Т.е. один не уступил дорогу или проехал на красный свет, разворачивался там, где нельзя. Другой автомобилист пытается избежать столкновения, но съезжает с дороги и пробивает столб или другой объект.
ДТП произошло, но контакта не было. Для получения компенсации водитель должен доказать, что другой автомобилист был виновником, а потом найти способ взыскать ущерб.
Как производятся выплаты по ОСАГО, а также куда обращаться, если произошло бесконтактное ДТП?
Что такое бесконтактное ДТП? Это ситуация, при которой один участник ДТП начинает препятствовать движению другого участника.
Результат помехи — участие третьей стороны, нанесение ей морального, материального, физического вреда. При этом у транспортного средства третьего лица с автомобилем, создавшим помеху, не было прямых контактов.
Весьма распространенный пример такого вида аварии: водителем автотранспортного средства совершается движение по его полосе, расположенной на главной дороге.
Один из участников движения, который находится максимально близко к первому автомобилисту, совершает маневр поворота налево, не предупреждая об этом заранее.
Далее водитель пытается избежать столкновения, выводя автомобиль на встречную полосу или совершая резкий поворот вправо, где происходит столкновение с другим автотранспортным средством, столбом, ограждением или другим объектом. Итог — транспортному средству был нанесен вред.
Падение груза также относят к бесконтактному ДТП.
Видео: Бесконтактное ДТП
Оформление
Все требования по оформлению ДТП должны быть соблюдены. От этого зависит выплата ущерба, который был нанесен водителю. После любой аварии автотранспортные средства всех участников аварии должны быть остановлены.
Каждый должен выставить аварийный знак, чтобы предупредить водителей других авто о существующей опасности.
Куда обращаться при бесконтактном ДТП? После произошедшего бесконтактного ДТП необходимо вызвать экипаж ГИБДД.
Сотрудники инспекции начинают устанавливать автомобилиста, который является нарушителем ПДД, и водителя, который привел к последующей аварии с участием третьих лиц.
После вызова ГИБДД можно заняться сбором материала — сделать фотографии, видео места аварии, опросить свидетелей, попросить их дождаться экипажа сотрудников ГИБДД. Так показания очевидцев будут иметь законную силу и будут внесены в протокол.
Если виновник аварии скрылся с места ДТП, доказать его вину смогут только свидетели или материал с видеорегистратора. Но если виновник остался ждать сотрудников ГИБДД, собрать свидетельства очевидцев все равно необходимо.
Убирать автомобили с места происшествия, пока не будет составлена подробная схема аварии, нельзя. Иначе это многократно усложнит процесс воссоздания аварийной ситуации, а также виновника могут определить неправильно.
К процедуре оформления относят и момент контроля сбора сотрудниками ГИБДД доказательств. Неправильная трактовка показаний участников или недостоверность показаний свидетелей приведет к тому, что административную ответственность придется нести не виновнику, а пострадавшему.
Если водитель не согласен с подобным положением дел, он выражает свое несогласие. Также он должен убедиться, чтобы его несогласие занесли в протокол.
Кто виноват в такой аварии?
Установление вины — компетенция сотрудников ГИБДД или суда.
Если главный нарушитель определен, сотрудники ГИБДД выносят постановление и выдают справки всем участникам ДТП. В них указывают не виновника бесконтактной аварии, а нарушителя ПДД.
Может быть и такой исход, что после расследования окажется, что виноватых нет. Иногда без судебного разбирательства виновника установить нельзя.
Но нередко бывает, что и судебные инстанции неверно устанавливают автомобилиста, виновного в аварии, если у пострадавшего будет недостаточно доказательств своей правоты.
В большинстве случаев виновником ДТП признают того автомобилиста, который на момент ДТП находился в зоне опасной ситуации, так как неверные действия (неправильное выполнение маневров, торможение, их невыполнение) или бездействие стали причинной аварии на дороге.
Такое ДТП осложняется обычно тем, что:
- Виновник (тот, кто создал помеху), обычно скрывается с места ДТП.
- Очень часто лица, которые проводят разбор аварии, неверно трактуют п.10.1 ПДД. Они регулируют то, что при возникновении опасности необходимо замедлиться до остановки, а не объезжать препятствие. По этому пункту многие инспекторы устанавливают вину автомобилиста, который пытался маневром избежать столкновения.
- Часть вины можно переложить на потерпевшего. В ПДД прописано, что двигаться необходимо с той скоростью, которая позволяет постоянно контролировать машину. Также важно вспомнить про дистанцию.
Важно отметить: ситуацию не признают ДТП, если вред людям или имуществу не был причинен. Даже тогда, когда автомобилисту во избежание столкновения пришлось выехать с дороги.
Виновником можно признать также пешехода, который неожиданно выбежал на дрогу.
Процедура оформления бесконтактного ДТП не отличается от стандартных. Но по европротоколу оформить такую аварию нельзя.
Условия оформления ДТП по европротоколу:
- В ДТП участвовало только два автомобиля.
- Наличие действующего полиса ОСАГО. Водитель должен быть вписан в договор.
- Ущерб причинен только ТС, пострадавших людей нет.
- Разногласий по поводу аварии у участников нет.
Является ли страховым случаем бесконтактное ДТП? В какую страховую обращаться при бесконтактном ДТП?
Выплаты по ОСАГО
Страховые компании участников заявят, что не обязаны возмещать ущерб, так как водитель врезался в объект.
Может не повезти тем водителям, автотранспортным средствам которых не был нанесен ущерб в сам момент аварии другими автомобилями.
Обычно водитель, который пытался избежать столкновения с другим автомобилем, все-таки попадает в ДТП из-за неверного маневра другого участника. Страховщики могут признать его действия противоправными, и водитель не сможет рассчитывать на выплаты.
Получить возмещение можно только тогда, когда экспертизой будет установлено, что в аварии водитель технически не мог избежать столкновения.
Т.е. автомобилист должен доказать наличие причинно-следственной связи с действиями второго автомобилиста и наступившими последствиями.
Но, судя по практике, на возмещение ущерба, полученного при бесконтактном ДТП, надеяться не стоит.
Возмещение страховой будет зависеть от правильно составленных документов. Если в протоколе, который составляется сотрудниками ГИБДД на месте аварии, указан виновник и пострадавший, водитель сможет получить выплату.
Так же дело обстоит с прямым урегулированием убытков. Т.е. водитель может получить выплату от своей страховой компании, а не от страховщика виновного лица. Такие выплаты производятся намного быстрее.
Но такие выплаты возможны, если в аварии принимало участие два транспортных средства. При бесконтактной аварии принимает участие также третий субъект, поэтому выплата компенсации ущерба не предусматривается в данном случае.
Если страховая отказывает, единственный выход — требовать возмещение ущерба в суде. В судебной практике по бесконтактным ДТП таких случаев множество. Для отстаивания свей правоты необходимо собрать показания свидетелей, документальные доказательства, фото или видеоматериалы.
Как взыскать?
Если Вам отказали в выплате, идите в суд. Судебная практика показывает множество различных примеров урегулирования бесконтактных аварий.
Разберем один из случаев. Автотранспортное средство въехало в столб из-за маневра другого автомобилиста.
Страховая компания отказала в выплате, сославшись на то, что водитель не учел опасных погодных условий, не сбавил скорость.
Автомобилист настоял на проведении экспертизы, которая установила, что у водителя не было технической возможности действовать иначе. По решению суда страховая выплатила компенсацию.
Другой пример — грузовик прицепом задел тяжелую ветку на дереве, и припаркованный под деревом автомобиль получил повреждения. Страховая и здесь отказала в выплате, заявив, что водитель оставил машину в опасном месте. Но суд признал случай страховым, и водитель смог отремонтировать свой автомобиль бесплатно.
Но довольно часто суд выносит решение, что вина является обоюдной, тогда страховая компенсация выплачивается в меньших размерах. Следите за тем, какие факты фиксирует сотрудник ГИБДД при аварии.
Если суд отказывает, идите в Верховный суд. При определении виновной стороны Верховный суд может постановить, что нижестоящие суды заблуждались.
Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается столкновение транспортных средств, а также иные виды взаимодействия (ГК, статья 1079).
Непосредственного контакта в ДТП может не быть, но ответственность за причинение ущерба лежит на виновнике. Т.е. решение б отказе компенсации признается незаконным.
Но также следует учитывать статью 14 закона об ОСАГО, в которой говорится о том, что пострадавший может предъявлять требования о компенсации страховщику только в установленном порядке.
Т.е. вред причинен только автомобилям, а взаимодействие произошло между автотранспортными средствами с действующим полисом ОСАГО.
Особенности бесконтактного ДТП
Напомним особенности бесконтактной аварии:
Всегда есть сторона, которая стала причиной аварии, но напрямую не участвовала в процессе столкновения автомобилей.
- Очень часто автомобилист, создавший помеху и ставший виновником аварии, уезжает с места происшествия, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД. Материалы с видеорегистратора помогут установить виновного.
- При составлении протокола необходимо правильно трактовать п.10.1 ПДД и не указывать, что водитель затормозил из-за угрозы столкновения вместо совершения маневра. Такая запись в протоколе приведет к тому, что пострадавшего водителя признают виновным.
- Бесконтактное ДТП регулируется теми же законодательными нормами, что и другие виды аварий.
- Это страховой случай, но для получения компенсационных выплат необходимо соблюдать правила оформления ДТП.
- К таком виду аварий не применяется норма о прямом возмещении убытков. Пострадавший должен обращаться за выплатами в страховую виновника.
При бесконтактном ДТП довольно сложно получить компенсационные выплаты. Зачастую пострадавшим автомобилистам в страховых компаниях отказывают, и водителям приходится готовить документы в суд.
- Но затраты времени и средств на судебные разбирательства бессмысленны, если у водителя нет доказательств вины другого лица: показаний свидетелей и записи с видеорегистратора.
- Также необходимо следить за тем, какие сведения о произошедшем вносит в протокол прибывший на место аварии сотрудник ГИБДД.
Вас заинтересует:
Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО
В этой статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся оформления и получения страховой выплаты в случае бесконтактного ДТП, а также исследуем его механизм и расскажем о видах.
Вы также найдете рекомендации участникам дорожно-транспортных происшествий о том, как правильно зафиксировать и оформить ДТП с бесконтактным механизмом, а также какими должны быть действия потерпевшего при спорах со страховой компанией о выплатах ОСАГО по страховым случаям – бесконтактным ДТП.
Какое ДТП является бесконтактным
Правила дорожного движения определяют дорожно-транспортное происшествие как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
- В бесконтактном ДТП всегда участвует одно или несколько транспортных средств.
- При этом одному из них создается опасность для движения, которая запускает механизм дорожной аварии без физического взаимодействия с объектом (человеком, автомобилем, элементами инфраструктуры).
- Вариантов такого типа дорожных ситуаций может быть несколько, но их следствием всегда является причинение вреда.
- Опасное и противоправное поведение на дороге водителя, управляющего транспортным средством, пешехода, движущегося по проезжей части дороги, а иногда пассажира, неосмотрительно открывшего дверь автомобиля, «запускает» процесс ДТП.
- Реагируя на опасность, другой участник дорожного движения, в целях предотвращения аварии, предпринимает меры, которые позволяют ему избежать контакта с источником опасности, но не предотвращают само ДТП.
- В качестве примера такого типа происшествия может быть ситуация, в которой первый участник происшествия (нарушитель ПДД) своими противоправными действиями создает перманентную опасность для движения второго участника происшествия («первый потерпевший»), в результате чего последний, причиняет вред третьему лицу (условно «второй потерпевший»).
- При этом действия нарушителя Правил дорожного движения являются первопричиной для возникновения и причинения вреда, обоим потерпевшим.
- В такой конструкции первый потерпевший из-за действий виновника становится «заложником» созданной опасности и невольно причиняет вред второму потерпевшему.
- Среди видов бесконтактных дорожно-транспортных происшествий выделяют:
- наезд на препятствие (дерево, дорожный знак, световую опоры и пр.);
- наезд на пешехода (движущегося или стоящего на дороге);
- столкновение транспортных средств;
- опрокидывание транспортного средства;
- выпадение пассажира из транспортного средства;
- падение на автомобиль груза, пешехода.
Разумеется, в сложных дорожных авариях возможны различные комбинации перечисленных видов взаимодействий.
Как получить возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП
Под механизмом дорожно-транспортного происшествия, в том числе и бесконтактного, понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих причины и последствия ДТП.
Этот механизм позволяет определить все стадии дорожного инцидента. Механизм ДТП — это его «паспорт».
Механизм бесконтактного ДТП имеет присущую ему специфику, которую любят часто использовать страховые мошенники. Поэтому любой такой страховой случай всегда попадает в поле зрения службы безопасности страховых компаний, вызывая у страховщиков подозрения.
- Отказ в выплатах по ДТП с бесконтактным механизмом – это обычное явление в работе СК по ОСАГО и КАСКО.
- Потерпевшие, не согласные с таким решением страховщиков, вынуждены добиваться страховых выплат в судебном порядке.
- Для того, чтобы их усилия были не напрасными, а решение суда справедливым, важно доказать, что ущерб был причинен именно в результате наступления страхового случая – дорожно-транспортного происшествия и по вине нарушителя ПДД, создавшего основную опасность (первопричину аварии).
По правилам статьи 56 ГПК РФ истец должен доказать суду основания своих исковых требований. Без чёткого установления механизма бесконтактного ДТП и его анализа, выполнить требование указанной выше нормы невозможно.
Проанализируем механизм происшествия и его законные последствия на следующем примере.
Водитель т/с А., управляя технически исправным легковым автомобилем, при выполнении обгона большегрузного тягача — длинномера, двигавшегося в попутном с А. направлении, выехал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, по которой двигался автомобиль под управлением водителя Б.
Не оценив дорожную ситуацию, а именно — расстояние до встречного автомобиля, водитель А., создал опасность для движения водителю Б. В соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, во избежание столкновения с автомобилем под управлением водителя А., водитель Б.
вынужден был применить экстренное торможение и повернул рулевое колесо вправо.
В результате резкого торможения и предпринятого водителем Б. манёвра, его автомобиль выехал на обочину дороги и опрокинулся в кювет.
Все действия водителя Б., были направлены на предотвращение столкновения и избежание причинения вреда жизни и здоровью людей, также имущественного ущерба.
Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД после оформления ДТП и проведения дознания в группе разбора, пришли к выводу о вине водителя Б. в совершении опрокидывания транспортного средства.
Вина водителя А., не была доказана, так как он успел вернуться на свою полосу после обгона и столкновения не произошло.
Причиной опрокидывания автомобиля, по мнению сотрудников ДПС, явились действия водителя Б., предпринявшего маневр вправо. После обращения в страховую компанию водителю Б., было отказано в выплате страхового возмещения.
Фактическим потерпевшим в приведенном примере является водитель Б. Выводы сотрудников ГИБДД относительно причины происшествия, исключают возможность получения им выплаты по ОСАГО.
Почему такой оборот приняло дело?
Ответ на такой вопрос лежит в неправильном определении и оценке механизма рассматриваемого опрокидывания. Для устранения недостатков дознания, допущенных ГИБДД и опровержения ошибочных выводов о причине ДТП, потребуется назначение и проведение назначения специальных судебных экспертиз.
- Подробности в статьях:
- Трасологическая экспертиза ДТП
- Автотехническая экспертиза ДТП
Установление экспертами отсутствия технической возможности у водителей А. и Б.
избежать столкновения транспортных средств путем снижения скорости, при точном и своевременном выполнении норм ПДД РФ, определение механизма бесконтактного ДТП и его анализ, позволит истцу – водителю Б.
, обосновать заявленные исковые требования, а суду, сделать вывод о наличии оснований, предусмотренных статьями 1064, 1079 ГК РФ и Законом РФ «Об ОСАГО», для привлечения ответчиков А. и страховой компании к гражданско-правовой ответственности.
Рекомендации по оформлению ДТП с бесконтактным механизмом
Правила дорожного движения в пунктах 2.6, 2.6.1 ПДД РФ в доступной форме повествуют о порядке действий при оформлении ДТП.
Подробности в статье:
Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП
Рассматриваемая категория аварий, в силу присущих ей особенностей, исключает использование водителями правил Европротокола, предусмотренных положениях статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Фиксация события и документирование аварии должно осуществляться только с участием сотрудников полиции.
- Вне зависимости от тяжести последствий автоаварии, её участникам следует вызвать на место происшествия сотрудников ДПС ГИБДД.
- Настоятельно рекомендуем не приступать к составлению схемы дорожно-транспортного происшествия и не убирать транспортные средства с дороги до прибытия полиции.
- Не стоит заблуждаться относительно единства мнений при оценке водителями причин и обстоятельств дорожного инцидента.
Как правило, от него не остаётся ни следа, и оно меняется на противоположность, как только водители приезжают в ГИБДД для составления документом о ДТП. При бесконтактном ДТП полноценно составить и документировать происшествие могут только сотрудники ДПС.
- От водителей требуется только заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого вместе с документами, выданными ГИБДД, должен быть направлен в страховую компанию.
- Отсутствие правильно заполненного и подписанного участниками ДТП извещения о страховом случае – ДТП, является основанием к отказу в выплате страхового возмещения по ОСАГО.
- Особое внимание участников происшествия должно быть уделено поиску доказательств, содержащих сведения о механизме и обстоятельствах происшествия.
- К таковым относятся: очевидцы аварии, записи камер наблюдения, установленных вблизи места происшествия, данные видеорегистраторов, полученные от водителей и очевидцев.
Эти источники подлежат безотлагательному приобщению к материалам дела. Для этого в письменной форме составляется ходатайство и подается на рассмотрение должностному лицу ГИБДД, осуществляющему производство по делу.
Статья 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливает: все ходатайства по делу подлежат обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, осуществляющим производство.
- Отказ в удовлетворении ходатайства оформляется в виде процессуального документа – определения, копия которого выдается заявителю.
- По итогам рассмотрения дела в ГИБДД потерпевший участник бесконтактного дорожно-транспортного происшествия получает на руки процессуальные документы и предъявляет их с заявлением в страховую компанию.
- При несогласии с постановлениями и решениями по делу об административном правонарушении, участники происшествия вправе их обжаловать в порядке, рассмотренном в этой статье.
Что делать при отказе в выплате страхового возмещения
- Основания и порядок, по которым производится возмещение страхового вреда, рассмотрены подобно здесь.
- Страховщик может не признать бесконтактное ДТП как страховой случай и отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения.
- В таком случае потерпевшему нужно готовиться к судебной тяжбе.
- Прежде чем обратиться в суд с иском к страховой компании, потерпевший обязан исполнить требования досудебной процедуры – составить мотивированную досудебную претензию и направить ее страховщику.
Правовое регулирование процедуры общения потерпевшего и страховщика по вопросам и спорам о возмещении вреда, урегулировано норами статьей 11,14.1,16.1 ФЗ «Об ОСАГО».
Выполнение потерпевшим требований перечисленных норм является обязательным до обращения в суд с иском к страховой компании по ОСАГО.
Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?
Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому.
Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами.
Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.
Определение бесконтактного ДТП
Читайте: Ответственность за ДТП виновника аварии в 2019 году
Бесконтактное ДТП – что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.
Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.
Нюансы рассмотрения аварий
Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:
- Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
- Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
- Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
- Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.
На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности
Во многих ситуациях виновной стороной может признаваться второй автомобилист, уже вынужденный осуществлять различные маневры.
В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:
- При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
- Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
- Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.
В любой ситуации, несмотря на то, как ее интерпретируют сотрудники ГИБДД, стоит настаивать, что оказавшись в определенной ситуации водитель проанализировал ее (насколько это было возможно) и принял решение, что его определенные действия будут наиболее приемлемы и безопасны.
Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.
Что делать при бесконтактном ДТП
При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП.
В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего.
Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.
Важной также является необходимость отразить в протоколе ДТП факт несогласия с определенными пунктами, отраженными в нем. В такой ситуации автомобилист имеет возможность оспорить выводы сотрудников ГИБДД.
Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:
- В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
- Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.
При условии, что потерпевшая сторона была признана виновной, причиненный ущерб придется погашать исключительно за счет собственных средств.
Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.
Судебные разбирательства
Читайте: Выкуп страхового случая ДТП
Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:
- Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
- Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
- В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
- В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
- После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
- Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.
Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий.
Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.
Поделиться ссылкой:
Получение компенсации за бесконтактное ДТП по ОСАГО
Ежедневно на дорогах происходят ДТП и другие происшествия, в результате которых наносится урон автомобилю или вред здоровью людей. В зависимости от характера и тяжести каждое ДТП квалифицируется по-разному.
Один из самых сложных видов транспортных происшествий – бесконтактные ДТП.
Особенность случая заключается в том, что непосредственного контакта между автомобилями не происходит, и участники происшествия сохраняют контроль над транспортным средством.
Определение бесконтактного ДТП
Причиной бесконтактного ДТП чаще всего становится агрессивный стиль вождения. Однако не редки и иные факторы, которые создают помехи для других участников движения:
- подрезание;
- резкий обгон;
- медленное движение и др.
Причиной бесконтактного ДТП может служить еще неопытность водителя, отказ в работе ТС, нарушение ПДД пешеходом и т.д.
Несмотря на отсутствие прямого контакта между машинами, бесконтактное ДТП считается одним из опасных происшествий:
- во-первых, пострадавший не теряет управление автомобилем, а значит, обязан избежать столкновения и при этом не причинить ущерб окружающим;
- во-вторых, участники подобного происшествия могут не иметь никаких страховок, и получение компенсации за причиненный ущерб для пострадавшего станет настоящей тяжбой по судебным инстанциям.
Последствия бесконтактного ДТП
Также в результате бесконтактного ДТП высок риск, что наступит уже реальное столкновение с третьим автомобилем. Примером может служить резкий обгон. Чтобы не произошло столкновения, обгоняемому транспорту потребуется резко тормозить. Эти действия могут привести к столкновению со вслед идущей машиной.
Определение рамок происшествия
Факт свершения бесконтактного ДТП определяется теми же правилами, что и реальное столкновение двух автомобилей. Чтобы происшествие признать бесконтактным ДТП, требуется присутствие следующих факторов:
- причинен материальный ущерб пострадавшему водителю (урон автомобилю, порча груза);
- причинен ущерб здоровью водителя, пассажиров или других лиц;
- нанесен ущерб иным участникам движения или пешеходам.
Если во время агрессивного вождения на дороге никто из участников не пострадал, а автомобили и другое имущество в целости и сохранности, происшествие не является бесконтактным ДТП.
Когда участнику дорожного движения создается помеха, от него может последовать три варианта действий:
- торможение до полной остановки;
- маневр с целью избежать столкновения;
- отсутствие какой-либо реакции.
В зависимости от реакции водитель может сделать разный выбор на одну и ту же ситуацию агрессивного вождения. Однако пункт 10.1 ПДД поясняет, что водитель обязан выбирать тот вариант избегания столкновения, который не приведет к помехам для движения других автомобилей. Из этого следует, что:
- если перед водителем создана помеха автомобилем попутного движения, нужно убедиться в безопасности торможении для вслед идущих машин;
- когда же создается помеха автомобилем встречного движения и избежать столкновения можно лишь маневрированием, для его выполнения потребуются хорошие навыки и безупречная реакция.
Если пострадавший не смог избежать столкновения или не успел среагировать – происшествие становится обычным ДТП. В этом случае ответственность виновника квалифицируется иначе, а недостаточные действия пострадавшего не несут правовых последствий.
Сбор доказательной базы и сведений о бесконтактном происшествии
Еще одна сложность бесконтактных ДТП заключается в фиксации. Виновник такого происшествия может намеренно скрыться с места ДТП. Однако чаще всего он его покидает непреднамеренно, т.к.
не успевает заметить последствий своего агрессивного стиля вождения. Но это не снимает с виновника ответственность за невыполнение действий при ДТП, предписанных ПДД.
В этом случае участнику происшествия может грозить лишение прав на срок до полугода.
Пострадавшему водителю потребуется получить максимальную информацию о происшествии. Это поможет получить компенсацию за бесконтактное ДТП по ОСАГО, а также доказать свою невиновность, если в результате бесконтактного происшествия произошло столкновение с иным транспортом.
В качестве источника информации о ДТП могут служить:
- Видеосъемка происшествия. Большинство автомобилей сегодня оснащены видеорегистраторами, которые постоянно фиксируют происходящее на дороге. Если на нем нет детального отображения происшествия, запись можно получить от регистраторов других машин или стационарных камер, если они установлены.
- Показания очевидцев. Следует обратить внимание на свидетелей, которые видели бесконтактное ДТП и его последствия. Показания очевидцев также имеют законную силу и могут служить основанием для признания вины наравне с записью видеорегистратора.
Сбором всей информации может заниматься непосредственно сам пострадавший, не дожидаясь экипажа ДПС. Однако только сотрудники патрульной службы могут фиксировать те или иные доказательства. Для правовой фиксации бесконтактного ДТП не требуется европротокол, достаточно заполнения бланка упрощенной формы.
Кто отвечает за бесконтактное ДТП и его последствия
Ответственность пострадавшего и виновника бесконтактного ДТП рассматривается отдельно. Это связано с тем, что такая ситуация легко провоцирует уже другие происшествия иного характера.
Водитель, спровоцировавший бесконтактное ДТП своим поведением на дороге, полностью признается виновником. Но за дальнейшие последствия, возникшие в результате такого происшествия, отвечают оба водителя.
Каждый участник бесконтактного ДТП может стать ответственным за:
- порчу автомобиля и имущества иных лиц при столкновении;
- нанесение вреда здоровью людей.
В этом случае пострадавший также может стать виновником, что позволяет водителю, спровоцировавшему бесконтактное ДТП, переложить часть вины на другого участника. Среди примеров вины пострадавшего может быть:
- несоблюдение дистанции и/или скоростного режима обгоняемым автомобилем, который после маневра обгоняющего резко затормозил и допустил столкновение со вслед идущей машиной;
- удар об припаркованную машину при уходе от столкновения с автомобилем встречного движения, вышедшего на полосу попутного движения.
Исходя из этого, можно утверждать, что пострадавший, не нарушивший ПДД, не может стать виновником именно бесконтактного ДТП, а вот его последствий – не сложно. Чаще всего причиной этого служит недостаточность времени на реакцию, которая требуется от пострадавшего в период агрессивного вождения со стороны другого автомобиля.
Когда за пострадавшим наблюдается нарушение ПДД (например, несоблюдение безопасной дистанции), на него можно перенести часть вины за бесконтактное ДТП. Это позволяет виновнику частично избежать как правовых, так и материальных обязательств.
Виновник бесконтактного ДТП несет правовую ответственность, аналогичную при любом другом транспортном происшествии. В большинстве случаев наказанием служит административный штраф. Если же в результате такого происшествия нанесен вред человеку, виновнику грозит лишение. При этом он не приравнивается к преступнику и срок лишения прав в большинстве случаев составляет не более 6 месяцев.
Также любой участник может стать оштрафованным на большую сумму или лишиться прав, если он покинул место ДТП. При этом не важно, преднамеренно или нет, ушел водитель с места ДТР.
Получение компенсации по ОСАГО
За все случаи нанесения ущерба имуществу и вреда здоровью при любых транспортных происшествиях, в том числе и бесконтактном ДТП, ОСАГО виновника предусматривает выплату по этому пункту. Следовательно, по нему и требуется подавать заявление на выплату компенсации.
Для получения компенсации за нанесенный ущерб пострадавшим следует подавать заявление в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП. Исходя из этого, есть два пути решения вопроса:
- Обращение к страховщику виновника. Для получения компенсации нужно собрать пакет документов, в который входит заявление от потерпевшего, акт ГИБДД о регистрации произошедшего ДТП и результаты оценки причиненного ущерба.
- Обращение напрямую в суд. Пострадавший имеет право обратиться с иском судебную инстанцию, если страховая компания виновника ДТП отказывает в выплате компенсации или не выполняет своих обязательств. Также вопрос возмещения ущерба решается напрямую через суд, если у виновника отсутствует действующий договор ОСАГО.
Последний вариант потребует наибольшего внимания и терпения, т.к. стороной, создавшей помеху для движения пострадавшему, могут оказаться рабочие организации или обычный пешеход. У них вообще может отсутствовать какой-либо договор и финансовые претензии можно будет урегулировать только через суд.
Первым делом следует предпринять попытку урегулирования финансовых претензий в досудебном формате с виновником бесконтактного ДТП лично или его страховой компанией. Если результаты не принесли успеха, тогда придется писать исковое заявление. В зависимости от ситуации придется прибегнуть к разным формам правовой практики:
- когда пришел отказ от страховой компании, на нее составляется заявление на основании невыполнения своих договорных обязательств;
- если же у виновника отсутствует страховка, вопрос получения компенсации решается через судебный процесс, а при составлении заявления нужно ссылаться на Гражданский кодекс РФ.
Если даже правда на стороне пострадавшего, рекомендуется обратиться за услугами автоюриста. Т.к. в бесконтактном ДТП ответственность несут все его участники, и грамотный юрист виновной стороны с высокой вероятностью переложит часть причиненного ущерба на пострадавшую сторону.
Подводя итоги
Бесконтактное ДТП не такое и безобидное, каким кажется на первый взгляд. Во-первых, в нем несет ответственность и пострадавший участник дорожного происшествия. Если водителю создана помеха для движения, он обязан устранить ее действиями, безопасными для других машин на дороге. Во-вторых, это присутствие многих факторов, которые могут спровоцировать бесконтактное происшествие:
- агрессивный стиль вождения;
- дорожные и придорожные ремонтно-строительные и иных работы;
- нарушение ПДД пешеходами.
В любых случаях, в которых помеха для движения создана не машиной, с высокой вероятностью возмещение ущерба придется добиваться через суд. Это приводит к длительным процессам и финансовым затратам на юридические услуги.
По этим причинам лучше вообще не попадать в бесконтактное ДТП. Лучшую защиту от таких происшествий обеспечит аккуратный стиль вождения и бдительность водителя. Не менее важным также будет соблюдать все меры для безопасного передвижения (соблюдение скоростного режима и дистанции).