Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Обязанности профессионального водителя также регулируются законом. Но мало кто знает, что регулируется еще и отдых. Существует режим труда и отдыха водителей в 2019 году, и его нужно соблюдать. Разберем подробнее этот вопрос.

Рабочий график

Графиком занимается работодатель, это его обязанность. График должен быть составлен по всем правилам на месяц, в него входят:

  1. Рабочие дни и выходные.
  2. Количество часов длительности смены.
  3. Часы перерывов.

Графики могут быть составлены по двум планам, но количество часов в них неизменно. Т.е. либо ненормированный: один день много часов, а в другой меньше. Либо ведется ежедневный учет с нормированным количеством часов.

Ежедневный учет

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 40 часов в неделю. Это стандартный рабочий график. Рабочие сутки продолжаются 8 ч. Водителям, как и всем положены два дня беспрерывного отдыха. Возможна и 6-дневка, но тогда время на работу не более 7 ч.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Суммированный учет

Если с первым вариантом все ясно, то данный вариант несколько посложнее. В месяц водитель должен отработать норму часов по закону, но при этом график будет непостоянным. Т.е. часы отрабатываются на протяжении месяца, а их количество в день может быть разным.

В некоторых регионах распространен и сезонный учет. В большинстве случаев это курортные зоны, где пик работы приходится на определенный сезон. Тогда график составляется не на 1 месяц, а больше. Максимально – 6 месяцев. Но количество общих часов все равно остается прежним. А график должен быть согласован с работником.

В итоге режим рассчитывается следующим образом: в апреле 30 дней, рабочих из них 22. Эта цифра умножается на 8 = 176 ч., это суммированный учет рабочего времени для водителей.

Это количество распределяется на весь месяц, а работа сверх нормы уже идет как сверхурочная. Распределение полностью случайно. Т.е. за один день вам могут поставить более 8 часов, но не больше 10, но в другие дни их будет уже меньше.

Междугородние перевозки другое дело. Смена может длится до 12, но в это время включен и отдых, который требуется водителю. Также 12-часовая смена может быть у водителей:

  • аварийно-спасательной службы;
  • пожарной;
  • инкассация;
  • учреждения здравоохранения;
  • пригородные автобусы и междугородние и др.

Что входит в рабочее время

В рабочее время входит не только сам процесс вождения. Водителю положено время на передышку, подготовку на выезд, медицинский осмотр, отсутствие заказа. Все это уже входит в рабочий день и время на это уходит не личное, а рабочее.

В некоторых случаях рабочее время делится. Это возможно для водителей автобусов. Тогда рабочий день разделяется на две части. Перерыв между ними составляет не более 3-х ч. Но режим труда и отдыха водителей все равно идет отдельно, т.е. не входит в этот перерыв. А сам перерыв не включается в рабочее время водителя.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушениеВремя на отдых

Есть несколько видов перерывов:

  • специальный;
  • отдых;
  • междусменный;
  • еженедельный.

Для каждого отведено свое время. Т.е. в графике должно быть предусмотрено время на обед, отдых между сменами и полноценный выходной.

Отдых

У всех должен быть обед, для водителей также предоставляется время на отдых. Оно должно быть не менее 30 минут и не более 2 ч. При смене в 12 часов перерыв может быть разделен на 2 части.

Междусменный

Под ежедневным отдыхом подразумевается время между сменами. Это время тоже нормированное. По закону отдых должен превышать время работы в два раза, но в эти часы входит обеденный перерыв.

Сменная работа подразумевает другой расчет. Если водитель работает на регулярных перевозках по 9-12 ч., то отдых может быть меньше, но потом ему должны дать 2 дня выходных.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Еженедельный

Норма часов отдыха в неделю составляет минимум 42 ч. Это время должно быть непрерывным, и сюда не включен ежедневный отдых.

Специальный

Есть небольшие перерывы в работе, не более 15 минут. Они предоставляются для небольшой передышки. Воспользоваться таким специальным отдыхом можно только после 4-часового непрерывного вождения, а затем каждые последующие 2.

Ненормированный режим

Иногда водителя работают по ненормированному графику. Это прописано в законодательстве. Ненормированный график существует по тем же законам. Количество рабочих часов в неделю не превышает нормы, а под отдых отведены дни отдыха. Ненормированный день может длиться сколько угодно, но должен быть согласован с водителем.

Вождение ТС

В обязанности водителя включен не только непосредственно процесс управления авто. Также сюда относится простой, медосмотр, подготовка авто и другие. Т.е. фактическое время за рулем авто занимает не весь рабочий день.

  • За весь день в совокупности на вождение должно быть затрачено не более 9 часов.
  • Это время сокращается до 8, если водитель осуществляет перевозки пассажиров в горах на автобусе длина которого превышает 9 и 5 метра или с крупногабаритным грузом, время снижается до 8.
  • Общее количество времени за рулем может быть и больше, но только в случае совершения вождения пригородного или городского автобуса.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Режим труда и отдыха водителей автобусов

Автобусы бывают разными, поэтому распределение труда и отдыха зависит от нескольких факторов: длительность маршрута, городской автобус или междугородник.

Водителям автобуса положены те же 40 часов работы в неделю. Если стандартный график построить невозможно, то график составляется из разницы положенных часов. Но тогда смена может длиться 8, 10, а в особых случаях и 12 ч.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2019

Перевозка грузов дело ответственное, но не редки случаи, когда работодатель экономии на отдыхе водителя. Для этого ввели тахографы, это устройство помогает выявить нарушения. За нарушение режима отдыха штраф будет выписан водителю и работодателю. Режим у дальнобойщиков точно такой же, как и в остальных случаях, им положен перерыв, полноценный отдых и междусменный отдых.

За нарушение режима могут выписать штраф от 1 до 3 тысяч рублей. Если по каким-либо причинам прибора нет или он неисправен, то штраф возрастает до 10 тысяч рублей.

Источник:

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2019 году

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Порядок и расчёт времени труда водителей должны соответствовать требованиям законодательства. Согласно правовым нормам распределение времени работы и длительности отдыха водителя, оно должно состоять из времени:

  • — когда водитель управляет автомобилем в движении;
  • — затраченного на подготовительные работы к рейсу, на работы по погрузке и разгрузке и т.д.;
  • — простоя, произошедшего по чужой вине;
  • — на работу, затраченную на технические осмотры обслуживание и устранение неисправностей грузовика;
  • — на отдых, перерывы, приём пищи и т.д.
  • Режим работы и отдыха водителей по тахографу способствует оптимизации трудового режима водителей, и позволяет выполнить требования трудового законодательства.
  • Тахограф, режим труда и отдыха — особенности применения прибора.
  • Порядок учёта времени работы и отдыха с использоваем тахографа:
  • — водитель вначале рабочей смены помещает в ячейку тахографа личную карту и вводит нужные данные на аналоговом приборе, а на цифровом – данные вводятся автоматически;
  • — тахограф фиксируетданные о скоростном режиме автомобиля, его маршруте, о времени движения и простоя, контролируя работу водителя во время рабочей смены;
  • — по окончанию смены, личная карта водителя изымается из устройства. При этом информация сохраняется и может в любое время расшифроваться и отпечататься.

Здесь можно заказать карту водителя для тахографа — http://www.tahocard.ru/ есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Волгограде, Уфе и других городах России.

Анализ рабочей смены водителя проводится на основе информации тахографа. Эта информация может выявить нарушения и отклонения в соблюдении графиков движения автомобиля и отдыха водителя.Таким же образом может проводиться анализ и для режимов работы водителя с напарником.

Мониторинг работы водителя, по требованию руководства транспортной кампании, может проводиться ежемесячно, еженедельно и даже ежесменно.

По требованию законодательства, тахограф должен быть обязательно установлен на грузовые автомобили и автобусы, которые заняты в грузопассажирских перевозках. Он позволяет:

  • — фиксировать информацию о технических показателях транспортного средства;
  • — учитывать режимы работы, периоды движения, простои в связи с вынужденным ремонтом, под погрузкой и разгрузкой;
  • — фиксировать ошибки тахометра, а также периоды отсутствия электропитания прибора, движение автомобиля без карты водителя и даже попытки несанкционированного вмешательства в его работу
Читайте также:  Постановление правительства рф №968 по 44-фз: закупка отдельных видов радиоэлектронной продукции, допуск иностранных товаров

Режим работы по тахографу расшифровывается с помощью специального программного обеспечения. Тем самым позволяет руководству транспортной компании вести эффективный анализ и контроль работы автомобилей и водителей и на основе объективных данных режима работы по тахографу принимать решения по оптимизации и коррекции этого режима.

  1. Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушениеРабота по тахографу в России, режим труда.
  2. Основное предназначение тахографа – это сбор и хранение данных о работе автомобиля, которые способствуют оптимизировать работу транспорта, логистику и эффективность маршрутов, что позволяет принимать успешные решения по развитию бизнеса.
  3. Однако информация о работе водителей также является одним из важных показателей, на основе которых составляются графики чередования работы и отдыха работников, устанавливаются оптимальные их режимы работы в соответствии российского законодательства.
  4. Требования российского законодательства:
  • — общее время управление водителем автомобиля или автобуса — не более 9 часов в день;
  • — общее время управления для водителя на внутрироссийских направлениях не должно превышать 90 часов за 14 дней;
  • — время кратковременного отдыха – не менее 45 минут в смену (может иметь три интервала продолжительностью по 15 минут);
  • — общее время отдыха между смежными сменами работы водителя грузовика или автобуса не менее 12 часов;
  • — суммарное время для отдыха водителя в неделю – 42 часа ( иногда может составлять 29 часов).

Режим работы водителя дальнобойщика по тахографу

Нормативы труда и отдыха водителей дальнобойщиков, на перевозках на дальние расстояния:

  • — общее время управления для дальнобойщика — не свыше 9 часов в смену;
  • — общее время управления для водителя дальнобойщика не более 90 часов за 14 дней;
  • — время кратковременного отдыха не меньше 45 минут (может использоваться, как единоразово, так и может разделяться на два отрезка по 30 и 15 минут);
  • — общее еженедельное время отдыха для водителя дальнобойщика – 45 часов ( может сокращено до 25 часов).

Стандартный режим работы по тахографу по России не должен быть больше 40 часов. При этом те водители, которые работают пятидневную неделю, имеют 8 часовую ежедневную смену, а те, кто шесть дней в неделю работает – то смена длится 7 часов.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Решение о применении суммарного времени работы принимает работодатель, однако при условии, что оно прошло согласование с профсоюзной организацией. В случае отсутствия профсоюзов – тогда согласовывается такой режим работы по тахографу непосредственно с водителями.

При использовании суммированного времени работы, продолжительность смены водителя — не более 10 часов в день. Однако когда в междугородных грузоперевозках водителю нужно доехать к месту отдыха, тогда рабочая смена, в виде исключения может быть продолжена до 12 часов.

Зачастую, из-за скоропортящегося груза требуется необходимость работы водителя более 12 часов, тогда ему назначается напарник или сменщик при условии, что кабина автомобиля оснащена местом для сна. В случае отсутствия спального места – одновременная работа двух водителей на таком автомобиле запрещена.

Режим работы водителя по тахографу

Источник:

Последние публикации

Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15 — Блог МониторингАвто

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

«Расшифруем» некоторые положения приказа по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004), чтобы как можно меньше водителей и индивидуальных предпринимателей получили штраф.

Незнание не
освобождает от ответственности. От штрафа точно. Приказы, постановления,
нормативные акты и прочие документы имеют своеобразный стиль написания, и уловить
смысл в таких документах неподготовленному человеку бывает затруднительно. А, главное,
занимает много времени. Кто-то может пренебречь и не разобраться в том, что
предписывает документ, и получить штраф за незнание.

Trans.ru решили помочь водителям, работающим по
договору, и индивидуальным предпринимателям «расшифровать» некоторые положения Приказа Министерства транспорта по режиму
труда и отдыха водителей
 (№15
от 20.08.2004).

Что такое «рабочий день» и «рабочее время»?

В документе часто можно встретить такие термины
как «рабочий день (смена)» и «рабочее время». Важно знать и иметь в виду, что
это – разные понятия.  

  • В рабочее
    время
    , помимо периода управления автомобилем (он учитывается целиком), входит
    следующий перечень дел:
  • — предрейсовый медицинский осмотр:
    засчитывается полностью — 15 минут осмотра = 15 минут рабочего
    времени;
  • — нахождение в составе экипажа
    вторым водителей
    : 2 часа в экипаже равны минимум 1 часу рабочего
    времени (Но уже в новом приказе, который, вероятнее
    всего, вступит в силу с 1-го января 2021-го года, время в составе экипажа
    вообще не будет засчитываться в рабочее);

— охрана груза и/или автомобиля:
от затраченного на охрану времени зачтется не менее 30% в рабочее. Например, если
вы охраняли груз 2 часа, то в рабочее время вам зачтется 36 минут. (И
опять же в новом приказе охрану груза из рабочего времени тоже исключат);

— ремонт в пути, заправка, мойка
автомобиля, погрузка/разгрузка, получение документов и пр.
: здесь все
гораздо проще, и затраченное на ремонт время полностью зачтется в рабочее.

  Штрафы будут списываться с карт нарушителей автоматически

отдых: в рабочее время записываются и 15-минутные специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем. Если водитель сделал перерыв для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов), в рабочее время это включено не будет.

Важно знать: согласно приказу,  «водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания», но если водитель этим перерывом пренебрегает – это не нарушение. Это право, а не обязанность.

Из вышесказанного следует, что «рабочее время» и «рабочий день/смена» –
это разные понятия.
И те задачи, которые водитель выполняет в течение
рабочего дня, не всегда полностью засчитываются в рабочее время.

Что еще НЕ входит в
«рабочее время» и в «рабочий день/смену»:

— водители автобусов регулярных городских и пригородных рейсов могут разделить свой «рабочий день/смену» на 2 части. Перерыв между ними может составлять до 3 часов, которые НЕ включаются ни в рабочую смену, ни в рабочее время.;

— водители междугородных рейсов, рабочее время которых учитывается суммарно, могут составить расписание своего отдыха таким образом, что время отдыха затронет рабочую смену и, следовательно, разделит ее на две части. Этот перерыв тоже не будет включен ни в «рабочий день/смену», ни в «рабочее время».

Пример:

Нет ничего более эффективного для понимания и запоминания новой и/или сложной информации, чем рассмотреть примеры.Trans.ru предложил пример для водителяработающего по суммированному учету рабочего времени на регулярном автобусном пригородном маршруте:

Смена началась в 9:00 и закончилась в 23:00. При этом водитель сделал перерыв с 12 до 14 часов, разбив смену на 2 части, а с 14 до 15 часов у него был перерыв для отдыха и питания.

В итоге, продолжительность его смены составит 12 часов (допускается в соответствии с п. 11 приказа), а не 14 часов, поскольку 2-часовой перерыв, разделяющий смену, не входит в продолжительность «рабочего дня/смены».

Рабочее время окажется еще меньше — 11 часов: 12 часов смены минус 1 час на обед.

Режим управления автомобилем в течение дня

Еще один пункт приказа, который каждый
может трактовать по-своему – п.19:

«Не позже чем через 4 часа управления
автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от
управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем
перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа».

Уточнение 1: Первый специальный перерыв необходимо сделать НЕ ПОСЛЕ 4 часов управления, а НЕ ПОЗДНЕЕ 4 часов.  Если упростить формулировку правила: «Нельзя допускать, чтобы водитель управлял автомобилем дольше 4 часов без перерыва».

Уточнение 2: С какого момента начинается отсчет 2 часов работы до следующего перерыва? Когда нужно cделать специальный перерыв: каждые 2 часа управления автомобилем или просто каждые 2 часа?

Trans.ru обратились в Минтранс за уточнением — и вот каким был ответ:

Источник: Trans.ru

Иными словами, правило можно читать так: «После окончания первых 4 часов управления автомобилем нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2 часов подряд».

ВАЖНО: специальный перерыв будет засчитан только если на тахографе был режим «отдых». Режим «работа» для такого перерыва использовать нельзя.

Что
такое «неделя» в Приказе №15 от 20.08.2004?

Чрезвычайно важно обращать внимание на
детали особенно, если дело касается документов. В приказе №15 довольно часто можно
встретить слово «неделя».

Читайте также:  Регистрация по месту жительства по доверенности, образец бланка

Но не всегда уточняется, что речь идет о календарной неделе с понедельника по воскресенье,
как это сделано в ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных
средств, производящих международные автомобильные перевозки).

Получается
путаница, и там, где уточнения о календарной неделе нет, обращаются к
формальному определению недели – 7 суток.

Кстати, в новом приказе, который может вступить в силу с 1 января 2021 года, этот нюанс учли: там во всех положениях указано, что расчет идет по календарной неделе.

В качестве примеров разной трактовки понятия “неделя” Trans.ru следующие два пункта приказа:

  • 1. В п. 25, где разъясняется продолжительность междусменного отдыха на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, говорится: «отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха».

Здесь под “неделя” имеется в виду именно 7 суток. То есть: в любом интервале в 7 суток должно быть не более 3 сокращений до 9 часов при условии, что в следующем интервале в 7 суток будет компенсация этого сокращения.

  • 2. А вот в п. 17, где устанавливается продолжительность управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени за неделю (56 часов) и за две недели подряд (90 часов), четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья.

  Роуминг в системе мониторинга? Разбираем варианты

В этом случае затруднений в трактовке возникнуть не должно.

НОРМЫ ТРУДА И ОТДЫХА В ТАБЛИЦЕ(источник: Разработано GEOROUTE для Trans.ru)

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Кто несет ответственность за соблюдение режима труда и отдыха?

Ответственность за соблюдение несет как работодатель, так и водитель. Если водитель не следует составленному для него графику, – ему грозит штраф 1500-2000 рублей.

Если график составлен с нарушением норм предписанных приказом №15, то ответственность за это несет работодатель.

Для должностных лиц штраф составит 7000 -10000 рублей, для юридических лиц — 20000-50000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей — 15000-25000 рублей.

Нарушение режима труда и отдыха водителей: новые штрафы с 2019 года

В конце июля 2019 года Госдума приняла Федеральный закон с изменениями в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые устанавливают с 01.11.2019 для перевозчика новые штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей. Рассказываем, зачем это понадобилось и какая именно ответственность работодателя водителей установлена.

Причина введения новых штрафов

Вот почему было решено пересмотреть ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей в 2019 году.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юрлица и ИП, занимающиеся эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.

Непосредственно ответственность за нарушение режима труда водителя устанавливает ст. 11.23 КоАП РФ. Однако до ноября 2019 года её п. 2 за нарушение установленного режима труда и отдыха предусматривал административную ответственность только лица, управляющего транспортным средством для перевозки грузов и/или пассажиров.

Что меняется

Поправки установили возможность привлечения к административной ответственности за нарушение режима работы водителя также:

  • должностных лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • юридических лиц.

Также изменения разграничили составы в зависимости от признаков нарушения и личности виновного.

Кроме того, произошло увеличение административного штрафа. Оно обусловлено рядом резонансных происшествий на транспорте, а также значительным повышением количества ДТП, в том числе повлекших ранения и гибель людей, на грузовом и пассажирском транспорте.

Отметим, что поправки установили дифференцированный размер штрафа в зависимости от:

  • субъекта нарушения;
  • характера правонарушения.

С 1 ноября 2019 года ст. 11.23 КоАП РФ называется «Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей».

Какие штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителя

Норма ст. 11.23 Суть нарушения Ответственность с 01.11.2019
Часть 1 Управление транспортным средством:

  • без тахографа, если его установка предусмотрена законодательством РФ;
  • либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа (кроме случая поломки тахографа после выпуска на линию т/с);
  • управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством РФ случаях
Штрафа на водителя от трех 3000 до 5000 рублей
Часть 2 Выпуск на линию транспортного средства:

  • без тахографа, если его установка предусмотрена законодательством РФ;
  • либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа (кроме случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства).
Штраф:

  • на должностных лиц –от 7000 до 10 000 рублей;
  • на ИП – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юрлиц – от 20 000 до 50 000 рублей.

До 01.11.2019 штрафы за это были установлены только для водителей и должностных лиц.

Часть 3 Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами РФ норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами РФ режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха Штраф:

  • на водителя – от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц – от 7000 до 10 000 рублей;
  • на ИП – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юрлиц – от 20 000 до 50 000 рублей.

Уточнение по последнему нарушению: юридические и должностные лица несут ответственность за него, если оно совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов РФ.

Режимы труда и отдыха водителей в 2019 году

НОРМАТИВНАЯ БАЗА Главный российский документ, регулирующий вопросы труда во всех сферах — это Трудовой кодекс. В Разделе IV Части III ТК РФ представлены основные понятия, права и обязанности, касающиеся условий режима работы.

В Разделе V Части III ТК РФ сформулированы условия режима отдыха.

Детали регулирования труда работников транспорта перечислены в Главе 51 Раздела XII Части IV ТК РФ.

В этой же главе, в Статье 329 сказано, что конкретные особенности режима труда и отдыха водителей устанавливаются федеральным органом власти, ответственным за транспорт, то есть Минтрансом.

Подробные требования по соблюдению РТиО на транспорте прописаны в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Последние изменения в этот документ вносились в 2018 году.

Если речь идет о международных перевозках, то приоритетное значение имеют правила ЕСТР — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Статьи 6-8).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

В Приказе Минтранса № 15 установлены два варианта учета рабочего времени водителей: ежедневный и суммированный с учетным периодом в один месяц. — При ежедневном учете продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих 5 дней в неделю с 2 выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих 6 дней в неделю недели с 1 выходным — 7 часов. — При суммированном учете время управления автомобилем в течение смены может быть увеличено до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов При сверхурочных работах длительность смены может быть увеличена до 12 часов, но сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Не позднее чем через четыре часа управления автомобилем, водитель обязан делать перерыв на отдых длительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа. В середине рабочей смены водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.

В документе есть различные уточнения и поправки, зависящие от особенностей перевозок. Отдельные положения приказа могут выполняться только по согласованию с водителями и профсоюзом. Для точного понимания всех аспектов обязательно изучите полный текст Приказа Минтранса №15.

КОНТРОЛЬ И ШТРАФЫ

Как известно, для контроля за соблюдением режимов труда и отдыха грузовые и пассажирские перевозчики обязаны устанавливать тахографы. Требования к этим устройствам изложены в Приказе Минтранса №36, а порядок оснащения различных типов ТС прописан в Приказе Минтранса №273.

Если на транспорте категорий N и M нет тахографа и отсутствует контроль за соблюдением РТиО, то это может повлечь штрафы в соответствии со Статьей 11.

23 КоАП РФ («Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха»).

Также работодателю и должностным лицам грозят санкции согласно Статье 5.27 КоАП РФ («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

ПРЕДСТОЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В начале этого года Минтранс выступил с инициативой ввести в ПДД раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Во многом это связано с тем, что с 1 ноября 2019 года тахографы станут обязательными для физических лиц, управляющих грузовиками свыше 3,5 т и автобусами свыше 8 пассажирских мест (ФЗ №386).

Предлагается закрепить следующие правила:

  • нахождение за рулем в течение суток — не более 9 часов;
  • обязательные перерывы — 45 минут каждые 4,5 часа, или два перерыва по 15 и 30 минут;
  • отдых для водителей — не менее 11 часов в сутки;
  • общее время за рулем в течение недели — не более 56 часов, в течение двух недель – не более 90 часов;
  • в качестве исключения можно управлять ТС без остановок 10 часов, но не более 2-х раз в неделю.

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: ПРАВИТЕЛЬСТВО УТВЕРДИЛО ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО РАЗДЕЛА В ПДД С ЯНВАРЯ 2020 ГОДА. ПОДРОБНЕЕ. Параллельно с этим в Государственной Думе обсуждается законопроект по ужесточению наказаний за отсутствие тахографа и несоблюдение РТиО. Если поправки будут приняты, то в Статье 11.23 КоАП появятся такие штрафы:

  • водитель — от 3 до 5 тыс. руб.;
  • должностные лица — от 7 до 10 тыс. руб.;
  • юрлица и ИП — от 20 000 до 50 000 рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.

Скорее всего, все эти изменения вступят в силу — либо в предлагаемом, либо в скорректированном виде. Не лишним будет сказать, что работать без цифрового тахографа станет окончательно невозможно. Поэтому предпринимателям и юрлицам, которые не установили тахографы или используют устаревшие аналоговые модели, следует быстрее взяться за решение этого вопроса.

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: НОВЫЕ ШТРАФЫ ВСТУПИЛИ В СИЛУ 1 НОЯБРЯ. ПОДРОБНЕЕ.

Напомним, что для правильной работы с тахографами требуются карты водителя и предприятия, считыватели карт, программы для выгрузки/хранения данных и различные расходные материалы. А для более эффективного контроля и снижения затрат рекомендуется обеспечить передачу данных из тахографа в систему мониторинга транспорта.

УТОЧНИТЬ ПОДРОБНОСТИ И ПОНЯТЬ, КАК ВЫГОДНЕЕ ВСЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ В АВТОПАРКЕ РАБОТУ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА, ВЫ МОЖЕТЕ У НАШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя в 2020 году

Согласно последним изменениям в законодательстве, с 1 ноября текущего года за несоблюдение рабочего графика с предусмотренным временем для отдыха и последующим выходом на маршрут, наказывать будут не только самих шоферов автобусов и прочих ТС, но и их работодателей.

Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя в 2020 году может быть наложен как на физическое лицо, так и на юридическое, если оно является работодателем и устанавливает время труда.

Всего существует несколько ситуаций, за которые налагается административное взыскание с шофера или его работодателя.

Взыскания при отсутствии тахографа

После одобрения инициированных депутатами изменений они были внесены в ст. 11.23 КоАП. Появились отдельные части с наказанием для руководителей транспортных парков и их подчиненных, управляющих ТС. Согласно этому закону, если шофер находится за баранкой автобуса без тахографа, а его наличие обязательно. Гражданин обязан выплатить в пользу государства сумму в районе 3–5 тысяч рублей.

Нахождение за рулем контролируют с помощью тахографов Тахограф должен соответствовать требованиям

Для работодателя, выпустившего на линию транспорт без тахографа, а также со сломанным прибором или с оборудованием, не соответствующим требованиям, штраф также поменялся:

  • для должностного работника сумма выплат составит 7–10 тысяч рублей;
  • для юр. лица – 20 – 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 15 до 25 тысяч российских рублей.

  Отмена понижающего коэффициента и новые штрафы за перегрузШтрафы увеличились

[totalpoll id=»7205″]

Размер взысканий, которые введены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, значительно возрос по сравнению с предыдущим вариантом закона. Эта мера предполагает ужесточение контроля и как следствие – снижение аварий из-за переутомления водителей.

Аварии часто случаются из-за переутомления водителей

Несоблюдение режима труда и отдыха шофера

Согласно законодательству, шофер может находиться за рулем 56 часов в неделю. При этом по закону каждые 4 часа он обязан отдыхать. Минимальный временной промежуток составляет 15 минут.

Отдых должен идти по графику

При нарушении этого режима труда и отдыха водитель заплатит штраф в размере 1,5 – 2 тысяч рублей. По сравнению с прошлыми санкциями, максимальный размер штрафа уменьшился, а минимальный – увеличился.

Также изменились размеры взысканий для организаций и ответственных лиц:

  • для должностного гражданина, виновного в нарушении – 7 – 10 тысяч;
  • для предпринимателя уже больше – 15 – 25 тысяч;
  • юридическому лицу придется заплатить максимально возможную сумму наказания – от 25 до 50 тысяч рублей.

Взыскания для юридических лиц и ИП увеличились

Важно учитывать, что эти категории наказывают только в случае, если, например, предприниматель составляет графики и заставляет работника по факту нарушать режим.

Если сам график составлен по всем правилам с соблюдением режима, а работник по личным причинам в него не смог «вписаться», выполнять штрафные санкции будет только он сам.
Прежде, чем составить протокол для должностных лиц, нужно будет собрать доказательства

Прежде, чем выписывать соответствующие протоколы в отношении организаций и ответственных за это кадров компании, сотрудникам инспекции необходимо доказать, что они реально виноваты в нарушении режима труда и отдыха водителя. Лишь тогда штраф, предусмотренный КоАП, придется выплачивать не только подчиненному.

Например, если в графике у работника стоит смена в 8 часов, а он в пути задержался из-за поломки и ремонта, продлив тем самым время нахождения в рейсе до 12 часов, это не вина работодателя и его не оштрафуют. Наказание получит исключительно тот, кто сидел за рулем.

С 1 ноября 2019 года штраф за описываемое нарушение рабочего графика значительно увеличился, и теперь его оплачивать будет не только тот, кто сидит за рулем, но и работодатель.

Отсутствие тахографа — нарушение рабочего режима водителя

Отдельно предусмотрены санкции за отсутствие тахографа в транспортном средстве или за то, что прибор не соответствует требованиям и техническим характеристикам. Все это призвано урегулировать рабочий режим водителей и снизить количество ДТП, в которых виноваты невыспавшиеся водители.

Заключение

  1. Согласно новым изменениям в законодательстве, теперь штраф за нарушение режима работы и отдыха выплачивает не только водитель, но и организация, заставляющая нарушать положенный по закону график шофера.
  2. Для организаций и должностных лиц суммы взысканий значительно возросли.

  3. Для привлечения к административной ответственности работодателя придется доказывать его прямое участие в нарушении графика. Только при наличии доказательств, согласно административному кодексу составляется соответствующий протокол.

Как вы считаете, оправданы ли такие меры по отношению к руководству и работникам транспортных компаний?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *