Кодекс об административных правонарушениях рф с изменениями в 2019 году: обращение с отходами, загрязнение окружающей среды

Время на чтение: 21 минута Кодекс об административных правонарушениях РФ с изменениями в 2019 году: обращение с отходами, загрязнение окружающей среды

Все кто познакомился с новой редакцией статьи 8.2 КоАП РФ я думаю были немного в шоке. Штраф за отходы: кто будет платить, за что и сколько?

Если раньше инспектор приходил на предприятие и находил несколько нарушений в области обращения с отходами ( например: отсутствие паспортов на отходы + отсутствие журнала учета отходов + превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещении) — все эти нарушения попадали под состав одной статьи — 8.2. КоАП РФ со штрафом на юридическое лицо в минимальном размере 100,0 тысяч рублей.

Теперь статья 8.2. КоАП РФ разбита на части — и каждое из написанных в примере нарушений является составом отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ и соответственно, предприятие получит за эти нарушения не один общий штраф за отходы, а 3 штрафа в размере: 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. Итого получается 600 тыс. рублей.

С такими штрафными санкциями я думаю всё большему количеству предприятий станет выгоднее нанимать на работу эколога (хотя бы на полставки).

Штрафы за отходы животноводства — читаем здесь.

А теперь пройдемся по новым частям статьи 8.2. КоАП РФ:

Часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за общие нарушения по отходам

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.

3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ

Если мы в консультанте нажимаем на слово «требование», то оно выводит на на ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». Значит при нарушении требований этой статьи должна применяться часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ. По этой части штраф за отходы — в минимальном размере

Часть 1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» довольна общая часть, гласит:

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

часть 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Практически подходит под все виды нарушений в области обращения с отходами, по которым нет отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» :

Запрещаются:- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;- размещение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;-захоронение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;- ввоз отходов I — IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

часть 2 статьи 8.51 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Самое часто встречаемое нарушение из перечисленных — это сброс отходов. Но за сброс отходов подготовлена отдельная часть статьи 8.2. КоАП РФ.

Таким образом часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ может быть применена:

Часть 2 статьи 8.2. КоАП РФ

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ

Таким образом, если вы повторно совершили административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 — сумма штрафа увеличивается в 2 раза.

Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ — штраф за отходы (сброс отходов)

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 3 статьи 8.2. КоАП РФ

Если совершенное правонарушение повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание, то применяется часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ.

Безусловно в данном случае речь идет о сбросе отходов, а также может идти речь о несоблюдении мест накопления ТКО.

Поскольку именно эти нарушения могут создавать угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.

Если за совершенное правонарушение предусмотрено уголовное наказание, то тогда + к уголовному наказанию добавится расчет ущерба, причиненного почвам ( а это не один миллион рублей).

Часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за размещение отходов

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.

3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ

Размещение отходов — это их хранение и захоронение.

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Следовательно, штраф за отходы по части 4 статьи 8.2. КоАП РФ применим только для специализированных объектов , предназначенных для хранения и (или) захоронения отходов.

Часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ

Ужесточение наказания, связанного с повторным несоблюдением требований при размещении отходов на специализированных полигонах.

Часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ

Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ

В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание — применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 7 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательствомРоссийской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 7 статьи 8.2 КоАП РФ

Указанная статья будет применять к предприятиям 1, 2 категории ОНВОС, в обязанность которых входит разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Штраф за отходы увеличен в 2 раза. Под эту часть статьи 8.2.

КоАП РФ могут попасть прежде всего предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, поскольку до 01.01.2019 года у них не было обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

И, как правило, такие предприятия очень редко следят за изменениями экологического законодательства.

Часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за превышение лимитов отходов

Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Читайте также:  Постановление правительства рф от 22.04.2019 №480: привлечение средств дольщиков к строительству

часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ

Указанная часть статьи 8.2. также будет применяться только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС. Наказывать будут только за превышение лимитов на размещение отходов, следовательно превышение нормативов образования отходов будет нарушением, за которое предусмотрена ответственность частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие паспортов отходов

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ

Если в ходе проведения проверки (плановой или внеплановой) выяснится, что у вас образуется отход, который присутствует в ФККО, а паспорта на отход (если он относится к 1- 4 классу опасности) или результатов биотестирования (если он относится к 5-у классу опасности) у вашего предприятия нет, то ваше нарушение попадает под часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ.

Что тут можно сделать чтобы избежать штрафа за отсутствие паспорта отходов?

В ходе проверки быстро разработать паспорта на отходы, провести биотестирование — и к окончанию проверки предоставить результаты в надзорный орган. Тогда вас не смогут привлечь за указанное нарушения, так как ни в одном законе, НПА не зафиксирован срок (дата) разработки паспортов и проведения биотестирования.

Часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие журнала учета отходов и его недостоверное ведение

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ

Данная статьи может быть применена к предприятиям 1-4 категории ОНВОС, в случае если они не ведут учет в области обращения с отходами или ведут недостоверный учет в области обращения с отходами.

Часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ

Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ

Относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.

Часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ

Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ

Аналогично — только для предприятий, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

В общем штраф за отходы — это теперь дорогостоящее удовольствие как для юридиеского лица, так и для должностного…

Лисичникова Людмила

В кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, направленные на установление административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 30 мая 2019 года и одобрен Советом Федерации 11 июня 2019 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральным законом в Кодекс Российской Федерации об административных
    правонарушениях вносятся комплексные изменения, направленные на установление
    административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Кодекс дополняется положениями, устанавливающими административную
ответственность за несоблюдение санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 6.

35), а также требований в области
охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
(статья 8.21), при производстве, обращении или обезвреживании
потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных
веществ и микроорганизмов (статья 8.22), при обращении с отходами животноводства (статья 8.23).

Устанавливается также административная ответственность за нарушение порядка
представления отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими
потребительских свойств,
реализованных для внутреннего потребления на территории Российской
Федерации за предыдущий календарный год (статья 8.51), за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта
размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую
среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации)
нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов
производства и потребления (часть 3 статьи 8.7), за применение твёрдых
коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (часть 4 статьи 8.7) и за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе
упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортёрами
товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (статья 8.411).

Уточняется редакция статьи 8.2 Кодекса, устанавливающей административную
ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды
при обращении с отходами производства и потребления.

Усиливается ответственность за нарушение законодательства об экологической
экспертизе (статья 8.4).

Часть 4 статьи 8.25 Кодекса, устанавливающая административную
ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды
лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора
безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании
которых предоставляются лесные участки, утрачивает силу.

Также Федеральным законом устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных
указанными нормами.

Кроме того, в статью 3.

5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения,
позволяющие устанавливать за административные правонарушения в области
обращения с отходами производства и потребления административный штраф в повышенном
размере, а также административный штраф, выраженный в величине, кратной сумме
сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате
производителями товаров, импортёрами товаров, которые не обеспечивают
самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Новые штрафы по экологии в 2019 году

Поправки в КоАП, вступившие в силу в середине июня 2019 года, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических  лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Все изменения касаются Главы 8 КоАП РФ.

Теперь отдельным составом административного правонарушения является несоблюдение требований законодательства при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и при размещении отходов производства и потребления.

По многим административным правонарушениям добавлено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток:  (ч. 1−6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.2 ч. 1 — 3 ст. 8.2, ч. 1 — 6 ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Ужесточены штрафы за нарушения в области обращения с отходами и законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ).

Штрафы в сфере экологии и природопользования

Скачать Таблицу со штрафами в сфере промышленной экологии и природопользования

Скачать Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства 1 000 – 2 000 руб. 2 000 – 5 000 руб. 20 000 – 100 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления   1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 1 000 – 2 000 руб. 10 000 – 30 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 250 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — 2 000 – 3 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 50 000 – 70 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 250 000 – 400 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 3 000 – 4 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. 70 000 – 80 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 400 000 – 500 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 3 000 – 5 000 руб. 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 300 000 – 400 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — 5 000 – 6 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. 50 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 500 000 – 600 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 6 000 – 7 000 руб. 50 000 – 60 000 руб. 60 000 – 70 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 600 000 – 700 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, — 1 500 – 2 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 100 000 – 250 000 руб.
2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, — 2 000 – 2 500 руб. 10 000 – 20 000 руб. 100 000 – 250 000 руб.
3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы — 5 000 – 10 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, — 500 – 1 000 руб. 3 000 – 6 000 руб. 20 000 – 80 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год 1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, — 3 000 – 6 000 руб. 50 000 – 70 000 руб. 70 000 – 150 000 руб.
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, — 3 000 – 6 000 руб. в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 рублей; на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не 250 000 рублей.
КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты — 500 – 1 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 20 000 – 30 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 80 000 – 100 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений — 1 500 – 2 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 80 000 – 120 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — 2 000 – 2 500 руб. 40 000 – 50 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 180 000 – 250 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — 1 500 – 2 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. 80 000 – 100 000 руб.
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — 1 000 – 2 000 руб. 1 000 – 2 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 10 000 – 20 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
Читайте также:  Принуждение к увольнению: есть ли такая статья в тк рф и что делать работнику?

Скачать Таблицу со штрафами в сфере промышленной экологии и природопользования

Скачать Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проверьте, какие нарушения могут быть на вашем предприятии

  • Чтобы не попасть на новые огромные штрафы, проведите у себя комплексный экологический аудит с целью проверки соблюдения современных экологических норм и требований по более 100 пунктам с подробнейшим отчетом по результатам.
  • Узнать подробнее про экологический аудит с отчетом
  • Скачать экспресс чек-лист для самостоятельной проверки

Вступил в силу закон об усилении административной ответственности за экологические правонарушения

21.06.2019

Примерное время чтения: 10 мин.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 17 июня 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом № 141-ФЗ[1], включая изменение редакции и дополнения ст. 8.2, 8.4 новыми положениями, а также введение новых составов административных правонарушений (8.51, 8.411) в области обращения с отходами производства и потребления.

Изменение редакции и дополнения ст. 8.2 КоАП РФ

В старой редакции статья содержала один «общий» состав, предусматривающий ответственность за несоблюдение как экологических, так и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В новой редакции, статья 8.2 состоит их 12-ти частей и касается нарушения только экологических требований при обращении с отходами[2].

  • Частью 1 предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.23 Кодекса) в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 2 предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью 1 в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 3 — ответственность за действия, предусмотренные частью 1, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 70 000 до 80 000 руб.; юридических лиц, — от 400 000 до 500 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 4 — за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.23 Кодекса) в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 5 — за повторное в течение года совершение правонарушения, предусмотренного частью 4, в виде административного штрафа
Читайте также:  Можно ли оформить больничный задним числом: описание законных методов

на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 6 — ответственность за действия, предусмотренные частью 4, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 50 000 до 60 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц — от 600 000 до 700 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 7 – за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, виде административного штрафа

для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.,

  • Частью 8 – за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 9 – за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составления паспортов отходов I-IV классов опасности, в виде административного штрафа

для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 10 — ответственность за несоблюдение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, в виде административного штрафа

на должностных лиц — в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 11 — за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 12 — ответственность за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов, в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

По сравнению с законопроектом, в принятой редакции существенно усилена ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами. Так, например, законопроектом:

  • санкция в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток предусматривалась только за повторное совершение правонарушений, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами, а также в случае причинения вреда, или наступления других тяжелых последствий;
  • не предусматривалась ответственность за неподтверждение отнесения отходов к 5 классу опасности, наступление ответственности было связано только с неисполнением обязанности по составлению паспортов на отходы I-IV классов опасности, при этом размер штрафа для юридических лиц составлял сумму от 70 000 руб. до 100 000 руб., тогда как в принятой редакции штраф увеличен в три раза (от 200 000 руб. до 300 000 руб.).

Вызывает вопросы применение санкции в виде приостановления деятельности: будет ли она применяться в отношении деятельности по обращению с отходами или в отношении производственной деятельности предприятия.

Увеличение размера штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ)

  • Предусмотренные ч. 1 (невыполнение требований о проведении экологической экспертизы и реализация проекта без положительного заключения экологической экспертизы): на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.
  • Предусмотренные ч. 2 (осуществление деятельности, не соответствующее документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы): на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

Дополнения статьи 8.7 КоАП РФ

  • Частью 3, предусматривающей ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 25 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

  • Частью 4, предусматривающей ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

  • или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
  • Дополнение гл. 8 КоАП РФ новыми составами правонарушений
  • Статья 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год»:
  • частью 1 установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

  • частью 2 – ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 3 000 руб. до 6 000 руб.

; на юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образованию юридического лица — в размере, двукратном сумме сбора[3] по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб. (100 000 руб. — для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица)

Статья 8.411 «Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров»:

  • предусматривает ответственность за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, при неисполнении обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 5 000 руб. до 7 000 руб.

; на юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица — в размере, трехкратном сумме сбор по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 руб. (250 000 руб. — для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица),

При определении размера санкции «ставка» сбора заменена на «сумму» сбора, это важное уточнение, поскольку применение для расчета суммы штрафа ставки сбора, без учета норматива утилизации, могло привести к доначислению штрафа в размере 200/300%. Также, из текста статей 8.51 и 8.411 исключено слово «экологического», очевидно, в связи с ожидаемым введением в НК РФ глав 255 и 256 об экологических платежах. Очень важное изменение, по сравнению с законопроектом – исключение применения санкции в виде приостановления деятельности на 90 суток, как в ст. 8.51 так, и в ст. 8.411.
  1. О чем подумать, что сделать
  2. С введением новых положений КоАП РФ, уже не скажешь, что в некоторых случаях предприятию проще заплатить штраф, чем выполнить природоохранные требования.
  3. С учетом этого, предприятиям, чья деятельность связана с обращением с отходами, необходимо провести инвентаризацию всех документов, связанных с охраной окружающей среды и проверку своей деятельности на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды, поскольку административная ответственность за совершение экологических правонарушений перестала носить формальный характер.
  4. Помощь консультантов
  5. Юристы «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с изменениями природоохранного законодательства, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.

[1] Соответствующий законопроект был подготовлен Минприроды России еще летом 2018 г. Алерт о нем размещен на сайте Компании (16.07.2018).

[2] Нарушение санитарно-эпидемиологических требований выделено в отдельный состав (ст. 6.35), также, как и нарушение требований по обращению с иными опасными веществами (8.21, 8.22, 8.23).

[3] Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *