В третьем квартале 2019 года порядка 30% жалоб были признаны обоснованными. С условиями обжалования можно ознакомиться в законе о контрактной системе. Все жалобы и результаты их рассмотрения размещаются на официальном сайте.
Но не все поставщики знают свои права и как отстаивать свои интересы. Подача жалобы в антимонопольную службу – важная часть закупочного процесса. Если явно нарушаются ваши права, направляйте жалобу в ФАС. О том, как это сделать, рассказываем в статье и даем несложное руководство к действию. Жаловаться можно не только на заказчика, но и на оператора ЭТП.
На что и когда жаловаться?
Для начала разберемся в терминологии:
Обжалование результатов размещения — обращение в государственные органы власти и управления, уполномоченные на рассмотрение спорных ситуаций. К таким органам относятся: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует сферу госзаказа и согласует применение закрытых способов отбора. Полномочия ведомства в основном распространяются на закупочные мероприятия, рассмотрение жалоб, проведение проверок и привлечение участников к административной ответственности.
Законодательство дает четкие сроки, в которые участник может направить жалобу в ФАС. Сделать это он должен до подписания контракта. После того, как сроки выйдут, действия заказчика или оператора ЭТП можно будет обжаловать только в арбитражном суде.
До окончания сроков подачи заявок
Жалоба на заказчика:
- На положения документации. Например, если формулировки препятствуют или делают невозможной подачу заявки, составленной по всем требованиям.
- На содержание проекта контракта. Например, когда указываются сроки исполнения обязательств, в которые физически невозможно уложиться. На такую уловку идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» исполнителя.
- Жалобу вправе направить любая компания до того, как все заявки были поданы.
- После рассмотрения заявок
- Жалоба на заказчика:
- При необоснованном отклонении заявки.
- При нарушениях в содержании протоколов заседаний комиссии.
- Когда прослеживается незаконная договоренность между заказчиком и победителем, и ее можно доказать. Например, на одну закупку подали заявки несколько организаций, но все они оформлены на одно и то же лицо.
- Жаловаться вправе только подавший заявку участник — в 5-дневный срок после даты публикации протокола закупки.
- Проведение электронной закупки
- Жалоба на оператора ЭТП:
- на «торможение» площадки во время торгов;
- когда не вовремя предоставлены или размещены документы;
- на действия/бездействия, связанные с аккредитацией участника.
Жаловаться вправе только подавший заявку участник в 30-дневный срок со дня обжалуемых действий.
С 01.01.2020 г. стала доступна функция записи всех действий на ЭТП с помощью «Независимого регистратора».
Куда обращаться?
- На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное ведомство ФАС (УФАС).
- На действия оператора ЭТП — в федеральное ведомство ФАС.
Ничего страшного не случится, если вы подадите жалобу не в тот территориальный орган. Ее в течение 1 рабочего дня перенаправят в соответствующее территориальное отделение ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 г. № 727/14).
Если решение ФАС вас не устроило, а договор уже заключен, обращайтесь с иском в Арбитражный суд.
Как оформить и подать документ?
Перед тем, как подать жалобу:
- Воспользуйтесь на этапе подачи заявки возможностью направить организатору запрос на разъяснения любого положения закупочной документации. Может быть, эта мера поможет избежать споров, и необходимые ответы будут получены через эту форму.
- Проверьте, не подал ли другой участник жалобу на эти же действия заказчика или оператора площадки, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.
Оформление жалобы
Требования к содержанию жалобы изложены в п.8 ст.105 44-ФЗ. В документ должны быть включены следующие сведения:
Вводная часть:
- Лица, на которые жалуется участник (заказчик, оператор ЭТП, ответственный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, контакты.
- Заявитель: наименование и место нахождения для юрлица, ФИО и место жительства для физлица, почтовый адрес, адрес электронной почты, контакты.
- Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба непосредственно касается с закупки.
Описательная и доказательная часть:
- Неправомерные действия, доводы и доказательства жалобы (ссылки, приказы, судебная практика и т.д.)
- Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.
- Результативная часть:
- В жалобе можно сформулировать свои ожидания, какой результат ждете от заказчика.
- Например:
- скорректировать некоторые моменты в закупочной документации;
- отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения);
- отменить протокол рассмотрения заявок;
- приостановить заключение договора с победителем.
Подача жалобы в УФАС или ФАС
Подать жалобу можно следующими способами:
- по почте;
- доставить лично самому;
- доставка курьером под расписку;
- через многофункциональный центр (МФЦ);
- через портал Госуслуг;
- в некоторые УФАС обратиться можно по email, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес электронной почты лучше уточнить по телефону. А после отправки узнайте, был ли получен документ, и какой номер ему присвоен.
Жалобу можно отозвать, если контрольное ведомство не успело принять по ней решение. Но подать жалобу во второй раз на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается так же, как и была подана (письмом, курьером, лично, по email).
Важный момент! ФАС может возвратить жалобу, отправленную позже установленного срока.
Образец жалобы по 44-ФЗ:
Решение по жалобе
У комиссии есть 2 рабочих дня на то, чтобы принять или вернуть жалобу, опубликовать информацию на официальном сайте и сообщить об этом заинтересованным лицам. Если жалоба принята, то в течение 5-ти рабочих дней решение появится в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.
- Также для мониторинга пользуйтесь реестром жалоб в ЕИС.
- Жалоба не принята
- Причины отказа:
- жалоба составлена некорректно;
- не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены документально;
- вышли сроки для подачи жалобы;
- по жалобе уже вынесено судебное решение или контрольного ведомства (если вас опередил другой участник закупки).
- Участник вправе жаловаться повторно после устранения ошибок в содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
- Жалоба принята и признана обоснованной
- На официальном сайте вместе с решением можно найти вынесенное заказчику предписание, например:
- внести изменения в закупочную документацию;
- отменить протокол подведения итогов;
- отменить итоги торгов.
В редких случаях предписание не выносится. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения исполнителя или договор с победителем уже подписан.
Жалоба принята и признана необоснованной
Вынесенное решение публикуется на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся положения на законодательство, на которые ссылалась комиссия. На обжалование в суде решения комиссии дается 3 месяца.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в антимонопольную службу, лучше подыщите для себя другую закупку и у другого заказчика.
Сроки для обжалования
Знать эти временные промежутки важно. Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд. Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте.
Ознакомьтесь с таблицей ниже:
Что обжалуется? | Кто может обжаловать? | Сроки |
Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок. | Любой участник, общественное объединение. | До конца срока подачи заявок. |
Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок. | Только участник, направивший заявку. | В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола. |
Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки. | Только участник, направивший заявку. | В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола. |
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. | ||
Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. | Участник, с которым заключается контракт. | До совершения сделки |
Порядок аккредитации оператором ЭТП. | Заявитель | 30 дней от даты отказа. |
Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП. | Участник закупки | 5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона. |
Заключение
Ключевой задачей федеральных антимонопольных ведомств является контроль принципа свободной конкуренции. Наиболее охотно ФАС рассматривает случаи:
- когда заказчик злоупотребляет своим положением;
- завышаются цены путем сговора сторон;
- лояльное отношение к одному участнику в ущерб остальным;
- навязывание дополнительных услуг;
- нарушение закона о рекламе.
В сфере госзаказа самыми распространенными причинами подачи жалобы являются ошибки в закупочной документации и незаконные действия организатора.
К сбору пакета документации следует отнестись со всей строгостью и ответственностью. Ваши ошибки сыграют против вас и будут на руку вашему оппоненту. А процесс рассмотрения растянется во времени.
- Жалоба в ФАС должна быть подготовлена грамотно и без спешки.
- Если мы говорим о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя организации и подписывается личной подписью либо ЭЦП.
- Вместе с жалобой следует направлять документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
- В тексте обращения нужно ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие вашу точку зрения.
- Помните об информации о вас или об организации.
Вам также может понравиться
Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ
«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»
Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).
Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.
Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.
Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.
Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:
- жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
- жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
- если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
- жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
- жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.
Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.
- Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).
- К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.
- К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.
- В жалобе необходимо прописывать:
- номер извещения о закупке на официальном сайте;
- информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
- обжалуемые действия заказчика;
- список прилагаемых документов.
Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.
Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:
- доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
- желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.
В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю.
Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.
Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ
Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры.
Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать.
Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.
Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.
По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:
- признание жалобы необоснованной;
- признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.
К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.
Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям.
Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика.
При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки.
Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.
Хотелось бы привести несколько примеров из практики:
- Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.
Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.
Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.
- Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.
Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса.
Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе.
ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований…», так как не зарегистрирован в установленном порядке.
По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.
- Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.
Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены.
Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.
Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта.
Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки.
Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.
Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ
Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.
Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений.
Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.
- Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.
- Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
- Дополнительно в заявлении указывают:
- название территориального УФАС;
- название, номер, дата решения по жалобе;
- ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
- законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
- требование о признании решения недействительным.
К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.
В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления.
Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.
Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.
В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to08@fas.gov.ru
Благодарю всех за внимание.
Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать
Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу
- статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
- Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
- Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как составить жалобу — рассмотрим в инструкции «Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»
Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:
- данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
- тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
- указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
- указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.
Пример
При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:
- во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
- во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
- в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.
Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.
Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.
Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика.
Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России.
В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.
Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:
- приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
- провести внеплановую проверку (в любом случае);
- выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.
Какие документы прикладывать к жалобе
Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?
Как минимум, к жалобе нужно приложить:
- доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
- документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.
При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).
Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).
Срок подачи жалобы
Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
- Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
а) в ЕИС:
- протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
- протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
- протокола запроса предложений,
б) на электронной площадке:
- протокола подведения результатов электронного аукциона
3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.
4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.
По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.
Сроки рассмотрения жалобы
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).
Жалоба на действия заказчика
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров
ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов
РЕШЕНИЕ № 08-01-46
21 февраля 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
- по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
- «…» — зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
- «…» — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;
- «…» — специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,
- в отсутствие представителей подателя жалобы – индивидуального предпринимателя «…» (далее — ИП «…») — на заседание комиссии не явились, уведомлена надлежащим образом,
в присутствии представителя заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт горного дела им. Н.А. Чинакала Сибирского отделения Российской академии наук (далее — ИГД СО РАН) – «…» (по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП «…» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании административного корпуса ИГД СО РАН с заменой существующего пассажирского лифта (извещение № 0351100014317000027), начальная (максимальная) цена контракта 3 076 000 руб. 00 коп.
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилась ИП «…» с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании административного корпуса ИГД СО РАН с заменой существующего пассажирского лифта.
Суть жалобы
ИП «…» заключается в следующем.
По мнению подателя жалобы, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей технологии производства, испытаний товара, химического состава и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также дана ссылка на соответствие товаров, материалов, используемых при выполнении работ, определенным ГОСТ. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так, в перечне товаров, используемых при выполнении работ, сведения о которых требуется представить в составе заявки, установлены характеристики товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, в том числе, по краске водоэмульсионной, грунтовке, аналогичные требования установлены и по другим позициям требуемых к поставке товаров.
Установление заказчиком требований
к характеристикам вышеуказанных материалов не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Данная позиция изложена в п.3 письма ФАС России от 01.07.
2016 № ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
С учетом изложенного, податель жалобы считает, что действия заказчика неправомерны, необоснованны и нарушают законные интересы участников закупки, в том числе, ИП «…», а также приводят к ограничению доступа к участию в данном электронном аукционе.
От заказчика на жалобу
ИП «…» поступили следующие возражения.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст.
33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Довод жалобы заказчик считает необоснованным, так как в описании технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателей. Так в п.
18 информационной карты аукциона указано, что при описании характеристик товара (материала) (показателей для определения соответствия) участник размещения заказа вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара (материала).
ИП «…» в своей жалобе указала, что невозможно на этапе подачи заявки представить сведения о значениях используемых при описании материалов показателей без проведения соответствующих испытаний. Однако заказчик считает, что доводы заявителя основаны на субъективных суждениях.
Скопированные в жалобу отдельные положения документации о закупке, по мнению заказчика, не являются подтверждением доводов заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе.
Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены заказчиком в документации об электронном аукционе, не представляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. Заказчик обратил внимание, что информацию о данных материалах можно найти также в сети Интернет на сайтах поставщиков.
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.33
Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Фас россии в своем письме от 01.07.2016 №иа/44536/16
указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Исходя из изложенного, письмо ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 касается вопросов установления требований к составу заявок, а не вопросов установления требований к показателям товаров.
Как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, требования описать такие значения могут привести к ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении требований к товарам в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней значений конкретных показателей, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний.
При этом, требования, установленные в инструкции по заполнению первой части заявки, не обязывают участников представлять в своих заявках по таким характеристикам конкретные значения.
Так в инструкции установлено, что не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара указывать: «не более», «не менее», «не хуже», «или», «соответствует», «в полном соответствии» и тому подобное, при этом, при описании характеристик товара (материала) (показателей для определения соответствия) участник размещения заказа вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара (материала). Таким образом, заказчик не требует указания конкретных значений по характеристикам, которые могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний по таким позициям как краска водоэмульсионная, грунтовка, и по ряду других позиций.
Комиссия УФАС России
считает, что заказчик, установив данные требования таким образом, не нарушил п.1 ч.1 ст.33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.
99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В п. 16 информационной карты электронного аукциона заказчик установил запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.
2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории российской федерации организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено».