Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. суть эксперимента, сроки внедрения

Департамент транспорта столицы рассказал о планах властей, ростовщиков и IT-компаний сделать людей в метрополитене полностью прозрачными во всех смыслах.

В течение сентября банки и чиновники будут тестировать систему оплаты проезда по сканированию лица, а к началу следующего года контуры биометрической слежки должны быть полностью завершены – камеры с распознаванием лиц появятся не только в вестибюлях и на станциях, но и в вагонах поездов. И пока команда трансгуманиста Собянина С.С.

вещает нам о «чудесных» миллисекундах, за которые можно будет идентифицироваться, заплатить и миновать турникет, перед гражданами разворачиваются совсем не оптимистические перспективы полной потери свободы, личной жизни и привычной правосубъектности.

Как сообщает департамент транспорта, с 1 сентября на всех станциях московского метро заработала система видеонаблюдения, распознающая лица. А к концу осени в подземке готовятся ввести систему FacePay для оплаты проезда по скану лица.

«В ближайшее время система будет активно развиваться в части сервисов для пассажиров. В частности, ввода системы FacePay — с ее помощью можно будет по скану лица оплачивать проезд. Сейчас мы проверяем ее вместе с нашими банковскими партнерами», – сообщает Telegram-канал дептранса.

Примечательно, что уже подписан регламент взаимодействия между правоохранительными органами и службой безопасности метро. То есть лица всех граждан, спустившихся под землю, будут автоматически сверяться с базой данных силовиков, судебных приставов и т.д. Очень характерное пояснение от «Российской газеты» :

«…камеры способны вычислить в толпе пассажиров человека, фото и данные которого есть в системе. Таким способом в метро ловят преступников, находящихся в федеральном розыске. Теперь же настало время применить его и для пассажирских сервисов».

То есть алгоритмы, которые до недавнего времени применяли только к преступникам, теперь распространятся и на всех законопослушных граждан.

 И вообще, кто сказал, что мы с вами по умолчанию законопослушны? Гарантированная Конституцией презумпция невиновности теперь превращается в пустой звук.

«Искусственный интеллект» обработает вашу поведенческую биометрию и разберется, представляете ли вы опасность. И конечно же оперативно оштрафует, если посчитает ваше поведение подозрительным.

Скажем несколько слов о системе FacePay, за внедрение которой отвечает небезызвестная контора VisionLabs (она же отвечает за обработку данных в режиме онлайн со 130 тыс. камер собянинского «умного города», с 2012 г. работает над биометрической идентификацией совместно с крупными ростовщиками, в 2017 г. четверть акции компании приобрел Сбербанк, и она стала частью его «экосистемы» ).

«FacePay — это аналитическая система видеонаблюдения, которая будет работать на базе технологии распознавания лиц по камерам видеонаблюдения. Эта технология заработала с 1 сентября на всех станциях московского метро.

Умные камеры способны обнаружить в толпе человека, фотография и данные которого есть в базе. Это позволяет задерживать преступников, находящихся в розыске. В будущем эта технология будет применяться для пассажирских сервисов.

Столичные власти не раскрывают детали тестирования FacePay», – сообщают «Аргументы и факты» .

Собственно, речь идет о контроле доступа к транспорту, основанном на идентификации человека, в котором сканирование лица является необходимой процедурой.

Пока еще у нас есть альтернативы в виде наличных денег, банковских карт, все это можно подавать как некий инновационный и удобный вариант оплаты и прохода, но большинство граждан не понимают очень важных вещей.

Во-первых, в ряде регионов России уже происходит антиконституционный и незаконный полный отказ от платы за проезд наличными, так что не за горами день, когда такой вариант прохода в метро станет единственным и обязательным для каждого.

Во-вторых, этот способ кардинально отличается от оплаты проезда жетоном, проездным билетом и даже картой «Тройка». Все перечисленные варианты являются не персонализированными, при них человек полностью обезличен для государства. Вы просто платите деньги за пользование транспортной услугой – и едете, куда вам надо.

А чтобы пройти в транспорт по биометрии, человеку неизбежно придется полностью раскрыть свою личность, персонально идентифицироваться в системе и получить ее разрешение на пользование транспортом.

И разумеется, раскрыть свой финансовый статус и кучу других личных данных – уже сейчас понятно, что FacePay, как и множество других госуслуг в будущем, будут реализовываться через Единую биометрическую систему (ЕБС). А ЕБС, в свою очередь, тесно связана с ЕСИА и личной страницей гражданина на портале госуслуг.

Вы наверняка уже начали понимать, что реальная плата за такое «удобство» значительно выше, чем стоимость поездки в метро…

Аналогичные FacePay проекты с очень похожими названиями активно разрабатываются различными конторами ростовщиков.

Так, в октябре 2018 года сообщалось , что на конференции Finovate Fall в Нью-Йорке команда российского Ак Барс Банка представила прототип системы видеовалидации платежей по лицу Face2Pay («Плати лицом»), который представляет собой технологию распознавания лиц с целью дальнейшего списания оплаты за товары или услуги, а также безбарьерного доступа в различные учреждения. С октября 2019 г.

система оплаты проезда по лицу внедрена на транспорте Нур-Султана ( Казахстан ). В ноябре 2019 года украинский Приватбанк запустил систему биометрической оплаты товаров FacePay24 , для использования которой клиенту надо скачать банковское приложение и сделать несколько селфи.

Надо четко понимать, что данная инициатива исходит, прежде всего, от хозяев мировой банковской системы.

Тут будет крайне уместно вспомнить слова главы Сбербанка Германа Грефа 2016 года о скором отказе от пластиковых карт в пользу непосредственной физической идентификации человека , и естественно контора Грефа в первых рядах участвует в этой истории с метро в партнерстве с мэрией Собянина.

Помимо тотальной слежки, все это является еще одним большим шагом к полному отказу от наличных денег, которые находятся в кармане гражданина и которые он полностью контролирует. Что же касается операций по оплате лицом, их невозможно совершить без специального оборудования.

Таким образом, взаиморасчеты между простыми гражданами канут в Лету (если не сохранятся наличные деньги), и любая финансовая операция будет возможна только после одобрения «искусственным интеллектом», т.е. абсолютно все денежные отнощения человека будут под полным контролем властей и глобальных ростовщиков.

Чтобы понять особенности системы биометрического учета и контроля пассажиров метро, переместимся в недавнее прошлое. Эксперимент с биометрическими камерами на турникетах начался в Москве с апреля 2019 г. Вот что говорилось по этому поводу в конце февраля 2020 г., когда она продолжала активно устанавливаться и тестироваться:

«Переоснащение турникетов проходит в рамках постановления правительства РФ, которое регламентирует требования по обеспечению транспортной безопасности.

Новая система позволит оперативно реагировать на нештатные ситуации, а также эффективно контролировать пассажиропоток», – заявил начальник Службы развития Дирекции информационно-технологических систем и систем связи метрополитена Дмитрий Тур.

Вот такая интересная логика: для безопасности каждого из нас каждый из нас должен контролироваться и отслеживаться как преступник. В начале 2020 года мэр Москвы заявил, что к 1 сентября система наблюдения с распознаванием лиц заработает в полную силу.

«Мы должны отработать возможности и для видеоаналитики, которая позволит выявлять места криминогенных точек, места скопления мигрантов, закладки наркотиков и так далее», – рассказал мэр во время расширенного заседания коллегии ГУ МВД по Москве, подчеркнув, что такой подход значительно упростит работу полиции.

Также сообщается, что МВД занимается разработкой Федеральной информационной системы биометрических учетов (ФИСБУ).

Планируется, что городские камеры видеонаблюдения будут вычислять нарушителей закона и подозреваемых по лицу, голосу, радужной оболочке глаза и индивидуальным приметам, например, по татуировкам.

ФИСБУ является частью проекта «Безопасный город» и должна заработать до конца 2021 года.

Ловить опасных преступников, биометрические данные которых уже имеются у полиции – безусловно, важная и нужная задача.

Но тут же в материале отмечается, что «для реализации проекта метрополитену будет необходим доступ к базам Единой биометрической системы, разработанной для банков по инициативе Минкомсвязи и других ведомств.

На данный момент в ней зарегистрировано несколько тысяч цифровых слепков, что в сравнении с многомиллионным населением Москвы весьма немного».

А вот информация от ноября 2019 г. – тогда система оплаты лицом в метро уже вовсю тестировалась :

«7 ноября 2019 года стало известно о тестировании в московском метро новой системы оплаты поездок путем распознавания лица. Этот проект реализуют ВТБ и «Ростелеком», рассказал «Ведомостям» заместитель председателя правления банка Анатолий Печатников.

По его словам, воспользоваться технологией, работающей на базе Единой биометрической системы (ЕБС), смогут клиенты всех банков. К началу ноября 2019 года биометрию собирают 155 банков более чем в 5300 отделениях, в ЕБС зарегистрировано около 65000 человек.

Отмечается, система распознавания лиц, которая испытывают ВТБ и «Ростелеком», позволит пассажирам пересекать турникет на одну миллисекунду. За это время платформа успеет распознать лицо и принять решение, стоит ли открывать ему турникет или нет».

Не нужно больше доказательств – очевидно, что для эффективной работы системы биометрической слежки «умного города-концлагеря» необходимо идентифицировать всех граждан.

Вот и обратная сторона «огромного удобства» для тех, кто уже взял удаленные кредиты и сдал свою биометрию ростовщикам.

Теперь все они будут персонально идентифицироваться камерами в подземке – да и в наземной части города тоже, разумеется. Такая же учесть ждет всех, чьи данные попадут в ЕБС.

И разумеется, форсайтщики-глобалисты во власти будут искать все новые способы наполнения ЕБС, так как народ по-прежнему не торопится входить в цифровое стойло. В их распоряжении находится зависший в Госдуме с 2018 г.

 законопроект об обязательной организации сбора биометрии всеми банками страны, который, по многочисленным сообщениям СМИ, во втором чтении оброс поправками, позволяющими собирать и использовать биометрию граждан в МФЦ, при оказании госуслуг, и разрешающими обмен сведений из ЕБС с любыми ГИС – так что против него решительно выступила ФСБ .

Но это далеко не все планы цифросектантов по внедрению «Большого брата» в подземку. Чтобы видеослежка за людьми стала тотальной, надо включить в нее и подвижной состав. Что и было оперативно сделано этим летом, и снова на это потрачены миллиарды: 21 июля 2020 г.

стало известно о том, что московское метро закупит камеры с системой распознаванием лиц для 1500 вагонов (всего планируется закупить 12304 камер, по 8 в каждый вагон). Как сообщается на сайте госзакупок ), сумм контракта составила 1,4 млрд.

рублей, он должен быть исполнен до марта 2021 года.

Подрядчиком по контракту выступает компания «МаксимаТелеком», которая отвечает за организацию в подземке бесплатного Wi-Fi. Теперь она же займется установкой биометрических камер в вагонах. И тут есть еще один интересный нюанс. Мы уже не раз отмечали, что бесплатный «цифровой» сыр бывает только в мышеловке. Еще в 2018 г.

«Русская служба BBC» сообщала о госконтракте мэрии Москвы, в рамках которого требовалось разработать систему персональных коммуникаций на основе использования больших данных. В ее рамках «собянинцы» должны получать (т.е. уже получают – контракт исполнен!) информацию о поле, возрасте, уровне дохода, социальном статусе пассажиров метро.

 Кроме того, в систему поступает информация о номере телефона пассажира с возможностью его дешифровки (!).

 То есть каждый москвич или гость столицы, кто хоть раз подключил Wi-Fi в вагоне столичного метро, оставил провайдеру цифровой след со своего телефона и благополучно сдал личные данные и интересы городским властям, а также, весьма вероятно, третьим лицам. Вот такая вот «бесплатная удобная услуга» – все для вас, граждане!

Чтобы обобщить информацию и ясно представлять себе, к чему идет дело в Москве и других городах России, приведем иллюстрации из официально реализуемого в столице в рамках постановления мэрии проекта «Умный город-2030» .

Его дорожная карта неоднократно анализировалась исследователями трансгуманизма (а сам этот проект является чистым гимном трансгуманизму и адаптацией всех его западных постулатов на российскую почву – о чем говорится прямо во вступлении), так что пока остановимся на моментах, касающихся сбора биометрии граждан:

Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедренияБиометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедренияБиометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедренияБиометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедренияБиометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедрения

Как видим, все очень серьезно. Только через сдачу биометрии мы все получим право на «электронное гражданство», то есть место в их «дивном новом мире». Нас будут отслеживать в режиме реального времени, ограничивать в использовании городских благ и устанавливать запреты (!!!).

 Правила поведения для «объектов контроля» (т.е. для простых граждан) могут устанавливаться какие угодно.

 Предсказывать наше поведение будет непосредственно «великий и могучий» ИИ в режиме реального времени – и на основании записанных в него алгоритмов «в автоматическом режиме принимать меры по предотвращению действий», которые покажутся ему нежелательными.

 Также у них в приоритете – повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности (слежка) и вытеснение наличных и банковских карт. Все заявлено прямым текстом – это усиленный вариант китайского цифрофашизма, основанный на личном электронном социальном рейтинге человека.

И наконец, необходимо задать ключевой вопрос – каковы же юридические аспекты для внедрения всего этого цифробесия? Как оно работает, мы уже примерно увидели – в рамках режима «повышенной готовности», отслеживания перемещений, присвоения людям личных кодов и репрессий для граждан, отказывающихся от «самоизоляции».

Но при этом ведь никто не отменял гарантированную нам Конституцией личную и семейную тайну, возможность обработки ПД только с нашего согласия, недопустимость проведения над нами научных и иных экспериментов и опытов.

Да и сами по себе биометрические данные, касающиеся непосредственно физического тела человека – это не пароль и логин, которые можно сто раз сменить. Если они утекут мошенникам хотя бы единожды, проблем можно огрести на всю жизнь.

Кстати, ряд Телеграм-каналов и сетевых СМИ давно информируют о сложившемся черном рынке, где «умельцы» продают биометрические сведения о том или ином человеке , способны помочь с поиском его места проживания, работы и т.д.

по загруженному фото и даже готовы вести его по камерам в режиме онлайн в течение всего дня – специально для заказчика. Причем заказчики преимущественно делятся на два типа по роду занятий – частные детективы и мошенники/рэкетиры/шантажисты, а также, вполне вероятно, наемные убийцы.

Так вот, никаких законов об обработке персональных биометрических данных граждан без их согласия, тем более об их хранении и накоплении в специальных базах, как и законов, разрешающих избирательную слежку и идентификацию видеокамерами, на сегодня не существует.

При этом цифролоббисты любят ссылаться на размытые формулировки антитеррористического законодательства, из которых отнюдь не следует, что следить можно постоянно за каждым человеком с полным уничтожением презумпции невиновности.

Однако сейчас в парламенте находится очередной антиконституционный ПФЗ из серии цифрового эксперимента над всеми нами, который буквально отдает на растерзание всю нашу частную жизнь, в том числе и наши биометрические данные .

Да и сами по себе «особые правовые режимы», которые теперь могут объявляться в любом регионе, направлены на полное уничтожение нашей конституционной защиты. Кажется, еще немного – и терпение народа должно лопнуть, но пока «цифровые трансформаторы» продолжают затягивать удавку на шее народа.

РИА Катюша

Биометрия в метро: как будет работать оплата лицом в московской подземке

В настоящее время столичная подземка активно тестирует систему распознавания лиц. А в следующем году Москва готовится одной из первых в мире запустить биометрическую оплату проезда. Как будет работать инновационная технология, выясняла обозреватель РИАМО.

Проект «Время ранних»: как получить скидку 50% на проезд в метро>>

Флагман по биометрии

Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедрения© РИАМО,   Александр Манзюк

В 2021 году в Москве запустят пилотный проект биометрической оплаты проезда в метро. Об этом сообщили в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. Подготовка к введению новой формы оплаты проезда уже активно ведется: на станциях подземки тестируют систему распознавания лиц.

Ожидается, что оплата за проезд с помощью биометрии поможет пассажирам сэкономить драгоценное время за счет существенного ускорения движения потока людей перед входами на станциях.

Также пилотный проект повысит уровень безопасности и комфорта в метро.

После того, как система видеонаблюдения московской подземки из 5 тысяч камер будет дополнена технологией биометрической оплаты FacePay, очереди перед турникетами могут уйти в прошлое.

  • Примечательно, что российская столица может стать первым городом в мире, где запустят инновационную технологию.
  • Как восстановить и персонализировать карту «Тройка»: новое в приложении «Метро Москвы»>>
  • Встать в круг и посмотреть в камеру

Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедрения© РИАМО,   Александр Манзюк

В основе проекта биометрической оплаты проезда будет лежать технология компании VisionLabs – резидента «Сколково». Ее платформа распознавания лиц уже активно используется для идентификации людей в режиме реального времени в России и других странах мира.

«Для оплаты проезда пассажирам нужно будет скачать на телефон мобильное приложение и пройти небольшую процедуру регистрации: сделать селфи лица и ввести данные банковской карты.

Технология VisionLabs зашифрует полученное изображение лица в биометрический дескриптор.

Система оплаты привяжет полученный дескриптор к банковской карте», – рассказал РИАМО генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков.

Чтобы заплатить за проезд лицом, пассажиру будет необходимо войти в зону рядом с турникетом, отмеченную черным кругом, и посмотреть в камеру, установленную возле валидатора. Система распознает лицо пассажира, откроет створки турникета и спишет с карты необходимую сумму за проезд.

«Токийское метро, как фиолетовая ветка в час‑пик»: чем могут удивить подземки других стран>>

Очки и маска – не помеха

Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедрения© РИАМО,   Александр Манзюк

По словам генерального директора VisionLabs, пассажирам не нужно будет снимать головной убор, очки и другие возможные аксессуары на голове для того, чтобы система их распознала.

«Технология VisionLabs правильно распознает и более серьезные изменения лица», – подчеркивает Марков.

Сегодня компания проводит большую работу по формированию наборов данных, на которых обучаются ее нейронные сети. Мозг технологии учитывает наличие на лицах людей разнообразных атрибутов, среди которых – очки, головные уборы, маски, макияж, изменение причесок, наличие бороды, возрастные изменения.

«Биометрические шаблоны лиц, которые мы получаем с помощью нашей нейронной сети, устойчивы к подобным изменениям – они не влияют на результат распознавания», – подчеркивает эксперт.

В частности, это подтверждается лидирующими позициями компании при независимых тестированиях ее алгоритма распознавания лиц Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST).

«На данный момент мы занимаем второе место в мире по точности распознавания лиц по фотографиям людей с большой разницей в возрасте и третье – по распознаванию людей в масках.

В случае распознавания по фотографиям людей, сделанным с разницей больше 12 лет, это точность 99,71 % при доле ложных срабатываний 1 на 100 тысяч.

В случае распознавания людей в масках, это на данный момент 96,5 % при доле ложных срабатываний 1 на 100 тысяч», – отмечает Марков.

Сокращение очередей и применение в магазинах

Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедрения© РИАМО,   Александр Манзюк

Среди главных плюсов биометрической оплаты проезда эксперты VisionLabs называют удобство и безопасность. Пассажирам не нужно будет искать и доставать карту для оплаты проезда – достаточно просто посмотреть в камеру.

«Распознавание занимает доли секунды, поэтому в целом проход через турникеты становится быстрее, что особенно важно в часы пик.

Кроме того, биометрический идентификатор невозможно забыть или потерять – он всегда с вами», – говорит Марков.Как отмечает эксперт, направление Face2Pay в настоящее время набирает обороты.

У компании уже есть большой опыт в реализации подобных проектов для бесконтактной оплаты покупок с помощью биометрии лица.

«Так, в 2018 году совместно с нашим технологическим партнером мы запустили сервис по оплате покупок с помощью селфи SelfieToPay. Решение было запущено в сети магазинов «Магнит», пиццериях Papa John’s, бургерных #ФАРШ.

Кроме того, мы разработали собственный платежный девайс LUNA POS, который может использоваться в финансовых, банковских, платежных и иных системах, использующих лицо в качестве первичного или дополнительного фактора подтверждения личности.

Такой сервис совместно со Сбербанком мы запустили в сети кафе PRIME», – рассказывает Марков.

Как сообщали СМИ в октябре, поправки в законодательство, которые позволят широко использовать биометрическую оплату в магазинах и вендинговых аппаратах, могут принять в России до конца 2020 года.

Поймай меня, если сможешь: где в метро лучший мобильный интернет>>

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедрения

Система видеонаблюдения московской подземки из 5000 камер, охватывающая все станции метрополитена, будет дополнена технологией биометрической оплаты FacePay, сообщил департамент транспорта столицы. С помощью FacePay пассажиры, в частности, смогут оплачивать проезд по скану лица.

«Оплату лицом» тестируют в московском метро уже год. Как ранее сообщал РБК, партнёром проекта является компания VisionLabs — разработчик систем видеоаналитики, входящий в экосистему Сбербанка.

Сам финансовый институт также является партнёром пилотного проекта в московской подземке, передавал ТАСС в сентябре 2019–го. (Сейчас дептранс уже не называет участников проекта.

) По данным агентства, для активации биометрической оплаты фокус–группа, участвовавшая в «пилоте», делала селфи и привязывала их к своим сбербанковским картам.

Уместно вспомнить, что Сбербанк является владельцем крупнейшей системы сбора биометрии в стране. В конце 2018 года предправления банка Герман Греф говорил, что в базе фининститута уже находятся «миллионы» слепков биометрических данных клиентов: «Мы собираем биометрию вовсю».

А с прошлого года Сбербанк начал собирать биометрию своих клиентов с помощью мобильного приложения.

Судя по публикациям в соцсетях, многие клиенты банка обнаружили в приложении «Сбербанк Онлайн» (в разделе «Профиль» — «Сбербанк ID» — «Согласие на обработку биометрических данных»), что их биометрия уже пополнила базу кредитно–финансовой организации: «Вами ранее подписано согласие на обработку биометрических персональных данных… Срок обработки (биометрических данных) не превышает 50 лет с даты получения согласия банком».

Сбербанк ID — единый идентификатор экосистемы Сбербанка, который по условиям стандартного пользовательского соглашения может также использоваться и в партнёрских сервисах.

Кстати, на сайте госбанка прямым текстом говорится, что Сбербанк ID — «это достоверный и крупнейший источник знаний о ваших клиентах».

Таким образом, любое юрлицо может подключиться к Сбербанк ID и использовать её функционал.

По прогнозам Банка России, наиболее активно биометрические технологии в России наряду с финансовыми организациями будут использовать транспортные объекты, городские системы безопасности, спортивные объекты, ретейл и др.

Между тем в случае утечки биометрических данных люди оказываются в чрезвычайно уязвимом положении: заменить лицо, голос или отпечатки пальцев, если их цифровой «слепок» попадёт к злоумышленникам, будет невозможно. (Кстати, не далее как в этом месяце бывшего сотрудника Сбербанка, который украл и опубликовал в даркнете персональные данные клиентов, приговорили к 2 годам и 10 месяцам колонии–поселения.)

Впрочем, власти объясняют необходимость системы видеоаналитики в метро исключительно заботой о пассажирах. Дескать, система позволит отслеживать загруженность вагонов и передавать информацию в мобильные приложения — так что пассажиры «смогут выбирать наиболее свободные вагоны». Это особенно актуально после пандемии, отмечают в дептрансе.

Систему сбора биометрии, аналогичную сбербанковской, пытается создать «Ростелеком». Правда, в его Единой биометрической системе (ЕБС) хранятся слепки лица и голоса «всего лишь» 140 тыс. россиян — притом что эти данные в течение 2 лет собирали 200 (!) банков в 13,5 тыс. отделений по всей стране.

Чтобы ускорить сбор биометрии с россиян, чиновники Минэкономразвития даже предлагали отменить письменные согласия граждан на обработку таких данных. По мнению сановников, необходимость подачи «бумажных» согласий препятствует «появлению и апробации соответствующих цифровых инноваций».

Сейчас «Ростелеком» пытается перевести ЕБС в статус государственной информационной системы — в этом случае добавлять в базу биометрические данные смогут и госструктуры — например, при выдаче паспорта или водительского удостоверения.

Летом СМИ сообщали, что новая полицейская база данных ИБД–Ф 2.0, создаваемая для МВД, будет включать подсистему «Опознание. Биометрическая идентификация» для поиска людей по изображениям с помощью распознавания лиц.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Оплата проезда через Face ID: в чем опасность

В 2021 году в Москве хотят внедрить систему распознавания лиц в общественном транспорте, чтобы с помощью Face ID пассажиры могли оплачивать проезд. Несмотря на относительно хорошо развитую биометрическую идентификацию, в автобусах или метро такое внедрять пока рано.

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов анонсировал, что с 2021 года в общественном транспорте Москвы заработает Face ID, с помощью которого можно будет оплатить проезд. Об этом Ликсутов сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

«На всех турникетах метро и МЦК уже стоят камеры, которые распознают лица. Наша система позволит распознавать лицо, а если вы подсоединены к банковской карте, где есть ваши биометрические данные, то вы пройдете с открытым турникетом», — сказал Ликсутов.

Москва не готова

Руководитель аналитического подразделения по информационной безопасности ООО «ТСС» Илья Шарапов в беседе с «360» объяснил, что распознавание лиц и оплата будут корректно работать только в идеальных условиях — когда хорошее освещение, лицо человека не прикрыто, нет маски, очков.

Только в таком случае можно точно распознать человека. Но в сложившейся ситуации люди ходят в капюшонах, шарфах, масках, то есть открыта только область глаз. Камеры и системы распознавания пока не такие умные, чтобы по разрезу глаз определить личность человека.

А это значит, что пассажир просто не сможет зайти в общественный транспорт.

Со временем такие системы научатся захватывать изображения в лучшем качестве, но на текущий момент такая система будет работать со сбоем и человеку при входе, если он будет идти в маске, головном уборе, придется показывать свое лицо. Если вдруг человек резко изменил внешность, это может внести вклад в распознавание

Илья Шараповэксперт по информационной безопасности.Биометрическая система facepay в московском метро для оплаты проезда. Суть эксперимента, сроки внедренияИсточник фото: Pixabay

Подобные системы работают на искусственном интеллекте, который обучается на распознавании тех или иных объектов. Чем больше будет фиксаций изображения того или иного человека на улице, в помещении, в том числе под разными углами, типами освещения, в маске, без нее, тем «умнее» будет сама система. Впоследствии она научится лучше распознавать человека и однозначно идентифицировать. Но это, по словам Шарапова, вопрос «времени и технологий».

По мнению Шарапова, в Москве пока рано повсеместно внедрять систему распознавания с возможностью лицом оплатить проезд. О людях собрано недостаточное количество данных, а есть те москвичи, которые вообще далеки от технологий, например пожилые.

«Если с завтрашнего дня систему внедрят, случится транспортный коллапс везде. Люди не смогут попасть ни в метро, ни в автобус. Либо просто бесплатно поедут . Такую систему пока никто не испытывал в стране и не знает, с какими сложностями может столкнуться», — сказал Шарапов.

Собеседник «360» считает, что более знающим в информационных технологиях людям не захочется жить в городе, где для входа в транспорт нужно показывать лицо. Сейчас даже паспорта людей можно получить за определенную сумму, хотя они всегда спрятаны глубоко в сумках и карманах. А если речь про показ своего лица, то тут задача для мошенников упрощается.

Другими словами, нужно тщательно проработать сценарий, по которому будут хранить, использовать и защищать биометрические данные людей.

Московское метро протестирует систему оплаты по биометрическим данным

«В ближайшее время мы начнем тестировать систему оплаты по биометрическим данным. Если вы предварительно оставили свои биометрические данные, по ним можно будет оплатить проезд или пополнить карту «Тройка» в кассе», — заявил Ликсутов.

По словам Ликсутова, московские власти готовы активно внедрять технологию, если она покажет свою эффективность. «Но пока технология работает нестабильно даже в светлых помещениях», — признал он.

Московский метрополитен в комментарии Forbes подтвердил, что «совместно с рядом крупных организаций прорабатывает варианты проведения пилотного проекта по оплате проезда с помощью технологии распознавания лиц».

«В рамках пилота компании за свой счет установят оборудование, которое сможет распознавать только те лица, которые заложены в их базы.

Участие пассажиров в проекте будет исключительно добровольным: система сможет списывать средства только с тех пассажиров, которые уже дали своему банку согласие на обработку биометрических данных при проведении платежей», — объяснил метрополитен. 

Для эксперимента отобран ряд станций, сейчас идет согласование технических параметров.

«В ходе пилота мы установим, возможно ли в принципе массово использовать в условиях метро технологию распознавания лиц как средство идентификации пассажира при оплате проезда и на каких конкретно станциях это может быть реализовано», — объяснила пресс-служба метрополитена. В сообщении особо подчеркивается, что проект не связан с пилотом по распознаванию лиц для нужд безопасности.

С прошлого года в России работает Единая биометрическая система, запущенная Центробанком и «Ростелекомом».

Она позволяет россиянам предоставить одному из банков свои биометрические данные (изображение лица и образец голоса), чтобы затем получать банковские услуги дистанционно и в любом другом банке. По требованию ЦБ присоединиться к системе должны все банки.

У некоторых банков есть свои биометрические системы. Например, Сбербанк к декабрю 2018 года собрал миллионы образцов биометрических данных клиентов —  в десятки раз больше, чем государственная биометрическая база ЦБ и «Ростелекома».

«Ростелеком« предлагал правительству Москвы использовать биометрическую идентификацию для оплаты проезда в общественном транспорте еще в 2017 году, говорил президент компании Михаил Осеевский.

«Человек входит в общественный транспорт, у него нет никаких карточек, он ничего никуда не прикладывает: прямо по его образу идентифицируется, кто вошел, и со счета в специализированной системе списываются деньги», — описывал он, отмечая, что технология обеспечит большую проходимость в транспорте.

В прошлом году тестировать новый способ оплаты начал крупнейший оператор электричек в России — Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК).

«Для одной из работниц, обслуживавших турникеты, эксперимент стал неожиданностью : когда она увидела, как перед пассажиром открылся турникет, хотя тот вроде бы и не использовал средства оплаты, она решила перекреститься», — описывали «Ведомости» со ссылкой на гендиректора компании Максима Дьяконова.

А в конце марта — начале апреля  на станции «Октябрьское Поле» появились новые камеры — они расположены на стойках турникетов на уровне лица взрослого человека, сообщал РБК. Источник издания говорил, что на станции тестируются алгоритмы биометрической идентификации, а в проекте участвует компания VisionLabs. Гендиректор компании Александр Ханин это подтвердил.

VisionLabs — резидент «Сколково», ее основной продукт — платформа распознавания лиц, которая в реальном времени идентифицирует людей, сравнивая их с изображениями в различных базах данных.

 Говорить о том, что такие камеры будут использоваться для оплаты проезда в метро и появятся на всех турникетах, пока преждевременно, заявила тогда пресс-служба Московского метрополитена «Российской газете».

Face Pay пропустит в метро | ComNews

Об этом вчера, 18 января 2021 г., сообщил ТАСС заммэра Москвы, руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. «В этом году мы планируем запустить оплату по лицу пассажира. На тесте совершали уже 2000 успешных проходов.

Параллельно работаем над реализацией платежей по лицу в кассах московского метро», — сказал Ликсутов. Он подчеркнул, что обязательной такая оплата не станет, но опция будет предложена пассажирам. 18 сентября 2020 г.

Максим Ликсутов сообщал, что турникеты с функцией оплаты проезда Face Pay появятся на каждой станции московского метрополитена весной 2021 г. «Это будет точно в следующем году.

Уже сейчас на своих сотрудниках мы тестируем эту систему с двумя крупными российскими банками, у них уже есть система по распознаванию лиц», — сообщал тогда Максим Ликсутов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, столичный метрополитен даст только инфраструктуру, связанную с биометрией, а персональные платежные данные хранятся в банках.

В пресс-службе Московского метрополитена корреспонденту ComNews сказали, что дополнительные детали проекта рассказать пока не могут, но скоро про систему будет более подробное сообщение.

Ведущий эксперт по развитию инновационных решений STEP LOGIC Олег Овсянкин пояснил, что решение будет работать в инфраструктуре, созданной для системы видеонаблюдения и распознавания лиц в режиме реального времени.

«На турникетах разместят специальные видеокамеры, которые позволят проводить оплату по лицу, вероятнее всего, даже при наличии медицинской маски.

Для реализации решения потребуются большие вычислительные мощности, однако, учитывая, что тестирование системы распознавания лиц осенью прошло успешно, можно сделать вывод, что они у метрополитена есть, — рассказывает Олег Овсянкин корреспонденту ComNews.

— В Европе решения для оплаты на основе технологии распознавания лиц не распространены, так как нарушают европейские законы о защите персональных данных. Российские законодательные нормы позволяют использовать технологии распознавания лиц без установления личности человека, что делает возможным их применение в общественных местах».

Аналитик «Фридом Финанса» Евгений Миронюк сказал, что система распознавания лиц в метро, разработанная в партнерстве с проектом VisionLabs, технически не потребует значительных ресурсов на этапе эксплуатации.

«Функция Face Pay может быть подключена специалистами, занимающимися обслуживанием системы распознавания лиц в метро совместно с банковскими партнерами, то есть штатными сотрудниками этих организаций.

В плане оборудования терминалов оплаты могут использоваться дополнительные камеры, установка которых не является дорогостоящим мероприятием, даже с учетом масштабов московского метро», — уверен аналитик.

По данным компании «Техносерв», подобное решение с 2019 г. пилотируется в Китае.

Директор центра мультимедиа и ситуационных центров компании «Техносерв» Игорь Афонин считает, что, поскольку система распознавания лиц уже внедрена на многих станциях Московского метрополитена, запуск дополнительного сервиса не должен потребовать больших затрат.

«Интегрировать в систему оплаты еще один источник верификации не так сложно. Дополнительно понадобится либо доработка приложения для карты «Тройка», чтобы можно было подключить опцию FacePay и добавить свое лицо, как источник валидации, либо стационарные устройства с таким функционалом на станциях», — пояснил он.

Директор Института информационных технологий университета «Синергия» Станислав Косарев подтвердил: «В Китае вы можете своим лицом оплатить билет в автобусе или заказ в кафе. Для работы Face Pay нужна камера, которая сканирует лицо. Таким образом считываются ваши биометрические данные.

Если речь идет о метро, то вы просто подходите к турникету, смотрите в камеру, с вас списываются деньги за проезд, после чего вы идете дальше. Это быстро и удобно. У России нет никаких преград для использования этой технологии. Во-первых, в столичной подземке установлено больше 5000 камер, которые уже считывают лица.

Во-вторых, у нас есть Сбер, который в рамках этого проекта может участвовать в осуществлении транзакций. В-третьих, в России работает компания VisionLabs, которая является одним из лидеров обработки и анализа видеоинформации с камер. То есть вся инфраструктура уже готова. У метрополитена, конечно, хватит ресурсов на внедрение технологии Face Pay.

Вопрос в том, готовы ли к этому сами пассажиры метро? Будут ли они делиться своими биометрическими данными? Ведь технологию Face Pay невозможно массово использовать без них. Какой-то процент техноэнтузиастов побежит сдавать данные, но какой-то процент россиян отнесется к этому нововведению скептически.

Особенно на фоне тех утечек личных данных, которые мы, к сожалению, часто наблюдаем. Если руководство Московского метрополитена внедряет технологию Face Pay, то обязано максимально жестко охранять биометрические данные. Кстати, работа в этом направлении идет на законодательном уровне.

Мы ждем принятия закона об ужесточении наказания за утечку личных данных: штрафы для юридических лиц планируется увеличить кратно, а в некоторых случаях для юрлиц будет предусмотрена уголовная ответственность», — рассказал Станислав Косарев.

Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов напомнил, что еще в сентябре 2020 г. Сбер представил банкоматы, которыми можно пользоваться без карточки с распознаванием по лицу. «Аналогичный способ входа — face ID, отпечаток пальца и т.д. — давно реализован в мобильных устройствах.

Так что технология вполне работоспособная, кроме того, внедряя подобную систему идентификации пользователей, различные ведомства могут достигать некоторых целей федерального проекта «Искусственный интеллект».

Реализация проекта состоит из серверной части, включая разработку ПО, и периферийной, к которой относится закупка специальных турникетов и организация связи со станциями метро. Стоимость серверной части в зависимости от функциональности можно оценить в 100-300 млн руб.

Если говорится, что проведено 2000 тестовых проходов, то она уже частично работоспособна, и финансовые инвестиции сделаны. Инвестиции в периферийную часть можно планировать в рамках присоединения различных станций и текущего бюджета», — прокомментировал Андрей Шолохов.

Руководитель проектов по видеоаналитике ИТ-компании «Крок» Татьяна Павлова рассказала, что в 2020 г. в Москве были открыты первые рестораны быстрого питания с функциями распознавания лиц. «Клиенты фастфуда самостоятельно получали предоплаченные заказы на напитки у кофемашин, которые узнавали клиентов по лицу — без контакта с сотрудником ресторана или предъявления документов об оплате.

В базовое аппаратное дооснащение станций войдут камеры или терминалы со встроенными камерами, вычислительные модули для обработки исходных данных на узле и передачи на сервер, каналы связи и средства их защиты. В состав платформы могут в том числе войти сервисы по идентификации лиц с одновременным применением биометрических алгоритмов нескольких поставщиков», — объяснила Татьяна Павлова.

Руководитель отдела Data Science компании «Иннодата» Леонид Казаков отметил, что обучение нейросети для минимизации ошибок распознавания лиц, даже в не слишком хороших условиях (например, плохое освещение в метро) — задача вполне решаемая.

«Серьезных проблем, связанных с невозможностью прохода зарегистрированного в системе пассажира, не ожидается. Погрешности существующих на рынке решений распознавания лиц не превышают десятых долей процента.

Дополнительные ресурсы для хранения информации в рамках Face Pay потребуются, но их объем не принципиально расширит уже имеющуюся ИТ-инфраструктуру. Информация хранится в виде компактных hash-значений», — рассказал Леонид Казаков.

Специалисты по безопасности в основном положительно оценивают систему Face Pay. Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что пока больше всего вопросов вызывает безопасность биометрической информации, которая будет использоваться для оплаты в московском метро.

«Риски утечек из биометрических баз существуют, даже несмотря на самые современные системы защиты с использованием средств шифрования. Нельзя исключать мошеннического использования биометрических данных, в том числе с помощью технологий deepfake, которые стремительно развиваются.

В то же время риски утечек платежных данных на стороне метрополитена практически исключены, поскольку за эту информацию отвечают банки, — говорит Андрей Арсентьев.

— Развитие системы распознавания лиц в метро и ее интеграция с Face Pay в не самом отдаленном будущем могут позволить перейти на более гибкие формы оплаты проезда — например, по количеству станций, которые проехал пассажир, и пересадок».

Директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов считает, что основные риски использования биометрии связаны с дистанционным обслуживанием, когда человеку приписывается некоторое действие.

«Это действие подтверждается фотографией, якобы собственноручно присланной человеком, изображенным на фотографии, а на самом деле — не известно кем.

В данном же случае мы видим пример правильного использования биометрии: источник изображения — именно тот, кто оплачивает проезд на кассе или в момент прохода через турникет, и все элементы системы распознавания, от камеры до сервера авторизации, контролируются системой оплаты проезда.

В таких условиях злоумышленнику практически невозможно выдать себя за кого-то другого. Остается возможность случайных совпадений, но вероятность такого события крайне низка, а размер возможных потерь — стоимость поездки в метро — сравнительно мала», — объяснил Дмитрий Кузнецов.

Ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов считает важным, чтобы при создании системы, которая будет обращаться к базе с биометрическими данными, кибербезопасность закладывалась в основу.

«Однако если соблюдены все меры безопасности по хранению и обработке такой информации, то любые биометрические данные хранятся не как изображения, а в виде числового кода, который получается в результате анализа этих данных по определенным алгоритмам.

Таким образом, даже в случае утечки, этот код не позволит злоумышленникам проводить какие-либо операции.

ПО, которое позволяет распознавать людей по биометрическим данным, пока не защищено от ошибок, поэтому традиционно финансовые организации ограничиваются использованием подобных данных только в качестве второго фактора при проведении операции. Скорее всего, если система не распознает лицо, то человека попросят подтвердить платеж другим способом», — прокомментировал Сергей Голованов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *