Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение, исходит не от врага, а от самого себя.

Р. Роллан

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

Что подразумевать под градообразующим предприятием

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядокГрадообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности». Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Инициация банкротства

Банкротство градообразующих организаций инициируется в соответствии с установленными правилами признания несостоятельности юридических лиц. Заявление подается по месту регистрации субъекта. Инициатором процедуры могут выступать:

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Кто принимает участие в рассмотрении заявления

Согласно законодательству, банкротство юрлицБанкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядокоформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Этапы признания несостоятельности организации

Если речь идет о градообразующих предприятиях, то основными становятся стадии финансового оздоровления и внешнего управления, которые могут отсутствовать при стандартном банкротстве юридических лиц.

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации. Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании.

Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д.

В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядокСтадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства. Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании. Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Стадия внешнего управления тоже важна при оформлении процедуры, поскольку она подразумевает продажу части имущества и увольнение некоторых сотрудников, но при этом действия внешнего управляющего не сказываются на финансовых показателях организации. Банкротство градообразующих предприятий на этой стадии можно предотвратить, продавая убыточные филиалы.

Поручительство над должником

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Удовлетворение требований кредиторов

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города.

Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики.

В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей.

Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города.

В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Неверное распределение финансов может привести к банкротству любого предприятия

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).
Читайте также:  Покупка дебиторской задолженности на торгах по банкротству: порядок действий, риски, документы

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторы

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

На начальном этапе признания банкротства изучаются все документы

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Особенности банкротства градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

https://www.youtube.com/watch?v=B3K3Co8ZqIg

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием
  • в лице их уполномоченных органов.
  • Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
  • Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.
  1. Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
  2. Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
  3. Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
  4. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.
  5. Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 — 138 Федерального закона.
  6. В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.
  7. При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Читайте также:  Что такое цифровой рубль и зачем он нужен для экономики

Банкротство стратегических предприятий и градообразующих организаций: порядок, условия и особенности

Один из наиболее сложных вариантов признания несостоятельности – банкротство стратегических предприятий и организаций. Это отдельная форма юр. лица, регламентирующихся только российским законодательством. В статье подробно рассмотрим, что собой представляет данная процедура, какие особенности и последствия имеет.

Понятие и нюансы признания несостоятельности

В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:

  • число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
  • количество работников больше 5 тысяч.

Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.

Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:

  • период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
  • в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.

Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.

Кто не может быть признан банкротом

ГК РФ устанавливает перечень организаций, отношении которых не может быть запущено производство признания несостоятельности.

Итак, кто не может быть банкротом? Подобный статус не может быть присвоен:

  • публично-правовым компаниям;
  • казенным предприятиям;
  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • политическим партиям;
  • религиозным организациям.

Градообразующие предприятия не включены в данный список, а значит, они могут быть признаны финансово-несостоятельными.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Условия для признания банкротства

Процесс признания банкротом стратегических предприятий имеет свои особенности. Они также касаются условий, при которых может быть запущена процедура признания компании несостоятельной.

Итак, какая организация может быть признана банкротом? Процедура признания несостоятельности запускается, если:

  1. Общий долг превышает 500 тыс. рублей (правительство рассматривает увеличение данного порога до 5 млн.). Для сравнения, банкротство юр лиц другого статуса возможно, когда долг больше 300 тыс. рублей. А признание гражданина банкротом (в том числе, ИП) возможно при задолженности от 500 тыс. рублей.
  2. Обращение в арбитраж возможно только через полгода с даты последнего запланированного платежа, если в течение этого времени руководством не принимаются никакие меры для расчета с долгами. При банкротстве ООО и других юридических лиц, данный срок сокращен до 3-х месяцев.

Возможные инициаторы

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Возможные участники дела о банкротстве

Проведение процедуры признания банкротом возможно при наличии 2-х сторон: истца и ответчика, роль которых исполняют кредиторы и должник. Также, в соответствии со ст. 170 №127-ФЗ, к делу о несостоятельности градообразующих организаций привлекается:

  • орган местного самоуправления (в обязательном порядке);
  • федеральные и муниципальные органы исполнительной власти (при необходимости).

Этапы

  • В случае банкротства стратегического предприятия предполагаются стандартные стадии судебного процесса, но с учетом того, что сроки каждого этапа будут максимально продлены.
  • Объясняется это тем, что все участники процесса будут прикладывать усилия для спасения организации (в отличие от дел о признании банкротом граждан и юридических лиц других типов) по причине огромного количества сотрудников и стратегического статуса предприятия.
  • Рассмотрим подробно все стадии банкротства градообразующих организаций.

Наблюдение

Это стандартное начало процедуры банкротства стратегических предприятий.

На стадии наблюдения осуществляется:

  • анализ финансовых отчетов;
  • определение сделок, которые были заведомо убыточными для компании;
  • поиск резервов для выхода из ситуации без оформления банкротства.

Максимальный срок – полгода.

Финансовое оздоровление

Это ключевой этап процедуры банкротства стратегических предприятий.

Цель данной стадии – проведение мероприятий для восстановления платежеспособности и прекращения дела о признании несостоятельности компании. На этом этапе:

  • осуществляется государственная поддержка градообразующей организации, путем выделения денежных средств из бюджета различных уровней;
  • проводится реструктуризация фирмы;
  • оптимизируется штат;
  • проводится оптимизация и экономия активов компании.

Таким образом, в основе правового регулирования банкротства стратегических предприятий лежит осуществление мероприятий с поддержкой государства, направленных на восстановление платежеспособности.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Внешнее управление

Это еще один важный этап, цель которого – выявление факторов, препятствующих оздоровлению стратегических организаций, например:

  • функционирование убыточных филиалов;
  • наличие нерациональных должностей, приводящее к необоснованному расширению штата;
  • эксплуатация оборудования, являющегося устаревшим и энергозатратным.

На данном этапе проводятся мероприятия, направленные на повышение показателей, для чего в числе прочих процедур осуществляется:

  • продажа филиалов, признанных убыточными;
  • постепенное списание энергозатратного оборудования и его замена современными аналогами;
  • оптимизация штата путем сокращения количества сотрудников.

Срок проведения данных процедур устанавливается в зависимости от конкретной ситуации и может быть продлен (общий период, включая этап финансового оздоровления не должен превышать 2 года).

Поручительство и конкурсное производство

При проведении процедуры банкротства в отношении стратегического предприятия используется дополнительный этап, невозможный при признании банкротом физических и других юридических лиц – поручительство.

Поручителями могут выступать только органы власти, от лица которых подписываются дополнительные контракты, по которым предприятию-должнику предоставляется отсрочка по выплатам.

В случае неисполнения обязательств по поручительству, вводится конкурсное производство. На этом этапе градообразующее предприятие продается другому собственнику. В данном случае не проводятся торги по отдельным объектам собственности должника – все имущество продается единовременно. Это важно для продолжения деятельности оранизации и максимального сохранения рабочих мест.

Очередность выплат

Финансовые претензии кредиторов удовлетворяются за счет средств, порученных от продажи предприятия-банкрота. Необходимо отметить специфику очередности выплат:

  1. Ликвидация последствий банкротства, оказавших влияние на жизнедеятельность региона;
  2. Выплата заработных плат сотрудникам.
  3. Перечисление компенсация и пособий, положенных работникам за период, в течение которого организация не функционировала;
  4. Погашение кредитных долгов.

В последнем случае возможно частичное списание данного вида задолженности, если после выплат по первоочередным платежам, денежных средств на исполнение кредитных обязательств недостаточно.

Последствия признания банкротства

Последствия банкротства стратегических организаций могут стать настоящим бедствием для региона, в котором оно было основным местом работы подавляющего числа жителей.

Читайте также:  Могут ли уволить мать-одиночку с работы без ее согласия? правовые основания и особенности процедуры

Выделяются несколько категорий последствий несостоятельности таких юридических лиц:

  1. Экономические. Выражаются в общем упадке финансового благосостояния населенного пункта, невозможности наполнения государственной казны и уменьшения общих доходов бюджета.
  2. Социальные. Начинается безработица и, как следствие, снижается уровень жизни граждан.

Именно из-за глобальности последствий признания банкротом градообразующих предприятий, признание несостоятельности данной категории юридических лиц достаточно редкое явление, благодаря государственной поддержке должника-банкрота.

Итоги

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.

Задайте вопрос юристу бесплатно

Банкротство градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст. 169 Закона о банкротстве).

Особенности банкротства градообразующих организаций устанавливаются исходя из необходимости предотвращения возможных негативных социальных последствий. Предусмотренные для таких организаций положения применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

При рассмотрении дел о банкротстве градообразующих организаций лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве таких лиц могут быть привлечены также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта РФ.

Внешнее управление такими организациями может быть введено судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Лицо, представившее поручительство, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Внешнее управление и финансовое оздоровление градообразующей организацией могут быть продлены арбитражным судом на срок не более одного года при наличии поручительства соответствующих органов.

В любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице уполномоченных органов вправе рассчитаться с кредиторами в порядке установленной очередности. В этом случае производство по делу о банкротстве прекращается.

В ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа Предприятия.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может! являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников! этого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора силу. Иные условия могут быть установлены с согласия собрания! кредиторов. В случае невыполнения покупателем предусмотренных — условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом.

Если ходатайство не было подано или предприятие градообразующей организации не было продано на указанных условиях, предприятие подлежит продаже в порядке и на условиях, предусмотренных ст.

ПО, 111,139 Закона о банкротстве, с особенностями, указанными в ст. 176. При этом на первые торги предприятие выставляется на условиях, обозначенных ранее.

Если оно не было продано таким образом, продажа осуществляется в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника.

Упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника

Упрощенные процедуры банкротства предусмотрены Законом о банкротстве для двух категорий субъектов: ликвидируемого должника и отсутствующего должника.

Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица.

До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника.

Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Предусмотрен сокращенный (один месяц) срок для предъявления требований кредиторами.

Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника-гражданина или руководителя должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсными кредиторами или уполномоченным органом, независимо от размера кредиторской задолженности.

Предусмотрены сокращенные сроки для принятия решения арбитражным судом о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования.

При обнаружении имущества отсутствующего должника, по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства.

Удовлетворение требований кредиторов отсутствующего должника осуществляется в очередности, предусмотренной Законов о банкротстве. Покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Положения о банкротстве отсутствующего должника могут применяться также в случаях, когда имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *