Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года

10.01.2018

В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года 1. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реализована долгожданная реформа системы государственных и муниципальных закупок, предполагающая полный перевод конкурентных процедур закупок в электронную форму.

Переходный период продлится с 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года, поэтому у заказчиков и участников закупок есть время изучить новые нормы закона № 44-ФЗ и обновить свои знания в сфере закупок.

Однако уже с 11 января 2018 года вступают в силу отдельные изменения. В частности, появится возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место, в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно новой редакции части 11 статьи 31 закона № 44-ФЗ.

При закупках товаров в описании объекта закупки можно будет указывать товарные знаки: новая редакция части 1 статьи 33 гласит: «Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.»

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии с новыми правилами статей 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 закона № 44-ФЗ.

Если в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года продолжать проводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в «бумажной» форме, то всё равно придется осваивать новые требования: к заявкам, документации, протоколам.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам – в соответствии с § 4.1 главы 3 закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

Изменяются правила заключения контракта с участником № 2 в случае уклонения победителя, правила признания победителя уклонившимся от заключения контракта.

  • В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.
  • Из важных нововведений с 1 июля 2018 года следует также отметить следующие:
  • 1) Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • 2) В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».

3) В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.

4) Правительству РФ предоставлено право определять порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта; требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

5) Обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах сохраняется только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей, если Правительством не установлено иное. Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

  1. 6) Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.
  2. 7) При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
  3. 8) Информация о банковских гарантиях не будет размещаться на официальном сайте ЕИС.
  4. 9) В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ.
  5. 10) Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

11) Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч.

информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в РНП, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 закона № 44-ФЗ.

12) Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. руб., должен составлять не более одного рабочего дня.

13) Шаг аукциона не может быть менее 100 руб.

14) Изменяются требования к заявке на участие в запросе котировок; среди прочего, в заявке должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ.

15) Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст.

94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей.

16) С 1 января 2019 года изменяется порядок формирования отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО – в нем будут учитываться контракты, заключенные по результатам несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с ограничением по п.1 ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ с единственным участником закупки.

  • 16) Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней.
  • Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.
  • С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
  • С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.
  • Более подробно с изменениями закона № 44-ФЗ, в том числе с порядком проведения процедур конкурсов, запросов котировок, запросов предложений в электронной форме, можно ознакомиться на семинарах и курсах повышения квалификации Учебного центра «Финконт».

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года 2. Федеральным законом от 29.12.2017 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена сфера применения закона № 44-ФЗ (в части подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года); введены новые основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); перенесен на 1 июня 2018 года срок введения новых требований к банкам, выдающим банковские гарантии для целей 44-ФЗ.

  1. В частности, закупку без применения конкурентного способа определения исполнителя (подрядчика) можно будет провести в следующих случаях (добавлены пункты 53 и 54 в часть 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ):
  2. 53) заключение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитными рейтинговыми агентствами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими рейтинговые действия за пределами территории Российской Федерации;
  3. 54) осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и услуг по сопровождению таких систем.
  4. Кроме того, срок введения новых требований к банкам, выдающим банковские гарантии, перенесен на 1 июня 2018 года.
  5. Закон вступил в силу с 29 декабря 2017 года.
Читайте также:  Возможен ли возврат денег пенсионерам за капитальный ремонт многоквартирного дома?

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года 3. Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены основания для проведения закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону № 44-ФЗ.

  • Пункт 8 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ дополнен формулировкой о закупках услуг по обращению с твердыми отходами; соответственно теперь основание для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) действует в следующей редакции:
  • «8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;».
  • При этом пункт 43 части 1 статьи 93, конкретизирующий виды закупок работ или услуг в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые можно было закупать у единственного подрядчика (исполнителя), признан утратившим силу.
  • Закон вступил в силу 31 декабря 2017 года.

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года 4. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1594 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236» изменены правила применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением введен единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (реестр евразийского программного обеспечения).

Соответственно, запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок по 44-ФЗ установлен теперь с исключением для программного обеспечения, включенного в реестр евразийского программного обеспечения.

  1. Уточнено само понятие программного обеспечения, под которым понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
  2. а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
  3. б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
  4. в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
  5. г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
  6. Установлено, что подтверждением происхождения программ для ЭВМ и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах и базах данных; подтверждением, что программа для ЭВМ и база данных относится к государству — члену ЕАЭС, за исключением РФ, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах и базах данных.
  7. Для облегчения процедуры проверки соответствия программного обеспечения установленным требованиям будет создана федеральная государственная информационная система «Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных», обеспечивающая ведение реестра российского программного обеспечения и реестра евразийского программного обеспечения.
  8. Постановлением также внесены изменения в порядок формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, в том числе основания для принятия решения об отказе во включении сведений о программном обеспечении в реестр российского программного обеспечения, об исключении сведений из реестра; добавлен раздел «Порядок формирования и ведения реестра евразийского программного обеспечения».

Установлено, что Уполномоченный орган (Минкомсвязь России) не реже одного раза в календарный год осуществляет проверку сведений, содержащихся в реестре российского программного обеспечения, на предмет соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, а также дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Установлены обязанности Оператора реестра российского программного обеспечения, в том числе обязанность в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений о программном обеспечении из реестра российского программного обеспечения, исключить соответствующие сведения из реестра.

Новая редакция Постановления № 1236 вступила в силу с 1 января 2018 года.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Федеральный закон 44-ФЗ — один из основных законов в системе госзакупок в России. Он регламентирует контрактную систему закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Закон подробно описывают, как планируются и осуществляются закупки, как происходит мониторинг и контроль закупок, а также в каком порядке обжалуются действия заказчика.В 2018-2019 году закон меняется и совершенствуется, для чего уже принято множество поправок. Часть из них вступила в силу с 1 июля.

Какие изменения в закон 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2018 года, подробнее о поправках в законе в таблице изменений.

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года pxhere.com

Основной смысл изменений 44-ФЗ

Главная суть тех изменений, которым подвергается закон 44-ФЗ — полный переход конкурентных закупок в электронную форму. Прежде существовал только электронный аукцион, теперь форм организации закупок в электронном виде стало больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок только в электронной форме будет поэтапным.

Обязательными они станут только с начала 2019 года, а с 1 июля 2018-го начался переходный период, в течение которого участники закупок смогут работать как по-старому, так и по-новому, но им за эти полгода нужно перестроиться и адаптироваться к обновленному порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в силу основная часть изменений в 44-ФЗ. В частности:

  • в список требований к участникам добавили одно дополнительное — должны отсутствовать установленные законом ограничения для участия в закупках,
  • в контракте теперь должны содержаться условия о том, что сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на величину налогов и других обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик должен уплачивать такие платежи,
  • что касается новых электронных закупок, то пока участие заказчиков в них добровольное, однако сам список форм закупок в электронном виде стал значительно шире, чем прежде.

Тем не менее, хотя с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не является обязательным, все же им нужно переходить на такую форму до конца года. С 1 января 2019 года госзакупки станут только электронными.

Чтобы перейти на электронную форму закупок, заказчикам необходимо в том числе получить аккредитацию на электронной площадке.

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года pxhere.com

Что дает переход на электронную форму закупок

Специалисты говорят о нескольких важных преимуществах изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • проводимые процедуры станут более прозрачными, заказчики не смогут договариваться с нужными поставщиками, исключается вероятность того, что конверты с заявками будут повреждаться, и их кто-то будет незаконно просматривать,
  • меньше будет и других субъективных факторов в работе заказчика и комиссии,
  • конкуренция госзакупок повысится, поскольку в них смогут участвовать поставщики из других российских регионов, а это и лучшие шансы для бизнеса, и экономия для бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки и участие в конкурсе уменьшаются, а значит, и количество желающих принять участие увеличится, что также повышает конкуренцию.
Читайте также:  Как продать дорогую квартиру? Продажа элитной недвижимости

Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

Основные изменения 44-ФЗ, вступившие в силу в середине 2018 года, представлены в следующей таблице:

Как было до 1 июля 2018 года Как стало после 1 июля 2018 года
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки. Статья 3 пополнилась новыми определениями.
Отсутствовал реестр участников закупок. Такой реестр появился, его ведет Казначейство.
Допускалась неквалифицированная электронная подпись. Допускается только квалифицированная электронная подпись.
Существовали каталоги товаров, работ и услуг Единый каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок
Размер обеспечения заявки — максимум 5% НМЦК Размер обеспечения привязан к диапазону НМЦК
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов. Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансирования Теперь используется ключевая ставка
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявки Минимальная величина НМЦК для такого требования — 1 миллион рублей.
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключений Требование утратило силу.

Изменения в 44-ФЗ в 2018 году: переход на электронные закупки с 1 июля 2018 года

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки

Бесплатный вебинар

Закупки по 44‑ФЗ. Изменения‑2020

Посмотреть видео

Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после внесения изменений к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур — пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2019 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.

Этапы перехода на электронные закупки

Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:

  1. В период с 01.07.2018 по 01.01.2019, чтобы принять участие в закупке в электронной форме достаточно получить аккредитацию на электронной площадке также, как и для участия в электронном аукционе.
  2. С 01.01.2019 аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС. Информация об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносится в единый реестр участников закупок. Аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года.
  3. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно возможность участия в электронных процедурах будет только у тех лиц, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, а также информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
  4. После 31.12.2019 не прошедшие регистрацию в ЕИС лица подать заявку на участие в закупках не смогут.

Регистрация и аккредитация участников закупок бесплатна.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

  • участник закупки будет не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три и менее месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Плюсы от регистрации в ЕИС заключаются в том, что не придётся проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на всех электронных площадках и тратить время на взаимодействие с каждой площадкой в отдельности. Для прохождения аккредитации на всех электронных площадках будет достаточно пройти регистрацию в ЕИС.

Важные изменения в проведении конкурса и запроса котировок

Теперь рассмотрим наиболее важные изменения в порядке проведения наиболее часто используемых процедур: электронный открытый конкурс и электронный запрос котировок.

В соответствии с новыми изменениями в Закон № 44-ФЗ правила проведения данных процедур регулируются отдельными статьями: для открытого конкурса это статьи 54.1-54.7, 55.1 Закона № 44-ФЗ; для запроса котировок — статьи 82.1-82.6 Закона № 44-ФЗ.

Проведение электронного конкурса начинается с размещения заказчиком в ЕИС извещения и конкурсной документации не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе (для открытого конкурса — минимальный срок на подачу заявок составлял 20 дней).

Внесение изменений в документацию возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. При это срок подачи заявок в этом случае должен быть продлён так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Срок предоставления разъяснений по запросам участников открытого конкурса в электронной форме — 2-х рабочих дня с даты поступления запроса. Подать запрос на разъяснения можно будет не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

  • Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет состоять из двух частей и предложения участника электронного конкурса о цене контракта. Заявка подаётся путём одновременного направления трёх указанных электронных документов:
  • 1 — согласия на поставку товара (работы, услуги) и предложение о его характеристиках;
  • 2 — сведений об участнике закупки, копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе и квалификационным критериям;
  • 3 — ценового предложения.

Участники конкурса смогут подавать окончательные предложения о цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.

  1. Подробно в новых статьях закона регламентируется содержание конкурсной документации, сроки на разъяснение ее положений, детализируется порядок рассмотрения первых, вторых частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.
  2. Ещё одной популярной закупочной процедурой является запрос котировок.
  3. Здесь также наблюдаются отличия электронного формы процедуры от бумажной.
  4. Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для бумажного:
  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.,
  • годовой объём таких закупок не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • годовой объём таких закупок не составляет более чем 100 млн. руб.

При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан разместить в ЕИС извещение не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (для бумажного запроса котировок — не менее чем за семь рабочих дней или не менее чем за четыре рабочих дня в зависимости от начальной максимальной цены контракта).

Подать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме смогут только те лица, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка подаётся в электронной форме через оператора площадки.

Ещё раз обращаем внимание! С 01.01.2019 регистрация в ЕИС обязательна для всех поставщиков.

Котировочная заявка участника должна состоять из:

  • предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге;
  • предложения о цене контракта.

Рассматривает заявки котировочная комиссия заказчика, которая после оформления протокола направляет его оператору площадки. Обратите внимание, что не заказчик, а оператор площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором проранжированы заявки и указан победитель.

Изменения в проведении электронного аукциона

Изменения коснутся и порядка проведения электронного аукциона:

  • для участия в аукционе потребуется пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронной площадке;
  • установлены новые требования к составу первых частей заявок: в случае поставки товара, выполнения работы, оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией, от участника требуется только согласие на участие; при осуществлении закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар,
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима) и конкретные показатели товара;
  • определён минимальный шаг аукциона — 100 рублей;
  • для аукционов с минимальной (начальной) ценой контракта менее 3 млн. руб. сроки рассмотрения первых частей заявок сокращены с семи дней до одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок;
  • статья 70 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, с 01.07.2018 признаётся утратившей силу.

Заключение контракта по 44-ФЗ после 1 июля 2018 года

Поправками в Закон № 44-ФЗ предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры.

Для всех электронных процедур правила заключения контракта будут одинаковыми. Определены они в отдельном параграфе Закона № 44-ФЗ – § 4.1 (статья 83.2).

Установлена следующая процедура заключения контракта по итогам электронных закупок:

Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: основные положения с изменениями от 01 июля 2018 года

Заказчик подписывает проект контракта последним. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, а в случае определения поставщика путём проведения электронного запроса котировок или электронного запроса предложений — не ранее чем через 7 дней.

Преимущества перехода на электронные закупки

У перехода на электронные закупки есть очевидные преимущества.

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Читайте также:  Оценка земельных участков: сущность и особенности процедуры

Плата за заключение контракта по итогам электронной процедуры

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

С 1 июля 2018 года операторы электронных торговых площадок вправе взимать плату с лиц, с которыми заключается контракт по результатам электронной процедуры.

Предельный размер установлен в размере 1% от НМЦК, но не более 5000 руб. (в случае заключения контракта с СМП или СОНКО, не более 2000 руб.).

Исключение составляют участники, с которыми заключается контракт после уклонения победителя электронной процедуры. С таких лиц плата не взимается.

Предельные размеры и правила взимания такой платы установлены постановлением правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

44 ФЗ с изменениями в 2018 году и ми

В декабре 2017 года были приняты окончательные поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

Мы расскажем о самых весомых нововведениях, вступающих в действие в 2018 — 2019 годах.

С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие виды процедур:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • электронный аукцион.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

По решению Правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.

Нововведение значительно упрощает участие поставщиков из других регионов, а также исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Стоит отметить, что исключается возможность повреждения конвертов с заявками и предварительный незаконный просмотр заявок заказчиками (в случае неправомерных действий со стороны организатора тендера).

Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получить ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках. 

Список площадок, на которых будут проводиться закупки в электронной форме в рамках 44-ФЗ, установлен Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

Квалифицированная ЭП

С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках используется только квалифицированная электронная подпись.

Данное нововведение отразится скорее на процессе получения электронной подписи и на работе удостоверяющих центров. Также возможно данное новшество скажется на ценах на ЭЦП.

Регистрация в ЕИС

Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах.

Те поставщики, которые аккредитован на ЭТП, должны зарегистрироваться в ЕИС до 31 декабря 2019 года. Нужно только к 1 января 2019 актуализировать на ЭТП информацию и документы, предусмотренные статьей 62 Закона № 44-ФЗ.

Если у участника ничего нет: ни аккредитации, ни спецсчета — то сначала надо зарегистрироваться в ЕИС, а потом уже информация будет передана на площадки для прохождения аккредитации. (Самостоятельно проходить аккредитацию участнику не придется, все данные будут подтягиваться из ЕИС).

Банковская гарантия на обеспечение заявки

С 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.

Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, т.к. позволит бóльшему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.

Размер обеспечения заявки с 2018 года

Новые правила будут применяться и для расчета обеспечения заявки на участие в электронных процедурах определения поставщика.

Постановлением Правительства от 12 апреля 2018 г. N 439 утверждено, что заказчик обязан установить обеспечение заявки в том случае, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн руб.

Данное ПП вступило в силу 1 июля 2018 года.

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта.

Если НМЦК более 20 млн руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

При этом  в 44-ФЗ не определена ставка размера обеспечения для контрактов от 1 млн руб. до 5 млн руб., Минфин считает, что для данного диапазона цен ставка должна совпадать с размером обеспечения заявки для контрактов в интервале 5-20 млн руб. т.е. быть от 0.5% до 1% от начальной цены контракта.

Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 1 млн руб. позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

Специальные счета

По 30 июня 2018 года действовал старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.

С 1 июля 2018 года участники вносят обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такие сроки изначально стояли в 44-ФЗ, но к этим датам не определили площадки и банки для реализации нововведения. В середине июля были опубликованы 2 распоряжения Правительства, которые и установили перечень операторов электронных площадок и банков для спецсчетов.

Перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников, определен Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р.

В этот список вошли следующие банки:

1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)3. «Газпромбанк» (Акционерное общество)4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество)7.

Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»9. Публичное акционерное общество РОСБАНК10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»12.

Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)16.

Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк» (акционерное общество)17. Акционерное общество «ОТП Банк»

18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»

Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 устанавливает требования к такому счету, порядку использования, взаимодействию между оператором электронной площадки и банком и другие нюансы при работе со специальными счетами.

Типовая форма заявки и документации

Правительством РФ будет определена типовая форма заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика. Также, Правительство может разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке.

Эти типовые формы будут обязательны для применения как заказчиком, так и поставщиком.

Касательно форм заявок, никаких колоссальных изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации — несомненный плюс, который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.

Плата за участие в госторгах

С вступлением в силу новых постановлений 44-ФЗ, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2018 г. N 564 установлены условия и сумма взимания такой платы. Оператор электронной площадки вправе взимать плату с участника, с которым заключается контракт.

Она составит 1% от НМЦК, но не более 5 000 руб.

А если контракт заключает с представителем СМП,  СОНКО — 1% от начальной цены контракта, но не более 2 000 руб. (Без учета НДС!)

Данное поставновление вступит в силу 1 июля 2018 года.

Наверняка, для многих участников это станет неприятным новшеством. Ранее участие в госторгах было бесплатным, требующим минимальных невозвратных вложений.

Обзор изменений 44-ФЗ в 2018 году с ми

Естественно, это не все изменения, которые внесут поправки к 44 Федеральному закону. Первая часть изменений вступила в силу с 1 июля 2018 года. Отдельные его положения войдут в действие с 2019 года.

Полный текст принятых изменений по 44-ФЗ  Вы можете посмотреть здесь.

Также, мы записали видеообзор, в котором рассказали о нововведениях в 44-ФЗ.

Последняя версия 44 Федерального Закона

Последнюю, на данный момент, редакцию 44-ФЗ Вы можете посмотреть и скачать здесь.

©ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *