ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров
Александр Таманов
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 (далее ПП 968) было введено с целью ограничения допуска на российский рынок импортной радиоэлектронной продукции.
Рассмотрим подробнее его редакцию, действующую с 01.09.2018 года.
С этого дня, под ПП 968 перестали попадать товары из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и, естественно, России.
Если при проведении конкурентной закупки заказчику предложили два и более продукта разных российских производителей (входящих в ограничительный перечень), то он обязан отклонить предложения иностранных производителей.
Ограничительный перечень
Ограничительный перечень довольно внушителен. Сюда вошли, в том числе, настольные и портативные компьютеры, принтеры, сканеры, внешние жесткие диски, источники бесперебойного питания; оборудование коммуникационное: сотовые телефоны, факсы, модемы и т.д.
— за исключением устройств охранной и пожарной сигнализации; вся бытовая электронная техника; все виды светильников; фары для транспортных средств и т. д. Теперь участники соответствующих конкурентных процедур оказались в довольно сложном положении.
Если, скажем, предложить заказчику китайский системный блок, а найдется два участника, которые предложат российский, а компьютеры в странах ЕАЭС тоже выпускаются, то заявку неизбежно отклонят. Как же быть? Искать производителя из ЕАЭС? Но это не всегда лучший вариант.
Пример участия в аукционе проводимых по ПП РФ от 26 сентября 2016 г. № 968
ООО собиралось принять участие в аукционе по 44-ФЗ, в извещении и информационной карте которого было указано, что он проводится в соответствии с 44-ФЗ. не стало участвовать в аукционе. Были предприняты поиски российских поставщиков. Найти удалось всего одного.
У него были все необходимые документы на товар, но цена оказалась на 20% выше, чем у китайских аналогов. Поскольку маржинальность тендера составляла тоже порядка 20%, было принято решение не подавать заявку, поскольку аукционное снижение непременно увело бы цену в минус.
Другой проблемой при участии в тендерах, проводимых в соответствии с пунктом 7 ПП 968 является подтверждение страны происхождения товара. Участник должен представить в составе заявки или окончательном предложении копию одного из четырех документов:
- сертификата СТ-1, в котором указано, что страной происхождения предлагаемой продукции является ЕАЭС
- подтверждение производства товаров в РФ, выданного Минпромторгом;
- уведомлений о присвоении, подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Перечень оборудования с таким статусом размещается на сайте Минпромторга (//minpromtorg.gov.ru);
- специального инвестиционного контракта, по которому изготовлена продукция, причём, со дня его заключения должно пройти не более пяти лет, а с даты начала производства — не более трех.
Покупка товара у реселлеров, а также в Интернет-магазине не гарантирует наличия, например, сертификата СТ-1. Зачастую продавцы сразу заявляют победителю тендера, мол, у них цена ниже, но сертификата нет. В этом случае товар приобретать у них победителю опасно.
Ведь заказчик не примет товар без этого сертификата, победителю, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) придётся покупать товар уже у дилера или дистрибьютора, а «левый» товар останется ему на память.
Так что погоня за большой прибылью может запросто обернуться большими потерями.
С другой стороны, в самом ПП 968 не содержится требования об отклонении заявки, если указано, что страна происхождения Российская Федерация (или другая страна ЕАЭС), то заказчик будет рассматривать её как иностранную и ограничит допуск с учетом других пунктов ПП 968.
Пример аукцион, проводимый в соответствии с ПП 968 на который подано 2 заявки
На аукцион, проводимый в соответствии с ПП 968 подано 2 заявки. В одной заявке предлагается российский товар, ко второй части проложен сертификат СТ-1, во второй тоже предлагается товар российского происхождения, но ко второй части сертификат не приложен.
Заказчик рассмотрел вторую заявку как предложение импортного товара, не отклонив её, поскольку осталась только одна заявка с предложением российского товара. Участник подавший некомплектную заявку сам себя наказал, поскольку попал под действие Минэкономразвития № 155 от 25.
03.2014.
Иная ситуация складывается если заявок подано больше трёх и среди них есть хотя бы две заявки с предложением товара от разных российских производителей, так и заявки с предложением зарубежных товаров.
Пример другой закупки проведенной в соответствии с ПП 968
Первый участник предлагает товар из РФ и в составе заявки предложен сертификат СТ-1. Второй участник предлагает товар из РФ, и в составе заявки также предложен сертификат СТ-1. При этом производители продукции разные.
Третий участник предложил товар из РФ без подтверждающих документов. Четвертый участник заявляет товар иностранного происхождения.
Комиссия заказчика приняла решение об отклонении заявок третьего и четвертого участников из-за ограничений допуска на том основании, что было подано не менее двух заявок, одновременно отвечающих следующим условиям:
- — в заявках перечислены российские товары, их производство в РФ подтверждено одним из 4-х, перечисленных в ПП 968 документов;
- — участники предложили продукцию от разных производителей.
- Обжалование отклонения третьим и четвертым участниками не производилось, ввиду бесперспективности.
При подготовке заявок на участие в тендерах, проводимых в соответствии с пунктом 7 ПП 968 обязательно следует указывать страны происхождения товаров. Если заказчик требует предоставить сертификат во второй части заявки, то здесь проблем нет.
Участник запрашивает у поставщика товара копию сертификата СТ-1 и, если получает её, может спокойно указывать, что страной происхождения является Россия. А если он предлагает импортный товар, в надежде, что не будет 2-х предложений поставить товар российского происхождения? Риск – благородное дело, но в этом случае он должен правильно указать страну происхождения.
Ведь заказчик будет проверять достоверность предоставленной информации. А если определить страну происхождения к моменту истечения срока подачи заявок не удастся? Тогда остаётся надеяться на недостаточную внимательность заказчика. А дальше, на этапе поставки уже ничего плохого случиться не должно.
Ведь законодательство запрещает заменять при поставке российские товары импортными, но не запрещает заменять товары, происходящие из одной зарубежной страны, товарами, происходящими из страны другой, тоже зарубежной.
К тому же прекращение выпуска товара одной страной не исключает наличия остатков товаров на российских складах, чего заказчик проверить может, а потому заявку с предложением снятой с производства продукции он, находясь в здравом уме отклонять не станет.
Вот если товар вообще никогда не производился в той зарубежной стране, которую указал участник, тогда отклонение еще возможно. Теоретически заказчик может представить в ФАС подтверждение того, что товар не поставлялся в Россию из этой страны ранее. Но участник также теоретически может заказать его в этой стране для исполнения контракта. И если во время рассмотрения жалобы не действуют санкции на поставку этого товара из данной страны в Россию, то крыть заказчику будет нечем.
Пример с неуказанием страны происхождения в заявке
ООО собиралось подать заявку на подачу струйных плоттеров. Один из потенциальных поставщиков заявил, что страна происхождения товара – ФРГ, другой что, мол, в ФРГ сейчас не выпускаются, а только в КНР.
Вместо того, чтобы указать в качестве страны происхождения ФРГ или КНР. участник решил не указывать страну происхождения вообще, боясь отклонения заявки за недостоверность информации. Заявка была отклонена за неуказание страны происхождения товара.
Поняв свою ошибку, участник обжаловать отклонение в ФАСе не стал.
Не оговорён в явном виде в ПП 968 случай, когда участник предлагает импортные и российские товары, например, компьютер предлагает импортный, а клавиатуру – российскую.
Тут уж заказчику остаётся применить пункт 5 ПП 968: в котором указано, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него. По логике вещей он должен отклонять такие заявки, поскольку данный пункт всё рано не позволит ему заключить с победителем контракт в случае победы последнего. Так что участникам тендеров, проводимых в соответствии с ПП 968, следует предлагать только полностью импортные или полностью российские товары. И никакие уловки им здесь не помогут.
Как применять ограничения до 31 августа 2018 года
Правительство утвердило перечень и ограничило закупку иностранной радиоэлектроники постановлением от 26.09.2016 № 968 (далее – постановление № 968). Если заказчику поступило не менее двух заявок с российской продукцией, то он обязан отклонить все предложения с продукцией иностранного происхождения.
Правило не работает, если российский товар в разных заявках совпадает по виду – наименованию и модели от одного производителя. Изменение затронет закупку компьютеров, телефонов, принтеров, сканеров, телевизоров и другой радиоэлектроники.
Постановление № 968 не распространяеться на закупки у единственного поставщика, согласно пункту 2 постановления.
Начиная с 30 сентября 2016 года все заявки или окончательные предложения, в которых предложена радиоэлектронная продукция иностранного происхождения, необходимо отклонить, если есть две заявки, которые отвечают требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:
- российского происхождения;
- разных производителей.
При отклонлении заявки или окончательного предложения с иностранным товаром, то при исполнении контракта нельзя:
- заменить радиоэлектронную продукцию на товары иностранного происхождения;
- заменить производителя.
- арматуру осветительную прочую, не включенную в другие группировки (код ОКПД2 27.40.39.190).
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов (код ОКПД2 27.40.33.190);
- фонари электрические переносные, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето (код ОКПД2 27.40.21.120);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами (код ОКПД2 27.40.33.120);
- табло световые и аналогичные устройства (код ОКПД2 27.40.24.120);
- устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные (код ОКПД2 27.40.25.120);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с лампами накаливания (код ОКПД2 27.40.33.110);
- светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки (код ОКПД2 27.40.39.110);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света (код ОКПД2 27.40.33.130);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов (код ОКПД2 27.40.33.190);
Если код ОКПД2 закупаемого светового оборудования входит в группу ОКПД2 27.40 «Оборудование электрическое осветительное», то устанавливаються условия допуска светового оборудования иностранного производства по правилам приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155.
- нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
- необходимо обеспечить совместимость закупаемых товаров с товарами, которые уже есть в наличии;
- закупаете запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые используете в соответствии с технической документацией.
Есть риск, что должностное лицо, которое не выполнит требования, прописанные выше, привлекут к административной ответственности. Основание – части 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП. Рассмотрим ситуацию, как применить ограничения при закупке системного блока и принтера. На участие в аукционе поступило пять заявок: 1) Китай + Китай; 2) Россия + Китай; 3) Россия + Китай; 4) Россия + Китай; 5) Россия + Китай. В заявке 1 – производитель не указан. В заявках 2–4 производители российского товара разные. В заявке 5 – производитель российского товара не указан
Ограничения не применяют. Так как подано менее двух заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Об этом сказано в пункте 2 постановления № 968. Применяют условия допуска к заявкам с иностранными товарами из приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (п. 4 Постановления № 968).
Радиоэлектронику признают российской, если она отвечает одному из четырех условий.
Продукция, которую произвели в России, и та, что создают, модернизируют и осваивают в производстве в рамках специального инвестиционного контракта между инвестором или регионом и Россией. Однако условие действует только в течение не более:
- пяти лет со дня заключения специального инвестиционного контракта;
- трех лет со дня начала производства стороной – инвестором специального инвестиционного контракта.
Подтверждение от поставщика – специальным инвестиционным контрактом.
Продукция отвечает требованиям, которые предусмотрены приложением к постановлению Правительства от 17.07.2015 № 719.
Подтверждение от поставщика – документом Минпромторга на производство на территории России радиоэлектроники (постановление от 17.07.2015 № 719, приказ Минпромторга от 12.11.2015 № 3568).
Оборудование отвечает параметрам телекоммуникационного и произведенного на территории России.
Подтверждение от поставщика – уведомлением Минпромторга о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
Подтверждено российское происхождение или государства – члена ЕАЭС продукции по Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009. Это условие применяют, лишь если по другим радиоэлектронику не признают российской.
Подтверждение от поставщика – сертификатом СТ-1 на предложенные в заявке или окончательном предложении отдельные виды радиоэлектронной продукции.
Радиоэлектронную продукцию признают российской, если ее происхождение подтверждено сертификатом СТ-1.
Поэтому, если участник закупки предложил товар российского происхождения, но не подтвердил происхождение сертификатом СТ-1, признайте заявку соответствующей, а товар – иностранным.
Данный вывод следует из подпункта «г» пункта 6 и подпункта «г» пункта 7 постановления № 968. Позицию подтвердил Арбитражный суд Калужской области в решении от 28.04.2017 по делу № А23-8246/2016.
Во вторых частях заявок представляют один из документов:
- Специальный инвестиционный контракт.
- Подтверждение, что страна происхождения продукции – РФ.
- Уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
- Уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии).
- Сертификат СТ-1.
Об этом сказано в пункте 7 постановления № 968. Рассмотри следующий случай: на участие подано четыре заявки. В трех – российский товар и приложена декларация о стране происхождения товара. В четвертой – китайский товар
Ограничения не применяються, если участник предлагает российский товар, то он должен подтвердить страну происхождения. Такой вывод следует из пунктов 2 и 7 постановления № 968. Документы, которые представляют участники для подтверждения страны происхождения товара, указаны в пункте 7 постановления № 968. Декларации среди них нет. Или в следующей ситуции, если поступило 3 заявки, в одной заявке из них – иностранный товар. В двух других – российский. Где российский товар: первая позиция – разные производители, вторая – один и тот же производитель
Ограничения также, не действуют, не выполнено требование пункта 2 постановления № 968. Заявки с российским товаром содержат предложения о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
С 1 сентября 2018 года ограничения и условия допуска не распространяются на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Необходимо отклонить все заявки или окончательные предложения, в которых предложена радиоэлектронная продукция иностранного происхождения, за исключением государств – членов ЕАЭС. Сделайте это, если есть две заявки, которые отвечают требованиям извещения, документации о закупке и которые одновременно содержат товары:
- из государств – членов ЕАЭС;
- разных производителей.
Если отклонили заявки, окончательные предложения с иностранным товаром, то при исполнении контракта нельзя:
- заменить радиоэлектронику на товары иностранного происхождения. Исключение: государства – члены ЕАЭС;
- заменить производителя.
Радиоэлектронную продукцию признают продукцией ЕАЭС в порядке, который предусмотрен в нормативных правовых актах государств – членов ЕАЭС. Российские товары определяйте по правилам, установленным для отечественной радиоэлектроники.
Когда ограничения не действуют
Не применяйте ограничения и условия допуска, если:
- закупку начали до вступления в силу постановления № 968 – 30 сентября 2016 года;
- закупку проводит на территории иностранного государства дипломатическое, торговое представительство, консульское учреждение Российской Федерации или другая организация из списка в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ.
Исключения записаны в пункте 11 постановления № 968. Рассмотри следующию ситуацию, на аукцион подано пять заявок, в двух предложен российский товар, но нет сертификатов СТ-1
Поступите следующим образом:
- Рассмотрите заявки и оцените возможность применения пункта 2 постановления № 968.
- Если пункт 2 постановления № 968 неприменим, рассмотрите заявки на применение приказа № 155.
В рассматриваемом случае к заявкам с российским товаром не приложен сертификат СТ-1. Такие заявки не отклоняют. Предложенный товар приравнивают к иностранному. Это следует из подпункта «г» пункта 6 и подпункта «г» пункта 7 постановления № 968. Ограничения не применяют, так как условие пункта 2 постановления № 968 не соблюдено. Заказчик принимает решение о применении приказа № 155. Если победителем будет участник, который предложит товар из государств ЕАЭС, преференции не применяют. Стороны заключают контракт по цене, которую предложил участник. Но если в предложении победителя будет товар из иностранных государств, заказчик снижает его цену на 15 процентов. Согласно приказу № 155 наличие сертификата СТ-1 в заявке не обязательно. Участник вправе продекларировать страну в любой форме, в том числе и путем ее указания в первой части заявки.
Ситуация: как применяют приказ № 155, если закупают товар из перечня к постановлению № 968 и лишь часть его указана в приказе № 155 Заказчик не вправе применять приказ № 155 и устанавливать условия допуска в извещении и документации о закупке, так как только часть закупаемого товара указана в приложении к приказу. Об этом сказано в подпункте «а» пункта 8 приказа № 155.
Если условия пункта 2 постановления № 968 не будут выполнены и заявки с иностранным товаром не будут отклонены, то заказчик не будет применять пункт 4 постановления № 968. Рассмотри следующию ситуацию, радиоэлектроника по ОКПД2 включена в перечень к постановлению № 968 и не поименована в приказе № 155
Нет, не устанавливать. Заказчик не вправе устанавливать условия допуска, если товар не предусмотрен в перечне к приказу от 25.03.2014 № 155 (п. 1 приказа от 25.03.2014 № 155, решение Курганского УФАС от 13.12.2016 № 05-02/244-16).
Закупка радиоэлектронной продукции по 44-ФЗ. Подтверждение страны происхождения товара
Приобретение всевозможной электротехнической аппаратуры, компьютерной и периферийной техники в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» всегда вызывало массу вопросов и служило поводом для жарких дискуссий.
И действительно, даже сегодня приобретая эти товары, учреждения испытывают немало трудностей, к которым совсем недавно добавилась еще одна.
Вопрос происхождения поставляемой продукции
26 сентября этого года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое содержит довольно большой список товаров, включающий в себя практически все виды аппаратуры — компьютерную и периферийную технику, их комплектующие, средства связи, телевизионную и многую другую аппаратуру. В отношении продукции, входящий в состав данного перечня, устанавливаются ограничения, связанные со страной ее происхождения.
Помимо перечня, Постановление № 968 описывает порядок действий комиссии при рассмотрении поданных заявок, а также список документов, предоставляемых поставщиками для подтверждения признания поставляемых товаров произведенными на территории РФ. И если процедура рассмотрения заявок с учетом новых требований не вызывает дополнительных вопросов, то с подтверждением российского происхождения товаров не все так просто.
Как подтвердить российское происхождение оборудования?
Текст Постановления имеет исчерпывающий перечень документов, копии которых должен предоставить поставщик в составе своей заявки, для подтверждения того, что предлагаемый им к поставке товар российского производства. В зависимости от конкретной ситуации к ним относятся:
- копия контракта, заключенного в рамках международного сотрудничества по освоению представителями нашей страны какого-либо производства или его модернизации;
- подтверждение, выданное Министерством промышленности и торговли РФ;
- уведомление о присвоении статуса российского происхождения, выданное Министерством промышленности и торговли РФ;
- сертификат СТ-1.
Таким образом, во всех случаях, за исключением предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 6 Постановления, для подтверждения российского происхождения предлагаемого товара поставщик должен предоставить копию сертификата СТ-1 в составе своей заявки.
Проблема заключается в том, что требования данного Постановления вступили в силу с момента его опубликования, а порядка выдачи таких сертификатов до сих пор нет.
Практическая сторона вопроса
Те, кто уже давно работает в сфере государственных и муниципальных закупок, знают, что это далеко не первый случай, когда на действия заказчика наложены определенные обязательства, при этом не доработаны (или не созданы вовсе) механизмы их реализации. Для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, рассмотрим практический пример.
Подавая заявку на участие в электронном аукционе поставщик в первой ее части указал (продекларировал) российское происхождение предлагаемого им товара. При этом он не включил в состав второй части своей заявки никаких документов, подтверждающих это. В процессе рассмотрения такой заявки, перед аукционной комиссией встает два важных вопроса:
- Является ли тот факт, что поставщик не предоставил документы, предусмотренные Постановлением, достаточной причиной для отклонения его заявки.
- Следует ли допустить такую заявку, но не считать указанную в ней продукцию товаром российского производства.
- Поскольку текст Постановления содержит исчерпывающий перечень документов, которые участник может предоставить для подтверждения российского происхождения предлагаемых им товаров, то заявка на участие, в которой такие документы отсутствуют, подлежит отклонению.
- Однако, до утверждения порядка выдачи сертификатов СТ-1, заявки участников, указавших российское происхождение предлагаемого к поставке товара, но не предоставивших сертификат, не могут быть отклонены.
- Учитывая все вышесказанное, такие заявки, при условии того, что они соответствуют требованиям извещения и документации о закупке, должны быть допущены, а предлагаемый к поставке товар – считаться товаром российского производства.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы в разы сэкономить своё время и минимизировать вероятность нарушений, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ
Нормами статьи 14 44-ФЗ вводится ряд запретов и ограничений на допуск товаров происходящих из иностранных государств. Такая политика направлена на стимулирование российской экономики и поддержание отечественного производителя.
Введение национального режима доставляет немало неудобств, как заказчикам, так и поставщикам.
Госучреждениям важно правильно составить документацию перед проведением процедуры, а участникам подтвердить соответствие предлагаемой ими продукции установленным требованиям.
Запреты
В соответствии с нормами статьи 14 44-ФЗ Правительство получает право накладывать запрет на закупку госучреждениями отдельных товаров иностранного происхождения. Для этого оно выпускает соответствующие постановления, которые становятся обязательными к исполнению всеми заказчиками. На сегодняшний день подобные запреты действуют в отношении следующих видов продукции:
- Программное обеспечение.
- Товары для нужд обороны страны и безопасности государства.
- Продукция машиностроения.
- Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности.
- Изделия легкой промышленности.
Эти запреты распространяются на товары, произведенные в любых странах, за исключением России, Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана (ЕАЭС). Информацию о наличии такого запрета заказчик обязан отобразить в закупочной документации. В противном случае он привлекается к административной ответственности.
Программное обеспечение
С 01 января 2016 года постановлением Правительства России №1236 вводятся ограничения на закупку программного обеспечения, разработанного на территории иностранных государств. Эта норма распространяется на исключительные права и права эксплуатации.
На Министерство связи наложена обязанность по ведению единого реестра программного обеспечения российского производства. С ним заказчик должен сверяться перед проведением закупки. Правила его создания и ведения также прописаны в постановлении Правительства за номером 1236.
Когда требуемая программа отсутствует в реестре или ее технические характеристики не совпадают с параметрами, указанными в документе, разрешено назначать тендер на иностранную продукцию.
