Освобождение от ндс по месту реализации товаров и услуг

Освобождение от НДС по месту реализации товаров и услуг

Организации и индивидуальные предприниматели, которые находятся на общем режиме налогообложения, признаются плательщиками НДС. Обязанность эта не слишком приятная, поэтому если есть возможность получить освобождение от уплаты НДС, то ей стоит воспользоваться.

Однако если бы все могли не платить НДС, то за счет чего же пополнялись бы бюджеты? Поэтому далеко не каждый желающий сможет получить освобождение, а только те организации и ИП, которые отвечают определенным требованиям. Каким же?

 Кто имеет право на освобождение?

Процедура освобождения от НДС регулируется ст.145 НК. Право на него имеют организации и ИП, которые отвечают следующим условиям:

— с момента регистрации прошло хотя бы 3 месяца;

— выручка (без НДС) за 3 предыдущих месяца в совокупности не более 2 млн. руб.;

  • — отсутствует реализация подакцизных товаров или при одновременной продаже подакцизных и неподакцизных товаров ведется раздельный учет операций по ним.
  • Обратите внимание: есть ситуации, на которые освобождение не распространяется, в частности:
  • — импорт товаров в РФ;
  • — исполнение обязанностей налогового агента (продажа товаров иностранным покупателям, аренда муниципального и государственного имущества).
  • Минфин настаивает, что расчет выручки за предыдущие 3 месяца учитывает выручку в полном объеме (кроме авансов и выручки по товарам, которые приобретаются налоговыми агентами):
  • — от реализации как подакцизных, так и неподакцизных товаров;
  • — от операций, которые не облагаются НДС (ст.149);

— от операций, которые объектами налогообложения по НДС не признаются (п.2 ст.146 НК).

Пример. ИП Кулешов находится на общей системе налогообложения. Выручка без НДС за февраль 2012 года составила 500 000 руб, за март – 400 000 руб., за апрель – 600 000 руб. С 1 мая Кулешов может воспользоваться освобождением от уплаты НДС.

Перед тем, как «освобождаться»

Перед тем, как применять освобождение от уплаты НДС, придется восстановить НДС, который был принят к вычету ранее по оставшимся у организации или ИП материальным запасам, основным средствам, нематериальным активам, приобретенным для облагаемых НДС операций. Это делается в последнем периоде, когда НДС его уплачивается.

  1. НДС по недоамортизированным основным средствам восстанавливается с остаточной стоимости.
  2. НДС, который был уплачен с авансов, полученных от покупателей, можно вернуть, если вы еще плательщик НДС и покупатель согласен:
  3. — расторгнуть договор и в полном объеме возвратить аванс;
  4. — или внести изменения в условия о цене договора, тогда возвращается только авансовый НДС.

После начала действия освобождения уплаченный с аванса НДС уже нельзя принимать к вычету. Если покупатель не согласен изменить договор, то при отгрузке выставляется счет-фактура с НДС.

Документы на освобождение

Не позже 20 числа месяца, начиная с которого организация или ИП рассчитывает  получить освобождение, в налоговую инспекцию предоставляется пакет документов:

— письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС № БГ-3-03/342 от 04.07.2002 г.

  • — для организаций – выписка из бухгалтерского баланса;
  • — выписка из книги продаж;
  • — для ИП выписка из книги учета доходов и расходов;
  • — копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
  • Получить освобождение можно с любого месяца года, а не только с начала нового квартала.

Освобождение предоставляется на фиксированный период – 12 последовательных календарных месяцев. С момента освобождения входной НДС необходимо учитывать в стоимости товаров (основных средств, материалов, работ и услуг).

Что делать и не делать в период освобождения

  1. В период 12 месяцев, на который организация или ИП получили освобождение, им не придется:
  2. — начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость;
  3. — выставлять покупателям авансовые счета-фактуры;
  4. — представлять в налоговую инспекцию декларации по НДС (если отсутствуют операции по импорту и обязанности налогового агента по НДС).
  5. Однако, несмотря на освобождение, некоторые обязанности по НДС у налогоплательщика остаются. Среди них:
  6. — выставление покупателям отгрузочных счетов-фактур, в которых делается пометка «без НДС»;
  7. — ведение книг покупок и продаж, журнала полученных и выставленных счетов-фактур;
  8. — предоставление декларации по НДС за квартал, в котором имело место:
  9. — выставление счета-фактуры с выделенной суммой налога;
  10. — исполнение обязанности налогового агента по НДС;
  11. — уплата НДС при ввозе товаров из-за границы.

Продлеваем или расстаемся с освобождением

После окончания периода освобождения, если возможность его применения еще остается, нужно принять решение, будете ли вы дальше пользоваться освобождением или нет.

Вне зависимости от принятого решения, не позже 20 числа месяца, следующего за периодом освобождения, в налоговую инспекцию предоставляется тот же пакет документов, который подавался на освобождение.

Дело в том, что инспекция будет проверять, нет ли превышения за каждые 3 месяца пользования освобождением.

Внимание:

Вместе с остальным пакетом документов при продлении освобождения подается заявление о продлении, при отказе – уведомление об отказе.

До истечения периода 12 месяцев, на которые получено освобождение, добровольно отказаться от него нельзя. Даже если вы начнете выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС, то принять к вычету входной НДС невозможно.

Однако право на освобождение можно потерять, если:

— выручка за 3 последовательных месяца превысит 2 млн. руб.;

— возникнут операции по реализации подакцизных товаров.

Контроль размера выручки производится и в те месяцы, которые находятся за рамками периода освобождения. Это очень важно. Рассмотрим пример.

ООО «Шанс» подало заявление на освобождение от уплаты НДС с 1 мая 2011 года. Первый период освобождения был предоставлен с 1 мая 2011 года по 30 апреля 2012 года. За февраль 2012 года выручка составила 200 000 руб., за март — 500 000 руб., за апрель – 1 000 000 руб. Общая сумма выручки – 1 700 000 руб. за эти 3 месяца, лимит не превышен.

С 1 мая 2012 года продлено освобождение от уплаты НДС еще на 12 месяцев. Далее выручка составила за май – 500 000 руб., за июнь – 700 000 руб., за июль – 700 000 руб. и т.д. В периоде освобождения с 1 мая по 30 апреля лимит выручки за каждые 3 месяца не превышен. Но есть превышение лимита в периоде, который находится на границе периодов освобождения – с апреля по июнь (2 200 000 руб.).

Поэтому право на освобождение потеряно с июня 2012 года.

Также организациям и ИП, которые в момент освобождения от НДС переходят на специальный налоговый режим (УСН или ЕНВД), будет интересен вывод Президиума ВАС из постановления №13243/08 от 27.10.09 г.

Если на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, организация или ИП не являются плательщиками НДС (перешли на УСН), на них не распространяется обязанность по представлению документов, определенных ст. 145 НК РФ.

Таким образом, применение освобождения от НДС на деле оказывается достаточно трудоемким, поэтому по возможности предпочтение отдается использованию УСН. Однако освобождение может пригодиться в том случае, когда использование УСН невозможно. Главное – не забывать вовремя подтверждать свое право и контролировать размер выручки.

А вы платите НДС? Хотели бы вы пользоваться освобождением? Поделитесь, пожалуйста,  в х!

Освобождение от НДС: нюансы применения (Коловатов А.)

Дата размещения статьи: 15.09.2014

По общему правилу по умолчанию организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС с момента государственной регистрации. Однако, во-первых, избежать данного статуса позволяет применение того или иного специального режима налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД).

Во-вторых, при определенных условиях налогоплательщик может воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС. О порядке применения такого освобождения в свете разъяснений, данных Пленумом ВАС РФ по вопросам взимания НДС в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33, и пойдет речь в данной статье.Пунктом 1 ст.

145 Налогового кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Это возможно, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) у них без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Не распространяется освобождение на организации и ИП, реализующих подакцизные товары в течение данного периода, а также на участников проекта «Сколково» (п. 2 ст. 145 НК, Определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О).Освобождение от НДС в соответствии со ст.

145 Налогового кодекса позволяет налогоплательщику не начислять и не уплачивать НДС по операциям на внутреннем российском рынке. При этом «входной» налог по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в их стоимость.

При этом сохраняются обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 3 ст. 145 НК). Кроме того, лица, применяющие освобождение от НДС, по-прежнему должны выставлять счет-фактуру при реализации товаров (работ, услуг), только с пометкой «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК, Постановление ФАС Центрального округа от 26 сентября 2012 г. N А48-4663/2011). Остается в силе и обязанность по ведению книги продаж. Это следует из п. 6 ст. 145 НК.

  • Порядок применения
  • Выручка от реализации
  • Уведомительный порядок
  • Восстановление НДС
Читайте также:  Правила и образец исправления ошибок в больничном листе работодателем

Согласно п. 3 ст. 145 Налогового кодекса лица, использующие право на освобождение от НДС, должны представить в налоговую инспекцию по месту учета соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого применяется «льгота».Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342. К числу подтверждающих документов относятся:- выписка из бухгалтерского баланса — для организаций или из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций — для индивидуальных предпринимателей;- выписка из книги продаж;- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;- выписка из книги учета доходов и расходов — для организаций и ИП, перешедших на общий режим налогообложения с УСН или ЕСХН.Обратите внимание! С 1 января 2015 г. из перечня документов, подтверждающих право на применение освобождения от НДС, будет исключен журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ).Применяется освобождение от НДС в течение 12 последовательных календарных месяцев, и ранее истечения этого срока отказаться от «льготы» хозяйствующий субъект не вправе (п. 4 ст. 145 НК). По окончании 12-месячного периода, не позднее 20-го числа следующего месяца, в ИФНС по месту учета подлежат представлению:- уведомление о продлении периода освобождения еще на 12 месяцев либо об отказе от него;- документы, подтверждающие сумму выручки хозяйствующего субъекта в течение периода применения освобождения, которая без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не может превышать двух миллионов рублей.В случае если данные документы не представлены, а также при несоблюдении ограничений на применение освобождения от НДС сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней (п. 5 ст. 145 НК).При этом если в период применения освобождения от НДС превышен лимит выручки или осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщик утрачивает право на «льготу» с 1-го числа месяца, в котором допущены соответствующие нарушения.Если налогоплательщик использовал освобождение от НДС (к примеру, с июля 2013 г. по июнь 2014 г.), то его выручка должна составлять в совокупности не более двух миллионов, в том числе как за июль — сентябрь, так и за август — октябрь, сентябрь — ноябрь и т.д. (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 августа 2003 г. N 2500/03, ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2007 г. N А49-3926/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2005 г. N А29-10838/2004а).При этом в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что при исчислении размера выручки от реализации в целях применения ст. 145 Налогового кодекса надлежит исходить из правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Судьи сослались на п. 6 ст. 145 Кодекса, согласно которому для подтверждения размера выручки в период применения освобождения в ИФНС организациями подлежит представлению выписка из бухгалтерского баланса.Кроме того, Пленум ВАС разъяснил, что не должны приниматься во внимание при определении размера выручки поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от налогообложения). Предусмотренное ст. 145 Налогового кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, пояснили судьи, обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем именно облагаемых НДС операций. Аналогичный вывод содержится также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12. С учетом высказанной в нем правовой позиции и представители Федеральной налоговой службы в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@ подчеркнули, что в целях применения освобождения от уплаты НДС размер выручки от реализации рассчитывается только применительно к налогооблагаемым операциям по реализации. И данная позиция полностью согласована с Минфином.Помимо этого, в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что при решении вопроса о наличии оснований для применения освобождения в составе выручки за предшествующие три месяца не учитываются также доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров. Ведь на основании п. 2 ст. 145 Налогового кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение, отметили судьи.Как уже упоминалось, о применении освобождения от НДС налогоплательщик обязан уведомить налоговую инспекцию по месту учета в установленный срок. Вместе с тем последствий нарушения такового Налоговый кодекс не оговаривает. В связи с этим в арбитражной практике сложилось два подхода к ситуации, когда уведомление о применении «льготы» и документы, подтверждающие право на нее, в ИФНС своевременно не представлены.Так, некоторые судьи указывают, что законодательство не предусматривает возможности использования освобождения за прошедший период, и поддерживают отказ налоговиков в применении налогоплательщиком освобождения от НДС в связи с нарушением им срока представления уведомления и подтверждающих документов (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2012 г. N А28-8169/2011, от 20 апреля 2011 г. N А29-5471/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2010 г. N А33-333/2010). Другие отмечают, что условием применения освобождения от НДС является соблюдение ограничения суммы выручки. Следовательно, при его соблюдении представление уведомления с приложением соответствующих документов позднее установленного срока не влечет доначисления НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2012 г. N А44-4183/2011, ФАС Дальневосточного округа от 2 марта 2009 г. N Ф03-188/2009). Именно эту позицию принял и Пленум ВАС.В Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 высшие судьи указали, что налогоплательщику не может быть отказано в использовании освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 Налогового кодекса только лишь потому, что им не представлены в налоговую инспекцию в установленный срок уведомление об этом и документы, подтверждающие объем выручки. Более того, аналогичным подходом, по мнению представителей ВАС, следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в ИФНС уведомления о продлении использования права на освобождения и необходимых документов.Как указали судьи, по смыслу п. 3 ст. 145 Налогового кодекса налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от НДС, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены.Согласно п. 8 ст. 145 Налогового кодекса освобождение от НДС требует от налогоплательщика до его применения восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету по определенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам. Речь идет о ценностях, приобретенных для операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованных в этих целях. Суммы «входного» налога по ним подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления о применении «льготы» путем уменьшения налоговых вычетов.

В Постановлении от 30 мая 2014 г.

N 33 Пленум ВАС РФ указал, что в целях применения данной нормы неиспользованными следует считать в том числе те объекты основных средств, которые до применения освобождения от НДС не полностью самортизированы. Восстанавливаемая по таким активам сумма налога, по мнению судей, должна определяется по правилам пп. 2 п. 3 ст. 170 НК, то есть исходя из остаточной стоимости ОС.

  1. Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
  2. Вернуться на предыдущую страницу



Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

3 февраля 2021 г.Проект Федерального закона № 1105153-7 «О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Цель законопроекта — установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 

30 января 2020 г.Проект Федерального закона № 1103069-7 «О внесении изменения в статью 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Цель законопроекта — внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

25 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1099900-7 «О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — усиление ответственности арбитражного управляющего, либо председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) за неправомерные действия при банкротстве, а также усиление мер ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство, совершенные с использованием служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Читайте также:  Почему нельзя говорить «да» по телефону: как мошенники могут использовать запись вашего голоса?

19 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1096135-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»

Законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 26 и 37 Федерального закона «Об электроэнергетике». Законопроект разработан с целью уменьшения штрафных санкций для теплоснабжающих организаций, а также организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, допустивших просрочки исполнения платежей перед сетевыми организациями за услуги по электроснабжению.

6 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1087686-7 «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками»

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции.

Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.

Метод оценки рисков в концепциях и актах стратегического планирования национальной безопасности и противодействия коррупции (Инкина М.В.)

Выгодно ли освобождение от НДС?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, выбранных организацией.

На сегодняшний день большинство налогоплательщиков предпочитают уклонение от уплаты налогов.

Однако знание норм налогового законодательства помогает искать и находить оптимальные способы ведения бизнеса с целью снижения налоговых нагрузок и возможности продвижения компаний на рынке.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Согласно ст.

145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

  • Для определения правомерности применения освобождения в соответствии со статьей 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций по реализации товаров, работ, услуг, включая: операции, облагаемые НДС по нулевой ставке; операции, освобождаемые от налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не признается .
  • Лица, использующие право на освобождение, должны предоставить соответствующее письменное уведомление и следующие основные документы:
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
  • Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
  • Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  • Организация должна уведомить налоговый орган о своем намерении не платить НДС не позднее 20-го числа месяца, с которого организация смогла бы использовать право на освобождение .

От уплаты НДС также освобождаются организации в части операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ.

Важно иметь в виду, что организация не вправе вернуться к общему порядку исчисления НДС до истечения 12 календарных месяцев с начала освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ) или, если совокупная выручка организации за три последовательных месяца не превысит 2 млн р., либо если осуществлялась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).

В таких ситуациях право на освобождение утрачивается с 1-го числа месяца, в котором произошло указанное превышение или были реализованы подакцизные товары.

Организация имеет право отказаться от льгот по НДС только по операциям, перечисленным в п. 3 ст. 149 НК РФ, на срок более одного года. Льготы по НДС установлены и в других пунктах этой статьи, однако отказ по ним не предусмотрен.

  1. Чтобы отказаться от льгот, в налоговый орган следует представить заявление по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена осуществить отказ.
  2. Статистика свидетельствует, что желающих получить освобождение довольно немного — не более 1% от общего числа плательщиков на- лога . Причин, по которым фирмы и предприниматели отказываются получать освобождение несколько:
  3. слишком большое количество документов, которые нужно представить в налоговую инспекцию;
  4. необходимо постоянно отслеживать сумму поступающей выручки, чтобы за три месяца она не превысила установленный предел в 2 млн р.;
  5. получать освобождение от уплаты НДС иногда бывает невыгодно, если большинство клиентов фирмы — плательщики этого налога.

Дело в том, что если покупатель — плательщик НДС — приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток.

Таким образом, освобождение от налога в первую очередь выгодно получать фирмам, чьи основные клиенты не являются плательщиками НДС. Например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.

Ю. С. Баталова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6.

Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20.

Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012

Количество показов: 5295

Ндс по операциям с программами для эвм и базами данных

  • Некоторые положения статьи могут утратить актуальность. Прочтите последние статьи автора по налогообложению интеллектуальной собственности
  • Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года
  • Изменения НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
  • НДС на покупки внутри мобильного приложения

Оглавление статьи

НДС по сублицензионным договорам НДС по договорам на создание программ для ЭВМ и баз данных НДС по услугам технической поддержки и сопровождения программ и баз данных НДС при экспорте программ для ЭВМ и баз данных

На основании пп.1 п.1 ст.

146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг, а также) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

Как было указано выше, имущественное право включает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, к числу которых также относятся программы для ЭВМ и базы данных.

Согласно пп. 4 п. 1 ст.

148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской федерации, когда покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на ее территории в случаях:• передачи, предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;• оказания услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

• оказания консультационных и услуг по обработке информации.

В остальных случаях местом реализации работ (услуг) считается территория Российской Федерации деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют такие работы (оказывают услуги), также осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 — 4.1 ст.148 НК РФ).

Таким образом, передача имущественных прав на готовое программное обеспечение или оказания услуг по разработке программного продукта, его адаптации и модификации лицом, оказании консультационных услуг и услуг по обработке информации, признается объектом налогообложения НДС при нахождении покупателя услуг на территории России вне зависимости от места нахождения продавца (исполнителя).

В то же время реализация любых дополнительных работ и услуг по инсталляции, отладке, внедрению, технической поддержке, и сопровождению (за исключением консультационных услуг и услуг по обработке информации) программ для ЭВМ считается выполненной на территории России при осуществлении исполнителем (подрядчиком) своей деятельности на той же территории.

При этом следует учитывать, что на основании пп. 26 п. 2 ст.

149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Указанная новелла внесена в Налоговый кодекс с 01 января 2008 г. Федеральным законом от 19.07.

2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».

Данная норма, как мы видим, предполагает освобождение от НДС не всех операций с программами для ЭВМ и базами данных, а только влекущих реализацию (передачу) исключительных прав (безотносительно к виду договора) либо права на их использование строго по лицензионному договору.

Читайте также:  Как разделяются долговые обязательства при разводе супругов?

1

По указанным выше причинам на практике возникают вопросы о возможности применения установленной льготы по НДС в случае получения исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных, созданные по договору подряда, а также когда право использования программного обеспечения предоставляется по сублицензионному договору. Оба вида договора прямо не поименованы в ст.149 НК РФ, однако имеются разумные основания полагать, что льгота по НДС подлежит применению и в этих случаях.

Несмотря на то, что в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ содержится прямое указание на освобождение от НДС предоставления права на использование программ для ЭВМ и баз данных только по лицензионному договору, полагаем возможным использование данной льготы и в случае предоставления прав на программное обеспечение по сублицензионному договору.

В качестве обоснования данной позиции можно сослаться на следующее. Выше мы привели норму п.5 ст.1238 ГК РФ о применении к сублицензионному договору правил гражданского кодекса о лицензионном договоре. Указанные договоры имеют один и тот же предмет – предоставление права использования программ для ЭВМ и баз данных на срок.

Отличие договоров проводится по субъектному составу: в лицензионном договоре на стороне лицензиара выступает автор или иной правообладатель (т.е. владелец исключительных прав), а в сублицензионном договоре в качестве лицензиара выступает лицо, которому ранее было предоставлено право использования программного обеспечения.

Полагаем, что льгота по НДС не ограничивается предоставлением преференций разработчикам при введении прав на программное обеспечение в гражданский оборот по лицензионному договору.

Правообладателем исключительных прав на программы или базы данных может быть любое лицо, не являющееся автором, и получившее такие права в порядке отчуждения, по договору на создание ПО, либо в ином установленном законом порядке. Таким образом, Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ ставит авторов в равное положение с иными правообладателями.

Поэтому таким же образом было бы не верно ставить владельцев производных прав (лицензиатов) с владельцами вторичных прав (правообладателями, не являющимися разработчиками) в неравные условия налогообложения.

То есть обсуждаемые положения не связаны с установлением особого налогового статуса автора или правообладателя, выступающего в качестве лицензиара по лицензионному договору, а имеют целью введение льготного режима налогообложения операций по предоставлению права использования особых инновационных объектов – программ для ЭВМ и баз данных.

Важно!

Как избежать ндс и ошибок при переходе на него

Заканчивается очередной год, который был далеко непростой. И по итогам проходящего года, если имеется возможность выбора, организация может выбрать на 2021 год систему налогообложения.

Сразу отмечу, что большинство сельхозорганизаций уже по установленным законодательством критериям перешли в прошлые периоды на общую систему налогообложения или ЕСХН и НДС, но некоторые еще не «дотянули» до пороговых значений и могут не платить НДС, чего и сами не особо желают.

В данной статье поговорим о том, как правильно посчитать критерии и не «влететь» в систему НДС, если у вас имеется пороговое значение, обсудим некоторые хитрости этих моментов и поговорим о том, что делать, если уже НДС неизбежен в 2020 или 2021 году.

Как вы помните согласно установленным критериям в п. 1 ст.

145 НК РФ на уплату НДС переходят Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей если за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности:

  • … 80 миллионов рублей за 2020 год,
  • 70 миллионов рублей за 2021 год,
  • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.»;

Таким образом, если за 2020 год доход от реализации товаров (работ, услуг) вашей организации превысил 80 млн руб., вы обязаны были уже перейти на уплату НДС наряду с исчислением ЕСХН, а если вы понимаете, что в 2021 году превысите критерий в 70 млн руб., то рекомендуем сразу с начала 2021 года переходить на уплату НДС. Рассмотрим оба варианта.

Напоминаем, что порог превышения необходимо рассчитывать кассовым методом только от реализации товаров, работ, услуг, в отношении которых применяется указанная система налогообложения (ЕСХН), не учитывая полученные субсидии и другие внереализационные доходы (проценты к получению, выявленные излишки, списанную кредиторскую задолженность и т. д.).

Также в указанный лимит не включается выручка от реализации подакцизных товаров, например, автомобилей, ГСМ – если такая реализация имела место быть. При реализации подакцизных товаров необходимо начислять НДС в любом случае (подробнее об этом мы писали в 54 номере нашего журнала, стр. 15), даже если предприятие пользуется «льготой», т.е. освобождением от уплаты НДС.

Итак, по данным вашей организации ближе к окончанию года доходы на ЕСХН могут приблизиться к лимиту в 80 млн руб. И вы активно занимаетесь вопросом: что же сделать, чтобы не переходить на уплату НДС. Для того чтобы удержать выручку в пределах этой суммы и не платить НДС, сельхозкомпании могут использовать некоторые уловки.

Приведем их далее и подскажем, какие наиболее безопасные, а какие рискованные, и хотя многие их уже применяют, но это может быть омрачено последствиями.

Если ожидается поступление доходов, связанных или не связанных с продажей сельхозпродукции в конце года, влияющими на превышение критерия, то выбирайте, какой из предложенных далее вариантов подойдет вам для сохранения только ЕСХН.

  1. Отсрочка платежей покупателями

Итак, если вы видите, что ваша реализация (полученная оплата) вот-вот в конце года перескочит пороговый барьер в 80 млн руб.

, то проще и безопаснее всего держать выручку в пределах лимита, предоставив покупателям отсрочку по оплате сельхозпродукции или услуг. На ЕСХН доходы учитываются на момент оплаты (п. 5 ст. 346.5 НК), как собственно и рассчитывается критерий для применения НДС.

Значит, если перенести срок уплаты на 2021 год (даже на начало января), то выручку не понадобится учитывать в 2020 году.

Продавец может установить отсрочку по согласованию с покупателем. Срок платежа никто не мешает отложить на месяц или иной срок. Для этого нужно заключить с покупателем дополнительное соглашение, в котором прописать новый срок оплаты.

Если же согласно договору поставки при его изменении дополнительное соглашение заключать необязательно, то можно оформить отсрочку и по-другому.

Например, покупатель высылает письмо с просьбой отложить платеж, а поставщик также письменно подтверждает согласие на отсрочку.

Перед тем как заключить дополнительное соглашение к договору, определитесь, будете ли начислять проценты за отсрочку платежа. Речь о законных процентах, которые должник должен платить при отсрочке за пользование деньгами кредитора (ст. 317.1 ГК).

В данном случае отсрочка выгодна продавцу, поэтому, возможно, вы решите не получать с покупателя законные проценты. Тогда зафиксируйте это в договоре. Такое условие безопаснее включать в любые договоры, включая поставку.

Для поставки действует специальная норма о том, что проценты за отсрочку стороны предусматривают в договоре (ст. 488 ГК). Так что если проценты в договоре не упоминаются, платить их не нужно.

Очень частая практика, когда сельхозпредприятие на ЕСХН может подписать с покупателем договор займа. Покупатель перечисляет не за продукцию, а по договору займа, и вы не включаете эту сумму в доходы (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК).

К внереализационным доходам относятся лишь проценты (п. 6 ст. 250 НК). В 2021 году компании рассчитываются по долгам или можно оформить взаимозачет (новацию, то есть зачесть ранее пришедшую сумму по договору займа в счет оплаты за продукцию).

После этого поставщик отражает доход в налоговом учете.

Конечно же есть риск, что налоговые службы могут усмотреть фиктивность договора займа. И если с учетом займов доход превышает лимит, инспекторы будут настаивать на доначислении налогов. Обычно налоговики смотрят банковские выписки. Покупатели нередко пишут в платежке, что перечисляют оплату за товары.

А затем поставщик получает с покупателей письмо об исправлении назначения платежа с оплаты товаров на заем, а вот здесь и бывает риск. Чтобы обезопасить сделку, покупатель должен сразу указать в платежке, что перечисляет заем, а не оплату товаров. Проследите, чтобы сумма займа не совпадала до копейки со стоимостью поставляемых товаров.

Оформляйте заем под проценты, хотя бы символические.

Безопаснее провести расчеты с покупателем, а не зачитывать задолженность. Так, поставщик возвращает сумму займа на расчетный счет покупателя, а также платит проценты. А покупатель перечисляет поставщику оплату за товары. Тогда инспекторам будет сложно доказать, что заем является фиктивной сделкой (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2015 № Ф01-88/2015).

В последнее время многие сельхозорганизации стали использовать форму простого товарищества для уменьшения выручки и доходов для ЕСХН. Компания при этом оформляет с одним или несколькими контрагентами договор простого товарищества (совместной деятельности).

Участники этого договора включают в доходы не выручку, а прибыль от деятельности простого товарищества, распределенную пропорционально вкладам компаний (ст. 1048 ГК, п. 3 ст. 278 НК). То есть разницу между доходами и расходами. За счет этого можно снизить доходы, которые компания учитывает при расчете доли сельхозвыручки. Но для освобождения от НДС этот вариант не поможет.

Плательщики ЕСХН, которые ведут общий учет операций по договору простого товарищества, должны уплачивать НДС с операций товарищества (п. 3 ст. 346.1 НК).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *