Рассмотрим третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников.
Способы закупок
Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.
В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:
Закупка у единственного поставщика | Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). |
Открытый конкурс | Участники присылают свои заявки в бумажном виде. Комиссия сравнивает цену и качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия. |
Конкурс с ограниченным участием | Заказчики используют этот способ редко и только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:
|
Двухэтапный конкурс | На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции. |
Закрытый конкурс | Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. Заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации. |
Закрытый конкурс с ограниченным участием | Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор. |
Закрытый двухэтапный конкурс | Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а только потом цену. |
Электронный аукцион | Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (58% всех закупок в 2016). Проходит в электронной форме на одной из 6 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП. Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт. |
Закрытый аукцион | Участники подают заявки в письменной форме и в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. |
Запрос котировок | Это простая и быстрая процедура. Участники присылают свои предложения в запечатанных конвертах. Победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год. |
Запрос предложений | Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей. |
Во всех видах конкурсах и закрытых аукционах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.
Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:
- ограничения в его применении,
- сроки проведения и другие параметры,
- НМЦ и отрасль закупки.
Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.
Совместные конкурсы и аукционы
Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:
- юридическую информацию о сторонах,
- сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
- порядок проведения закупок,
- перечень полномочий организатора,
- другую необходимую информацию.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.
Централизация закупок
Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.
В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.
При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.
Ограничения и преимущества поставщиков
Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.
Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.
Преимущества участникам
Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.
Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям
Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.
Заказчик может установить преимущество так:
- объявить закупку только среди СМП,
- потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.
В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.
Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 30 дней с даты подписания акта-приемки.
По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.
Требования к участникам
Единые требования
Поставщик может участвовать в закупке, если:
- организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
- не имеет задолженностей по налогам,
- у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
- за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
- нет аффилированности с заказчиком,
- обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
- не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
- не состоит в реестре недобросовестных поставщиков, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это в свободной форме. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.
Дополнительные требования
Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:
- финансовые ресурсы для исполнения контракта,
- право собственности на недвижимость и технику,
- опыт аналогичных работ,
- нужное количество квалифицированных специалистов.
Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.
Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.
Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:
- предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
- цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.
Централизованные закупки и особенности их проведения
Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.
Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.
Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.
Централизованные закупки по 44-ФЗ
- Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.
- Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.
- Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:
-
Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.
-
Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.
При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.
Централизованные закупки по 223-ФЗ
В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.
В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.
На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:
-
создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;
-
применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;
-
устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.
Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.
Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.
Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией
- Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
- Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.
- Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:
-
техническое задание;
-
рекомендуемая форма обоснования НМЦК;
-
проект договора;
-
типовая форма проведения тендера.
Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Специализированная организация проводит анализ этих заявок:
-
соответствие планам закупок;
-
проверка комплектности документов;
-
наличие в документах необходимых сведений;
-
соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.
После этого формируется проект извещения
Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.
В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:
-
принять рекомендации и внести изменения в заявку
-
или продолжить процедуру без изменений.
В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.
Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.
Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера
Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.
БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).
После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.
Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов
Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.
После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.
Преимущества и недостатки централизованных закупок
У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:
-
во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);
-
во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;
-
в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.
Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:
-
При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.
-
Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.
Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.
44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.
©ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки
Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).
Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.
Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.
Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса
Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:
- отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
- поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
- поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.
Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.
Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков
Какие закупки регулирует 44-ФЗ?
Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.
ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:
- закупки услуг у международных финансовых организаций;
- закупки услуг по государственной защите;
- закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
- закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
- закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- вопросы взимания платы за участие в закупках.
Как организована контрактная система
Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.
Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.
В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.
ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.
По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.
Какими способами осуществляются госзакупки
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
- Единая электронная торговая площадка;
- Российский аукционный дом;
- ТЭК — Торг;
- Электронные торговые системы;
- Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
- РТС — тендер;
- Электронная торговая площадка ГПБ.
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Электронный аукцион
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Открытый конкурс
Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме
Запрос котировок
Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).
Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.
Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).
После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.
Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Особенности централизованных закупок
Централизованные закупки — это вид закупочной деятельности, при котором один орган государственной власти наделяется полномочиями приобретать товары, заказывать работы и услуги, необходимые одновременно нескольким государственным заказчикам с целью дальнейшей их передачи искомым заказчикам.
Проведение закупок в централизованном порядке позволяет существенно снизить стоимость ТРУ, а также снижает нагрузку на самих заказчиков, поскольку обязанность по подготовке и ведению документооборота полностью ложится на уполномоченный орган.
Условно централизация может быть разделена на два вида: базовую и расширенную.
- В первом случае уполномоченный орган занимается непосредственно организационной и административной работой, а определение НМЦК, обоснование закупки, определение существенных условий и подписание контракта остаются обязанностью заказчика.
- Во втором случае центр может взять на себя все обязанности по проведению тендера вплоть до приёмки ТРУ.
Разделение обязанностей может проводиться и иными способами — суть разделения заключается в том, кто исполняет основные этапы процедуры.
Централизация закупок может проводиться как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.
Отличие заключается в том, что для 44-ФЗ статьёй 26 определено, что организация, осуществляющая централизацию, и государственные заказчики должны находиться на одном уровне: федеральном, муниципальном и т. д.
Для 223-ФЗ такого ограничения нет. Кроме того в качестве центра могут выступать в том числе и отдельные корпорации.
Решение об осуществлении полномочий заказчика централизованным органом принимается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта, органом местного самоуправления соответственно.
Полномочия заказчика при осуществлении централизованных закупок определяются Президентом или Правительством РФ — для федеральных закупок, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, местной администрацией — для закупок регионального и муниципального уровней.
Порядок организации
Отличие централизованной закупки от децентрализованной заключается в том, что при организации торгов без участия уполномоченного органа заказчик создаёт внутренний уполномоченный комитет по закупкам (или назначает конкурсного управляющего) и участвует в торгах полностью самостоятельно: оформляет документы, связывается с поставщиками, производит экспертизу и приём результатов исполнения контракта и т. д.
В целях централизации уполномоченный орган должен принять решение о создании или предоставлении существующему органу необходимых полномочий, в связи с чем принимается соответствующее решение. В этом же документе излагается ряд обязанностей, которые будет выполнять центр.
Осуществление централизованной закупки проходит следующие этапы:
- Обоснование потребности. В зависимости от вида централизованной закупки, этим может заниматься как центр, так и сам поставщик.
- Определение технических характеристик, количества ТРУ, иных существенных условий поставки.
- Поиск поставщиков. Этот этап полностью возлагается на уполномоченный орган.
- Ранжирование поставщиков от наиболее подходящего к наименее подходящему в зависимости от предлагаемых условий и цены.
- Заключение контракта на поставку.
- Контроль и учёт поставки ТРУ.
Контроль за результатами может осуществляться как силами заказчика, так и силами уполномоченной организации — в зависимости от того, какими полномочиями был наделён центр.
Плюсы и минусы
Использование централизованных закупок существенно экономит время и силы заказчика на выбор поставщика и организацию торгов. Кроме того, в зависимости от степени централизации, заказчик может быть полностью или частично избавлен от необходимости составления документов и ведения документооборота с поставщиком.
Поскольку уполномоченным органом по централизации может быть выбран только орган, обладающий высокой квалификацией в указанной области, заказчику не придётся беспокоиться за правильность проведения каждого отдельного этапа торгов.
Однако, помимо плюсов есть и минусы — это увеличенный срок процедуры, поиска поставщика и получения заказчиком необходимых ему ТРУ.
В связи с этим возникает необходимость тщательного планирования централизованных закупок для того, чтобы нужды организации были удовлетворены вовремя.
Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?
Централизованные закупки по 44-ФЗ имеют ряд черт, характерных только для этого способа организации торгов. Об особенностях их проведения и расскажет наша статья. Также из нее вы узнаете о преимуществах и недостатках таких торгов по сравнению с закупками, совершаемыми в обычном порядке.
Централизованные закупки (сущность, порядок организации и проведения), функции контрактной службы заказчика
Централизованные закупки — это способ организации торгов, при котором деятельность, направленную на выбор исполнителей условий контракта, осуществляет уполномоченный государственный орган, а не сам заказчик.
Порядок функционирования института централизованных закупок установлен положениями ст. 26 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44. На государственном или муниципальном уровне создается уполномоченный орган, который осуществляет работу по определению исполнителя условий контракта. В некоторых случаях указанные полномочия передаются уже существующим госорганам.
Несмотря на то что, в соответствии с ФЗ № 44, уполномоченный орган наделен правом самостоятельного определения подрядчика, он не может:
- определять условия контракта;
- устанавливать начальную цену для ведения торгов;
- выполнять обоснование проведенной закупки.
- подписывать контракты.
Указанный функционал закрепляется за контрактной службой заказчика даже в том случае, если закупка является централизованной.
Преимущества и недостатки централизованных закупок в сравнении с децентрализованными
Основываясь на практических результатах деятельности уполномоченных государственных органов, можно выделить следующие плюсы и минусы централизованных закупок:
- Плюсы:
- экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
- высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличие у них узкоспециализированных знаний позволяет достичь максимального эффекта от проведения закупки;
- упрощение процедуры проведения государственного контроля при организации и осуществлении торгов.
- Минусы:
- объединение схожих нужд заказчиков в единую закупку влечет за собой существенное увеличение объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта (этот фактор становится причиной для отказа многих потенциальных исполнителей от участия в торгах, что влечет за собой снижение уровня конкуренции между участниками);
- увеличение срока исполнения закупок.
Таким образом, централизация закупок, предусмотренная положениями ФЗ № 44, позволяет снизить нагрузку на заказчиков и усилить государственный контроль за проведением закупок, но в то же время может повлечь за собой снижение уровня конкуренции и увеличение срока проведения торгов для отдельных заказчиков.
Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, и для кого они нужны
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Почему возникла потребность в централизации закупок
- Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ
- Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
- Как подготовить и провести закупку для централизованной организации
Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Это способ проведения торгов, предусматривающий определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.
Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. Рассмотрим в статье понятие централизованных закупок, их плюсы и минусы.
Почему возникла потребность в централизации закупок
jpg»>
Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе».
Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.
Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:
- Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
- Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.
Рассмотрим более подробно, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Как уже упоминалось, при данном методе предполагается объединение закупочных процедур по какому-то критерию.
При этом все фактические действия осуществляет один специально уполномоченный орган либо приобретающий наибольший объем покупатель.
В результате уменьшается количество проводимых процедур, а также сокращаются сроки выполнения заключенных договоров.
Централизация проводится по нормам, указанным в ст. 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Там же прописан подробный порядок определения прав и обязанностей для уполномоченных органов, занимающихся осуществлением централизованных закупок.
Несмотря на преимущества централизованного приобретения продукции, государственные закупки в России обычно проводятся децентрализованно. В этом случае покупатель полностью самостоятельно занимается процедурой закупки и активно в ней участвует. Это позволяет заказчику проконтролировать ее соответствие решаемым задачам.
Децентрализация предполагает, что каждый отдельный заказчик осуществляет закупочную деятельность для собственных целей без участия уполномоченных органов. При этом в организации создается закупочный комитет либо назначается конкурсный управляющий.
Тем не менее децентрализованная закупочная деятельность имеет и некоторые минусы. Например, для подрядчиков такие процедуры не слишком привлекательны.
Это связано с тем, что расходы на оформление необходимых документов и участие в торгах иногда почти равны возможной прибыли от контракта.
Подрядчик обязан создать комитет по закупочной деятельности, в который необходимо включить минимум пять человек. При этом не имеет значения общее количество сотрудников организации.
Также такая процедура влечет за собой дополнительные денежные расходы на зарплату персоналу, расширение штата, прохождение сотрудниками обучения в сфере закупочной деятельности.
С тем, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, мы уже разобрались. Теперь рассмотрим причины, по которым лучше закупать товары, работы и услуги централизованно.
Среди достоинств данного способа следующие:
- Процедура выбора подрядчика становится значительно проще. Это связано с тем, что частично, а иногда и полностью, данные функции передаются уполномоченному органу.
- Экономятся финансовые средства, полученные из бюджета. Предложенная продавцом цена может быть значительно ниже, чем при децентрализованном методе. Причиной этому является покупка уполномоченным органом большого объема продукции.
- Заказчик получает максимальную пользу. Закупочная процедура проводится с четким соблюдением всех законодательных норм, поскольку уполномоченный орган представляет специалист высокой квалификации.
Минусами централизованного приобретения товаров, работ или услуг считаются следующие моменты:
- Закупая что-либо централизованно, заказчик сталкивается с более длительным сроком выполнения договора. Это связано с большими объемами приобретаемых товаров, работ или услуг, чем при обычном тендере. Даже несмотря на существенную экономию, такой вариант иногда не подходит покупателю.
- Круг возможных поставщиков значительно сужается из-за размера заказа. Конкуренция при этом намного меньше, поскольку для маленьких фирм выполнение подобных договоров попросту невозможно.
- Процедура централизованного приобретения товаров, работ или услуг во многом схожа с совместными закупками.
В практической деятельности централизованные и децентрализованные закупки достаточно часто реализуются совместно. К примеру, централизованный способ подходит для сложных закупок, которые проводятся в форме аукциона или конкурса. Для простых закупок, таких как запрос котировок и предложений или приобретение товара у одного поставщика, уместна децентрализованная процедура.
Вышеуказанная схема используется некоторыми государственными и муниципальными органами. В частности, администрации Архангельской, Владимирской, Костромской, Калининградской областей применяют смешанную процедуру для приобретения товаров, работ и услуг, требующихся для их непосредственной деятельности.
В некоторых случаях метод проведения закупочной схемы выбирается исходя из договорной цены. Так, в Санкт-Петербурге при цене контракта свыше 50 миллионов рублей процедура проводится централизованно, при меньшей цене заказчик самостоятельно занимается оформлением.
Как видим, закупочная деятельность для государственных и муниципальных заказчиков может осуществляться или централизованно, или децентрализованно. При этом оба эти способа имеют как свои плюсы, так и минусы.
Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.
Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.
В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.
В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ).
На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик.
Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.
Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью.
Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов.
Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.
Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.
Как подготовить и провести закупку для централизованной организации
Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ мы подробно рассмотрели в предыдущих разделах. Теперь важно разобраться, как их правильно организовать.
Работа специальной централизованной организации, занимающейся закупочной деятельностью, инициируется подписанием соответствующего договора на региональном или муниципальном уровне. Данный документ определяет особенности деятельности уполномоченного органа, его полномочия и порядок взаимодействия с покупателями.
В договоре также непременно должны быть прописаны обязанности уполномоченного органа. В тексте отражаются следующие моменты:
- Процедура выбора поставщика. К примеру, в Калининградской области покупатель имеет право самостоятельного выбора исполнителя при цене контракта менее 500 тыс. рублей.
- Порядок формирования закупочного комитета. Уполномоченный орган может привлекать или не привлекать представителей покупателя к участию в работе комитета.
- Покупатели, в интересах которых будет работать централизованная организация. К примеру, в некоторых регионах центр может представлять почти всех заказчиков по 44-ФЗ, в других круг покупателей ограничен.
- Направления, в которых допускается проведение централизованных закупок. К примеру, медицинские препараты приобретаются согласно общей заявке через Минздрав. ПО отечественного производства также приобретается централизованно. Организацией процедуры занимается Минкомсвязи, а контроль осуществляет казначейство.
Заявки участников рассматривает закупочный комитет, который состоит из покупателя и агентства. За этим следует составление и публикация протокола рассмотрения заявок на электронной торговой площадке и начало аукциона или конкурса. После их проведения комитет подводит итоги, а агентство обнародует соответствующий протокол на электронной торговой площадке.
Касательно проведения проверок централизованных закупок в ФЗ-44 информации нет. Однако в ч. 5 ст.
38 указано, что контрактная служба покупателя или контрактный управляющий несет ответственность в пределах своих обязанностей, не переданных в уполномоченный орган.
То есть проверки могут проводиться на общих основаниях, и каждая из сторон отвечает за свой участок работы в пределах собственных компетенций.
Проведение централизованной закупочной процедуры является достаточно сложным процессом. Однако у покупателя нет возможности самостоятельно решать вопрос об участии в данной процедуре, так как это нарушает законодательные нормы.
Итак, иногда централизованные закупки по 44-ФЗ – это хороший вариант при проведении крупных сделок, а также действенный механизм для экономии средств бюджета.