Запрет, установленный Постановлением №1236, не распространяется на закупки, проводимые консульствами, дипломатическими представительствами, а также торговыми представительствами РФ при ведении ими деятельности за рубежом.
Запрет не применяется также при закупках, составляющих государственную тайну.
Товары для нужд обороны
Применение национального режима при закупке услуг и работ
Сегодня в очередной раз рассуждали с коллегами о том, нужно или нет применять национальный режим при осуществлении закупок (статья 14 Закона 44-ФЗ), если осуществляется закупка не на поставку товаров, попадающих под действие национального режима, а на оказание услуг и выполнение работ, при оказании и выполнении которых такие товары используются.
Поводом для этого стало Определение Верховного Суда Российской Федерации № 309-КГ18-16754 от 13.03.2019г.
Суть дела простая. Лечебное учреждение опубликовало аукцион на оказание услуг по слухопротезированию, для этого естественно используются слуховые аппараты, которые попадают под действие Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г.
N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако, так как производилась не прямая закупка товара, а оказание услуг, то ограничение в соответствии с Постановлением №102 установлено не было.
Коммерческая структура по этому поводу подала жалобу в ФАС, где жалоба была признана НЕОБОСНОВАННОЙ. Но заявитель не успокоился и дошел до Верховного Суда РФ.
Верховный Суд отменил все предыдущие судебные решения!!!
Определение ВС РФ № 309-КГ18-16754Скачать
С одной стороны кажется все просто. Ну хорошо, раз так решил Верховный Суд, то при осуществлении подобных закупок будем применять национальный режим.
Однако, здесь начинается самое интересное.
Например, нам нужно провести закупку на выполнение работ по монтажу сложной коммуникационной системы. При выполнении таких работ будет использовано множество различных товаров. Причем часть товаров будет попадать под действие Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г.
№ 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, часть по действие Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, а часть вообще не будет иметь ограничений.
Как быть в таком случае???
Ведь, к примеру, в Приказе № 126н указано, что предметом одной закупки не могут быть товары, попадающие под его действие и не попадающие. Не дробить же закупку на несколько более мелких. Даже при желании это не получится сделать практически, так как такие работы представляют собой один большой проект, где все взаимосвязано.
То же самое можно сказать и о ремонтных работах, где используется огромное количество различного товара.
В общем с выходом этого определения ВС РФ мы получили очередную порцию неопределенности.
Закупка иностранных товаров для государственных нужд: новые запреты и ограничения 2020
Несмотря на свирепствующий коронавирус, Правительство РФ не забывает уделять внимание обеспечению экономической безопасности государства и поддержке отечественных производителей.
В связи с чем оно обновило ограничения (запреты) по иностранным товарам и работам в сфере госзакупок. В последний день апреля 2020 были выпущены сразу 2 постановления, уточняющих требования к продукции, закупаемой по гос. и муниципальным заказам, гособоронзаказам.
Расскажем подробнее о новых правилах 2020 закупки иностранных товаров для государственных нужд.
- Также смотрите:
- Этот документ утверждает новый Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), которые запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).
- Также Постановлением № 616 предусмотрены ограничения на приобретение по госконтрактам работ и услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, если данные работы (услуги) приобретают для нужд обороны страны и безопасности государства.
- В Перечень включены 153 вида товаров, указанных в соответствии с кодами ОКПД 2.
- Также в документе предусмотрены отдельные исключения в части запретов. Они могут быть применены, если:
- на территории РФ отсутствует производство требуемого товара (речь идет о полном отсутствии, а не о недостаточном количестве производимого товара);
- приобретается только 1 единица товара стоимостью не более 100 000 руб. или партия товаров, суммарная стоимость которой менее 1 000 000 руб.;
- нужно обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с товарами, которые уже использует заказчик;
- приобретаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком;
- закупку делает ФСБ, ФСО, СВР России, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента РФ и ГУСП Президента;
- закупку производит ФСО в целях реализации мер по госохране, а также приобретение транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Продукция (товар) считаются произведенными на территории РФ или на территории государства – члена ЕАЭС при наличии сведений о них в Реестре российской промышленной продукции либо в Реестре евразийской промышленной продукции.
Выписку из соответствующего реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719), участник торгов на заключение госконтракта должен предоставить в составе заявки. Информацию о реестровых записях о товаре также включают в контракт.
ВАЖНО!
Не могут быть предметом одного контракта товары, включенные в Перечень и не включенные в него.
При исполнении контракта замена товаров, указанных в Перечне, на промышленные товары, входящие в запретительный список, недопустима.