Заказчики, работающие рамках 44-ФЗ, регулярно обязаны вносить отчет о проделанной работе в Единую информационную систему в сфере закупок. Речь об исполнении госконтрактов, результатах закупок у социально-ориентированных некоммерческих организаций, у субъектов малого и среднего бизнеса.
Необходимо отчитываться о количестве договоров и деньгах, потраченных на их заключение. Отчет по закупкам предполагает публикацию информации об анализе выполнения больших проектов, в которых принимает участие государство.
Однако 12 мая 2019 года был принят федеральный закон № 71-ФЗ, который внес ряд поправок в законодательство, касающегося контрактной системы.
Теперь заказчики не обязаны формировать и размещать в ЕИС отчеты по 44-ФЗ об исполнении контрактов и их отдельных этапов.
Ранее приходилось готовить таблицу со сведениями о начале и окончании выполнения, сдаче объектов, объеме товаров, работ или услуг, которые были поставлены, их стоимости, данными об авансовых платежах.
Отмена части бумажной волокиты упростила жизнь заказчикам и бухгалтерии, но остальные требования к отчетности остались прежними. Составлять отчетность, связанную с осуществлением закупок, предусмотренных 44-ФЗ, обязаны лица, которые признаются заказчиками в соответствии с этим нормативно-правовым актом. Они же размещают сведения на электронном портале ЕИС.
Доклады, как правило, годовые. А вот заказчикам, работающим в рамках закона № 223-ФЗ, требуется вести ежемесячную отчетность.
Отчетность по 44-ФЗ СМП + СОНКО
Закон о контрактной системе (часть 1.2 статьи 30) предписывает заказчику каждый год предоставлять отчеты об объемах сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства. Время размещения в ЕИС — до 1 апреля года, который следует за отчетным периодом. В этот же доклад следует включить информацию о каждом договоре, заключенном с социально ориентированными НКО.
Доля контрактов, заключенных с такими компаниями, должна быть не меньше 15% от всего объема договоров, заключенных заказчиком за 12 месяцев. Несостоявшиеся конкурсные процедуры с участием данных субъектов в качестве поставщиков тоже нужно указать.
Правила, порядок составления отчета об исполнении контрактов и его размещения в ЕИС, а также его форму определило Правительство РФ 17 марта 2015 года Постановлением № 238.
Формировать отчет об количестве закупок у МСП и СОНКО нужно, даже если их не было. В документе следует отразить нулевые показатели. Информацию, содержащую государственную тайну, публиковать не нужно.
Годовой доклад хранится в ЕИС на протяжении определенного времени в рамках законодательных актов РФ, регулирующих архивное дело.
Скачать форму отчета СМП по 44-ФЗ
Отчетность по 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика
Если закупка осуществляется у единственного поставщика, заказчику необходимо обосновать свои действия. Отчет оформляется в виде документа, в котором прописана невозможность или нецелесообразность использования иных методов выбора поставщика. Там же требуется указать стоимость и другие важные условия сделки, которую планируется провести (часть 3 статьи 93 44-ФЗ).
Конкретных требований к форме такого отчета нет, его можно составить в произвольной форме. Но это не отменяет необходимость составления документов. Отчет требуется составить и утвердить до даты заключения контракта.
Чаще всего это необходимо делать при заключении договоров:
- на приобретение работ в области искусства и литературы у владельцев, имеющих на них исключительные права;
- на поставку товаров для ликвидации последствий ЧП;
- на содержание и проведение ремонта нежилых помещений, которыми оперативно управляет заказчик;
- на приобретений ценностей, признанных культурными, для нужд фондовых активов.
Полный список случаев размещен в положениях вышеуказанного закона.
Административная ответственность при нарушении сроков отчетности
Нарушение обозначенных сроков или отказ от публикации отчетов по контрактам по 44-ФЗ не останется незамеченным.
Наказание есть и для физлица, числящегося контрактным управляющим заказчика и ответственного за закупки, и для всей фирмы. Оно предусмотрено в рамках статьи 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка организации закупок для нужд государства и муниципалитетов).
- Если сроки нарушены более чем на 2 рабочих дня, штраф может составить 30 тыс. руб. для должностных лиц и 100 тыс. руб. — для юридических.
- За публикацию отчетов по закупкам по 44-ФЗ в ЕИС с опозданием менее одного дня ответственному лицу грозят штрафные санкции в размере 3 тыс. руб., организации — 10 тыс. руб.
- Задержка более 1 дня карается 15 тыс. руб. для обязанных размещать отчеты должностных лиц и 50 тыс. руб. — для юрлиц.
Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ
Содержание:
Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?
Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться.
Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.
Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.
Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.
В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.
Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.
Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.
Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.
Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.
Как оформляется проведение экспертизы?
Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).
Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.
Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.
Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.
В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.
При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.
Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.
94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).
Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.
Кто уполномочен проводить экспертизу?
Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.
Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.
в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.
В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.
К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.
Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.
В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.
Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).
Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.
Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.
В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?
Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.
Где размещаются результаты проведенной экспертизы?
Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.
Ответственность экспертов
Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).
На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.
«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.
Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.
Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Удачных закупок!
Работа с госконтрактами по 44-ФЗ
В одной из прошлых статей я обещала вернуться к теме государственных закупок более подробно. Это одна из тех сфер деятельности, которая не останавливает работу даже в условиях кризиса и имеет стабильное финансирование. Регламентируются закупки федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Информация обо всех торгах находится на сайте zakupki.gov.ru.
Участие в закупках может принимать любая организация или ИП, а также могут самозанятые (как физлица или в качестве предпринимателей). Однако в отдельных случаях для исполнения контракта потребуются специальные разрешения или лицензии, соответствующие требования указаны в документации.
Обратите внимание! Чтобы подавать заявки или отправлять котировки, необходимо зарегистрироваться в ЕИС – единой информационной системе.
Площадки для 44-ФЗ
По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:
После регистрации на ЕИС зайдите на площадки с помощью ЭЦП или записи Госуслуг, некоторые требуют дозаполнения данных, но в целом процесс ускорился и упростился. Особняком выделяется АСТ ГОЗ, там проходят закрытые процедуры, например, для ФСБ или МВД.
Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.
Виды закупок
В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.
Конкурсы делятся на:
- Открытый.
- С ограниченным участием.
- Двухэтапный.
- Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).
Аукционы:
В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.
Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения.
При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком).
К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д.
Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.
Котировки и предложения
Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).
С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).
Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.
Требования к участникам, декларации
Поскольку в качестве участников выступают организации, физические лица или ИП, то по логике требования к ним должны иметь отличия, ведь у каждой категории разный юридический статус. Больше всего вопросов к физлицам.
Есть в законе те, кто обладает особым статусом – адвокаты, нотариусы, оценщики и т.п. Они работают не как индивидуальные предприниматели. Обычные «физики» так же могут участвовать в аукционах, подачах котировок и других закупках с учетом ограничений (например, если вид деятельности требует лицензии без регистрации ИП или организации не обойтись).
Есть два вида требований к участникам:
- Единые. Действуют для всех участников, указаны в пункте 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Если присутствует хотя бы одно несоответствие, то либо заявку отклонят на первом же этапе, либо при последующем представлении документов (заключении контракта). Возможно, в процессе исполнения выяснится, что поставщик представил недостоверные сведения и уже заключенный договор расторгнут.
Обратите внимание! Для определенных товаров, услуг или работ действуют требования с особыми условиями (см. п. 1 ст. 49 части первой Гражданского кодекса).
- Дополнительные. Определяются для некоторых видов конкурсов и всех аукционов (пункт 2 статьи 31). Заказчик вправе указать эти требования, но не обязан.
Существуют преимущества, предоставляемые отдельным юрлицам и ИП:
- Представителям СМП (статья 30).
- Организациям инвалидов (статья 29).
- Социально ориентированным организациям (статья 30).
- Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (статья 28).
Подтверждение соответствия требованиям осуществляется с помощью дополнительных документов (выписок, копий, свидетельств и т.д.), но обычно достаточно подать специальную декларацию. Для этого не нужно заполнять бланки или составлять какую-то форму, можно просто поставить галочку при заполнении электронной заявки. Аналогично декларируется соответствие общим (единым) требованиям.
Показатели товара и страна производства
При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:
- Размер.
- Мощность.
- Цвет.
- Объем.
При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.
Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.
Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.
Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету.
В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно.
В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.
Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя).
Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.
Участие в электронном аукционе
Для госзаказчика выгодно — на первичном этапе отклоняются заявки, которые нарушают условия, а затем проходят торги, где потенциальные поставщики снижают цену от НМЦК.
Алгоритм для участия:
- Находим подходящую закупку, изучаем документацию (подходит ли организация или ИП по условиям). При отборе на площадке можно ориентироваться на предназначенные именно для своей категории, например, СМП, выбрать предел суммы контракта, регион и т.д.
- Оформляем согласие на поставку (выполнение работ, оказание услуг). Опять смотрим сведения аукциона, в них будет или образец рекомендуемой формы или рекомендации по заполнению. В заявке на первом этапе (первая часть заявки) не указывают данные участника, ведь заказчик должен быть объективным. Иногда потребуется добавить к согласию еще и характеристики товара или материала (конкретизированные).
- Готовим данные для второй части (все остальные сведения и документы): выписки, подтверждение наличия специалистов или оборудования (техники, приборов и т.п.), реквизиты и основную информацию об организации или ИП и прочее.
- Находим нашу закупку на площадке, выбираем опцию (нажимаем кнопку) «подать заявку» и затем попадаем в окно, где предлагается подписать прямо в электронном виде и/или прикрепить в виде сканов документацию.
- Отправляем заявку. Если предусмотрено обеспечение участия, то проверяем наличие нужной суммы на спецсчете. Она заблокируется в день окончания срока подачи.
- Заходим в торги по времени – ждем дня аукциона, раньше ЭТП не допустит, только в строго определенные час и минуты.
- Правила ведения торгов всегда есть на площадке. С регламентом стоит ознакомиться еще при регистрации, потому что на разных ЭТП он может отличаться. Обычно при входе на страницу аукциона видны поля, где указаны:
- НМЦК.
- Заказчик.
- Объект закупки.
- Количество участников-онлайн (их условные номера, названий организаций или ФИО предпринимателей видно не будет).
- Текущая сумма-ставка.
- Поле для ввода вашего предложения (с указанием диапазона, в каких пределах делать предложение).
- Динамика – список участников с их ставками и ваше положение в списке.
- Время до окончания очередного шага.
- Общую продолжительность аукциона.
- Делаете предложение цены. Начинается отсчет времени, например, 10 минут. До конца отсчета кто-то еще может сделать шаг и время пойдет по новой. Ставка происходит не только вручную, но и автоматически с помощью «робота» — настройки, которая станет делать шаг за вас.
- Пункт 8 повторяется, пока никто из участников больше не захочет делать предложения о цене. Заканчивается отсчет времени шага и начинается еще один дополнительный. На результат торгов он не повлияет, хотя участники могут передумать и сделать еще одно предложение.
Важно! Для обеспечения подачи заявки открываем в банке специальный счет. С него же можно списать комиссию ЭТП, если одержите победу. Открыть счет и внести на него средства нужно заранее.
После окончания аукциона дожидаемся изменения его статуса на сайте https://zakupki.gov.ru/. Там будет указано, кто стал победителем. Если это вы – поздравляю, теперь начинается второй этап.
Проходит проверка сведений в заявке и на ЕИС, в том числе выписки из ЕГРЮЛ. Если все сделано правильно, то на ЭТП в вашем профиле (личном кабинете) появится госконтракт, отправленный на подпись заказчиком.
ЭТП подскажет сроки подписания, а обо всех изменениях в кабинете напомнит по электронной почте, поэтому не забудьте без ошибок указать ее при регистрации. Если исполнение контракта требует обеспечения, то, до того как его подписать, отправьте платеж или оформите банковскую гарантию.
Обратите внимание! Для СМП есть послабления. В обычном случае, если НМЦК снизилась более чем на 25%, нужно перечислить обеспечение в полуторном размере. В некоторых случаях достаточно представить доказательства добросовестности взамен обеспечения. Полная информация в статьях 37 и 96 Федерального закона №44-ФЗ.
После того как соблюдены формальности, прикрепляем в электронном виде при подписании контракта копию платежки или скан банковской гарантии, если требуется и направляем заказчику. Если есть требования к гарантийным обязательствам (еще один вид обеспечения), то перечисляем его до передачи закрывающих документов.
Обычное обеспечение вернется к вам после успешной приемки работ (услуг) или товаров. Гарантийное – после окончания гарантийного срока, притом нужно написать заявление на возврат (обязательно).
Отдельно надо упомянуть контракт с единственным поставщиком. Его заключают, когда на торги вышел только один участник, полностью соответствующий всем требованиям. Аукцион признают несостоявшимся и заключают договор напрямую. Выгодно для поставщика, но сразу возникает вопрос: почему никто не захотел участвовать?
Типичные ошибки
Несмотря на автоматизацию и активный переход на работу в электронном виде, человеческий фактор никто не отменял. Главное — придерживаться правила: «умный учится на чужих ошибках». Посмотрим, какие из них чаще всего совершаются:
- Не внесены изменения в документы на ЕИС. Приняли решение о максимальной сумме для участия в аукционах, крупной сделке, сменили директора, а исправить информацию на ЕИС не удосужились – ждите отклонения.
- В ЕГРЮЛ содержатся сведения о недостоверности данных. Вы об этом и знать не знаете, но вас могут проверить.
- В заявке (в первой части) указано наименование или другие данные, позволяющие идентифицировать организацию или ИП. Формально это повод для отказа, хотя не все госзаказчики жестоки, да и бывают такие закупки, где рады любому откликнувшемуся участнику.
- В характеристиках товара или материала не указаны конкретные значения. Помните про «от… до…» и «не более…не менее…»? Вот и не забывайте, что вместо них должны быть написаны точные цифры.
- Вообще не указаны материалы или товары. Дали согласие на поставку и решили, что этого достаточно. Если победите, большой вопрос — заключат ли с вами контракт.
- Не обеспечено наличие средств на спецсчете. Площадка отправляет запрос, получает ответ «денег нет» и отклоняет заявку автоматически.
- Спорный вопрос – не прикрепили документы по обеспечению, но перевели его (оформили банковскую гарантию). Тут ФАС чаще все-таки встает на сторону поставщика: обязательства он исполнил, а умные поставщики не доводят дело до Федеральной антимонопольной службы и идут навстречу, но прикладывать нужные данные все-таки надо.
- Несоответствие каким-либо из требований, например, недоимка по налогам превысила допустимый уровень или компания утратила статус СМП.
- Не указана страна-производитель. С 1 января 2020 года – это повод отклонить заявку.
- Перечислена неполная сумма обеспечения: одинарная вместо полуторной, если НМЦК упала более чем на 25% или просто ошибка в платежке.
- Контракт подписан «не глядя». За компьютером заказчика не роботы сидят, могут быть опечатки или даже грубые ошибки – указан не тот номер расчетного счета, а вам потом бегать и дополнительные соглашения подписывать. У поставщика есть право составить протокол разногласий и направить его заказчику для внесения исправлений.
- После подписания договора не предоставлены дополнительные документы. К примеру, нужно выполнить работы в госучреждении и необходимо представить список сотрудников, осуществляющих работы, чтобы получить пропуска (разрешения), что четко и ясно указано в контракте. Но вы на радостях от выигранного аукциона список предоставить забыли или копии документов, подтверждающих квалификацию специалиста, не передали. Ситуация некритичная, но испортить отношения способна.
Конечно, это далеко не все ошибки. Нарушаются сроки, гарантии, не передаются сертификаты на товары или оборудование, поставляется не то, что заявлено. Просить поставщика «понять и простить», наверное, можно, а вот ждать прощения не стоит.
Включение в РНП
Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам.
Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации.
В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание.
Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).
Особенности исполнения и приемки результатов контракта — Audit-it.ru
Шадрина Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта.
В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.
Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?
На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.
Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.
Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.
Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа
В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:
- по изучению и оценке предмета экспертизы;
- по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:
- предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
- если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.
Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.
Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.
1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст.
94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов.
Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).