Последнее обновление: 02.02.2021
Отечественный рынок новостроек долгое время находился не под властью законов, а под властью юристов застройщика, которые составляя договор, учитывали интересы своего «хозяина». Поэтому дольщики находились в крайне щекотливом и опасном положении. Нередко их интересы не защищал даже суд. Поэтому в 2004 году был принят Закон № 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве».
В данной статье мы хотим рассмотреть суть 214 ФЗ, а также коснуться его изменений, которые начинают действовать с 2019 года и актуальны по 2021-й год. Обо всем этом вы можете прочесть ниже, а для тех, кто не любит читать объемных текстов мы сняли небольшой в видео-обзор, где все изложено емко и тезисно.
Суть Закона № 214-ФЗ
Данный закон был разработан и принят для того чтобы защитить права дольщиков – покупателей недвижимости, которая находится на стадии строительства. Но, согласно нормам закона, гарантии того, что дом точно достроится и будет сдан в эксплуатацию, а потом передан в собственность дольщиков, нет.
Суть 214 Закона в том, что получить помощь от государства всё же можно. Для этого необходимо составить договор на привлечение денежных средств, а потом заверить его в Росреестре. Это будет свидетельствовать о том, что у покупателя всё в порядке с документами. Однако от форс-мажорных обстоятельств это не застрахует.
К таким обстоятельствам можно отнести:
- Приостановление строительства из-за споров с жильцами соседних дворов;
- Приостановление строительства из-за споров с местными органами власти;
- Банкротство застройщика. Это навсегда остановит стройку, и свои квартиры дольщики могут и не получить вовсе.
Какие положения Федерального Закона № 214-ФЗ являются самыми важными
В данном законе отражаются основные моменты, которые должны соблюдать не только застройщик, но и сами дольщики. Это:
- Застройщик должен тщательно описать объект недвижимости, который будет покупаться дольщиком.
Последний, в свою очередь, должен ознакомиться с этими пунктами договора;
- Застройщик имеет право привлекать денежные средства дольщиков. При этом это должно происходить максимально прозрачно, все тонкости описываются в договоре;
- Договор не может быть сформирован и составлен просто так. Требования к нему также прописываются в Законе. Поэтому дольщику необходимо внимательно ознакомиться с нормами Закона и требованиями к ДДУ, прежде чем его подписывать;
- Все характеристики объекта должны быть описаны – месторасположение, цена, качество отделки, площадь, сроки сдачи в эксплуатацию и прочее;
- Ответственность обеих сторон должна быть максимально прозрачной, включая право на уступку;
- Иные положения, которые должны быть прописаны в договоре, в соответствии с Законом № 214-ФЗ.
В данном Законе прописываются требования, выдвигаемые к застройщикам. Привлекать средства дольщиков для строительства объекта недвижимости могут лишь организации, которые:
- Являются финансово устойчивыми. То есть, у них есть свободные средства в размере 2,5 млн. рублей. По Закону, этих денег должно хватить для строительства 1,5 тысяч квадратных метров;
- Самостоятельно застраховали свою ответственность;
- Самостоятельно отчисляют средства в компенсационный фонд – 1% от стоимости каждого ДДУ. При необходимости, эти средства будут направлены для строительства «проблемных» домов. Данная норма введена с 2017 года;
- Представляют отчётность за последние 3 года своей деятельности;
- Представляют дольщикам всю документацию на проект – разрешительную, правоустанавливающую, проект объекта и прочее;
- Составляют договор поручительства с учредителями;
- Составляют договора в соответствии с нормами Закона;
- Самостоятельно устраняют недостатки по объекту в установленные сроки.
Если в качестве застройщика выступает компания, которая этим требованиям не соответствует, её привлекают к ответственности.
Редакции закона и его изменения
С 01. 07. 2018 года в Закон № 214-ФЗ были внесены очередные поправки которые актуальны и в 2021 году, которые привели к тому, что произошёл рост цен на объекты долевого строительства. Это:
- Переход на счета эскроу. 74% инвестиций в строительство – это средства дольщиков. С 01. 07. 2019 года, застройщик больше не сможет управлять этими деньгами напрямую. Средства от дольщиков будут поступать на отдельные банковские счета, и будут находиться в доверительном управлении данного учреждения до тех пор, пока объект не будет сдан в эксплуатацию и пока хотя бы один из дольщиков не получит право собственности. Продажа квартир по 214-ФЗ будет осуществляться на прежних условиях;
- Теперь застройщик должен иметь определённый «опыт работы» на рынке строительства недвижимости. В частности, не менее 3-ёх лет строительства МКД общей площадью от 10 тысяч кВ. м;
- Траты на административные и прочие расходы не могут составлять более 10% от стоимости объекта строительства;
- Размер авансовых платежей для выполнения работ подрядными организациями, не может превышать 30% от проектной стоимости возводимого объекта;
- Если застройщик нарушит сроки ввода жилья в эксплуатацию, он получит запрет на реализацию других проектов. То есть, новое заключение о соответствии выдано не будет. А оно должно быть у каждого застройщика.
Это последние изменения в Законе № 214-ФЗ. В предыдущие года в законопроект вносились следующие коррективы:
- Расширена область применения. То есть, правила заключения ДДУ распространяется на все договоры, в том числе заключенные после вступления данного закона в силу – после 01. 04. 2005 года;
- Землю под объектом долевого строительства можно использовать как для аренды, оформления права бессрочного пользования. Но право должно быть зарегистрировано в обязательном порядке;
- Правовой режим залог на участок под объектом также расширен. Теперь может быть оформлен залог субаренды и залог права бессрочного пользования, с обязательной регистрацией залога и права на него;
- Обозначено основание для снятия обременения с земельного участка под объектом – это оформление акта-приёма передачи или иного документа, который предусмотрен данным законом;
- Введена ответственность для застройщика при нарушении правил привлечение денежных средств дольщиков.
После внесения вышеуказанных изменений, дольщики стали чувствовать себя более защищёнными. Безграничная власть застройщика теперь урегулирована на законодательном уровне. Это означает, что нарушенные права будут защищены в судебном порядке. За помощью обращаться нужно за услугами к квалифицированному юристу в Санкт–Петербурге.
Ответственность обеих сторон договора долевого участия согласно 214-ФЗ
Когда был издан Закон № 214-ФЗ, все дольщики вздохнули спокойно. Издание этого нормативного акта означало, что их права теперь защищены государством. Но, это не означает, что обязанность есть только у застройщика. У дольщика они также есть, он должен их исполняться.
В Законе № 214-ФЗ перечислены основные обязанности обеих сторон сделки по долевому строительству объектов недвижимости. Так, застройщики, работающие по 214-ФЗ, обязаны:
- Сдать указанный объект в эксплуатацию, а затем передать в собственность дольщика в срок, указанный в договоре, плюс 2 страховочных месяца;
- Как только объекта строительства будет введён в эксплуатацию, его необходимо передать дольщику;
- Если принимающей стороной будут выявлены дефекты, их необходимо устранить в течение 45 дней с момента подписания соответствующего соглашения.
Обязанности дольщика включают в себя:
- Соблюдение графика выплат по договоре. Если они нарушаются, придётся платить неустойку;
- Выплата полной стоимости покупаемого объекта в сроки, которые прописаны в договоре;
- Тщательный и внимательный осмотр принимаемого купленного объекта. Если недостатков нет, нужно подписать соответствующий акт приёма – передачи, согласно ст. 8 214-ФЗ.
Если стороны не соблюдают свои обязанности, их можно привлечь к ответственности. Меры привлечения к ответственности прописаны в:
- Ст. 10 Закона № 214-ФЗ;
- Ст. 330 ГК РФ и другим статьями.
Чаще всего, свои обязанности нарушают именно дольщики. Они не соблюдают сроки внесения платежей. За это предусмотрена ответственность в виде неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на день возникновения долга от той суммы, которую дольщик ещё должен застройщику.
Следующей формой ответственности застройщика перед своим дольщика является возмещение убытков.
То есть, виновный должен оплатить вкладчику все расходы, которые он понёс или должен будет понести для того, чтобы его нарушенное право было восстановлено.
Если при эксплуатации несданного объекта долевого строительства, дольщик получал бы прибыль, но он её упустил, так как застройщик нарушил его права, то в судебном порядке можно требовать возмещение упущенной выгоды.
Если при приёме объекта будут обнаружены недостатки, то ответственность застройщика по 214-ФЗ выражается в виде:
- Безвозмездного их устранения;
- Уменьшение стоимости договора на сумму будущих расходов для устранения;
- Возмещение уже понесённых дольщиком расходов на устранение недочётов.
Перспективы долевого строительства
Какие бы изменения не вносились в Закон № 214-ФЗ, как бы ни ужесточались нормы ответственности для недобросовестных застройщиков, на конец 2017 года официально зарегистрировано 86 000 обманутых дольщиков. Это только те, кто официально регистрировали ДДУ. По неофициальным данным, таких людей порядка 2 млн.
Как уже упоминалось выше, с 01. 07. 2019 года застройщикам запретят напрямую привлекать средства граждан на строительство.
Эти деньги будут находиться на доверительном управлении в неком кредитном учреждении, которое отвечает требования государства (соответствующий размер уставного капитала и опыт деятельности на российском рынке).
Пока объект не будет полностью достроен, сдан в эксплуатацию, застройщик эти средства не увидит. Ещё одно важное условие – хотя бы один дольщик должен оформить собственность.
Фактически, застройщик должен будет спасаться своими средствами. Кроме того, теперь будут регламентированы расходы на административные нужды и на оплату работ подрядчиков, в виде авансовых платежей.
Выходит, что если застройщик не выполняет свои обязательства по отношению к своим вкладчикам, они просто возвращают свои средства с эскроу-счетов в банке. Фактически, такие нововведения означают отмену долевого участия. Подобную инициативу поддерживает Президент РФ.
Заключение
Отдельного закона об отмене долевого участия не будет, но вносимые в Закон № 214-ФЗ поправки будут означать именно отмену долёвки. Изменения вступают в силу с 01. 07. 2019 году. Этого времени хватить всем порядочным застройщикам, чтобы перестроиться на новый лад работы.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Все о взыскании долгов за коммуналку в 2021 году: пени, отключение света и газа, арест банковских счетов
Обязанность по оплате коммунальных платежей лежит на собственниках жилья. Если есть обязанность – значит, существует и ответственность. В этой статье рассмотрим, что происходит, если не платить за квартиру, какая ответственность может наступить за неуплату квитанций, как в этом случае действуют компании ЖКХ. А также расскажем, как оплатить коммунальные долги в рассрочку.
Какая сумма считается долгом
Чтобы понять, с какой суммы неоплата будет считаться долгом по ЖКХ, откроем п.118 Правил, утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила 354).
Если не платить за коммунальную услугу, долгом становится сумма, соответствующая следующим критериям:
- два размера платы за месяц, исчисленных по установленному нормативу потребления коммунальной услуги;
- вне зависимости от наличия индивидуального (общего) счётчика;
- отсутствует соглашение о рассрочке платежей по долгу либо условия подписанного соглашения о рассрочке нарушены.
То есть если в течение двух месяцев абонент не платит за квартиру и эта сумма превышает два норматива, то такая сумма уже будет задолженностью.
Если же оплата поступает, но частями, она опять же станет задолженностью, если остаток будет выше, чем сумма потребления за два месяца по нормативу. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются местными нормативными актами субъектов на конкретный вид коммунальной услуги в отдельности.
Особенности взыскания задолженности в 2021 году
В 2020 году, в связи с пандемией COVID-19, был введён ряд мораториев, касающихся взыскания задолженности по ЖКХ.
Так, ПП РФ от 02.04.2020 № 424 были внесены изменения по вопросу предоставления коммунальных услуг и порядка расчётов платы:
- Отменены все штрафы, начисление которых происходило при просрочке оплаты. То есть если квитанция была оплачена не вовремя, штрафы и пени не начислялись.
Новые меры по взысканию коммунальных долгов с граждан: как защититься должникам
2020 год оказался весьма «урожайным» в плане различных изменений в сфере оплаты коммунальных услуг. Причина тому известна — это сложная эпидемиологическая обстановка в стране.
Вот только временные послабления в правилах начисления квартплаты, которые были введены федеральным Правительством с 6 апреля и до конца текущего года (это запрет начислять неустойку на долги по квартплате и прекращать подачу коммунальных ресурсов за долги) не сильно помогли сдержать рост задолженности по оплате услуг ЖКХ.
По предварительным прогнозам экспертов, по итогам 2020 года ожидается значительное увеличение числа «коммунальных должников».
И нельзя не признать, что определенную лепту в это внесли разъяснения Минстроя РФ. В частности, Письмом от 01.09.2020 г. (№ 34716-ОЛ/04) коммунальным организациям запретили принимать показания счетчиков, если срок их поверки истек до 6 апреля 2020 г.
В результате собственникам таких счетчиков начисляют квартплату с повышающими коэффициентами, даже не выясняя, была ли у них возможность сделать поверку в условиях сложившейся в стране ситуации или нет.
Еще одним письмом, датированным 14 октября 2020 г. (№ 41140-ОЛ/04), Министерство строительства фактически наделило управляющие компании и ресурсоснабжающие организации новыми полномочиями в рамках взыскания коммунальных долгов с граждан.
Рассматривался вопрос о том, имеют ли право коммунальные службы привлекать для работы с должниками «третьих лиц». По мнению Минстроя, это допустимо и не противоречит закону, если отношения с такими «третьими лицами» оформляются агентским договором.
Это особого рода соглашение, которое позволяет нанятому агенту совершать юридические и иные порученные ему действия от своего имени или от имени кредитора.
При этом ответственность за такие действия несет кредитор (т. е. коммунальная организация в данном случае). А круг лиц, которые могут выступать такими агентами, закон не ограничивает — т. е. это могут быть любые физические и юридические лица.
- Таким образом, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации вправе нанять агента, который будет действовать в их интересах для взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг.
- Несложно догадаться, во что это может вылиться на практике: телефонные звонки должнику и его родственникам в любое время суток с требованием вернуть долг, угрожающие письма в почтовом ящике, «позорящие» списки должников, расклеенные в подъезде и прочие нелицеприятные методы, которыми запомнились коллекторы.
- Правда, профессиональным коллекторам теперь существенно ограничили возможность применения таких мер, и их деятельность контролируется Федеральной службой судебных приставов: выход за рамки закона грозит им исключением из реестра и запретом заниматься деятельностью по взысканию долгов.
Да и передача коллекторам долгов по квартплате была запрещена законом еще в прошлом году (Закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ).
Но поскольку агентские договоры можно заключать с любыми гражданами и организациями, это открывает путь к взысканию миллиардных долгов по квартплате (а это весьма лакомый кусок) буквально всем — в т.ч. и тем, кого раньше называли «черные коллекторы».
Какие меры защиты можно предпринять, если такие агенты-взыскатели начнут переходить границы дозволенного?
1) Вы имеете право ознакомиться с полномочиями агента (они указываются в агентском договоре). А также стоит уточнить в своей управляющей организации, действительно ли это их представитель.
- 2) Не стоит забывать, что вся ответственность за действия агента ложится на коммунальную организацию, которая его наняла.
- Поэтому зафиксируйте противоправные действия агента (например, назойливые телефонные звонки с угрозами) и передайте эти доказательства вместе с жалобой в жилинспекцию (это официальный госорган, который контролирует деятельность управляющих организаций).
- За звонки на личный телефон без согласия его владельца суд может взыскать компенсацию морального вреда (такие прецеденты уже есть).
- 3) При взыскании долга в судебном порядке проверьте, не пропущен ли срок исковой давности (3 года) и насколько истцом соблюден правительственный запрет на начисление неустоек с 6 апреля и до конца 2020 года.
© Сивакова И. В., 2020 г.
Подписанные Президентом федеральные законы
Федеральный закон от 26 июля 2019 года №214-ФЗ.
Федеральным законом устанавливается, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или другой специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО не вправе уступать право по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам.
Проект федерального закона «О внесении изменений
в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации
и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных
интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату
просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный
закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
(далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму депутатами Государственной
Думы.
Федеральный закон принят Государственной Думой 16 июля 2019 года
и одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года.
Федеральным законом устанавливается, что управляющая
организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив,
жилищно-строительный кооператив или другой специализированный потребительский
кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор
по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее — ТКО)
не вправе уступать право по возврату просроченной задолженности
по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам,
осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности
физических лиц, за исключением случаев уступки такого права вновь
выбранной, отобранной или определённой управляющей организации, созданным
товариществу либо кооперативу, другой ресурсоснабжающей организации, региональному
оператору по обращению с ТКО. Устанавливается также, что эти субъекты
обязаны уведомить собственника и нанимателя, у которых имеется
просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение
и коммунальные услуги, об уступке права по возврату такой
задолженности.
- Предусматривается также, что каждый собственник помещения
в многоквартирном доме будет самостоятельно исполнять обязанности
по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность
по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
и не будет отвечать по обязательствам других собственников. - Федеральным законом уточняется, что Федеральный закон
«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении
деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении
изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых организациях» не применяется
к правоотношениям, связанным с взысканием просроченной задолженности
физического лица и возникшим из жилищного законодательства, законодательства
о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении,
об электроэнергетике, а также из законодательства, регулирующего
отношения в сфере обращения с ТКО. - Оригинал.
Изменение Жилищного кодекса РФ с 26 июля 2019 года
26 июля 2019 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ. Законодатели ввели запрет на передачу права взыскания долгов по коммунальным услугам третьим лицам.
Редакцию Жилищного кодекса РФ с 26 июля 2019 года изменил Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ, который установил запрет на передачу долгов граждан по жилищно-коммунальным услугам коллекторским компаниям.
Новый порядок взыскания долгов по ЖКХ
Изменилась редакция статьи 155 ЖК РФ.
Теперь ее нормами определено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с жильцов и владельцев жилого помещения или квартиры.
Одновременно определено, что такие организации, как:
- управляющая организация;
- товарищество собственников жилья;
- жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- ресурсоснабжающая организация;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами,
не имеют право уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам. В число таких третьих лиц, в частности, входят:
- кредитные организации;
- лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в этом случае считается ничтожным.
При этом разрешено заключать договор уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с вновь выбранными, отобранными или определенными, а также созданными:
- управляющей организацией;
- товариществом собственников жилья;
- жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом;
- ресурсоснабжающей организации;
- региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В этом случае такие организации, получившие право требования долго обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения, у которых возникла просроченная задолженность по коммунальным услугам и квартплате, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности. До получения такого уведомления (срок 10 дней) собственник или наниматель имеет право не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги перед новым взыскателем.
Статья 162 ЖК РФ дополнена новым положением следующего содержания:
Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
- Принят Государственной Думой 16 июля 2019 года
- Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года
- Статья 1
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2007, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст.
3616; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 23, ст. 3263; 2012, N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 52, ст. 6982; 2014, N 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; N 45, ст. 6208; 2016, N 27, ст. 4288; 2018, N 1, ст. 69; N 15, ст.
2030) следующие изменения:
- 1) в статье 155:
- а) часть 15 дополнить предложением следующего содержания: «При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.»;
- б) дополнить частями 18 и 19 следующего содержания:
«18.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
19.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.»;
2) часть 1 статьи 162 дополнить предложением следующего содержания: «Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.».
Статья 2
В части 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4163) слова «, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности» исключить.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
- Москва, Кремль 26 июля 2019 года
- N214-ФЗ
Взыскание долгов ЖКХ c 2020 года
Время чтения 7 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Взыскание долгов по ЖКХ – большая проблема как для управляющих компаний, так и для ресурсоснабжающих организаций. Раньше многие коммунальщики продавали долги коллекторам, частично покрывая задолженность полученными средствами. Полностью долги не исчезали, поэтому нередко бремя погашения оставшейся части задолженности ложилось на добросовестных плательщиков.
В 2019 году законодательство изменилось. О том, какие поправки были внесены в Жилищный кодекс, и как они работают на практике, расскажем в статье.
С июля 2019 года в России действует новое правило – компании, предоставляющие населению коммунальные услуги, или являющиеся посредниками при предоставлении таких услуг, не вправе передавать право требования долга за неоплаченную «коммуналку» сторонним (коллекторским) компаниям. Пока закон работает не так, как хотелось бы законодателям, поэтому в 2020 году планируется внести в него некоторые правки – подробнее о них расскажем ниже.
Необходимость введения нового закона
Несмотря на то, что деятельность коллекторских агентств регулируется законодателем (в 2016 году был принят Федеральный закон «О защите прав…» от 03.07.
2016 № 230-ФЗ, устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками), методики их работы могут оказать на должников серьезное психологическое воздействие.
Именно поэтому законодатели решили – давить таким образом на людей, неспособных исполнять свои базовые финансовые обязательства (такие, как оплата коммунальных услуг), нельзя.
Принципиальное отличие между долгами по «коммуналке» и по кредитным платежам только одно – решение о том, взять кредит, или нет, принимает сам заемщик; услуги ЖКХ ему нужно оплачивать обязательно. Оформляя кредит, заемщик рассчитывает, хватит ли зарплаты на то, чтобы ежемесячно погашать долг; собственник квартиры не может соотнести свою платежеспособность с тарифами на коммунальные услуги.
Конечно, это вовсе не означает, что обязательства по оплате «коммуналки» можно не исполнять – если ресурсоснабжающие организации (далее – РСО) не будут получать деньги за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, они просто не смогут оказывать услуги населению (в том числе и той его части, которая добросовестно платит за ЖКУ). Однако законодатели решили, что приравнивать должников по «коммуналке» к должникам по кредитам в части порядка взыскания долгов несправедливо – так и появился Федеральный закон «О внесении изменений…» от 26.07.2019 № 214-ФЗ.
В пояснительной записке к документу (когда он находился на стадии законопроекта), его авторы подчеркнули, что запрет на передачу долгов по ЖКХ коллекторам имеет важное социальное значение.
Люди, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно оплатить коммуналку, могут спать относительно спокойно – коллекторы к ним не придут, не будут писать письма и звонить на работу.
Однако такое послабление вовсе не значит, что должникам разрешат не исполнять их обязательства – о том, как будет работать обновленный закон, читайте далее.
Основные положения закона
ФЗ № 214 состоит из трех статей, в соответствии с которыми меняются:
- статья 155 и статья 162 ЖК РФ.
- ч. 4 ст. 1 ФЗ № 230.
Суть изменений заключается в следующем: управляющие компании, РСО, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) больше не могут передавать право требования долга коллекторским агентствам.
Если они все же нарушат законодательство и продадут долги коллекторам, заключенный между ними договор будет считаться ничтожным.
Это значит, что обязательства должника останутся неизменными – платить по счетам ему придется, как и прежде, в адрес управляющей компании или РСО.
Из правила, запрещающего передачу долга сторонним организациям, есть одно исключение – уступить право требования можно только тем компаниям, которые также работают в сфере коммунальных услуг (управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, РСО, региональным операторам по обращению с ТКО и пр.). Это значит, что при замене организации, которая оказывает коммунальные услуги или обеспечивает функционирование многоквартирного дома, задолженность не погашается – просто меняется юридическое лицо, обладающее правом требования ее исполнения.
Обратите внимание – плательщики «коммуналки» (собственники и наниматели жилых помещений) должны быть уведомлены о том, что поставщик услуг меняется. До тех пор, пока такое уведомление не будет ими получено, они вправе не оплачивать долги в адрес нового получателя.
И, наконец, о последнем нововведении – теперь собственники жилых помещений в многоквартирном доме должны исполнять только свои обязательства по внесению коммунальных платежей – непогашенные долги других жильцов больше не их забота. Эта норма делает невозможным удержание дополнительных платежей с добросовестных плательщиков с целью погашения задолженности, возникшей перед поставщиком коммунальных услуг по многоквартирному дому в целом.
Как будут взыскиваться долги по ЖКХ с 2020 года
Несмотря на то, что ФЗ № 214 вступил в силу 26 июля 2019 года, недобросовестные коммунальщики продолжают привлекать коллекторов к взысканию долгов с собственников (нанимателей) жилых помещений.
Организации заключают с коллекторскими агентствами соглашения, согласно которым последние получают процент от взысканного долга, причем формально право требования долга к ним не переходит, а остается за поставщиком коммунальных услуг.
Чтобы лишить недобросовестных коммунальщиков и этой лазейки, необходимо внести в законодательство дополнительные поправки. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксакова, соответствующий законопроект будет рассмотрен депутатами в ходе весенней сессии.
Это значит, что уже в 2020 году закон начнет функционировать так, как изначально планировалось законодателем.
Право на взыскание долга за коммунальщиками останется, однако решать проблему придется более цивилизованным способом – через суд.
Причем это не значит, что обеим сторонам разбирательства придется участвовать в длительных судебных тяжбах – требование о взыскание задолженности за ЖКУ может быть удовлетворено в приказном порядке (при условии, что сумма задолженности не превышает 500 тыс. рублей) (ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).
Для этого организации – поставщику услуг необходимо подать соответствующее заявление в суд, приложив к нему документы, подтверждающие факт наличия задолженности. После рассмотрения обращения суд выдаст судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ).
На основании этого приказа служба судебных приставов может взыскать деньги с должника (в том числе и посредством удержаний с зарплаты через работодателя), арестовать его имущество и запретить ему выезд из страны.
«Взыскание задолженности по коммунальным платежам»
Законные способы списания долгов по ЖКХ
Если задолженность по квартплате стала настолько большой, что погасить ее невозможно, стоит попробовать избавиться от нее законным способом – вариант «просто не платить» здесь не поможет.
Списать долги можно:
- Через банкротство. В соответствии с ч. 2 ст. 213.3 Федерального закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, гражданин может быть признан банкротом в случае, если совокупная сумма его долгов составляет не менее полумиллиона рублей, и с момента, когда они должны были быть погашены, прошло не менее 3 месяцев. В случае, если гражданин будет признан банкротом, все его долги (в том числе и по «коммуналке») будут списаны. Важно понимать, что в ходе процедуры банкротства будет реализовано практически все имущество, принадлежащее должнику (за исключением, например, единственного жилья), а деньги будут направлены на погашение имеющихся долгов.
- В связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года. Ранее образовавшиеся долги поставщик коммунальных услуг не сможет взыскать даже через суд.