Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
Правовое регулирование
Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Проведение проверок
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.
Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.
Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
- В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
- При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Контроль ведомств
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Контроль в оборонном заказе
- В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС.
- При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.
- Источник:
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольный орган в сфере закупок, его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.
Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)
Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный
Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов.
Кто может осуществлять контроль в сфере закупок
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Читать дальше: Изменилась процентная ставка по ипотеке сбербанк
Общественный контроль
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
- Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
- Проведением согласования по закрытым процедурам.
- Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
- Общественным и финансовым контролем.
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
- Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
- Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
- Составить протокол об административном правонарушении.
- Выдать предписание об устранении правонарушения.
- Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране.
Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений.
При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Функции контрольного органа
Понятие о контролере в сфере закупок содержится в п. 13 ст. 3 ФЗ № 44-ФЗ. Он должен быть наделен полномочиями и обладать правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:
Функционал контролера госзакупок и гособоронзаказа определяется как статьями ЗКС, так и отдельными нормативными актами органов исполнительной власти.
Общественный контроль в сфере закупок: кто вправе осуществлять и какие цели преследуются?
Помимо антимонопольной службы и казначейства, контролировать деятельность государственного заказчика могут и другие инстанции. Согласно 44-ФЗ, предусмотрен общественный контроль за проведением закупок.
Передача общественности права на проведение контроля за деятельностью заказчиков по 44-ФЗ стала одной из ключевых инноваций законодательства о контрактной системе.
Общественный контроль осуществляется также по нормам 212-ФЗ от 21 июля 2014 года.
Правовое регулирование
Несмотря на постоянное ужесточение правил проведения закупок по 44-ФЗ и 212-ФЗ, нарушение принципов законодательства является весьма актуальной проблемой. Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный.
Под общественным контролем в сфере закупок можно понимать деятельность субъектов общественного контроля, которая осуществляется в целях содействия развития закупочной отрасли, предупреждения и выявления нарушений законодательства.
Общественный контроль за деятельность заказчиков по 44-ФЗ опирается на положения:
- 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 2014 года;
- 44-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года;
- 212-ФЗ «О закупках отдельными категориями…» от 2014 года.
- 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 1995 года.
Общественный контроль должен проводиться на принципах законности, верховенства права, принципа обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности контрактной системы.
Кто может осуществлять общественный контроль
На основании ч. 1 ст. 102 44-ФЗ можно выделить следующих субъектов общественного контроля:
- Граждане.
- Общественные объединения.
- Объединения юридических лиц.
В самом 44-ФЗ не приводится расшифровка общественных объединений, но, согласно 82-ФЗ, они могут иметь следующие формы:
- Общественная организация.
- Общественный фонд.
- Общественное движение.
- Политическая партия.
- Общественное учреждение.
- Орган самодеятельности.
Нередко субъектами общественного контроля становятся сами участники закупочной деятельности.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны предоставить указанным субъектам возможности для проведения контролирующих мероприятий.
Согласно 212-ФЗ от 21 июля 2014 года, контрольными функциями наделяются федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты, а также советы при органах власти разных уровней, инспекции, наблюдательные комиссии и прочие объединения с заданными целями.
Какие цели преследуются
Общественный контроль имеет следующие цели:
- Реализация на практике принципов контрактной системы.
- Развитие и совершенствование системы государственных закупок.
- Выявление и предупреждение нарушений в области государственных закупок.
- Информирование контролирующих инстанций на случай выявления нарушений.
Несмотря на достаточно высокую эффективность системы общественного контроля, отсутствие реальных рычагов влияния на закупочную отрасль у общественных объединений остается достаточно актуальной проблемой.
Формы общественного контроля
Законами 44-ФЗ и 212-ФЗ от 21 июля 2014 года предусмотрены такие виды общественного контроля, как:
- Общественный мониторинг.
- Общественные слушания.
- Общественная проверка.
- Общественная экспертиза.
- Иные формы взаимодействия.
Общественный мониторинг
Общественный мониторинг выступает формой контроля. Он осуществляется открыто с использованием интернета по ч. 3 ст. 19 212-ФЗ. По результатам общественного мониторинга субъектом направляется в адрес заказчика документ для ознакомления. Также такой отчет размещается субъектом мониторинга в сети.
В зависимости от того, какие результаты были достигнуты по итогам общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, организатором могут предприниматься различные меры. Субъект мониторинга вправе инициировать (на основании ч. 7 ст. 19 212-ФЗ):
- Проведение общественных обсуждений.
- Проведение общественных слушаний.
- Проведение общественной проверки.
- Проведение общественной экспертизы.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ общественные объединения могут заниматься мониторингом закупок и оценкой их эффективности, в том числе оценкой закупок на предмет их соответствия требования законодательства о контрактной системе.
Информацию о проводимых закупках и подписанных контрактах общественные объединения могут найти в реестре государственных контрактов, который ведет Федеральное казначейство. В реестре контрактов отражаются наименование заказчика, сведения о поставщике, источниках финансирования закупки, акты приемки, штрафы и неустойки и пр.
В рамках общественного мониторинга субъект контроля вправе направлять в адрес заказчика запрос о предоставлении дополнительной информации, руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ.
Общественная проверка
Хотя, согласно ч. 6 ст. 20 212-ФЗ, организатор общественной проверки обязан запросить у проверяющего органа необходимые документы и материалы, на практике это сделать не так просто.
Во-первых, субъект проверки должен довести до руководителя заказчика информацию о проверке, ее сроках, порядке проведения и определения результатов проверки. Во-вторых, круг субъектов, которые вправе инициировать такую проверку, ограничен законодательно.
На основании ч. 2 ст. 20 212-ФЗ инициаторами общественной проверки вправе стать:
- Уполномоченный по правам ребенка и человека в РФ.
- Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей.
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
- Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ.
- Общественная палата.
Стоит отметить, что речь в законодательстве идет об Общественной палате РФ, тогда как региональные и муниципальные палаты могут стать субъектами проверки в ограниченных случаях: если это предусмотрено российским законодательством. Аналогичные требования предусмотрены иными субъектами общественного контроля.
В 44-ФЗ не предусмотрена форма контроля в виде общественного контроля. Таким образом, общественные организации не могут стать субъектами контроля в контрактной системе закупок. По п. 4 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ общественным объединениям принадлежит право на передачу в контролирующие инстанции (в частности, в ФАС) имеющихся у них сведений для инициации проведения проверочных мероприятий по 44-ФЗ.
Также общественники могут передать обращения в закупочную комиссию заказчика, территориальное подразделение Счетной палаты, управление антимонопольной службы и прокуратуру. Контролировать законность расходования бюджетных денег могут и депутаты, к которым также могут обратиться общественные объединения по факту неэффективного и нецелевого расходования средств.
Общественная экспертиза
Проведение общественной экспертизы по нормам 212-ФЗ обязательно в отношении (на основании ч. 2 ст. 22 212-ФЗ):
- актов (проектов);
- решений (проектов);
- документов и прочих материалов.
Инициатива о проведении общественной экспертизы может исходить и от органа контроля (заказчика по 212-ФЗ). Тогда как общественные объединения могут инициировать экспертизу только в случаях, предусмотренных законодательно.
Что касается законодательства о контрактной системе, то экспертиза результатов выполненного контракта может производиться заказчиком своими силами. Но, согласно ч. 3 ст. 94 44-ФЗ, к проведению экспертизы допускается привлекать сторонних экспертов и экспертные организации.
Заказчик по 44-ФЗ обязан привлекать экспертов при проведении экспертизы оказанной услуги, выполненной работы или поставленного товара, если закупка производилась у единственного поставщика. Исключением являются закупки у монополистов, закупки экспертных услуг, проектной документации и инженерных изысканий и пр. На основании п. 15 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ эксперт и экспертная организация обязаны обладать специальными познаниями в области науки, искусства, техники и ремесла.
Таким образом, по 44-ФЗ общественные организации не могут выступать инициаторами экспертизы. Но они могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки результатов контракта, если обладают соответствующими компетенциями.
Прочие формы
Важными правами общественных объединений по 44-ФЗ и 223-ФЗ выступают:
- передача общественных инициатив и предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, повышению открытости и прозрачности закупочной отрасли, снижению возможностей для совершения коррупционных правонарушений;
- выявление признаков преступления в действиях заказчиков и контрактных управляющих и передача сведений в ФАС и в правоохранительные органы (например, при обнаружении признаков ограничения конкуренции в техническом задании на закупку или при закупках предметов роскоши, товаров с избыточными свойствами);
- защита интересов граждан через обращение в судебные инстанции.
Их нельзя отнести к какой-либо форме общественного контроля, но данные права общественных объединений играют важную роль, с точки зрения возможности влияния на объекты закупочной деятельности.
Таким образом, общественный контроль направлен на недопущение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ и закупок отдельными юрлицами по 223-ФЗ. Общественный контроль позволяет обеспечить грамотное распределение бюджетных средств, реализовать принципы честности и открытости при определении поставщиков.
Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Основным контрольным органом является ФАС России. Служба проводит плановые проверки всей закупочной деятельности и проверки поступившей информации о конкретных нарушениях. В регионах такой контроль осуществляют также уполномоченные органы власти субъекта РФ и местного самоуправления. Соблюдение финансовых ограничений и соответствие бюджетному законодательству контролируют Казначейство России и региональные финансовые органы. Вышестоящие органы заказчика осуществляют ведомственный контроль.
Дополнительно Минфин России проводит мониторинг, а Счетная палата — аудит закупок.
Кроме этого, граждане, их объединения и объединения юридических лиц могут осуществлять общественный контроль.
Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные органы
Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.
Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Единый порядок такого контроля пока не утвержден,
поэтому уполномоченные контроль
ные органы руководствуются ст. 99 Закона N 44-ФЗ и разработанными на каждом из уровней актами, описывающими специфику контрольных мероприятий.
В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика.
При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.
В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за определенный период.
Такую проверку можно провести не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП.
В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Сводный план разрабатывается на шесть месяцев, размещается на сайте контролера и в реестре жалоб и проверок ЕИС.
К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
Акопян, А. П. К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / А. П. Акопян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32709/ (дата обращения: 21.02.2021).
В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: общественный контроль, контрактная система, субъекты общественного контроля в сфере закупок
Значимость контроля со стороны народа (общественности) за осуществлением государством своих функций неоднократно подчёркивал Президент Российской Федерации, в том числе Федеральному Собранию РФ, в своих посланиях. Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.
2013 глава государства указывал, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение [1].
В большей степени контроль со стороны народа востребован в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Прежде чем переходить к явлению общественного контроля в сфере закупок, необходимо разобраться, что под собой подразумевает термин «общественный контроль».
Впервые на законодательном уровне определение общественного контроля было закреплено в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об общественном контроле в Российской Федерации».
Согласно данному определению под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Вместе с тем, действие указанного Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о контрактной системе в сфере закупок [2].
Законодательство о контрактной системе не содержит понятия общественного контроля в сфере закупок. Тем не менее, в отличие от Федерального закона от 21 июля 2005 г.
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вовсе не предусматривал такой вид контроля, законодательство о контрактной системе выделило отдельную статью (статья 102), в котором отражены основные цели и права субъектов общественного контроля.
К сожалению, в отсутствии понятия, перечня субъектов общественного контроля в сфере закупок и принципов невозможно определить, насколько широкий круг общественных отношений включает в себя данное явление.
Исходя из практического опыта, автор настоящей статьи предлагает свое понятие «общественного контроля всфере закупок» — деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Также в действующем в законодательстве, равно как и в теории права отсутствует закрепленный перечень принципов общественного контроля в сфере закупок.
В связи, с чем представляется выделить две группы принципов: общие и специальные. Первая группа включает в себя принципы законности, верховенства права.
Вторая же включает себя комплекс принципов, закрепленных в законодательстве о контрактной системе:
- принцип открытости и прозрачности;
- принцип обеспечения конкуренции;
- принцип стимулирования инноваций;
- принцип единства контрактной системы в сфере закупок.
Как и любой правовой институт, общественный контроль в сфере закупок должен иметь субъекты контроля. А субъектами могут быть: общественные объединения, общественные советы при органах государственной власти, а также сами участники закупок.
Одним из активных субъектов общественного контроля в настоящее время является Общественный народный фронт с проектом «За честные закупки». Не зря В. В. Путин на встрече с представителями общественного народного фронта охарактеризовал проект «За честные закупки» как чрезвычайно востребованный проект.
Ведь по обращениям общественного народного фронта «За честные закупки» были аннулированы сотни закупок, которые содержали в себе как нарушения законодательства о контрактной системе, так и предметы роскоши.
Довольно активную позицию субъекты общественного контроля в сфере закупок занимают при подготовке и принятии законопроектов и нормативно-правовых актов в сфере закупок.
Так, благодаря активности Общественного народного фронта при реализации проекта «За честные закупки» Минэкономразвития РФ подготовила и направила в Государственную думу законопроект о переводе на рельсы законодательства о контрактной системе государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Не остается незамеченным и активное взаимодействие общественных контролеров с органами государственной власти, осуществляющих регулирование контрактной системы в субъектах Российской Федерации.
Так, в Самарской области разработка постановления Правительства от 29.12.
2015 № 895, которое устанавливает требования к закупаемым государственными органами товарам, проходила исключительно при участии Общественного народного фронта «За честные закупки».
Кроме того, исходя из опыта работы Общественного народного фронта «За честные закупки», можно предположить, что общественный контроль имеет две модели: правовой и политический.
Первая модель заключается в реализации прав по обжалованию действий заказчиков, в обращениях с запросами к заказчику, а также обращениях в суд с заявлением.
Вторая имеет политическую природу, основанную на институтах современного общества, в частности, на праве на информацию и свободу слова. Удивительно, но зачастую модель политического контроля наиболее эффективен.
Это говорит нам о том, что в обществе существует запрос, направленный на общественный контроль над деятельностью властных институтов.
Другим субъектом общественного контроля в сфере закупок, по мнению автора, являются участники закупок. Законодательство о контрактной системе предоставляет широкий круг полномочий по контролю за осуществлением закупки, начиная с размещения извещения, заканчивая заключением контракта.
В частности, участники закупки, могут подавать запросы на разъяснения, обращаться в контролирующие органы с жалобами на положения документации о закупке и на действия комиссии.
Исключением являются случаи, когда обжаловать действия комиссии по осуществлению закупок могут только те лица, которые непосредственно принимали участие в закупке.
Согласно результатам мониторинга Минэкономразвития РФ применения законодательства о контрактной системе в 2015 году в ФАС России поступило 69883 жалобы на действия заказчиков и комиссии по осуществлению закупок. По сравнению с аналогичным 2014 годом количество поступивших жалоб в 1,2 раза больше [3].
Здесь возникает вопрос об эффективности общественного контроля в сфере закупок.
По большинству жалоб от участников закупок контрольные органы признают хоть и формальные (несущественные) нарушения законодательства, но в то же время выдают предписания об аннулировании закупок, тем самым делая невозможным своевременно удовлетворить потребности государственных (муниципальных) нужд.
В то же время Президиум ВАС РФ однозначно связывал задачи законодательства о размещении заказа с выявлением в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации [4].
- Таким образом, если общественному контролю предоставить неограниченные полномочия, можно допустить нарушение эффективной деятельности государства, что, в конечном счете, подорвет и саму демократию, базирующуюся на государственных институтах.
- Поэтому любой контроль должен осуществляться в необходимых рамках, обеспечивающих, во-первых, удовлетворение запросов общества, и, во-вторых, сохранение государственных институтов.
- Литература:
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013. // Российская газета. № 282. 2013. С. 4.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, Ст. 1652.
- URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217.
Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ
Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.
Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.
Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.
Разновидности контроля
Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.
Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:
- Внутренний;
- Общественный;
- Ведомственный.
Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Контролирующие органы
В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:
- Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
- Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
- Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.
Внутренний контроль
Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.
Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.
Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.
Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.
Общественный контроль
Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.
В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.
При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.
Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.
2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.
Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:
- Ограничения и запреты, установленные законодательством.
- Требования о нормировании закупок.
- Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
- Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
- Информация об идентификационных кодах закупок.
- Участие субъектов малого предпринимательства.
- Процедуры по определению поставщиков.
- Отчетность по результатам проведения процедур.
При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.
Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.