Каталог товаров, работ и услуг для госзакупок по 44-ФЗ: понятие, цели создания и правила использования

Чтобы участника госзакупок одинаково наименовали товары, работы или услуги, разработан стандарт описания закупаемой продукции и создан специальный каталог. Разберемся, как с ним работать.

Статья 23 44-ФЗ обязывает заказчика устанавливать наименование объекта закупки согласно каталогу, разработанному органом по регулированию контрактной системы — Минфином (Постановление от 14.04.2017 №446, ранее — Минэконом).

Каталог товаров, работ, услуг— это шаблон описания предмета заказа, созданный на основе ОКПД-2 и включающий в себя перечень типовых характеристик каждого товара, работы, услуги (ТРУ). При этом используются технических регламенты, ГОСТы и правила нормирования заказов.

Перечень представляет собой электронный документ, содержащий следующую информацию:

  • 21-разрядный код;
  • наименование объекта;
  • единица измерения;
  • количественные и качественные характеристики;
  • иная справочная информация;
  • дата включения позиции в перечень, дата начала и окончания применения позиции.

Порядок формирования, ведения, а также правила использования перечня отражены в Постановлении Правительства от 08.02.2017 №145.

Цели создания каталога

  1. Единообразное наименование объекта закупки. Это позволяет исключить случаи сокрытия заказчиками информации о закупках посредством использования «нетрадиционных» наименований.

  2. Нормирование характеристик, чтобы исключить заказы с завышенными потребительскими свойствами.
  3. Обеспечение сопоставимости цен закупаемых товаров, работ или услуг.

    Это помогает упростить процедуры заказов за счет перехода от «процедурного» регулирования торгов к оценке эффективности закупок.

Содержание и порядок использования

Информация, что содержится в перечне, доступна для ознакомления на сайте Единой информационной системы круглосуточно без взимания платы.

Каталог товаров работ и услуг в ЕИС содержит шаблон на 11 позиций медицинских изделий, а также инструкцию по применению временного раздела.

Каталог товаров, работ и услуг для госзакупок по 44-ФЗ: понятие, цели создания и правила использования

  • При формировании позиции плана закупок, плана графика, извещения, контракта на вкладке «Общие сведения позиции», в случае если на выбранный код ОКПД-2 существует шаблон, отображается гиперссылка «Выбрать сведения из Каталога», при нажатии на которую осуществляется загрузка файла, содержащего сведения о выбранном товаре, работе или услуге.
  • Далее строка «Наименование объекта», «Описание объекта» заполняется согласно загруженному файлу.
  • Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию шаблона, с указаннием в ней даты начала обязательного применения (по общему правилу по истечении 30 календарных дней со дня ее включения в шаблон).

Использование в плане закупок и план-графике

Каталог товаров, работ и услуг для госзакупок по 44-ФЗ: понятие, цели создания и правила использования

Использование в извещении

Каталог товаров, работ и услуг для госзакупок по 44-ФЗ: понятие, цели создания и правила использования

Использование в контракте

Каталог товаров, работ и услуг для госзакупок по 44-ФЗ: понятие, цели создания и правила использования

Для чего нужен каталог товаров, работ, услуг

Законодательство о контрактной системе обязывает заказчика использовать каталог товаров, работ, услуг для указания наименования объектов закупки.

Это должно унифицировать и стандартизировать процесс формирования документов, связанных с закупками, и тем самым упростить деятельность заказчиков, а также помочь в автоматизации контроля за осуществлением закупок.

В статье мы рассмотрим, что такое каталог и как с ним работать.

Вебинары в Школе электронных торгов, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.

Что такое каталог товаров, работ, услуг

Прежде всего, разберемся, что же представляет из себя каталог. Это шаблон описания предмета заказа, созданный на основе ОКПД-2 и включающий в себя перечень типовых характеристик каждого товара, работы, услуги (ТРУ).

Цели создания каталога следующие:

  • единообразие в наименованиях объектов закупки. Это позволяет исключить случаи сокрытия заказчиками информации о закупках посредством использования «нетрадиционных» наименований; 
  • нормирование характеристик, чтобы исключить заказы с завышенными потребительскими свойствами;
  •  обеспечение сопоставимости цен закупаемых товаров, работ или услуг.

Как использовать каталог

Правила формирования, ведения, а также использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Содержание каталога достаточно объемно характеризует тот или иной товар, работу или услугу, которые может закупать заказчик. От заказчика лишь требуется выбрать в нем необходимую позицию и определить нужный объем закупаемых ТРУ. 

Каждая позиция каталога включает в себя следующие сведения:

  1. Уникальный 21-разрядный код каталога.
  2. Наименование ТРУ (данное наименование не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара).
  3. Единица измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).
  4. Информация, содержащая описание ТРУ (эти сведения включаются в позицию каталога при условии, что Минэкономразвития РФ получает согласование такого описания со стороны Минфина РФ и ФАС).
  5. Справочная информация: коды, соответствующие данным ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке данных ТРУ (при наличии). Эта информация подлежит включению в соответствующую позицию каталога с 01.01.2018.
  6. Дата включения в каталог соответствующей позиции.
  7. Дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога. Такая дата устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня включения позиции в каталог, если иное не будет установлено Минэкономразвития РФ. 
  8. Дата окончания применения соответствующей позиции каталога.
  9. Дополнительная информация: информация о характеристиках конкретного товара, его производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товара, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товара, выполнения конкретных работ, оказания услуг. Данная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в отношении лекарственных средств она подлежит включению в соответствующую позицию каталога с 01.03.2017, а в отношении всех остальных ТРУ — с 01.10.2017.

Обязательное использование каталога предусмотрено в следующих документах:

  • плане закупок; 
  • плане-графике закупок; 
  • формах обоснования закупок ТРУ при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок;
  • извещении об осуществлении закупки; 
  • приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • документации о закупке; 
  • контракте; 
  • реестре контрактов, заключенных заказчиками; 
  • отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
  • иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (например, протоколах комиссий и т.д.).

Также каталог используется заказчиками для описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке и формирования идентификационного кода закупки (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-27). 

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Когда использовать каталог

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог.

 Однако ответственным исполнителям организации-заказчика стоит учесть, что с даты, наступающей по истечении 30 календарных дней с того дня, когда позиция была официально размещена в перечне, они обязаны использовать все необходимые сведения при планировании, подготовке и осуществлении заказа. Стандартизировать необходимо следующие показатели:

  • наименование объекта (предмета) заказа;
  • единицу измерения;
  • объем закупаемых ТРУ;
  • техническое описание. 

В случае внесения изменений в план-график в части закупки, в отношении объекта которой уже наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация по такой закупке в плане-графике закупок, форме обоснования закупок к нему уже должна указываться согласно соответствующей позиции каталога.

Правила допускают ситуацию, когда заказчик планирует и осуществляет закупку тех ТРУ, которые в каталоге отсутствуют. Каким образом заказчик должен осуществлять описание и кодировку товара в этом случае?

В соответствии с положениями п. 7 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.

2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, в отношении которого в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание такого товара в соответствии с требованиями ст.

33 Закона № 44-ФЗ, а в качестве кода заказчик должен указать код такого товара из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 — ОКПД2.

  • В том случае, когда один лот состоит из нескольких ТРУ, но позиции каталога действуют не для всех наименований товаров, работ или услуг, заказчик должен использовать только доступные позиции. 
  • В этом видеосовете эксперт Светлана Китаева, ведущая вебинара «Реформа системы госзакупок: чего ждать в 2018 году» расскажет об изменениях, которые произошли в 2018 при формировании и ведении каталога товаров, работ, услуг. 
  • Добавим, что информация, что содержится в каталоге, доступна для ознакомления на сайте Единой информационной системы круглосуточно без взимания платы, а для его пользователей должна функционировать техническая поддержка с использованием единого федерального номера «горячей линии» и электронной почты. 

Каталог товаров, работ и услуг для госзакупок: в каких документах применяется и как заказчикам им пользоваться?

Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) представляет собой определенный перечень товаров, работ и услуг, которые закупают заказчики для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог появился в ЕИС с сентября 2017 года.

Что такое каталог товаров, работ и услуг и цели его создания

На основании ст. 23 44-ФЗ в процессе формирования наименования объекта закупки заказчики должны опираться на размещенный в ЕИС каталог товаров, работ и услуг. Это является обязательным требованием для всех заказчиков, планирующих новую закупку.

Указанная подсистема разработана в ЕИС в целях стандартизации и систематизации всех закупаемых заказчиками товаров, работ и услуг. Каталог направлен на то, чтобы добиться единообразия при указании объекта закупки всеми заказчиками по 44-ФЗ в плане-графике, извещении и государственном контракте. Исключение составляют закупки, которые составляют гостайну: они не подлежат стандартизации.

Целевое предназначение каталога состоит в приведении наименования объекта закупки к единому стандарту и нормировании закупочной деятельности.

Практическая ценность такого подхода состоит в том, что он позволяет избежать использования при закупках повышенных необоснованных потребительских свойств товаров, работ и услуг.

В результате повышается эффективность функционирования контрактной системы.

Введение такого систематизированного перечня может упростить процесс регулирования сферы государственных закупок и способствует улучшению при реализации контрольных функций из-за фактора сопоставимых цен. Поставщикам единообразие также упрощает работу: им проще будет  искать лоты в ЕИС.

За основу формирования каталога товаров, работ и услуг был взят классификатор ОКПД-2. В процессе работы с каталогом заказчику следует учитывать положения Постановления Правительства №145 от 2017 года и Постановления Правительства №1217 от 2017 года.

В ч. 3 ст. 23 44-ФЗ подчеркивается, что на основании сведений из каталога заказчик формирует идентификационный код закупки (ИКЗ). В ч. 6 ст. 23 указано, что правила ведения каталога определяются Правительством. В Постановлении №145 от 2017 года Правительство закрепило в качестве ответственного за формирование каталога Минфин.

Где найти и как пользоваться

Каталог товаров, работ и услуг размещается в открытом доступе в ЕИС. Для поиска каталога в онлайн-режиме нужно в разделе «Документы» ввести в поисковой строке «КТРУ».

Ознакомиться с представленными в каталоге товарами, работами и услугами можно здесь.

В настоящее время в каталоге самой многочисленной является группа с медицинскими изделиями: здесь содержится более 15 тыс. единиц.

Также здесь можно найти официальные наименования объекта закупок из следующих категорий: лекарственные средства, бумага и канцелярские товары, пищевые продукты, одежда и обувь, радиоэлектронная промышленность, детское питание, транспортные услуги, посуда, бытовая химия и пр. Каталог регулярно пополняется и в нем могут появляться более 1000 позиций ежемесячно.

Заказчики могут использовать данные из каталога после внесения их в ЕИС, но после истечения 30 дней с даты размещения позиции в перечне они становятся обязательными для применения. Сведения из перечня необходимо использовать при подготовке закупки, ее планировании и непосредственно в процессе заказа.

В карточке каждого товара в каталоге содержатся следующие сведения:

  1. Код позиции.
  2. Уникальный цифровой шифр по ОКПД-2.
  3. Наименование товара, работы и услуги.
  4. Единица измерения.
  5. Описание объекта закупки.
  6. Справочные сведения.

Напротив каждой позиции установлена дата начала обязательного применения указанного наименования и дата окончания (большая часть наименований должна применяться бессрочно).

Стандартизации подлежат:

  1. Наименование объекта заказа.
  2. Единица измерения.
  3. Объем товаров, работ и услуг.
  4. Техническое описание (функциональные, качественные, эксплуатационные, технические, потребительские свойства объекта закупки).

Обязательное применение перечня товаров, работ и услуг для закупок предусмотрено в следующих документах:

  • план-график;
  • извещение о заказе;
  • государственный контракт;
  • закупочная документация;
  • реестр госконтрактов;
  • приглашение к участию в закрытых закупках;
  • формирование ИКЗ;
  • описание объекта заказа.

Ранее перечень применялся в плане закупок и отчете об исполнении контракта, которые были отменены.

Таким образом, когда заказчики формируют, например, извещение о закупке, то в графе с объектом они указывают товары, работы и услуги строго в соответствии с каталогом.

Аналогично прописывается информация и в государственном контракте. Это позволяет добиться того, что во всех официальных документах по закупке товары, работы и услуги будут именоваться одинаково.

Как заказчикам пользоваться КТРУ

При использовании каталога заказчику нужно найти подходящую позицию в нужном разделе или использовать поиск. Поиск по каталогу товаров, работ и услуг можно вести по наименованию, коду по ОКПД-2 либо по иным характеристикам.

Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Медицинские изделия

46563

Справочник лекарств (ЕСКЛП)

7327

Нефтепродукты

239

Научное оборудование и лабораторный инвентарь

1239

Технические средства реабилитации

411

Продукты питания

1425

Финансовые и страховые услуги

632

Бумага и канцелярские товары

965

Электрическое оборудование (бытовое и промышленное)

646

Бытовая химия

10

Вещества химические и продукты химические

1034

Мебель

286

Медицинские услуги

30

Обеспечение эксплуатации зданий и помещений заказчика

40

Одежда и обувь

1063

Посуда и столовые приборы

208

Программное обеспечение

117

Продукция детского питания

143

Радиоэлектронная продукция и оптическое оборудование

2374

Строительство

109

Телекоммуникационные услуги

394

Транспортные средства

268

Транспортные услуги

313

Хозяйственные товары

699

Специализированная техника

274

Прочее

2475

Памятка – Правила использования каталога товаров, работ, услуг в ЕИС

Каталог товаров, работ, услуг  –это систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя определенную информацию (далее – Каталог)[1] 

СИСТЕМА НПА

  • Статья 23 Закона 44-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ПП 145).

КТО ФОРМИРУЕТ И ВЕДЕТ КАТАЛОГ

  • Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Минфин России[2].
  • Минфин России вправе привлекать юридическое лицо, являющееся оператором каталога[3].
  • Каталог формируется и ведется в электронной форме[4].

СОДЕРЖАНИЕ КАТАЛОГА[5]

Информация Пояснение Обязательность применения
Код позиции каталога Формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2[6].Коды в описании объекта закупки в строке “Наименование товара, работы, услуги по КТРУ” в информации о контракте автоматически передаются из аналогичной строки описания объекта закупки в извещении без возможности редактирования.
Наименование товара, работы, услуги (далее – ТРУ) Включаемое в позицию каталога наименование соответствующего ТРУ, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара.Строка объекта закупки “Наименование товара, работы, услуги” в информации о контракте доступна для уточнения (т.е. ее можно редактировать) в соответствии с условиями контракта[7]. Обязательно*
Единицы измерения Согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ). При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения – такая единица измерения считается временным значением до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ. Обязательно*
Информация, содержащая описание товара, работы, услуги[8] (информация включается  после согласования с ФАС) Потребительские свойства и иные характеристики ТРУ, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости): Обязательно*
в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку: в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки:
  • конкретное значение, или 
  • исчерпывающий перечень конкретных значений, или 
  • диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или 
  • неизменяемые значения
  • исчерпывающий перечень соответствующих свойств ТРУ
Информация о распространяющихся на ТРУ технических регламентах, ГОСТ, ТУ (при наличии)
Спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (при необходимости)
Справочная информация (при наличии)
  • коды, соответствующие ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации;
  • информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов
Не обязательно 
Дата включения в каталог позиции Обязательно*
Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога Не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога[9]. Обязательно*
Дата окончания применения позиции каталога  Обязательно*
Дополнительная информация (основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются по согласованию с ФАС)
  • характеристики товара,
  • производитель товара,
  • торговые наименования, 
  • наименования мест происхождения товаров, 
  • цены за единицу,
  • условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Не обязательно 
* Если в позиции каталога в отношении характеристики установлено, что она «не является обязательной», то ее можно не применять.
В каталог не включаются сведения, составляющие государственную тайну[10]
Что делать, если в состав одного лота включены  несколько товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции Заказчик может объединять такие ТРУ в один лот (одну закупку).Заказчик применяет КТРУ только к тем позициям, на которые в каталоге имеются характеристики[11].ТРУ, по которым в КТРУ нет позиции – заказчик делает описание объекта закупки самостоятельно, используя ст.33 Закона 44-ФЗ.

КТО ПРИМЕНЯЕТ КАТАЛОГ

Все участники контрактной системы в сфере закупок[12] – заказчики, уполномоченные органы (уполномоченные учреждения), контрольные органы и пр.

Заказчики используют Каталог в целях[13]:

  • обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах в извещении об осуществлении закупки (приглашении для закрытых способов), документации о закупке, контракте, реестре контрактов,
  • описания объектов закупки.

Иные участники контрактной системы – в целях обеспечения единообразного указания информации о товарах, работах, услугах[14].

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРИМЕНЕНИЕ КАТАЛОГА ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ[15]

С даты включения позиции в каталог до даты начала обязательного применения Заказчик ВПРАВЕ применять информацию из каталога. В этом случае описание товара, работы, услуги заказчик осуществляет самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ
С даты начала обязательного применения позиции каталога Заказчик ОБЯЗАН применять информацию из каталога 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В КАТАЛОГЕ НЕТ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ[16]

Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ.

В качестве кода каталога указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.

МОЖЕТ ЛИ ЗАКАЗЧИК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НЕ УКАЗАННУЮ В КАТАЛОГЕ[17]

Вид закупки Возможность использования дополнительной информации, отсутствующей в каталоге
Для закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N 878(ВАЖНО! Изменения действуют с 27 ноября 2020 г.)
  • Если заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878
  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.
  • Если заказчиком не установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878 (товар попадает под исключения)
  • Можно указывать дополнительную информацию 
Для отдельных видов объектов закупок, в отношении которых установлены особенности описания (ч.5 ст.33 Закона 44-ФЗ)Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов …”
  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанное в каталоге.
  • Дополнительную информацию можно указывать только, если это разрешено особенностями описания в соответствующем правовом акте.
  • Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации
Для закупок иных товаров, работ, услуг
  • Можно использовать дополнительную информацию.
При закупках любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика по ст.93 Закона 44-ФЗ
  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.
ВАЖНО!Если заказчик использует дополнительную информацию, которой нет в позиции каталога, то ОБЯЗАТЕЛЬНО в техническое задание надо включить обоснование необходимости использования такой информации.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАТАЛОГА

№ п/п Состав административного правонарушения Административный штраф, руб. Статья КоАП РФ
1 Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупокНапример, отсутствие в техническом задании обоснования использования дополнительных характеристик, или неприменение при описании объекта закупки каталога ТРУ 3 000 Ст.7.30 ч.4.2

ПРИМЕР:

Закупка автомобиля легкового включена в Каталог – реестровая запись № 29.10.20.000-00000001, код по ОКПД 2 – 29.10.2: Автомобили легковые. 

Единица измерения – штука.

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ и как его правильно описать в 2020 году

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое предмет закупки по 44-ФЗ
  • Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Какие источники используют для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ
  • Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Каталог товаров, работ, услуг для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Можно ли вносить изменения в документацию о предмете закупки по 44-ФЗ

Как начинающие, так и вполне опытные специалисты в сфере госзакупок нередко сталкиваются с трудностями при описании предмета закупки по 44-ФЗ. Все правила подробно отражены в 33 статье 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и именно на нее нужно ссылаться при составлении закупочной документации.

Однако в связи с нововведениями в законодательстве многие заказчики считают, что могут пренебречь этим этапом. Подобное категорически запрещено, и к данному процессу стоит подходить ответственно, ведь неправильное описание может стать причиной наложения штрафа. Предлагаем подробно разобраться в данном вопросе.

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

По федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объект закупки (далее ОЗ) определяется как товары (услуги или работы), которые являются предметом заключаемого договора.

Ему присущ ряд характеристик, определяющих техническое состояние объекта, его функциональность, качество и эксплуатационные свойства.

Функциональность говорит о назначении ОЗ и правилах его использования согласно целевым возможностям. Это могут быть показатели пищевой ценности продукта – калорийность, биологическая активность, а также эстетические признаки – форма, цвет, запах, качество изготовления и др.

Технические параметры, характеризующие предмет закупки по 44-ФЗ, – это точные физические величины, исходные и конечные значения показателей, инструкции и правила его эксплуатации.

Эксплуатационные свойства ОЗ определяют его надежность, безопасность и долговечность, условия производительного и безотказного использования с сохранением внешних, технических, экономических, гигиенических свойств, всех ступеней жизненного цикла и т. д.

Следует подчеркнуть, что понятие «объект закупки» равносильно «предмету договора». Допустим, вам нужны овощи. В этом случае предмет подряда – поставка овощей, объектами которой будут выступать картофель, помидоры и т. п. То есть каждый вид продукции требует отдельного технического задания. Выходит, что цель контракта всегда одна, в то время как численность ОЗ неограниченна.

Федеральный закон о государственных контрактах поясняет, как правильно описывать объект закупки (ст. 33). За нарушение этого порядка заказчик может быть подвергнут административному взысканию и оштрафован на 50 000 руб.

Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ

Что должен отразить заказчик, характеризуя ОЗ в закупочной документации:

  • объективные свойства предмета договора;
  • функциональность, качество и технические возможности объекта;
  • его эксплуатационные свойства.

Нельзя включать в описание предмета закупки по 44-ФЗ требования и ссылки на логотипы марки и ЗО (знаки обслуживания), патенты и названия бренда, полезные модели, производственные образцы, название изготовителя и НМПТ (места происхождения продукта), претензии, предъявляемые к товарам и услугам, а также выполняемым работам. Однако данное ограничение возможно, если оно не лимитирует количество участвующих в госзакупке.

Тем не менее закон содержит ряд исключений. Заказчик может изложить все эти требования за неимением иного способа ясно и четко охарактеризовать приобретаемый товар, заказанные работы ил услуги. Либо он собирается использовать продукты, которые не оговорены контрактом.

Описывая предмет закупки по 44-ФЗ, в обозначении торговой марки обязательно указывают фразу «или эквивалент». Исключением являются:

  • несовместимость материальных ценностей заказчика с продукцией другого бренда и др.;
  • закупка запчастей и сопутствующих материалов (расходников) для инструментов и оборудования, применяемого заказчиком, в соответствии с технической документацией.

В процессе описания ОЗ необходимо изложить все важные параметры объекта, которые влияют на качество поставленного товара. В противном случае он может оказаться непригодным для эксплуатации. Простой пример: заказывая тонер-картриджи для принтера, указывают марку и модель последнего, чтобы товары подошли к имеющейся технике.

Заказчик размещает договор в системе, используя ОКПД2 или КРТУ (каталог работ, товаров и услуг). В первом случае достаточно не выходить за рамки ограничений, установленных ст. 33. Число характеристик может быть любым, но помните о соблюдении закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Использование каталога ТРУ участниками закупок по 44-ФЗ

Правильное, то есть соответствующее требованиям Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», оформление заявки участником конкурентной процедуры, является одним из главных условий допуска к следующему этапу закупки. Чаще всего, именно здесь у большинства участников возникают серьезные затруднения, поскольку необходимо не только знать нормы закона о контрактной системе в этой части, но и внимательно изучить документацию конкретной закупки.

Конкретизация показателей объекта закупки по 44-ФЗ

Рассмотрим одно из требований закона, отраженное в ст. 54.4, ст. 66, ст. 82.3 44-ФЗ.

Согласно указанным статьям, заявка участника должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

На практике, в документации при описании объекта закупки заказчиком зачастую устанавливаются диапазонные значения, либо значения «не более», «не менее». Участник, при подаче заявки, должен указать конкретные характеристики по каждому из пунктов.

Особое внимание следует обратить на инструкцию по заполнению заявки – там может содержаться информация о неизменяемых показателях. В таком случае установка конкретного значения в таком показателе, отличного от документации, может стать ошибкой и причиной отклонения заявки.

Понятно, что чем больше позиций с показателями в объекте закупки, тем сложнее участнику правильно подготовить заявку. Вместе с тем в последнее время участились случаи отклонения заявок за несоответствие документации и по таким давно изученным и разобранным предметам закупки, как, например, поставка ГСМ.

Многие участники до сих пор подают заявки на указанную закупку в старом варианте, используя при описании конкретных показателей цифры из паспорта качества топлива либо соответствующего ГОСТа, при этом, не обращая особого внимания на описание объекта закупки, приложенное заказчиком.

Работа с каталогом ТРУ

Однако, в настоящее время существует законодательно утвержденный систематизированный каталог товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, в котором позиции сформированы на основе кода ОКПД 2 и уже содержат описание характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.

2017 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», каталог используется заказчиками в обязательном порядке с даты начала применения внесенной позиции.

При этом указано, что иные участники контрактной системы используют каталог в целях единообразия описания объектов закупки. На деле заказчики пользуются каталогом, так как иначе будут оштрафованы, а вот участники закупок пока редко используют данный инструмент, несмотря на его очевидную пользу.

Ссылка на каталог расположена на главной странице сайта zakupki.gov.ru, в разделе информация для пользователей.

Для поиска позиций необходимо указать код ОКПД 2 интересующего товара, работы или услуги.

Пример описания позиции закупки

При описании, например, дизельного топлива, заказчик, используя каталог, обязан указать экологический класс (К5), тип топлива (летнее/зимнее), а также сорт/класс топлива (А, В, С, Д). При этом, в описании, согласно каталогу, количественные значения указываются с приставкой «не ниже».

В свою очередь, участник закупки, составляя заявку, должен указать конкретные показатели трех вышеуказанных характеристик.

При этом дополнительное указание в заявке и других характеристик, не противоречащих обязательным, не является нарушением закона и поводом для отклонения заявки.

Хотя зачастую, именно здесь допускаются ошибки, и дополнительные характеристики в итоге противоречат обязательным.

Подведем итоги

Подводя итог, необходимо отметить следующее. Участнику закупок, с целью выполнения требований закона об указании конкретных показателей товара в подаваемой заявке, требуется:

  • внимательно ознакомиться с документацией заказчика, в частности описанием объекта закупки и инструкцией к заполнению заявки;
  • проверить, включен ли объект закупки в каталог товаров, работ, услуг;
  • в случае включения использовать указанные в каталоге характеристики, указав в заявке выбранные из каталога конкретные показатели.

Учитывая, что каталог товаров, работ, услуг в настоящее время содержит уже более 52000 записей, в том числе таких часто используемых позиций, как продукты питания, ГСМ, запчасти и т. д., и призван унифицировать описание объектов закупки, данный инструмент значительно облегчит подготовку заявок участниками закупочных процедур.

04.03.2019

Автор статьи: Елена С.

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *