Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2019 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Основные изменения в 44 ФЗ в 2021 году

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пенейФормула расчета штрафов по ФЗ 44 

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

  • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
  • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

Читать так же:  ​​ФЗ 98 о коммерческой тайне

Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2021 году

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции.

Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий по 44 ФЗ.

Читать так же:  ФЗ о тишине в 2021 годуАдминистративные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пенейАдминистративные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пенейАдминистративные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пенейАдминистративные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пенейАдминистративные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пенейАдминистративные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

Скачать официальный текст закона №44

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

Наказание за нарушение статей по 44-ФЗ

Минфин планирует обновить данные о штрафных санкциях в сфере государственных закупок по проекту кодекса административных правонарушений (КоАП РФ), которые планируется вывести в законодательно-правовой оборот начиная с 1 января 2021 года.

В 2020 году ответственность по 44-ФЗ наступает как для заказчиков, так и для участников закупочных процедур и составляет:

  • 10 процентов от номинальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не превышающей 50000 рублей для участников;
  • от 1000 рублей для участников имеющих статус СМП или СОНКО, но не превышающей 5000 рублей;
  • от 5 процентов от НМЦК, но не превышающих 500000 рублей для организаторов торгов, согласно действующему КоАП РФ.

Новый проект КоАП РФ не будет затрагивать минимальный и максимальный диапазоны штрафных санкций для правонарушителей, он дополнит и изменит многие положения, касающиеся самих видов правонарушений. Для малозначительных нарушений будет предусмотрено предупреждение вместо штрафа.

В целом перечень измененных пунктов, предусматривающих штрафные санкции, выглядит следующим образом:

  • нарушение требований, установленных законом 44-ФЗ, во время постановления решения о способе определения победителя аукциона;
  • несоблюдение достаточного обеспечения госзакупок в информационном плане;
  • штрафы за нарушение порядка проведения закупочной процедуры;
  • штрафы, предусмотренные за несоблюдение сроков возврата финансовых средств, а также блокировки операций по гарантийному специальному счету для получения обеспечения контракта;
  • нарушение порядка проведения закупочных процедур, публикуемых на электронных торговых площадках (ЭТП);
  • несоблюдение норм заключения, а также произвольное изменение государственного контракта;
  • нарушение сроков и условий оплаты полученных товаров, услуг и работ;
  • несоблюдение норм проведения госзакупок отдельными разновидностями юридических лиц;
  • отказ либо уклонение победившего участника от заключения или исполнения контракта по гособоронзаказу (ГОЗ);
  • штрафы за несоответствие поставляемых товаров, произведенных работ либо услуг, направленных в интересах государственной обороны;
  • штрафы, предусмотренные за перераспределение либо ликвидацию производственных ресурсов, обеспечивающих контракты ГОЗ;
  • нарушение целевого использования бюджетных средств, направленных на удовлетворение нужд ГОЗ;
  • несоблюдение правил ведения раздельного вида учета в финансовой и хозяйственной деятельностях;
  • штрафы, предусмотренные за необоснованное завышение цен при исполнении контрактов ГОЗ;
  • нарушение условий госконтракта с ГОЗ, включая недостаточный уровень информирования;
  • штрафы для финансовых организаций и банков, проводящих операции, запрещенные в сфере государственного оборонного заказа, а также неисполнение финансовых обязанностей при банковском сопровождении;
  • несоблюдение норм публикации данных в системе ЕИС, а также неверное указание цен на типовые товары, как в гражданской, так и в оборонной сферах.

Данные пункты указаны в статье 28 нового проекта КоАП РФ, и будут приняты не ранее 1 января 2021 года. Размеры штрафов в сумме до 500000 рублей и 50000 рублей для заказчиков и должностных лиц соответственно останутся в силе.

Материальная ответственность

Ответственность в рамках исполнения государственных заказов по 44-ФЗ наступает и для организаторов торгов, и для их участников вне зависимости от формы проведения закупочной процедуры.

Различают два вида материальной ответственности, предусмотренные законодательством:

  1. Штрафы имеют фиксированную сумму установленную законодательством и назначаются за конкретные виды правонарушений во время исполнения контракта.
  2. Пеня начисляется исключительно по факту просрочки исполняемых контрактных обязательств и составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Для расчета данной неустойки удобнее всего использовать специальный калькулятор.

Что касается штрафов, то есть несколько категорий с соответствующими суммами:

  • неисполнение обязательств по госконтракту предусматривает штрафы от 0,1 до 10 процентов в зависимости от суммы его стоимости;
  • неисполнение обязательств по госконтракту заключаемому в «минус», если его сумма не превышает НМЦК, предусматривает от 1 до 10 процентов в зависимости от суммы НМЦК;
  • если сумма превышает НМЦК, то те же самые проценты рассчитываются от цены контракта (ЦК);
  • для участников СМП и СОНКО предусмотрен штраф в размере 1 процента, но не менее 1000 и не более 5000 рублей;
  • при выполнении строительно-монтажных и реконструкционных работ и ненадлежащем исполнении контрактных обязательств предусмотрен штраф в 5 процентов от их стоимости;
  • в случае если контракт не имеет стоимостного выражения, предусмотрен штраф от 1000 до 100000 рублей в зависимости от его цены;
  • если не были привлечены субъекты СНП и СОНКО в требуемом законодательством объеме, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от стоимости такового объема привлечения.

Калькулятор пени

Чтобы выполнить расчет неустойки, нужен калькулятор пени по 44-ФЗ, с помощью которого можно сделать это наиболее быстрым и удобным способом. Например, калькулятор сайта Договор-юрист.ру.

Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

Данный онлайн-калькулятор учитывает все актуальные законодательные поправки и методы начисления пени за просрочку обязательств по выполнению государственных контрактов и опирается на значение ключевой ставки ЦБ РФ.

Для расчета пени необходимо:

  1. Внести данные о цене контракта и фактической стоимости исполненных обязательств.
  2. Указать актуальную для вас ключевую ставку Центрального Банка РФ (можно нажать на кнопку «Текущая», чтобы получить текущее значение).
  3. Обозначить срок выполнения обязательств и количество просроченных дней.
Читайте также:  Обоснование закупок по статье 18 Федерального закона № 44-ФЗ: порядок действий, образец заполнения. Обоснование единственного поставщика

Таблица штрафов

Ниже представлена полная таблица, где указаны все имеющиеся штрафы по 44-ФЗ как для организатора, так и для участника в лице поставщика/подрядчика.

Помимо материальных штрафов могут быть дополнительно применены иные меры, вроде внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков, либо запрет на проведение закупочных процедур. Данными видами санкций занимается федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Все нижеизложенные пункты базируются на статьях текущего КоАП РФ. В столбцах указаны виды правонарушений, регулирующая их статья, и сумма штрафа в рублях.

Штрафы за несанкционированный способ выбора победителя закупочной процедуры

Нарушение требований 44-ФЗ о методе отбора поставщика/подрядчика Часть 1 статьи 7.29 30 000
Иной способ определения победителя при реализации аукциона или конкурса с указанными критериями Часть 2 статьи 7.29 50 000
Организация конкурсов, не связанных с категориями, предусмотренными в требованиях 44-ФЗ Часть 2.1 статьи 7.29 50 000
Нарушение порядка или сроков информирования органов контроля о возможности подписания контракта с единственным поставщиком Часть 2.1 статьи 7.29 50 000
Проведение закрытых торгов или указание произвольных условий данной процедуры, не согласованных с контролирующим органом при исполнении гособоронзаказа Часть 3 статьи 7.29 от 30 000 до 50 000
Нарушение критериев определения цены для единственного поставщика по ходу исполнения гособоронзаказа Статья 7.29.1 от 30 000 до 50 000
Указание в план-графике позиций, которые не установлены действующими требованиями законодательства РФ, а также позиций с нобоснованной ценой Часть 1 статьи 7.29.3 от 30 000 до 50 000

Штрафы за несоблюдение установленных норм проведения торговых закупок

Нарушения, связанные с формой обоснования НМЦК Часть 2 статьи 7.29.3 10000
Нарушение условий общественного обсуждения или его отсутствие Часть 3 статьи 7.29.3 30000
Нарушение сроков утверждения и публикации в ЕИС планов закупок и планов графиков Часть 4 статьи 7.29.3 от 5000 до 30 000
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для проведения конкурса или аукциона до двух и более двух дней Части 1 и 1.1 статьи 7.30 от 5000 до 15000 и от 30000 до 100000
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для запроса котировок и предложений, а также закупок у единственного поставщика до одного и более одного дня Части 1.2 и 1.3 статьи 7.30 от 3000 до 10000 и от 15000 до 50000
Неверное размещение информации о разъеснении положений конкурса или аукциона, а также окончательного решения Часть 1.4 статьи 7.30 от 15000 до 50000
Нарушения, связанные с отправкой в ЕИС данных о закупке, проводимой ранее чем за 10 дней до внесения в план-график либо не внесенной в него, а также закупки, не устранившей нарушения в полученном предписании Части 1.5, 1.6 и 1.7 статьи 7.30 30000
Отклонение заявки, отказ в допуске к аукциону при соответствии участника правиалам, а также вскрытие конвертов раньше срока окончательного приема заявок Часть 2 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000
Нарушение составляения протокола в процессе определения поставщика Часть 2.1 статьи 7.30 10000
Неразмещение в ЕИС документов, требуемых по 44-ФЗ Часть 3 статьи 7.30 от 50000 до 500000
Установка собственных порядков расмотрения заявок, суммы обеспечения, требуемых от участника документов Часть 4 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000
Установка к товарам и услугам требований, не предусмотренных правилами 44-ФЗ Часть 4.1 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 10000 и не более 50000
Утверждение закупочной документации с нарушением требований Часть 4.2 статьи 7.30 3000
Отмена заявок в процедуре по основаниям неуказанным 44-ФЗ либо допуск к процедуре несоотвествующих заявок Часть 6 статьи 7.30 5% от НМЦК, но не более 30000
Объявление победителя с нарушением правил Часть 7 статьи 7.30 50000
Нарушение установленных сроков приема направляемых заявок или определения выигравшего заявления Часть 8 статьи 7.30 30000
Нарушение объемов закупок у СНП и СОНКО по истечению календарного года Часть 11 статьи 7.30 50000
Нарушение сроков подписания требуемых протоколов при проведении закупочной процедуры до двух и более дней Часть 13 и 14 статьи 7.30 от 3000 до 30000
Нарушение срока публикации закупочной процедуры уполномоченным заказчиком гособоронзаказа Часть 15 статьи 7.30 От 30000 до 50000

Штрафы при занесении участника закупок в реестр ФАС

Предоставление заведомо ложных данных на участника в орган ФАС Часть 1 статьи 7.31 50000
Уклонение или несвоевременное/неполное предоставление данных о нарушающем закон участнике Часть 2 статьи 7.31 20000

Штрафы за превышение срока возврата гарантийного обеспечения

Нарушение до 3х дней Часть 1 статьи 7.31.1 от 5000 до 30000
Более 3-х дней Часть 2 статьи 7.31.1 от 15000 до 90000

Иные штрафы

Реализация закупок не соответствующих требованиям энергетической эффективности от 30000 до 10000
Невыполнение полученного предписания в установленные сроки от 50000 до 500000
Несвоевременное отправление информации в контролирующие органы, указанные в требованиях к порядку проведения закупочных процедур по 44-ФЗ Статья 19.7.2 от 15000 до 100000

( 1 оценка, среднее 4 из 5

Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени

Штрафы для поставщиков в закупках по 44-ФЗ — это от 10% от НМЦК, в закупках с ограничениями для СМП — от 1 тыс. руб., а по КоАП для заказчиков — от 5% от НМЦК.

Максимальное значение в Постановлении № 1042 установлено в виде стоимости контракта, а по КоАП — 500 тыс. руб.

Минфин РФ предложил новый КоАП с новыми составами административных правонарушений и новыми размерами санкций за них.

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл.

№ 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются.

Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП Ответственность (за что предусмотрен штраф)
28.1 За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика
28.2 За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок
28.3 За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ
28.4 За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки
28.5 За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры
28.6 За нарушение порядка заключения, изменения контракта
28.7 За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ
28.8 За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц
28.10 За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ
28.11 За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа
28.12 За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ
28.13 За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд  ГОЗ
28.14 За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
28.15 За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ
28.16 За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу
28.17 За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ
28.18 За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу
28.19 За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении
28.20 За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Исполнитель
Пени С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика. Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы. Пример:

Ответственность сторон по 44-ФЗ в 2021 году: штрафы и пени

Штрафы для поставщиков в закупках по 44-ФЗ — это от 10% от НМЦК, в закупках с ограничениями для СМП — от 1 тыс. руб., а по КоАП для заказчиков — от 5% от НМЦК.

Максимальное значение в Постановлении № 1042 установлено в виде стоимости контракта, а по КоАП — 500 тыс. руб.

Минфин РФ предложил новый КоАП с новыми составами административных правонарушений и новыми размерами санкций за них.

Читайте также:  Ходатайство о приеме на работу — образец и правила оформления

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл.

№ 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются.

Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП Ответственность (за что предусмотрен штраф)
28.1 За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика
28.2 За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок
28.3 За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ
28.4 За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки
28.5 За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры
28.6 За нарушение порядка заключения, изменения контракта
28.7 За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ
28.8 За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц
28.10 За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ
28.11 За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа
28.12 За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ
28.13 За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд  ГОЗ
28.14 За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
28.15 За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ
28.16 За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу
28.17 За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ
28.18 За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу
28.19 За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении
28.20 За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Исполнитель
Пени С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.
Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы. Пример:

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ: штрафы и санкции для исполнителя

Бесплатная юридическая консультация

Сроки поставки товара определяются заказчиком и прописываются в закупочной документации. Сроки поставки товара приравниваются по своему значению к срокам исполнения контракта. Данный пункт государственного контракта выступает существенным условием и не подлежит изменению по нормам 44-ФЗ.

Это значит, что сроки поставки прописываются в контракте в обязательном порядке (без них контракт считается недействительным и может быть аннулирован), и они не могут быть изменены даже по соглашению сторон. Подписать дополнительное соглашение об изменении сроков поставки товара стороны не вправе, такое соглашение будет аннулировано.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ могут быть прописаны в виде фиксированной даты или в виде временного отрезка, например, товар должен быть поставлен в течение 3 дней после поступления запроса от поставщика или в течение 10 дней после подписания контракта. Оба варианта считаются приемлемыми по требованиям законодательства.

Каковы минимальные сроки

Минимальные сроки поставки товара по нормам 44-ФЗ никак не регулируются. Нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Их заказчик вправе определять по своему усмотрению. На основании ч. 1 п. 1 ст.

33 44-ФЗ заказчику запрещено указывать требования в закупочной документации, которые ограничивают численность участников. Здесь не перечислены сроки поставки, так как они связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой. По положениям ст.

421 ГК о свободе договора условия контракта могут быть любыми, которые удовлетворяют обе стороны.

Нередко участники контрактной системы указывают на нереальные сроки поставки товара в закупочной документации, которые указаны заказчиком. По сути, это является нарушением, так как тем самым заказчик нарушает требования законодательства и искусственно ограничивает конкуренцию. При необоснованном ограничении сроков поставки товара поставщики могут пожаловаться на действия заказчика в ФАС.

Но доказать факт ограничения конкуренции весьма непросто. Для этого поставщику следует документально подтвердить в антимонопольной службе реальные сроки поставки товара.

Помимо прочего, нужно доказать, что заказчиком были введены сроки для обеспечения победы определенному поставщику, а не по объективным основаниям (например, в некоторых случаях сжатые сроки являются объективной необходимостью).

Но доказательства, предъявленные поставщиком, не всегда принимаются в расчет сотрудниками ФАС. Связано это с тем, что официальные письма поставщиков или перевозчиков не всегда подтверждают нереальность сроков, так как письмо может выдать не самый оперативный поставщик.

Тогда как заказчик может предоставить свои доказательства, что другие поставщики готовы исполнить контракт в установленные законом сроки (такие письменные подтверждения обычно собираются заказчиком на этапе определения НМЦК).

Неустойка в 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.

В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

На что начисляется пеня по 44-ФЗ

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».

Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно.

Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

Ответственность заказчика

Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…».

Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства).

 С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:

  • 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2016,67 руб.
Читайте также:  Размеры неустойки по Закону "О защите прав потребителей" и ГК РФ: расчет суммы и порядок взыскания

Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:

  • 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.

Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.

Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.

№ Цена Размер штрафа (в процентах от цены контракта)
1. Не больше 3 млн. рублей 2,5
2. 3-50 млн. рублей 2
3. 50-100 млн. рублей 1,5
4. Больше 100 млн. рублей 0,5

Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей.

Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа.

Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.

Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)

Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):

П = С х (Ц – В), где:

  • Ц – это контрактная цена;
  • В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
  • С – это размер ставки.

Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил): 

С = ДП х СЦБ, где:

  • ДП – это количество просроченных дней;
  • СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.

Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):

К = (ДП/ДК) x 100%, где:

  • ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
  • ДП – это количество просроченных дней.

На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).

Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2

№ Коэффициент К Ставка рефинансирования (СЦБ)
1. 0-50% 0,01 от уровня ставки рефинансирования
2. 50-100% 0,02 от уровня ставки рефинансирования
3. 100% и больше 0,03 от уровня ставки рефинансирования

Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

Давайте проведем расчет размера пени на примерах.

Пример первый

Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.

  • Сначала определяем коэффициент (К):
  • К = 100% х (9 / 30) = 30%
  • Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).
  • С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)
  • Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):
  • П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей
  • Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:

П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей

Пример второй

Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:

  1. К = (18 / 30) x 100% = 60%
  2. Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:
  3. С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)
  4. По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:
  5. П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей
  6. Пример третий
  7. Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:
  8. К = (42 / 30) x 100% = 140%
  9. У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:
  10. С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)
  11. Итоговый размер пени составит:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей

  • О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.
  • Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.
  • Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3
№ Контрактная цена Размер штрафных санкций (в % от контрактной цены)
1. Не больше 3 млн. рублей 10,0
2. 3-50 млн. рублей 5,0
3. 50-100 млн. рублей 1,0
4. Больше 100 млн. рублей 0,5

В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку.

Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки.

Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

Совсем недобросовестно

Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).

Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г.

В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил.

Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств.

Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»

Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4).

Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».

Условия неопределенности

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса.

По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения.

При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.

Исключения из правил

Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:

  • на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
  • на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
  • если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).

Теги: пени, штрафы, 44-ФЗ, пример расчёта,

Количество просмотров: 21522

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *