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического», слова «проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр» заменить словами «проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр»;
  • 8) в части первой статьи 23:
  • а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
  • «4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;»;
  • б) в пункте 11 слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения»;
  • 9) в части первой статьи 232 слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения»;
  • 10) в части четвертой статьи 271 слова «участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей» заменить словами «государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование»;
  • 11) в статье 28:
  • а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр.

Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.»;

  1. б) в части второй слова «государственного реестра» заменить словами «государственных реестров, указанных в части первой настоящей статьи,»;
  2. 12) статью 29 изложить в следующей редакции:
  3. «Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
  4. Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
  5. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
  6. Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
  7. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр.

Читайте также:  Жалоба в Верховный Суд РФ по административному делу: образец оформления, порядок подачи, срок рассмотрения

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

  • Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.
  • Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Прошу решить задачу — актуальные мнения на сайте Правовед.ru

120 юристов сейчас на сайте

Мы — ваш онлайн-юрист

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Проконсультироваться

На территории землепользования акционерного общества Темп» имеются запасы гравия и бутового камня, недалеко от границ его землепользования проходит разрез месторождений угля, залегающего на небольшой глубине от поверхности земли.

По договору с ТОО «Виктория» акционерное общество разрешило производить добычу камня и гравия для нужд строительства. Для разработки угля акционерное общество Темп» образовало специальную бригаду.

Добытая продукция использовалась как с топливо для нужд данного хозяйства, а также отпускалось за соответствующую плату различным организациям.

  • В каком порядке разрешается разработка полезных ископаемых?
  • В чем выражаются нарушения законодательства о недрах?
  • Определите ответственность за совершенные правонарушения.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Здравствуйте, Елена! Необходимо обратить внимание, на то, что согласно ст.1.2 Закона РФ от 21.02.

1992 N 2395-1  «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Как следует из ст.

19 вышеназванного закона  собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Также необходимо обратить особое внимание на то, что в соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1  «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В  Определении Конституционного Суда РФ от 09.03.2017 N 565-О также подчеркнуто, что:

 Закон Российской Федерации «О недрах», согласно его преамбуле, содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр и направлен на обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Им устанавливается разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком недр, а права и обязанности пользователя недр возникают с даты ее государственной регистрации.

При этом, как следует из ст.49 вышеназванного закона:

Статья 49. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В чем выражаются нарушения законодательства о недрах? ЕленаТаким образом, АО «Темп» нарушило право государственной собственности на недра, в нарушение закона использовало недра в целях своей предпринимательской деятельности, и при этом без необходимой в силу закона лицензии.

Так, в частности, за пользование недрами без лицензии предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Закон РФ о недрах: структура, правила пользования недрами, рациональное использование | Правоведус

Закон РФ №2395-1 от 21 февраля 1992 г. «О недрах» используется для урегулирования отношений, которые возникают во время использования, охраны и геологического изучения недр – земной коры, расположенных ниже земной поверхности, почвенного слоя или дна водоемов.

Кроме того, Закон активно работает в сфере производства по добыче и переработке минеральных ресурсов, подземных вод и отношений, которые связаны с такой добычей и переработкой.

Нормы законодательного документы направлены на совершенствование применения недр и защиту интересов государства и граждан в данной области.

Читайте также:  Допрос несовершеннолетнего свидетеля по нормам упк и гпк рф

Структура закона о недрах

  • Закон включает в себя 7 разделов, 52 статьи:
  • Раздел 1 содержит общие положения закона, включая основные понятия, используемые в данной области, полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов федерации, а также правовое регулирование отношений в обсуждаемой области. 
  • Раздел 2 устанавливает правила пользования недрами. Так, статья 6 Закона определяет виды пользования недрами, которые используют для: 
  1. регионального геологического изучения, включая работы по общему изучению недр и по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;
  2. изучения с целью поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, а также для изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
  6. сбора минералогических и иных геологических коллекционных материалов. 

В соответствии со статьей 7 Закона, на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительство подземных сооружений и образование особо охраняемых геологических объектов пользователю предоставляется участок в виде горного отвода — геометризованного блока недр. При этом, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, включая участников товарищества, юридические лица и иностранные граждане – статья 9 закона. 

Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям. Это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например: 

  • для геологического изучения сроком на 5 лет, при этом, если участок расположен полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа — на 7 лет;
  • для добычи полезных ископаемых – на срок обработки месторождения этих ископаемых и другое. 

Важно! Статья 11 Закона устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

  Большой интерес представляет собой статья 19 Закона РФ о недрах, которая устанавливает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. В соответствии с нормами статьи собственник земельных участков, землевладельцы и землепользователи, арендаторы участков вправе осуществлять в границах своего участка использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ. Также возможно использования подземных вод , объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Стоит отметить, что под использованием для собственных нужд полезных ископаемых понимается их использование в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 

Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами: 

  1. по истечения срока действия лицензии;
  2. при отказе пользователя от права пользования недрами;
  3. при возникновении соответствующих условий, установленных лицензией, которые предусматривают наступление прекращения права пользования;
  4. в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
  5. в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством. 

Помимо указанных оснований, право пользования недрами может быть прекращено досрочно, приостановлено или ограничено.

Это возможно по инициативе владельца лицензии или недропользователя, при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне работ, связанных с пользованием недрами, при нарушении условий лицензии; при систематическом нарушении пользователями правил пользования недрами; в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при ликвидации предприятия, которому недры были предоставлены в пользование, и другое.

Важно! В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права, его приостановлении или ограничении, пользователь недр вправе обжаловать данное решение в административном или судебном порядке.

Раздел 3 Закона о недрах включает в себя вопросы о рациональном использовании и охране недр земли. При этом основные требования по рациональному использованию и охране недр освещены в статье 23 закона. К ним относятся:

  • строгое соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение использования их самовольно;
  • обеспечение полноты геологического изучения;
  • проведение первичного геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых;
  • обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных полезных ископаемых и их компонентов;
  • достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных полезных ископаемых и их компонентов;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов;
  • предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
  • предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой соответствующих объектов;
  • соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. 

Кроме того, статьи 23.

1-34 раздела 3 устанавливают основные требования по безопасному ведению работ, связанных с использованием недр, условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, правила предоставления и условия прекращения прав граждан и организаций на земельные участки, необходимых для ведения работ, связанных с использованием недр. Данные статьи также регулируют вопросы в области государственного учета, баланса и регистрации, экспертизы запасов ископаемых, государственного кадастра и охраны участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность.  Государственное урегулирование отношений недропользования установлено статьями 35-38 раздела 4 закона. Здесь регламентированы вопросы в области государственного геологического изучения недр, мониторинга состояния недр и надзора за геологическим изучением, а также надзор за безопасным ведением работ. 

Раздел 5 Закона регулирует вопросы платежей при использовании недр земли. Так статьей 39 Закона установлена система платежей при пользовании недрами, в соответствии с которой осуществляются: 

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных условий, оговоренных лицензией пользователя, включая платежи, уплачиваемые при изменении границ участка (при этом, минимальные размеры разовых платежей и устанавливаются в размере не менее чем 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации);
  • регулярные платежи за пользование недрами — взимаются отдельно по каждому виду работ (за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений);
  • сборы за участие в аукционе или конкурсе (вносятся всеми его участниками и являются одним из условий регистрации заявки; сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов);
  • другие платежи (налоги и сборы), установленные действующим законодательством о налогах и сборах. 

Раздел 6 Закона о недрах устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ о недрах, а также порядок разрешения споров в данной сфере.

В соответствии с нормами статьи 49 Закона, лица, виновные в нарушение российского законодательства о недрах, несут административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

При этом, привлечение виновных лиц к ответственности не освобождает их от обязанности устранить выявленные нарушения и возместить вред, причиненный этими лицами.  Статья 50 Закона о недрах устанавливает, что споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом, согласно с их полномочиями.

При этом, по соглашению сторон, имущественные споры в области пользования недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.  Согласно статье 51 Закона о недрах, лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства, возмещают это вред в добровольном или судебном порядке. Порядок расчета размера вреда устанавливается Правительством РФ. 

Раздел 7 Закона в содержании статьи 52 устанавливает факт о том, что в случае установления международным договором РФ иных правил, чем предусматривает Закон РФ о недрах, то применяются правила международного договора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *