Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях?

Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях? Корпоративные бизнес-тренинги

За последние несколько лет корпоративные тренинги для персонала стали очень популярны.

Многие компании гордо указывают обучение сотрудников в качестве своего конкурентного преимущества. Какие же преимущества они приносят организациям? И на что стоит обратить внимание? Давайте разберемся.

Преимущества от проведения корпоративных тренингов по бизнесу

Во-первых, бизнес-тренинги важны, потому что они обучают и дают необходимые для работы навыки. У большого количества сотрудников, даже имеющих высшее профессиональное образование, наблюдаются пробелы в знаниях.

Чтобы это исправить, можно отправить человека на курсы повышения квалификации, но если учесть, что таких работников может быть несколько, это выйдет очень затратно и займет много времени.

Поэтому более удобный способ – бизнес-тренинг, который длится от нескольких часов до пары дней.

Во-вторых, технологии постоянно меняются, и с каждым днем прогресс идет все быстрее и быстрее. Чтобы сотрудники успевали за новыми программами и тенденциями, работодателю нужно обучать персонал (см.

Система обучения персонала. Формы и методы обучения персонала).

И, наконец, тренинги зачастую имеют под собой мотивирующую основу, которая позволяет повысить качество работы сотрудников и сплотить коллектив.

Как выбрать тренера для проведения корпоративного обучения?

Допустим, мы определи, что необходимо организовать обучение сотрудников, что делать дальше? Затем нам нужно решить самый главный вопрос – кто будет тренером? Что касается самих тренеров, с ними нужно быть аккуратными.

Из-за того, что корпоративные тренинги сейчас на пике популярности, а специалисты в этой области получают хорошие гонорары, на рынке образовалось большое количество «ложных» тренеров. Это люди, говорящие о проблемах, которые они никогда не решали.

Они, как правило, окончили курсы месяца за 2-3, получили сертификат и считают, что теперь имеют право учить бизнесу всех и вся.

Поэтому, чтобы выбрать спикера тренингов по бизнесу, нужно помнить 3 вещи:

  1. Хороший тренер всегда имеет высшее образование в сфере, о которой он говорит. Если тренер говорит о психологии – то у него есть диплом психолога, если об управлении персоналом, то у него есть диплом по HR и т.д.
  2. Тренер по бизнесу обязательно имеет или имел свой бизнес. Человек не может обсуждать бизнес процессы, если он не работал с ними в реальной жизни. Между сертифицированным тренером и бизнесменом с подвешенным языком, я выберу бизнесмена. Тоже касается тренеров по инвестициям: они обязательно сами должны быть успешными инвесторами (см. Как найти инвестора для бизнеса).
  3. Спрашивайте о рекомендациях. Узнавайте у бизнес-тренера, кто может его порекомендовать. В первую очередь, конечно, нас интересуют директора крупных компаний, затем средний бизнес. Если рекомендаций нет, то это должно настораживать.

Самостоятельное проведение бизнес-тренингов

Некоторые работодатели задумываются о том, чтобы проводить тренинги по бизнесу самостоятельно, основываясь на процессах только своего предприятия. Это план, который имеет право на существование, но связан с большим количеством минусов. Любая компания настроена на развитие и прогрессирование.

Поэтому не стоит забывать, что кейсы, которым вы можете учить сегодня, на базе вашего предприятия, уже завтра будут устаревшими и неактуальными. Когда бизнес-тренинг проводят сторонние профессионалы, они, безусловно, опираются на специфику вашей работы, но при этом рассматривают все процессы конкретной области.

Они дают более объемную информацию, позволяющую в будущем без проблем решать разноплановые вопросы, которых до этого и не возникало.

Как достичь успеха в бизнесе? Постановка целей, мотивация, тренинги — методика Владимира Якубы

Так же стоит отметить, что бывают работодатели, которые боятся обучать сотрудников, потому что считают, что потратят силы и средства на людей, которые в любой момент могут уйти в другую компанию.

Да, это возможно, но это не зависит от того обучили вы сотрудника или нет. Это зависит от самого человека, его целей и жизненных обстоятельств.

С другой стороны, сотрудник не сможет быть профессионалом, если не будет постоянно развиваться.

В качестве итога, могу сказать, что тренинги для сотрудников очень полезны и необходимы в работе. Главное не забывать, что к организации обучения нужно подходить с большой ответственностью, и тогда бизнес-тренинги будут способствовать развитию и повышению квалификации ваших сотрудников.

Кто ты? Ты уверен, что ты бизнесмен?

Автор статьи: Дарья Наумова, Партнер по организации мероприятий, Sinergia Business Club

Что такое тренинг и зачем он нужен

В массовом понимании тренинг – это сочетание приятного общения с получением новых знаний. Некоторые даже воспринимают его как одну из форм досуга, и увлекаются тренингами, как туризмом или театральными пьесами.

Но в образовательной индустрии под этим термином подразумевают, прежде всего, активное обучение, имеющее целью общее развитие в заданной области и значительно отличающееся от обычного приобретения знаний в школах, колледжах, университетах и т.д.

Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях?

Круг учебных методик, попадающих под понятие «тренинг», довольно широкий. У него есть сходства с другими формами обучения – лекциями, семинарами, курсами, и иногда некоторые учебные организации под его видом проводят именно эти мероприятия.

Те, кто не осознают между ними разницы, рискуют «узнать много нового», с которым, к сожалению, потом «нельзя ничего сделать».

Чтобы не получить на выходе разочарование и сожаление о напрасно потраченных времени и деньгах, давайте разберемся, что такое тренинг, для чего он нужен и как по внешним признакам отличить его от других образовательных форматов.

По форме проведения тренинг — это групповое занятие для 10-15 человек, которое проводится в течение 3-5 дней, по 6-8 часов с перерывами, и включает:

  • мини-лекцию — участников знакомят с новой информацией;
  • демонстрацию того, что было озвучено в теоретическом блоке;
  • практику – участники разбиваются на небольшие группы и выполняют упражнения и задания тренера;
  • обратную связь – происходит обмен впечатлениями, обсуждается, что было легко, в чем возникали сложности, оценивается работа участников.

В дословном переводе английское train, training означает обучение, воспитание, тренировка, дрессировка, и, по сути, тренинг – это практическая тренировка навыков и умений.

Объем подаваемой здесь информации ограничен — теории отводится лишь 10-20% времени, и она преподносится в виде инструкций и пояснений, — для того, чтобы осваиваемые навыки применялись правильно и осознанно.

Практика занимает 80-90 % занятия и предполагает активное взаимодействие внутри тренинговой группы.

Ведущий тренинга – тренер – ставит перед участниками определенную задачу и задает импульс для ее решения: дает упражнения, предлагает деловые и ролевые игры, наблюдает, как получается, мотивирует, напрягает, требует, корректирует, хвалит… Выполняя необходимые действия и анализируя приобретенный опыт, участники обучаются определенным навыкам. В конце занятия каждый из них получает свою порцию адекватной критики от других учеников и тренера — это дает возможность взглянуть на себя со стороны, задуматься о самосовершенствовании.

Но если вместо командной работы группа все время проводит за столами, следя за слайдами и конспектируя все, что говорит тренер, это уже не тренинг, а лекция.

Она гораздо более информативна, но исключает активное взаимодействие между оратором и участниками – те просто слушают его длинный, иногда сопровождающийся видеоэффектами, монолог.

Бывает, за тренинг выдают семинар — групповое занятие, похожее на лекцию, но предполагающее частичное взаимодействие ведущего с аудиторией (вопросы с места, короткие диалоги, обсуждение основных вопросов). В том и другом случае способы практического применения полученной информации придется искать самостоятельно.

В отличие от тренинга, на лекциях и семинарах можно узнать много нового и интересного, но невозможно приобрести умения, как нельзя научиться плавать, наблюдая за плывущими по монитору слайдами. Исходя из этого, тренингу можно дать следующее определение – это занятие по передаче знаний, которые невозможно передать словами.

Виды

Мир тренингов богат и разнообразен, и единой общепризнанной классификации их нет, но, в зависимости от направленности воздействия и изменений их обычно разделяют на следующие виды.

Обучающий

Обучающие тренинги – это тренировки, направленные на формирование и выработку определенных навыков, жизненных или профессиональных.

Они мало связаны с приобретением новых знаний и по характеру нередко напоминают натаскивание (делай, что говорит тренер, и научишься играть на гитаре, управлять автомобилем, плавать, быстро читать и т.д.).

Их результат заранее очевиден – раньше не умел, теперь умеешь.

Тематическая направленность тренингов по наработке навыков, важных для повседневной жизни, весьма разнообразна. Сюда относят некоторые виды тренировок:

  • физические (силовые нагрузки, стрит воркаут);
  • умственные (уроки запоминания);
  • специальные (закаливание организма, выживание в экстренной ситуации и пр.);
  • психологические (навыки саморегуляции в стрессовых ситуациях, например, при подготовке к ЕГЭ).

В сфере личностного роста к обучающим можно отнести тренинг знакомств, макияжа, скорочтения и т.д. Они не расширяют общую картину мировоззрения, но вызывают позитивные внутренние изменения.

Так, парень, для которого знакомство с девушкой ранее было неразрешимой задачей, легко с ней справится после прохождения тренинга по технологии знакомств.

С добавлением в свой арсенал знаний и умений какого-то прикладного, сугубо практического навыка происходит повышение самооценки – появляются личностные изменения.

В деловой среде обучающие тренинги настолько популярны, что их смело можно отнести к неформальным способам профессионального обучения работников. Зачастую их устраивают сугубо для сотрудников одной организации прямо на рабочем месте – ради усовершенствования профессиональных навыков. Что же такое тренинг на работе?

Тренировки, развивающие у сотрудников определенные навыки, имеют должностную и профессиональную ориентацию.

Пальму первенства удерживают тренинги по совершенствованию навыков рядовых сотрудников – представителей профессий, в которых определяющим фактором является эффективность общения.

Читайте также:  Передаточный акт по договору купли-продажи квартиры

Источником нового знания на них, как правило, становится не личный опыт, а готовые (взятые извне) поведенческие модели, приемы и техники, которые отрабатываются до тех пор, пока обучающиеся не станут выполнять их «на автомате», не задумываясь.

В коммерческих организациях это тренинги по технике ведения переговоров, продаж, обслуживанию персонала и проведению презентаций. Они охватывают универсальный блок вопросов.

Например, на любом тренинге по продажам «продающего» менеджера обучат прорабатывать каждый момент его взаимодействия с клиентом (устанавливать с ним контакт, выяснять потребности, правильно презентовать продукт, отвечать на возражения, вести переговоры о цене, удерживать с помощью эффективных приемов и т.д.).

Тематика занятий для сотрудников социально-ориентированных (некоммерческих) организаций подбирается более индивидуально, на заказ конкретной группы (например, тренинг для психотерапевтов по отработке навыков работы с пациентами).

Личностного роста

Цель тренингов этого вида – помочь навести порядок в голове и жизни, а их формат близок к психотерапевтической работе. Подобные мероприятия рассчитаны на людей, оказавшихся в сложных ситуациях, с которыми они не могут справиться сиюминутно и оттого начинают паниковать. В процессе занятий под руководством тренера проигрываются все варианты разрешения трудностей.

В зависимости от объекта приложения усилий можно выделить следующие типы тренингов личностного роста:

  • развитие личности – обучение самоконтролю, преодолению сомнений и выработке уверенности в себе (сюда можно отнести приведенный выше пример с тренингом по технике знакомств);
  • психотерапия – направлена на формирование правильного поведения в сложившейся ситуации и управление своими эмоциями;
  • тренинги состояний – связаны с преодолением страхов и прочих внутренних барьеров;
  • исследовательские тренинги – помогают человеку разобраться со своими ограничениями и осознать свои особенности.

Личностно ориентированные тренинги обычно проходят в форме групповой встречи (сессии), во время которой люди общаются друг с другом, выражают себя и свои чувства различными способами. Среди участников встречаются студенты, бизнесмены, домохозяйки и супружеские пары.

Однако решение о посещении подобного мероприятия не должно быть скоропалительным. С одной стороны, человек, у которого в жизни «что-то не клеится», на занятиях не чувствует себя оставленным наедине со своими трудностями – вокруг него такие же, как он, и от этого уже становится легче на душе.

Но если он не готов публично обсуждать свои проблемы, нарушение «личных границ» и вторжение на «личную территорию» может вызвать дискомфорт и негативные эмоции.

Кроме того, во время тренинга участникам придется выполнять упражнения, смысл которых порой неочевиден, и делать то, что они не совсем понимают (например, просить денег у прохожих на улице), и при этом их будут «растормаживать» и дергать «за разные ниточки».

Некоторые практики и вовсе проходят под загадочную музыку и в состоянии близком к гипнозу. Поэтому решаться на такую эмоциональную встряску стоит лишь тем, кто действительно готов меняться.

Коммуникативный

Это тренинг о том, как устроено общение и как научиться общаться лучше — непринужденнее и эффективнее в любых ситуациях. Подавляющее большинство людей учится этому спонтанно, с самого детства, методом проб и ошибок, при взаимодействии с окружающими.

Но при «стихийном» протекании процесс общения не всегда остается приятным, и даже порой затрудняет и омрачает жизнь: кто-то теряет контроль над нахлынувшими эмоциями, другие стесняются отстаивать свою точку зрения, кому-то сложно найти точки соприкосновения с другими людьми.

На коммуникативных тренингах обучают владеть собой и говорить уверенно в любой ситуации, а также дают массу других полезных навыков. Перечень рассматриваемых тем здесь очень обширный, и охватывает все виды наших контактов с окружающими, поэтому прежде, чем записаться на занятие, стоит определиться, чему именно хочется научиться.

  • Всем трудящимся, но особенно тем, кто работает с людьми (продавцы, специалисты сферы обслуживания, маркетологи, менеджеры, администраторы, рекламисты и специалисты PR и пр.) будут весьма полезны тренинги делового общения. Здесь научат не конфликтовать с коллегами, находить общий язык с начальством (особенно в вопросах повышения зарплаты), договариваться с капризными» клиентами, сотрудничать с инвесторами.
  • Тем, кто считает себя стеснительным, теряется при общении с другими людьми, не знает, с чего начать разговор с понравившимся человеком – прямая дорога на тренинги по навыкам повседневного общения. Они весьма разноплановые, но имеют общую цель — научить общаться легко, доброжелательно и бесконфликтно в разных ситуациях. Здесь также научат понимать друг друга без слов, а еще информировать, вдохновлять, убеждать и призывать к действию, определять и «обезвреживать» скандалистов, производить нужное впечатление и красиво уклоняться от нежелательного контакта, увлекательно рассказывать истории и даже флиртовать.
  • Умение общаться — первый номер в списке профессиональных качеств любого педагога. Каждый день он справляется с шумным классом, поддерживает дисциплину, отвечает на каверзные вопросы «вредных» учеников. А еще – разговаривает с директором о предоставлении помещения для кружка или факультатива, «отбивается» от завуча, желающего добавить работы… Как все это делать, не роняя достоинства, учит жизнь (но долго), а также тренинги для учителей (быстро, весело и эффективно).
  • В подростковом возрасте общение со сверстниками является приоритетным в дальнейшем формировании и развитии личности. Но именно в этом периоде чаще всего возникают трудности с пониманием. Подростки -ранимые, обидчивые и амбициозные -часто воспринимают мир в черно-белых тонах, и легко (нечаянно или сознательно) провоцируют «трения» с окружающими. Научиться справляться с эмоциями, успешно знакомиться, быть интересным собеседником и понимать других помогут коммуникативные тренинги для школьников и подростков.
  • Отдельные тренинги общения посвящены весьма специфичным вопросам, например, как сказать «нет», если вам предлагают наркотики; что делать, если вас притесняют на работе; как выжить в армии и пр.

Обучение проходит в игровой форме, путем разыгрывания различных жизненных ситуаций, которые могут произойти в семье, на работе, в общественном заведении – везде, где есть люди.

Что дают

Разбирая виды тренингов, мы уже вскользь коснулись того, зачем они нужны. Попробуем обобщить, какие же ценности несет подобный формат обучения.

  • Знания. Каждый посетитель тренингов получает информацию – теоретическую, основанную на общих сведениях, и практический опыт профессионалов.
  • Навыки. В игровой ситуации люди проживают важнейшие жизненные ситуации и тренируются делать то, что возможно им придется делать в реальной жизни.
  • Расширение кругозора – мир перестает вертеться вокруг телевизора с идущими по нему сериалами.
  • Мотивация. С новыми знаниями появляются иные жизненные цели и свежие идеи их реализации.
  • Знакомства. На тренинге можно познакомиться с интересными людьми, узнать их опыт, почерпнуть идеи для жизни, работы, творчества.
  • Новое окружение. Общение внутри тренинговой группы способствует расширению полезных для жизни контактов. На занятиях определенной направленности вполне можно встретить единомышленников, но даже если компания подобралась разноплановая, процесс обучения сближает, и это способствует укреплению взаимосвязей.
  • Решение внутренних задач. Грамотный тренер поможет разобраться со своими «хочу» и «могу» и по-новому взглянуть на окружающий мир.
  • Отдых от повседневности. Иногда полезно отвлечься от мыслей о годовом отчете или плана меню на ужин и снять «накипь» бытовой суеты.
  • Взгляд со стороны, возможность самоанализа. Давая оценку участникам в конце тренинга, тренер подскажет, на что обратить внимание, и поможет определить «зоны роста».
  • Подтверждение профессионализма, самореализации. По завершении тренинга участникам выдается сертификат – документ, подтверждающий проведение кропотливой работы над собой,своими мыслями и идеями. его можно приложить к резюме

Главный «плюс» тренингов – это возможность учиться не на своих, а на чужих ошибках. Выполняя специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации в искусственно созданных, безопасных условиях, осознавая полученный опыт, человек успешнее преодолевает трудности в повседневной жизни.

Среди его минусов зачастую можно выделить недостаточный профессионализм тренеров и непонимание участниками цели своего прихода на тренинг.

Хороший тренер не учит жизни, но заводит людей энергетически, выводит из так называемой «зоны комфорта», побуждает получать новые знания и попутно что-то делать, закреплять их на практике, изменять устоявшиеся представления.

Если же ведущий заявляет, что «знает ответы на все ваши вопросы и готов решить все ваши проблемы», скорее всего вы напрасно потратите деньги.

Прежде, чем записаться на занятие, стоит удостовериться, что тренер прошел специализацию и имеет тренерский опыт.

Однако даже профессионально проведенный тренинг может оказаться неэффективным, если нет четкого понимания цели прихода на него (например, за компанию). Не видя смысла в обучении, участник не видит и дальнейшего направления своего развития. В этом плане очень удачно заметил С. Кинг: «Привести лошадь к водопою можно, заставить напиться – нет».

Стоимость

Стоимость участия зависит от нескольких факторов:

  • тематики тренинга;
  • продолжительности курса,
  • количества участников (если тренинг корпоративный);
  • места проведения;
  • имени ведущего.

Но в любом случае она должна быть адекватной. Стоит понимать, что хороший тренинг вряд ли будет стоить 100 рублей, ведь тогда и ценность его для участников будет очень низкой.

Но не стоит и поддаваться на провокации вроде «А сколько вы готовы заплатить за ваш успех?» или «После тренинга вы будете зарабатывать в сто раз больше» – особенно, если стоимость разового занятия равна вашему месячному доходу.

В среднем стоимость одного дня тренинга общения или личностного роста в Москве составляет 5 -8 тыс. руб.; навыковые (бизнес-тренинги) несколько дороже – от 12,5 тыс. руб.

Читайте также:  Незаконное списание банковской комиссии – как вернуть деньги

Отзывы и обсуждения

Что такое тренинг и для чего он нужен?

Автор: Елена Животовская29 сентября 2008 г.

В современных условия ведения бизнеса, профессионализм сотрудников играет определяющую роль в дальнейшем развитии компании и является способом обеспечения её конкурентных преимуществ. Всё большее число руководителей осознаёт, что лидерство за теми компаниями, чьи сотрудники будут обучаться быстрее, чем сотрудники конкурентов.

Что такое тренинг? Чем тренинг отличается от групповой психотерапии?

Тренинг — это буквальная калька с английского «training», что означает «обучение». Таким образом, тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения деловые игры, упражнения, групповые дискуссии, психодраму, психогимнастику.

От групповой психотерапии тренинг отличается тем, что его цель — выработка определённых навыков, в то время как цель психотерапии — лечение или решение определённых личностных проблем.

Например, если человек работает продавцом и не приносит прибыли, плохо продаёт, то возможны разные причины этого и разные способы решения проблемы.

Если он продаёт плохо из-за того, что он не умеет общаться с клиентами, нужен тренинг коммуникативных навыков, а применительно к его профессии — тренинг продаж. Если он плохо продаёт из-за того, что чувствует себя скованно, неуверенно, нужна психотерапия, а не тренинг.

Какие бывают тренинги?

В зависимости от сферы: есть тренинги «светско-бытовые» и бизнес-тренинги. Бизнес-тренинги — это форма обучения различных специалистов и работников компаний. Цель бизнес-тренинга — сформировать необходимые профессиональные навыки, для каждой специальности — свои. Например, для управляющих — технологию управления людьми в организации и стратегию управления.

Для секретарей — технику успешной организации своего рабочего времени и грамотного общения с коллегами. Для менеджеров по работе с персоналом и отдела кадров — технологию грамотного отбора кандидатов на вакансии, и т.д.

«Светско-бытовые» тренинги позволяют приобрести навыки в сфере межличностного общения и индивидуального развития отдельных граждан в обычной (непрофессиональной) жизни.

По форме проведения тренинги делятся на открытые и корпоративные. Открытые тренинги проводятся для всех желающих по единой программе.

На такие тренинги можно прийти любому желающему по предварительной записи с тем, чтобы обучиться определённой единой технологии.

Корпоративные тренинги являются элементом общего организационного консультирования компании и направлены на решение внутрикорпоративных задач.

Тренинги также делятся по целям. Есть ряд различающихся по содержанию бизнес-тренингов: тренинг командообразования, тренинг ведения деловых переговоров, тренинг преодоления и разрешения конфликтов, тренинг продаж, тренинг управленческих навыков (для руководителей), тренинг для секретарей.

Тренинг командообразования заказывается организацией. Его цель — создать работоспособную сплочённую команду, объединённую общей профессиональной целью, которая разделяет общие ценности, в которой есть разделение ролей и все остальные качества команды, которые необходимы для совместной эффективной работы.

Есть тренинги новых профессий: тренинги по мерчандайзингу, по маркетингу.

  • Тренинг может быть направлен на выработку коммуникативных навыков, это так называемый тренинг общения.
  • Есть ещё тренинги личностного роста, процесс ускорения и позитивизации социализации — их цель — развить себя как личность.
  • Основные формы обучения, присутствующие и наиболее востребованные на рынке в данный момент — это бизнес-тренинги.

Тренинг — это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

  1. Проведение обучения персонала компаний в формате корпоративных тренингов позволяет адаптировать программы под специфику бизнеса компании.
  2. Кроме того, бизнес-тренинг способен помочь наладить взаимоотношения в коллективе, повысить уровень ответственности персонала, удержать перспективных и способных эффективно выполнять свою работу сотрудников.
  3. Наиболее востребованным в настоящее время является Тренинг эффективных продаж, так как является сравнительно дешёвым и эффективным способом значительно повысить компетенцию менеджеров по продажам и, как следствие, уровень продаж компании.
  4. Эффективность тренингов: какие проблемы они могут решить, а какие нет?

Тренинги могут решить достаточно широкий круг проблем, важно только правильно подобрать тренинг. Например: между двумя отделами одной компании — отделом продаж и отделом исследований рынка часто возникают конфликты, связанные с тем, что полномочия этих отделов частично перекрываются.

Руководители отделов настроены конструктивно и выдвигают предложения, которые могли бы помочь правиться с ситуацией, однако руководитель компании игнорирует эти предложения. Компания заказывает тренинг командообразования. Возникает вопрос, в чём причина возникающих конфликтов и какой тренинг выбрать для решения проблемы.

Если причина — в действиях руководителя, т.е. для решения проблемы нужно переубедить руководителя, то с ним проводится тренинг по стратегическому планированию. Если причина в том, что руководители отделов не могут договориться между собой, проводится тренинг командообразования.

Если причина в том, что руководители отделов недостаточно хорошо управляют своими подразделениями, нужен управленческий тренинг.

  • В целом, разные виды бизнес-тренингов могут помочь:
  • —  разработать оптимальную стратегию формирования и развития организации;
  • —  сформировать самостоятельно действующую организационную структуру;
  • —  научиться грамотно координировать деятельность различных уровней организации: мотивировать, контролировать, делегировать полномочия, вести переговоры и разрешать конфликты;
  • —  выработать собственный оптимальный стиль работы в своей должности, будь то руководитель, секретарь, продавец или специалист-представитель среднего менеджмента;
  • —  научиться грамотно и профессионально распоряжаться собственными рабочими ресурсами: временем, трудовым потенциалом и людьми.

Какие тренинги сейчас наиболее востребованы? Как профиль фирмы связан с тренингами, который она заказывают?

Каждый сезон создаёт «моду на тренинги». В этом сезоне особенно востребованы тренинг навыков секретаря, тренинг по управлению временем и тренинг продаж.

Профиль компании мало влияет на требуемые тренинги. Скорее, на них влияет стадия развития, на которой находится компания. Известно, что любая компания проходит стадии формирования, роста, стабилизации и кризиса.

На каждой из этих стадий у компании появляются свои проблемы и задачи, которые нужно решать, чтобы пройти стадию с наименьшими потерями.

Данные проблемы и задачи компании помогает решать опытный и профессиональный тренер-консультант.

На стадии формирования и роста для компании наиболее важны тренинг управления, тренинг маркетинга и тренинг продаж.

На стадии стабилизации чаще актуален тренинг формирования корпоративной культуры, тренинг управления временем, специализированные тренинги для различных специалистов.

Стадия кризиса создаёт необходимость в тренинге по выходу из кризиса, тренинге по адаптации к нововведениям и тренинге мотивации персонала.

Личность тренера: какими качествами он должен обладать, какими — не обязан. Каким может быть успешный тренер? Можно ли быть профессиональным тренером, не обладая харизмой?

Есть один достаточно известный тренер, человек очень умный и очень хорошо способный анализировать ситуацию. Однако когда людей, бывших на его тренингах, спрашивают: «Ну как он вам, понравился?», они отвечают, что какой-то он бесцветный, вроде бы, когда рот откроет, то говорит умные вещи, а так как-то вяло выглядит. Этому человеку больше подошла бы роль консультанта, чем тренера.

Для тренера важнее не «что», а «как», не содержание, а способ его подачи, энергетика. Ему не хватает энергетики и умения располагать к себе группу. Для тренера более важным качеством, чем интеллект, является умения общаться с группой. Тренер — это не мудрый царь Соломон, который приходит и даёт советы, это фасилитатор, который облегчает достижение группой своей цели, опосредует процесс.

Вообще есть разные типы тренеров. Например, тренер-«учитель» — находится над процессом, указывает цели и контролирует их выполнение группой. Эффективен в бихевиоральных тренингах приобретения навыков.

Тренер-«фасилитатор» находится в стороне от процесса, но в группе. Опосредует осознание своих проблем и нахождение решений. Ставит цель, но зачастую и группа может поставить перед собой цель и с помощью его к этой цели придти. Полезен тогда, когда группе нужно спланировать стратегию решения той или иной проблемы: мотивирование персонала, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.

Тренер-«лидер» находится в процессе, но над группой. Организует группу на пути к выполнению цели, эмоционально показывает, что цель должна быть достигнута, «потому что это нужно позарез». Этот тот самый «харизматический» тренер. Эффективен в тренингах сплочённости либо при смене стратегического курса команды, проведении изменениях в организации.

Тренер-«массовик-затейник» находится в процессе и вместе с группой, на одном уровне с ней. Веселит, развлекает, объединяет в общем процессе. «Заводит» группу для того, чтобы она достигла собственных целей. Эффективен на тренингах по командообразованию.

Какие проблемы чаще всего возникают в процессе тренинга?

Основная проблема, это сопротивление группы. Причины того, что группа сопротивляется, её участники не хотят выполнять упражнения, разные. Во-первых, это может быть незнание тренером азов групповой динамики, неумение с самого начала установить контакт с группой.

Во-вторых, это неуверенность участников группы и нежелание её показать, в частности, отказ сниматься на видеокамеру.

Причиной сопротивления может быть то, что тренер не разобрался в отношениях участников группы, скажем, не увидел, что двое участников находятся в конфликтных отношениях, и сам того не зная, сталкивает их лбами.

Тренеру нужно замечать, если какой-то участник группы слишком амбициозен, нужно постараться его не задевать. Если тренер видит, что участник группы конфликтен, то желательно не обращать на это внимание группы.

В общем, тренингу могут мешать какие-то проблемы коллектива, о которых тренер не знает.

Читайте также:  Как купить землю у государства — пошаговый алгоритм и необходимые документы

Ещё одна причина сопротивления — присутствие начальника вместе с подчинёнными на тренинге конкретных навыков (например, на тренинге продаж). Подчинённые оказываются в ситуации оценки и могут просто отказываться выполнять упражнения.

  1. Инструменты выбора тренинговой компании
  2. Итак, мы знаем, что такое тренинг и для чего он нужен и теперь решаем, какую компанию нам выбрать для организации и проведения тренинга.
  3. Техническое задание на тренинг
  4. Для начала создайте техническое задание на тренинг. Для этого нужно ответить на 2 вопроса:

Какие задачи предполагается решить с помощью обучения? Отсюда появляется список задач, которые можно решать. Например, «я хочу, чтобы начальники отделов работали самостоятельно и не бегали ко мне жаловаться на коллег по работе».

Что должно измениться в действиях сотрудников, чтобы мои задачи были решены? Например, «торговый представитель должен так работать с торговой точкой, чтобы она позволяла ему раскладывать мой товар так, как мне выгодно».

Из ответов на эти вопросы складываются КОНКРЕТНЫЕ цели и задачи тренинга и Вам самим легче будет делать заказ тренинговой компании. Конечно, потом Вы ещё будете обсуждать все пункты с тренером и, при необходимости, их корректировать.

Но начинать работу Вы должны с чёткого понимания ответов на вопросы — кого и чему учить? А вот как учить — на это вопрос Вам расскажет тренинговая компания.

Встречи с представителями тренинговых компаний

Обязательно проведите встречи с отобранными кандидатами! На этих встречах есть возможность понять, соответствует ли тренер Вашим ожиданиям.

Во время беседы с тренером и менеджером компании говорите о своих интересах, позволяйте им задавать уточняющие вопросы, сами задавайте вопросы, например, попросите тренера рассказать, что и как он планирует делать.

Говорите им свободно, что устраивает, а что вызывает сомнения. Обязательно проговорите с тренером, что скрывается за каждым, обозначенным в соглашении, ожидаемым результатом тренинга.

Взаимная ответственность

Тренинг — это взаимная ответственность двух сторон: заказчика и тренинговой компании.

Это значит, что, соглашаясь на услуги тренинговой компании, Заказчик поровну делит с ней ответственность за результаты тренинга.

Это значит, что Заказчик должен не только предупредить своих сотрудников где, когда пройдёт тренинг и какова его тема, но и, для хорошего результата, замотивировать своих сотрудников на обучение.

источник: http://www.volgogradru.com

Зачем проводят тренинги для специалистов? Какие тренинги нужно проводить для сотрудников?

Обучение персонала необходимо на всех этапах развития фирмы.

Оно решает проблему оперативного переобучения другим специальностям, которое зачастую обходится руководству компании дешевле, нежели поиск и переманивание специалистов из других организаций.

Дополнительное образование также обеспечивает соответствие специалистов быстро изменяющимся требованиям современной экономики. Немаловажную роль дополнительное образование играет и при мотивации сотрудников.

В последнее время руководители российских компаний стали более бережно относиться к своему персоналу, понимая, что успех компании напрямую зависит от ее кадров. Хороших специалистов нужно ценить и постоянно поддерживать в них желание работать в компании.

Помимо материальных ценностей одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников является бесплатное обучение. Поэтому руководители компаний планируют обучение персонала и закладывают в бюджет расходы на проведение семинарских, консультационных и тренинговых занятий.

Причем выбор программ дополнительного образования становится все более обдуманным, системным, ориентированным на долгосрочные цели.

В зависимости от цели обучения можно выделить следующие его виды.

Наиболее простой вид — развивающая (обучающая) лекция или их цикл. Такая форма обучения актуальна, если есть возможность пригласить компетентных людей, известных в своем деле, интересных аудитории. В противном случае сотрудники могут плохо воспринять информацию, и будет потеряно драгоценное время.

Лекция может быть также роздана в виде печатного материала для ознакомления: она должна быть написана доступным языком, желательно в виде тезисов, а после ее прочтения предполагается проверка знаний в виде контрольного теста.

Этот метод часто применяется в магазинах, торгующих различной техникой, и обучает принципам устройства нового оборудования, правилам работы с ним, технике безопасности.

Довольно популярны также лекции, совмещенные с семинарскими занятиями: сотрудникам читается лекция, содержащая какую-либо новую информацию, после чего она обсуждается ими в форме дискуссии.

Наиболее эффективным видом обучения сотрудников является тренинг. Главное его отличие от семинарского занятия или лекции — это практическая активность участников обучения. Основное в тренинге — ориентированность не на теоретические знания, а на получении навыков работы.

Тренинг, как правило, состоит из специальных упражнений, моделирующих реальные ситуации и позволяющих слушателям обсудить общие эффективные приемы и попробовать их в режиме деловой игры. Часто также используются методы ролевых упражнений или выполнение методических заданий.

Рассмотрим основные цели и задачи тренингов.

Классификация корпоративных тренингов

Сами специалисты выделяют четыре основные группы тренингов: занятия по самоорганизации, подготовка к командной работе, обучение организации сотрудников в коллективе и обучение ориентации на клиента.

Тренинги по самоорганизации направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих программ людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

Тренинги командной работы учат специалистов координировать свои действия с деятельностью коллег. Основной упор направлен на обучение принципам построения команд, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства.

Тренинги по организации сотрудников в коллективе предназначены главным образом для топ-менеджеров. Руководители компаний или подразделений обучаются эффективной мотивации подчиненных, делегированию полномочий, технологиям лидерства и контроля.

Тренинги ориентации на клиента направлены на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с так называемыми внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, представителей средств массовой информации и органов власти. Эти занятия формируют правильную психологическую установку по отношению к клиенту, обучают работе на выставках, искусству проведения презентаций и переговоров.

Существует еще одна классификация тренингов на типы: в зависимости от статуса (уровня) сотрудников по служебной лестнице.

Для рядовых сотрудников наиболее популярны тренинги по продажам.

Они неизменно держат пальму первенства у обучающих компаний и призваны обучить следующим навыкам: организации первого разговора с клиентом, анализу деловой ситуации, преодолению психологического барьера между продавцом и покупателем и множеству других необходимых вещей. Особое внимание уделяется искусству убеждения, навыкам презентации товара (услуги).

  • Для руководителей среднего звена актуальны тренинги, направленные на обучение искусству проведения совещаний, переговоров и разрешению конфликтов, искусству влияния и убеждения.
  • Топ-менеджмент обычно выбирает программы по построению команды, сотрудничеству с партнерами или акционерами, VIP-имиджу, корпоративной культуре и имиджу компании.
  • Однако некоторые тренинги не имеют четкой должностной ориентации, поскольку полезны всем категориям сотрудников (например, большинство тренингов по самоорганизации).

Классификация тренингов по форме организации выделяет открытые (доступные для всех желающих) и корпоративные (только для сотрудников конкретной фирмы). Открытые тренинги полезны для приобретения новых связей и знакомство с конкурентами, их образом мыслей и действий.

Часто это хорошая проверка качества обучения компании, которой вы планируете доверить корпоративный тренинг. Корпоративные тренинги более адресные, учитывают специфику компании, особенности конкретных проблем. Они сплачивают сотрудников, унифицируют корпоративный язык, что способствует закреплению и распространению новых знаний.

Корпоративный тренинг помогает также построению корпоративной культуры в компании.

Как получить максимальную отдачу от тренинга?

Начальный этап организации корпоративного тренинга — это проведение диагностики потребности в обучении. Ее можно проводить собственными силами, но лучше всего сделать это в сотрудничестве с консалтинговой компанией.

Во время диагностики определяются категории сотрудников, нуждающихся в обучении, выявляется набор знаний, навыков, которыми они не обладают, стереотипы мышления и поведенческие модели, мешающие сотрудникам эффективно выполнять свои обязанности.

Но самое главное — это определить степень соответствия заявленной темы обучения реально существующей потребности в обучении.

Методы диагностики самые различные: от предварительных собеседований с сотрудниками и предтренинговой анкеты, до анализа должностных инструкций и графика объемов продаж.

Кстати говоря, диагностика выявляет необходимость обучения совсем другой категории сотрудников, нежели предполагало руководство компании, и совсем по другой программе. Тогда цели и задачи будут оперативно корректироваться по итогам диагностики совместно с руководством компании.

Вообще для успешного проведения тренинга необходимо иметь четкое представление о том, что именно требуется получить в конце обучения, и четко обозначить задачи и цели тренинга.

Теперь коротко об особенностях выбора обучающей компании и тренера. От них зависит эффективность вложенных денег.

Во-первых, руководитель компании или ее HR-менеджер ни в коем случае не должны заказывать тренинг у фирмы, не приняв участия в ее открытых тренингах, не оценив уровень тренеров.

Во-вторых, выбирая компанию, не пренебрегайте рекомендательными письмами и советами клиентов и партнеров. В-третьих, внимательно изучите сайты, рассказывающие о тренингах и дающие рейтинги наиболее успешных компаний в сфере консалтинга (например, www.trainings.ru, www.mvm.narod.

ru, www.studyin.ru, www.hrm.ru). В-четвертых, выбирайте компанию со стажем работы не менее двух лет.

Что касается личности тренера, то индикатором его квалификации могут быть диплом авторитетного вуза, ученая степень и научные публикации. Особое внимание следует обратить на способность тренера определять потребность группы и адаптировать материалы курса с учетом специфики работы компании и выявленных потребностей.

Немаловажно также умение устанавливать доверительные отношения с группой и управлять обучающими дискуссиями, использовать и сочетать различные способы и инструменты обучения (мини-лекции, дискуссии, case-study, письменные упражнения, видеосюжеты, современные деловые игры), отслеживать групповую динамику и объективно оценивать учащихся, поощрять энтузиазм обучающихся, вызывать их на позитивное мышление, воодушевлять на применение знаний.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *