Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Статья актуальна на 1 января 2020

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок. 

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на плоащдках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442). 

Обеспечение исполнения заявки и контракта

  • 44-ФЗ
  • Обеспечение заявки
  • Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.

Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе. 

  1. Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
  2. Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
  3. Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. 

Обеспечение контракта 

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке. 

Стоимость участия 

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ в 2021 году

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Многих интересует вопрос, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ как основные законы, регулирующие тендерные процедуры.

Ниже вы можете ознакомиться с таблицей, в которой приведен анализ некоторых сходных черт, а также в чем заключается разница между двумя законами о закупках – 44 ФЗ и 223 ФЗ в 2021 году.

  44-ФЗ   223-ФЗ
                                                                                  Для чего нужны данные законы
  — Чтобы регулировать проведение закупок с целью         обеспечения государственных и муниципальных нужд (прежде всего,    речь идет о расходовании бюджетных средств)  — Также для закупок услуг по проведению обязательного аудита согласно ч. 4 ст. 5 Закона 307-ФЗ Для осуществления закупочной деятельности корпоративными (коммерческими) заказчиками
                                                Какие организации являются заказчиками (организаторами закупок)
  — Государственные заказчики(государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управлениягосударственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение)
  • — Муниципальные заказчики
  • (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение)
  • — Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (в определенных законом случаях)
  • — Заказчики, указанные в законе 223-ФЗ, в случае отсутствия Положения о закупке
  • капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%- Дочки и внучки указанных выше организаций
  • — Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (в определенных законом случаях: за счет грантов, в качестве исполнителя по контракту, за счет собственных средств)
  • — Федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых определяется Правительством РФ
Читайте также:  Правила и образец исправления ошибок в больничном листе работодателем

— Гос. корпорации, гос. компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставномПринцип действияРегламентирует непосредственно или принимаемыми в соответствии с ним дополнительными правовыми актами все аспекты осуществления закупочной деятельности заказчиков.Носит рамочный характер, регламентирует только некоторые нюансы закупочной деятельности, большинство вопросов заказчики детализируют самостоятельно в своем Положении о закупке (локальном правовом акте, являющемся основным документом, определяющем правила закупок конкретной

организации).Для бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий могут утверждаться типовые положения о закупке.

Кто может участвовать в тендерах- Любое юридическое лицо, за исключением офшорных компаний

  1. — Любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
  2. Для участия необходимо пройти регистрацию в ЕРУЗ (едином реестре участников закупок в ЕИС).

  3. Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства (МП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), должны осуществлять все заказчики для выполнения
  4. установленного законом норматива.
  5. Отчет по итогам года составляется и размещается в Единой информационной системе (ЕИС) всеми заказчиками.

  6. Требования к участникам, которые заказчик вправе установить, определены законом 44-ФЗ.
  7. числе ИП или несколько ИП, выступающих на стороне одного участника закупки.
  8. Для участия необходимо пройти аккредитацию на ЭТП (электронной площадке).

  9. Для участия в закупках, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо пройти регистрацию в ЕРУЗ.
  10. Закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, должны и вправе осуществлять только конкретные заказчики, критерии которых установлены в ПП РФ 1352.

  11. Отчет о таких закупках размещают по итогам года только данные конкретные заказчики.

— Любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала- Любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том

Возможные требования к участникам заказчики устанавливают самостоятельно в Положении о закупке. В документации можно указывать только те требования, которые предусмотрены Положением.

Способы закупочных процедурКонкурентные способы:

  • — конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
  • Победителем в конкурсе является участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по установленным в документации критериям – ценовым и неценовым (качество товара, квалификация участника). Заявки на участие
  • принимаются минимум 15 рабочих дней.
  • — аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).
  • В аукционе побеждает тот, кто предложит наименьшую цену контракта при условии соответствия установленным требованиям.
  • В большинстве случаев срок закупки составляет минимум 7 дней.

— запрос котировок (упрощенный аналог аукциона, побеждает участник с наименьшей предложенной ценой). Минимальный срок проведения закупки составляет 5 рабочих дней.

  1. — запрос предложений (упрощенный вариант конкурса, применяется очень ограниченно, например, после одностороннего расторжения контракта или признания несостоявшимся повторного конкурса). Срок проведения
  2. закупки составляет не менее 5 дней.
  3. Все закупки по 44 ФЗ могут проводиться в настоящее время только в электронной форме на электронных площадках, перечень которых утверждается Правительством РФ.
  4. Выбор способа определяется исключительно законом 44-ФЗ.
  5. Неконкурентный способ:
  6. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть напрямую у определенной организации.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у ЕП, установлен законом (напр. коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков).

Конкурентные способы:

  • — торги (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый
  • запрос предложений);
  • Минимальные сроки стандартных закупок (в которых могут участвовать любые лица) по 223 ФЗ по некоторым способам отличаются от сроков, установленных 44 ФЗ, а по некоторым являются идентичными:
  • конкурс и аукцион – 15 дней,
  • запрос котировок – 5 рабочих дней,
  • запрос предложений – 7 рабочих дней.
  • — иные способы, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям к конкурентным процедурам.
  • Могут проводиться как в электронной, так и в бумажной форме, если это предусмотрено Положением.
  • В электронной форме должны закупаться товары, работы, услуги, перечень которых определен ПП РФ 616.
  • Выбор способа для конкретной закупки заказчик осуществляет самостоятельно в соответствии с Положением о закупке.
  • Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (такие закупки проводятся на площадках, используемых заказчиками по 44-ФЗ).
  • Неконкурентные способы:
  • — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
  • — иные, установленные Положением.
  • Случаи закупок у ЕП каждый заказчик определяет для себя в Положении о закупке.

Определение начальной цены контракта / договораНачальная (максимальная) цена контракта (то есть цена, с которой размещается закупка и которая снижается участниками в процессе тендера) должна определяться заказчиками с помощью применения определенных методов (чаще всего путем сбора и сравнения коммерческих предложений

нескольких потенциальных поставщиков).

Заказчики не должны объяснять, каким образом была сформирована начальная цена. Но обычно ее определению также предшествует сбор коммерческих предложений.

Заключение и изменение контракта / договораТребования к содержанию контракта определено 44-ФЗ (например, обязательно должны прописываться меры ответственности для заказчика и поставщика за нарушения контракта, устанавливаются порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг и т.д.

).Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме определенных в законе

случаев.

Договор заключается в соответствии с Положением о закупке и ГК РФ.

Допускается изменений любых условий договора, в том числе срока его исполнения.

Национальный режимСтатья 14 закона содержит обширный список НПА, устанавливающих запрет, ограничения или условия допуска иностранных товаров, работ, услуг.ПП РФ 925 установлен приоритет российских товаров, работ, услуг.

Для установления приоритета заказчики должны предусмотреть соответствующие нюансы в Положении о закупке.

Требования к образованию сотрудников заказчикаРаботники контрактной службы, контрактный управляющий заказчика должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Заказчики не должны создавать контрактную службу или иметь контрактного управляющего.

Специалисты, занимающиеся проведением закупок, не обязаны иметь какое-либо специальное образование.Ответственность за нарушения законодательстваСт. 7.29 – 7.32.1 КоАП РФ

  1. Предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках.
  2. Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ.

  3. Ответственности за нарушение собственного Положения о закупке на сегодняшний день нет.

Ст. 7.32.3 КоАП РФОбжалование закупокОсуществляется в соответствии со ст. 105 Закона 44-ФЗ.Осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, на основании приведенной таблицы можно сделать вывод, что 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют как определенные сходства, прежде всего, за счет постепенной унификации закона 223-ФЗ, так и существенные отличия.

Основная разница заключается в том, что закон 44-ФЗ регулируют полностью весь закупочный процесс заказчиков, не оставляя им каких-либо возможностей для собственных пожеланий, что обеспечивает неплохую защиту интересов участников тендеров. Кроме того, за малейшие нарушения заказчики и их сотрудники рискуют быть привлеченными к довольно существенной материальной ответственности.

Закон 223-ФЗ является на сегодняшний день весьма лояльным к заказчикам, позволяя им проводить закупки таким образом, каким удобно прежде всего им самим, благодаря разработке собственного Положения о закупке, а также небольшому числу и размеру штрафных санкций.

В результате участие в таких закупках является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз не только изучать Положение конкретного заказчика, но и соглашаться на определенные «правила игры» в виде порядка проведения процедур, требований к участникам, к составу заявок и т.д.

© Все права защищены.»Международный консалтинг в сфере закупок», 2014 — 2020 г.

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Защита прав работника при увольнении

Защита прав работников при увольнении Российское законодательство не сформулировало чётких и единых для всех сторон, норм. Поэтому, зачастую свободные действия,…

Читайте также:  Передаточный акт по договору купли-продажи квартиры

11 02 2021 0:37:38

Задолженность по алиментным выплатам. Как узнать?

Как узнать задолженность по алиментам через интернет? Разновидности должников и меры воздействия для взыскания долга по алиментам. Пошаговая инструкция доступных способов взыскания долга….

01 02 2021 23:59:46

Узнать трудовой стаж по снилс онлайн

Узнать размер пенсии онлайн по снилс Учет пенсионных прав в баллах c 0 года позволит эффективнее защищать Ваш пенсионный капитал. Для получения…

26 01 2021 12:22:29

Свидетельство об установлении отцовства. Образец документа

Свидетельство об установлении отцовства: что это за документ, кто может его получить, в каких ситуациях он требуется, основания для его получения, где получать, какая информация содержится в свидетельстве, образец документа….

25 01 2021 12:42:48

Коммерсант сведения о ликвидации

Публикация сведений о несостоятельности в газете Коммерсант Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.Знание базовых основ желательно, но…

11 01 2021 8:44:41

Простой по вине работника как оформить

ПроцеДypa оформления простоя Простой – это временная приостановка работ по причинам экономического (тяжелое материальное положение организации),…

26 12 2020 19:13:50

88003332757 чей номер

880077 чей номер Микрозаем от Смс Финанс доступен для для граждан из любого населённого пункта Российской Федерации. Займы наличными В прошлом году была…

08 12 2020 11:28:28

Индивидуально определенные вещи это

Индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками Индивидуально-определенными признаются вещи, обладающие особыми, только им присущими…

27 11 2020 14:54:23

Потерял полис омс как восстановить

Потерял полис омс как восстановить В статье ответим на вопрос «что делать, если страховой полис утерян?» Зачем нужна страховка Название удостоверения – «полис…

21 11 2020 20:35:21

Форма приказа об увольнении за прогул

Приказ об увольнении за прогул Расторжение трудового договора может произойти не только по желанию работника, но и по инициативе работодателя. Одной из…

16 11 2020 11:41:39

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

  • В чем главное отличие?
  • Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

44-ФЗ 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Кто поставщик
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Для кого могут установить преимущества
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Какими способами проводят закупки
  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
  • закупки у единственного поставщика.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

На каких площадках проводят электронные торги
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Финансовое обеспечение
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

Обеспечение заявки В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Стоимость участия в торгах
Победитель закупки платит площадке за победу:

  • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
  • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Антидемпинговые меры
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках.
Сроки проведения закупки
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Изменение и расторжение договора
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках.
Какие отчеты составляют заказчики
Госзаказчики размещают в ЕИС:

  • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
  • обоснования закупки у единственного поставщика,
  • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

  • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
  • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
  • годовые отчеты закупок среди МСП.
Обоснование цены
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
Требования к образованию сотрудников заказчика
  • При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
  • Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
  • Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
Можно ли жаловаться на заказчика
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

сравнение 44-фз и 223-фз 223-фз 44-фз

223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции.

223-ий закон создан для особых заказчиков:

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.

223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru.

Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям.

Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.

Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета.

Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ.

А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.

  • Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:
Федеральный закон №44-ФЗФедеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.
На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *